Предвестники грозы
На нашу страну надвигается гроза системного кризиса. Это более серьезное явление, чем кризис финансовый. Системный кризис означает, что действующие в стране институты управления экономикой и социальной сферой не справляются со своими задачами. Они деградировали, и крайне необходимы их обновление и перестройка.
Этого никто по серьезному, к сожалению, не делает. Ярким симптомом болезни является тотальная коррупция.
Попытаюсь на простых примерах показать, чем опасен системный кризис и в чем он собственно заключается, чтобы было возможно попробовать его «на ощупь».
В момент написания этой главы я поставил себе задачу показать, что в любом российском общественно-политическом издании в настоящее время можно найти яркие проявления симптомов надвигающейся на нас системной катастрофы.
В киоске я приобрел журнал «Компания»[8] за 4 марта 2013 года, где сразу нашел несколько на первый взгляд не связанных между собой материалов, подтвердивших мою гипотезу. Итак, представляю вам анализ статей М. Логвинова «Газовый фитиль: Кто исправит ошибки Газпрома»? и Н. Кузнецовой «Свой человек в Сбербанке».
Резюме статьи М. Логвинова кратко в следующем.
При падении индекса деловой активности (индекса ММВБ) на примерно 8 % за 2012 год капитализация Газпрома упала более чем на 30 %, то есть на 40 млрд долларов США. При этом за 2012 год объем внешних продаж сырья составил на 7,5 % меньше, чем годом ранее.
«Газпром» начинает конкурировать на внутреннем и внешних рынках с другими топливными госструктурами, в частности с «Роснефтью», которая вытесняет его с рынка.
Россию в целом и Газпром, в частности, постепенно вытесняют с рынка Западной Европы, а также Восточной Азии и, потенциально, к 2018 году готовы вытеснить с рынка Восточной Европы за счет разработок месторождений в Северном море со стороны Норвегии и поставок сланцевого газа из США, а также разработки сланцевого газа Украиной и метангидратов Японией.
В системном плане идет слом «бюджетообразующей» монополии Газпрома как со стороны внешних, так и со стороны внутрироссийских факторов. Причем оказалось, что по существу «Газпрому» нечем ответить на этот вызов времени.
Если Украина будет разрабатывать собственный газ и меньше зависеть от России, то от нее трудно будет добиться низких цен на транзит газа. Это опять бьет по российскому газовому экспорту.
Если бы был налажен сбыт газа на нашем внутреннем рынке, проведена эффективная газификация населенных пунктов, в частности, в Московской области, то внутренний рынок обеспечил был «Газпрому» стабильность. Сейчас же идет постепенный слом этой монополии, которая не имеет достаточной диверсификации, а преимущественно базируется на экспортном направлении.
При всех этих проблемах госкорпорации стали биться друг с другом. Одна окологосударственная монополия «Роснефть», получившая существенные нефтегазовые активы по дармовой цене в результате банкротства НК «ЮКОС», вступила в острую конкуренцию и пытается победить на внешних рынках другую госмонополию – «Газпром». Если это удастся, то эта «пиррова» победа может стать «могильной доской» на гробе российского государственного капитализма в той модели, которую сейчас пытаются строить.
Почему так происходит? Причин к тому несколько. Во-первых, существуют разные группы внутриполитической российской элиты, контролирующие разные но, по сути, государственные монополии, конкурирующие между собой. Эти «элиты» не консолидированы. Во-вторых, реальными факторами конкуренции между ними являются не высокие технологии, а ценовой демпинг и аппаратная борьба вокруг российского правительства.
С позиции худшего прогноза «Газпрому» предстоит следующее: Зависимость основных зарубежных рынков сбыта от газовой монополии будет снижаться, и к 2018 году объем реализации существенно сократиться, упадет выручка, и при текущей эффективности добычи это выльется в серьезные убытки компании, особенно с учетом ее страсти к дорогим спортивным мероприятиям и клубам, не имеющим никакого отношения к ее основной деятельности. При отсутствии нормальной диверсификации бизнеса (других ведущих направлений, сопоставимых с экспортом газа), такая ситуация по цепочке приведет к падению платежей в бюджет. Далее последует повышение налогов правительством, которое тоже обожает дорогие спортивные мероприятия типа олимпийских игр и мировых футбольных чемпионатов. Следующее звено в развитии системного кризиса – экономия на технике безопасности в промышленности, техногенные катастрофы, экономия на геологоразведке, сокращение штатов и т. д. и т. п.
Сторонникам вытеснения «Газпрома» «Роснефтью» не надо думать, что на внешнем рынке им удастся просто произвести замену. Изменения в экономике ТЭК носят системный характер, а потому должен решаться не только вопрос цены (демпинга), но и качества производственных процессов, особенно с учетом снижения эффективности добычи.
Мы проанализировали первую журнальную статью, и нашли целый ворох признаков надвигающегося системного кризиса. Но мы не нашли в ней ответов руководства этих госкорпораций и политического руководства страны на те вызовы, с которыми они столкнулись. Кризис – это не когда нет денег, а когда нет идей, куда двигаться дальше и что делать в проблемной ситуации. После Великой Отечественной войны в нашей стране царила разруха, но кризиса никакого не было, так как почти каждый понимал, что это временное состояние, понимал, куда и зачем страна будет двигаться дальше. Сейчас этого нет.
Вторая статья еще интересней. Главная идея состоит в том, что, действуя в основном по политическим мотивами, ряд банков постоянно реструктурируют долги ОАО ГК «ПИК», которые к началу 2013 года достигли суммы свыше 48 млрд. рублей. Крупнейшим кредитором компании является Сбербанк РФ, которому она должна практически миллиард долларов США. Долг реструктурируется и постепенно растет начиная с 2008 года.
В нашем анализе необходимо выявить признаки системного кризиса.
ОАО «ГК ПИК» – это один из московских застройщиков, который создал свой крупный бизнес на строительстве массового панельного жилья в городе Москве и Московской области в рамках мощных городских и муниципальных программ, в том числе по сносу ветхого жилья, начатых бывшим Мэром Москвы Ю. М. Лужковым. Лужков в правительстве Москвы уже не работает, а у нового правительства города другие приоритеты: расселять в традиционной городской черте они никого особо не хотят, а имеют планы сделать это в случае крайней необходимости поближе к новой южной окраине города, которая теперь проходит на границе с Калужской областью (новое географическое чудо).
Сбалансированное развитие городской среды на таком обширном пространстве без мощнейшей и эффективной концентрации огромного капитала и упреждающего создания современной городской инфраструктуры невозможно. Комплексного развития территории на новых пространствах пока не ведется. Есть определенные проекты. Но не более. В существующих проектах власти стремятся переложить значительную часть бремени по созданию социальной и инженерной инфраструктуры на инвесторов-застройщиков. Это объективно удорожает жилье. В дорогое жилье люди поедут в центр города, но не на периферию.
Чтобы покрыть долг перед банками, без учета процентов, ОАО ГК ПИК надо построить и продать не менее чем 500 млн кв. м. жилья, причем по высокой цене – свыше 90 тыс. рублей за кв. м. помещений. Но эта цифра дана без учета налогов, а также издержек компании, связанных с продажей. С учетом налогов и издержек эту сумму надо удвоить.
Объективные сложности в строительстве и продаже квартир в домах, построенных «в чистом поле», повышают риск невозврата банковских кредитов. Указанные активы банков, включая миллиард долларов США, выданных Сбербанком РФ, – это потенциально проблемные активы. В случае неуспеха за ОАО ГК ПИК заплатят банки, которые будут вынуждены списывать на убытки свыше миллиарда долларов США кредитов.
Признаки системного кризиса в оцениваемой ситуации заключаются в следующем:
Первое. Отсутствие комплекса мер по градостроительному развитию территорий Новой Москвы создает угрозу бизнесу как ОАО ГК ПИК и других застройщиков, так и интересам вкладчиков Сбербанка России и иных банков-кредиторов компании.
Второе. Если бы банки при оценке кредитных заявок ОАО ГК ПИК исходили только из реальных экономических показателей, такой финансовой поддержки, какую она имеет, и такой серии реструктуризаций указанная компания никогда бы не получила.
Третье. Системный кризис – это, когда ты думаешь, что улучшаешь ситуацию, на самом деле ее ухудшая. Таких клиентов типа «пан или пропал» у банков, особенно государственных, сейчас много. Бесконечные реструктуризации – это не более чем увеличение долгового бремени и небольшая отсрочка в развязке ситуации. Это значит, что со временем придется списывать не один и не два миллиарда долларов США.
Четвертое вытекает из третьего. Хватит ли у банков устойчивости, читай, резервов, чтобы избежать собственного банкротства в ситуации дефолта крупного застройщика? А вот это уже не факт. Системный характер проблемы означает, что похожие трудности есть не только у одной крупной компании, что они присущи всему рынку.
Из четвертого вытекает пятое. В случае потенциального банкротства банков, вызванных накопленными плохими кредитами крупнейших заемщиков, хватит ли средств государства, чтобы закрыть эту финансовую брешь? С учетом других трат государства, это гарантировать уже нельзя. В 2008 году финансовые дыры банковской системы были закрыты, но временно. С учетом крайне малоэффективной дальнейшей финансово-экономической политики правительства, склонного к роскошествам в виде Олимпиады «Сочи 2014» и чемпионата мира по футболу 2018, возможность повторения кризисного сценария открыта.
О том, что деньги у государства и государственных банков уже в дефиците, косвенно говорят следующие правительственные инициативы. Опять берем ту же «Компанию» за 4 марта 2013 года, открываем на 34-й странице и видим интернет-обсуждение под заголовком «Деньги в кассы». Суть его в явном неодобрении гражданами инициативы российского Минфина перевести все платежи граждан в адрес организаций, превышающие 300 тысяч рублей, в безналичную форму.
Граждане возмущаются, говорят о дискриминации, но, к сожалению, участники обсуждения проходят мимо истинного смысла этой реформы, «за деревьями не видят леса». Цель этой инициативы – это отнюдь не борьба за чистоту расчетов и их безопасность, во всяком случае, не в первую очередь.
У банков, раздающих налево и направо миллиарды, видимо, наметились серьезные проблемы с ликвидностью. Существующие объемы депозитов и безналичных расчетов уже не позволяют легко сводить баланс, что крайне опасно для поддержания устойчивости банковской системы. Зависимость наших банков, прежде всего госбанков, от займов денежного рынка достаточно высока. Пополнить запас ликвидности банков правительство предполагает за счет увеличения доли безналичных расчетов, большая часть из которых придется на госбанки, прежде всего на Сбербанк России.
В качестве главного вывода проведенного экспресс-анализа нужно выделить, что системный кризис имеет место тогда, когда структурные меры заменяются косметическими. Именно тогда, видимо улучшая ситуацию, в действительности мы ее ухудшаем. Это проблема отнюдь не только одной нашей страны. Она встречается в мире повсеместно.
Возьмем ситуацию с греческой экономикой. Не внося никаких изменений в структуру управления страной, Европа напичкивает ее экономику займами. И эти займы проедаются. Разница в одном: в начале «кормления» Греции заемными деньгами ее долг исчислялся десятками миллиардов евро, сейчас – уже сотнями. Но с позиции возвратности кредита, без внесения изменений в систему управления страной, Греция как не могла погасить долги в начале оказания ей кредитной помощи, так тем более не может этого сделать и сейчас.
Наше собственное правительство полагает, что, постоянно вливая огромные деньги в «дружественные» неэффективные, с точки зрения рынка, компании, их можно вылечить. Эта надежда не оправдывает себя. «Кормить» деньгами неэффективный бизнес – это все равно что кормить сахарным песком больного сахарным диабетом. Будет только хуже.
Системные проблемы решаются кропотливыми наукоемкими системными мерами, а не напичкиванием деньгами. Особенно неприятно, когда в качестве разменной моменты выступают деньги вкладчиков. Именно эти «народные» деньги участвуют в реструктуризациях долгов, именно они вовлекаются государством в безналичный оборот банков при установлении лимитов на расчеты наличными деньгами.
Проблемы системной деградации российской экономики проистекают от непрофессионализма «ручного» управления, которое и к месту и не к месту освоили сейчас руководители на всех уровнях власти. Они не понимают или не хотят понять и принять, что государство должно функционировать как часовой механизм, как хорошо отлаженная система, а не в режиме отдельных, может быть на первый взгляд эффективных проявлений начальственной власти.
К слову сказать, развязки нашей системной истории осталось ждать относительно недолго – никак не позже чем до 2018 года.