© Перевод, «Центрполиграф», 2017
© Художественное оформление, «Центрполиграф», 2017
Предисловие
История рыцарей-тамплиеров окутана романтическим ореолом, их суровая, полная опасностей и лишений жизнь, одухотворенная борьба, подвиги и злоключения волнуют многие поколения читателей и вызывают неподдельный интерес историков. Легендарный орден, рожденный во времена пылкой одержимости Крестовыми походами, восхваляли и возвеличивали до тех пор, пока могучая военная сила и религиозный фанатизм могли служить поддержкой для Восточной церкви и удерживать Святую землю. Когда Полумесяц восторжествовал над Крестом и религиозно-военный энтузиазм в христианском мире иссяк, они не удостоились благодарности за свои подвиги во имя Христа, но претерпели притеснения и скорби. Рыцарей-тамплиеров подвергали преследованиям, грабили, обрекали на лютую смерть те, кто должен был оказывать им покровительство. Память об этих святых воинах и их подвигах нетленна; они были защитниками Латинского королевства в Иерусалиме в краткий период его существования и последним христианским форпостом в Палестине. Монашеские обеты и аскезу затворнической жизни тамплиеры сочетали с дисциплиной военного лагеря и обязанностями военной жизни:
…Ради великой цели братства,
Под тяжестью обета и меча,
Гнуть спину на дорогах бедным братьям,
Из века в век, спасая, по земле бродить…
Распространенное представление, что тамплиеры были столь же порочны, сколь бесстрашны и храбры, еще не полностью опровергнуто, но следует надеяться, что внимательное изучение судебного разбирательства в отношении ордена в Англии, изложенного в девятой и десятой главах этой книги, рассеет множество необоснованных предрассудков вокруг братства и вызовет не только восхищение их стойкостью и мужеством, но и сочувствие к их незаслуженно жестокой судьбе.
Матфей Парижский, писавший в монастыре Сент-Олбанс о событиях в Палестине, поведал, что соперничество между тамплиерами и госпитальерами вылилось в открытую войну, породив недовольство и осуждение всего христианского мира, и утверждает, что в кровопролитном сражении между ними были убиты все тамплиеры. Свидетельство Матфея Парижского единично – ни один из историков того времени не упоминает об этой драме, к тому же известно, что хронист Сент-Олбанса испытывал неприязнь к орденам, а потому его заявление нельзя считать достоверным. Еще одно подтверждение мнимости этого события – письмо папы римского, адресованное госпитальерам спустя год после предполагаемого сражения.
Свидетельства даже авторитетных авторов нельзя принимать на веру без тщательной проверки и сопоставления с другими источниками. Вильгельм Тирский, к примеру, сообщает, что Насреддин, сын султана Аббаса, был пленен тамплиерами и, пока пребывал в плену, принял христианство. Историк утверждает, что Насреддин получил наставление в догматах веры и выразил желание обратиться к ней, но тамплиеры, которым посулили шестьдесят тысяч динаров, согласились передать Насреддина его врагам в Египет, где юношу ожидала верная погибель. Под их равнодушными взорами Насреддина заковали в цепи, посадили в железную клетку и повезли через пустыню в Каир.
Арабский историк[1], очевидец этих событий в Каире, сообщает иные сведения, согласно им – Насреддин убил халифа и его братьев, бросил тела в колодец, похитил сокровища и бежали со своими приспешниками в Палестину; обнаружив потерю, сестра убитого халифа немедленно написала начальнику крепости в Газе, в которой размещался гарнизон тамплиеров, посулив награду за поимку злодеев; беглецы были схвачены, и Насреддина отправили в Каир, где женщины из окружения халифа приказали изрубить его тело на куски прямо в серале. Укоренившийся вариант истории Вильгельма Тирского о продажности и бессердечности рыцарей на протяжении веков вызывает справедливое негодование, однако стоит признать, что истинное положение дел освещает версия арабского хрониста.
Общеизвестно, что Вильгельм, архиепископ Тирский, был настроен враждебно к тамплиерам из-за того, что орден пользовался большой властью, обладал множеством привилегий и находился под личным покровительством папы, а потому не брезговал сочинять небылицы и направлять очерняющие тамплиеров письма в Высший церковный совет в Риме. Его пристрастные свидетельства о братстве тамплиеров полностью опровергает Жак де Витри[2], епископ Акры, образованный и талантливый прелат, создавший свой труд о Палестине Histoire orientale («Восточная (Иерусалимская) история») на основе сочинений Вильгельма Тирского. Епископ Акры говорит о тамплиерах в самых возвышенных выражениях и утверждает, что все их любили за благочестие и смирение.
Знаменитый австрийский дипломат, историк-востоковед барон Йозеф фон Гаммер выдвигал различные нелепые, необоснованные обвинения, подрывающие авторитет тамплиеров, вслед за ним Вильгельм Вильке написал историю ордена на немецком языке, нашпигованную дискредитирующими братство небылицами. Ради популяризации собственного творения и я мог бы изобразить тамплиеров кровожадными и свирепыми злодеями, но я стремился написать справедливую и беспристрастную историю ордена, не перенимая рабски все, что находил у древних авторов, но используя лишь надежные источники и приводя лишь правдивые факты.
К великой радости всех нас, в Лондоне есть прекрасный памятник зодчества, воздвигнутый рыцарями ныне не существующего ордена, – церковь Темпла (Temple Church). Сейчас слои штукатурки и побелки скрывают ее строгую красоту, но после реставрации она предстанет пред нами во всем своем величии. Это почтенное здание было одним из главных храмов рыцарей-тамплиеров в Европе, равным по статусу иерусалимскому Храму. Во время моего паломничества в Священный град мне довелось побывать в древнем Храме тамплиеров на горе Мориа, а потому я с необычайным интересом слежу за восстановлением прекрасного лондонского храма Темпла.
Восхищает исключительное рвение и энергия, с которой реализуется это похвальное начинание. Столь необходимый ремонт поможет сгладить разрушительное действие времени и вернуть храму облик времен тамплиеров. Летом я имел удовольствие сопровождать одного из главных и самых преданных попечителей реставрации церкви – королевского советника господина Берджа. Именно с его подачи и была начата данная работа. Боюсь, что она вряд ли будет отвечать его ожиданиям, и сожалею, что столь ответственная работа не была поручена более компетентному исполнителю.
P. S. Господин Уилмент, который готовит изысканные витражи для церкви Темпла, обратил мое внимание на девятнадцатый том Memoires de la societe Royale des Antiquaires de France, опубликованный в прошлом году. Он содержит весьма любопытное описание, составленное шевалье дю Фреманвилем, церкви Брелевен (департамент Кот-дю-Нор), предположительно принадлежавшей ордену тамплиеров. Помимо необычной формы крестов, символов на окнах и надгробиях, им был обнаружен медный медальон, из тех, что носят на шее на цепочке. Его украшает следующее изображение: в небольшой круг вписаны два равносторонних треугольника, расположенные в виде шестиконечной звезды. В центре звезды второй круг, внутри которого агнец со стягом – символ ордена тамплиеров. Господин Уилмент также обратил мое внимание на четкое изображение на реверсе печати, на котором я прочитал очень интересный девиз: «Testis svm agni» («Я есть свидетель Агнца»).