Вы здесь

Освоение Луны в XXI веке. Красная Луна. Освоение Луны в XXI веке (Андрей Чемезов)

Освоение Луны в XXI веке

Луна – это ступенька к другим мирам. Луна – это полигон для отработки марсианских технологий и будущих марсианских проектов, в том числе и коммерческих. Луна – это чудо-мирок!

Однако, если политики говорят о том, что Луна должна стать стартовой площадкой для пилотируемых полетов на Марс, то это, по-видимому, либо непонимание ситуации, либо простая демагогия. Стартовая площадка для полетов на Марс должна быть на Земле. Между космическим кораблем и поездом пока мало общего, поэтому никакие промежуточные станции космическому кораблю не нужны (конечно, если не считать околоземную орбиту как место сборки межпланетного корабля).

Благодаря тому, что свет от Луны до Земли идет чуть более 1 секунды, у землян в начале XXI века появилась уникальная возможность реализовать проект «Лунный город»…

Глава 1

В начале XXI века на Луне уже совершались частные туристические поездки, большим успехом (в том числе и коммерческим!) пользовались лунные гонки, осуществлялись организованные научные лунные экспедиции с непосредственным участием в них десятков земных ученых вместе с сотнями (!) любителей, которые сами же оплачивали свое участие в экспедициях и таким образом обеспечивали ей финансовую поддержку.

Все эти достижения лунного бизнеса не имели тогда никакой связи с пилотируемой космонавтикой, напротив, они стали возможными благодаря лунным автоматам, опыт использования которых приобрели ученые СССР еще в 70-е годы ХХ века! Область пилотируемой космонавтики лунная коммерция первых десятилетий XXI века даже не стремилась осваивать… Использование автоматических луноходов делало поездки дилетантов по Луне реальными и безопасными, даже сравнительно недорогими! Все они осуществлялись луноходами с видеокамерами и манипуляторами, способными производить простейшие технические, а также ремонтные операции, например, очистку солнечных батарей от лунной пыли. Технологии, появившиеся во второй половине ХХ века, были выведены на качественно новый уровень. Луноходы для массового потребителя были сделаны небольшими, мобильными, они бродили по Луне в огромном количестве. А для технической поддержки, для их ремонта была создана лунная ремонтно-техническая база, на которой также работали только роботы – они управлялись с Земли техническим персоналом. Создание такой базы позволило значительно увеличить эксплуатационный ресурс каждого лунохода, а также в десятки, в сотни раз сократить расходы на каждый час его работы… Любой желающий (из пользователей сети интернет) мог без всякого риска для себя прокатиться по Луне, увидеть там следы, оставленные другими землянами, мог совершить романтическую прогулку с луноходом своего спутника или спутницы, мог прямо во время поездки обменяться впечатлениями с другими участниками лунных турне, мог даже взять себе напрокат лунный вездеход и поездить по тем местам, где никто ещё не бывал! Оказаться на короткое время в лунном мире в полном одиночестве, или же наоборот, с друзьями, с которыми часто общаешься по интернету, назначить на Луне свидание любимой девушке – это же мечта детства каждого второго землянина! Наличие видеокамер, установленных в зоне лунных поездок, неограниченная свобода действий для лунника-вездехода, а также интересные находки позволяли, во-первых, увидеть себя со стороны, а во-вторых, удостовериться в том, что Луна на экране компьютера или мобильника (который также можно было использовать) – настоящая! Лунное притяжение, лунный пейзаж с солнцем на черном фоне (от лучей солнца были защищены все видеокамеры – они автоматически уводились от него в сторону, хотя иногда солнце все-таки попадало в кадр), вид Земли с Луны и особенные лунные тени – все это невозможно было смоделировать и сымитировать, находясь на Земле, а значит полноценное и качественное изображение не давало заказчику повода усомниться в подлинности всего происходящего на экране.

Итак, по безлюдной Луне сновали роботы – они ползали, смотрели, где-то что-то ковыряли, поднимали и разглядывали в микроскоп, а в случае необходимости ремонтировали друг друга. Если хоть на полминуты забыть, что разум этих полуживых существ остался на Земле, то можно было бы предположить, что все роботы на Луне существуют как бы сами по себе и действуют так, как им заблагорассудится! И хотя все знают, что это не так, но для неосведомленного наблюдателя (скажем, для наблюдателя с другой планеты) загадочное поведение роботов на Луне могло бы показаться естественным и разумным… Кто бы, как говорится, мог подумать, что у существ, движущихся на одной планете, разум может быть на другой?!. Удивительный, странный философский вопрос из фантастических романов о будущем!

«Не является ли и сам человек таким же движимым существом?» – стали тогда спрашивать себя земляне, наблюдая как бы со стороны за поведением роботов на Луне. Каждый начинал искать свой ответ, и кто-то говорил: «Нет! Ни в коем случае! Человек – это свободная личность, он сам думает и сам решает, что и как ему делать». Другие же возражали: «Не всегда! Иногда человек становится полностью управляемым, но вина в таком случае лежит на нем самом и на том обществе, которое его окружает!» И те и другие сходились, как правило, в одном мнении: если человеком и можно управлять, то явно не из другого мира!

Помимо осмысления самого себя, коммерческие луноходы позволили поднять буквально с нуля доходы от непилотируемой космонавтики за пределами околоземной орбиты, они также оказались историческим началом процесса реального освоения Луны, Марса, и других планет Солнечной Системы – и это не преувеличение! О том, каким образом развивался этот процесс, будет рассказано ниже.

Прежде чем начать описание проекта «Лунный город», с которого все, собственно, и началось, нужно отметить вот какую деталь: отправляясь на пару минут на Луну люди поначалу думали только о том, как бы им поразвлечься. Но со временем во многих головах стала мелькать и такая мысль: а что же мы так просто катаемся по Луне? Давайте лучше при помощи тех же роботов начнем что-нибудь строить, например: отели, дороги, дома, электростанции, водопроводы – все, что может понадобиться! Если же с какими-то операциями роботы не справятся – отправим туда космонавтов и «по разнарядке» они уже подправят нам так, как нужно! Закончим стройку – и прилетим на все готовенькое, будем любоваться лунным пейзажем воочию!

Конечно, это слишком упрощенное описание тех событий, которые последовали за первым этапом проекта «Лунный город», но именно так всё и пошло-поехало: накатавшись по Луне, одни захотели возводить там свои стройобъекты и стали искать для этого подрядчиков, а другие наоборот, захотели зарабатывать на этом деле и стали наниматься к подрядчикам для выполнения контрактных работ. Практически все роботы на Луне управлялись тогда операторами, поэтому лунные «рабочие места» стали появляться в мире одно за другим. Подрядчикам оставалось только быстро и качественно удовлетворять спрос…

Проект «Лунный город»

Начав бурно развиваться с приходом XXI века, он не останавливался в своем развитии на протяжении целого столетия. Потенциал роста проекта был практически неисчерпаем, он сулил высокие прибыли. Секрет проекта «Лунный город» заключался в удачном совмещении передовых информационных технологий и недорогой робототехники, используемой для различных видов работ на Луне. Многие коммерсанты кусали локти, когда несколько позднее осознали, что не сумели вовремя разглядеть те перспективы, которые им могло дать участие в осуществлении именно первого этапа проекта. Упущенное время обернулось для них потерянной прибылью, которую, к счастью, смогли получить другие.

ЛУННЫЙ ГОРОД: ПЕРВЫЙ ЭТАП. Инвестиции в первый этап проекта составили, условно, немногим более 100 млн., минимальная сумма инвестиций – 35 млн., окупаемость – через 1,5 года после того, как проект начал работать. С учётом того, что готовился он в течение 10 лет, основная сумма затрат (около 90%) пришлась на последние четыре года перед стартом. В первые шесть лет шло финансирование прикладной космической науки частным капиталом. Хотя, с другой стороны, задачи придумать либо создать что-либо совершенно новое, оригинальное, не было, так как всё, что нужно было для старта проекта, уже, можно сказать, существовало… На повестке дня стояли только задачи по отработке технологий, доведение до совершенства уже имевшихся узлов и систем. Если бы специалисты в этот раз работали бы также быстро и интенсивно, как в свое время Георгий Бабакин – главный конструктор советских луноходов, отец-основатель межпланетных автоматических станций – то они бы наверняка управились не за шесть лет, а за считанные месяцы… Но космонавтика – наука тонкая, она требует к себе внимательного, бережного отношения, поэтому если не до конца владеешь даром оживлять технику своими руками, как это умел делать Бабакин, то лучше не торопиться!

По программе «Лунный город» разрабатывалась сложная система, в которой было много базовых элементов; от качественного исполнения каждого элемента зависел успех всей программы. Опыт советских ученых, осуществивших в 1970-х годах несколько благополучных посадок в автоматическом режиме на поверхность Луны первых в истории человечества планетоходов и возвращаемых космических зондов оказался для наших специалистов как нельзя кстати, поэтому первой организацией, которая помогла бизнесу сформировать проект в целом и сделать его реальную оценку стал российский ЦНИИМаш.


1-я страница письма ЦНИИМаш о прочитанной в организации книге «Будущее освоение Марса или Заповедник Земля», 20051. Данное письмо было получено мной через полтора месяца после того, как руководству Роскосмоса я отправил первый экземпляр названной книги с предложением вручить его командиру первой пилотируемой экспедиции НА Марс. С условием, чтобы книга была оставлена на Марсе навсегда. Экземпляр №1 на самом деле таковым и является. Я, когда готовил книгу к печати, заблаговременно обратился к издателю с просьбой (а он передал мою просьбу типографии) запаковать отдельно первые десять экземпляров книги. Просьба была удовлетворена. Я получил на руки первые десять экземпляров книги в виде отдельной пачки – она отличалась от остальных прежде всего по объёму. Вскрытие первой пачки, автографирование, адресация всех имевшихся в ней экземпляров (№1-№10) – всё было зафиксировано мной на домашнее видео, которое хранится теперь в папке «Хроника 24.04.2005»: https://yadi.sk/d/2y-tj_4y3QnvNs


По всем правилам технологической дисциплины специалисты разработали 25 легких луноходов, средний вес этих машин составил 15 кг. Все планетоходы немного отличались друг от друга, но практически на каждом имелась подвижная видеокамера, солнечные батареи, небольшое шасси, с четырех, либо с шестиколесным приводом, и простейшая система автопилота: при сближением с препятствием луноход не выполнял команду «двигаться на препятствие», а при сближении с неровностью на дороге снижал скорость ниже предела критического уровня, чтобы не опрокинуться. На некоторых луноходах имелись: манипулятор, микроскоп, телескоп, навигатор и другая бортовая техника. Луноходы сделали неодинаковыми, поэтому им присвоили порядковые номера – для того, чтобы на каждый луноход можно было выявить индивидуальный спрос, который помог бы определить потребительскую цену аренды каждого изделия. Вообще клиенты ведь любят разнообразные модели, накатавшись на одном луноходе, многие захотят опробовать другой – таким образом, спрос будет постоянно высоким. Каждый клиент-оператор мог изучить через интернет все технические характеристики модели (причем не только паспортные данные, но и текущие характеристики, которые со временем могли изменяться, например, по причине загрязнения солнечных батарей лунной пылью), также через интернет можно было узнать цену аренды каждого лунохода, которая могла меняться практически каждый день. Цена аренды полностью соответствовала тому уровню, который определял баланс спроса и предложения. То есть, если фирма эксплуатировала луноход по 24 часа в сутки, то ей приходилось искать больше клиентов и она снижала цену даже несмотря на то, что луноходы заказывали по всему миру – буквально во всех уголках Западного и Восточного полушария Земли! Когда наступал день в Восточном полушарии Земли, луноходы обычно заказывали на короткое время – буквально на 1—2 минуты, что допускалось правилами аренды, которые разработала фирма. Но с наступлением дня в более богатом Западном полушарии временной интервал аренды увеличивался до 10—15 минут. Конечно, луноход можно было заказать и на несколько часов, и даже на несколько дней (!), но случалось это крайне редко.

Большинство моделей луноходов были настолько простыми, что управлять ими могли даже дилетанты, тем более, что автопилот лунохода защищал аппарат от ошибочных действий клиента. Предусмотрительные клиенты, особенно те, что заказывали луноход с манипулятором, микроскопом и иным научным оборудованием, обычно желали потренироваться на тренажере. Таких клиентов фирма особенно ценила, поэтому для них был создан бесплатный веб-сайт, на котором можно было найти виртуальный тренажер для любой модели лунника. Также на веб-сайте можно было найти советы, которые пригодились бы будущим операторам. Что же касается тех, кто садился за руль лунохода без специальной подготовки (обычно такие собирались покататься по Луне лишь 2—3 минуты – у них дел на Земле, видите ли, много!), то для них фирма предусмотрела специнструктора, который находился как бы рядом с клиентом, пока тот управлял луноходом. Специнструктор не мог вмешиваться в управление луноходом, он помогал лишь советами. Иногда, правда, клиент все-таки настаивал на том, чтобы специнструктор взял на себя управление луноходом (в редких случаях этого добивались молодые неопытные женщины) – специнструктор в таком случае обязан был подчиниться требованию клиента. Он брал на себя управление луноходом, и, словно таксист, выполнял те команды клиента, которые диктовали ему направление движения.

Поскольку луноходы арендовались обычно всего на несколько минут, каждый новый клиент начинал свою поездку в том месте, где ее заканчивал предыдущий. Таким образом обеспечивалась непрерывная эксплуатация всех исправных луноходов в течение 24 часов подряд и более – по крайней мере до того момента, пока луноходу не потребуется техническая помощь… Промежуточное положение каждого лунника отображалось на географической карте лунной местности. Перед тем, как выбрать луноход, клиент обязательно должен был взглянуть на карту – он ведь выбирал себе не только желаемый луноход, но и то место на Луне, которое больше всего его интересует. Карта лунной местности представляется в удобном трехмерном варианте. На ней отображаются все передвигающиеся по Луне объекты в техническом радиусе 7 км от ремонтной базы и дальше, куда мог заезжать автономный лунный вездеход. Кстати, вездеходом мог быть назван и любой из действовавших луноходов – это «звание» присваивалось лучшему луноходу, как самому выносливому, самому самостоятельному и самому пронырливому. Такое правило фирма установила в связи с тем, что спрос на вездеход всегда был самым высоким, но не всегда самый мощный и сильный лунник был в рабочем состоянии.

Глава 2

Первыми же космическими рейсами на Луну было доставлено сразу три автономно работавших лунника – это были сложные «элитные» лунники, которым конструкторы уделили много внимания. Вес каждой машины превышал 100 кг – в первую очередь именно эти машины класса «люкс» и были названы вездеходами (иногда их называли ещё «тяжелыми лунниками»). Каждый вездеход был классифицирован по определенной категории, например, первый вездеход категории «А» носил имя «странник» и предназначался для сверхдальних путешествий по Луне – до 1500 км и более. Этот лунник приводили в движение не аккумуляторы, не солнечные батареи, а небольшая ядерно-энергетическая установка, вес которой составлял полтора десятка килограммов. Ядерный двигатель получился компактным и легким благодаря отсутствию мощной теплорадиационной защиты, в которой просто не было надобности. «Странник» мог передвигаться как днем, так и ночью (которая длится на Луне 2 недели) с достаточно высокой скоростью: до 25 км/ч по ровной поверхности при условии, что включен автопилот. Если лунник встречал на пути какое-то препятствие или опасный камень, из-за которого он мог перевернуться, то благодаря автопилоту он начинал тормозить еще до того, как водитель-оператор успевал этот камень заметить и включить «тормоз». Команды водителя в любом случае запаздывали на 2,5 секунды, так что работающий автопилот на высоких скоростях был постоянно необходим. Кроме того, оператор-инструктор всегда находился как бы рядом с водителем и мог дать ему кое-какие советы, чтобы помочь использовать возможности лунника на все 100%, не причиняя ему при этом никакого вреда.

Второй вездеход категории «Б» («академик») предназначался для выполнения научных работ в экспедициях. На нем был не один манипулятор, как на других вездеходах, а несколько. Он имел целое скопище научных приборов и исследовательской техники.

Третий вездеход имел категорию «В» («разведчик») и предназначался для лазания по труднодоступным местам. Он отличался повышенной устойчивостью, проходимостью и живучестью. Он мог длительное время работать в тени, мог ползать по ущельям, кратерам и пещерам. Длинная (до 10 метров) телескопическая штанга с видеокамерой на конце, изгибавшаяся, когда раскладывалась, в виде коромысла, позволяла разведчику рассматривать все пространства «за преградой». Очень часто вездеход «В» использовали в экспедициях как истинного разведчика, способного прокладывать безопасный путь через трудные и опасные места для других луноходов.

Что касается легких лунников, то они напоминали скорее игрушки. Впрочем, отсутствие на лунном пейзаже каких-либо предметов, позволявших делать сравнение и распознавать таким образом реальные размеры тел, заставляло даже профессионалов считать легкие лунники большими, а ту ремонтную станцию, на которую они заезжали, и вовсе… огромным зданием!

Если говорить о динамике движения, то малые размеры лунников практически полностью компенсировали слабую гравитацию на Луне. В это трудно поверить тем, кто не представляет себе, как действует гравитация на динамику движения тел разных пропорций, но именно малые лунники двигались практически также, как большие земные автомобили по земным дорогам. К примеру, подвеска лунников плавно поглощала все ухабы, в то же самое время на Земле лунники подпрыгивали бы резко, поскольку по размерам и массе они были как игрушки. Сравните, к примеру, муравья и слона: слон движется медленно и плавно, потому что огромен, муравей (относительно своих размеров) движется быстро и резко, потому что мал. То же самое и с автомобилями: относительная быстрота и резкость их движения зависит от массы и размеров. Но на Луне слабая гравитация, из-за чего даже обыкновенные люди на Луне движутся так, как будто они слоны, а маленькие луноходы – так, как будто они большие автомобили!

В полном соответствии с этим принципом большинство легких лунников имело дизайнерские формы, аналогичные внешним формам автомобилей. По Луне «бегали» легковушки, грузовики и джипы… Некоторые из лунников имели на крышах спецсигналы, как у милицейской машины, и именовались они соответственно: «милиция». Когда шла какая-нибудь экспедиция или просто собиралась где-нибудь большая колонна лунников, «милиция» объезжала всех с включенными мигалками – и было очень здорово смотреть на это!

Все остальные лунники имели дизайнерские формы, заимствованные от вполне конкретных моделей автомобилей. Если говорить прямо – они являлись точными копиями тех машин, что продавались в автосалонах на Земле!.. И в этом не было нарушения чьих-либо прав, напротив, производители автомобилей сами так захотели. Более того, они из собственных средств платили за то, чтобы лунники становились похожими на их продукцию, так как считали это модное веяние отличнейшей рекламой! Лунниками пользовались ведь, как правило, люди богатые и со средним достатком – именно на них и была рассчитана рекламная кампания, равно как и большинство продаваемых в мире автомобилей. Успех данной рекламной кампании заключался в том, что реальные изображения лунников часто появлялись на телевидении, в журналах, в газетах, о них постоянно писали и рассказывали мировые СМИ. Рекламодатели просто не имели права упускать такую возможность (всестороннего и длительного показа своей продукции во всех массовых источниках информации). Не удивительно, что цена за такой вид рекламы в связи с разраставшимся как снежный ком лунным бумом возросла с первоначальных 20—50 тыс. за копирование одного лунохода под модель автомобиля до 2—2,5 млн. условных единиц за точно такое же копирование всего через несколько лет… Разница в стоимости во многом зависела и от размеров изготавливаемого лунохода, от его технической оснащенности.

Благодаря одной только лунной рекламе автомобильные компании научились зарабатывать столько, сколько им и не снилось, что сразу же стало поводом для их полноценного, ведущего ролевого участия в лунном космическом бизнесе. Они стали брать на себя не только спонсорскую, но и организаторскую инициативу в разраставшемся проекте «Лунный город»… Наиболее знатные автомобильные компании, мировые бренды делали заказы, а по сути оплачивали строительство и доставку 15—20 лунников – под одной своей маркой создавали разные модели разных цветов, желая привлечь максимум внимания покупателей к каждой из машин. Деньги выделялись не только на строительство и доставку, но и на текущую эксплуатацию и ремонт, так как продление рабочего ресурса лунников-автомобилей становилось в такой ситуации крайне выгодным для производителя! Чем дольше жил их брат-близнец на Луне, тем больше репутации и славы он приносил реальной модели автомобиля!

Участие автопроизводителей в выгодном для них спонсировании проекта «Лунный город» дало возможность сократить стоимость проката луноходов в десятки раз. Это в свою очередь резко повысило спрос со стороны заказчиков и дало возможность довести численность парка работавших луноходов до 1000 единиц всего за 15 лет. Конечно, у «близнецов» возникали иногда проблемы с проходимостью по лунному бездорожью, поскольку форма автомобиля не всегда была оптимальна для лунохода – бывало, что лунники застревали, и опрокидывались… Тем не менее, непреодолимых трудностей не было, конструкторы постоянно бились над решением всех возникавших проблем. В конце концов они изменили внутреннее устройство легкого лунохода так, что тот перестал застревать и опрокидываться. Да и автопогрузчики не дремали: они быстро подъезжали на помощь и вытаскивали всех застрявших, либо при необходимости ставили их на колеса.

Эстетичный внешний вид «близнеца» шел ему всё-таки в плюс – большинству заказчиков нравились лунники, похожие на автомобили, так что никаких, ни репутационных, ни тем более финансовых потерь у фирм не было, скорее наоборот.

Видеокамеры и датчики автопилота близнецов прятались под капот, либо внутри «салона». Панели солнечных батарей были незаметны, так как из них состоял весь кузов, цвет панелей мог быть выбран любым – конструкторы научились их красить, не снижая коэффициент выработки тока. Стекла салонов близнецов были, естественно, наглухо затонированы, то есть они были черного цвета, но прозрачны изнутри для видеокамеры, снимавшей панорамную картинку.

Обслуживали лунники-близнецы два больших автопогрузчика, тяжелый грейдер для выравнивания дорожек, по которым в основном и ездили любители, «асфальтоукладчик», спекавший лунный грунт в ровную твёрдую поверхность, по которой лунники ездили быстро, как по асфальту. Эта лунная спецтехника была доставлена на Луну первыми же рейсами и использовалась специалистами фирмы, а также заказчиками, которым нужно было доставить какой-нибудь крупный лунный камень до космодрома или отгрейдеровать площадку для игры в лунобол…

Спецтехника принимала также участие в экспедициях. Она оказывала участникам экспедиций техническую помощь и иные услуги.

Погрузчики были мощнее и крупнее легких луноходов, они легко подхватывали лунники, погружали их на себя и транспортировали до лунной (то есть ремонтной) базы, либо использовали свои легкие манипуляторы с утонченными пальчиками для осуществления ремонта прямо на месте, не прибегая к транспортировке. Большая часть ремонтных операций производилась операторами-специалистами дистанционно.

Спецтехника относилась к классу тяжелых луноходов и могла работать в автономном режиме. Это означает, что погрузчики, грейдеры могли удаляться от лунной базы так далеко, как это было необходимо для ведения разнообразных видов деятельности на Луне. Легкие лунники автономно (то есть независимо от базы) работать не могли, так как у них не было аппаратуры для установления прямого контакта с Землей. Радиус действия легких лунников – 7 километров от ретранслятора, который принимал их сигналы и передавал их на Землю. Ретранслятор находился в центре лунной базы. Сама лунная база – это посадочный модуль, на котором были доставлены на Луну лунники и который использовался как ремонтная база, как ретранслятор – одновременно. Антенна ретранслятора возвышалась в центре посадочного модуля, по его периметру находились секции для приема и ремонта лунников. Модуль находился на площадке, которую выровнял грейдер в первые же дни своей работы. После того, как площадка была подготовлена грейдером, на нее перетащили модуль при помощи двух погрузчиков, и с той поры подъезд к лунной базе стал свободным со всех сторон.

Чтобы база не покрывалась лунной пылью, поднимаемой колесами луноходов, скорость подъезжающих к ней лунников сбрасывалась автопилотами автоматически до минимального уровня, начиная с расстояния 5—7 метров до базы.

На географической карте Луны, которую получал заказчик, он видел весь тот семикилометровый радиус поездок вокруг базы, что охватывал действующий ретранслятор. Поскольку легкие луноходы имели малые размеры, семь километров для них – это целый мир, к тому же он мог быть дополнительно расширен, за счет ввода в строй новых ретрансляторов, прибывающих на Луну. Стоит учесть, что с каждым годом на Луне появлялось всё больше новых ретрансляторов, ремонтных баз и всё больше лунников, которые отправлялись на Луну взамен выбывших из строя. Лунные базы размещались на 10-километровом расстоянии друг от друга, чтобы даже легкие луноходы могли без проблем передвигаться от одной базы к другой. Дабы не терять в пути сигнал с ретранслятора, они должны были придерживаться направления общих трасс, проложенных между базами при помощи грейдеров. На трассах через каждые 100 метров были установлены ярко-красные видеомачты. Водитель лунохода принимал изображение с любой видеомачты, но обычно по порядку, по пути следования – он получал изображения на панель приборов своего лунника. О назначении и оформлении панели приборов будет рассказано позже, а пока – рассказ о том, каким образом заказчики устанавливали прямую связь с луноходами.

Глава 3

Через интернет при помощи компьютера или мобильного телефона заказчики связывались с фирмой, которая предоставляла услуги прямой связи с лунниками. После чего узнавали о правилах контакта с лунными машинами, которых было не слишком много, чтобы не запутаться.

Первым делом, допустим так, заказчик получал анкету, в электронном виде. В нее он должен был вписать имя, фамилию, тип используемого гаджета, указать паспортный номер оператора, если таковой у него имелся (паспорт оператора заказчик получал бесплатно, но лишь после прохождения курсов управления виртуальным луноходом на веб-сайте фирмы и сдачи небольшого экзамена на «практическое» вождение (то есть, конечно же, виртуальное) с присвоением соответствующей категории и оценки; для получения категории экзамен можно было пересдавать по нескольку раз). Также в анкете были вопросы, ответы на которые помогали клиенту выбрать нужный ему луноход и нужный район Луны, с которого хотелось бы начать своё путешествие, посредством использования лунной техники.

Вопросы к клиенту были следующими:

а) Выберете количество необходимых вам луноходов.

Если клиент выбирал 2 и более луноходов для групповой поездки, то его отсылали к листам с предварительной записью. На листах автоматически открывалось только то время, в которое можно было заказать нужное клиенту количество луноходов.

б) Что для вас важнее: строго определенный район Луны или строго определенная модель лунохода?

Если клиент выбирал «район Луны», то его взору открывалась географическая карта Луны с отображенным на ней текущим положением луноходов – в режиме реального времени. Клиент выбирал нужный ему сектор на карте, либо несколько секторов. Самый близкий к указанным секторам луноход (на момент установления с ним прямой связи) оказывался в распоряжении клиента. Если указанные сектора были в противоположных районах, то для клиента подбирался тот луноход, который находился ближе к центру одного из секторов.

Если клиент выбирал модель лунохода, а тот временно не работал, то в анкете появлялся следующий пункт:

в) Данный луноход должен заработать в такое-то время, однако прогноз может оказаться неточным. Надо ли известить вас звонком о том, что луноход приступает к работе?

Следующий вопрос ставился так:

д) У вас есть возможность узнать о текущей плате за луноходы из приведенной ниже таблицы… Укажите, пожалуйста, время, которое собираетесь уделить лунной поездке.

Когда заказчик указывал время, которое хочет уделить поездке по Луне, он узнавал её стоимость, а если оплаченная сумма превышала требуемое время, то остаток оставался ему впрок.

Наконец, последний вопрос:

е) Нужна ли вам предварительная запись?

Если заказчик говорил «нет», то перед ним оставалась «живая очередь», нажав на соответствующую рамочку заказчик получал «правила прямой связи» и видел внизу «с правилами ознакомлен» – после соответствующего решения заказчик мог оказаться в живой очереди. Но если у фирмы возникали сомнения в том, что удастся обеспечить надлежащее качество соединения на канале «аппарат заказчика – фирма», то в обязательном порядке должен был быть пройден тест на качество связи, который предлагала фирма. В задачи теста входила проверка качества работы аппарата заказчика (мобильного телефона или компьютера). На прохождение теста уходило не более 1—2 минут, положительный результат теста мог гарантировать то, что сеанс связи заказчика с луноходом не прервется из-за каких-либо досадных недоразумений, связанных, например, с залипанием клавиш или разрядом батарейки на мобильнике – пустяки, на которые в повседневном пользовании мало кто обращает внимания. Если тест не удастся пройти, то, в зависимости от его результатов, фирма предложит заказчику поменять либо аппарат, либо оператора наземной связи.

Успешное прохождение теста в десятки раз снизит вероятность досрочного прекращения сеанса связи с луноходом по причине некачественной работы наземной сети связи или некачественной работы аппарата клиента. Если такое неприятное событие всё же произойдёт (мало ли что – клиент может выронить аппарат во время сеанса из рук, в результате чего произойдет его внезапная поломка), то правилами связи на этот случай будет предусмотрен механизм выхода из нештатной ситуации. Так, к примеру, если связь между заказчиком и фирмой не возобновляется в течении 3-х секунд, то компьютерная программа автоматически переключается на поиск следующего клиента. В частности, тем, кто стоит в очереди на тот же луноход, фирма сделает молниеносное предложение подключиться к луноходу прямо сейчас; кто первым откликнется на такое предложение (небольшая поблажка будет тому, кто стоит в очереди первым, но дольше 10 сек. ждать от него ответа не будут), тот и окажется на коне, как говорится, то есть займёт первое место в очереди и, пройдя через сокращенный предстартовый отсчет (5 секунд вместо 1 минуты), оперативно подключится к луноходу.

На каждый луноход есть своя очередь. Если заказчик желает выбрать не модель лунохода, а лунный район, то он автоматически попадает в очередь на тот луноход, который ближе всех к его району. Если к моменту подхода очереди луноход отдаляется от выбранного района на значительное расстояние, то заказчика перебрасывают в очередь на другой луноход – на тот, который в текущее время ближе всех к его району. Чтобы не тратить влихую время, в этот раз заказчик занимает уже не последнее место в очереди, а первое, так как одну очередь он уже отстоял. Оказавшись «внеочередником», заказчик имеет больше шансов на то, что его луноход не уйдет далеко от нужного ему места! Но если всё-таки уйдёт, то заказчика, также вне очереди, могут перебросить на третий луноход…

Минимальное время ожидания в живой очереди – три минуты (у внеочередника – одна минута), а максимальное – до полутора часов. Обычной считается очередь в 5—20 минут. Если очередь выходит за такие рамки, то фирма предпринимает возможные меры по ее сокращению, либо удлинению. Пожалуй, наиболее действенная мера – изменение тарифной платы за аренду лунохода. Например, согласно правилам фирмы, стоимость аренды не может увеличиваться больше, чем на 3% в час. Но если клиент уже стоит в очереди, то заказанный им луноход не подорожает вовсе. Изменение стоимости аренды может касаться только тех, кто пока ещё не занял очередь. Происходит изменение стоимости аренды следующим образом: если на один из луноходов выстраивается очередь длиннее, чем на 20 минут, а число заказчиков в очереди превышает два человека, то стоимость для следующих заказчиков может подняться на 0,5—3% (на сколько именно – решает фирма), либо она может остаться на прежнем уровне. А если очередь на луноход сокращается до 5 минут и менее, то тогда всё наоборот, стоимость аренды снижается.

Если луноход ломается, то каждому заказчику, стоящему в очереди, предлагается на выбор другая машина. При этом заказчик имеет полное право отказаться от замены, у него есть возможность поступить и по-другому, не потеряв при этом ничего.

Если луноход ломается во время поездки (поломкой в таком случае считается невыполнение луноходом команд оператора-заказчика), то истечение времени заказчика приостанавливается до устранения неисправности лунохода инструктором. Если починить не удаётся, то заказчику предложат на замену другой луноход.

Становиться в очередь на сломанный луноход не дозволяется, однако можно записаться на какое-нибудь отдаленное время, к которому работоспособность этого лунохода наверняка будет восстановлена.

Заказчик может попросить известить его о починке выбранного им лунохода персональным сообщением.

Предварительная запись на луноходы

Она позволяет выбрать любой день и час, когда можно без очереди пользоваться луноходом в обозначенном самим заказчиком интервале времени. Предварительная запись в некоторых случаях просто необходима – например, когда заказчик хочет вместе с друзьями покататься на нескольких луноходах сразу. Или для парной прогулки, например.

По предварительной записи от фирмы приходит предложение не в точно назначенное время, а ± 15 мин. Если заказчик сразу не примет вызов (звонок от фирмы), то он может получить предложение немного погодя, повторно. Заказ не пропадёт в любом случае. Если к моменту исполнения заказа луноход не будет исправен, то фирма предложит другой, на выбор. Заказчик имеет право отказаться от замены и перенести прогулку на любое удобное ему время.

Предварительная запись совмещается с очередью, но заказчик по предварительной записи становится «внеочередником». Чтобы «внеочередники» не стопорили живую очередь, фирма вывешивает листы предварительной записи, на каждый луноход ведь своя очередь. У тех, кто становится в живую очередь, всегда есть возможность выбрать самую короткую. Но становиться в несколько очередей сразу и затем покидать их нельзя (хотя можно, конечно, занять одну очередь и затем покинуть её, чтобы занять другую). Также нельзя покидать очередь за 1 минуту до установления связи с луноходом. Предварительное время до подхода очереди высвечивается на экране. Иногда очередь может двигаться быстрее, иногда медленнее, всё зависит от ситуаций. Однако последняя минута «до старта» отсчитывается железно, строго по секундам, как метроном. Увидев начало отсчёта последней минуты, заказчик должен осознать: вот оно, началось! И быть на чеку, то есть во внимании полном. Ведь, как только закончится последняя минута, заказчик сразу приступит к управлению лунной машиной, и начнётся его фантастическое воссоединение с лунником! Картинку с Луны заказчик будет видеть при этом постоянно, а картинка с высоким разрешением появится на экране заказчика только в тот момент, когда он подключится к управлению лунником.

Процесс формирования очередей автоматизирован. Операторы, работающие под руководством фирмы, следят за состоянием каждой, чтобы не возникало «давки»…

Можно получить луноход в строго назначенное время, но для этого необходимо сделать пометку в листах предварительной записи. Для фирмы предоставление лунохода в строго назначенное время означает вынужденный простой лунохода в течении нескольких минут перед его стартом.

Можно заказать конкретный луноход в конкретном месте, назвав желаемые координаты и время старта. Все пожелания будут учтены и вовремя исполнены – фирма перебросит выбранный заказчиком луноход в автоматическом режиме к точке старта, в аккурат перед началом поездки.

Перед тем, как отправиться в свой любительский тур по Луне, заказчик, по желанию, может получить информацию о положении небесных светил на небосводе Луны, о фазе Земли и о видимых с Луны земных континентах. Публикуется информация о солнечных и земных затмениях, наблюдаемых на Луне. Заказав луноход с телескопом2 или с подзорной трубой, заказчик сможет навести объектив оптического устройства на Землю, на звезды, на лунные пейзажи, сделать фотографии себе на память. Возможность самому управлять движением подзорной трубы, находящейся далеко-далеко на Луне, оставляет неизгладимые впечатления!

Романтикам понравятся лунные прогулки «при полной Земле», то есть когда Земля видна полностью.

На Луне, несмотря на отсутствие атмосферы и жизни, постоянно происходит что-то необычное, интересное. Нужны только свидетели всему этому! Одним из них можете стать вы, уважаемый intourist (инопланетный турист)!




Кому-то попадаются камни странного цвета и неестественной формы, кто-то видит призраков убегающих… «летающие тарелки», и прочее, прочее. Кто-то находит необычные артефакты! Каждому своё!

Всё, что люди находят на Луне, они имеют право считать своей собственностью – но только в том случае, если приберут свои находки на одну из площадок или передадут их точные координаты луноходу-маркировщику. Маркировщик все полученные задания выполняет в автоматическом режиме. Он трудится на благо всех и каждого. Трудится только для того, чтобы находки можно было распознать и впоследствии зарегистрировать, оформить их на владельцев, выписать на них свидетельства и/или паспорта с полным описанием. Луноход-маркировщик выполняет свою работу только при поступлении соответствующих заявок (от клиентов). Точные координаты находки – вот всё, что необходимо знать маркировщику, чтобы качественно выполнить свою работу.

Маркировщик подъезжает к находке и метит её лазерной гравировкой, на образце сразу чётко вырисовываются: регистрационный код находки, дата регистрации, фирменный логотип «Луноград. Почта России»… Для отправки на Землю все находки свозятся (с согласия их владельцев, разумеется) на специально подготовленную площадку, вдоль которой работают роботы «Почты России». Находки в дороге не потеряются, не перепутаются, поскольку все помечаются лазерной гравировкой. «Почта России» разошлёт лунные камни точно по адресам, указанным на отправлениях. Задача технически сложная, но реализуемая. Для пущей бдительности работников почтовой службы адреса межпланетных отправлений должны начинаться со слов «Планета Земля…», и никак иначе!

Регистрироваться находки будут в электронном каталоге (лунных находок), в него будут вноситься имена авторов всех находок, точнее их самых первых владельцев. После регистрации клиентам будут выписываться свидетельства и паспорта на находки, всё в электронном виде.

Можно заказать доставку находки на Землю, чтобы изучить её пристально, дотронуться до неё рукой. Если нет такого желания, то можно оставить находку на Луне – там она никуда не денется, не пропадёт! Возможно даже, что спустя 100 лет она попадёт в руки наследника вашего… Фирма заинтересована как в отправке находок на Землю, так и в длительном хранении их на Луне, поелику от любопытствующих клиентов, оставивших свои находки на Луне, скорее всего, будут поступать заявки на подробное изучение находок дистанционными методами при помощи широкого набора инструментов, которыми будут оснащаться новые (то есть новейшие) луноходы. Когда будет стабильный спрос на разнообразные научные инструменты, например со стороны университетов и лабораторий – будет и качественное предложение!.. Таким образом удастся сделать существенный шаг вперёд, а может быть и несколько шагов вперёд в развитии космической науки!

До прибытия на Луну автоматического возвращаемого аппарата все подготавливаемые к отправке лунные камни пройдут небольшую предполётную обработку. После прибытия аппарата они будут погружены в него и отправлены на Землю.

Глава 4

Полная панорама Луны появится на экране сразу после завершения отсчёта последней минуты. Клавиши компьютера или мобильника – в зависимости от того, чем пользуется заказчик – превратятся в пульт управления луноходом, видеокамерой и другими приборами, установленными на луннике. Времени на изучение приборов у заказчика теперь нет – он должен приступать к управлению луноходом, либо сконцентрировать всё своё внимание на возникающих вопросах и задавать их сразу инструктору. Когда что-то не идёт гладко, можно узнавать и спрашивать, что не так.

Главная видеокамера лунохода, после предыдущего клиента, всегда занимает исходную позицию – разворачивается прямо вперед. В нижней части экрана появляется виртуальная (то есть не существующая в реальности) панель приборов, которая помогает управлять луноходом. На ней отображаются: спидометр, тахометр, счетчик и кое-что ещё, особенное… Стрелка спидометра показывает реальную скорость движения, красным штрихом отмечается максимально возможная скорость. Тахометр информирует о пробуксовке колёс, когда стрелка спидометра на нуле. Водителю подаются различные предупредительные сигналы голосом, помогающие ему управлять луноходом. Счетчик отображает пройденное расстояние в метрах (красными цифрами – доли метра). При каждом старте счётчик обнуляется, но есть и другой счётчик, который не обнуляется, он показывает общий пробег лунохода. При желании можно включить и третий счётчик, которым делается замер расстояния с любой выбранной точки, по ходу поездки. На луноходе установлен лазерный дальномер, позволяющий узнавать расстояние до любого выбранного объекта. Дальномер располагается над главной видеокамерой лунохода и вращается вместе с ней. Заказчик управляет им при помощи мышки или сенсорного экрана.

На панели приборов крупными цифрами демонстрируется: оставшееся время поездки. Посредине панели приборов: угломер, показывающий реальный крен лунохода вправо или влево – без показаний угломера не обойтись при езде по пресечённой лунной местности. Ведь когда луноход движется по косогору, почувствовать боковой крен нет никакой возможности, увидеть крен можно только по прибору. Во избежание случайного переворота лунохода автопилот сам будет блокировать команды на движение в опасном направлении. Причина блокировки при этом будет объясняться роботом.

Небольшие приборы в углу демонстрируют текущий уровень мощности солнечных батарей (в процентах от максимума), уровень потребляемой мощности электрическими цепями лунохода (амперметр), кнопки включения видеосвязи с водителями встречных луноходов находятся справа. Связаться можно со всеми, кто визуально3 присутствует на Луне и управляет чем-либо. Кнопки «10», «20», «30», «40», «50» ограничивают максимальную скорость передвижения по пресечённой местности (действуют как «коробка передач»). Датчик температуры «за бортом» показывает то значение, которое выдаётся ближайшей к луноходу лунной метеостанцией.

Автопилот способен выполнять любые голосовые команды, диктующие направления движения, например: «ехать прямо, объезжая препятствия», «ехать назад по своим же следам с максимальной скоростью», и т. п.

На лёгких лунниках автопилот работает по принципу: «Знаю все плохие места и в них не суюсь». На практике это означает следующее. Автопилот не всегда способен распознать, достаточно ли хороша впереди дорога, можно ли проехать по ней, не забуксовав, то же касается и крена. Так вот, чтобы лунники не застревали и не опрокидывались, в интерактивную карту Луны вносится информация о всех пригодных и непригодных для езды зонах. Радиус действия ретранслятора, в котором работает легкий луноход, разбит на крохотные участки площадью до 100 см2 (0,01 м2), какие-то из них постоянно закрыты – ехать нельзя, какие-то открыты – ехать можно. Вот так, всё просто. Никаких сложностей! В целях безопасности все неопробованные участки местности считаются закрытыми до тех пор, пока их не расчистит грейдер или пока их не проверит опытный водитель лунохода.

Если водитель допускает аварийную ситуацию, то её последствия устраняет инструктор. На привидение лунохода в порядок после аварии может понадобиться время, но простой не компенсируется. Если водитель не согласен с таким подходом, то может обратиться к «лунному шерифу», окопавшемуся в лунном городе, за помощью.

Те пользователи лунного интернета («луна.ру«…), которые зарабатывают на перспективном и быстро растущем рынке лунных интернет-услуг, обслуживают вполне реальных «лунатиков» – водителей луномобилей, лунных завсегдатаев, интересующихся лунной жизнью, и прочих…

Если авария происходит не по вине водителя, например луноход просто застревает в грунте, то отсчет времени поездки приостанавливается до тех пор, пока застрявший луноход не вытащат с помощью спецтехники или пока инструктор не справится с этой проблемой самостоятельно… Однако для фирмы это потери времени. Чтобы минимизировать их, фирма внимательно работает над обновлением интерактивной карты местности. Автопилот точно определяет положение лунохода на местности, делается это по видеомачтам, натыканным в лунный грунт через каждые 100 метров. После определения положения на местности автопилот работает по карте: он просто не пропускает луноход туда, где ему угрожает какая-либо опасность. Со временем, чтобы обезопасить движение луноходов еще больше и тем самым повысить их эффективность, фирма вводит разделение первой категории участков («пригодных») на карте лунной местности на несколько классов. Пригодные участки начинают классифицироваться по следующей схеме:

I) Лунные дороги

а) для малых лунников

б) для больших лунников

в) для тяжелых луноходов

Все пункты (а, б, в) делятся на классы безопасности. Первый класс безопасности означает, что дорога прямая, ровная. Второй и третий класс – дорога с поворотами, с обрывами, «горный серпантин»… Очень тяжелый «горный серпантин» – четвёртый класс… Наконец, пятый класс – дорога испорчена, опасна, движение по ней затруднено.

II) Пригодная для езды местность вне дорог

Пригодная для езды местность вне дорог тоже делится на 5 классов безопасности.

Детальная классификация применяется для того, чтобы ограничить движение луноходов теми лицами, которые регулярно нарушают «Правила»… Таким образом фирма делает безопасным движение самых небезопасных водителей. Для того, чтобы ограничить движение нарушителей, им понижают водительскую категорию и таким образом автопилот сам закрывает въезд для них на многие опасные участки дорог. В некоторых случаях фирма ограничивает для отдельных луноходов район передвижения – это происходит крайне редко, но иногда это бывает необходимо, например для того, чтобы удержать луноход вблизи какого-либо места событий, где он в скором времени может кому-то понадобиться. Ограничения вводятся таким образом, чтобы не ущемлять права добросовестных заказчиков на свободу их передвижения; фирма предупреждает обо всех вводимых ею ограничениях заблаговременно, то есть потенциальные клиенты заранее информируются о том, что такой-то луноход не сможет выехать за пределы такого-то района, показанного на карте – автопилот читает по карте всю местность за пределами границ обозначенного района как «временно недоступную».

Стоит также отметить, что всё программное обеспечение, содержащее информацию о карте местности, фирма легко может обновить, не вступая в контакт с самими луноходами. Ведь программное обеспечение с информацией о карте лунной местности находится не на луноходе, а в земном сервере фирмы. Оно функционирует по следующей схеме: от лунника ежесекундно поступает информация о его точном местонахождении, от клиента – команда на передвижение лунохода. Команда проверяется по карте, и либо пересылается на луноход, либо нет. Таким вот образом всё и работает… Та часть автопилота лунника, которая работает по карте, всегда находится на Земле!

Со временем надобность в автономных лунных автопилотах и вовсе стала отпадать, то есть они стали переводиться на режим 100-процентной работы по карте. И на самих луноходах не устанавливали больше элементы автопилота – они не использовались совсем, поскольку на лунной карте отмечались не только лунные объекты, ландшафты и максимальные скоростные режимы движения для водителей с разными категориями, но и все подвижные лунные объекты, в числе которых могли быть только луноходы и (несколько позднее) космонавты с луномобилями. Совершенно очевидно, что полное отсутствие на Луне подвижных сред – воды, ветра, а также отсутствие животных… исключало возможность случайного, не учитываемого движения каких-либо предметов и тел.

4Лунная пыль//

И как бы ни была сложна карта, работала она всегда просто и эффективно: автопилот либо пропускал команду на лунник, либо не пропускал её – все 100% мозга автопилота легкого лунохода находились на Земле, что и давало возможность быстрой перенастройки автопилота с одного режима на другой!

Согласно «Правилам движения по Луне» водительские категории (они обозначались прописными буквами А, Б, В, Г, Д) присваивались заказчику автоматически по мере того, как рос его водительский стаж на Луне. Но за нарушение каждого пункта «Правил» водитель зарабатывал штрафные очки (их количество было расписано в «Правилах» напротив каждого пункта), штрафные очки категории понижали. Так, например, при наборе в сумме более ста штрафных баллов категория водителя снижалась на одну букву. «Правилами» разрешалось повышать водительскую категорию на виртуальном тренажере, но лишь до категории «В». «Г» и «Д» можно было получить только управляя реальными луноходами. Также «Правилами» оговаривалось, что клиент, не имеющий никакого водительского стажа и даже никогда не садившийся за руль виртуального тренажера, автоматически получал категорию «А», как только заказывал себе первый луноход. Что же касается злостных нарушителей «Правил», то их фирма просто не допускала к вождению (личность неугодного клиента определялась по данным анкеты и по номеру водительских прав), при этом фирма делала поблажки для тех, кто старался соблюдать «Правила», но часто допускал ошибки. При регулярном нарушении «Правил» водитель мог опуститься до категории «-А» («хуже, чем новичок») и даже до категории «-Б» («низшая категория»), но при потере последней категории водитель полностью лишался прав. Шанс восстановить права был лишь у тех, кто соглашался сдать экзамен на тренажере и погасить все свои штрафные баллы вплоть до категории «А», это как минимум. Нередко в качестве компенсации (безопасности дорожного движения на Луне) фирма принимала от клиента деньги, да, да, просто деньги, ведь вопрос безопасности дорожного движения на Луне – это всего-навсего финансовый вопрос, он не связан с гибелью людей, как на Земле.

Конец ознакомительного фрагмента.