Вы здесь

Основные положения теософии. Глава 2. Подъем и упадок цивилизаций (Чуруппмулладж Джинараджадаса, 1922)

Глава 2

Подъем и упадок цивилизаций

На рис, 12 схематично изображена карта современного мира.


Рис. 12


Бескрайние просторы Земли на севере и на юге, на востоке и на западе заселены многими народами разных рас и вероисповеданий, и изучение их расовых особенностей и обычаев – захватывающий процесс. Наука, предметом которой является изучение народов с целью выявления их расовых особенностей, называется этнологией. Если сначала обратиться к современным научным исследованиям, касающимся ныне живущих рас человечества, то будет понятней, что говорит нам теософия о подъеме и упадке цивилизаций.

На сегодняшний день существует много способов классификации народов, из которых два общеприняты и вызывают доверие. Установлено, что форма головы и структура волос являются достаточно надежными критериями классификации, поскольку они передаются из поколения в поколение с незначительными изменениями. Первый способ классификации, согласно «цефалическому индексу»[10], подразделяет народы на три группы: долихоцефалы, или длинноголовые, брахицефалы, или короткоголовые, и мезацефалы, или среднеголовые. Цефалический индекс выражается процентным отношением наибольшей ширины головы к ее максимальной длине. Так, если принять длину головы за 100, тогда человека, ширина головы которого менее 75, относят к долихоцефалам, или длинноголовым, 75–80 – к мезацефалам, или среднеголовым, а свыше 80 – к брахицефалам, или короткоголовым.

Второй метод классификации, по структуре волос, основан на том, что волосы могут быть густыми курчавыми с мелкими кудряшками, или кудрявыми и волнистыми, или прямыми и гладкими. В густых курчавых с мелкими кудряшками волосах каждый волосок плоский, как лента, а поперечное сечение под микроскопом выглядит как плоский эллипс. Гладкий и прямой волос – круглый, как проволока, и его сечение под микроскопом представляет собой круг. Волнистый и кудрявый волос по своим характеристикам занимает промежуточную позицию между овалом и кругом и в сечении выглядит как округлый эллипс. Именно эти структурные особенности волос делают их курчавыми, прямыми или волнистыми.

Классификации, полученные с помощью двух основных методов по цефалическому индексу и структуре волос, приведены в таблице на рис. 13.


Рис. 13. Этнологическая классификация


По классификации Брока[11], люди делятся на три основных типа, но ни одна раса не состоит из представителей только одного типа. В каждой могут быть и длинноголовые, и среднеголовые или короткоголовые, и все же один из трех типов преобладает, по нему и классифицируют расы. Однако порой раса может быть настолько смешанной, что, даже используя такой надежный показатель классификации, как волосы, этнолог не уверен, следует ли отнести ее к среднегодовым или скорее к длинноголовым или короткоголовым.

Классификация Флауэра[12] и Лидеккера[13] несколько отличается, хотя также принимает во внимание лицевой угол[14], цвет кожи и волос и другие физические особенности.

Следует отметить, что в настоящее время в мире выделяют три основных типа рас:

1) эфиопский тип – темнокожие, почти черные, с толстыми губами; по строению головы приближается к долихоцефальному, волосы черные, густые, курчавые;

2) монголоидный – скуластые, с желтым или красноватым цветом лица, волосы черные, прямые и гладкие, у мужчин скудный волосяной покров на лице;

3) арийский, или кавказский, – белокожие или смуглые, с вьющимися или слегка вьющимися соломенно-желтыми, русыми, черными или рыжими волосами и, как правило, густой бородой.


Рис. 14


Рис. 15


На рис. 14 и 15 представлены прекрасные примеры людей эфиопского типа. У этих народов ярко выражены густые курчавые волосы, широкий нос и толстые губы. Хотя эти два лица, выбранные в качестве примера этого типа расы, не привлекательны по нашим стандартам красоты, тем не менее они не выглядят и отталкивающими.

Лицо на рис. 14 демонстрирует силу и своего рода достоинство, в то время как рис. 15 представляет грубоватую, но выразительную модель, которая порадовала бы глаз Родена.

Рис. 16, 17 и 18 дают нам примеры второго типа. На рис. 16 мы видим лицо краснокожей женщины («скво») индейцев из Британской Колумбии, с грубыми чертами, высокими скулами и длинными прямыми волосами.


Рис. 16


Рис. 17


Рис. 18


Более типичные представители второго типа изображены на рис. 17 и 18. На первом – краснокожий индеец из северо-западной части Соединенных Штатов, на втором – китайский мандарин; по высоким скулам и гладкому безволосому лицу мы легко можем определить, к какому типу они принадлежат.

Переходя к кавказской расе, мы приближаемся к нашим западным стандартам красоты. На рис. 19 и 20 мы видим двух представителей этой расы – индуса с бритым лицом и бородатого англичанина.


Рис. 19


Рис. 20


Арийская, или кавказская, раса представляет в некотором отношении высшие формы, не только благодаря привлекательной внешности, но и благодаря быстроте реакции на внешние воздействия и высокой восприимчивости к утонченным философским и эстетическим мыслям и эмоциям.

Каждый народ мира имеет сегодня свою цивилизацию. Но ни одна нация не пребывает вечно, и судьба Ниневии и Тира, Греции и Рима уготована всем. Некоторые исчезнут полностью, оставив едва заметный след, другие, подобно

Греции, оставят человечеству великое послание в виде искусства жизни. Изучая историю, мы можем кое-что узнать о подъеме и упадке цивилизаций.

Нов исторических исследованиях мы видим прошлое через призму времени и традиций, и мы никогда не можем быть полностью уверены, что в наши заключения не вкралась ошибка. Однако без изучения прошлого человечества мы не можем судить о настоящем или планировать будущее, и наша философия жизни будет оторвана от действительности.

Теософия открывает новый подход к изучению прошлых цивилизаций, предлагая метод, в котором прошлое на некоторое время становится настоящим, и поэтому письменные источники и традиции теряют свое значение. Как ни трудна эта тема для изложения, но попытаться необходимо, ибо это одна из основных истин бытия, к которой в ходе этого обзора мы будем вынуждены обращаться снова и снова.

Выше уже упоминалось, что в основе жизни и формы лежит великое Сознание. Это его проявлением является эволюционный процесс, и «в Нем мы живем, и движемся, и существуем»[15]. О нем теософы говорят сегодня как о Логосе. Для этого Сознания нет прошлого, и то, что было с нами, – для него это событие, которое происходит сейчас. Для Логоса прошлое – это то же, что настоящее, и событие в каждый момент прошлого по-прежнему происходит в нем, все еще являясь частью его настоящего «Я». Смертный разум с трудом понимает «Вечное сейчас», между тем это одна из величайших истин, понимание которой придает всему новый смысл.

Таинственное и невероятное – таково это «Вечное сейчас», но человек все же может кое-что узнать о нем. Человек как индивидуально развивающаяся душа поистине создан по образу и подобию своего Создателя и станет однажды тем, кем во всей своей полноте является Создатель. И поэтому, развивая способности, скрытые в человеческом сознании, люди могут даже сейчас прикоснуться к Сознанию Логоса, а значит, вместе с ним увидеть прошлое, как будто оно происходит сейчас. Это не картина, которая проходит перед взором исследователя, не панорама, разворачивающаяся перед ним, как на сцене. Это – реальная жизнь в так называемом прошлом. Он должен просто выбрать ту часть «прошлого», которую хочет исследовать, и тогда – это его прошлое, и он в нем. Хочет ли он увидеть Землю до того, как кора затвердела? Тогда он живет миллионы лет назад, и вокруг него Земля, покрытая бурлящими расплавленными металлами, и он может наблюдать происходящее, слышать взрывы и чувствовать жар и давление. И это не сон, это происходило бы так, как если бы он шел сегодня по оживленной улице в час пик, слышал рев моторов, видел, как люди снуют туда-сюда, или смотрел на солнце и облака, то есть наблюдал за всем тем, что ему интересно. Хочет ли он услышать речь Перикла или увидеть триумф Цезаря? Тогда он – в Афинах или в Риме, жизнь тех дней окружает его, он слышит мелодичную греческую речь или звонкую латынь, он наблюдает за действующими лицами драмы жизни тех дней. Книга Времени раскрыта перед ним, и ему выбирать событие, которое, с нашей точки зрения, произошло тысячу лет назад, но для него, как только он вступает в контакт с памятью Логоса, прошлое становится настоящим, и он может по мере своих способностей изучать его.

Теософы-исследователи как нынешних, так и прошлых поколений именно таким образом исследовали прошлое Земли, просматривая соответствующие «Записи» в Памяти Логоса, и обширная информация, собранная таким образом, является составной частью теософского учения. То, что они обнаружили, исследуя прошлое цивилизаций, выглядит следующим образом.

Давным-давно – более миллиона лет тому назад – распределение суши и воды было таким, как показано на рис. 21, где темные, заштрихованные части представляют сушу.


Рис. 21. Лемурия миллион лет назад


Мы знаем, что поверхность Земли все время меняется, причем где-то побережье медленно погружается в воду, а где-то новая земля поднимается над поверхностью океана. Но может ли кто-нибудь знать точно, где была земля, а где – вода миллион лет назад? В том-то и дело, что может: во-первых, считывая «Записи» в Памяти Логоса, а во-вторых, проводя исследования в музее Адептов Братства. Иерархия, или Великое Братство, упомянутые во введении, сохранили со дня появления человека на Земле ископаемые останки и скелеты, карты, модели и рукописи, иллюстрирующие развитие Земли и ее обитателей, животных и человека. У тех, кто через полное отречение от себя и служение людям зарабатывает такую привилегию, изучение форм прошлого и цивилизаций в этом замечательном музее вызывает неизменный восторг. Там теософ-исследователь находит сделанные из глины модели поверхности Земли, какой она была в давние времена перед тем или иным катаклизмом. Эти модели создали Адепты – исследователи исчезнувших цивилизаций – для обучения тех, кто постигает теософию. Карты, представленные на рис. 21–24, были разработаны в результате обследования суши и воды путем наблюдений за изменениями поверхности Земли, а затем сверки этих наблюдений с глобусами в музее Братства.

Если мы рассмотрим карту на рис. 21, то увидим, что большая часть сегодняшней суши находилась под водой, тогда как большая часть земли тех дней сейчас опустилась ниже уровня океана, оставив всюду следы, как в Австралии и некоторых районах других континентов. Континент, который простирается вдоль экватора и к югу от него, покрывая большую часть теперешнего Тихого океана, теософы называют Лемурией. Термин взят у натуралиста Склейтера[16], верившего в существование этого континента из-за необычного распространения на обширных территориях обезьян лемуров. Даже во времена Лемурии люди населяли землю, и народы Лемурии – это первый тип человечества, который представлен на рис. 14 и 15. Чистые негроиды и другие народы с густыми курчавыми волосами сегодня – это остатки древних лемурийцев с небольшим изменением типа, но значительным уменьшением роста.

Медленно меняясь на протяжении многих лет, очертания материков приняли вид, отраженный на рис. 22.


Рис. 22. Атлантида 300 000 лет назад


Там, где сегодня раскинулся Атлантический океан, когда-то давно существовал континент, который теософы вслед за Платоном назвали Атлантидой. Именно на этом континенте появился второй тип людей (монголоиды, по классификации Флауэра и Ледеккера) с гладкими волосами и высокими скулами. Со своей прародины Атлантиды они мигрировали по всем направлениям и дали нам сегодня миллионы китайцев и родственных им народов, а также быстро исчезающих краснокожих индейцев в Северной и Южной Америках.


Рис. 23. Атлантида 200 000 лет назад


К моменту, отраженному на карте рис. 23, очертания Атлантиды и остатков Лемурии изменились, и мы приближаемся к тем дням, когда от некогда огромного континента Атлантиды остается только большой остров в Атлантическом океане (рис. 24).


Рис. 24. Атлантида до «потопа», 9564 г. до н. э.


История его погружения, поведанная Солону, предку Платона, египетскими жрецами, изложена Платоном в его диалогах «Тимей» и «Кротон». В 9564 г. до н. э. мощные землетрясения разрушили эту последнюю остававшуюся над водой часть Атлантиды, и в результате стремительного погружения острова под воду возникла огромная волна прилива, которая пронеслась по равнинам Земли и оставила в памяти людей предания о грандиозном разрушительном потопе. В то время, когда Атлантида исчезла под водой, другие части земли, такие как пустыня Сахара, поднялись над поверхностью моря, а то, что было когда-то внутренним морем Центральной Азии, стало пустыней Гоби, и Земля приобрела практически современный вид.


Рис. 25. Затонувшая Атлантида


На нем показан рельеф дна Атлантического океана, полученный с помощью глубоководного зондирования. Вокруг Азорских островов дно океана не пологое, как в случае обычных прибрежных земель, а резко обрывается в глубину вследствие того, что нынешние Азоры были недоступными снежными вершинами самой высокой горной гряды затонувшего континента.

Однако задолго до гибели Атлантиды новая раса людей появилась на южных берегах моря в Центральной Азии. Это были арийцы, или кавказцы, – наш третий тип, представленный на рис 19, 20. Они распространились в южном и западном направлениях, став индусами, арабами, персами, греками и римлянами, кельтами, славянами и тевтонцами.

Таким образом, в Лемурии, Атлантиде и Азии возникли три расы, потомки которых населяют сейчас Землю.

Теософия учит, что появление и исчезновение цивилизаций не происходит автоматически: «Мир я сравнил бы с шахматной доской; То день, то ночь. А пешки? Мы с тобой» (Омар Хайям). Нации возникают и исчезают, но всегда в соответствии с Планом. Логос с самого начала существования людей спланировал, какие расы и какие религии и науки, соответствующие им, должны появиться в свое время, и его посланники на Земле, Великое Братство, осуществляют его план. Именно Адепты Братства, используя природные силы, видимые и невидимые, направляют эволюционный процесс на протяжении миллионов лет. В этом Братстве есть два Адепта, чья миссия заключается в формировании судьбы каждой великой расы. Один, по имени Ману, отвечает за физическое развитие расы, создавая ее новый тип путем изменения уже существующего по Плану, начертанному Логосом. Именно Ману управляет миграциями расы, дает каждому народу его форму правления и обеспечивает каждому человеку возможность выполнить предназначенную ему работу. Другой хранитель расы – ее Бодхисаттва, или Духовный Учитель, следит за ее интеллектуальным и эмоциональным развитием и дает каждому народу такие религии, искусства и науки, которые предоставят ему возможность сыграть свою роль в драме, написанной Логосом.

В соответствии с планом Логоса за время существования человечества на Земле должны появиться семь великих типов рас, называемых «коренными расами». Пока в процессе эволюции человека появились только пять из семи рас; первая и вторая существовали так давно, что не оставили прямых потомков.

Каждая коренная раса представлена семью модификациями, называемыми подрасами. Подраса имеет основные характеристики коренной расы, а также особый признак или видоизменение, характерные только для нее. На рис. 26 приведены названия трех рас и их подрас, с представителями которых мы познакомились в трех типах рас, уже рассмотренных нами.

Третья коренная раса – лемурийская, и ее ранние подрасы, первая, вторая и третья, не оставили никаких следов. Негры, негритосы, пигмеи и другие народы с густыми курчавыми волосами представляют более поздние подрасы лемурийской коренной расы. Сейчас трудно где-либо найти коренную расу в чистом виде, но, даже смешавшись с другими расами, она все же проявляет свои характерные черты.


Рис. 26. Коренные расы и подрасы


Из седьмой подрасы лемурийцев Ману четвертой коренной расы развил новую коренную расу, четвертую, или атлантов. У нее тоже есть семь подрас. Потомков первой и второй подрас сейчас в чистом виде нет, но скелет «пещерного человека Фурфуз[17]» является прекрасным образцом первой подрасы, а скелет «кроманьонца» – второй. Третья подраса, тольтеки, все еще проявляется в индейцах Южной и Центральной Америк и краснокожих индейцах США и Канады. Четвертая подраса мигрировала из Атлантиды и пошла на восток, через Вавилон, по течению Желтой реки на равнины Китая. Ее народы представлены сегодня в некоторых частях Китая высокорослой желтокожей китайской расой, заметно отличающейся от более поздней седьмой подрасы китайцев. Исконные семиты, пятая подраса, оставили нам своих потомков в белокожих чистокровных евреях и кабилах[18]Северной Африки. Шестая, аккадцы, стала финикийцами, торговавшими в Средиземном море; и седьмая, или монголы, возникла из четвертой, или туранской[19], на равнинах Китая и превратилась в современных китайцев. Две расы, японцы и малайцы, едва ли принадлежат какой-либо отдельной ее подрасе, представляя собой смесь двух и более подрас. Что касается японцев, то похоже, что они являются завершающим всплеском в развитии всей коренной расы как венчающее ее усилие перед тем, как активность начнет медленно затухать, и поэтому они обладают многими качествами, которые отличают их от седьмой подрасы, китайцев.

Из пятой подрасы атлантов – исконных семитов – Ману пятой коренной расы создал новый тип. Пятая, или арийская, коренная раса также имеет семь подразделений, но к настоящему времени появились только пять из них. Первая подраса – индоарийцы, а также один тип древних египтян, к которому принадлежали высшие правящие классы. Вторая – арийские семиты, отличающиеся от исконных семитов, и ее представители сегодня – это арабы и мавры.

Третья – иранская подраса, к которой принадлежали древние персы и потомками которой сегодня являются иранцы и парсы 1. Из четвертой подрасы, или кельтов, произошли древние греки и римляне, и к ней же относятся, за исключением народов тевтонского происхождения, их потомки в современной Италии, Греции, Франции, Португалии и Испании, а также в Южной и Центральной Америках, Мексике и на Антильских островах. Ирландцев, шотландцев, валлийцев, население острова Мэн и бретонцев следует также отнести к кельтам.

К тевтонской подрасе принадлежат славяне, скандинавы, голландцы, немцы и англичане и их потомки по всему миру. Смешав несколько подрас, Ману этой расы формирует сейчас шестую подрасу, которая в таблице названа «австралоамериканской». Она находится в процессе становления в США, Австралии и Новой Зеландии. Седьмая подраса, которая появится еще не скоро, уже проявляет слабые признаки своего будущего типа. В Бразилии местами в лицах детей проявляются черты, которые дают основания заключить, что это тип не австралоамериканский, а другой вариант арийской расы. Седьмую подрасу вполне можно назвать латиноамериканской, чтобы отличить ее от шестой, австралоамериканской.

Ману шестой коренной расы позднее начнет развивать свой будущий тип из шестой подрасы ариев, и через десятки тысяч лет Ману седьмой коренной расы создаст свою новую расу из седьмой подрасы шестой коренной расы.

Коренные расы и подрасы играют предназначенную им роль в драме Логоса, для того чтобы дать возможность приобрести жизненный опыт нам, его детям, которых он посылает родиться в этих расах. Именно для этого Ману расы вносит в представителей своих подрас различия в цвете кожи и [20] другие физические особенности и поселяет их среди гор или вблизи моря. Именно для этого Бодхисаттва расы посылает подрасам различные грани Единой Истины, которые появляются под его водительством в виде той или иной религии и философии.


Рис. 27. Характеристики рас


На рис. 27 представлены некоторые характеристики рас, и, чтобы понять важность этой таблицы, представим себе, как душа последовательно рождается в каждой подрасе.

Какой удивительный опыт получил бы человек, будучи примитивным гигантом, рожденным в первой подрасе атлантов, а потом насколько отличался бы его опыт как жителя гор, молчаливого и выносливого, чувствительного к движению солнца и облаков. Если бы он родился тольтеком в Атлантиде или Перу, его жизнь могла бы быть жизнью чиновника некой патриархальной системы управления, которая составила славу тольтекам; он взвалил бы на свои плечи заботу о благополучии жителей деревни или провинции, так как его научили подчинять личное нуждам тех, кто его окружает. Как туранский переселенец он познал бы странствия в поисках новых земель, борьбу за покорение природы в новых условиях. Как исконный семит он был бы прежде всего воином, развивающим быстроту реакции, и ему внушали бы, что его жизнь принадлежит не ему, а племени. Родившись аккадцем, он познал бы магию моря, необходимость учитывать психологический момент, продавая свои товары, и в конкурентной борьбе развивал бы силу своего ума. А затем, будучи китайским крестьянином, который едва ли захочет покинуть землю своих предков даже на один день, он знал бы каждого из своей деревни, разделял бы его горести и печали и обрел бы смысл жизни вдали от потрясений войны и суеты торговли.

Представьте себе, как отличался бы опыт души в тех же самых подрасах, если бы она воплотилась в женщину, со своими женскими обязанностями. У нее появились бы иные взгляды и особая чувствительность, без которых душа, несомненно, осталась бы обедненной.

Следуя за путешествиями души от перерождения к перерождению, давайте остановимся на ее появлении в арийцах. Жизнь в Индии несомненно оставила бы в душе неизгладимый след, одарив ее беспристрастным взглядом на жизнь индусского философа. Позднее, в древнем Египте, среди практичных и счастливых людей, не привыкших предаваться мечтам, она развила бы еще одну сторону своей природы. Разве не оставила бы пустыня след в душе араба, рожденного в ее недрах, в виде тонкой чувствительности и ощущения одиночества человека и необъятности природы? Став иранцем, родившимся в цивилизации, которая нацеливает его на успехи в коммерции, она узнала бы много об изобретательности и инициативе, трудолюбии и честности. Свои мысли он облекал бы в поэтическую форму, даже если бы не мог их выразить (он не мог бы говорить иначе, чем выражая мысли поэтическим языком), и пусть в нем не было бы ничего поэтического, все равно его жизнь как иранца заставила бы его прикоснуться к еще одной стороне жизни. Затем у него как у кельта – возможно, грека из Афин – появилось бы новое представление о жизни, основанное на вере в то, что боги повсюду – и на море, и на суше, и что он рожден от богов, чтобы сделать жизнь искусством, познать в идеале нечто важное обо всем и таким образом развить целостный характер и здоровое сердце. Или будучи римлянином, твердым в убеждении, что религия, семья и государство – едины, с глубоким пониманием закона и преклонением перед ним, с готовностью подчиняться, осознавал бы, что его задача – научиться править. Или как француз и итальянец, чувствительный и быстрый на ответные эмоции, он был бы заворожен идеями, потому что идеи не зависят от материальных соображений. Или родился бы ирландцем, возможно, потомком народа богини Дану[21], с его мечтами и интуицией, с экзальтациями и депрессиями.

А потом, при рождении тевтонцем в Скандинавии, Англии или Америке, – какие новые качества душа добавила бы к уже приобретенным? Она получила бы практичный взгляд на мир, беспристрастность в научных исследованиях, добросовестность в делах и индивидуализм. А Бетховен, и Вагнер, и Шекспир придали бы новый смысл ее жизни.

Уже сейчас мы можем предсказать некоторые качества будущей подрасы – шестой, австралоамериканской, возникающей сейчас в Америке, Австралии и Новой Зеландии. Это чувство братства, проявляющееся в новых взаимоотношениях между родителями и детьми; сотрудничество при объединении и «слиянии» в бизнесе и в работе по укреплению материального благосостояния; интуиция и умение по-новому подойти к решению мировых проблем, будучи не скованным традициями старого мира; радость от наслаждения солнцем, свежим воздухом и всем тем, что объединяет людей в сообщества.

Что же можно сказать о седьмой подрасе? Хотя она все еще находится в начале пути, слабые ростки ее жизни можно заметить сегодня в тяге Латинской Америки к архитектуре, поэзии и музыке, в подсознательном обращении к «славе Греции и величию Рима». В том далеком будущем жизнь людей будет более наполненной, чем даже та, о которой мечтала Греция. Из сокровищницы Красоты, которую человек отыщет в своем сердце и уме, придет осознание того, что он божественен, и тогда он реализует свою божественность в творчестве.

Так возникают и исчезают цивилизации, развивая то или иное качество, но смысл всего этого – в перевоплощении. Они приходят и уходят только для того, чтобы подготовить нам почву для получения опыта, в котором мы нуждаемся в череде жизней. Наш Отец небесный создает их из праха, позволяет им играть свои роли, а потом очередной потоп смывает их или уничтожает в огненном катаклизме; но это – только эпизоды в драме, которую Он написал для нас, Своих детей, чтобы, хорошо и искренне играя свои роли, мы когда-нибудь смогли бы стать подобными Ему.