Вы здесь

Основы инноватики и управления проектами автоматизации производства. 1 Инновационный процесс как объект инновационного менеджмента (Р. Б. Алтынбаев, 2013)

1 Инновационный процесс как объект инновационного менеджмента

1.1 Сущность и функции инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне организации. Целью менеджмента является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности организации: разработка и внедрение новой продукции и технологии (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции и технологии, дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на её реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии организации, так как определяет остальные направления её развития.

Инновационный менеджмент – это область экономической науки и практической деятельности, изучающая системы управления процессами создания и распространения нововведений во всех сферах целенаправленной деятельности человека.

Предметом инновационного менеджмента являются принципы и методы управления инновационной деятельностью отдельных организаций и их объединений.

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции или услуг, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках. Также инновационная деятельность может быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций.

Инновационный менеджмент призван гарантировать наиболее эффективное использование инноваций для обеспечения развития и устойчивости организаций в динамичной рыночной среде, и включает следующие основные функции:

1) организацию;

2) планирование (стратегическое, текущее и оперативное);

3) контроль;

4) мотивирование.

Конкретное содержание этих функций различается в зависимости от уровня менеджмента: государство, регион, конкретная организация.

Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:

– разработку планов и программ инновационной деятельности;

– наблюдение за разработкой новой продукции и технологией её внедрения;

– рассмотрение программ создания новой продукции и технологии;

– проведение единой инновационной политики (координация деятельности производственных подразделениях в этой области);

– обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;

– обеспечение квалифицированным персоналом;

– создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем – от идеи до серийного производства продукции.

Особенность современного этапа инновационной деятельности – образование в крупнейших организациях научно-технических комплексов, объединяющих теоретические разработки и процесс производства. Это предполагает тесную связь всех этапов цикла «наука – производство – рынок». Создание целостных научнопроизводственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научнотехническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации организации.

1.2 Понятие инновации

Innovation (англ.) означает «введение новаций», новшеств. С момента принятия к распространению новация приобретает новое качество – становится инновацией. В экономической литературе можно встретить разнообразные определения категории «инновация». Различные учёные трактуют его по-разному в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Однако наиболее известные определения в инноватике получили широкое распространение от сравнительно небольшого числа учёных в этой области знаний. Вот они в исторически-хронологической последовательности: Н. Макиавелли, Й. Шумпетер, Э. Роджерс, Н. Мончев, И. Перлаки, В. Хартман, Э. Мэнсфилд, P. Фостер, Б. Твисс, P Гути, Б. Санто, Х. Решке, В. Колосов, И. Туккель, Д. Дорантес, С. Ильенкова, В. Бурков, В. Шапиро, В. Воропаев и другие.

В общемировой экономической практике понятие «инновация» интерпретируется как процесс превращения потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. В экономической литературе встречаются и другие определения понятия «инновация». Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание.

Ф. Никсон считает, что инновация – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования.

Б. Санто считает, что инновация – это такой общественно техническоэкономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход.

Впервые понятие «инновация» было применено австрийским экономистом Йозефом Шумпетером (Joseph Alois Schumpeter) в его работе «Теория экономического развития» (1912 год) и окончательно сформулировано в книге «Капитализм, социализм и демократия» (1942 год), трактуя инновацию как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. При этом он выделял пять типичных изменений:

– использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);

– внедрение продукции с новыми свойствами;

– использование нового сырья;

– изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

– появление новых рынков сбыта.

Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах. Для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была образована Группа национальных экспертов по показателям науки и техники, которая разработала «Руководство Фраскати» («Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок»). Этот документ получил такое название в связи с тем, что первая версия рекомендаций была принята в г. Фраскати (Италия) в 1963 году.

Положения «Руководства Фраскати» периодически уточняются, что обусловлено изменениями в стратегии научно-технической политики на национальном и международном уровнях, в организации научных исследований и разработок. Последняя редакция «Руководства Фраскати» принята в 1993 году. В ней содержатся основные понятия, относящиеся к научным исследованиям и разработкам; их состав и границы; методика измерения численности персонала, занятого исследованиями и разработками, и другие.

Методика сбора данных о технологических инновациях базируется на рекомендациях, принятых в Осло в 1992 году. Она получила название «Руководство Осло».

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедрённого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

1.3 Признаки инновации

Основными признаками инновации являются:

1) научно-техническая новизна, совокупность новых знаний;

2) практическая реализуемость, то есть воплощение новых знаний в новом продукте, технологии, социальной среде и пр.;

3) способность удовлетворить определённые запросы потребителей, которая означает, что новшество «воспринято» рынком, то есть реализуемо на рынке;

4) эффект (экономический, технический, социальный), необходимый для воспроизводства инновационного процесса. Это означает, что сама по себе новая идея, как бы досконально она ни была описана, формализована и представлена на схемах и чертежах, – это ещё не инновация (нововведение), если эта идея не воплощена в используемых на практике продуктах, услугах или процессах. Только реализованные в новой продукции или процессах новые идеи являются инновациями. Только воплощённая в реальных объектах или процессах новая идея может удовлетворить практические потребности людей.

В настоящее время существует большой разброс в трактовке понятий «новшество», «новация», «нововведение» и «инновация». Часто эти слова заменяют русскими словами «новое» или «новинка». Отметим, что они применяются, как правило, в двух случаях: для обозначения того, чего раньше не было, или того, что было, но имеет качественно новые отличительные признаки. Приведём определения вышеуказанных терминов.

Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению её эффективности.

Новшества могут оформляться в виде открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и тому подобное); результатов маркетинговых исследований и так далее.

Новация (лат. novation – изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было ранее. Термины «новшество» и «новация» – синонимы.

Процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение неизвестного явления природы или человеческой среды называются исследованием. Изобретение – это результат исследований, реализованный в новом приборе, механизме, инструменте, технологии, методе и прочем, созданном человеком. Открытие – результат исследований, возможно, побочный. Главное отличие изобретения от открытия заключается в том, что «открывают» уже существующие объекты, а «изобретают» абсолютно новые, ранее не существовавшие.

Понятие «инновация» (нововведение) не совпадает по своему значению с понятиями «открытие» или «изобретение», которые рассматривались как единственная движущая сила научно-технического прогресса в промышленности и экономике.

Главные отличия этих понятий:

1) крупные изобретения или открытия делаются, как правило, на фундаментальном уровне (паровая машина, электричество, радио и тому подобное), а инновация – на уровне технологического, то есть прикладного порядка (транзисторы, пластмассы и тому подобное);

2) открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой или кустарём, а инновация разрабатывается комплексными научными лабораториями или коллективом специалистов;

3) открытие по своей сущности является «бескорыстным» актом, а инновация имеет целью повышение производительности в результате применения этого нововведения в процессе производства и управления;

4) открытие может произойти случайно, а инновация является результатом комплексного использования элементов инновации (систематические технические разработки, научно-исследовательские программы и так далее).

Таким образом, новшество – это потенциальная инновация, новое решение до его коммерциализации. Коммерциализация – это практическое использование новшества, сопровождающееся его выходом на рынок. Аналогично изобретение – это новое техническое решение. Оно может быть коммерциализированным или не быть таковым. Новшества и изобретения становятся инновациями после их коммерциализации (внедрения). Согласно Й. Шумпетеру, инновация представляет собой главный источник прибыли: «Прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций. Без развития нет прибыли; без прибыли нет развития».

Как правило, инновация носит системный характер, приводит к изменению всех или нескольких элементов сферы своего осуществления. Это связано с тем, что значимость любого более или менее серьёзного новшества не ограничивается одной какой-то изолированной средой, а успешная его реализация требует взаимодействия различных элементов тех или иных комплексных процессов. Так, внедрение нового продукта, как правило, требует изменения технологии и организации производства, применения новых систем стимулирования труда и так далее. Незначительные изменения, осуществляемые в социально-экономических и других системах, могут быть названы улучшениями.

Улучшение – это сдвиг, имеющий место внутри системы и не приводящий к существенному изменению её функционирования. Улучшение не затрагивает нормального существования системы, характеризуется относительно небольшим воздействием на динамику развития объекта приложения. Инновация, напротив, носит межфункциональный характер, создаёт «качественный» прыжок, ломает старые правила, приводит к выходу за пределы системы.

1.4 Виды инноваций и их классификация

Системный, комплексный характер инновационной деятельности отражается в сложности и многогранности понятия инновации. Оно включает в себя широкий спектр нововведений с разной степенью новизны воплощённого в них знания, применяемых в различных отраслях и сферах деятельности, реализуемых на различных рынках, и так далее.

То, что инновации могут существенно различаться между собой по множеству параметров, часто приводит к противоречиям в выводах различных теорий инновационного менеджмента. Другими словами, закономерности, характерные для одних видов инноваций, могут не проявляться или иметь даже противоположный характер для других видов.

Поэтому в основе управления инновациями должна лежать типология инноваций, их классификация по различным существенным основаниям, критериям, параметрам.

Типология инноваций важна не только для развития непротиворечивой теории инновационного менеджмента, но и для практики управления инновациями.

Менеджеры инноваций в своей деятельности должны исходить из представлений о том, что разные типы инноваций имеют свои особенности разработки, реализации и распространения, требуют специфических подходов к управлению, соответствующих структур инновационной деятельности, её методов и стилей.

По характеру практической деятельности, посредством которой реализуется инновация, в зависимости от того, относится эта деятельность к сфере производства или к сфере управления, выделяются два типа инноваций – производственные и управленческие.

Производственные инновации воплощаются в новых продуктах, услугах или технологиях производственного процесса, то есть они представляют собой реализацию нового знания в новых продуктах, услугах или введение новых элементов в производственный процесс. Другими словами, производственные инновации – это те, которые реализуются в первичной производственной деятельности.

Управленческие инновации – это то новое знание, которое воплощено в новых управленческих технологиях, в новых административных процессах и организационных структурах. Они могут представлять собой, например, введение новых методов организации работы, структурирования задач, распределения ресурсов, определения вознаграждения и тому подобное. Иначе говоря, сферой реализации управленческих инноваций является менеджмент хозяйствующего субъекта. Естественно, что управленческие инновации не прямо, но косвенно связаны с первичной производственной деятельностью.

По основным технологическим параметрам выделяются два типа инноваций – продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов. Технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация) – это продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав используемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях или на сочетании существующих технологий в новом их применении (в том числе на использовании результатов исследований и разработок). Примером инноваций радикального типа (принципиально новых) служат микропроцессоры и кассетные видеомагнитофоны. Первый портативный кассетный плеер, сочетавший в себе существенные принципы построения магнитофонов и миниатюрных ушных громкоговорителей, являлся инновацией второго типа. В обоих случаях ни одно готовое изделие не выпускалось ранее.

Технологически усовершенствованный продукт – это существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счёт использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (для комплексной продукции).

Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но иногда предназначаются также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены либо поставлены с использованием обычных производственных методов.

Заметим, что производственные инновации могут быть как продуктовыми, так и процессными, в то время как управленческие инновации являются преимущественно процессными.

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации: базисные, улучшающие и псевдоинновации.

Базисная инновация (или радикальная инновация) – это такое нововведение, которое базируется на научном открытии или крупном изобретении и направлено на освоение принципиально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений. Пример – создание сотового телефона, принципиально отличающегося от стационарного. Улучшающая инновация (модифицирующая, приростная) – это нововведение, служащее созданию новых моделей машин и разновидностей материалов, улучшению параметров производимых товаров (услуг) и технологий их изготовления. Пример – создание очередной модификации сотового телефона (дополнительный набор функций, цвет дисплея, дизайн и тому подобное). Псевдоинновации (или рационализирующие инновации) направлены на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий и обычно тормозят технический прогресс (они либо не дают эффекта для общества, либо приносят отрицательный эффект).

Существует множество квалификаций инноваций, например:

1) по области применения (управленческие, организационные, социальные и промышленные);

2) по этапам научно-технического прогресса (научные, технические, технологические, конструкторские, производственные и информационные);

3) по степени интенсивности («бум», равномерные, слабые и массовые);

4) по темпам осуществления (быстрые, замедленные, нарастающие, равномерные и скачкообразные);

5) по масштабу (трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние и мелкие);

6) по результативности (высокие, низкие и стабильные);

7) по эффективности (экономические, социальные, экологические и интегральные).

Не относятся к технологическим инновациям в промышленности следующие изменения:

– эстетические изменения в продуктах (в цвете, декоре и тому подобному);

– незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение, не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость того или иного изделия, а также входящих в него материалов и компонентов;

– расширение номенклатуры продукции за счёт ввода в производство не выпускавшихся ранее на данном предприятии, но уже достаточно известных на рынке сбыта видов продукции (возможно, непрофильной) с целью обеспечения сиюминутного спроса и доходов предприятия.

1.5 Инновационный процесс

Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании.

Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники (технологий).

Техника – совокупность вещественных факторов производства (средств и предметов труда), в которых материализованы новые знания и умения человека.

Технология – совокупность приёмов и способов изготовления и применения техники и преобразования природных веществ в продукты промышленного и бытового применения.

Существуют различные подходы к моделированию инновационных процессов. Наиболее простой моделью инновационного процесса является инновационная цепь, которая представляет собой полный научно-производственный цикл, состоящий их относительно самостоятельных этапов и стадий:

ФИ → ПИ → ОКР → ОС → ПП → И,

где ФИ – фундаментальные исследования,

ПИ – прикладные исследования,

ОКР – опытно-конструкторские работы,

ОС – освоение,

ПП – промышленное производство,

И – использование.

Процесс создания и освоения новой техники (технологий) начинается с фундаментальных исследований, направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель фундаментальных исследований – раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества безотносительно к их конкретному использованию. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые исследования.

Результаты теоретических исследований заключаются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий.

К поисковым исследованиям относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий; не известных ранее свойств материалов и их соединений; методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намечаемой работы, более или менее ясны теоретические основы, но отнюдь не конкретные направления. В ходе таких исследований находят подтверждение теоретические предположения и идеи.

Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания. Но положительный выход фундаментальных исследований в мировой науке составляет лишь 5 %. В условиях рыночной экономики заниматься этими исследованиями не могут себе позволить отраслевая и тем более заводская наука. Фундаментальные исследования должны финансироваться за счёт бюджета государства на конкурсной основе и частично могут использовать внебюджетные средства.

Второй стадией процесса создания и освоения новой техники (технологий) являются прикладные исследования. Они направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научноисследовательская работа (НИР) прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в качестве научно-технического задела в опытно-конструкторских работах. Кроме того, прикладные исследования могут быть самостоятельными научными работами.

Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов прикладных исследований для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР – завершающая стадия научных исследований, это своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству.

К ОКР относятся: разработка определённой конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему (технологические работы).

Таким образом, целью ОКР является создание (модернизация) образцов новых изделий, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. На этой стадии производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливаются и испытываются образцы новых изделий.

Завершающей стадией сферы науки является освоение промышленного производства новых изделий, которое включает научное и производственное освоение: проведение испытаний новой (усовершенствованной) продукции, а также техническую и технологическую подготовку производства.

На стадии освоения выполняются опытные, экспериментальные работы на опытной базе науки. Их цель – изготовление и отработка опытных образцов новых продуктов и технологических процессов. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального (нестандартного) оборудования, аппаратуры, приборов, установок, стендов, макетов и тому подобное, необходимых для проведения научных исследований и разработок.

После стадии освоения начинается процесс промышленного производства. В производстве знания материализуются, а исследование находит своё логическое завершение. В рыночной экономике имеет место ускорение выполнения ОКР и стадии освоения производства. Инновационные предприятия, как правило, выполняют ОКР по договорам с промышленными предприятиями. Заказчики и исполнители взаимно заинтересованы в том, чтобы результаты ОКР были внедрены в практику и приносили доход, то есть были бы реализованы потребителю.

На стадии промышленного производства осуществляются два этапа: собственно производство новой продукции и её реализация потребителям. Первый этап – непосредственное общественное производство материализованных достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потребителей. Целью и содержанием второго этапа является доведение новой продукции до потребителей.

На стадии использования осуществляются два одновременно протекающих процесса: непосредственное использование материальных и культурных благ, произведённых на основе научно-технических достижений, а также сервисное обслуживание, включающее технические и организационные мероприятия, обеспечивающие поддержание нового изделия в работоспособном состоянии в течение нормативного срока службы.

Период, который начинается с выполнения фундаментальных и прикладных исследований и включает последующую разработку, освоение и применение новой научно-технической идеи, улучшение технико-экономических параметров выпускаемой техники, её ремонтное и иное обслуживание, а заканчивается моментом, когда эта техника подлежит замене качественно новой, более эффективной, называется жизненным циклом.

Каждое звено жизненного цикла относительно самостоятельно, имеет свои закономерности, выполняет специфическую роль. Исходным и определяющим пунктом этого цикла является наука, которая генерирует идеи; техника – следующее звено – материализует эти идеи в определённой системе машин и соответствующей технологии; производство представляет собой сферу использования научнотехнических достижений.

Инновационный процесс охватывает цикл отработки научно-технической идеи до её реализации на коммерческой основе. Инновационные процессы в большей степени, чем другие элементы научно-технического процесса, связаны с рыночными отношениями.

Субъектов инновационного процесса можно разделить на следующие группы: новаторы, ранние реципиенты, раннее большинство и отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.

Ранние реципиенты – это предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путём скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название «пионерских» организаций.

Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство путём крупносерийного и массового выпуска продукции, что обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.

1.6 Контрольные вопросы

1 Что такое инновационный менеджмент?

2 В чём заключается сущность инновационной деятельности?

3 Какие функции выполняет инновационный менеджмент?

4 Что такое инновация и кто первым ввёл это понятие?

5 Какие учёные занимались в области инноваций?

6 Что такое «Руководство Фраскати»?

7 Какие существуют основные признаки инновации?

8 В чём заключается отличие инновации от открытия и изобретения?

9 Чем инновация отличается от незначительных изменений (улучшений)?

10 Когда происходит коммерциализация новых видов продуктов и услуг?

11 В чём различие производственных и управленческих инноваций?

12 Чем отличаются продуктовые инновации от процессных?

13 В чём различие базисных (радикальных) инноваций от улучшающих инноваций и псевдоинноваций (рационализирующих инноваций)?

14 Какие квалификационные признаки инноваций существуют?

15 Какие изменения не относятся к технологическим инновациям в промышленности?

16 Что такое инновационный процесс?

17 Что является основой инновационного процесса?

18 В чём заключается смысл понятия «техника»?

19 В чём заключается смысл понятия «технология»?

20 Из каких стадий состоит инновационных процесс?

21 Что такое фундаментальные исследования?

22 В чём заключается сущность теоретических исследований?

23 В чём заключается сущность поисковых исследований?

24 Что представляют собой прикладные исследования?

25 Что представляют собой научно-исследовательские работы?

26 Что подразумевается под опытно-конструкторскими работами?

27 Какие работы выполняются на стадии освоении промышленного производства новых изделий?

28 В чём заключается сущность промышленного производства?

29 Какие процессы входят в стадию использования?

30 Что такое жизненный цикл изделия?

31 На какие группы можно поделить субъектов инновационного процесса?

32 Кто такие новаторы?

33 Кто такие ранние реципиенты?

34 Кто относится к раннему большинству?

35 Кто такие отстающие?