Вы здесь

Организация современной информационной образовательной среды. Методическое пособие. Содержание разделов дисциплины (М. Г. Победоносцева, 2016)

Содержание разделов дисциплины

Мировое информационное пространство

Информатизация общества: сущность и основные этапы («плюсы» и «минусы»).

Понятие, основные виды и свойства информации. Понятие информатизации. Основные подходы к изучению процесса информатизации.

Понятие информационного пространства. Особенности современного глобального информационного пространства.

Развитие информационного пространства и проблемы национальной безопасности.


Цели и задачи государственной политики и правового регулирования в области информационных ресурсов

Понятие «ресурс». Виды ресурсов. Информационные ресурсы: мировые, государственные. Классификация информационных ресурсов. Информационные ресурсы России (структура и состояние).

Рынок мировой информации: состояние и тенденции развития. Инфраструктура информационного рынка.

Проблемы информации как объекта правоотношений. Основные направления государственной политики в сфере информатизации. Система управления государственными информационными ресурсами.

Меры регулирования деятельности людей в информационном пространстве. Правовая поддержка в области информационных ресурсов.


Информационные ресурсы сети Интернет

Основные характеристики информационных ресурсов, реализованных в рамках технологии WWW.

Основные понятия информационного поиска: информационная потребность, пертинентность, релевантность, информационный шум, запрос. Методики организации поиска информации Т. В. Ростовцевой, А. В. Хорошилова и С. Н. Селеткова. Синтаксис языка запросов различных информационно-поисковых систем.

Понятие и особенности информационной экономики: компоненты, перспективы развития.

Электронный бизнес. Электронная коммерция. Интернет-бизнес. Возможности Интернет для ведения бизнеса и основные принципы. Особенности российского рынка электронного бизнеса.

Виртуальное предприятие как проект в области электронного бизнеса. Интернет-магазин, Web-витрина, Торговая Интернет Система.

Электронные платежные системы.


Качество информационных ресурсов, оценка эффективности их использования

Комплексная оценка эффективности использования информационных ресурсов. Понятия: эффективность использования информационных ресурсов, оборотоспособность ИР. Методы оценки эффективности использования ИР. Востребованность ИР. Качество информации в информационных системах. Проблемы, возникающие при использовании ИР. Абсолютные и относительные показатели оценки эффективности использования ИР.

Стоимость информационных услуг. Основные модели ценообразования на предоставление информационных услуг. Этапы ценообразования. Методы определения базовой цены. Причины трудности определения стоимости информации. Принцип прагматической полезности.


Информационные образовательные ресурсы

Особенности информационных образовательных ресурсов. Виды информационных образовательных ресурсов. Оценка информационного образовательного ресурса.

Коллекции информационных образовательных ресурсов: структура, организация ресурсов в коллекции: поиск данных о коллекциях информационных образовательных ресурсов, сравнительная характеристика коллекций ИОР. Аналитический отчет по информационным образовательным ресурсам. Методика применения информационных ресурсов в образовательном процессе. Перспективы развития информационных образовательных ресурсов.

Образовательные технологии

При освоении магистрантами дисциплины «Мировые информационные ресурсы», активно используются знания и умения дисциплины «Социальные аспекты информатизации образования», «Научные основы создания и функционирования современной информационной образовательной среды», «Современные направления развития информационных технологий», «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и навыки самостоятельной аналитической работы с научной литературой по соответствующей тематике.

Поскольку обучающимся предстоит сравнить достаточно большой информационный контент по различным основаниям, следует обратить внимание на умения представить результаты сравнения в различных видах, табличном, графическом, в виде графа или слайдов презентации. Результаты сравнения по различным критериям могут стать составной частью курсовых и выпускных работ обучающихся, поэтому выводы должны быть достаточно обоснованы. Аналитическую работу разбивают на тематические модули, и результаты оформляются для каждого модуля отдельно. Затем рассматривают корреляцию нескольких модулей, делают обобщенные выводы.

При такой деятельности уместно использовать дистанционные образовательные технологии, где роль преподавателя консультационно-организационная. На практических (лабораторных) занятиях целесообразно проводить совместное обсуждение каждого тематического модуля.

Самостоятельная работа обучающихся


Виды самостоятельной работы

Мировое информационное пространство

Изучение различных аспектов основных информационных революций. Изучение спектра глобальных проблем, стоящих перед человечеством и роль информатизации в их решении. Изучение трудов отечественных и зарубежных ученых, внесших в клад в развитие теории постиндустриального и информационного общества (В.И. Вернадского, Э. Тоффлера, М. Кастельса, Н.Н. Моисеева).

Анализ различных определений понятия «информационный ресурс». Знакомство с фактами из истории возникновения и развития информационных ресурсов, анализ и классификация различных информационных ресурсов, используемых в повседневной жизни и профессиональной деятельности.


Цели и задачи государственной политики и правового регулирования в области информационных ресурсов

Изучение правовых вопросов использования информационных ресурсов и средств для их создания.

Знакомство с основными отечественными нормативно-правовыми актами в сфере информатизации.

Меры регулирования деятельности людей в информационном пространстве.


Информационные ресурсы сети Интернет

Знакомство со структурой поставщиков отечественной и зарубежной научно-технической информации.

Исследование рынка информационных услуг различного типа (по выбору). Знакомство с российскими и зарубежными электронными изданиями, условий публикации и правил цитирования.


Качество информационных ресурсов, оценка эффективности их использования

Знакомство с различными подходами к экспертной оценке информационных ресурсов.

Рассмотрение различных характеристик качества информационных ресурсов, приобретение опыта оценки различных факторов, оказывающих влияние на процесс и результаты применения ИР.


Информационные образовательные ресурсы

Знакомство со структурой различных коллекций информационных образовательных ресурсов. Анализ информационных ресурсов образовательного назначения, расположенных в Интернете.

Изучение опыта применения информационных ресурсов в образовательном процессе

Составление перечня научных сообществ в сети Интернет по исследуемым вопросам в рамках написания магистерской диссертации. Участие в научных сообществах.

Примерные темы рефератов

1. Информационный ресурс как товар.

2. Информационные ресурсы Российской Федерации.

3. Ведомства и организации в России, занимающиеся сбором и анализом статистической информации

4. Особенности российских и зарубежных поисковых систем в сети Интернет.

5. Основные универсальные операторы, используемые в поисковых системах.

6. Крупнейшие российские справочные информационные ресурсы

7. Крупнейшие мировые энциклопедические информационные ресурсы.

8. Виды образовательных электронных изданий.

9. Современные тенденции развития электронных библиотек в российских школах и вузах.

10. Возможности, преимущества и недостатки программной среды Moodle для создания образовательных учебных комплексов.

11. Сервисы Web 2.0., применяемые в создании образовательных ресурсов.

12. Мировые информационные ресурсы коммерческой информации.

13. Мировые информационные ресурсы финансовой информации.

14. Информационные ресурсы международных экономических организаций.

15. Мировые информационные ресурсы медицинской информации.

16. Мировые информационные ресурсы в области охраны окружающей среды.

Оценочные средства

Входной диагностирующий контроль

Задание: выполнить запросы по теме исследования магистрантов и проанализировать результаты поисков в базе электронной библиотеки МПГУ, Российской государственной библиотеки, ЦИТиС («Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти»), e-library – тематика поисковых запросов должна соответствовать научным интересам магистранта.


Текущий контроль

Средства текущего контроля по разделам дисциплины.


Мировое информационное пространство

1. Сформулировать понятие «информационное пространство», место и роли в нем информационных ресурсов.

2. Перечислить особенности современного глобального информационного пространства.

3. Выделить перспективные направления развития информационного пространства.


Цели и задачи государственной политики и правового регулирования в области информационных ресурсов

1. Сформулировать основные направления государственной политики в сфере информатизации.

2. Перечислить основные нормативно-правовые акты, регулирующие взаимоотношения в области использования информационных ресурсов.

3. Перечислить меры регулирования деятельности людей в информационном пространстве.


Информационные ресурсы сети Интернет

1. Перечислить основные характеристики информационных ресурсов сети Интернет.

2. Представить в виде таблицы особенности различных электронных библиотек.

3. Сформулировать основные правила запроса на поиск информационного ресурса.


Качество информационных ресурсов, оценка эффективности их использования

1. Перечислить основные критерии экспертной оценки информационных ресурсов.

2. Провести сравнительный анализ качества информационных ресурсов по теме исследования магистранта.

3. Дать ответ, что значит эффективное использование информационного ресурса.


Информационные образовательные ресурсы

1. Перечислить особенности информационных образовательных ресурсов, их основные функции.

2. Подготовить аналитический отчет по информационным образовательным ресурсам по теме исследования магистранта.

3. Сформулировать перспективы развития информационных образовательных ресурсов

Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету по курсу:

1. Краткая характеристика основных компонентов информационных ресурсов.

2. Информатизация общества: сущность и основные этапы.

3. Цели и этапы информатизации. Инфраструктура информатизации.

4. Комплексная оценка эффективности использования мировых информационных ресурсов.

5. Степень востребованности информационных ресурсов.

6. Качество информации в информационных системах.

7. Проблемы, возникающие при внедрении информационных ресурсов.

8. Поиск информации в сети Интернет. Информационная потребность и шум.

9. Информационно-поисковая система. Релевантность. Полнота информации.

10. Рынок мировой информации: состояние и тенденции развития.

11. Мировое образовательное пространство.

12. Виды информационных услуг. Стоимость информационных услуг.

13. Методы определения базовой цены. Принцип прагматической полезности информации.

14. Интегрированные мировые библиотечно-информационные системы. Автоматизированная информационная система (АИС). Электронные библиотеки.

15. Информационные ресурсы. Виды информационных ресурсов.

16. Критерии, по которым можно классифицировать информационные ресурсы.

17. Государственные документы, регламентирующие работу с информационными ресурсами.

18. Развитие информационного пространства и проблемы национальной безопасности.

19. Интеллектуальная собственность и этика.

20. Информационная безопасность личности.

21. Сектора рынка информационных продуктов и услуг.

22. Инфраструктура информационного рынка.

23. Электронный бизнес в глобальной сети.

24. Электронная коммерция. Мировые принципы создания Internet-бизнеса.

25. Особенности российского рынка электронного бизнеса.

26. Пакет законов, регулирующих электронную коммерцию.

27. Особенности информационных образовательных ресурсов, их основные функции.

28. Характеристика коллекций информационных образовательных ресурсов.

29. Методика применения информационных ресурсов в образовательном процессе.

30. Перспективы развития информационных образовательных ресурсов.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

1. Блюмин А.М., Феоктистов Н.А. Мировые информационные ресурсы. – М.: Дашков и К., 2015. – 382 с.

2. Александрова О. А. Отраслевые информационные ресурсы. – СПб.: Профессия, 2015. – 416 с.

3. Одинцов Б.Е. Информационные ресурсы и технологии в экономике. – М.: Вузовский учебник, 2015 – 462 с.

4. Трайнев В. А. Электронно-образовательные ресурсы в развитии информационного общества (обобщение и практика). – М.: Дашков и К., 2015. -255 с.


Дополнительная литература:

1. Агапов Е.П.Социальная информатика. – М.: РИОР, 2016. – 144 с.

2. Могилев А.В., Листрова Л.В. Информация и информационные процессы. Социальная информатика. – СПб.: BHV-СПб, 2012. – 240 с.

3. Буч О. В. Проблемы оценки экономической эффективности использования информационных ресурсов // Сборник материалов Всероссийской научно-технической конференции «Наука и образование – 2002», Мурманск, Изд-во МГТУ, 2002.

4. Элькин В.Д., Чубукова С.Г. Правовая информатика. – М.: Юрайт, 2015. – 398 с.


Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Скляренко Р. П. Информационная экономика: от теории к практике // http://pipa.ru/mts18.html.

2. Каталог Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru)

3. Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября» http://inf. 1 september.ru/

4. Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" http://www.ict.edu.ru

5. Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября» http://inf. 1 september.ru

6. Журнал "Информатика. Все для учителя!" http://www.e-osnova.ru/journal/2/

7. Информатика и информационные технологии в образовании http://www.rusedu.info/

8. Проект «Непрерывное информационное образование»

http://metodist.lbz.ru/nio/

9. Институт развития информационного общества. Глоссарий по информационному обществу. // http://www.iis.ru/glossary.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

1) аудитории, оборудованные мультимедийным демонстрационными комплексами;

2) компьютерные классы с выходом в Интернет;

3) методический кабинет;

4) медиазал;

5) учебно-методический ресурсный центр;

6) необходимый комплект лицензионного программного обеспечения.