Введение
Деятельность различных структурных подразделений предприятий, организаций и учреждений связана с ведением и подготовкой большого количества различного вида документов. Только в одной кадровой службе (управлении, отделе кадров) издается и обрабатывается огромное количество документов, и насколько грамотно и умело данные документы оформляются, можно судить об эффективности и законности работы этой службы. С образованием в нашей стране большого количества юридических лиц, отличающихся по своему правовому статусу и организационно-правовой форме, наименованию, актуальной стала проблема правильного документирования трудовых правоотношений, организации работы и сохранения кадровой документации. Нередко из-за малочисленности и некомпетентности персонала фирмы не придают значения оформлению, ведению и сохранению документации по кадровому составу. Руководители коммерческих структур (хотя они несут персональную ответственность за документальный фонд предприятия) часто недооценивают важнейшую роль этих документов в жизни каждого человека. В результате этого кадровая документация нередко ведется с грубыми нарушениями соответствующих требований общегосударственных законодательных и нормативных правовых актов, из-за чего страдают интересы и права работников, работающих на данных предприятиях, в организациях, учреждениях. Кадровая документация играет важную роль в жизни любого человека, так как она является подтверждением прав гражданина на социальное обеспечение в старости или по инвалидности и определяет трудовой стаж при начислении пенсии. Очень часто люди сталкиваются с тем, что ошибка, сделанная работником отдела кадров много лет назад, приводит к большим недоразумениям, а нередко и к потере части страхового стажа при оформлении пенсии (и особенно льготной пенсии).
Встречаются случаи, когда запись о переводе на другую должность (например, замещение начальника цеха на период отпуска по уходу за ребенком) не была внесена в трудовую книжку. Такие ошибки способствуют возникновению больших проблем при оформлении на работу на руководящую должность.
С целью предотвращения таких ошибок разработаны правила работы с документами. Они стали обязательной частью уставов вновь регистрируемых юридических лиц. На каждом предприятии служба управления персоналом обязана иметь в своем распоряжении определенные нормативные и организационные документы, необходимые для нормального функционирования данной организации: локальные нормативные акты, которые в первую очередь требуют проверяющие органы (прокуратура или Федеральная инспекция труда).
Приказы, распоряжения, протоколы, акты, справки, заявления, договоры – все эти и многие другие документы проходят через кадровую службу предприятий, организаций, учреждений (далее – предприятий). Такая документация ведется здесь независимо от их организационно-правовой формы и вида деятельности в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ), Инструкцией по заполнению трудовых книжек (утв. постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69), другими нормативными правовыми актами. В зависимости от вида организации, численности ее работников кадровыми вопросами ведают структурное подразделение (отдел кадров) или отдельное должностное лицо. В маленьких организациях (с небольшим штатом сотрудников) функцию кадрового работника обычно исполняет секретарь или бухгалтер.
С одной стороны, человеку, не посвященному в кадровую работу, может показаться, что поток данных документов неуправляем, беспорядочен. С другой – кадровые специалисты прекрасно знают, что это не так. Документооборот внутри предприятия подчиняется четкому порядку обращения. Каждый документ имеет свое строго определенное место в системе организационного процесса. В данной книге представлен полный список всех существующих документов предприятия, работу с которыми ведут кадровые работники.