Вы здесь

Основы инноватики и управления проектами автоматизации производства. 2 Инновационная политика предприятия (Р. Б. Алтынбаев, 2013)

2 Инновационная политика предприятия

2.1 Основные термины темы

Основные термины взяты из следующих источников:

– Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О науке и государственной научно-технической политике».

– Проект федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации».

Государственная инновационная политика – составная часть социальноэкономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Инновационный проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание и распространение нового вида продукции или технологии с целью получения прибыли или иного полезного эффекта.

Инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная) – комплекс инновационных проектов и мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).

Научная (научно-исследовательская) деятельность – деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.

Научно-техническая деятельность – деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Гранты – денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

2.2 Государственная инновационная политика

Основные цели государственной инновационной политики Российской Федерации:

– повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;

– содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;

– расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;

– содействие расширению взаимодействия субъектов Российской Федерации при осуществлении инновационной деятельности;

– развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере, в первую очередь со странами Содружества Независимых Государств;

– осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и развитию экспортного потенциала Российской Федерации.

Основные принципы государственной инновационной политики Российской Федерации заключаются в следующем:

– признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности и уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоёмкой продукции, качества жизни населения и экологической безопасности;

– обеспечение государственного регулирования инновационной деятельностью в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;

– концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;

– создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;

– создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;

– государственная охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности и интеллектуальной собственности, созданной в процессе осуществления инновационной деятельности;

– активизация международного сотрудничества Российской Федерации в инновационной сфере;

– укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.

Государственная инновационная политика Российской Федерации разрабатывается и осуществляется на основе:

инновационных прогнозов – предвидения основных направлений производственного освоения научно-технических достижений в Российской Федерации на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу;

инновационной стратегии – определения приоритетных направлений создания и распространения базисных и улучшающих инноваций в Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

инновационных программ, формируемых и реализуемых уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

инновационных проектов, прошедших экспертизу и конкурсный отбор на оказание государственной поддержки в формах, предусмотренных законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государство осуществляет поддержку и стимулирование инновационной деятельности путём:

– совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования инновационной деятельности;

– участия в финансировании за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов инновационных программ и проектов, а также создания объектов инновационной инфраструктуры, в том числе для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;

– организации закупок для государственных нужд наукоёмкой продукции и передовой техники с целью обеспечения гарантированного их распространения;

– создания в установленном законодательством Российской Федерации и законодательствами субъектов Российской Федерации порядке льготных условий осуществления инновационной деятельности и стимулирования российских и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в реализацию инновационных программ и проектов;

– полного или частичного освобождения от налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и других платежей в бюджет организаций, осваивающих принципиально новую продукцию (технологию) на начальный период её выпуска (применения);

– установления таможенных льгот и режимов ускоренной амортизации основных фондов для организаций, осуществляющих инновационные проекты;

– исключения из налогооблагаемой базы части прибыли организаций, банков, фондов и других кредитно-финансовых учреждений, направленной на финансирование проектов, включённых в Федеральную инновационную программу, а также на создание государственных инновационных и инновационно-венчурных фондов;

– содействия развитию инфраструктуры инновационной деятельности, в том числе информационной инфраструктуры, обеспечивающей накопление и распространение информации, предназначенной для использования субъектами инновационной деятельности;

– содействия развитию кадрового потенциала инновационной деятельности, подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в инновационной сфере, включая специалистов в области инновационного менеджмента, на основе имеющейся учебно-образовательной инфраструктуры, совершенствования научнометодической базы и внедрения прогрессивных форм обучения;

– содействия развитию международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности в инновационной сфере.

Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации:

1 Безопасность и противодействие терроризму.

2 Индустрия наносистем.

3 Информационно-телекоммуникационные системы.

4 Науки о жизни.

5 Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники.

6 Рациональное природопользование.

7 Транспортные и космические системы.

8 Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

Перечень критических технологий Российской Федерации:

1 Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники.

2 Базовые технологии силовой электротехники.

3 Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии.

4 Биомедицинские и ветеринарные технологии.

5 Геномные, протеомные и постгеномные технологии.

6 Клеточные технологии.

7 Компьютерное моделирование наноматериалов, наноустройств и нанотехнологий.

8 Нано-, био-, информационные, когнитивные технологии.

9 Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.

10 Технологии биоинженерии.

11 Технологии диагностики наноматериалов и наноустройств.

12 Технологии доступа к широкополосным мультимедийным услугам.

13 Технологии информационных, управляющих, навигационных систем.

14 Технологии наноустройств и микросистемной техники.

15 Технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику.

16 Технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов.

17 Технологии получения и обработки функциональных наноматериалов.

18 Технологии и программное обеспечение распределённых и высокопроизводительных вычислительных систем.

19 Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации её загрязнения.

20 Технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи.

21 Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

22 Технологии снижения потерь от социально значимых заболеваний.

23 Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта.

24 Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения.

25 Технологии создания электронной компонентной базы и энергоэффективных световых устройств.

26 Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии.

27 Технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе.

2.3 Управление инновационной политикой на предприятии

Управление инновациями – это изменения с целью внедрения и использования новых видов оборудования, процессов, обновления различных сторон инновационной деятельности предприятия. Опыт предприятий-лидеров наглядно свидетельствует, что инновации неизбежны и управляемы. Управление инновациями – ключ к поддержанию высокой эффективности производства.

Инновации условно можно разделить на два уровня:

1) Относятся новые открытия, изобретения, идеи, впервые внедряемые в производство, инноваторы, которые внедряют их, получают первичное превосходство.

2) Принадлежат изобретения, ноу-хау, идеи и открытия, внедряемые повторно. Их внедряют уже предприятия-имитаторы, такие новинки не являются новыми в мире.

Если инновации первого уровня могут и не внедряться на всех предприятиях, то второго – обязательны для всех предприятий, желающих выжить в условиях конкуренции. Этим и определяется актуальность проблемы управления инновациями практически для всех предприятий и организаций. Инновации внутри предприятия не происходят сами собой, для этого требуется система управления инновациями на предприятии.

Ситуация, в которой оказались российские предприятия с середины 1998 года, внешний кризис, включая развал банковского сектора, рекламных услуг, девальвация рубля и другие причины оказали двоякое воздействие на руководителей предприятий.

С одной стороны, для тех, кто сделал ставку на импортные комплектующие, потребовалось тут же быстро пересмотреть стратегию, ориентированную на внутренних поставщиков. С другой – для предприятий наукоёмкого сектора, с ориентацией на экспорт, ситуация даже улучшилась. Хотя, надо отметить, значительно усложнилась процедура расчётов, движение денежных средств внутри страны и за её пределами.

Так как кризисные ситуации могут периодически возобновляться, перспективы эффективной деятельности будут только у предприятий-инноваторов, которые способны быстро адаптироваться к любым изменениям как внутри предприятия, так и во внешней среде.

Предприятиям, работающим по-старому, нет места в мире постоянных изменений. Кризис заставляет срочно делать то, что планировали на перспективу, постоянно откладывали, принимать новые решения и разрабатывать новые схемы. Не случайно именно в кризисный период возникает острая необходимость перемен, инноваций. Например, чтобы упростить систему расчётов, уменьшить накладные расходы, подключить своих менеджеров к реализации товаров клиента, некоторые предприятия идут на использование таких инновационных форм, как консорциумы при участии и потребителей, и поставщиков.

Переход к рыночной экономике требует существенного повышения гибкости производства и восприимчивости к инновациям. Вновь создаваемые предприятия наукоёмкого сектора, в отличие от обычных, ориентируются на полный цикл, включающий вначале стадию НИОКР и освоения производства новых продуктов и услуг. Поэтому они создают перспективные исследовательские группы. На завершающей стадии предусматривается послепродажное сервисное обслуживание. Это делает их более мобильными и позволяет учесть как постоянно меняющиеся запросы рынка, так и последние достижения науки и техники.

Недостаточное внимание к инновациям не только приводит к падению объёмов продаж, что происходит сегодня, но и, главное, является базисной основой глубокого глобального кризиса в будущем.

Как показывает опыт инновационного и управленческого консультирования, на сегодня в России около трети промышленных предприятий осуществляют инновационную деятельность (несколько выше эта доля в машиностроении – около половины). Это значит, что они сталкиваются с проблемами управления инновациями, в том числе с освоением и внедрением инноваций (новых изделий, технологий, оборудования и материалов). При этом если на отдельных предприятиях данная проблема становится все более острой и актуальной (ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «ГАЗ», ОАО «Ижрадио» и так далее), то на большинстве в силу экономического кризиса она уходит на второй план (Томилинский завод полупроводниковых приборов и многие другие), и, следовательно, инновационная деятельность сокращается.

Современное производство характеризуется инновациями и стремлением использовать более совершенную технологию, новые товары и услуги. Внедрение в производство новых технологий (микроэлектроники, биотехнологии, новых материалов) вызывает необходимость приведения содержания и организации производства, квалификации и образовательного уровня персонала в соответствие с усовершенствованными технологическими системами.

К началу XXI в. в России, несмотря на глубочайший экономический кризис, вызванный серьёзными просчётами на уровне макроэкономической политики, стали происходить серьёзные изменения форм и методов управления инновациями, а также осваиваться методы реинжиниринга бизнес-процессов. Это должно облегчить приспособление предприятий к постоянным изменениям внешней среды. Лишь приоритет долгосрочного подхода к решению назревших проблем регулируемого рынка позволит выйти из экономического кризиса, осуществить перестройку материально-технической базы производства, повысить конкурентоспособность предприятий и научно-технических организаций, модернизировать предприятия наукоёмких отраслей промышленности, рационализировать ресурсопотребление.

В настоящее время имеют место следующие проблемы управления инновациями на предприятиях:

– сокращение затрат на инновации, вызванное практически полной ликвидацией инвестиций не только в научную сферу, но и в техническое перевооружение, обновление производства и продукции;

– нарастание темпов отставания от мирового уровня научно-технического прогресса по широкому спектру качественных параметров развития техники;

– резкое сокращение численности научно-исследовательских групп, коллективов, школ и институтов, широкомасштабная «утечка мозгов» за рубеж;

– отсутствие гибкости в работе существующих материально-технических, производственно-экономических и социально-организационных структур;

– чрезмерная длительность инновационных процессов во времени (особенно на заключительной стадии жизненного цикла инноваций);

– ограниченность распространения инноваций (внедрение на одном-двух предприятиях);

– чрезвычайно низкий удельный вес радикальных инноваций в общем объёме (с эффектом более одного миллиона рублей);

– отсутствие заинтересованности в инновациях (в силу функциональной ориентации предприятий);

– практически полное прекращение инвестиционной подпитки программ технического перевооружения и модернизации производства за последние почти 10 лет, развал отраслевой академической и вузовской науки, отсутствие разумной промышленной и научно-технической политики, что поставило во главу угла проблему фактической выживаемости наукоёмкого сектора.

В высокоразвитых странах действуют хорошо отлаженные механизмы рыночного регулирования, такие, как избирательное налогообложение, гибкая амортизационная политика, методы борьбы со сверхконцентрацией производства и монопольным владением сбыта, режим стимулирования развития мелких предприятий для быстрого реагирования на достижения НТП и меняющиеся запросы рынка и так далее. В России же создание рынка проходило без их формирования – законы есть, а механизмов их реализации нет.

Инновационный процесс – это динамически развивающийся процесс научнопроизводственной и экономической деятельности предприятия, который противостоит уже сложившимся там процессам и структурам, но связан с ними определённым образом. Характер этой связи существенно влияет на задачи и способы управления инновациями на предприятии. Создатель новой технологии выделяется благодаря инновациям первого уровня. Инноватор исходит, прежде всего, из таких критериев, как уникальность и новизна. Для подавляющего числа предприятий-имитаторов в части инноваций второго уровня преобладающими критериями являются жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.

На предприятиях можно выделить следующие стадии инноваций:

– выявление проблемной ситуации (инициирование инноваций);

– формулировка целей инновации;

– анализ существующего положения (видение будущего компании и проблемная диагностика);

– принятие решения о целесообразности разработки инновации определённого вида;

– разработка и проектирование инновации;

– согласование и утверждение проекта инновации;

– подготовка объекта к инновации;

– внедрение инновации;

– оценка фактической эффективности инновации.

Контроль перехода инновации из одной стадии в другую является действенным инструментом управления процессом внедрения и строится в режиме реинжиниринга бизнес-процессов. Стадии-операции процесса внедрения удобно представлять в виде отдельных составляющих, входом в которые являются результаты предыдущих стадий, а выходом – собственно продукция данной стадии. Успешность внедрения в значительной мере определяется степенью беспрепятственности прохождения по стадиям, особенно на их стыках, что зависит от согласованности смежных подразделений при переходе из стадии в стадию. Последняя стадия обеспечивается за счёт перехода от функциональной к процессной ориентации предприятия. Это является необходимым условием, предшествующим процессу формирования научно-технической политики предприятия.

Инновационная политика предприятия представляет собой определение руководством предприятия и его научно-техническими подразделениями целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов предприятия.

Существуют два подхода к разработке и реализации научно-технической политики и процессу внедрения инновации на предприятии.

1 Когда движущими силами процесса являются фирмы-инноваторы, первыми внедряющие инновации на своих предприятиях; их действия стимулируются возможностью получения временных значительных прибылей. Данный подход связывает внедрение и последующее распространение инноваций с возможностью либо быстрого и существенного снижения издержек производства, либо скорого рыночного успеха, проявляющегося в резком росте спроса. При этом НТП представляет собой скачкообразное, прерывистое изменение технологии, замену прежних товаров новыми.

2 Когда процесс внедрения и последующего распространения инноваций связан, прежде всего, с возможностью первоначального обеспечения лишь какого-то небольшого сегмента рынка и получения минимальной прибыли на этой основе. В дальнейшем научно-техническая политика, совместно с политикой маркетинга, ориентируется на последующее завоевание, может быть, и долгое, значительно большей доли рынка, что должно соответственно привести в будущем к увеличению прибыли. Такая научно-техническая политика предполагает наличие у предприятия долгосрочной и устойчивой стратегии в области НТП. При этом в расчёт принимается не только рынок конкретной инновации, но и возможность развёртывания сопряжённых производств (это особенно важно при внедрении принципиально нового продукта, воздействующего на широкий спектр производственных и личных потребностей). При таком подходе НТП (в рамках отдельного предприятия) рассматривается не как скачкообразный процесс, а скорее как непрерывный процесс.

На практике при разработке научно-технической политики предприятия, как правило, выделяют четыре функциональные области (между которыми существуют широкие зоны перекрытия) управления инновациями:

– исследования и разработки;

– управление качеством и сертификации в соответствии с составом и объёмом элементов стандарта;

– создание обновлённой производственной базы;

– освоение рынка инноваций.

В разделе исследования и разработки выделяются такие подразделы, как:

– поисковые и фундаментальные исследования;

– прикладные исследования;

– технические разработки (опытно-конструкторские, технологические, проектные и организационные) и опытное производство;

– первое освоение инноваций (техническое и экономическое);

– распространение и тиражирование инноваций.

Создание обновлённой производственной базы представляет собой своеобразный план технического перевооружения, но составленный не в виде заявок на финансирование (как нередко делают по старинке наши предприятия), а в виде система бизнес-планов инвестиционных проектов с контрольной фиксацией окупаемости, рентабельности, чистой приведённой стоимости и внутренней процентной ставки по каждому бизнес-плану.

Наконец, освоение рынка инноваций выступает как система мероприятий, увязанная с соответствующими положениями маркетинговой политики. Каждый новый продукт можно рассматривать с двух точек зрения:

– наличия в нем новых технических решений и их значимости;

– воздействия нового продукта на рынок.

Продукт может содержать много технических новшеств и в то же время не иметь рыночной новизны, если он удовлетворяет те же потребности, что и традиционный. Цена при этом меняется незначительно, и он нерентабелен.

Вместе с тем рыночная новизна продукта может быть достигнута и без новых научно-технических решений, а за счёт изменения внешнего вида, размеров, формы, цвета и так далее.

На практике при формировании научно-технической политики предприятия принятие решений о необходимости реализации инновации и выпуске на её основе нового изделия (переход на новую технологию) является трудной задачей. Даже при создании изделий с относительно небольшой степенью новизны возникают сложности при выборе наиболее предпочтительного варианта их изготовления и распространения. Ещё труднее принимать решение о производстве принципиально нового продукта.

Каждая вновь появившаяся идея, как свидетельствует опыт, является результатом:

– выявления новой потребности (возможности или проблемы), например, идеи производства новой продукции или применения нового производственного процесса;

– выявления способа, посредством которого может быть удовлетворена известная потребность (ранее поставленная проблема) или реализована имеющаяся возможность (и, всех идей). И проблема, прежде всего, заключается не в оценке новых идей, а в стимулировании инициативы, предложений по новым идеям.

Весьма важно также учитывать и то, что в действительности для потенциального пользователя инновации важнейшим фактором является сокращение времени разрыва между открытием и инновацией.

Существуют четыре степени «скрытой потребности» в инновациях, которые целесообразно учитывать при формировании научно-технической политики предприятия.

1 Предвосхищаемая потребность, возникающая в случае, когда крайне необходимая и конкретная потребность ощущалась потенциальными пользователями до появления инновации и когда действия были направлены на сокращение временного разрыва (мгновенная фотография и другие).

2 Потребность, появившаяся только после открытия или изобретения (рентген, беспроводная связь, телеграф и другие).

3 Потребность, которая не возникала длительное время после открытия или изобретения (так, лазеры и оптимальный раскрой листа ещё долго не использовались в российской практике после соответствующих открытий Басова и Канторовича).

4 Негативная потребность, или фактический отказ, появляющаяся в случае, когда одна из групп потенциальных пользователей отрицает потребность и задерживает инновацию (швейные машины и другие).

Проблема выявления потребности в инновации значительно упрощается при использовании процессной ориентации предприятия. Это значит, что все разработки на предприятии координируются с соответствующими разработками, проводимыми на предприятиях-клиентах.

2.4 Особенности развития инновационного процесса в рыночной экономике

Для эффективного использования потенциала инновационного менеджмента – науки о наиболее рациональной организации и управлении – необходимо активное участие научно-производственного коллектива предприятия. Управление деятельностью людей требует от менеджера исключительно высокого профессионализма, широкого арсенала используемых им приёмов, управленческих и предпринимательских методов. С внедрением инновационного менеджмента как науки сейчас связываются огромные экономические достижения, революционные технические и технологические изменения, совершенно новые подходы к научнопроизводственному развитию, формирование творческой индивидуальности и многое другое.

Условия развития инновационного процесса формируются под воздействием двух основных сил:

– влияние рынка на деятельность разработчиков новой техники, на процедуру присвоения им части дополнительной прибыли от реализации новшества, на конкуренцию в области технологических разработок и на отбор наиболее интересных продуктов и процессов;

– государственное регулирование инновационных процессов, связанных с высокими технологиями. Необходимо использовать такие методы, как: прямее ориентирование НИОКР, государственные и ведомственные стандарты, их внедрение и пр.

В настоящее время разработана государственная программа, которая определяет цели и задачи развития инновационной деятельности.

Рассмотрим три этапа создания нормативных условий для развития инновационной деятельности.

1 этап сопровождается структурными сдвигами, связанными со свёртыванием экономически неэффективных производств и перераспределением их ресурсов в новые, более эффективные отрасли. Основной задачей государственного регулирования здесь является поддержка новых эффективных производств, стабилизация социальной обстановки, сохранение основных систем жизнеобеспечения, создание новых эффективных производств.

2 этап – это экономический подъем, возрастание темпов развития производства России, что возможно только на основе устойчивого роста экономики. Здесь необходимо реализовать политически эффективные инновационные проекты. Использование такой системы может дать 70–80 % от общего вклада в конечные результаты.

3 этап – разработка новых технических усовершенствований, рычагов и стимулов для реализации инновационных проектов на основе экспертизы. Важными условиями развития инновационного производства являются использование и анализ инновационных процессов в конкретных условиях.

Важнейшими структурами национальных систем развитых стран являются корпорации предпринимательского сектора. Именно они, финансируя исследования и одновременно воплощая в реальные продукты и технологии научные результаты и изобретения, берут на себя экономическую ответственность за технический прогресс. На их долю в настоящее время приходится большая часть финансирования науки.

Главное правило инновационного процесса: «Развитие технологий – основная движущая сила экономического роста». Поэтому инновационная деятельность сегодня должна учитывать следующее:

– новая технология приходит не одна, а в связке с другими;

– каждая связка состоит из целого ряда взаимодополняемых базовых технологий;

– каждая базовая технология является ядром ряда прикладных технологий;

– базовые технологии – основа новых отраслей промышленности;

– прикладные технологии используются для модернизации отрасли и их использование обязательно для предпринимателя, в противном случае – проигрыш.

2.5 Контрольные вопросы

1 Какие нормативные акты регулируют научную и инновационную деятельность в России?

2 Что такое государственная инновационная политика?

3 Что такое инновационный проект?

4 Что такое инновационная программа?

5 В чём отличие научно-исследовательской деятельности от научнотехнической?

6 В чём отличие научной деятельности от инновационной?

7 Что такое грант?

8 Какие основные цели государственной инновационной политики в России?

9 Какие основные принципы государственной инновационной политики в России?

10 Какими путями государство осуществляет поддержку и стимулирование инновационной политики в России?

11 Какие приоритетные направления развития науки, технологий и техники утверждены Указом Президента России 7 июля 2011 года?

12 Из каких пунктов состоит перечень критических технологии России?

13 В чём смысл направления «Безопасность и противодействие терроризму»?

14 В чём смысл направления «Индустрия наносистем.

15 В чём смысл направления «Информационно-телекоммуникационные системы.

16 В чём смысл направления «Науки о жизни.

17 В чём смысл направления «Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники.

18 В чём смысл направления «Рациональное природопользование.

19 В чём смысл направления «Транспортные и космические системы.

20 В чём смысл направления «Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

21 В чём заключается смысл управления инновациями?

22 Какие существуют проблемы управления инновациями на предприятиях?

23 Какие можно выделить стадии инноваций на предприятии?

24 В чём заключается суть инновационной политики предприятия?

25 Какие существуют подходы к разработке и реализации научно-технической политики и процессу внедрения инновации на предприятии?

26 Какие существуют степени «скрытой потребности» в инновациях, которые целесообразно учитывать при формировании научно-технической политики предприятия?

27 В чём заключаются особенности развития инновационного процесса в рыночной экономике?