Вы здесь

Оригами и кусудамы. ОРИГАМИ (С. Е. Владимирова, 2012)

ОРИГАМИ

Теоретические основы складывания оригами

Техники оригами

Классическое оригами предполагает использование только квадратных однотонных листов бумаги, конкретный список возможный манипуляций с ней, абсолютно исключая ее разрезание и склеивание. Это очень древняя техника, и конечно, как и в любых других видах ремесла, с течением времени в оригами тоже появлялись новые техники, например модульное оригами, складывание по развертке, мокрое складывание, простое оригами.

Модульное оригами. Характерно тем, что в отличие от других разновидностей оригами состоит из нескольких листов бумаги, причем одинаково сложенных, т. е. из соединенных между собой модулей. На каждый модуль обычно приходится по одному листу бумаги, который складывается в классической технике. Соединяются модули без применения клея и других дополнительных приспособлений. Кстати, некоторые люди путают понятия модульного оригами и кусудам: они считают, что это одно и то же (так как внешний вид многих модульных оригами очень схож с кусудамами); но главное различие этих техник работы с бумагой заключается как раз в том, что модульное оригами собирается исключительно без применения клея и других дополнительных крепежных материалов в отличие от кусудам. А делается это только за счет вкладывания модулей друг в друга. Количество модулей при этом может быть сколь угодно велико – обычно чем больше и сложнее модульное оригами, тем большее количество модулей в его составе.

Мокрое складывание. При взгляде на бумажные поделки сразу заметно, что они очень угловаты, имеют слишком резкие очертания. Иногда из-за этого даже трудно понять, что именно хотел изобразить мастер. Чтобы фигурки получались более понятными, четкими и «живыми», но чтобы бумага при этом не изорвалась, один из самых знаменитых оригамистов Акира Есидзава придумал использовать во время складывания смачивание ее водой.

Сперва фигурки складывают «насухо», в классическом стиле, а затем, слегка смочив пальцы водой (либо воспользовавшись маленькой кисточкой или тряпочкой), создают плавные изгибы. Мокрая бумага станет послушно сгибаться, а по высыхании не изменит своего положения. При мокром складывании рекомендуется использовать бумагу немного толще, чем при классическом сухом, чтобы она не порвалась и не расползлась от воды. Кроме того, именно в составе более плотных сортов бумаги есть водорастворимый клей, который после ее высыхания осуществляет поддержку формы изделия. С этой же целью некоторые мастера добавляют в воду клей ПВА.

Особенно эффектно смотрятся сделанные в технике мокрого складывания животные: собачке можно изогнуть хвост, зайцу оттопырить ушко, быку искривить рога, кошке изящно выгнуть спинку, змее придать более естественные изгибы и т. д.

Если в одном месте планируются несколько складок, то лучше сделать их по очереди, чтобы бумага не сильно подвергалась механическому воздействию.

Излишне надавливать на мокрые складки и тем более проводить по ним острыми предметами для улучшения сцепления слоев – бумага тут же покоробится, перестанет быть гладкой, а если поверхность цветная, то она облезет или вовсе порвется.

Для дополнительной фиксации во время сушки можно использовать вспомогательные инструменты: офисные булавки, резиночки, нитки.

Сушить готовое изделие желательно при комнатной температуре, однако, если вам не терпится, все же можно использовать для этих целей фен.

Складывание по развертке представляет собой формирование фигур по предварительно начерченным схемам-разверткам, на которых показаны все основные складки. В таких схемах обычно не используются привычные для оригами условные обозначения, каждый мастер применяет свои собственные (часто это делается за счет линий разной толщины, заливки основных элементов фигурки цветом). Это достаточно сложный вид оригами, и у новичков обычно с ним бывают большие трудности. Однако он чрезвычайно интересен, и если вы однажды постигнете его принципы, то сможете чертить такие развертки самостоятельно. Кстати, в настоящее время подобный вид чертежей успешно используется при разработке сложных технических моделей и делается это с помощью специальных компьютерных программ.

Простое оригами разработано британским оригамистом Джоном Смитом и предназначено начинающим оригамистам, детям или инвалидам с ограниченными возможностями при манипуляциях руками.

В простом оригами используются только обычные сгибы бумаги, в нем нет сложных этапов, количество сгибов небольшое и их допустимо делать, не соблюдая идеальной симметрии, ровности. Однако это не так уж плохо, как может показаться на первый взгляд, – фигурки, наоборот, получаются непохожими друг на друга, даже если сделаны по изначально одинаковым схемам.

В нашей книге будут рассматриваться лишь некоторые из них.

Базовые формы

В оригами существует такое понятие, как «основные базовые формы». Так называют те фигурки, с которых обычно начинают строить свою работу. В основе всех базовых форм лежит квадрат.

1. «Книжечка». Сложить квадрат пополам, совместив две противоположные стороны.

2. «Треугольник». Положить квадрат углом вниз к себе и согнуть по диагонали снизу вверх (рис. 1).




Рис. 1. Базовая форма «треугольник»


3. «Воздушный змей»:

1) положить квадрат углом вниз и затем согнуть по диагонали снизу вверх (рис. 2 а);

2) развернуть деталь и повернуть так, чтобы диагональ шла сверху вниз;

3) сложить верхние боковые стороны к диагонали (рис. 2 б).




Рис. 2 а, б. Базовая форма «воздушный змей»


4. «Блинчик»:

1) положить квадрат углом вниз и согнуть по диагоналям;

2) сложить все четыре угла к центру (рис. 3).

5. «Мороженое»:

1) взять квадратный лист бумаги и сделать перегиб по диагонали (рис. 4 а);

2) согнуть нижние боковые стороны к намеченной линии углами к центру (рис. 4 б).




Рис. 3. Базовая форма «блинчик»




Рис. 4 а, б. Базовая форма «мороженое»




Рис. 5. Базовая форма «дверь»


6. «Дверь». Сложить лист вертикально пополам, а затем согнуть боковые стороны к середине листа (рис. 5).

7. «Дом»:

1) сложить лист бумаги посередине (рис. 6 а), развернуть;

2) перегнуть сложенный лист пополам;

3) согнуть левую и правую стороны к линии центрального перегиба (рис. 6 б), чтобы получилось подобие базовой формы «дверь»;




Рис. 6 а, б. Базовая форма «дом»


4) верхние углы от загнутого листа отогнуть от центра к краям, чтобы получились треугольники (рис. 6 в), расправить их обратно, так как это будут рабочие изгибы;

5) отогнуть один слой бумаги от центра, развернув складку (рис. 6 г); одновременно по треугольным сгибам будет разворачиваться «кармашек» в виде треугольной крыши домика (рис. 6 д).




Рис. 6 в – д. Базовая форма «дом»


8. «Двойной треугольник»:

1) сделать вертикальный, горизонтальный и диагональный перегибы посередине листа (рис. 7 а);

2) согнуть углы к центру, перевернуть лист (рис. 7 б);

3) нажать на две противоположные стороны фигуры так, чтобы они вогнулись внутрь, к центру (рис. 7 в). Другие две противоположные стороны останутся расправленными;

4) фигуру сложить до треугольного ее вида (рис. 7 г).




Рис. 7 а, б. Базовая форма «двойной треугольник»




Рис. 7 в, г. Базовая форма «двойной треугольник»


9. «Двойной квадрат»:

1) взять квадратный лист бумаги и сделать вертикальный и горизонтальный перегибы посередине листа. Перевернуть его (рис. 8 а);

2) сделать диагональные перегибы листа (рис. 8 б);

3) одновременно подогнуть правый и левый углы листа к центру (рис. 8 в);

4) фигуру сложить до квадратного вида (рис. 8 г).




Рис. 8 а – г. Базовая форма «двойной квадрат»


10. «Рыба»:

1) взять квадратный лист бумаги и сделать перегиб по диагонали (рис. 9 а);

2) выполнить перегибы левой и правой верхних сторон к центральной линии сгиба (рис. 9 б);

3) осуществить перегибы левой и правой нижних сторон к центральной линии сгиба (рис. 9 в);

4) сложить лист по диагонали горизонтально (рис. 9 г);




Рис. 9 а – г. Базовая форма «рыба»


5) одновременно сложить лист по заранее сделанным сгибам (рис. 9 д);

6) короткие выпирающие «хвостики» сложить вместе (рис. 9 е).




Рис. 9 д, е. Базовая форма «рыба»


11. «Катамаран»:

1) сделать базовую форму «дверь»;

2) лист перевернуть, согнуть пополам;

3) подогнуть половинки листа к центру и снова разогнуть (рис. 10 а);

4) верхние и нижние уголки заготовки согнуть к центру и снова разогнуть (рис. 10 б);

5) развернуть полученную заготовку полностью (рис. 10 в);

6) нижнюю часть листа отогнуть вверх, одновременно разогнув верхние треугольные уголки. Таким образом получим одну половинку базовой формы «катамаран»;

7) проделать с нижней частью то же самое, что и в предыдущем пункте. В результате заготовка должна стать похожей на катамаран (рис. 10 г).




Рис. 10 а – г. Базовая форма «катамаран»


Создавая оригами, никогда не следует думать о плохом. Считается, что если у мастера будут черные мысли, то его фигурка никогда никому не принесет радости.

12. «Птица»:

1) сделать базовую форму «двойной квадрат», расположив его закрытым углом вниз. Сложить нижние стороны верхнего слоя к середине (рис. 11 а);

2) выполнить перегиб глухого угла (рис. 11 б);

3) отогнуть уголки обратно (рис. 11 в);

4) развернуть верхний слой по линиям перегиба вверх, как бы раскрыв «кармашек» (рис. 11 г, д);

5) заготовку перевернуть задом наперед и повторить предыдущие действия (рис. 11 е).




Рис. 11 а, б. Базовая форма «птица»




Рис. 11 в – е. Базовая форма «птица»


13. «Лягушка»:

1) сделать базовую форму «двойной квадрат». Выполнить перегиб правого бокового уголка к середине. Повторить действие с другой стороны фигуры (рис. 12 а);

2) раскрыть полученные карманы с обеих сторон (рис. 12 б);




Рис. 12 а, б. Базовая форма «лягушка»


3) перехлестнуть стороны (рис. 12 в);

4) раскрыть правую верхнюю сторону. Повторить действия с другой стороны фигуры (рис. 12 г);

5) перегнуть углы верхнего слоя к середине. Повторить действия с другой стороны фигуры (рис. 12 д);

6) развернуть верхний слой вниз. То же повторить с другой стороны (рис. 12 е);




Рис. 12 в – д. Базовая форма «лягушка»


7) перехлестнуть стороны (рис. 12 ж);

8) повторить действия 5 и 6 к полученной фигуре (рис. 12 з);

9) сформировать окончательный вид фигуры (рис. 12 и).




Рис. 12 е, ж. Базовая форма «лягушка»




Рис. 12 з, и. Базовая форма «лягушка»

Самый плодовитый автор в области описания оригами – Йошихиде Момотани. К 1989 г. его библиография насчитывала уже 28 книг по этому виду творчества.

Условные обозначения

Для того чтобы все оригамисты могли читать схемы изготовления поделок, существует общепринятая система условных обозначений, представленная в таблице 1.


Таблица 1

Условные обозначения в оригами






Выполнение правильных геометрических фигур

Создание квадратного листа. Чтобы сделать из прямоугольного листа квадратный, нужно согнуть правый верхний (или левый верхний) угол к противоположной стороне так, чтобы верхняя сторона прямоугольника совпала с его левой (или правой) стороной. Все, что осталось за пределами получившегося треугольника, необходимо срезать ножницами.

После того как вы развернете треугольник, перед вами окажется квадратный лист бумаги (рис. 13).




Рис. 13. Создание квадратного листа из прямоугольного


Квадрат можно создать без линейки и из листа произвольной формы. Для чего сложить имеющийся неровный лист пополам (рис. 14 а), затем перпендикулярно еще раз пополам (рис. 14 б). Нижний угол надо подогнуть к правому краю листа (рис. 14 в). Сделав небольшой надрез, отогнуть верхний слой (рис. 14 г).

Провести соединяющую надрезы линию, отрезать по ней бумагу (рис. 14 д) и развернуть полученный идеально ровный квадрат (рис 14 е).




Рис. 14 а – г. Выполнение квадрата из листа произвольной формы




Рис. 14 д, е. Выполнение квадрата из листа произвольной формы


Создание треугольного листа. Если техника изготовления изделия требует использования листа бумаги в виде равностороннего треугольника, нужно взять квадратный лист бумаги и сложить его пополам по горизонтали, развернуть (рис. 15 а). Верхний левый угол подогнуть, чтобы он оказался на линии сгиба (рис. 15 б), развернуть. С правым верхним углом сделать то же самое. Срезать все, что находится над полученными диагональными сгибами (рис. 15 в).

Создание правильного пятиугольника. Для этого понадобятся линейка, простой карандаш и квадратный лист бумаги (рис. 16 а). Сложить лист пополам по вертикали и на верхней стороне полученного прямоугольника отметить точку О (рис. 16 б), равную 0,33 длины этой стороны. Нижний правый угол листа подогнуть так, чтобы он уперся в точку О (рис. 16 в). Завернуть правый верхний уголок листа бумаги вправо, наложив его на предыдущий сгиб (рис. 16 г). Затем подогнуть и нижний уголок вверх (рис. 16 д). Таким образом, принцип складывания похож на выполнение снежинки. Но свободный край в этом случае нужно отрезать не полукругом, как в снежинках, а прямой линией. В зависимости от угла наклона среза относительно боковой стороны заготовки у вас может получиться снежинка или десятиугольник. Чтобы получился пятиугольник, надо отрезать краешек бумаги под прямым углом, развернуть лист.




Рис. 15 а – г. Выполнение треугольного листа




Рис. 16 а – е. Выполнение правильного пятиугольника


Создание правильного шестиугольника. Эту фигуру также можно вырезать не с применением циркуля, транспортира и геометрических изысков, а с помощью умелого складывания бумаги.

Для вырезания шестиугольника также понадобится квадратный лист бумаги. Требуется согнуть его по диагоналям (рис. 17 а). Одну сторону оставить неразогнутой, т. е. лист должен остаться треугольным (рис. 17 б).

Конец ознакомительного фрагмента.