Вы здесь

Оригами. Необычные модели для развития фантазии. Сущность вещей языком оригами (Н. К. Ильина, 2012)

Сущность вещей языком оригами

С помощью оригами к человеку приходит некое особое видение мира, чистое, не закрытое внешними признаками. Когда человек смотрит на любую фигурку оригами, то сразу замечает четкую ритмическую организованность, чуждую излишеств и каких бы то ни было украшательств, никакие ненужные, лишние элементы не мешают основной композиции. Они как бы выражают самую сущность вещей и предметов.

Людям, не знакомым с искусством оригами, удивительно: почему, чтобы изобразить, например, собаку, просто не взять и не вырезать ее силуэт из бумаги, не приклеить хвост и уши и не раскрасить ее в какой-нибудь подходящий для собаки цвет? Мастер оригами на это возразит: если вещь подобна своему прототипу, это не значит, что она правдива. Нужно, выполняя оригами, забыть о внешнем виде того животного, которое делаешь. Главное – увидеть суть, красоту, которая сокрыта в самом оригинале, и лишь намекнуть на нее. Этого будет более чем достаточно. Но это удивительно: неужели, чтобы сделать журавля, необходимо забыть, как он выглядит? Нет, неудивительно. В доказательство можно привести японского бумажного журавлика. Разве он похож на эту птицу? Нисколько! И все-таки это именно он. Мастеру, впервые сделавшему его, удалось передать в оригами намек на суть самого журавля. Поэтому внешняя схожесть поделки с самим журавлем уже не имела никакого значения. Конечно, если люди этот намек поняли. В оригами важно не то, что сказано, а то, что осталось недосказанным.

То, что в качестве материала для оригами была выбрана именно бумага, несет в себе глубокий символический смысл. Бумага недолговечна, уязвима, поэтому хрупкая поделка очень хорошо ложится на концепцию изменчивого мироздания. Чтобы выполнить какую-либо конкретную скульптуру из мрамора или глины, мастер выбирает определенный, подходящий именно для этого произведения кусок мрамора или глины. А фигурку оригами нельзя привязывать к какому-то конкретному листу бумаги. Неизменна лишь квадратная форма листа, но все-таки каждый раз это новый лист. Традиционные сорта японской бумаги «ваши» прочные, но все же и они не вечны. Так что при неизменном принципе складывания оригами из именно квадратного листа бумаги каждый раз меняется и сама бумага, и форма бумажной фигурки.

Главное в композиции оригами – игра света и тени. Тени, которая отбрасывается объектом или покоится в складках фигурок, отводится основное значение. Создается впечатление, что освещенные части нужны только для того, чтобы подчеркнуть величие и особенность теневых пятен. Равноправие и взаимопроникновение таких темных и светлых сторон оригами символизирует не только единство и борьбу противоположностей инь и ян, но и позволяет посмотреть на мир со стороны, ведь тени подвластно создать настоящий, подлинный образ вещей.

Очень важно обратить внимание на то, как в оригами осуществляется работа с бумагой. Хотя бумага позволяет использовать громадное количество приемов выполнения из плоскости пространственных объектов (сюда можно отнести и вырезание, и скручивание, и лепку из размоченной бумаги), мастера применяют самый естественный, вытекающий из самого материала способ, который проявляет самые существенные для формообразования свойства бумаги. Ребро жесткости в бумагопластике – конструктивная основа. Оригами уникально тем, что ни в одном другом виде народного творчества не получилось выявить и развить бумагу в качестве материала с уникальной выразительностью. Это объясняется и способностью к любованию, созерцанию окружающего мира, которая заложена в самой японской нации, стремлением понять то, как те или иные вещи и материалы существуют, что именно присуще или не присуще тем или иным вещам.

Благодаря развитым коммуникациям и СМИ современная культура быстро превращается в межнациональную. Традиции проникают друг в друга, культуры смешиваются между собой – все это присуще настоящему времени. Из всего того, что накоплено человечеством за тысячелетия, современный человек выхватывает то, что ему могло бы стать интересным и отвечающим современным запросам. Сюда можно отнести оригами, которое обладает целым комплексом принципов, просто необходимых для современного дизайна: модульность, соподчиненность частей в едином целом, условность визуального языка, реализацию действительности при помощи знаков, наличие сетки как моделирующего фактора, выразительность, которая достигается при помощи минимальных средств, ритмическую организованность и многое другое.

Кроме всего вышесказанного, следует отметить, что фигурка оригами – это знак, а визуальные символы в современном мире имеют огромное значение. Мышление современного человека работает в стремительном режиме, ему некогда остановиться и обдумать, поэтому информация лучше усваивается, если она обладает такими чертами, как лаконичность и точность.

Современный мир – это мир сублимированной информации, которая стремится трансформироваться в какой-либо визуальный образ, знак. Знак сейчас – это самое доступное и востребованное коммуникативное средство. Каждая фирма стремится обзавестись уникальным логотипом, узнаваемым и легко читаемым людьми любой нации и культуры. Эль Лисицкий писал: «Нам известны два вида письменности: знак для каждого понятия – иероглифическое письмо, и знак для каждого звука – буквенное письмо. Преимущества буквы перед иероглифом относительны. Иероглиф интернационален. Это означает следующее: если какой-нибудь русский, немец или американец запомнит знаки (картинки) для понятий, то он сможет читать по-китайски или по-египетски (разумеется, про себя), не зная языка, ибо язык и письменность представляют собой различные, изолированные структуры. В этом и состоит преимущество, которое утратила книга, набранная буквами. И поэтому я думаю, что форма книги в ближайшем будущем станет пластически-изобразительной… Грядущая книга будет космополитической; для того, чтобы понять ее, потребуется минимальное обучение».

Конец ознакомительного фрагмента.