Часть I
Теория и методика организации массовых мероприятий в детском оздоровительном лагере
1.1. Краткая характеристика основных периодов смены
Планирование работы вожатого в отряде
Итак, в структуре смены выделяют 5 периодов: подготовительный, организационный, основной, заключительный и постлагерный [12].
Подготовительный и постлагерный периоды, по сути, не входят во временной промежуток смены в детском оздоровительном лагере, но имеют достаточно большое значение.
1. Подготовительный период смены
Это период подготовки, эмоциональной настройки вожатого на активную работу, а ребенка на интересный отдых. На данном этапе идет продумывание и построение содержания смены, основных форм работы; подбираются определенные методические материалы. Часто в данный период детские оздоровительные лагеря проводят для вожатых инструктивно-методические сборы, в которых будущие вожатые знакомятся с территорией лагеря и его программой; осваивают практические умения по взаимодействию с детьми, пополняют вожатскую методическую копилку.
Регистрация детей в отряды происходит в день заезда за 2–3 часа до выезда в лагерь.
Регистрация – это очень суматошные 1,5–2 часа, когда одновременно на узком пространстве собираются дети, родители. Это очень напряженные 1,5–2 часа, когда формируется контингент будущего отряда, когда вожатый беспрестанно задает вопросы и ему беспрестанно задают вопросы [2].
От того, как вожатый будет вести себя во время регистрации, зависит отношение к нему родителей, которое тут же передастся детям.
Первое, что необходимо вожатому при регистрации, – это профессиональное спокойствие и приветливая улыбка.
Что же важно иметь при себе вожатому в момент регистрации?
• форму вожатого (футболка, бейсболка, бандана, галстук, значок с символикой лагеря);
• визитку с указанием полного имени, должности и номера отряда;
• табличку с номером отряда;
• список отряда;
• рабочую тетрадь для записей;
• визитки для детей (возможно необычной формы, одного цвета для своего отряда).
Во время регистрации родители передают вожатому следующие документы для пребывания ребенка в лагере:
• путевку в детский лагерь;
• медицинскую справку;
• анкету родителя.
Важно помнить, что есть такие вопросы, которые лучше задавать в отсутствие ребенка, чтобы не смущать его и не заставлять краснеть при посторонних. Стоит выяснить у родителей информацию о здоровье ребенка: нет ли у аллергии на какие-то продукты, как переносит поездки в автобусе, не нужно ли будить ночью в туалет. Уместным будет вопрос родителям, на какие особенности поведения ребенка стоит обратить внимание.
Вожатый сообщает родителям, когда родительский день, выражает надежду на приезд родителей, интересуется, нет ли каких вопросов.
Какие неприятности могут ждать вожатого?
Самое неприятное – это спонтанно возникшее у ребенка желание не ехать в лагерь или перейти в другой отряд. Первое желание вожатому нужно попробовать нейтрализовать самостоятельно, а в отношении второго самостоятельные действия лучше не предпринимать, а предложить обратиться к старшему вожатому.
Когда закончится регистрация, вожатый быстро узнает своих ребят по «визиткам». Стоит собрать их вокруг себя, провести маленькую игру, построить парами, пересчитать и без суматохи начать посадку в автобус. Если ребята маленькие, то лучше им войти в автобус без вещей, вещи потом внесут родители.
Возможные детские слезы и родительские причитания придется перенести стойко.
С этого момента вожатый отвечает за жизнь и здоровье детей. И морально, и административно, и, не дай Бог, уголовно!
2. Организационный период смены.
Для первых трех-четырех дней смены придумано такое название: «организационный период», или «оргпериод». По отношению к нему существует педагогическое поверье: «Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена» [2].
Как ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнестись с серьезностью и вниманием – понапрасну люди говорить не будут. По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять постели и культурно принимать пищу в столовой, не стоит ждать, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены. Это проверено многократно, и не стоит проверять еще раз на своем отряде. Это адаптационный период, первые 3–4 дня смены. В этот период происходит знакомство ребенка с лагерем, с новыми людьми, с предстоящей деятельностью.
Оргпериод – это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают «концерт» со слезами, заявлениями «здесь все плохо» и требованием сейчас же уехать домой. Необходимо ориентироваться в своей работе именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в «дом родной».
Отношения в отряде носят неустойчивый характер, нет общего мнения, но начинает складываться временный детский коллектив. Очень важно в данном периоде взять правильный тон взаимоотношений с детьми; создать условия для осознанного принятия правил, норм и требований жизнедеятельности в лагере и отряде. В этом периоде закладываются основы детского самоуправления, выявляются возможности, интересы и склонности детей, реализуется деятельность по планированию жизнедеятельности в отряде.
Вожатый в этот период выступает организатором дел в отряде, ведущим, лидером. В организационном периоде важно сформулировать и принять четкие требования (правила) жизнедеятельности в отряде.
Если вожатый мужественно выдержит эти три дня, не надорвет голос, не упадет от недосыпания в обморок, если претворите в жизнь хотя бы половину из предложенного списка, организует не менее десяти игр и хотя бы три минуты побеседует по душам с каждым ребенком – дальше у него все пойдет «как по маслу».
3. Основной период смены
Самый длинный период лагерной смены. В этот период происходит самореализация ребенка в отряде и лагере. Вожатый меняет свою позицию: от руководителя и лидера он переходит на позицию консультанта, координатора. Если посмотреть на межличностные отношения, то это период конфликтов, поскольку происходит переоценка прошлого опыта и большую роль в детском коллективе начинает играть общественное мнение.
Основной период смены делится на два самостоятельных этапа:
1 этап – учебно-демонстрационный,
2 этап – демонстрационно-закрепляющий.
Задачи каждого этапа различаются по своему содержанию, а цель основного периода остается общей: создание условий для реализации основного содержания программы смены по отношению к каждому ребенку.
На 1 этапе (учебно-демонстрационном, 5-12-й день смены) решаются задачи:
• овладение ребенком знаниями и умениями в соответствии с профилем программы, навыками самоопределения в выборе видов деятельности, роли и позиции в детском объединении, отвечающих ожиданиям, интересам и потребностям подростка в саморазвитии;
• создание условий для проявления индивидуальности каждого ребенка, его творческого и нравственного потенциала;
• развертывание деятельности клубных пространств развивающего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам детей и подростков;
• корректировка ценностно-мотивационных норм общения, поведения, отношений и деятельности;
• создание условий для деятельности органов детского самоуправления.
На 2 этапе (демонстрационно-закрепляющем) решаются следующие задачи:
• организация разнообразной творческой деятельности при активном участии детей в ее разработке и проведении;
• создание условий для демонстрации самодеятельности и самостоятельности участников программы в органах детского самоуправления;
• показ детских достижений и приобретений через разнообразные формы: игровые программы, конкурсы, турниры, спортивные состязания, учебные занятия, трудовые акции и т. д.;
• показ знаний, умений и навыков, полученных в работе клубных объединений;
• корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействий;
• анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на стимулирование успешности участников программы в разнообразных видах деятельности.
В основном периоде смены ребенок включен не только в отрядные мероприятия, но и в межотрядные и общелагерные. Организуя данные виды деятельности, старайтесь применять вариативный подход.
4. Заключительный период смены
Это период подведения итогов (последние 3–4 дня смены). Детям необходимо выяснить, чему они научились, какой опыт они приобрели. Роль вожатого на этом этапе усиливается, он снова становится главным организатором жизнедеятельности в отряде. Это очень эмоциональный период, вызывающий переживания по поводу расставания.
Детский коллектив становится более сплоченным, на первый план выходят их общие интересы. Но, несмотря на близкую разлуку, настроение хорошее, приподнятое.
Педагогические задачи, решаемые в заключительный период смены:
• групповой анализ и демонстрация индивидуальных и
групповых достижений;
• оценка и самооценка участниками смены личностно-значимых результатов участия в программе;
• создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее активных участников деятельности органов самоуправления и центральных дел и событий смены;
• стимулирование положительных изменений в личности участника смены как фактора его реадаптации к возвращению домой;
• организация дел, снимающих психологическое состояние временности пребывания, вызванное скорым отъездом;
• диагностика и разработка индивидуальных программ саморазвития.
Эти задачи могут решить: итоговый сбор отряда, прощальный «Огонек» (прощальная «Свечка»), деловые игры, пресс-конференции, творческие дела («для дома», «для лагеря»),
В этот период необходимо найти равновесие между разными формами работы: общелагерные зрелищные мероприятия и индивидуальные отрядные дела. Все мероприятия должны иметь разную направленность: зрелищную, развлекательную или рефлексивную.
5. Постлагерный период
Этот период наступает после окончания смены, когда дети возвращаются домой. Это этап рефлексии и детей, и вожатого. На данном этапе происходит анализ деятельности в лагере. Ребенок формирует отношение к жизни в лагере и желание или нежелание провести следующие летние каникулы в детском оздоровительном лагере.
Для вожатого – это период педагогического анализа свое деятельности, когда важно найти ответы на вопросы: «Что получилось?», «Что не получилось?», «Почему?». Вожатый также делает выводы о своей работе и принимает решение продолжить данный педагогический опыт или нет.
Итак, подведем итог. Жизнь временного детского коллектива ограничивается рамками одной смены. Ознакомившись со специфическими особенностями периодов лагерной смены, вожатый может приступать к планированию. Ведь хороший план – добрая половина успеха задуманного.
Планирование работы вожатого в отряде
Предварительное планирование смены – очень полезная работа. Вожатый, у которого есть план-сетка или хотя бы план-список, более застрахован от неудачи в сравнении с вожатым, рассчитывающим на экспромт и на авось. Если вожатый приехал в лагерь с планом, шанс, что у него все получится, очень высок [2].
Основное содержание, мероприятия, формы работы с детьми в детском оздоровительном лагере определяет вожатый и педагогический коллектив лагеря. Планирование работы с детьми опирается на принципы гуманизации и демократизации, связь с культурными и историческими традициями, на проявление инициативы и самостоятельности детей, обязательный учет их интересов.
План – это хорошо продуманная, логически выстроенная система дел, действий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки их выполнения.
Планирование – это важное направление деятельности вожатого, одно из важнейших слагаемых успеха в работе вожатого. Создание плана работы с отрядом позволяет определить содержание, пути, средства достижения целей и задач работы вожатого с детьми.
План является основой деятельности вожатого, так как именно он позволяет ему ориентироваться по времени, а также дает возможность поэтапно и последовательно решать задачи, эффективно осуществлять свои функции по управлению детским коллективом.
Основное правило составления плана: план всегда базируется на сочетании ближайших, средних и дальних перспектив. При планировании важно соблюдать принцип системного подхода к воспитанию, что предполагает четкое определение целей и задач воспитания, обеспечение тесного единства всех сторон воспитания, единых педагогических требований к воспитанникам со стороны всего педагогического состава лагеря.
Принцип управляемости при планировании требует наличия регулярной обратной связи, контроля за результатами воспитательного воздействия, учета эффективности воспитательной работы в целом.
Что важно учитывать, приступая к планированию?
• ознакомиться с программой данного лагеря;
• определить с будущим напарником цели и задачи предстоящей работы на смену;
• изучить возрастные особенности детей и их ожидания;
• использовать данные из детских анкет (увлечения, желаемые поручения, умения и др.);
• изучить возможности оздоровительного лагеря (традиции, периодичность общелагерных, отрядных дел) и подумать, как можно их использовать в своей работе;
• отобрать средства, формы, методы, которыми вожатый владеет;
• составить модель смены с учетом возможностей оздоровительного лагеря;
• создать творческую атмосферу в отряде;
• учитывать интересы детей.
Практическая работа по составлению плана предполагает ряд операций:
1. Анализ источников планирования и результатов педагогической диагностики.
2. Формулирование педагогических задач и запись их в рабочий план. При этом следует помнить, что, во-первых, задачи формулируются на основе анализа уровня развития детей и их воспитанности, во-вторых, необходимо избегать избыточного количества воспитательных задач и видов деятельности.
3. Определение развивающих видов деятельности и действий вожатого на основе всех источников и данных для составления плана.
4. Определение структуры и письменное оформление плана.
В своей деятельности вожатый использует два вида плана: план-сетку работы отряда на смену и ежедневный план работы вожатого.
План-сетка – это внутренний нормативный документ, определяющий и регулирующий жизнедеятельность отряда. В план-сетку мероприятий на лагерную смену включаются общелагерные и отрядные мероприятия, работа по подготовке к ним, указываются ответственные лица.
План-сетка отрядных мероприятий на лагерную смену составляется в период подготовки к работе детского лагеря педагогическим коллективом лагеря и корректируется с учетом пожеланий и интересов детей уже в организационный период смены.
Схема плана-сетки работы отряда на лагерную смену
При составлении плана-сетки может использоваться принцип деления дня на два или три основных временных периода, пригодных для организации различных мероприятий, трудовых дел, активного отдыха: первая половина дня соответствует времени с 10.00 до 12.00; вторая половина – с 14.00 до 16.00 (или с 19.00 до 21.00).
Что служит исходными данными для планирования работы отрядного коллектива в детском оздоровительном лагере?
задачи лагерного периода;
• модель смены;
• календарь народных летних праздников;
• общественно-политические праздники страны, региона, города;
• традиции лагеря;
• информация о детях (возрастные особенности, их ожидания);
• личные воспоминания вожатого о своем детстве, его ожидания. К плану-сетке необходимо приложить обоснование плана, которое включает психолого-педагогическую характеристику отряда и основные задачи деятельности вожатого на смену.
Помните о том, что план – это интересные и развивающие занятия для детей, но при этом очень важно не перегружать план.
Каким должен быть план воспитательной работы с детьми и подростками?
• конкретным (определение точных дат, времени, места и форм отрядных дел и исполнителей);
• реальным (учет особенностей природного и социального окружения, условий лагеря);
• педагогически целесообразным; сочетать различные формы организации деятельности детей;
• отвечать условиям необходимости и достаточности мероприятий, обеспечивающих развивающую деятельность детей с учетом реальных возрастных и индивидуальных возможностей детей в отряде.
Таким образом, план – это документ, в котором отражена система воспитательной деятельности вожатого в отряде. Это проект развития личности ребенка и всего детского коллектива, в котором будет проходить вся воспитательная работа.
Выбирая вариант плана, вожатому необходимо стремиться к простоте, ясности и меньшим затратам труда.
Возможные позиции вожатого в процессе планирования:
вожатый привлекает детей к планированию, предлагая варианты, идеи для обсуждения;
• вожатый вместе с детьми, «на равных», осуществляет поиск дел;
• дети сами планируют работу, вожатый скрыто направляет их деятельность.
В работе вожатого важно, чтобы воспитанники обязательно были включены в процесс разработки плана их жизнедеятельности. Поэтому наличие у вожатого плана – это еще не последний этап в планировании смены. Последним этапом будет планирование смены вместе с детьми. Очевидно, что решать за детей, что они будут делать, не узнав, а хотят ли они того, – это не совсем справедливо. У детей тоже есть определенные представления о жизни в лагере, они тоже строят планы. Конечно, эти планы часто невразумительны, наивны, расплывчаты, нереальны, да и, откровенно говоря, более скучны, чем задумки вожатого, но они есть, и не надо от них пренебрежительно отмахиваться. А, кроме того, нельзя забывать: дети могут проявить удивительную настойчивость и целеустремленность, когда реализуют собственные затеи, и, наоборот: к чужим, пусть даже многообещающим замыслам, они могут отнестись прохладно и равнодушно. По этой причине план, намеченный перед сменой, может «не пойти».
Конец ознакомительного фрагмента.