Вы здесь

Основные положения теософии. Глава 3. Законы реинкарнации (Чуруппмулладж Джинараджадаса, 1922)

Глава 3

Законы реинкарнации

Господь предоставил душе человека жилище животного, Спросил человек: «Разве я твой должник?»

«Пока еще нет, – ответил Господь. – Содержи его в чистоте, и тогда дам тебе другое, получше».

А. Л. Теннисон

Раз в десять тысяч лет или еще реже в мире неожиданно рождается идея, которая, подобно Прометею, предвещает человечеству новую эру. И вот столетие назад родилась такая идея – величайшая из идей – концепция Эволюции. Словно вспышка молнии в ночную пору, ее свет проник в каждый уголок, и с тех пор люди начали понимать суть явлений природы, уже не чувствуя себя игрушкой в ее руках. Теряясь в глубине времен, точно так же родилась другая концепция – Реинкарнации.

Реинкарнация говорит о жизни, восходящей к более полным и величественным способностям разума и чувств путем последовательных воплощений, а Эволюция – о восхождении форм, строение которых становится все более сложным. Они словно правая и левая рука Великого Архитектора, строящего мир. Постичь загадку вселенной в свете только одной истины возможно всего лишь наполовину. Рассматривая же их как неделимое целое, как две взаимодополняющие идеи, человек обретает истину, которая развивается по мере его собственного роста.

Хотя реинкарнация обычно считается особенностью души человека, в действительности это процесс, имеющий отношение к жизни во всех организмах. Жизнь засохшей розы возвращается в свой подотдел «групповой души» семейства розоцветных, чтобы затем возродиться в другой розе. Щенок, умерший от чумки, возвращается в свою «групповую душу» собак и позднее воплощается в другого щенка. У человека единственное отличие состоит в том, что после смерти он не возвращается ни в какую групповую душу, поскольку обладает индивидуальным сознанием. Когда он воплощается вновь, то возвращается со способностями, развитыми в предыдущих жизнях, которые не уменьшаются, когда он делится ими с другими индивидуумами.

Однако обычно слово «реинкарнация» связывают с человеческой душой и употребляют его в трех значениях:

1. При рождении ребенка Бог не создает для него новую душу, поскольку его душа уже существовала индивидуально в неком духовном состоянии. Эта душа рождается в человеческом теле в первый и последний раз. В этом заключается доктрина Предсуществования.

2. Душа человека уже появлялась в предыдущих воплощениях, иногда в человеческом теле, иногда в виде животного или растения. Таким образом, после смерти душа может возродиться как животное или растение, прежде чем вернуться опять к человеческому облику. Эта концепция получила название Трансмиграции, или Метемпсихоза.

3. Душа человека до рождения ребенка уже жила на Земле как мужчина или женщина, а не как животное или растение, за исключением периода перед «индивидуализацией», то есть перед тем, как душа стала постоянной, осознающей себя индивидуальной сущностью. После смерти и пребывания некоторое время в духовном состоянии душа возвращается на

Землю опять как мужчина или женщина, но никогда более – как растение или животное. Такова доктрина Реинкарнации.

Теософия учит, что душа, став индивидуальной и человеческой, уже не может возродиться в животной или растительной форме, и сегодня теософы используют термин «реинкарнация» только в третьем из вышеупомянутых значений. В современной теософской литературе реинкарнация никогда не означает возрождения в виде растения или животного, ведь если бы это было возможно, то душа в своем развитии ничего бы не достигла, ибо это явилось бы шагом назад.

Поскольку эта работа является учебником теософии, то здесь не место аргументам за и против реинкарнации. Каждый исследователь должен открыть для себя наличие реинкарнации путем изучения и наблюдения так же, как любой ученый открывает процесс эволюции. Эта глава дает общее представление о законах реинкарнации души, которые были открыты оккультными исследователями.

Для начала мы должны ясно представлять себе, кто или что перевоплощается. Для этого нам нужно понимать, что такое душа и что является ее носителями или инструментами сознания.


Рис. 28


Душа человека является индивидуальным и непрерывным Сознанием, которое существует в форме тела из невидимой материи. Такое душа-тело, которое состоит из материи, называемой высшим менталом, в современных теософских исследованиях называется каузальным телом. Оно имеет форму человека без признаков пола и скорее напоминает традиционного ангела. Его называют «Эгоэйдос»[22]. Оно окружено огненной светящейся материей в форме яйца, цвета нежных тонов заката. «Эгоэйдос» и яйцо светящейся материи, окружающее его, являются постоянным местом обитания души, то есть каузальным телом. Оно называется каузальным, так как импульсы, порождающие наши лучшие мысли, чувства и действия на всех планах, где проявляется душа, возникают или создаются в этой постоянной обители души. В этом каузальном теле и живет душа, бессмертная и вечная. Для него нет ни рождения, ни детства, ни старости, ни смерти. Оно является бессмертной душой, растущей на протяжении веков в проявлении любви, мысли и действия. Оно живет вечной жизнью для того, чтобы стать экспертом в определенной области жизни благодаря получаемому опыту и чтобы обрести высшее счастье, способствуя осуществлению Плана эволюции своего Божественного Прародителя.

Рост души начинается с экспериментов с жизнью на более низких планах, нежели те, которые являются ее настоящим домом. Для этого она воплощается следующим образом:

1. Душа собирает материю низшего ментального плана и формирует из нее ментальное тело, с помощью которого можно мыслить, то есть переводить явления внешнего мира на язык мыслей и законов.

2. Душа собирает астральную материю и формирует астральное тело, с помощью которого можно чувствовать, то есть переводить мир явлений на язык желаний и эмоций.

3. Душа получает подходящее физическое тело, с помощью которого можно действовать. Используя это тело, она переводит мир на язык физических свойств – тяжело или легко, горячо или холодно, подвижно или неподвижно и т. и.

Процесс создания этих трех тел душой и есть реинкарнация. В течение жизни физического тела каждая вибрация, на которую реагируют нервные окончания, сначала вызывает сенсорную реакцию в мозгу Эта реакция далее оценивается астральным телом как приятная или неприятная. Затем ментальное тело реагирует на сообщение астрального тела и переводит ощущение в форму мысли. Эта мысль, наконец, воспринимается душой в каузальном теле. В свою очередь душа посылает ответ на это явление физического мира через ментальное тело к астральному и далее, через астральное тело, в физический мозг. В каждый момент времени, когда сознание активно, этот телеграф работает, то есть идет постоянный обмен сообщениями с каузальным телом. После того как многочисленные мысли накоплены, душа их анализирует, структурирует и, наконец, обобщает весь жизненный опыт в виде идеальных мыслей и действий. Таким образом она преобразует мир явлений в вечные истины, которые становятся частью ее самой.

Процесс, обратный реинкарнации, называемый смертью, не имеет никакой разницы для души в каузальном теле. Сначала отвергается физическое тело и, как следствие, прекращается реакция на физические явления. Но душа все еще сохраняет ментальное и астральное тела. Затем отбрасывается и астральное тело. Душа теперь видит только мир низшего ментального плана и не уделяет более никакого внимания астральным явлениям. Наконец, отброшено и само ментальное тело – душа остается одна в каузальном теле, уже не имея более низких инструментов восприятия (см. гл. 6 «Человек в жизни и смерти»). Она опять вернулась домой, как это бывало и прежде, хотя на самом деле она никогда не покидала своей обители. Она только сконцентрировала часть своего сознания и воли посредством своих носителей из более низкой материи, а люди назвали это реинкарнацией. Душа использовала эти носители какое-то время, а когда надобность в них миновала, она отбросила их. То, что мы называем жизнью и смертью, для души – только процесс опускания части сознания на более низкие планы, а затем его возврат на высшие.

Метод изучения законов реинкарнации заключается в наблюдении за тем, как души рождаются в физических телах, как они живут в них, как освобождаются от них в момент смерти, как позже, освобождаясь от астральных и ментальных тел, они остаются, в конце концов, в своих каузальных телах. Каждый эпизод этого процесса записывается в Памяти Логоса, и исследователь, способный войти в контакт с этой Памятью, может наблюдать последовательные перевоплощения любой души.

Благодаря исследованиям, проведенным этим методом, было накоплено достаточно фактов, чтобы сформулировать законы. Первый важный вывод заключается в том, что законы реинкарнации различны для разных типов душ. Все души в любой отдельной эпохе не обладают равными способностями, так как некоторые из них старше, другие – моложе. (Почему возникает разница в возрастах, будет объяснено в главе 7 «Эволюция животных».) Целью реинкарнации является создание условий для того, чтобы душа, усвоив опыт каждого воплощения, стала мудрее и лучше. Однако было открыто, что в то время, как одна душа способна быстро учиться на собственном опыте, другая учится очень медленно, и ей требуется многократное повторение этого опыта. Эта разница в способности усваивать опыт является результатом разницы в возрасте этих душ, и в соответствии с этими различиями души делятся на пять больших групп, как показано на рис. 29.

Самые молодые души – это те, кто не может контролировать свою страстную и полную грубых желаний натуру и кому не хватает ментальных способностей. В современном мире эти души появляются в диких и малоцивилизованных расах, а также у недостаточно развитых и преступных индивидуумов в цивилизованном обществе (№ 5). Несколько более развитые и более старые души, миновавшие стадию дикарей, все еще обладают недалеким умом, лишены воображения и инициативы (№ 4). Эти два класса объединяют более девяти десятых всего человечества.


Рис. 29


Далее следуют более развитые и культурные души во всех расах, чей интеллектуальный горизонт не ограничен полностью принадлежностью к семье или нации, у кого есть идеал для совершенствования, и кто сознательно пытается его достичь (№ 3). Еще меньше число тех душ, кто обнаружил, что смысл жизни – в самопожертвовании и преданности и кто находится «на пути» и сознательно формирует свое будущее (№ 2). Подобно редким цветам на дереве человечества, существуют Адепты, Мастера Мудрости, те могущественные Старшие Братья человечества, которые являются Тенью Бога на Земле и направляют эволюцию в соответствии с Божественным Планом (№ 1).

Реинкарнация происходит в подрасах коренных рас, рассмотренных в предыдущей главе; но, прежде чем мы перейдем к ее законам, мы должны исключить из сферы их действия два класса – класс Адептов и класс тех, кто «на пути». Адепту не нужна реинкарнация. Он уже приобрел весь опыт, который может ему предложить цивилизация. Он достиг цели, пройдя через то, что сделало его человеком. Хотя он и стал «столпом в храме Бога Моего»[23] и уже «не выйдет вон», многие Адепты снова воплощаются среди людей, чтобы стать законодателями и проводниками для единения человечества с Богом. Когда возрождается Адепт, он сам выбирает, где и в какое время родиться, потому что он сам – абсолютный хозяин своей судьбы.

Те, кто «на пути», – это ученики Мастеров Мудрости, и обычно после смерти они воплощаются в течение нескольких месяцев или лет без потери своего ментального и астрального тела, как обычно происходит до нового рождения. Общий закон здесь таков, что после смерти физического тела душа в течение короткого периода времени живет на астральном плане, а затем, после расставания с астральным телом, проводит несколько столетий в мире низшего ментала. Мир низшего ментала является Нижним Небом (в теософской литературе его часто называют Деваханом), в котором желания и устремления земной жизни проживаются вновь, но теперь уже с полным осознанием долгожданного счастья. Таким образом, столетия проходят в счастливой деятельности, пока не иссякнут силы, питающие устремления, и душа сама не расстанется с ментальным телом. На этом она заканчивает свое воплощение и остается в каузальном теле со всем опытом, преобразованным в идеалы и способности. Но, поскольку ей еще предстоит потрудиться для собственного совершенствования, она воплощается вновь, обретая три новых тела – ментальное, астральное и физическое.

Исключением из этого обычного способа эволюции является ученик «на пути». Такая душа отвергает столетия счастья, которое могла бы иметь в райском мире, поскольку стремится продолжить на физическом плане работу во имя своего Учителя. Таким образом, она отвергает причитающееся ей счастье, чтобы своей работой послужить человечеству. Ее Учитель определяет для нее, где и когда она будет рождена, и она возвращается, имея астральное и ментальное тела от только что закончившейся жизни, обретая только новое физическое тело.

Законы реинкарнации, применимые к душам, которые не являются ни учениками, ни Адептами, могут быть сформулированы после того, как мы проанализируем данные, приведенные на рис. 30–33.




Рис. 30




Рис. 31




Рис. 32




Рис. 33


Эти таблицы содержат сведения о прошлых жизнях четырех типов индивидуумов[24]. Все четыре типа прожили несколько сот жизней, но в качестве примера рассматривались только недавно прожитые жизни. Эти четыре типа принадлежат к культурному классу душ, но изучение законов, управляющих их эволюцией, даст нам также некоторые факты, относящиеся к реинкарнации двух других классов – обладающих недалеким умом и недостаточно развитых.

Исходя из указанных в таблицах показателей, таких как место, время, пол и раса воплощения, а также учитывая интервал времени между жизнями, мы можем сделать следующее заключение.

1. Среди культурных душ существуют две подгруппы: в одной из них период между смертью и новым рождением в среднем составляет 1200 лет (субъекты А, В и D, рис. 30, 31 и 33), а в другой интервал между жизнями составляет только около 700 лет (субъект С, рис. 32). Души проводят период между воплощениями главным образом в нижних слоях Небесного мира – в Дэвахане, и продолжительность жизни там зависит от количества и интенсивности устремлений в течение земной жизни. В случае с недостаточно развитыми и обладающими недалеким умом душами жизнь в физическом теле в течение 60 лет создает духовную силу, которая позволит существовать в Девахане: первым – в течение промежутка от пяти до пятидесяти лет, а последним – двух-трех столетий. Если физическая жизнь оказывается короткой и смерть наступает в детстве или юности, пребывание в Дева-хане будет значительно короче, поскольку накоплено будет меньше духовной силы. Что касается большинства культурных душ, то продолжительность жизни в 60 лет может потребовать пребывания в Девахане в течение от 1000 до 1200 лет. Этот период времени зависит от количества силы, которую надо преобразовать в способности. Среди этих культурных душ, однако, существует небольшая группа, принадлежащая к типу субъекта С на рис. 32, которая, хотя и может выработать такое же количество силы устремлений, как у тех, кому требуется 12 столетий пребывания в Девахане, тем не менее способна сократить свою жизнь на небесах до семи столетий.

2. Культурные души первой подгруппы рождаются в одном цикле по меньшей мере дважды в каждой подрасе коренной расы, как правило, последовательно. Если мы рассмотрим субъекта А (рис. 30), то увидим, что он родился в 23 650 г. до н. э. в первой подрасе коренной расы атлантов. Его последующие жизни протекали в других подрасах, следующих по порядку. При его воплощении в шестой подрасе он поменял пол. После жизни в седьмой подрасе он возвращается опять в первую и затем рождается в последующих подрасах по порядку. Когда он возвращается в эти подрасы, происходит смена пола во второй и пятой подрасах. Когда он повторно рождается в подрасах, он пропускает седьмую подрасу. Эта подраса оказывается пропущенной, так как душа где-то уже обрела качества, которые обычно достигаются только в этой подрасе. В случае с А вполне очевидно, что одной жизни в седьмой подрасе оказалось достаточно для того, чтобы получить от нее то, что требовалось. Также и там, где жизнь в подрасе повторяется чаще, чем дважды, дополнительные воплощения требуются, чтобы душа достигла запланированной цели.

Вторая подгруппа, представленная субъектом С, также должна следовать некоему общему закону, но на настоящий момент такой закон не может быть выведен исходя из данных таблицы на рис. 32. Далее, при изучении других индивидуумов из этой же подгруппы, несомненно, можно будет увидеть некую закономерность.

3. Что касается пола, то можно заметить, что эти четыре индивидуума различаются в значительной степени. Воплощение в теле мужчины или женщины происходит в целях приобретения качеств, которые будут развиты скорее, если индивид принадлежит к тому, а не иному полу. Однако, поскольку способности к получению опыта у разных душ различны, а также поскольку потребности меняются по мере проживания жизней, жесткого правила в отношении числа воплощений в теле того или иного пола не существует. Обычно душа проживает в теле одного пола не более семи жизней подряд, но и не менее трех, прежде чем произойдет смена пола. Тем не менее существуют исключения, и мы видим, что субъект А после трех жизней в теле мужчины проживает две в теле женщины, а затем опять возвращается к мужскому полу. Зафиксирован случай, когда душа прожила в женском теле девять жизней подряд.

4. В отношении продолжительности жизни физического тела не существует общего принципа, который можно было бы сформулировать. Момент рождения определяется окончанием жизни на небесах. Момент смерти обычно определяется заранее «Владыками Кармы» – теми ангелами Божественного Плана, чья работа заключается в том, чтобы привести в соответствие добро и зло в прошлом и настоящем человека таким образом, чтобы через их взаимодействие перевес добра мог повлиять на будущее. Жизнь может быть прервана досрочно вследствие несчастного случая или болезни, если они посчитают, что это пойдет на пользу будущей эволюции души. С другой стороны, если долгая жизнь требуется для того, чтобы душа обрела некие способности, тогда продолжительность жизни будет скорректирована в сторону ее увеличения.

Хотя основные события и завершение воплощения определены этими посланниками Господа согласно «карме» души – то есть в соответствии с действиями, которые он должен выполнить в отношении других и действиями других в отношении него и которые являются результатом прошлых жизней, – тем не менее общий план может быть изменен благодаря проявлению инициативы самим индивидуумом или другими, чьи действия непосредственно влияют на него. Например, если смерть наступает в результате несчастного случая, нередко такой конец запланирован Повелителями Кармы для данного воплощения. Однако иногда это происходит ненамеренно, и смерть от несчастного случая является результатом вмешательства новых сил, проявившихся в этой жизни. В таком случае нарушенный план будет скорректирован в начале следующей жизни таким образом, что ничего не будет потеряно для души, чья судьба на какой-то момент оказалась изменена другими.

Что касается самоубийства, то оно ни в коем случае не планируется; за подобное действие ответственность несет сама душа, хотя эта ответственность может быть и разделена с другими. Существует множество вариантов самоубийств: некоторые совершаются, чтобы избежать действия зла, некоторые – из-за умственного расстройства; но есть и те, которые совершаются из благородных побуждений. И кармические последствия в каждом отдельном случае будут зависеть от причин и мотивов самоубийства.

Для душ двух классов – недалекого ума и недостаточно развитых – закон реинкарнации варьируется только в том, что они будут многократно рождаться в одной подрасе, прежде чем перейти в другую. Это будет происходить из-за отсутствия у них способности получить требуемый опыт в течение двух или трех жизней в одной подрасе. Период времени между их воплощениями составляет иногда всего несколько лет, хотя может длиться и до двух-трех столетий. Что касается их общей эволюции, то в действительности они отстают от культурного класса на миллионы лет. Отставание 4 и 5 классов не является результатом наличия в них какого-либо зла. Дело только в возрасте души – они являются молодыми душами. Более широкий взгляд на жизнь и сострадание, которые присущи сегодня культурным душам, когда-нибудь также будут достоянием душ, на данный момент недостаточно развитых и недалекого ума. Рано или поздно на протяжении бесконечной жизни души развитие коснется каждого.

Глядя на эти таблицы жизни и отмечая особенности места жизни, времени и расы, можно задаться вопросом, каким образом оккультный исследователь может быть уверен в каждой детали. Как он может быть уверен, что мужчина из Посейдониса (субъект D) в одной жизни и женщина-эскимоска в другой жизни являются одной и той же душой? Как он может обнаруживать эти данные благодаря существующей Памяти Логоса?

Вопрос этот естественен, и ответ, возможно, прояснит, что методы оккультного исследования кардинально не отличаются от тех, которыми пользуются современные ученые. Определение любого места на Земле, связанного с рождением индивидуума, вовсе не трудная задача. Исследователь увидит рождение ребенка, затем осмотрит окружающую местность, чтобы определить ее положение относительно морей, гор, озер и рек, а его знания географии позволят ему определить это место. Если эпоха отдалена во времени, и конфигурация поверхности земного шара значительно отличается от современной, он должен изучить очертания местности в те времена, а затем войти в контакт с Божественной Памятью в этом же самом месте, но в более позднее или даже в настоящее время. Таким образом он будет знать, как географы называют это место сегодня.

Для определения расы и подрасы требуется значительная предварительная подготовка в области этнологии. Для бывалого путешественника не составляет труда отличить китайца от японца, или даже французского кельта от итальянского, или норвежца от англичанина. Также и изучение расовых особенностей и, в значительной степени, различий в составляющих тонких невидимых тел подрас позволят исследователю отыскать требуемую информацию.

Определение дат является более трудной задачей. Когда исследователь читает Память Логоса, он может наблюдать события на Земле с той скоростью, с какой пожелает, – быстро или медленно. Он может, если захочет, наблюдать события давно прошедших дней минута за минутой или же за несколько секунд пробежать взглядом лето, осень, зиму и весну и опять лето в любой местности по выбору и таким образом определить момент времени по временам года. Если понадобится большая точность, он должен наблюдать времена года, пролетающие друг за другом, и быстро отсчитывать ход времени год за годом.

В каждую историческую эпоху, например, обозревая события в Египте и желая определить дату, исследователь, возможно, вынужден будет понаблюдать за ходом какой-либо дворцовой церемонии, уловить кем-то произнесенное имя фараона и затем найти в энциклопедии дату правления этого монарха. В Греции ему может понадобиться наблюдение за тем, кто пишет письмо или документ, чтобы заметить дату Олимпиады, или он может выбрать некое хорошо известное событие, например, битву при Марафоне, и отсчитать от него количество лет до заинтересовавшего его события. В Риме он должен найти писца, датирующего письмо «таким-то годом от даты основания города», или он может определить дату, наблюдая заседание сената и отмечая имена консулов и потом определяя время их деятельности по историческим хроникам. Иногда он будет отсчитывать время назад или вперед от одной знаменательной даты, такой, например, как гибель Атлантиды в 9564 году до н. э. – даты, уже установленной им когда-то раз и навсегда. Когда потребуется подсчитать сотни тысяч лет, исследователю понадобятся определенные знания астрономии, чтобы рассчитать большие промежутки времени по положению Полярной звезды относительно земной оси. Как и в современных научных исследованиях, ценность работы оккультного исследователя зависит от тщательности его наблюдений, а также от его общей культуры и умения представить свои наблюдения в систематизированном виде.

В попытках узнать одну и ту же душу в ее различных воплощениях внимательный исследователь никогда не сделает ошибки в ее определении. Вполне очевидно, что субъект обладает в каждом воплощении другим физическим телом, но его душа-тело, каузальное тело с Эгоэйдосом в нем, не меняется. Как только исследователь заметил появление постоянного тела души, он будет узнавать его в разных жизнях, как бы сильно ни менялось его физическое тело. Именно каузальное тело является важнейшим признаком в процессе распознавания души, и оно остается тем же самым независимо от того, является ли физическое тело новорожденным ребенком или старцем, ковыляющим к могиле.

В этой главе необходимо рассмотреть еще две диаграммы на рис. 34 и 35.




Рис. 34

* близнецы

** приемные


Прочерки обозначают соответствующие воплощения каждого субъекта, в которых они не встречались.


Рис. 35


Три души А, В и С, которые мы рассматривали, тесно связаны между собой узами привязанности, узами, которые были созданы множество жизней назад. Каждая душа развивается под давлением своей собственной Вечности, но она не одиноко движется к достижению Божественности, а вместе с другими душами, которые она учится любить. Подлинные узы глубокой привязанности всегда возникают между душами, а не только между их земными оболочками, каковыми бы ни были последние, любовь вспыхнет через них от души к душе. Физические отношения имеют наименьшее значение; сила любви, имеющая множество измерений, всегда заявляет о себе как любовь и служение, каким бы ни был земной путь, намеченный для этого Владыками Кармы.

Из трех субъектов А, В и С субъекты А и В принадлежат к той подгруппе культурных душ, которые проводят 1200 лет в Девахане, тогда как С принадлежит ко второй подгруппе с 700-летним интервалом между жизнями. Очевидно, что А и В не могут появиться во всех жизнях С, если только они не умрут в каждой жизни в таком возрасте, который обеспечит им только 700 лет в Девахане. Что произошло на самом деле, показано на рис. 34. За то время, что субъект С прожил 31 воплощение, субъект А прожил 19, а субъект В – только 23. В первой жизни из этой серии субъект А встречает субъекта С и они становятся мужем и женой; но в этой жизни А не встречает своего другого друга В. Когда субъект А рождается опять, он становится мужем субъекта В и сводным братом субъекта С. Тем временем субъект В проживает три жизни, а С – одну, в которых они не встречаются с субъектом А. Изучая таблицу, мы выясним, что в течение 31 жизни субъект С встречает субъекта А двенадцать раз, тогда как он встречает субъектов А и В вместе только восемь раз. Связь между субъектами А и С, как мы видим из таблицы, является наиболее устойчивой. Независимо от того, какими являются физические взаимоотношения: мужа и жены, жены и мужа, брата и сестры или возлюбленных, к которым судьба не благоволит и они не могут вступить в брак, – душа общается с душой. Однажды субъект В, будучи женщиной, удочеряет маленькую девочку – А, этот долг оплачивается позже, когда мужчина-субъект А усыновляет маленького мальчика В.

В четырнадцати жизнях субъектов Е и F, в которых они встречаются (рис. 35), мы видим, как возникают в разных формах узы любви. Когда субъект Е меняет пол и живет в течение двух жизней как женщина, ее возлюбленный находится с ней сначала как сын, а затем как муж. Когда субъект F меняет пол и живет три жизни в мужском теле, в третьей из них он встречает своего друга Е, который является мужчиной. Между двумя мужчинами возникают необычные узы симпатии и привязанности. В следующей жизни субъект Е является священником, и к нему приводят маленькую девочку-сироту, чтобы он приютил ее в храме. Пройдет немало времени, прежде чем они подружатся и священник станет для нее отцом и учителем. Затем приходит жизнь, в которой они опять муж и жена, а затем две жизни, где они встречаются и любовь вспыхивает между ними, но течение настоящей любви не бывает гладким. Далее следует жизнь, в которой субъект F не находит своего возлюбленного, но зато они встречаются опять как муж и жена уже в Риме. В нынешней жизни они еще не встретились. Хотя планы Владык Кармы в отношении каждого из них еще держат их врозь, связь душ сильна и нерушима, и они встретятся опять в будущих жизнях как жена и муж, как сын и отец или как друзья. Они опять станут возлюбленными, способными на такую глубокую любовь, которая проявляется в преданности и жертве во имя своего возлюбленного, какой бы путь для нее ни определили Владыки Кармы.

… Акт первый, земля. Покрыта сцена тьмой и горем,

Ты утомлен чередованьем сцен.

Терпение, и режиссер нам приоткроет,

примерно акте в пятом, сей драмы смысл.[25]

Жизнь без реинкарнации в качестве ключа к ее пониманию является жестокой драмой, как однажды это описал

Теннисон несмотря на свою христианскую веру. Не менее жесток и процесс Эволюции, бережный к целому виду и безжалостный к отдельной жизни. Но если принять во внимание, что жизнь, бессмертная и неуязвимая, также эволюционирует, тогда будущее каждого индивидуума увидится по-настоящему обнадеживающим. В свете реинкарнации смерть теряет свое жало, а могилы не торжествуют. Люди двигаются вперед к своему божественному будущему рука об руку с теми, кого они любят, без страха расставания. Смерть – всего лишь роль, которую играет душа некоторое время, а когда пьеса сыграна и все смерти пройдены, тогда душа начинает свою судьбу в качестве Мастера Мудрости, в качестве Тени Господа на земле, даже в качестве «Слова, порождающего плоть». Для нас всех, на данный момент культурных или диких, существует будущее, которое нас ожидает, слава, которая проявится.