Глава 1
Регламентация делопроизводства в государственных органах
1.1. Основные понятия в области делопроизводства
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в России подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную, в зависимости от выполняемых функций. Принцип разделения властей относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Федерации.
Государственные органы осуществляют одну из функций государственной власти, соответственно она подразделяются на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Органы законодательной власти – это представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов. Главная их задача – правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие функции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.
Органы исполнительной власти – это, как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти – выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с коллегиальностью.
Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачу охраны от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону.
Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно. Из перечисленного следует, что муниципальное управление – это деятельность выборных и других органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, объектами муниципального хозяйства, формированию и исполнению местного бюджета, направленная на обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования, решения других вопросов местного значения, включая и вопросы организации своей работы, муниципальной службы.
Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях – городских и сельских поселениях: в селе или нескольких селах, имеющих общую территорию (район), городах или частях крупных городов (городских районах, кварталах).
Определение: муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта)[1].
Основная функция любого государственного или муниципального учреждения – принятие управленческих решений. Все управленческие решения государственных и муниципальных органов принимаются на основе информации, которая должна быть достоверной, своевременной и полной.
Определение: документирование – запись информации на носителе по установленным правилам[2].
Процесс фиксирования информации на каком-либо носителе информации (бумажном, магнитном и др.) в целях ее дальнейшего использования называется документированием. Документирование управленческой деятельности – это массовая функция, выполняемая всеми государственными и муниципальными органами.
Определение: документ – зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать[3].
При создании документов используют различные способы документирования в зависимости от содержания информации: звукозапись (фонодокумент), фотографию (фотодокумент), запись изображений и звуков (аудиовизуальный документ) и т. д.
Определение: средства документирования – средства организационной и компьютерной техники, используемые для записи информации на носителе.
В настоящее время в органах государственного управления широко используются электронные документы.
Определение: электронный документ – документ, информация которого представлена в электронной форме[4].
Документ, составленный, выданный или находящийся в обороте государственных или муниципальных органов, учреждений, организаций и отвечающий определенным требованиям, относится к категории официального документа.
Определение: документ, созданный юридическим или физическим лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке, называется официальным документом[5].
Официальный документ, используемый в текущей деятельности государственных органов, называют служебным документом.
Внимание! Если документ создан лицом вне сферы его служебной или общественной деятельности, то он считается документом личного происхождения.
Документы, как официальные, таки служебные, должны обладать юридической силой или юридической значимостью.
Определение: юридическая значимость документа – свойство документа выступать в качестве подтверждения деловой деятельности либо событий личного характера[6].
Определение: юридическая сила документа – свойство официального документа вызывать правовые последствия[7].
Характерной чертой официальных документов является наличие определенной формы, порядка их издания, составления, наличия необходимых реквизитов.
Определение: реквизит – элемент оформления документа (например, подпись, печать, текст)[8].
Многочисленность видов и разновидностей документов, сложность их состава, наличие специальных правил придания документам юридической силы и другие серьезные проблемы, связанные с управленческой документацией, вызывают необходимость выделения специальной отрасли деятельности, обеспечивающей документирование и организацию работы с официальными документами. Эта отрасль деятельности называется делопроизводством.
Определение: делопроизводство – деятельность, обеспечивающая документирование, документооборот, оперативное хранение и использование документов[9].
Определение: документационное обеспечение (управления), ДОУ – деятельность, целенаправленно обеспечивающая функции управления документами[10].
Запомните!
В делопроизводстве применяются следующие сокращения:
УС – унифицированная система;
УСОРД – унифицированная система организационно-распорядительной документации;
ГСДОУ – государственная система документационного обеспечения управления;
ОКУД – общероссийский классификатор управленческой документации;
ОКПО – общероссийский классификатор предприятий и организации;
ГОСТ – государственный стандарт.
Управленческие документы обслуживают определенные управленческие функции: планирование, организация, контроль и т. д.
Документы, относящиеся к одной управленческой функции, принято называть системой документации, например, система организационно-распорядительной документации, система бухгалтерской документации, система внешнеторговой документации.
Определение: система документации – это совокупность документов, взаимосвязанных по признакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к их оформлению[11].
Управленческие функции во всех организациях однотипны, поэтому и документы по каждой функции должны быть одинаковы по видам и формам.
Определение: приведение документов к оптимальному единообразию по составу и формам называется унификацией документов[12].
Унифицируют не только отдельные документы, но и системы документации в целом.
Определение: унифицированная система документации – это система документации, созданная по единым правилам и требованиям, содержащая информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности[13].
Систему документации составляют различные виды документов. В Общероссийском классификаторе управленческой документации (ОКУД), впервые утвержденном в 1978 г., были включены виды и формы документов, являющиеся объектами унификации в процессе создания унифицированных систем документации.
Общероссийский классификатор управленческой документации является составной частью единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и охватывает унифицированные системы документов, разрешенных к применению в народном хозяйстве.
Общероссийский классификатор управленческой документации предназначен для решения следующих задач:
1) регистрация форм документов;
2) упорядочение информационных потоков в народном хозяйстве;
3) сокращение количества применяемых форм;
4) исключение из обращения неунифицированных форм документов;
5) обеспечение учета и систематизации унифицированных форм документов на основе их регистрации;
6) контроля за составом форм документов и исключения дублирования информации, применяемой в сфере управления;
7) рациональной организации контроля за применением унифицированных форм.
В настоящее время в ОКУД включены следующие системы документации:
1) 0200000 Унифицированная система организационно-распорядительной документации;
2) 0300000 Унифицированная система первичной учетной документации;
3) 0400000 Унифицированная система документации Банка России;
4) 0500000 Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации государственного сектора управления;
5) 0600000 Унифицированная система отчетно-статистической документации;
6) 0700000 Унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятий;
7) 0800000 Унифицированная система документации по труду;
8) 0900000 Унифицированная система документации Пенсионного фонда Российской Федерации;
9) 1000000 Унифицированная система внешнеторговой документации;
Объекты классификации ОКУД – межведомственные и межотраслевые унифицированные формы документов, которые утверждены ведомствами и министерствами Российской Федерации. В классификаторе приведены кодовые обозначения и наименования унифицированных форм документов, которые входят в унифицированные системы документации.
Определение: унифицированная форма документа (УФД) – формуляр документа определенного вида, содержащий постоянную часть текста.
В обязательном порядке коды Общероссийского классификатора управленческой документации проставляются в унифицированных формах документов. С применением Общероссийским классификатором управленческой документации были решены задачи однозначного обозначения унифицированных форм документов и на этой основе их учет и систематизация, что способствовало упорядочению всей системы управленческой документации, исключению дублирующих форм документов, оптимизации состава применяемых документов.
Самой массовой системой документации, применяемой в органах государственного и муниципального управления, является Унифицированная система организационно-распорядительной документации (УСОРД).
Унифицированная система организационно-распорядительной документации является рационально организованным комплексом взаимосвязанных унифицированных форм документов, рекомендуемых для применения в деятельности организаций всех организационно-правовых форм (далее – организации).
Целью разработки УСОРД является создание взаимосвязанных комплексов документов, обеспечивающих организационно-распорядительную деятельность организаций. Использование УСОРД в деятельности организаций способствует оперативному решению управленческих задач, снижению трудовых и материальных затрат на работу с документами, повышению качества организационно-распорядительной документации и сокращению объема документооборота.
Унифицированные формы, включенные в УСОРД, устанавливают примерную структуру текста, минимальный необходимый состав реквизитов соответствующих организационно-распорядительных документов и не являются образцами их оформления, если иное оформление предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Альбом унифицированных форм организационно-распорядительных документов может использоваться как эталонный массив для разработки альбомов унифицированных форм документов в организациях и поддержания их в актуализированном состоянии путем своевременного включения новых форм, изъятия отмененных унифицированных форм, изменения областей применения унифицированных форм организационно-распорядительных документов и т. д.
Унифицированные формы в УСОРД систематизированы по следующим подсистемам:
✓ документация по созданию организации;
✓ документация по реорганизации организации;
✓ документация по ликвидации организации;
✓ документация по приватизации государственных организаций;
✓ документация по распорядительной деятельности организации;
✓ документация по организационно-нормативному регулированию деятельности организации;
✓ документация по оперативно-информационному регулированию деятельности организации;
✓ документация по приему на работу;
✓ документация по оформлению изменений трудовых отношений;
✓ документация по увольнению с работы;
✓ документация по предоставлению отпусков и отзыву из отпуска;
✓ документация по оформлению поощрений;
✓ документация по оформлению дисциплинарных взысканий;
✓ документация по оформлению командировок.
В кодовом обозначении унифицированной формы документа отражены следующие признаки классификации: первый и второй знаки (класс форм) – принадлежность унифицированной формы документа к соответствующей унифицированной системе документации; третий и четвертый знаки (подкласс форм) – общность содержания множества форм документов и направленность их использования; пятый, шестой и седьмой знаки – регистрационный номер унифицированной формы документа внутри подкласса; восьмой знак – контрольное число.
Структура кодового обозначения унифицированной формы документа по ОКУД:
Пример кодового обозначения унифицированной формы документа по ОКУД: 09010046 Расчетная ведомость по страховым взносам в Пенсионный фонд
Унификация документов является одним из методов их стандартизации.
В стандартах на управленческую документацию устанавливается состав отдельных элементов документа (реквизитов), их расположение и правила оформления.
Определение: стандартизация – это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сфере производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг[14].
Результатом работ по унификации и стандартизации могут быть как стандарты на отдельные виды документов, так и на унифицированные системы документации (например, ГОСТ Р 6.30—2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов).
Международное сотрудничество по вопросам стандартизации в области документации осуществляется в рамках ИСО – Международной организации по стандартизации. В стандартах ИСО определены:
✓ форматы бумаги для документов и методы выражения их размеров (ИСО 216:1975, ИСО 353:1975);
✓ размеры папок для хранения документов (ИСО 623:1974);
✓ межстрочные интервалы и шаг письма (ИСО 4882:1979);
✓ формуляр-образец и конструкционная сетка для создания бланков и форм документов (ИСО 3535:1977);
✓ основные требования к бланкам документов (ИСО 8439:1990);
✓ принципы компоновки торговых документов (ИСО 6422:1985);
✓ форматы конвертов для пересылки документов, порядок написания адреса на почтовых отправлениях (ИСО 11180:1993);
✓ правила проставления дат и времени в документах (ИСО 8601:2000);
✓ порядок расположения кодов в торговых документах (ИСО 8440:1986).
В 2001 году были приняты первые стандарты новой серии «Информация и документация. Управление документами» (ИСО 15489—1:2001, ИСО 15489—2:2001), определяющие требования к системам делопроизводства. В 2007 году принят ГОСТ ИСО Р 15489—1:2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования». Необходимо учитывать, что применение международного стандарта или стандарта другой страны осуществляется в Российской Федерации путем полного или частичного включения его содержания в отечественный нормативный документ по стандартизации. Данный стандарт содержит положения об ответственности, политике, процедурах, системах и процессах, связанных с документами организаций, руководящие указания по управлению документами в рамках процессов управления качеством и управления окружающей средой в соответствии с международными стандартами ИСО 9001 и ИСО 14001, методические рекомендации по проектированию и внедрению систем управления документами.
Определение: документ – зафиксированная на материальном носителе идентифицируемая информация, созданная, полученная и сохраняемая организацией или физическим лицом в качестве доказательства при подтверждении правовых обязательств или деловой деятельности[15].
Все документы, циркулирующие в процессе документооборота государственных и муниципальных органов, можно классифицировать по различным признакам.
1. По способу документирования документы можно классифицировать на письменные, текстовые, рукописные, машинописные, электронные, изобразительные, фото-, фоно-, кинодокументы, документы на машинных носителях.
Письменный документ – текстовый документ, информация которого зафиксирована любым типом письма.
Текстовый документ – документ, содержащий речевую информацию, зафиксированную любым типом письма или любой системой звукозаписи.
Рукописный документ – письменный документ, при создании которого знаки письма наносят от руки.
Машинописный документ – письменный документ, при создании которого знаки письма наносят техническими средствами.
Электронный документ – созданный и читаемый с помощью компьютерной техники.
Изобразительный документ – документ, содержащий информацию, выраженную посредством изображения какого-либо объекта.
Фотодокумент – изобразительный документ, созданный фотографическим способом.
Фонодокумент – документ, содержащий звуковую информацию, зафиксированную любой системой звукозаписи.
Кинодокумент – изобразительный или аудиовизуальный документ, созданный кинематографическим способом.
Документ на машинном носителе – документ, созданный с использованием носителей и способов записи, обеспечивающих обработку его информации электронно-вычислительной машиной.
2. По отношению к объекту управления документы классифицируют:
✓ на входящие (поступившие в организацию);
✓ исходящие (отправляемые из организации);
✓ внутренние (создаваемые в данной организации и не выходящие за ее пределы).
3. По числу затронутых вопросов в документе они классифицируются:
✓ на простые;
✓ сложные.
Простые документы содержат изложение одного вопроса. Сложные документы включают несколько вопросов, они могут касаться нескольких должностных лиц, структурных подразделений, учреждений.
4. По ограничению доступа документы классифицируются:
✓ на секретные;
✓ для служебного пользования;
✓ несекретные (простые).
Документы, содержащие сведения, подлежащие охране, засекречиваются. В зависимости от важности такие сведения делятся на сведения особой важности и совершенно секретные (государственная тайна), секретные (служебная тайна) и обозначаются соответственно грифами «Особой важности», «Совершенно секретно» и «Секретно».
Документы для служебного пользования, содержащие несекретные сведения, могут использоваться работниками данного учреждения. Такие документы помечаются грифом «Для служебного пользования».
5. По способу изложения текста документы классифицируются:
✓ на индивидуальные;
✓ трафаретные;
✓ типовые;
✓ примерные;
✓ унифицированные в виде анкеты и таблицы.
Индивидуальные документы по содержанию являются специфическими, носящими характер разового документа.
В трафаретных документах информация представлена в виде текста с пробелами, предназначенными для заполнения их переменной информацией, зависящей от конкретной ситуации. Примеры трафаретных текстов: бланки справок отдела кадров, командировочных удостоверений.
Типовыми являются документы, рассчитанные на изложение однородных процессов и явлений: типовой технологический процесс, типовые правила внутреннего распорядка и т. п.
Примерные используются для составления и оформления документов по аналогии (примерная номенклатура дел организации).
Анкета – способ представления унифицированного текста, при котором постоянная информация располагается в левой части документа, а переменная вносится в документ в процессе его составления в правую часть документа.
Таблица – документ, в котором постоянная информация размещается в заголовках граф и заголовках строк, а переменная – на пересечении соответствующих граф и строк. Текст, представленный в виде таблицы, обладает большой информационной емкостью, позволяет строго классифицировать и легко суммировать аналогичные данные. В табличной форме оформляются штатное расписание, график отпусков и другие документы.
6. По срокам хранения документы делятся:
✓ на документы постоянного срока хранения;
✓ временного (свыше 10 лет) срока хранения;
✓ временного (до 10 лет) срока хранения.
Также необходимо знать, что документы подразделяются на виды и разновидности. Например, вид документа – акт, разновидность – акт об уничтожении документов, акт о списании материальных ценностей ит.д.
С видами и разновидностями управленческих документов можно ознакомиться в Указателе видов и разновидностей документов в Перечне типовых архивных документов, образующихся в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения[16].
1.2. Государственная система документационного обеспечения управления
В делопроизводстве применяют определенные правила составления, оформления и организации работы с документами. Необходимость довести до уровня общей нормы апробированные и оправдавшие себя на практике рациональные формы и методы обработки служебной информации, способствовали созданию в Российской Федерации единой системы документирования управленческой деятельности и организации работы с документами.
В декабре 1959 г. Совет министров СССР принял специальное решение по вопросу улучшения деятельности управленческого аппарата, где в числе прочих мер, направленных на повышение производительности труда, предусматривается разработка единой государственной системы делопроизводства на основе его механизации.
В 1973 году была разработана Единая государственная система делопроизводства (ЕГСД).
Система была одобрена Государственным комитетом СССР по науке и технике, поэтому формально не являлась юридически обязательной для применения. Тем не менее ряд ее разделов основывался на изданных ранее государственных стандартах оформления организационно-распорядительной документации. Таким образом, требования к документированию управленческой деятельности, включенные в ЕГСД, получили нормативный характер.
На стадии создания ЕГСД была разработана методика и унифицированы делопроизводственные операции, связанные с хранением документов в делопроизводстве, формированием дел, экспертизой ценности документов, подготовкой документов к сдаче в архив.
В 1980-х годах была подготовлена вторая редакция ЕГСД, получившая название Единой государственной системы документационного обеспечения управления (ЕГСДОУ). Причиной ее возникновения стало быстрое развитие компьютерных технологий и их использование для работы с документами, вызвавшее значительные изменения традиционных технологий обработки документов. Таким образом, ЕГСДОУ – это документ, развивающий, дополняющий и уточняющий требования ЕГСД в связи с изменениями, которые претерпело делопроизводство к тому времени.
В 1991 году была разработана Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ), действующая по настоящее время.
Государственная система документационного обеспечения управления устанавливает единые требования к организации работы с документами (в том числе создаваемыми средствами вычислительной техники) в органах государственного управления, суда, прокуратуры, арбитража, на предприятиях, в учреждениях и общественных организациях и носит рекомендательный характер.
К основным целям ГСДОУ относятся:
✓ совершенствование работы аппарата управления;
✓ упорядочение документооборота и повышение качества документов;
✓ сокращение количества документов;
✓ построение информационно-поисковых систем;
✓ создание условий для применения современных технологий сбора, хранения и обработки информации.
На основании положений ГСДОУ создаются инструкции по делопроизводству, методики, рекомендации по различным аспектам делопроизводства.
Государственная система документационного обеспечения управления включает несколько разделов.
Раздел «Документирование управленческой деятельности» определяет состав управленческих документов, основные направления и порядок проведения унификации и стандартизации документов, оформление реквизитов управленческих документов, включая машиночитаемые документы, а также общие требования к составлению текстов документов. Данный раздел в настоящее время устарел в связи с выходом новых требований к правилам составления и оформления документов.
Другие разделы ГСДОУ, несмотря на то что требуют пересмотра, представляют несомненный интерес при постановке делопроизводства в конкретной организации.
Раздел «Организация работы с документами» устанавливает принципы и порядок организации документооборота учреждения, построения информационно-поисковой системы по документам учреждения, контроля исполнения документов и подготовки документов к передаче в ведомственный архив на хранение.
Кроме того, в ГСДОУ выделены в отдельный подраздел рекомендации по созданию и использованию информационно-поисковой системы (ИПС) по документам предприятия. В этой части рассматриваются правила создания ИПС в условиях и традиционной, и автоматизированной систем. Определен состав ИПС. Она включает в себя регистрацию, индексирование документов, их оперативное хранение, информационно-поисковые массивы (ручные картотеки, массивы на машинных носителях). Это значит, что требования к учету, систематизации и хранению документов основаны на применении единой ИПС, информационные массивы которой должны быть совместимы. Для достижения такой совместимости служат разрабатываемые на предприятии классификаторы (например, номенклатура дел, классификатор корреспондентов, классификатор структурных подразделений (участков деятельности), классификатор видов документов).
В третьем разделе ГСДОУ рассмотрены вопросы механизации и автоматизации делопроизводства, особенности работы с документами при внедрении автоматизированных систем управления.
В четвертом разделе дано понятие службы делопроизводства, рассмотрены ее основные задачи, функции, права. ГСДОУ предусматривает создание нескольких типовых делопроизводственных служб в зависимости от категории организации или предприятия: управление делами; канцелярия; общий отдел; секретарь руководителя
В приложениях к ГСДОУ содержится Примерное положение о службе документационного обеспечения управления (службе ДОУ). В нем рекомендованы типовые варианты ее организационных структур в зависимости от типа организации, а также сформулированы ее цели, задачи и функции.
В приложения к ГСДОУ также входят:
1) примерный перечень документов, подлежащих утверждению;
2) примерный перечень документов, на которых ставится гербовая печать;
3) правила заполнения реквизитов регистрационно-контрольных форм (РКФ);
4) формы номенклатур дел;
5) перечень типовых сроков исполнения документов;
6) форма обложки дела постоянного и временного (свыше 10 лет) сроков хранения.
В 1993 году положения ГСДОУ получили дальнейшее развитие в Типовой инструкции по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации (2005), а затем и в Правилах делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (2009).
1.3. Законодательные и нормативно-методические акты в области делопроизводства
Деятельность любой организации строится на основании правил законодательно-правовых актов, предполагающих работу с документированной информацией.
Нормативно-правовая база делопроизводства – это законы, нормативно-методические документы, которые помогают создать технологию обработки документов, их хранения, использования в работе государственного органа.
Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти несут ответственность за организацию документационного обеспечения в органах исполнительной власти, разрабатывая соответствующие нормативные правовые акты.
Запомните! Общее методическое руководство в области архивного дела в России осуществляет Федеральное архивное агентство (Росархив), которое подчиняется Президенту Российской Федерации. Ведущая научная организация в этой области – Всероссийский научно-исследовательский институт доку ментоведен и я и архивного дела (ВНИИДАД).
Нормативно-методическую базу делопроизводства можно разделить на несколько групп документов. К первой относятся федеральные нормативные акты не прямого действия, в той или иной степени затрагивающие вопросы организации и технологии документирования управленческой деятельности и организации работы с документами. Среди них можно назвать Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс (ТК РФ).
Для делопроизводства очень важен раздел Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации», устанавливающий правовой режим документирования информации. По Закону, документирование информации является обязательным условием включения ее в информационные ресурсы. Закон устанавливает порядок документирования информации и называет органы государственной власти, которые обязаны этот порядок обеспечить. Согласно Закону, данная задача возлагается на органы государственной власти, ответственные за организацию делопроизводства, стандартизацию документов, безопасность Российской Федерации.
Статья 327 Уголовного кодекса Российской Федерации «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков» предусматривает наказание за такой вид деятельности. Обратите внимание, что данная подделка должна иметь цель – предоставлять права или освобождать от ответственности.
Другой значимой статьей для специалистов, работающих с документами, является ст. 292 Уголовного кодекса Российской Федерации. Данная статья касается служебного подлога, который определяется как «внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности».
Статья 24 Налогового кодекса РФ предусматривает, что налоговые агенты обязаны обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов, в течение четырех лет, а, согласно ч. 2 ст. 13.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, неисполнение обществом с ограниченной ответственностью обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об обществах с ограниченной ответственностью и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным, а также нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2,5 до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – от 200 тыс. до 300 тыс. руб.
Вторая группа нормативных актов – ведомственные правовые акты по делопроизводству, имеющие межведомственный характер. К ним относятся: Государственная система документационного обеспечения управления (М., 1991); Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (2009); государственные стандарты на документацию, например, ГОСТ 6.30—2003 «Унифицированная система документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»); общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также ряд нормативных актов Минтруда России, Госкомстата России, Росархива и др.
Третья группа нормативных актов – это различные типовые и примерные инструкции по делопроизводству администраций субъектов Российской Федерации и инструкции конкретных организаций, например, Инструкция по делопроизводству в Администрации города
Смоленска (утверждена распоряжением Администрации города Смоленска от 15.02.2013 № 82-р/адм).
Государственное регулирование делопроизводства обеспечивается Федеральным архивным агентством, которое осуществляет межотраслевое организационно-методическое руководство и контроль за организацией документов в делопроизводстве федеральных органов государственной власти, координирует развитие государственной системы делопроизводства и унифицированных систем документации.
Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт) осуществляет государственное управление стандартизацией в Российской Федерации, включая работы по унификации и стандартизации документов и систем документации, разработке, внедрению и ведению общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.
Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти несут ответственность за организацию документационного обеспечения в органах исполнительной власти, разрабатывая соответствующие нормативные правовые акты.
В органах государственного и муниципального управления для регламентации делопроизводства применяются различные законы:
✓ Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
✓ Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 30.03.2015) «О муниципальной службе в Российской Федерации»;
✓ Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
✓ Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
✓ Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;
✓ Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об исполнительном производстве»;
✓ Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» от 29.12.1994 № 77-ФЗ.
Подзаконные акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации и обязательны для исполнения. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указаний и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенций.
Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции РФ, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти могут направлять для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования.
Рассмотрим некоторые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие полностью или частично вопросы документове-дения и влияющие на организацию делопроизводства, регламентацию труда сотрудников службы делопроизводства в органах исполнительной власти.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» в редакции. Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2016 г. N 356. Правила, утвержденные постановлением Правительства, содержат состав реквизитов управленческих документов, но в них не отражаются вопросы технологии делопроизводства. Документ предназначен для служб делопроизводства федеральных органов исполнительной власти, специалистов в области документационного обеспечения управления, занимающихся разработкой нормативных документов в области делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти.
Приказ Росархива от 23.12.2009 № 76 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти». Методические рекомендации предназначены для служб делопроизводства федеральных органов исполнительной власти, специалистов в области документационного обеспечения управления, занимающихся разработкой нормативных документов в области делопроизводства.
Постановление Правительства РФ от 27.12.1995 № 1268 (ред. от 14.12.2006) «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации». Постановлением установлен порядок применения печатей и штампов на документах, их формы, размеры и реквизиты.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» закреплен состав нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, процедура их составления и издания.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 222 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи» определяется порядок оформления различных видов телеграмм.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи», в частности, установлены правила написания адреса на почтовых отправлениях.
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37). Справочник является нормативным документом. На основе квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников, а также производятся записи в трудовые книжки о наименовании должности работника.
Постановление Минтруда России от 26.03.2002 № 23 «Об утверждении Норм времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти».
Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 № 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну к различным степеням секретности». Правила разработаны в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, при разработке ими развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию, а также другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями при подготовке предложений о включении в перечень сведений, собственниками которых они являются.
Постановление Правительства РСФСР от 05.12.1991 № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» (с изменениями от 03.10.2002). Действие настоящего постановления не распространяется на сведения, относимые в соответствии с международными договорами к коммерческой тайне, а также на сведения о деятельности предприятия, которые в соответствии с действующим законодательством составляют государственную тайну.
Постановление Правления Пенсионного фонда РФ от 30.08.1996 № 123 «Об утверждении перечня сведений, составляющих конфиденциальную информацию». Например, в соответствии с Перечнем к конфиденциальной информации отнесены сведения, содержащиеся в базах данных плательщиков страховых взносов.
К документам, регламентирующим организацию архивного дела, относятся следующие.
Приказ Министерства культуры РФ от 31 марта 2015 г. № 526 «Об утверждении правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях» (далее – Правила). Правила являются нормативно-методическим документом. Правила основываются на действующей правовой базе в области информации, документационного обеспечения управления и архивного дела, синтезируют опыт отечественного архивного дела, учитывают современные достижения в применении технических средств и информационных технологий в работе с документами. Настоящие Правила распространяются на архивы государственных организаций, а также обязательны для всех негосударственных организаций в части обеспечения сохранности, описания, учета и использования документов Архивного фонда РФ, отнесенных к государственной собственности.
Правила не распространяются на документы, работа с которыми регламентируется Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» и Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Государственные организации, не отнесенные к составу источников комплектования государственных архивов, а также негосударственные организации могут руководствоваться настоящими Правилами при организации и обеспечении работы своих архивов. В приложении к Правилам даны унифицированные формы документов, обеспечивающих работу архива: номенклатура дел, описи, внутренняя опись, акт о выделении документов к уничтожению, лист-заверитель дела, обложка дела и т. п.
Примерное положение об архиве государственного учреждения, организации, предприятия (утверждено приказом Госархива от 18.08.1992№ 176) служит основой для разработки Положения об архиве как государственного, так и негосударственного предприятия.
Примерное положение о постоянно действующей экспертной комиссии учреждения, организации, предприятия (утверждено приказом Росархива от 19.01.1995 № 2) определяет правовые положения и функции экспертной комиссии, порядок работы и взаимоотношения сЦЭКиЭПК.
Примерное положение о Центральной экспертной комиссии министерства (ведомства) РФ (утверждено приказом Росархива от 17.03.1998 № 19) содержит примерные права и функции Центральной экспертной комиссии, порядок ее назначения, состав, сферу деятельности, может применяться как образец для создания Положения об экспертной комиссии организации.
Сроки хранения документов определяются в соответствии с приказом Министерства культуры РФ от25.08.2010№ 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения».
Также для определения сроков хранения документов можно использовать Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный приказом Минкультуры России от 31.07.2007 № 1182 (ред. от 28.04.2011).
В связи с развитием информационных технологий был принят ряд документов, затрагивающих автоматизацию делопроизводства и архивного дела. Так, в 2013 г. Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) разработал Рекомендации по комплектованию, учету и организации хранения электронных архивных документов в архивах организаций и Рекомендации по комплектованию, учету и организации хранения электронных архивных документов в государственных и муниципальных архивах. Данные документы могут применяться при организации архивного хранения электронных документов в организациях.
Президентом РФ утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации 07.02.2008 № Пр-212.
Указанная Стратегия представляет собой документ, который закрепляет цель, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры для продвижения страны на пути к информационному обществу.
Одним из основных направлений реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации является повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг, в том числе за счет создания электронного правительства. Формирование электронного правительства в Российской Федерации стало возможным благодаря широкому распространению информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической сфере и органах государственной власти.
В 2010 году вышел стандарт, применяемый при организации электронного взаимодействия между организациями: ГОСТ Р 53898—2010 «Системы электронного документооборота. Взаимодействие систем управления документами. Требования к электронному сообщению». Стандарт устанавливает формат, состав и содержание электронного сообщения, обеспечивающего информационное взаимодействие систем управления документами.
В 2010 году распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р утверждена государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 гг.)».
Целью государственной программы «Информационное общество (2011–2020 гг.)» является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.
В 2010–2012 годах был принят ряд нормативно-правовых актов, автоматизирующих работу с документами на межведомственном уровне. Так, в настоящее время успешно внедряется программа «Электронное правительство». Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.
Определение: Электронное правительство – система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества.
К 2018 году в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» 70 % всех госуслуг должно оказываться в электронном виде.
Определение: государственная услуга – деятельность органа исполнительной власти, оказывающего государственную услугу, выражающаяся в совершении действий и (или) принятии решений, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение документированной информации (документа) в связи с обращением гражданина или организации в целях реализации их прав, законных интересов либо исполнения возложенных на них нормативными правовыми актами обязанностей.
Таким образом, в настоящее время нормативная база делопроизводства развивается в сторону регламентации электронного документооборота.
Контрольные вопросы
1. В чем отличие понятий «документ» и «информация» ?
2. Какие унифицированные системы документации действуют на территории РФ?
3. Какой орган регулирует постановку делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти?
4. Какие нормативные акты регламентируют организацию делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти?
5. Назовите основные цели и задачи разработки Государственной системы документационного обеспечения управления.
Практические задания
1. Сравните понятия «делопроизводство» и «документационное обеспечение управления». Найдите сходства и различия.
2. Сравните основные цели создания и функции муниципальных органов и федеральных органов исполнительной власти.