Введение
За прошедшие полтора десятилетия наша страна пережила значительные потрясения, касающиеся всех форм жизни общества. Коренной слом социалистической системы, зарождение и дальнейшее развитие новой политической системы привели к резкому переходу российского общества в новые экономические реалии. Развитие предпринимательства, частной инициативы, способность самостоятельно формировать свои доходы и многое, многое другое – вот эти реалии новой жизни.
Однако с сожалением приходится констатировать, что население в целом психологически плохо подготовлено к переменам. В современной жизни, когда ответственность за человека во многом зависит от него самого, значительная часть населения испытывает вполне закономерные трудности. Особенно сложно приходится старшим поколениям, выросшим и воспитывавшимся при социалистической системе ценностей. Дальнейшее успешное развитие России требует, чтобы максимально большее количество людей было вовлечено в нормальные экономические отношения, давно устоявшиеся в других странах.
В современных условиях у каждого человека появилась огромные возможности для самореализации и достижения благополучия. Однако далеко не все способы подходят для конкретного человека. Многое зависит от образования человека, его жизненного опыта, целей и желания достичь какого-либо результата в жизни – все это в конечном счете сказывается, и в итоге далеко не все достигают жизненного благополучия.
Из всех перечисленных факторов, способствующих улучшению условий жизни каждого человека, особо следует выделить образование. Именно наличие экономических знаний позволяет человеку более успешно реализоваться в современных экономических условиях.
В зарубежных странах основу социальной стабильности составляет средний класс – люди, полностью поддерживающие существующие экономические отношения. В России же такой средний класс пока только формируется, что отражается на негативном отношении большой части населения к современным экономическим реалиям, сложившимся в стране.
Развитие системы экономического образования, в котором органично будут сочетаться теоретические вопросы и их практическая реализация в существующих российских экономических реалиях, в значительной степени могут свести этот негатив к минимуму.
Особенно это касается подрастающего поколения – молодых людей, которые в ближайшее время будут вовлечены в общественные экономические отношения. Поэтому перед образовательной системой стоит задача повышения их образовательного уровня в области экономической культуры. Во многом реализации этой проблемы посвящены такие нормативно-правовые акты, как «Концепция модернизации российского образования до 2010 года» и «Программа развития российского образования до 2010 года».
Все выше перечисленное и составляет актуальность данного учебного пособия.
Объектом исследования являются экономические процессы, происходящие в современном российском обществе. В качестве предмета исследования выступает инвестиционная и трейдерская деятельность на фондовом рынке.
Основная цель работы – повышение экономической культуры и формирование теоретической базы в области инвестиционных знаний, а также закрепление практических навыков инвестиционной и трейдерской деятельности на российском фондовом рынке.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи.
1. Исследовать такую экономическую категорию, как рынок ценных бумаг, определить ее цели, задачи, виды, а также проанализировать инфраструктуру рынка ценных бумаг.
2. Изучить различные инструменты фондового рынка, дать определение ценной бумаги, определить ее виды.
3. Изучить торговые операции на рынке ценных бумаг (шорт, лонг), исследовать подходы к анализу рынка ценных бумаг.
4. Овладеть различными способами и методами технического анализа и закрепить их на практике.
5. Дать определение портфеля ценных бумаг и его видов, научиться управлять портфелем ценных бумаг.
Данное учебное пособие может быть полезно как для преподавателей образовательных учреждений разных типов, так и для учащихся. Кроме того, это учебное пособие может быть полезно для школ, выбравших социально-экономический профиль обучения. Учебное пособие предназначено для широкого круга общественности, для всех тех, кто интересуется инвестициями на фондовом рынке.
Но прежде чем перейти к изучению фактического материала, необходимо ответить на несколько вопросов, которые могут возникнуть при упоминании понятия «инвестиции».[1]
Во-первых: «Зачем вообще стоит заниматься инвестированием?»
Для ответа на этот вопрос необходимо проследить развитие жизни у любого среднестатистического человека.
Всю жизнь человека можно условно разделить на три части: от рождения и до 18–22 лет – это молодость; с 18–22 и до 55–60 лет – это зрелость; наконец, от 60 лет и до конца – это старость.
В молодости каждый человек сильно зависим – прежде всего, от родителей. Его уровень доходов невелик. В этот период жизни человек находится на попечении у других.
Далее, со вступлением в самостоятельную жизнь, человек получает образование, устраивается на работу и начинает зарабатывать. Он ведет активный образ жизни и получает намного больший доход, чем ранее. На этой стадии он уже в состоянии позаботиться о себе сам. Его уровень доходов зависит только от его желания работать и зарабатывать.
Но вот человеку исполняется 60 лет, он выходит на пенсию. Его уровень доходов снова падает и напрямую зависит от получаемой пенсии.
Таким образом, в молодости человек еще не умеет зарабатывать, а в старости уже не может зарабатывать. И только в относительно непродолжительный период времени активной жизни человек может себя обеспечить.
Зачем же нужно инвестирование? Как раз для того, чтобы каждый человек смог обеспечит себе достойную старость, а также создать достойные условия жизни для своих детей.
Во-вторых: «Я простой человек, и мне это недоступно!»
В каждом обществе есть свои сложившиеся стереотипы и психологические барьеры. В нашем конкретном случае таким сложившимся стереотипом является ложное представление, что инвестирование – это трудно, сложно и доступно только богатым людям. И вообще богатство – это порок, а богатый человек – плохой человек. Тяжело в это поверить? Тогда с чем ассоциируется у большинства населения такая социальная группа, как олигархи? Кристально чистые, честные и порядочные люди или нет?
Да, инвестирование это сложное, непонятное и пока далекое для простого человека слово. Однако за рубежом, в развитых странах, по меньшей мере, половина населения являются инвесторами.
Рассмотрим иерархию социальной структуры общества, к которой мы все привыкли (рис. 1).
Рис. 1. Иерархия социальной структуры общества
На рисунке 1 представлены две пирамиды: «Социальные группы» и «Совокупные доходы». В основании пирамиды «Социальные группы» находятся люди, работающие на других (рабочие и служащие). Они составляют до 90 % населения земли. У данной категории ограниченные доходы, т. к. они, работая на кого-то, продают свои навыки, получая за труд определенный доход. Если они прекратят работать, прекратят и получать доход в виде заработной платы. То есть эта социальная категория должна постоянно работать, получая за свою работу относительно небольшие доходы, которые в целом могут обеспечить приемлемый уровень жизни человеку, но не более.
Вторая ступенька пирамиды – это частные предприниматели. Это люди, работающие сами на себя – самонанятые. Они не пользуются наемным трудом и всю работу в своем бизнесе выполняют сами. У данной категории людей доходы выше, чем у предшествующей социальной категории. Однако они также вынуждены постоянно работать. И если они прекратят работать, исчезнут и доходы, которые приносило им занятие частным предпринимательством. Таким образом, данная социальная категория также должна постоянно работать и получать свой доход, который обеспечивает им привычный уровень жизни – и не более того.
Общие черты для этих двух групп – постоянная личная занятость и постоянное личное присутствие на рабочем месте; ограниченный и невысокий доход. Можно сказать, что эти люди устраивают себя на работу.
Третья ступенька пирамиды – это бизнесмены, люди, организующие свой бизнес и использующие для этого наемный труд. При большей ответственности они имеют и намного больший уровень доходов. Среди множества отличий людей данной категории от двух предыдущих можно, на наш взгляд, выделить основное – умение общаться с людьми с целью поиска индивидуальностей и объединения их в группу для лучшей организации бизнеса. То есть бизнесмен создает бизнес-структуру, которая может работать и автономно, не требуя его постоянного присутствия и участия.
И, наконец, последняя категория – инвесторы. Это люди, не создающие бизнес-системы. Они вкладывают финансовые ресурсы в уже созданные и показавшие эффективность или создающиеся и потенциально эффективные бизнес-системы. При максимальных рисках данная категория людей имеет и максимальные доходы. А поскольку бизнес-система уже создана или создается, инвесторам не нужно непосредственно принимать личное участие в работе данной бизнес-системе, им не нужно тратить свое личное время для получения доходов с системы. Кроме того, для инвестирования не требуется опыта и умений бизнесмена.
Общие черты для этих социальных групп – более высокие доходы и отсутствие жесткой связи между доходами и необходимостью выполнения работы для поддержания высоких доходов. Можно сказать, что люди этих категорий устраивают свои деньги на работу.
Вложение средств на фондовом рынке дает возможность получать доходы, не отрываясь от привычной любимой работы. Занимаясь инвестированием на фондовом рынке, можно самому выбрать инструменты рынка (по соотношению риск/доходность), в которые вкладываешь средства.
В третьих: «У меня нет ни опыта, ни соответствующих знаний, ни свободных денег, чтобы этим заниматься!». Ответом на эту реплику и послужит материал, содержащийся в данном учебном пособии.
Пособие не преследует цели дать фундаментальные знания о фондовом рынке. Материал излагается автором в максимально доступной, наглядной и простой форме. Основная цель – дать начальные знания о фондовом рынке и сформировать начальные умения для самостоятельной игры на фондовом рынке.