ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
3.1. Понятие «сфера инновационной деятельности»
С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом. В повседневной практике, как правило, отождествляются понятия "новшество", "новация", "нововведение", "инновация", что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).
Переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т. п.). Процесс перевода Новшества в нововведение также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время.
В условиях рынка как системы экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения.
Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции – рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) – рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности.
3.2. Жизненный цикл инновации
Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс.
В соответствии с международной практикой жизненный цикл продукта разделен на следующие этапы:
− маркетинг, поиск и изучение рынка;
− проектирование и (или) разработка технологических требований;
− разработка продукции;
− материально-техническое снабжение;
− подготовка и разработка производственных процессов;
− производство;
− контроль, проведение испытаний и обследований;
− упаковка и хранение;
− реализация и распределение продукции;
− монтаж и эксплуатация;
− техническая помощь и обслуживание;
− утилизация продукции после использования.
Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации.
Его можно рассматривать:
− как параллельно-последовательное осуществление научноисследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга.
− как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения.
− как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукции или услуги. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта как частного случая широко распространенного в хозяйственной практике инвестиционного проекта.
В общем виде инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продукции и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.
Инновационный процесс – это комплексный динамично развивающийся процесс разработки, создания и внедрения новшества.
3.3. Фазы инновационного процесса
Составляющие инновационный процесс этапы называются фазами инновационного процесса. Обычно выделяют пять фаз: наука – исследование – разработка (проектирование) – производство – потребление (эксплуатация).
Некоторые авторы группируют их в две фазы:
1) создание и распространение нововведения, что включает: опытно-конструкторские разработки; сбыт; организацию коммерческого производства.
2) диффузия нововведения – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социально-экономической системы во времени, т. е. растет объект производства и потребления нововведения; в результате этого нововведение претерпевает изменения и может приобрести другие свойства. Диффузия нововведения – это распространение уже освоенной инновации в новых условиях.
Для конкретной ситуации необходимо уточнить, что понимается под отдельными фазами, т. е. какие отдельные виды деятельности каждая фаза включает. В различных областях и типах производства это разделение фаз инновационного процесса по содержанию может быть различным. Например, в машиностроении содержание отдельных фаз обычно следующее:
− фаза "Наука": фундаментальные исследования, разработка теоретического подхода к решению данной проблемы;
− фаза "Исследование": прикладное теоретическое исследование; экспериментальное исследование и проверки; экспериментальные модели;
− фаза "Разработка": определение технических характеристик изделия (образца); проектирование изделия; конструирование и технологическое обеспечение изделия; изготовление, испытание и доводка изделия; проверка в производстве;
− фаза "Производство": подготовка производства (конструирование, технология, материально-техническое обеспечение, создание вспомогательных материалов, специальных инструментов и оборудования); запуск производства; управление основным производством; поставка продукции, возможно, ее монтаж и ввод в эксплуатацию у потребителя;
− фаза "Потребление": использование у потребителя, предоставление услуг и обеспечение безаварийной и экономичной работы, необходимая ликвидация устаревшего и создание вместо него нового производства.
Каждая фаза инновационного цикла на практике представляет собой самостоятельные сферы деятельности и имеет свой круг задач и исполнителей, свою специфику организации, финансирования и управления. Такое разделение отражает процесс формирования новой продукции. Для описания процесса коммерциализации инновации ее жизненный цикл разделят на четыре фазы:
1. Инвенция (идея, фундаментальные исследования и НИОКР). Этот период разработки и освоения характеризуется крупными затратами без видимых результатов, конфликтами.
2. Рост производства – период видимого результата, повышение конкурентоспособности, прибыли.
3. Насыщение (замедление роста) – на этой фазе происходит улучшение качества за счет модификации. Затраты на совершенствование продукта компенсируют рост прибыли.
4. Спад производства за счет исчерпания технического потенциала и появления на рынке более конкурентоспособных товаров.
Выделение фаз коммерциализации дает исходный материал для формирования и инновационной стратегии предприятия.
3.4. Условия и факторы эффективности инновационного процесса
Инновационный цикл охватывает целый ряд взаимодействующих между собой организаций: − научно-исследовательских институтов, проводящих фундаментальные и прикладные исследования; − финансовых организаций; − внедренческих компаний.
Эффективность инновационного процесса, зависит от ряда взаимозависимых факторов.
1) Инновационный потенциал организации – показатель, характеризующий способность компании к осуществлению процесса нововведений.
2) Направление инновационной деятельности. Успех будущего нововведения на рынке во многом зависит от выбора правильного направления разработки.
Направление инновационного процесса зависти от целей, которые должны быть достигнуты при осуществлении нововведений. К ним можно отнести:
− сохранение позиций на рынке;
− завоевание новых сегментов рынка;
− структурное преобразование предприятия.
При выборе направления разработки учитывается величина достигаемого экономического эффекта, которая сопоставляется с уровнем потенциальных рисков.
3) Скорость осуществления инновационного процесса – характеризует показатель, именуемый инновационным лагом – это временной интервал от момента возникновения инновационной идеи до момента возврата инвестиций (получение положительной прибыли).
4) Маркетинговая стратегия фирмы играет большую роль при проведении процесса нововведений, так как позволяют уменьшить риск отторжения нововведения на рынке. Они осуществляются на различных стадиях инновационной деятельности.
На этапе зарождения инновационной идеи задачи маркетинговых исследований заключаются:
– в анализе рыночной ситуации;
– прогнозировании тенденций развития отрасли;
– нахождении сегмента рынка, не занятого фирмой- конкурентом.
На заключительных стадиях инновационной деятельности маркетинговые исследования проводятся для выявления:
– оптимальных форм коммерциализации;
– определения благоприятного момента вывода новинки на рынок;
– разработки эффективной сбытовой политики и форм ценового продвижения.
Исходя из вышеизложенного можно заключить, что инновационные процессы определяются следующими аспектами:
1. Носят циклический характер: одно базисное нововведение влечет за собой пакет преобразований (пример: изобретение генератора электрического тока привело к значительным изменениям в различных отраслях).
2. Имеют вероятностный характер: внедрение и продвижение инноваций на рынке – это всегда трудно предсказуемый процесс, так как существует вероятность расхождения расчетных и фактических показателей.
3. Обладают межорганизационным характером: необходимо взаимодействие различных организаций (НИИ, инжиниринговых и консалтинговых фирм, финансовых организаций) для осуществления инновационного подхода.
4. Имеют межотраслевой характер: нововведения могуг быть использованы в различных отраслях экономики, масштаб распространения отражает их значимость.
Вопросы для контроля:
1. Раскрыть понятие «сфера инновационной деятельности», какова ее структура?
2. Что такое «инновационный процесс»?
3. Жизненный цикл инновации.
4. Фазы инновационного процесса.
5. Каковы факторы эффективности инновационного процесса?
6. Что означает термин «инновационный лаг»?
7. Каковы задачи маркетингвых исследований на разных стадиях инновационного процесса?