3. Основы организации товародвижения
3.1. Роль и значение процесса товародвижения
Любой общественный процесс производства представляет собой движение общественного продукта, включающего производство, распределение, обмен и потребление. Производство является началом движения продукта, а потребление – его конечной фазой. В этой фазе продукт находит общественное признание, а процесс производства – свое конечное завершение. Обмен выступает как связующее звено между производством и потреблением, а формой его проявления в обществе, где существует товарное производство, является товарное обращение. Обмен продуктами труда между различными регионами республики, отраслями народного хозяйства, отдельными предприятиями и организациями, а также различными собственниками продукции при наличии товарно-денежных отношений осуществляется в форме товарного обращения. Созданные блага становятся товаром тогда, когда они поступают на рынок и удовлетворяют определенную потребность.
Изготовленные в процессе производства товары не сразу поступают в сферу потребления, так как в условиях общественного разделения труда производство и потребление отделены друг от друга как в пространстве, так и во времени.
Производство продукции на промышленном предприятии бессмысленно, если товар не может быть доставлен к месту потребления, где в процессе его продажи возмещаются все затраты путем превращения товара в деньги (Д – Т – Д′).
Отсюда возникает необходимость перемещения продуктов труда из сферы производства в сферу потребления.
Товар в месте своего производства располагает потенциальной потребительной стоимостью. Чтобы она превратилась в реальную, товар должен быть доставлен непосредственным потребителям. Следовательно, общественный процесс производства еще не закончен, и требуется доставка продукта к месту потребления, где будет реализована его стоимость. Эту функцию в сфере обращения выполняет транспорт. Передвижение товаров в пространстве сводится к их транспортировке. Транспортная отрасль является самостоятельной, достаточно капиталоемкой и обеспечивает процесс обращения.
Доставка продукта потребителю способствует реализации его стоимости. По окончании процесса производства затраты материальных и трудовых ресурсов, а также стоимость прибавочного продукта оказываются воплощенными в товаре. Для повторения процесса производства необходимо возместить произведенные затраты путем превращения товара в деньги, ибо каждый новый цикл производства начинается с денежных затрат на приобретение новых средств производства, сырья и оплату труда работников.
Затраты живого и овеществленного труда, обеспечивая материально-вещественный процесс передвижения в сфере обращения, увеличивают стоимость перевозимой продукции. От величины этих затрат зависит доля трудовых и материальных ресурсов, которую общество вынуждено выделить на продолжение процесса производства в сфере обращения. Поэтому чем меньше затраты на перевозку товаров, тем большая доля средств может участвовать в создании новых потребительных стоимостей, что приведет к снижению цены продукции.
Все затраты в сфере товарного обращения подразделяются на дополнительные (гетерогенные), связанные с продолжением процесса производства, и чистые, обусловленные сменой форм стоимости. К дополнительным относятся затраты, вызванные нерациональными перевозками товаров, так как они не являются общественно необходимыми и, следовательно, не прибавляют к продукту никакой стоимости и покрываются за счет прибавочного продукта общества. При производстве продуктов они являются прямыми убытками для общества, тогда как расходы по хранению и содержанию нормативных товарных запасов, а также по перемещению товаров по кратчайшим расстояниям с рациональным использованием различных видов транспорта, обеспечивающих минимальные затраты, являются необходимыми для удовлетворения потребностей общества расходами.
Поэтому одной из основных функций процесса перемещения продуктов производства в районы потребления следует считать определение рациональных путей их движения, обеспечивающих минимальные транспортные затраты, расходы по перегрузочным операциям и хранению в товаропроводящих звеньях сферы обращения, а также связанные с непосредственной реализацией продуктов в местах потребления, обусловленные в основном временем обращения товарных запасов.
Эффективность деятельности в сфере обращения определяется в значительной степени экономией времени на процессах перемещения продукции от поставщиков к потребителям.
Время обращения слагается из времени нахождения товаров в пути и времени пребывания их на складах, базах и в магазинах. Первая часть времени зависит от размещения производства по республике, от схем товародвижения, технической вооруженности участников товаропроводящей цепи и их взаимодействия, скорости передвижения, от устойчивости транспортных связей.
На время нахождения товаров на рынке в ожидании их реализации влияют:
• соответствие предложения спросу потребителей;
• частота завоза;
• размеры партий поступления товаров;
• состояние материально-технической базы в сфере обращения;
• потребительские свойства отдельных групп товаров.
Обществу не безразлично, какая часть общественного продукта отвлекается в сферу обращения и не участвует в создании новых товаров, так как от этого зависят темпы его поступательного движения. Чем быстрее совершается продажа, тем быстрее протекает процесс воспроизводства. Ускорение обращения товаров содействует повышению темпов накопления, так как при этом быстрее реализуется стоимость созданного в производстве прибавочного продукта. Ускорение обращения ведет также к экономии общественного труда в сфере обращения за счет снижения потерь товаров, расходов по хранению, сокращению потребности в помещениях для хранения, что в свою очередь является одним из источников снижения стоимости продукции.
Непрерывность товарного обращения требует, чтобы товарные запасы постоянно имелись во всех каналах сферы обращения. В процессе реализации они расходуются и поэтому должны периодически пополняться за счет нового поступления. Поэтому требуется поступление товаров через определенные промежутки времени. Величина запаса в большей части зависит от скорости, регулярности и надежности поступления товаров. Несоблюдение этих условий ведет к чрезмерному накоплению или недостатку товарных запасов в пунктах потребления.
Следовательно, процесс перемещения товаров в сфере обращения играет активную роль в общественном воспроизводстве. Его совершенствование способствует снижению размеров товарных запасов до оптимальных и таким образом увеличивает средства, направляемые в отрасли производства материальных благ.
Связующим звеном между производством и потреблением является торговля. Она выполняет основную задачу по наиболее полному удовлетворению постоянно растущих личных потребностей населения. Перед торговлей стоят большие задачи по доведению товаров в соответствии с предъявленным спросом во все районы республики. Торговля должна вестись везде и бесперебойно, так как через нее население удовлетворяет основную часть своих потребностей в материальных благах.
От состояния снабжения товарами организаций торговли в значительной мере зависит, сможет ли потребитель купить необходимые для него товары по месту жительства.
Доставляя товары в сферу потребления и реализуя их стоимость, торговля завершает процесс экономического оборота товаров и дает начало новому обороту. Поэтому от деятельности торговых организаций по реализации продукции во многом зависит обеспечение непрерывности расширенного воспроизводства.
Осуществление всех функций торговли возможно только посредством перемещения продуктов труда из сферы производства в сферу потребления. Процесс перемещения товаров в сфере обращения, связанный с доведением их от производственных предприятий до потребителей, называется товародвижением. В него входит не только физическое перемещение реального вещественного потока из мест производства в места потребления, но и процессы хранения, подсортировки товаров как в пути следования, так и на промежуточных базах и складах, в розничной торговой сети в ожидании их реализации. Этот процесс является объективной необходимостью и обусловлен общественным и территориальным разделением труда и разнообразными потребностями людей, проживающих в различных районах страны. Он является целесообразным в том случае, если через удовлетворение нужд потребителя будет обеспечена экономическая выгода каждому его участнику.
В Республике Беларусь сложилась определенная специализация предприятий, производящих товары. Предприятия специализируются на производстве отдельных видов изделий, а потребности населения универсальны и предъявляются одновременно по многим товарам. Размещение производства не совпадает с размещением населения, и объемы произведенной продукции конкретного района в большей части не соответствуют потребностям местного населения. Перемещая товары из одних районов, где они производятся в избытке, в другие, где имеется спрос на них, торговля содействует наиболее полному использованию естественных богатств республики, развитию ее производительных сил, лучшему удовлетворению спроса населения.
Процесс товародвижения входит в функции торговых организаций. Они определяют потоки и направления движения товаров от места производства в места потребления, выбирают виды транспорта для перевозки товаров, размещают склады и базы на пути их движения. От выполнения торговыми организациями этих функций зависят своевременное и бесперебойное удовлетворение потребностей населения, уровень затрат живого и овеществленного труда по перемещению товаров народного потребления в сфере обращения, время оборота товарно-материальных ценностей, а также степень удовлетворения спроса.
Затраты на товародвижение складываются из следующих элементов:
• транспортировка товаров;
• складирование;
• поддержание товарных запасов;
• получение, отгрузка товаров;
• административные расходы;
• обработка заказов.
Обеспечение минимальных трудовых, материальных и финансовых ресурсов и сокращение времени обращения товаров соответствуют требованиям рационального хозяйствования – достижению наилучших результатов при наименьших затратах. Это условие может быть достигнуто за счет использования рациональных схем движения товаров, различных видов транспорта, обеспечивающих эффективность транспортировки товаров, экономического обоснования размещения материально-технической базы на всем пути продвижения товаров от производственных предприятий к потребителям, партий и частоты завоза. Принятие экономически обоснованных решений должно обеспечить оптимизацию совокупных затрат, связанных непосредственно с перемещением и нахождением товаров в сфере обращения и в процессе их реализации.
3.2. Факторы, влияющие на товародвижение
На процесс товародвижения оказывают влияние различные факторы, которые можно объединить в следующие группы: социально-экономические, производственные, транспортные и торговые.
К социально-экономическим факторам относятся: система расселения населения по территории Республики Беларусь; уровень денежных доходов населения; розничный товарооборот на 1 км2 территории. Чем выше плотность населения, тем больше объем денежных доходов региона, выше товарооборот, больше требуется завозить товаров, укрупняются партии завоза.
К производственным факторам относятся: размер промышленных предприятий и их размещение по отношению к пунктам потребления, специализация и сезонность производства отдельных товаров.
Промышленные предприятия, как правило, приближены к источникам сырья, стремятся максимально использовать местные ресурсы, что определяет необходимость перемещения в места потребления произведенной ими продукции. Одной из предпосылок рациональной организации товародвижения являются экономически обоснованные специализация и размещение производства товаров. От этого зависят объемы ввоза-вывоза товаров в отдельные регионы республики.
При разработке схем товародвижения следует учитывать сезонность производства и потребления отдельных товаров. Спрос на фрукты, овощи, картофель, производство которых носит сезонный характер, предъявляется постоянно, что требует их накопления в нужных объемах и обеспечения надлежащих условий хранения. Но есть товары, спрос на которые подвержен значительным сезонным колебаниям (например, валенки). Такие предприятия стремятся обеспечить загрузку своих мощностей круглый год, что оказывает серьезное влияние на процесс товародвижения.
К транспортным факторам относятся: минимальные нормы отгрузки, состояние транспортных путей, связывающих места производства и пункты потребления, наличие транспортных средств, их грузоподъемность, наличие контейнерных площадок. Здесь большое значение имеет правильный выбор видов транспорта, определение потребности подвижного состава, эффективное его использование, возможность широкого применения прогрессивных технологий при перевозках товаров.
К торговым факторам относятся:
• подготовленность оптовых и розничных торговых организаций к использованию современных систем товародвижения;
• объем партий товаров, которые могут принять торговые организации;
• размеры минимальных норм отгрузки;
• физико-химические свойства товаров;
• сложность ассортимента товаров;
• размеры и размещение торговых объектов;
• уровень организационно-хозяйственной и коммерческой работы.
Установление кратчайших путей движения товаров из пунктов производства в районы потребления осуществляется на основе выбора оптимальных схем грузопотоков. При этом в основу должны быть положены такие требования, как выбор партнеров, отбор их количества, выбор транспортных средств и рациональных каналов продвижения, сокращение издержек по доведению товаров до конечного потребителя.
На выбор схем товародвижения влияют размеры торговых организаций, физико-химические свойства и сложность ассортимента. Они определяют объемы поставок, возможность применения транзита, контейнерных перевозок. Размещение торговых организаций и их объектов оказывает влияние на выбор транспортных средств, размеры и частоту партий единовременного завоза. От уровня организационно-хозяйственной и коммерческой работы зависят обоснованность выбранных форм и схем товародвижения, внедрение передовых достижений науки и техники, качество выполнения работ и эффективность управления процессом товародвижения. Каждый из рассмотренных факторов влияет на выбор каналов товародвижения, либо увеличивая, либо сокращая затраты на его организацию.
Критерием выбора наиболее эффективных схем продвижения товаров является сопоставление скорости движения и совокупных затрат на их доведение и реализацию.
В связи с этим основные мероприятия по рационализации процесса товародвижения должны быть направлены на решение двух задач: сокращение времени нахождения товаров в пути и сокращение совокупных издержек, связанных с доведением и продажей товаров.
Для совершенствования процесса товародвижения важное значение имеет рациональное размещение предприятий, производящих товары, изыскание дополнительных ресурсов в местах потребления, вовлечение их в товарооборот.
Важным фактором, влияющим на товародвижение, является количество звеньев, через которые проходит товар. Наиболее оптимальным при необходимости прохождения товара через склад является вариант движения через одно звено.
В системе потребительской кооперации такую функцию в зависимости от конкретных условий могут взять на себя межрайбазы, областные универсальные базы, базы райпо. Товары сложного ассортимента, требующие подсортировки, преобразования производственного ассортимента в торговый, в одном из этих звеньев проходят все необходимые операции.
По товарам простого ассортимента, не требующим подсортировки, скоропортящимся, производство которых налажено в местах потребления, необходимо применять транзитную форму товародвижения. Кроме того, транзитную форму товародвижения следует применять широко по крупногабаритным товарам, мебели при прямых связях потребительской кооперации с промышленностью.
Важным фактором реализации товародвижения является широкое внедрение централизованной доставки товаров в магазины на завершающем этапе процесса товародвижения. Централизованная доставка осуществляется силами и средствами поставщика, освобождая от этой функции розничные торговые организации.
Основой совершенствования процесса товародвижения служит широкое повсеместное внедрение пакетно-контейнерной системы доставки и продажи товара в таре-оборудовании. Она определяет необходимость коренного изменения процесса товародвижения, его индустриализацию, рациональное использование транспорта, обеспечивает сведение к минимуму операций с товаром на всем пути его движения.
В условиях перехода к рыночной экономике, когда увеличивается объем свободно реализуемой продукции, усложняются процессы выбора партнеров, путей продвижения товаров, необходимо значительно больше внимания уделять процессу продвижения товара на рынок.
3.3. Единая технологическая цепь товародвижения
Технологический процесс товародвижения представляет собой материально-вещественный поток товаров от производства до потребителя, включающий товарную, грузовую и специальную обработки.
Количество операций с товаром зависит от его особенностей, специфики подготовки к продаже, выбранных схем товародвижения. Товародвижение базируется на следующих основных принципах:
• оптимальная звенность товародвижения;
• выбор кратчайших путей;
• унификация технологических решений на всем пути движения товара;
• эффективное использование транспортных средств, торгово-технологического оборудования;
• минимизация количества операций с товаром;
• рациональное распределение функций между участниками процесса товародвижения.
Комплексный технологический процесс товародвижения включает несколько последовательных этапов:
• движение товаров от прифабричных складов на склады оптовой торговли;
• внутрискладские операции с товаром;
• товароснабжение розничной торговой сети;
• внутримагазинные операции с товаром и операции по его доведению до покупателя.
Эти этапы взаимно обусловлены и представляют единую непрерывную технологическую цепь в системе товародвижения. Схема комплексного процесса продвижения товара от производства до потребителя представлена на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Комплексный технологический процесс движения товара от производителя до потребителя
Необходимость обеспечения непрерывности процесса товародвижения выдвигает обязательное требование унификации всей цепи товародвижения. Для этого необходимо технологически увязать между собой все операции и звенья, принимающие участие в товародвижении, с таким расчетом, чтобы вся цепь работала эффективно, движение товарного потока осуществлялось непрерывно, с максимальной скоростью и минимальными издержками. При движении скоропортящихся товаров такая цепь должна включать комплекс холодильных средств, обеспечивающих поддержание оптимального режима хранения и транспортирования.
Основными предпосылками создания единой непрерывной технологической цепи товародвижения являются:
• централизация фасовки, упаковки, маркировки и рекламного оформления товара;
• унификация торгово-технологического оборудования, тары, транспортных средств;
• пакетирование и контейнеризация;
• применение высокоэффективных машин, оборудования;
• унификация схем погрузочно-разгрузочных работ на различных видах транспорта, оптовых и розничных предприятиях.
Для повышения эффективности процесса товародвижения требуется внедрение индустриальной системы переработки груза на всем пути его продвижения от производства до конечного потребителя. Основными направлениями внедрения этой системы являются пакетирование и контейнеризация грузов. К использованию пакетно-контейнерной переработки груза должны быть подготовлены все участники процесса товародвижения: промышленные, оптовые и розничные предприятия, а также транспорт – и потребуется использовать унифицированное торгово-технологическое оборудование и тару, системы машин, механизмов, выполняющих работы, увязанные в едином технологическом процессе.
3.4. Характеристика участников технологической цепи товародвижения
Товародвижение осуществляется по определенным каналам. Канал продвижения представляет собой организационную сеть, инфраструктуру всех участников, которые в определенном сочетании выполняют все виды деятельности и функции, необходимые для того, чтобы доставить товар от производителя до потребителя. В продвижении товаров на рынок могут принимать участие изготовители, разного рода посредники, розничная торговая сеть, транспортные предприятия.
Для продвижения товаров выполняются следующие взаимоувязанные и дополняющие друг друга технологические и коммерческие функции:
• налаживаются и совершенствуются взаимоотношения всех участников процесса товародвижения, согласовываются их интересы;
• максимально подготавливаются товары в соответствии с требованиями потребителей;
• осуществляется комплексный подход к технологическим процессам товародвижения (погрузочно-разгрузочным работам, складированию и транспортировке товаров и т. д.);
• выполняются работы по преобразованию производственного ассортимента в торговый и созданию широкого ассортимента товаров;
• накапливаются и хранятся товарные запасы;
• перераспределяются товарные ресурсы по регионам республики в соответствии со спросом, т. е. товары направляются на соответствующие потребительские рынки;
• осуществляется оптовая и розничная продажа;
• организуются работы по ускорению продвижения товаров и стимулированию сбыта;
• проводится рекламно-информационная работа;
• оказываются услуги;
• осуществляются сбор и изучение всей информации, необходимой для принятия правильных решений по организации товародвижения и влияния на производство товаров;
• оптимизируются издержки, связанные с обеспечением товародвижения;
• принимается на себя риск за функционирование канала продвижения товаров.
Выбор канала продвижения – достаточно сложная и ответственная задача, так как он оказывает влияние на расходы и прибыль его участников.
Есть товары, для которых целесообразно использовать постоянные, апробированные каналы продвижения. Например, для продажи товаров почтой (посылочная торговля) характерны свой ассортимент и свои клиенты. В таком случае следует придерживаться сложившейся структуры каналов продвижения.
Для большинства же товаров выбор рациональных каналов продвижения на рынок представляет сложную проблему. Существует такая закономерность: чем больше посредников участвует в процессе товародвижения, тем дороже этот процесс и тем ниже степень контроля за ним.
В связи с этим первостепенной задачей при организации процесса товародвижения является правильный выбор пути движения, количества участников и распределения функций между ними. Роль участвующих в этом процессе звеньев различна, так как задачи, которые возлагаются на определенное звено, могут выполняться либо одним из возможных участников, либо несколькими.
Рассмотрим роль и задачи потенциальных участников процесса товародвижения.
По мере формирования рыночных отношений товары на рынок будут поступать от множества различных предприятий-изготовителей. Появление большого количества производителей товаров способствует формированию конкурентной среды, заставляющей предприятия искать пути повышения эффективности работы. В новых условиях коренным образом меняется отношение изготовителя товара к организации сбыта его продукции, повышается его заинтересованность в оптимизации процесса товародвижения. Коммерческий успех предприятия-изготовителя во многом определяется тем, насколько удачно выбраны каналы продвижения произведенных им товаров. Свободный выход на рынок и выбор каналов продвижения товара возможен только при переходе к свободной оптовой торговле без ограничений экономической самостоятельности субъектов хозяйствования. Предпосылкой для такой торговли является создание в республике необходимых условий для рыночных отношений. Только в этом случае предприятия-изготовители вынуждены будут самостоятельно искать партнеров, выбирать формы и каналы сбыта своей продукции. У предприятий повышается заинтересованность в том, чтобы увеличивать объемы сбыта и получать максимальные доходы.
Эту задачу сможет наилучшим образом решить то предприятие, которое удовлетворит запросы потребителя с наименьшими затратами, значительная часть которых приходится на процесс товародвижения.
При организации продвижения товара на рынок предприятие-изготовитель должно:
• выбрать орган сбыта, который лучше всего обеспечит реализацию продукции с минимальными издержками;
• определить количество посредников;
• отобрать партнеров-посредников.
При выборе органа сбыта необходимо учитывать такие факторы, как число потенциальных покупателей, их месторасположение, объем сбыта, размеры и частоту поставок партий. На выбор органа сбыта оказывает влияние также характеристика товара. Например, реализацию технически сложных, дорогостоящих товаров целесообразно организовать через собственную фирменную розничную сеть, с тем чтобы установить контроль за продвижением товаров к потребителю. Это позволит увеличить прибыль от реализации продукции. Реализация товаров сезонного производства (фрукты, овощи) связана с необходимостью создания значительных товарных запасов, обеспечивающих торговлю ими в течение длительного времени. В этом случае производителю целесообразно передать функции по реализации этой продукции посреднику. Посредник нужен, когда требуются накопление, хранение, подсортировка.
Влияние на выбор типа органа сбыта оказывают также емкость рынка и сложившаяся система каналов сбыта.
В зависимости от степени влияния рассмотренных выше факторов могут быть выбраны следующие варианты организации сбыта:
• предприятие полностью берет на себя функции по сбыту своей продукции через своих торговых агентов, дилеров, сеть собственных фирменных магазинов, посылками и т. д.;
• предприятие через свой отдел сбыта, коммерческий или маркетинговый отдел устанавливает прямые связи с розничными торговыми организациями;
• предприятие для продвижения своих товаров прибегает к услугам посредников (оптовые базы, брокеры и др.). Из всех перечисленных вариантов наиболее распространенным является использование в качестве посредника различных оптовых организаций.
При определении количества посредников следует учитывать территориальное расположение изготовителя и потребителя, сложность ассортимента, уровень специализации предприятия, объемы накопления, степень подготовленности товара к продаже, необходимость преобразования производственного ассортимента в торговый, сроки реализации товара и др. Главная задача – свести к минимуму количество посредников.
Решая вопрос об отборе конкретного сбытового партнера, необходимо учитывать заинтересованность посредника в торговле данным товаром, его надежность, складские мощности, устойчивые связи с потребителями, зону деятельности.
Таким образом, по мере формирования рыночных отношений роль предприятия-изготовителя в сбыте своей продукции должна систематически повышаться.
Однако в большинстве случаев предприятия-изготовители для организации сбыта своей продукции вынуждены прибегать к услугам посредников. В качестве посредников между производителем и розничной торговой сетью в условиях равноправия различных форм собственности могут выступать как юридические, так и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица:
• оптовые торговые организации, торгово-закупочные кооперативы, ассоциации, которые, покупая товар, получают право собственности на него для последующей перепродажи;
• торговые агенты, брокеры, выполняющие различные оптовые функции, но не берущие на себя право собственности на товар.
Как показала практика, наиболее квалифицированно роль посредника выполняют оптовые организации, которые будут рассмотрены в главе 4.
В качестве посредников между изготовителем и потребителем могут выступать брокеры и торговые агенты. Деятельность брокеров и агентов отличается от функций оптовых баз по двум показателям:
• они не берут на себя право собственности на товар;
• выполняют ограниченное число функций.
Главная их функция – содействие купле-продаже. Они обычно специализируют свою деятельность либо по товарному ассортименту, либо по типу обслуживаемых ими клиентов. За свои услуги они получают комиссионное вознаграждение.
Брокеры. Основная их функция – найти покупателя и продавца, свести их, помочь им договориться об условиях купли-продажи, поставки. Брокер не имеет товарных запасов, не принимает участия в финансировании сделок, не берет на себя никакого риска. Брокер может быть привлечен к работе либо продавцом, либо покупателем на любой срок.
Торговые агенты. Они, как правило, привлекаются на более долговременной основе, зачастую находятся в штате предприятия. Существует несколько видов агентов. Агенты производителей – наиболее распространенный. Такие агенты могут представлять одного или нескольких изготовителей дополняющих друг друга товаров. Агенты могут объединяться в мелкие коммерческие предприятия (несколько человек). Их задача – на основе широкого контакта с покупателями обеспечить продажу товаров. Они могут быть наняты мелкими предприятиями, которые не в состоянии содержать свой штат, а могут быть в штате.
Полномочные агенты по сбыту. На договорной основе с производителем выполняют функции по сбыту всей выпускаемой производителем продукции.
Агенты по закупкам. На основе долговременных соглашений с покупателями продукции закупают для них эту продукцию, проверяют качество, накапливают, хранят, доставляют ее в нужное место.
Агенты-комиссионеры. Закупают продукцию, вступают во владение этой продукцией и далее самостоятельно заключают сделки на ее продажу.
В процессе товародвижения розничная торговля выполняет ряд функций и является конечным звеном, где происходит смена формы стоимости и общественное признание затрат на производство и доведение товаров до потребителя.
Розничная торговля выполняет следующие функции:
• формирует торговый ассортимент, собирая товары от большого количества поставщиков;
• обеспечивает рекламу товаров;
• осуществляет необходимые операции с товаром;
• продает товары конечным потребителям;
• оказывает необходимые услуги;
• участвует в продвижении товара на рынок и транспорт. Розничная торговля может осуществляться через магазины различных типов, мелкорозничную сеть, передвижную, посылочную торговлю.
Правильный выбор видов транспорта обеспечивает снижение издержек по доставке товаров от производителя до потребителя, соблюдение сроков доставки, частоты и размеров партий завоза, сохранность товаров и их потребительских свойств.
3.5. Звенность и формы товародвижения
Важное значение имеет определение оптимального количества звеньев товародвижения. Этот вопрос решается в процессе выбора формы и звенности товародвижения.
Различают торгово-организационную и складскую (технологическую) звенность. Торгово-организационная звенность показывает, какое количество торговых организаций участвует в актах купли-продажи. Она измеряется коэффициентом торгово-организационной звенности, который исчисляется как отношение валового оборота (складского, транзитного, розничного) к розничному, и показывает, сколько раз товар продавался в сфере обращения. Складская звенность свидетельствует о том, через сколько складов прошел товар на пути его движения от производства до потребителя. Коэффициент складской звенности рассчитывается как отношение складского оборота к розничному.
Показатели звенности имеют большое народнохозяйственное значение для Республики Беларусь, так как прохождение каждого складского звена приводит к удорожанию процесса товародвижения за счет увеличения погрузочно-разгрузочных операций, естественной убыли товаров, расходов, связанных с содержанием складских помещений и обслуживающего персонала, с замедлением оборачиваемости товаров. Поэтому задача снижения количества складских звеньев в процессе товародвижения сводится одновременно к решению задач по снижению издержек обращения, ускорению товарооборачиваемости, повышению качества обслуживания населения.
Торгово-организационная и складская звенности связаны между собой, однако часто не совпадают.
Товар, закупленный оптовой базой у промышленного предприятия и в свою очередь проданный розничному торговому предприятию, может поступать непосредственно от изготовителя в магазин, минуя складские звенья. Такая форма товародвижения называется транзитной. Оптовый оборот совершен оптовой базой в данном случае дважды: первый раз между предприятием-изготовителем и оптовой базой и второй раз – между оптовой базой и розничной торговой организацией. Оптовая база как звено оптовой торговли здесь выступает в качестве посредника, но ее склады не служат товаропроводящим звеном.
Преимущества транзитной формы движения заключаются в том, что товар поступает в розничную сеть без лишних перевалок, обеспечивается снижение транспортных расходов, сокращаются потери товаров, ускоряется оборачиваемость. Применение транзитной формы товародвижения целесообразно по товарам простого ассортимента, не требующим подсортировки, скоропортящимся, производимым на местных промышленных предприятиях.
Однако значительная часть товаров сложного ассортимента не может быть поставлена транзитом в розничную торговую сеть, так как требуется их подсортировка, преобразование производственного ассортимента в торговый. В этих случаях применяется складская форма товародвижения.
Из вышеизложенного вытекает вывод, что выбор наиболее рациональной формы товародвижения диктуется конкретными обстоятельствами. Эффективность применения транзитной или складской форм товародвижения достигается лишь в том случае, если при минимальных затратах по доведению товара до потребителя покупателям предоставляется широкий выбор товаров при ускорении общей товарооборачиваемости.
Особо тщательное обоснование формы товародвижения необходимо для системы потребительской кооперации, имеющей измельченную и рассредоточенную розничную торговую сеть. Необоснованное использование транзитных поставок может привести к отрицательным последствиям торговой деятельности, к накоплению излишних товарных запасов, замедлению товарооборачиваемости, дополнительным расходам по хранению и реализации крупных партий товара.
В таких случаях возникает необходимость пропустить товар через складское звено с целью подсортировки, формирования партий товара в соответствии со спросом, завоза их по графику в количестве, необходимом для реализации в розничной сети.
Основными складскими звеньями на пути движения товаров от промышленного предприятия до магазина могут выступать склады:
• готовой продукции промышленных предприятий или склады выходных баз;
• оптовых баз государственной торговли;
• оптовых баз потребительской кооперации;
• склады других посредников.
В зависимости от количества промежуточных звеньев различают однозвенную и многозвенную формы движения товара.
Число складских звеньев между предприятиями-изготовителями и розничной торговой сетью должно быть минимальным. Следует максимально сокращать звенность продвижения товара. Если требуется подсортировка, накопление товара, наиболее приемлемым является движение товара через одно складское звено.
В исключительных случаях по товарам, производство которых размещено неравномерно и привязано к сырьевым источникам, а сами товары сложны по ассортименту, возникает потребность разместить одно оптовое звено в районе сосредоточения производства, другое – в районе потребления.
Многозвенный путь движения товаров влечет дополнительные расходы, связанные с выполнением технологических операций в каждом звене. Это приводит к увеличению затрат по доведению товаров от производства до потребителя, усложняется технологический процесс товародвижения, замедляется скорость обращения товара, отсутствует прямой контакт с производителями товара.
Количество звеньев, необходимых для доведения товара от производства до потребителя, в каждом конкретном случае должно быть экономически обоснованным.
Выбор каналов товародвижения торговыми организациями осуществляется с учетом возможностей поставщиков и качества выполняемых ими функций, свойств товара, требований рынка, собственных возможностей, экономической целесообразности.
В качестве критериев выбора каналов товародвижения целесообразно использовать: широту ассортимента товара, его характеристики, имидж, обновляемость; условия поставки, размер партий и частоту завоза; минимальную звенность, кратчайшие пути товародвижения, высокую скорость доведения товара до потребителя; финансовый потенциал поставщика; качество предоставляемых им услуг и выполнения функций; минимум операций с товаром, минимизацию затрат.
3.6. Рационализация процесса товародвижения
Концепция товародвижения предполагает формирование оптимальной системы продвижения товара от изготовителя до конечного потребителя. Она должна обеспечить комплексный подход и единство логистической системы.
Учитывая, что реальные условия, в которых приходится организовывать товародвижение, динамичны, требуется систематически корректировать принятые решения, совершенствуя действующую систему. Этот процесс называется рационализацией.
Под рационализацией товародвижения понимается создание такой системы перемещения товаров, при которой обеспечивается своевременное и бесперебойное доведение до розничной сети товаров в соответствии с предъявленным спросом потребителей и с наименьшими затратами труда, материальных, финансовых ресурсов и времени.
Основными принципами рациональной организации товародвижения являются:
• оптимальная звенность;
• унификация технологических схем и структур;
• оптимизация торгово-технологических операций, их поточность;
• кратчайшие пути движения;
• эффективное использование транспортных средств, тары, технологического оборудования.
Особое внимание к товародвижению определено значительными затратами на продвижение товара на каждом этапе. Поэтому возникает необходимость серьезного обоснования выбираемых каналов продвижения, обеспечивающих сокращение совокупных затрат на транспортирование товаров и содержание товарных запасов.
Уровень и размеры затрат по перемещению продукции от производственных предприятий до потребителей определяются конкретной реальной ситуацией.
Возможен вариант, когда между производителем и потребителем появляется множество посредников, которые не участвуют в производстве, но хотят получить прибыль за счет посредничества. Если они вклиниваются в этот процесс, то значительная часть общественного продукта пойдет на покрытие затрат посредников.
При появлении посредников продвижение товаров от производителей к потребителям сопровождается многочисленной перепродажей их с многократными операциями по погрузке, выгрузке, хранению. В результате путь товаров усложняется, удлиняется, увеличиваются затраты на продвижение товара, зачастую имеют место нерациональные, излишне дальние, встречные перевозки.
При нерациональном товародвижении и ненужных посредниках теряется не только время (замедляется процесс товародвижения), но и увеличиваются затраты, имеют место потери товаров и качества.
Необходимо исключить необоснованных посредников, во главу угла поставить цель производить то, что требует рынок, и доставлять в нужное место произведенные товары по оптимальным путям с минимальными затратами.
Рационализация товародвижения во многом зависит от правильного выбора путей перемещения товаров в процессе доведения их до покупателя и определения количества складских звеньев, через которые проходит товар в пути следования.
Оценивая состояние складского хозяйства страны, следует отметить, что данное хозяйство необходимо развивать и совершенствовать с учетом международных требований, если ставить цель использовать его для получения валютных поступлений при транзите грузов через территорию Республики Беларусь. Пока эта возможность не реализуется в полную меру.
Имеет место дефицит складских площадей в Республике Беларусь, особенно если учесть, что страна является транзитной при международных перевозках. Следует отметить, что складов не просто мало, но и большинство из них не отвечает общепринятым европейским стандартам: отсутствуют удобные подъездные пути, сложно поддерживать температурные режимы, другие условия хранения, высокая цена аренды квадратного метра складской площади. Складские помещения делятся на четыре класса: А, В, С, D.
Склады класса А – складские одноэтажные здания, построенные по современным технологиям с использованием высококачественных материалов. Высота потолков до 10 м позволяет производить установку многоуровневого стеллажного оборудования. Пол ровный с антипылевым покрытием, имеется система пожарной сигнализации и автоматическая система пожаротушения. Склады этого класса оснащаются оборудованием, регулирующим температурный режим, тепловыми завесами на автоматических воротах докового типа с гидравлическим пандусом, регулируемым по высоте, центральным отоплением, принудительной вентиляцией, системой охранной сигнализации и видеонаблюдения. На территории склада размещаются офисные помещения, оснащенные оптико-волоконными телефонными линиями. Эти склады имеют территории, достаточные для отстоя и маневрирования большегрузных автопоездов и располагаются на основных магистралях, обеспечивающих удобный подъезд.
Склад класса В – капитальное здание одно- или многоэтажное, оснащенное необходимыми коммуникациями и оборудованием. Высота потолков – от 4,5 до 8 м. Склады этого класса имеют асфальтовое или бетонное покрытие, пожарную сигнализацию и гидрантную систему пожаротушения, пандус для разгрузки автотранспорта, офисные помещения при складе, телефонные линии. Располагаются на охраняемой территории.
Склады класса С – капитальные производственные помещения или утепленные ангары. Высота потолков – от 3,5 до 8 м, пол асфальтовый или бетонный.
Склад класса D – подвальные помещения, неотапливаемые помещения или ангары.
На территории Республики Беларусь пока действует более 7 тысяч специальных складских помещений, около тысячи временных, 29 хранилищ для картофеля, овощей и фруктов, 139 складов-холодильников, 59 магазинов-складов. Основная часть складов относится к категориям С и D. Склады категории А только начали появляться в Беларуси. Так, компания “БТЛ Логистик” имеет такой склад и начала строительство нового складского терминала площадью 30 тыс. м2 на территории свободной экономической зоны “Минск”.
Необходимо создавать реальные предпосылки для рациональной организации товародвижения.
Основой являются маркетинговые исследования, которые должны обеспечить условия определения количества каждого отдельного товара для конкретных регионов, создание условий для работы без посредников, за исключением случаев, которые диктуются природой путей сообщения, объективной необходимостью, связанной с особенностями товара или спроса на него. Производство должно выпускать то, что требуется рынку, тогда не будет трудностей с реализацией и затраты на продвижение будут оптимальными.
Создаются условия для рационализации перевозочного процесса. Все виды транспорта являются составными частями единой транспортной системы, возникает возможность более эффективного использования каждого вида транспорта в определенных условиях перевозок. Рационализация перевозочного процесса позволяет с меньшими затратами материальных, трудовых и финансовых ресурсов осуществлять перемещения продукта из сферы производства в сферу потребления.
В связи с этим важно на каждом этапе сделать правильный выбор вида транспорта и средств подвижного состава. От этого во многом зависят транспортные издержки на доставку товаров к месту потребления.
Сокращению затрат на осуществление товарного обращения способствует рациональное размещение промышленности на территории Республики Беларусь.
В процессе ее территориального размещения ставятся задачи, с одной стороны, приблизить производственные предприятия к источникам сырья, с другой – к местам потребления выпускаемой продукции. Это позволит сократить затраты на перевозку единицы продукции, а также приведет к сокращению времени обращения и ускорению процесса производства, что будет способствовать повышению эффективности общественного труда.
Приближение производства к районам потребления – важнейшее требование при размещении производительных сил. Это требование прежде всего относится к производству скоропортящихся товаров, не выдерживающих длительной транспортировки и связанных с ней перегрузок (хлеб и хлебобулочные изделия, молочная продукция, мясные и колбасные изделия и т. д.). Производство этих групп товаров должно быть максимально приближено к районам потребления, так как их потребительная стоимость сохраняется в течение сравнительно небольшого времени обращения. Поэтому существует такая закономерность: чем быстрее портится товар, тем скорее он должен быть потреблен, т. е. продан после его производства, а следовательно, тем на меньшее расстояние от места своего производства он может быть удален и тем более местный характер носит рынок его сбыта. Доведение затрат на продвижение готовой продукции от поставщиков к потребителям до общественно необходимых имеет социальную направленность. Затраты, израсходованные сверх этих норм, покрываются за счет прибавочного продукта, уменьшая его, что увеличивает непроизводительные затраты общества.
В связи с этим принимаемые Правительством Республики Беларусь решения направлены на оптимизацию всех видов затрат по распределению продукта. Совершенствование товародвижения является важным резервом, обеспечивающим решение этой проблемы. Сформирована система мер по рационализации товаропроводящей сети в Республике Беларусь:
• упразднение излишних звеньев;
• сокращение пути движения товаров от производителя до потребителя;
• удешевление стоимости перевозок и сокращение издержек обращения;
• ликвидация излишне дальних, встречных, повторных и других нерациональных перевозок;
• приближение предприятий-изготовителей к источникам сырья и районам потребления;
• рациональное взаимодействие различных видов транспорта, эффективное их использование;
• оптимизация схем товародвижения;
• применение прогрессивных технологий в процессе товародвижения;
• сокращение сроков доставки;
• совершенствование хозяйственных связей;
• организация бесперебойного товароснабжения магазинов оптимальными партиями товара.
Актуальность рационализации процесса товародвижения заключается в том, что с увеличением объемов производства растет грузооборот и повышаются народнохозяйственные издержки на транспортировку продукции. Наличие нерациональных перевозок, необоснованно усложняющихся путей товародвижения приводит к прямым потерям общества, а с увеличением грузооборота они пропорционально растут.
Неослабное внимание к вопросам совершенствования товародвижения обусловлено динамичностью этого процесса, который изменяется в зависимости от развития производительных сил общества и происходящих социально-экономических преобразований. Меняющиеся условия (изменение границ экономического пространства, таможенных условий, тарифов и т. д.) ставят новые задачи по совершенствованию товародвижения.
Совершенствованию товародвижения будет способствовать практическое использование такой науки, как логистика, которая управляет движением материальных потоков, обеспечивает интеграцию работы и увязку интересов всех участников системы продвижения товара до потребителя, что определяет комплексный подход к решению проблемы.
Реализация логистической концепции обеспечит сокращение временных и финансовых затрат на товародвижение.
Учитывая высокие затраты, связанные с товародвижением, возникает необходимость их оптимизации через реализацию логистического реционализма. Логистические затраты в Беларуси превышают 4,5 млрд дол. в год. Удельный вес логистических затрат в стоимости товарной продукции страны составляет 9,5 % (в странах с высокой степенью развития логистики около 5 %). Как видно, резервы для снижения затрат весьма существенны. Для этого потребуются подготовленные специалисты по логистике. Логистика – это наука об управлении информационными и материальными потоками на всем пути движения товара от изготовителя до конечного потребителя. Программа развития логистической системы до 2015 г. объединяет интересы Министерства транспорта, Министерства торговли, гособъединения “Белресурсы”, Белкоопсоюза, РУП “Белтаможсервис” и других заинтересованных министерств и ведомств. В этом документе ставка делается на крупные государственные предприятия в сфере логистики. Предусмотрено строительство логистических центров совместно с иностранными инвесторами, вкладывающими не только свои средства, но и новые технологии, опыт, совершенствование законодательной базы, разработка стандарта логистических центров, подготовка кадров высокой квалификации, соответствующей международной классификации логистических операторов уровня 3PL, 4PL. В мире принята следующая классификация логистических операторов (посредников, провайдеров):
1PL – автономная логистика, все операции выполняет сам грузовладелец;
2PL – предполагает, что компания оказывает традиционные услуги по транспортировке и управлению складскими операциями;
3PL – логистика для третьей стороны (логистический аутсорсинг), подразумевающая передачу части или всех функций в области логистических услуг, которые выходят за пределы простой транспортировки грузов третьей стороне, являющейся провайдером логистических услуг, или 3PL-оператором. В функции 3PL-оператора входят: организация и управление перевозками грузов, учет и управление запасами, информационное сопровождение о движении товара в цепи поставок, организация складирования груза;
4PL – логистика четвертой стороны. Она означает интеграцию всех компаний, вовлеченных в цепочку поставок. 4PL-провайдер (оператор) решает задачи, связанные с управлением всеми логистическими процессами компанииклиента с учетом долгосрочных стратегических целей;
5PL – логистика пятой стороны. Ее отличие состоит в использовании сети Интернет как единой виртуальной платформы для решения логистических задач.
За рубежом планируется построить 15 торгово-логистических центров (Москве, Московской области, в Санкт-Петербурге, в Краснодарском крае, Калининграде, Нижегородской, Свердловской, Челябинской областях, Астане и др.). Ведутся переговоры о создании таких центров со странами ЕС.
Приоритетами в развитии современной логистики признаны мобильность, использование электронных и Интернет-технологий. Более 30 лет в международном масштабе развивается система идентификации товаров с использованием считываемых штриховых кодов, с помощью которых производители, экспортеры, импортеры, оптовые и розничные торговцы могут говорить на едином языке, используя однозначную цифровую идентификацию любых объектов: товаров, услуг, единиц транспортирования и хранения и др. 108 стран, в том числе Республика Беларусь, используют систему GS1.
Возрастание требований к надежности перевозочного процесса, срокам доставки, сохранности грузов при транспортировке товаров требует использования более совершенных, комплексных методов управления этим процессом в целом, а не отдельными его этапами. При этом может быть достигнут баланс интересов всех участников, что повысит их экономическую заинтересованность и обеспечит технологическое единство всей цепи товародвижения.
Транспортные расходы занимают достаточно большой удельный вес в издержках обращения. Поэтому даже небольшое их снижение за счет совершенствования товародвижения приведет к экономии средств в сфере обращения.
Значение совершенствования товародвижения заключается также в том, что оно оказывает непосредственное влияние на время обращения, от которого зависят темпы увеличения общественного производства и прирост национального богатства.
Сокращение времени обращения в результате выбора рациональных путей товародвижения имеет большое народнохозяйственное значение. Особую актуальность проблема совершенствования товародвижения приобретает в системе потребительской кооперации, осуществляющей торговую деятельность в сельской местности. Торговая сеть потребительской кооперации рассредоточена, и значительная ее часть находится в глубинке, в районах со сложными транспортными условиями. В связи с этим требуется частый завоз мелкими подсортированными партиями. Повышается звенность товародвижения за счет внутрисистемного опта, и расходы на доставку товаров растут. Белкоопсоюз уделяет внимание разработке рациональных путей товародвижения и схем завоза товаров в магазины. При этом на первый план выдвигается важнейшая социальная задача – необходимость обслуживания сельского населения Республики Беларусь, зачастую в ущерб экономическим интересам потребительской кооперации. Экономически обоснованные подходы к процессу товародвижения являются важной предпосылкой минимизации расходов по доведению товаров до потребителей.
1. Дайте определение понятия «товародвижение».
2. Чем определяется необходимость товародвижения?
3. Какую роль выполняет торговля в процессе товародвижения?
4. Какие операции включает технологический процесс товародвижения?
5. Что означает понятие «единая технологическая цепь товародвижения»?
6. Какие предпосылки необходимы для создания единой технологической цепи товародвижения?
7. На каких принципах базируется формирование эффективного процесса товародвижения?
8. Назовите возможных участников процесса товародвижения.
9. Какие функции выполняют различные участники процесса товародвижения?
10. Какие возможны каналы продвижения товаров на рынок?
11. Дайте определение понятия «звенность товародвижения». Какими показателями она оценивается?
12. Дайте характеристику форм товародвижения, обоснуйте целесообразность применения каждой из них.
13. Какие факторы следует учитывать при выборе каналов товародвижения?
14. Перечислите главные направления рационализации и повышения эффективности процесса товародвижения.