2 Выбор темы выпускной квалификационной работы
Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 032401.65 – Реклама темы выпускных квалификационных работ должны отражать основные сферы применения и направления рекламной деятельности предприятий и организаций различных отраслей и сфер деятельности.
Ежегодно кафедра маркетинга, коммерции и рекламы утверждает тематику выпускных квалификационных работ, о чем в протоколе заседания кафедры делается соответствующая запись. Количество тем выпускных квалификационных работ определяется количеством студентов предвыпускного курс и должно составлять не менее 150 % от данного показателя.
Студент под руководством заведующего или ведущих преподавателей кафедры маркетинга, коммерции и рекламы осуществляет выбор темы выпускной квалификационной работы. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации предоставляет студенту право выбора темы выпускной квалификационной работы. Студент выбирает тему из объявленного перечня, но также имеет право предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки.
Студенту рекомендуется избрать тему выпускной квалификационной работы, которая соответствует направлению и профилю подготовки, по которой он обучался в вузе.
При выборе темы выпускной квалификационной работы следует также учесть место прохождения преддипломной практики. В организации (предприятии), в которой будет проходить преддипломная практика, легче собрать необходимый аналитический материал для успешного выполнения выпускной квалификационной работы.
Основным критерием при выборе темы выпускной квалификационной работы служит научный и практический интерес студентов, которые продолжительное время собирали и обрабатывали материал по той или иной теме, работая в научно-студенческом кружке при кафедре. При выборе темы выпускной квалификационной работы также следует исходить также из того, по какой из них студент может наиболее полно собрать материал, широко использовать практику рекламной работы предприятий и организаций отрасли.
Таким образом, чтобы выпускник мог самостоятельно определиться с выбором темы, ему необходимо оценить соответствие выбранной темы выпускной квалификационной работы по следующим критериям:
– наличие интереса у самого исследователя. Оптимальным является совпадение интереса исследователя и коммерческой организации к выбранной теме, так как данное обстоятельство позволяет рассчитывать на помощь при написании работы со стороны потребителей ее результатов;
– возможности выполнить требования, предъявляемые к разработке темы выпускной квалификационной работы на основе уровня профессиональной подготовки, имеющейся информационной базы, доступа к практическому материалу;
– наличие результатов ранее проводимых исследований (при написании рефератов, курсовых работ, научных статей по данной теме). Данное обстоятельство существенным образом позволит экономить бюджет времени, отведенный на работу. Однако, содержание выпускной квалификационной работы должно представлять собой существенное развитие и углубление темы предшествующего ей исследования (как в теоретическом, так и в практическом аспектах).
В целях усиления связи обучения с практикой кафедра может рекомендовать студентам заказные темы выпускных квалификационных работ, т.е. темы, которые разрабатываются по заказам организаций и предприятий.
Организации и предприятия с учетом своих потребностей дают учебному заведению заказы на разработку студентами определенных тем в выпускных квалификационных работах. Заказ на разработку конкретной темы в качестве выпускной квалификационной работы руководство учреждения, организации, предприятия любой формы собственности оформляет договором или письмом на имя ректора Оренбургского государственного университета.
После защиты в государственной аттестационной комиссии копии заказных выпускных квалификационных работ передаются тем организациям и предприятиям, которые дали заказ на их выполнение.
По одной теме могут выполнять выпускные квалификационные работы несколько студентов, если объекты их изучения или круг рассматриваемых вопросов различны. Эти различия отражаются в плане выпускной квалификационной работы.
Тема выпускной квалификационной работы закрепляется за студентом по его личному письменному заявлению. Форма заявления представлена в приложении А. Заявления студентов рассматриваются на заседании кафедры маркетинга, коммерции и рекламы. В решении кафедры фиксируются следующие позиции: утверждение темы выпускной квалификационной работы и закрепление научного руководителя согласно заявлению. Заявления студентов уничтожаются после успешной защиты выпускной квалификационной работы.
Тематика выпускных квалификационных работ рассматривается и утверждается методической комиссией по специальности 032401.65 – Реклама и научно-методическим советом факультета экономики и управления. Закрепление тем по представлению кафедры оформляется приказом ректора Оренбургского государственного университета перед направлением студента на преддипломную практику.
По согласованию с научным руководителем возможна корректировка (уточнение) выбранной темы, но не позднее, чем за 4 недели до защиты. Изменения в формулировке темы утверждаются приказом ректора на основании докладной декана факультета экономики и управления.
В соответствии с темой выпускной квалификационной работы научный руководитель выдает студенту задание и составляет совместно с ним график выполнения выпускной квалификационной работы. В график могут быть внесены изменения в случае невозможности его выполнения (по согласованию с руководителем).
Для руководства отдельными разделами выпускной квалификационной работы, связанными с использованием материала узкоспециальных научных направлений, а также в тех случаях, когда тематика выпускной квалификационной работы носит междисциплинарный характер (особенно, если дисциплины читаются преподавателями разных кафедр), могут назначаться консультанты. Часы консультирования входят в общие часы руководства выпускной квалификационной работой и определяются по договоренности научного руководителя и консультанта, но не более 8 часов.
На первом этапе научный руководитель уточняет тему (до ее утверждения), корректирует план работ и дает рекомендации по библиографическому списку литературы, оказывает студенту помощь в разработке графика выполнения работ, а также задания на выпускную квалификационную работу.
На последующих этапах руководитель дает рекомендации о привлечении необходимых нормативных, литературных и практических материалов, указания по внесению исправлений и изменений в предварительный вариант работы (как по содержанию, так и по оформлению).
Выпускнику следует соответствии с графиком выполнения работы информировать руководителя о ходе подготовки выпускной квалификационной работы, консультироваться по вызывающим затруднения или сомнения теоретическим и практическим вопросам, обязательно ставить в известность о возможных отклонениях от графика выполнения работы и в ее содержании.
В случае существенного несоблюдения выпускником сроков, предусмотренных графиком, руководитель обязан письменно известить об этом заведующего кафедрой.
Руководитель, наряду с автором, несет ответственность за теоретически и методически правильную разработку и освещение темы, а также за соответствие качества содержания и оформления выпускной квалификационной работы требованиям кафедры маркетинга, коммерции и рекламы, изложенным в данном учебном пособии.