Вы здесь

Оригами и кусудамы. ИСТОРИЯ И ЗНАЧЕНИЕ БУМАЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ В КУЛЬТУРЕ ЯПОНИИ (С. Е. Владимирова, 2012)

ИСТОРИЯ И ЗНАЧЕНИЕ БУМАЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ В КУЛЬТУРЕ ЯПОНИИ

История оригами и кусудам

Согласно древним китайским летописям бумага была изобретена в 105 г. н. э. в Китае мастером Цай Лунем, а в Японию проникла в VII в., в эпоху Хэйан. Там зародилось и стало широко практиковаться искусство оригами и кусудам.

Сперва производство бумаги было дорогостоящим, поэтому она являлась очень ценным материалом. Ее применяли в религиозных обрядах. Первоначально из бумаги складывали маленькие коробочки санбо. В них помещали овощи и куски рыбы для храмовых жертвоприношений. При церемониях заключения брака фигурками из бумаги украшали дом. Кусудамы изначально использовались в качестве фимиама, для чего их наполняли душистыми травами, лепестками цветов и благовониями. Кусудамы применяли в религиозных синтоистских ритуалах, во время которых поклонялись солнцу. Как раз солнце и символизировали большие красные бумажные шары, подвешенные по углам квадратных строений.

Постепенно искусством складывания из бумаги игрушек и украшений заинтересовались во дворце императора. Это произошло в 1185–1333 гг. в период Камакура и в 1333–1573 гг. в период Муромати. Ни в коем случае нельзя было преподносить императору плохо сложенную записку. Такая оплошность позорила отправителя и сурово наказывалась.

Складывание бумажных игрушек вошло в систему хороших образования и манер, чему обучали с раннего детства. Владение приемами оригами (в том числе кусудам) считалось признаком хорошего тона. Как мы сейчас приглашаем для своих детей репетиторов по различным наукам, так знатные японцы имели в своем доме учителей оригами, поскольку дворяне были обязаны уметь складывать из бумаги различные изделия.

Сложилась практика: письма и записки оформлять в виде сложенной бумажной фигурки, например бабочки, цветка, журавлика. Девушкам преподносили записки в виде бумажных цветов или журавликов. Эти фигурки стали считаться символами дружбы, любви, доброго посланника.

Постепенно бумага производилась дешевле и искусство складывания из нее игрушек стало доступным народу. Это произошло в 1573–1603 гг. в период Адзути – Момояма. Из храмового искусства оригами превратилось просто в вид развлечения. Именно в это время и были созданы классические фигурки: журавлика, краба, лягушки.

В середине XIX в. об оригами узнали в Европе и Америке, и они сразу стали там очень популярными. В наше время во многих странах организуются общества оригамистов и издаются книги об оригами.

Во второй половине XIX в. производство бумаги стало развиваться во многих странах, одновременно с ним произошло и знакомство с оригами в России. В нашу страну искусство оригами привез филолог из Кембриджа Чарльз Сидней Гиббс.

Особенно любим в Японии бумажный журавлик, так как он считается символом долголетия, счастья и радости, является одним из священных живых существ, выступает героем многочисленных легенд и сказок. К данной птице японцы относятся с глубоким уважением и любовью, называя ее «достопочтенный господин журавль».

Конечно, оригами не могло не понравиться русской знати. Однако перенять его было довольно сложно, так как технологию изготовления фигурок приходилось запоминать. Но все изменилось, когда в середине 1940-х гг. известный японский мастер-оригамист Акира Йошизава произвел революцию, разработав систему условных обозначений, позволяющих «записать» всю технологию изготовления любой фигурки в виде схемы. Это изобретение можно сравнить разве что с появлением нотных знаков в музыке.

Сейчас изданы сотни томов, содержащих схемы изготовления различных фигурок. Многие из них придуманы гораздо позже, чем появилось само искусство. Некоторые работы являются авторскими и ценятся на уровне изобретений. А еще оригами используется в технике, строительстве, архитектуре; только там это уже не бумага, а металл и другие материалы, но у которых те же сгибы, те же фигуры.

Оригами – просто идеальный конструктор, для которого нужна только одна деталь – листок бумаги. Так, из одного листочка могут получиться более 1000 вариантов фигурок. Необходимо лишь проявить чуточку фантазии – и родится чудо!

Философское значение бумажных поделок в Японии

В своей основе оригами – это те же иероглифы. А в европейских странах иероглифическое письмо не получило особого развития.

Поэтому новичкам-европейцам бывает порой так трудно складывать фигурки из бумаги. Все иероглифы можно вписать в квадрат, в то время как наши буквы – различных форм и размеров. Потому японцы и выбрали для оригами квадрат. В Средние века он не представлял для европейцев какого-либо интереса. Для них больше были привлекательны объемные тела. Это мы находим и в европейской архитектуре, и в европейской живописи.

На Востоке всегда с уважением относились к квадрату. В Древнем Китае он символизировал землю. Считалось, что Земля имеет плоскую квадратную форму. С ней смыкается купол неба. В этом – понятие космоса и пустоты. А из пустоты, по убеждению буддистов, можно извлекать всевозможные формы. В этом они в чем-то предопределили точку зрения современных ученых-физиков. Буддисты считают, что всевозможные формы порождаются вакуумом. А вакуум – синоним пустоты. И когда буддисты начали извлекать всевозможные формы из квадрата, то это рассматривалось как совершенно естественный процесс. Дзен-буддисты полагали, что формы бытия взаимопроникаемы друг в друга, поэтому можно вернуться к исходной форме квадрата или создать из нее другую фигурку. Вот почему в традиционном оригами строго запрещено использовать разрезы, ведь тогда целостность формы нарушится и процесс перетекания одной формы в другую прервется. В оригами великое множество фигур можно трансформировать в другие из одного и того же листа бумаги. Один из русских оригамистов указал в своей работе, что буддистская пустота уничтожает границы между предметами. И все вещи, предметы или природные объекты ничто иное, как застывшие проявления пустоты. Мы можем сказать, что все предметы или вещи – своеобразная одежда для пустоты.

Оригами появилось в Японии потому, что его отличают недолговечность, хрупкость, простота. И оттого в каждом оригами живет некоторая тайна.

Японцы всегда любили миниатюры и поэтому увлекались малыми изобразительными формами.

Это присуще философии дзен-буддизма – видеть многое в неприметном, постигать с помощью малых форм большие философские истины. Данная разновидность буддизма составляет часть японской культуры. Оригами прекрасно вписывается в нее, ведь это – простой листок бумаги. Красота, по понятиям дзен-буддизма, – показатель Истины.

Оригами возникло как бы на стыке двух религий – синтоизма и дзен-буддизма.

Эти два учения прекрасно уживаются друг с другом. Синтоизм вообще имеет сходство с нашим язычеством. По представлениям синтоистов, в каждом предмете живет душа, особенно в чем-то необычном. Это может быть и бумага. Роль бумаги велика и в синто, и в буддизме. И оригами передает и буддистское понятие о красоте, и каноны буддизма, и одновременно философию синтоизма – в каждой фигурке скрыта ее душа.

Оригами – абстрактное воплощение создаваемого предмета, а не точная его копия. В нем отражаются глубинный смысл предмета и его тайная суть.

Так трактуются и все традиционные японские оригами. Они полуабстрактны. В них важно то, что недосказано. Все сказанное – конечно. Недосказанное не имеет конца, а значит, вечно и истинно. И поэтому бесполезно стремиться увидеть в оригами сходство с предметом и точность в его изображении.