Вы здесь

Организация и технология торговли. 2. Организационная структура торговли ( Коллектив авторов, 2009)

2. Организационная структура торговли

2.1. Основы организации торговли

Торговля является одной из важнейших сфер деятельности, в которой пересекаются интересы многих отраслей, предприятий, организаций и населения.

Процессы хозяйственной деятельности, основанные на разделении и кооперации труда, в любой отрасли народного хозяйства, в том числе и в торговле, нуждаются в определенной организации.

Сущность организации состоит в упорядочении взаимодействий различных сторон и аспектов материальной деятельности людей, направленных на достижение определенных целей. В современных условиях требования к организации торговли возрастают в связи с расширением ассортимента, усложнением хозяйственных связей с другими отраслями народного хозяйства, широким внедрением в торговлю достижений научно-технического прогресса, расширением географии производства, развитием и совершенствованием материально-технической базы торговли.

Главная цель развития торговой отрасли состоит в совершенствовании ее деятельности, обеспечении стабильного платежеспособного спроса различных категорий населения высококачественными товарами, расширении их ассортимента преимущественно за счет товаров отечественного производства при высоком уровне обслуживания. Для достижения этой цели требуется решение следующих задач:

• обеспечение приоритетного продвижения на внутренний рынок товаров отечественного производства, совершенствование мер тарифного и нетарифного регулирования в сфере оборота потребительских товаров;

• совершенствование организационных структур управления торговлей, а также организационно-правовых форм субъектов торговли;

• создание соответствующей инфраструктуры торговли;

• проведение работы по концентрации розничной торговой сети на основе создания торговых объектов в формате гипер- и супермаркетов;

• создание отечественных торговый сетей, в том числе на основе организаций государственной формы собственности либо с долей государства в их уставном фонде;

• развитие систем дисконтных продаж, внемагазинных форм торговли (электронная торговля, торговля по образцам и другие подобные формы);

• обеспечение защиты прав потребителей;

• создание отраслевой информационной системы, основанной на современных компьютерных технологиях;

• осуществление комплекса мер по улучшению финансового состояния и обеспечению эффективной деятельности субъектов торговли;

• совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы торговой деятельности.

2.2. Признаки организационного построения торговой отрасли

Торговля как отрасль народного хозяйства имеет сложное организационное построение. Оно характеризуется, с одной стороны, многообразием форм управления торговыми предприятиями и организациями, а с другой – различием организационных структур управления торговлей отдельных торговых систем.

В основу организационного построения торговли положены четыре признака: административно-территориальный, товарно-отраслевой, ведомственный, форма организации.

Применение административно-территориального признака при построении отрасли позволяет успешно сочетать хозяйственное управление со стороны органов руководства министерств и ведомств с общим руководством торговлей со стороны исполнительных комитетов органов местного управления. Следовательно, организационно-хозяйственные звенья торговли имеют двойное подчинение. Товарно-отраслевой признак характеризует товарный профиль торговых организаций. По товарной специализации различают следующие виды торговых организаций:

• универсальные, торгующие продовольственными и непродовольственными товарами;

• продовольственные: универсальные, специализированные, неспециализированные;

• непродовольственные: универсальные, специализированные, неспециализированные.

В продовольственной торговле наметилась тенденция к универсализации, а в торговле непродовольственными товарами – создание специализированных торговых объектов.

Особенностью торговли как отрасли народного хозяйства является ее многоведомственность. Она проявляется в том, что торговую деятельность осуществляют различные министерства и ведомства: Министерство торговли, Белорусский республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз), отделы рабочего снабжения (ОРСы) ряда министерств и транспорта, непромышленные министерства и государственные комитеты, промышленные министерства, предприятия которых выпускают товары народного потребления.

По форме организации торговля подразделяется на следующие виды:

• оптовая торговля;

• розничная торговля;

• общественное питание (торгово-производственная деятельность).

Виды торговли показаны на рис. 2.1.

В Республике Беларусь правовую основу осуществления торговой деятельности, а также ее государственного регулирования определяет Закон Республики Беларусь «О торговле» № 231 от 28 июня 2003 г.

В соответствии с указанным Законом под торговлей понимается предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.


Рис. 2.1. Виды торговли


Государственное регулирование торговли

Рис. 2.2. Задачи, принципы и формы государственного регулирования торговли


Субъектами торговли являются торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь.


Рис. 2.3. Меры государственной поддержки торговли


Объектами торговли являются товары, а также работы и услуги, связанные с продажей товаров.

В современных экономических условиях государственное регулирование торговли включает основные задачи, принципы, формы и меры государственного регулирования (рис. 2.2), используются различные меры государственной поддержки торговых организаций (рис. 2.3).

2.3. Лицензирование торговой деятельности

Одной из основных форм государственного регулирования торговли является лицензирование в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Вопросы лицензирования торговой деятельности регулируются ст. 13 Конституции, Гражданским кодексом, Декретом Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 17 июля 2003 г. № 17 и другими нормативными актами.

Лицензирование – комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. На рис. 2.4 представлены лицензируемые виды деятельности в торговле. Схематично порядок получения лицензии представлен на рис. 2.5.


Рис. 2.4. Лицензируемые виды деятельности в торговле


Лицензиат – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо (осуществляющее адвокатскую или частную нотариальную деятельность).


Рис. 2.5. Порядок получения лицензии


Рис. 2.6. Лицензирующие органы по розничной и оптовой торговле


Лицензирующие органы – республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальный банк, местные исполнительные и распорядительные органы, другие уполномоченные государственные органы. Лицензирующие органы по оптовой и розничной торговле представлены на рис. 2.6.

Лицензионные требования и условия – совокупность установленных законодательством требований и условий, предъявляемых к соискателю при выдаче лицензии и к лицензиату при осуществлении им деятельности (рис. 2.7).

Соискателю лицензии дополнительно к документам, перечисленным на рис. 2.5, необходимо предоставить и другие документы, установленные соответствующим законодательством.

Не требуется специальных разрешений при реализации бывших в употреблении товаров; проездных талонов, интернет-карт, пластиковых телефонных карт; билетов на посещение театрально-зрелищных, выставочных и спортивных мероприятий; при продаже сельхозпроизводителями своей продукции (за исключением торговли в торговых объектах); предметов религиозного назначения в культовых зданиях, сооружениях и на относящихся к ним территориях религиозными организациями; образцы товаров, экспонируемых на выставках; произведений живописи, графики, скульптуры и предметов народных промыслов авторами этих произведений (при наличии документов, подтверждающих их профессиональное образование или членство в творческих союзах).


Рис. 2.7. Лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) при осуществлении розничной и оптовой торговли


Лицензирующий орган может аннулировать лицензию при выявлении грубых нарушений лицензиатом. К ним относятся:

• продажа товаров с истекшим сроком годности и (или) хранения, повлекшая создание опасных условий для жизни, нанесения ущерба здоровью, имуществу потребителя;

• осуществление розничной торговли в местах, не установленных местным исполнительным и распорядительным органом;

• отсутствие сопроводительных документов либо не соответствующих действительности документов, подтверждающих приобретение (поступление) товаров, заполненных в установленном порядке;

• несоблюдение ассортиментного перечня товаров;

• торговля алкогольными напитками без акцизных марок и (или) специальных марок, подтверждающих легальность импорта в Республику Беларусь или производства на ее территории таких напитков, если маркировка их акцизными марками и (или) специальными марками предусмотрена законодательными актами;

• торговля табачными изделиями без акцизных марок Республики Беларусь, подтверждающих легальность импорта в Республику Беларусь или производства на ее территории таких изделий, если маркировка их акцизными марками предусмотрена законодательными актами;

• торговля алкогольными напитками без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия качества этих изделий установленным требованиям;

• торговля табачными изделиями без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия качества этих изделий установленным требованиям;

• неоднократная (два и более раз в течение года) розничная торговля товарами без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия требованиям технических нормативных правовых актов;

• осуществление индивидуальными предпринимателями розничной торговли непищевой спиртосодержащей продукцией, расфасованной в потребительскую тару (упаковку) емкостью более 1 литра (массой более 1 килограмма);

• несоблюдение режима работы, установленному торговому объекту, включая торговое место на рынке, а также времени продажи алкогольных напитков;

• и др.

Лицензирующий орган вправе принять решение о приостановлении действия лицензии при выявлении государственным органом просроченной задолженности по расчетам с поставщиками за реализованную лицензиатом мясную и молочную продукцию (свыше одного месяца), за водку, ликероводочные изделия с объемной долей этилового спирта свыше 28 % и табачные изделия (свыше двух месяцев), за продовольственные товары (свыше трех месяцев) при условии, что производство указанных товаров осуществляется на территории Республики Беларусь.

Лицензирующий орган принимает решение о возобновлении действия лицензии на основании заявления или копии документов, подтверждающих осуществление расчетов с поставщиками, в течение 20 дней со дня подачи заявления. При повторном выявлении в течение шести месяцев у лицензиата просроченной задолженности принимается решение об аннулировании лицензии в порядке, установленном законодательством.

2.4. Организационные структуры розничной торговли Республики Беларусь

Розничная торговля – вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Организационно-хозяйственными звеньями розничной торговли являются торговые объекты (магазин, павильон, киоск, палатка, автомагазин и др.), торговые организации и торговые системы.

Торговая система – это совокупность организаций розничной и оптовой торговли, входящих в министерство (ведомство), с учетом формы собственности, специфики продаваемых товаров и контингента обслуживаемого населения. Государственную розничную торговлю осуществляют торговые организации Министерства торговли, исполнительных комитетов органов местного управления; органов рабочего снабжения отдельных отраслей промышленности и транспорта; торговые организации и предприятия непромышленных министерств и ведомств; фирменная сеть промышленных министерств и ведомств.

Основной торговой системой государственной торговли является Министерство торговли Республики Беларусь. Для него характерны значительная концентрация и специализация торговой сети, высокий уровень технического оснащения.

Министерство торговли Республики Беларусь осуществляет руководство государственными торговыми организациями непосредственно республиканского и местного подчинения.

Руководство розничной торговлей на местах осуществляют областные и Минское городское управления потребительского рынка и услуг. В их подчинении находятся торговые организации и организации коммунальной собственности.

Большая роль в организации снабжения и обслуживания рабочих и служащих важнейших отраслей промышленности, транспорта, крупных новостроек отводится системе органов рабочего снабжения (ОРС).

ОРС как торговая организация действует на правах отдела промышленного или транспортного предприятия, объединения, треста. В оперативном отношении он подчиняется руководителю промышленного предприятия, в хозяйственно-финансовом – вышестоящему органу – Управлению рабочего снабжения (УРС).

ОРСы наряду с розничной торговлей могут осуществлять производственную деятельность, обеспечивать общественное питание работников, их бытовое обслуживание и т. п.

На территории республики действуют ДОРОРС Белорусской железной дороги, УРС Министерства транспорта, ОРС «Беларусьнефти», ОРС треста «Белэнергострой» и др. Определенное место в государственной розничной торговле занимают предприятия и организации непромышленных министерств и ведомств, которые наряду с выполнением своих основных функций реализуют населению определенные группы, виды товаров или обслуживают определенный контингент населения. К ним относятся:

• Министерство здравоохранения, организующее продажу лекарств, оптики, предметов санитарии и гигиены на своих предприятиях (аптеки, аптечные магазины и магазины оптики);

• министерства связи, информации и культуры, занимающиеся розничной торговлей печатной и книжной продукцией;

• Министерство жилищно-коммунального хозяйства, имеющее розничную торговую сеть по реализации цветов и ритуальных принадлежностей.

Розничная сеть промышленных предприятий представлена фирменной торговлей, которая получает существенное развитие в современных условиях.

В результате осуществления программы разгосударствления и приватизации в республике были созданы новые виды торговых организаций различных организационно-правовых форм, как правило, основанных на частной форме собственности: арендные предприятия, акционерные общества, малые и совместные предприятия, торговые и торгово-производственные фирмы, ассоциации.

Арендные предприятия образуются путем передачи во временное пользование и за определенную плату имущества государственного торгового предприятия коллективу арендаторов. Они создаются по решению Совета трудового коллектива или коллектива арендаторов и оформляются соответствующим договором аренды. Передача имущества магазина в аренду не влечет за собой передачу права собственности на него, в то время как товары и доходы являются собственностью арендатора. Последний может выкупить за счет своих доходов все имущество, взятое в аренду. Акционерные общества – это достаточно крупные хозяйственные формирования, образующиеся путем выпуска ценных бумаг (акций) на всю величину уставного фонда.

Создание таких обществ в розничной торговле возможно на базе крупных розничных организаций (универмаг, универсам, дом торговли).

Малые предприятия могут создаваться на основе любой формы собственности. Основной критерий статуса малого предприятия – предельная численность работающих для розничных организаций не должна превышать 30 человек.

Основными учредительными документами малого предприятия являются устав и учредительный договор. В уставе определяются вид и профиль предприятия, органы управления и контроля, порядок образования имущества, его выкупа, распределения прибыли, условия реорганизации и прекращения деятельности. Устав утверждается учредителем.

В учредительном договоре определяются все обязательства, права и ответственность сторон (учредителя и малого предприятия).

Совместное предприятие (СП) – это общество (товарищество) с ограниченной ответственностью, одним из учредителей которого является иностранный партнер, либо объединение различных предприятий для совместной деятельности. Одним из крупных СП в торговле является «Торговый дом на Немиге».

Торговые и торгово-производственные фирмы создаются на базе местных торгов, а также они могут быть самостоятельными предприятиями.

Ассоциации розничной торговли представляют добровольное объединение предприятий, организованное для решения ограниченного круга задач. Они не заменяют и не централизуют основные виды деятельности, а лишь способствуют укреплению финансовой устойчивости предприятий, формируются как самостоятельные образования, обладающие статусом юридического лица.

Торговые ассоциации могут создаваться по различным признакам:

• региональному (районные, областные и республиканские);

• товарному (по товарным группам);

• межотраслевому (в оптовой и розничной торговле);

• в зависимости от типа предприятий (ассоциации универмагов, универсамов и т. д.).

Основными задачами ассоциаций являются проведение единой ценовой политики; организация внешнеэкономической деятельности; оказание организационно-методического содействия участникам ассоциации; создание единого банка данных о конъюнктуре рынка; пропаганда и распространение передового опыта; подготовка кадров; реализация единой стратегии в области инвестиций для решения общих задач развития материально-технической базы и т. д.

В республике создана «Ассоциация универмагов и торговых домов», в которую вошли ОАО «Торговый дом “Неман”» (Гродно), ОАО «Универмаг “Центральный”» (Могилев), ОАО «Универмаг “Гомель”», ГП «Брестский центральный универмаг», ОАО «ГУМ» (Минск). Целью создания ассоциации является координация деятельности универмагов и домов торговли, направленная на проведение единой коммерческой политики, эффективную организацию розничной и оптовой торговли, обеспечение защиты интересов и прав участников ассоциации в государственных и иных органах, а также в международных организациях.

2.5. Организационное построение оптовой торговли Республики Беларусь

Оптовая торговля – вид торговли, осуществляемой в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием.

Торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую торговлю, могут иметь товарные склады, организовывать хранение и переработку товаров, формировать их запасы в объеме и ассортименте, необходимых для бесперебойной торговли, оказывать информационные и иные услуги, связанные с торговлей.

В настоящее время в республике насчитывается свыше 10 тысяч организаций, основным видом деятельности которых является оптовая торговля. В оптовом обороте на долю государственной торговли приходится 9 %, частного опта – 62 % и иностранной формы собственности – 29 %.

Оптовую торговлю товарами народного потребления непосредственно организуют и осуществляют оптовые организации ряда министерств и ведомств.

Ведущую роль играют оптовые организации системы Министерства торговли. В непосредственном подчинении министерства находятся государственные унитарные предприятия «Белювелирторг» и «Белимпортторг». Кроме того, созданы торговые организации в форме открытого акционерного общества (ОАО), имеющие долю государственной собственности в уставном фонде. Это ОАО «Торгодежда», «Трикотажторг», «Обувьторг», «Белгалантерея», «Белхозторг», «Белкультторг», «Белбакалея», «Минбакалеяторг». Оптовую торговлю в областях осуществляют, как правило, специализированные организации по торговле продовольственными и непродовольственными товарами с государственной коммунальной собственностью (унитарные, оптово-розничные предприятия, ОАО). Например, в Гомельской области создано Гомельское коммунальное оптово-розничное унитарное предприятие (ГКОРУП) «Облторгсоюз».

Кроме того, в системе Министерства торговли оптовую торговлю как товарами народного потребления, так и продукцией производственного назначения осуществляют оптовые организации концерна «Белресурсы» – РУП «Беларусинторг» и ЗАО «Белагроинторг».

В системе потребительской кооперации оптовую торговлю осуществляют ведомственные оптовые организации.

Оптовую торговлю некоторыми товарами народного потребления, специфическими с точки зрения производства и реализации, осуществляют организации и предприятия отдельных министерств и ведомств: Министерство здравоохранения и концерн «Белбиофарм» (лекарственные препараты, предметы санитарии и гигиены), концерн «Белнефтехим» (резиновые изделия), Министерство сельского хозяйства и продовольствия.

Реальные структурные изменения в оптовой торговле способствовали развитию конкуренции, замене одноканальной системы товародвижения, действующей в условиях плановой экономики, многоканальной.

Вместе с тем в развитии оптовой торговли проявились серьезные негативные тенденции, среди которых следует отметить:

• невысокий уровень концентрации капитала, который предопределил функционирование в основном мелких и средних оптовых структур;

• достаточно высокий уровень нецелевого использования складских площадей, которые сдаются в аренду или вообще не используются;

• нестабильное финансово-экономическое состояние оптовых организаций;

• отсутствие гибкой системы ценообразования, что делает оптовых посредников невыгодными поставщиками для розничных организаций по сравнению с изготовителями;

• сокращение поставок товаров сложного и социально значимого ассортимента, пользующегося повышенным спросом у населения.

• сложившаяся экономическая ситуация в оптовой торговле требовала принятия кардинальных решений, направленных на реформирование и повышение конкурентоспособности отечественного опта.

В соответствии с Программой развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2006–2010 гг. приоритетные преобразования в сфере оптовой торговли будут направлены на:

• сокращение звенности товародвижения, снижение доли посредников, осуществляющих деятельность на оптовом рынке;

• создание современной инфраструктуры оптовой торговли;

• активное внедрение прогрессивных технологий организации продажи товаров и использование современного оборудования в оптовых организациях;

• развитие структур, осуществляющих оптовую торговую деятельность: оптовые рынки, сетевые и территориальные распределительные центры различных типов, магазины, склады и т. д.

Оптовая торговля будет развиваться на основе выделения в ее составе:

• организаций, специализирующихся на оптовой торговле и осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовой организации;

• оптовых структур, не использующих в своей деятельности перехода к ним права собственности на товар;

• организаторов оптового оборота, не работающих с товаром, не оказывающих услуги по организации оборота товаров.

В соответствии с законодательством будет проведена работа по реформированию организаций оптовой торговли с долей государственной собственности в оптовые холдинги, которые будут подразделяться на следующие типы (по товарному и региональному принципу):

универсальные, объединяющие оптовые организации определенного региона (области);

специализированные, в состав которых будут входить организации различных регионов, но одного товарного профиля;

смешанные, объединяющие оптовые организации различных регионов и разного товарного профиля.

2.6. Роль и задачи потребительской кооперации в торговом обслуживании населения Республики Беларусь

Потребительской кооперации принадлежит важная роль в реализации программы возрождения белорусского села, и в первую очередь в системе жизнеобеспечения сельских жителей страны.

В настоящее время подведомственные Белкоопсоюзу организации обслуживают свыше 4,1 млн жителей населения республики, в том числе все сельское население.

Торговое обслуживание населения обеспечивает 10,8 тыс. магазинов, что составляет 31 % от общего количества в республике, из них 7,9 тыс. расположены в сельской местности. В населенных пунктах, в которых отсутствует стационарная сеть, обслуживание осуществляют 433 автомагазина и лавки на дому.

Учитывая особое положение потребительской кооперации на сельском рынке предусматривается ее активное участие в реализации важных государственных социально-экономических программ, таких как Государственная программа возрождения и развития села на 2005–2010 гг. (далее – Программа возрождения) и Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 гг.

Формирование инфраструктуры на селе будет направлено на приоритетное развитие торговых объектов в агрогородках. Под понятием «агрогородок» понимают благоустроенный населенный пункт, в котором будет создана производственная и социальная инфраструктура для обеспечения социальных стандартов проживающему в нем населению и жителям прилегающих территорий. В таких населенных пунктах планируется отработать систему предоставления населению полного комплекса услуг, сопоставимого по качеству и широте ассортимента с аналогичными торговыми объектами, расположенными в городах. За 2005–2010 гг. Программой возрождения предусматривается формирование 1491 агрогородка, в которых предусматривается открытие новых торговых объектов (140 магазинов), ремонт и реконструкция торговых объектов (1800 магазинов) и восстановление работы ранее закрытых магазинов (800).

В целях восстановления и повышения роли потребительской кооперации в удовлетворении потребностей сельского населения в товарах и услугах предусматривается:

• ежегодное увеличение объема розничной торговли не менее чем на 6 % за счет совершенствования ассортиментной политики, расширения форм торговли;

• полный охват сельских населенных пунктов приемозаготовительной сетью;

• повсеместный переход на систему заказов сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) и сельскохозяйственных организациях на основе договоров;

• организация снабжения ЛПХ семенами растений, саженцами, минеральными удобрениями и т. д., продажа их по предварительным заказам сельских жителей;

• премирование активных сдатчиков продукции, предоставление им скидок на приобретение ряда товаров, льготной оплаты услуг при обработке приусадебных участков;

• передача пустующих или неэффективно используемых торговых помещений в аренду пайщикам, местным жителям, работникам потребительской кооперации, изъявившим желание осуществлять индивидуальную трудовую деятельность.

Повышение качества торгового обслуживания сельского населения и достижение государственного социального стандарта должно осуществляться по следующим направлениям.

1. Как свидетельствует зарубежный опыт, розничная торговая сеть должна гибко реагировать на все изменения в отрасли, для чего необходимо развитие различных форм торгового обслуживания, типов магазинов и рациональное сочетание мелких, средних и крупных магазинов. Развитие конкуренции в зоне деятельности потребительской кооперации требует создания новых типов магазинов, предназначенных для обслуживания определенных групп населения или выполняющих функции маркетингового обслуживания. В частности, предусматривается строительство в областных центрах, малых и средних поселениях типовых объектов торговой площадью от 500 до 1000 м2, а также удобных магазинов (типа «мини-магазин»).

2. Осуществление специализации торговой сети по населенным пунктам в зависимости от численности проживающего в них населения:

• в районных центрах уже создана соответствующая инфраструктура – это сеть крупных универмагов, универсамов, специализированных магазинов по торговле отдельными группами продовольственных и непродовольственных товаров, объектов общественного питания, центров поддержки личных подсобных хозяйств. Указанные торговые объекты имеют все возможности (финансовые, ресурсные и кадровые) для предоставления обслуживаемому населению широкого ассортимента как товаров отечественного производства, так и импортных товаров редкого и периодического спроса;

• в сельских населенных пунктах с численностью более 500 человек предусматривается наличие не менее двух специализированных магазинов по торговле продовольственными и непродовольственными товарами, продукцией общественного питания;

• в сельских населенных пунктах с численностью от 200 человек предусматривается не менее одного магазина по торговле смешанным ассортиментом товаров.

3. В целях совершенствования и повышения эффективности работы автомагазинов предусматривается:

• закрепление за одним автомагазином не более 12–15 населенных пунктов и обслуживания их не реже двух раз в неделю и времени стоянок не менее 30 мин;

• расширение ассортимента реализуемых товаров до 100 наименований за счет оснащения холодильным оборудованием;

• оснащение мест стоянки навесами, скамейками;

• для информирования населения в местах стоянки предоставить информацию о времени прибытия и убытия автомагазинов.

4. Для повышения конкурентоспособности и укрепления лидирующих позиций в районных центрах необходимо создание лучших торговых объектов по опыту Лунинецкого райпо на базе магазинов типа «Универсам» и «Продукты». По их отработке предполагается использование современных технологий, предусматривающих:

• автоматизацию технологических и коммерческих процессов;

• использование компьютерных систем с применением сканирующих устройств и кодирования товаров;

• внедрение самообслуживания;

• расширение перечня дополнительных услуг: предоставление инвентарных корзин и тележек для отборки товаров, прием предварительных заказов, доставка на дом, упаковка товаров в фирменные пакеты и др.;

• организация работы кондитерских цехов, гастрономических производств, кафетериев;

• стандартное рекламное оформление экстерьера и интерьера магазинов;

• устройство подъездных путей и автостоянок.

5. Необходимо повысить уровень технической оснащенности торговых объектов за счет современных видов торгового оборудования, установки специальных компьютерных систем и платежных терминалов для осуществления безналичных расчетов, что позволит увеличить пропускную способность и совершенствовать формы и методы продажи товаров.

6. Формирование конкурентоспособного ассортимента и совершенствование договорных отношений с отечественными производителями обеспечивается за счет организации унитарных предприятий «Продторг», «Промторг» и «Хозторг». Открытие специализированных магазинов по торговле отдельными группами продовольственных и непродовольственных товаров, а также создание фирменных секций с промышленными организациями позволит расширить внутригрупповой ассортимент, что будет способствовать наиболее полному удовлетворению спроса обслуживаемого населения и увеличению реализации высокодоходных и быстрооборачиваемых товаров.

7. Кроме того, увеличению объемов розничного товарооборота будет способствовать проведение сезонных ярмарок и базаров; использование мелкорозничной сети и выносной торговли; торговли по предварительным заказам населения, в том числе с бесплатной доставкой товаров на дом одиноко проживающим и престарелым гражданам.

8. Необходимо стимулировать спрос сельских жителей через механизм товарного кредитования, в том числе в обмен на заготавливаемую сельскохозяйственную продукцию и сырье; средства ценового стимулирования (сезонные распродажи, предоставление скидок); расширение спектра платных, в том числе бытовых и агротехнических услуг, активизации продажи товаров в кредит.

2.7. Организационно-хозяйственные звенья кооперативной торговли

Потребительская кооперация, являясь многоотраслевой системой, представляет собой достаточно сложную структуру с точки зрения построения и управления.

Совершенствование кооперативной торговли осуществлялось в рамках реформирования всей системы потребительской кооперации. Главной целью реформирования потребительской кооперации является развитие инициативы и предприимчивости, повышение заинтересованности коллективов кооперативных предприятий и организаций в расширении торговой, заготовительной и производственной деятельности в плане осуществления государственной политики в области торгового обслуживания населения.

Завершена работа, связанная с определением организационно-правовых форм юридических лиц потребительской кооперации, и приняты меры по упорядочению системы управления. Все потребительские общества прошли государственную перерегистрацию в качестве субъектов хозяйствования, уточнили осуществляемые ими виды экономической деятельности.

Основными хозяйственными звеньями организационной структуры кооперативной торговли являются:

• Белорусский республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз), который осуществляет организационное и методологическое руководство торговлей, разрабатывает мероприятия по улучшению торгового обслуживания сельского населения и повышению уровня организации и культуры торговли;

• областные союзы потребительских обществ (облпотребсоюзы), осуществляющие руководство торговлей в областях;

• потребительские общества, осуществляющие розничную торговлю через магазины, мелкорозничную сеть, лавки на дому, автомагазины.

Основным звеном розничной торговли выступают районные потребительские общества (райпо). В современных условиях возникла необходимость осуществить выбор организационно-правовых форм для предприятий, созданных в райпо: оптовых баз, коопунивермагов, объединений общественного питания, отдельных магазинов и других хозяйственных единиц.

Поскольку собственность кооперации является неделимой, единственной формой сохранения имущества потребительских обществ и союзов стало преобразование действующих предприятий в унитарные. Многие предприятия получили статус обособленного структурного подразделения – филиала.

В организационном плане потребительские общества используют (в зависимости от специфики местных экономических, территориальных, демографических и иных условий) следующие структурные модели:

• потребительское общество без филиалов и не имеющее унитарных предприятий;

• потребительское общество, имеющее в своем составе филиалы и не имеющее унитарных предприятий;

• потребительское общество, не имеющее филиалов, но имеющее унитарные предприятия;

• потребительское общество, имеющее филиалы и унитарные предприятия.

Специфика сельской торговли требует наличие различных источников для обеспечения розничных торговых объектов универсальной номенклатурой товаров. Одним из таких источников являются внутрисистемные оптовые организации.

Оптовую торговлю осуществляют унитарные оптовые организации областных потребсоюзов, оптовые базы облкоопкниготоргов, республиканские оптовые (унитарные предприятия) и обособленные структурные подразделения райпо.

Сложившаяся экономическая ситуация в оптовой торговле республики требует принятия кардинальных решений, направленных на реформирование и повышение конкурентоспособности кооперативных оптовых организаций с учетом возрастающей конкуренции, в том числе и внутрисистемной. Для этого необходимо переориентировать организации оптовой торговли на работу с рынком, повысить уровень их коммерческой и маркетинговой деятельности, ориентированной на потребителя и получение доходов. В основу деятельности оптовых организаций должен быть положен коммерческий расчет, обеспечивающий получение доходов при минимальных затратах капитала.

Успех оптовой организации на рынке определяется не только рациональной организацией коммерческой деятельности, снижением расходов на реализацию за счет внутренних резервов, повышением производительности труда и эффективным использованием всех видов ресурсов, но и тем, как удачно и оперативно оно приспосабливается к своему внешнему окружению – политическому, экономическому, социальному и т. п. В принципиальном плане коммерческая стратегия оптовой организации должна определять: чем торговать, с кем торговать, какую функциональную структуру иметь. Исходя из этого необходимо нижеследующее.

1. Создание современной инфраструктуры кооперативной торговли и выделение в ее составе:

• крупных оптовых организаций республиканского уровня. Важнейшей их задачей станет закупка стратегически важных товаров для всей системы потребительской кооперации как у отечественных производителей, так и зарубежных;

• областных оптовых организаций, специализирующихся на оптовой торговле определенными товарами и осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций;

• оптовых структур (распределительные склады) райпо, реализующих товары смешанного ассортимента и не использующих в своей деятельности перехода права собственности на товар.

2. Проведение четкой специализации межрайонных оптовых организаций (в пределах каждого облпотребсоюза) по закупкам определенных товаров из-за пределов республики, а также вырабатываемых отечественными товаропроизводителями, а также разграничение зоны деятельности по обслуживанию с райпо;

3. Разработка схем товародвижения и установление договорных отношений по поставке товаров согласно специализации через унитарные оптовые организации областных потребсоюзов в розничную торговую сеть обслуживаемой зоны;

4. Дальнейшее развитие взаимовыгодного сотрудничества оптовых и розничных организаций. В этих целях предусматривается проведение гибкой ассортиментной и ценовой политики в отношении розничных торговых организаций путем применения дифференционных оптовых торговых скидок в зависимости от объема получаемой партии товаров, их оборачиваемости, сроков оплаты, сезонности и иных факторов;

5. Совершенствование интеграционных процессов экономического сотрудничества оптовых и розничных организаций. Для реализации этого подхода предусматривается:

• совместное осуществление отдельных или ряда функций: планирование и осуществление закупок необходимых товаров, складской переработки, товароснабжения розничной торговой сети и т. п.;

• расширение организационно-функциональной деятельности оптовых организаций и их отдельных подразделений. Наряду с традиционными функциями (закупки, складирование, хранение товаров и т. д.) оптовые посредники оказывают финансовые и консалтинговые услуги, стимулируют сбыт и т. д.

6. Усиление роли оптового звена будет осуществляться за счет:

• обеспечения оптовыми организациями закупа товаров, конкурентных по ценовому фактору и востребованных по качественным характеристикам в соответствии с утвержденной специализацией;

• продолжения работы с поставщиками товаров по заключению договоров с предоставлением скидки (не менее 8–10 %), комиссионного вознаграждения и обеспечения удельного веса поставки товаров по сформированным ценам в оптовом обороте не ниже 92 %;

• создания в каждой области на базе организаций оптовой торговли системы потребкооперации оптово-логистических центров. Данные центры должны наладить четкую работу с промышленными организациями республики, предусмотрев при этом возврат длительно нереализованных товаров и замену ассортимента;

• открытия на оптовых базах дочерних предприятий по обеспечению унитарных предприятий райпо типа «Промторг», «Хозторг» непродовольственными товарами и доведение удельного веса отпуска товаров с оптовых баз в розничном товарообороте не менее 30 %;

• увеличения объемов внешнеторгового оборота оптовых организаций и доведение его удельного веса в оптовом обороте до 25 %;

• доведения удельного веса поставки товаров с межрайбаз в розничном товарообороте райпо до 35 %. Обеспечение выполнения доведенных заданий по поставке товаров с республиканских оптовых баз в райпо и в областные оптовые организации в соответствии с утвержденной специализацией, а также осуществление контроля за своевременными расчетами за поставленные товары;

• продолжения работы по пересмотру графиков подачи заявок в оптовые организации и завоза товаров с целью увеличения их частоты, обеспечение централизованной доставки товаров до всех торгово-распределительных складов райпо и в крупные магазины;

• активизация работы по отпуску оптовыми базами товаров внесистемным покупателям и доведения удельного веса поставки в оптовом обороте до 20 %, через сеть магазинов-складов и дисконтных магазинов.

7. Дальнейшее развитие материально-технической базы оптовой торговли предусматривает:

• приобретение стеллажного оборудования для хранения, транспорта для доставки и погрузочно-разгрузочных средств механизации;

• открытие при каждой базе магазинов-складов по мелкооптовой продаже и дисконтных магазинов, торгующих с минимальной торговой надбавкой и применением гибкой системы скидок;

• создание экспедиционных складов на оптовых базах и доведения уровня централизованной доставки до 80 %;

• компьютеризация учета и движения товаров; установка электронной почты.

Указанные подходы к организации оптовой торговли позволяют решить экономическую и социальную задачу, стоящую перед потребительской кооперацией: создание эффективной системы товароснабжения розничной торговой сети.

2.8. Органы руководства и контроля, их функции

В пределах Конституции, законов Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь, являясь высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти, обеспечивает проведение единой государственной политики в торговой сфере деятельности.

Совет Министров Республики Беларусь решает важнейшие вопросы организации, планирования и развития торговли.

В частности, в его полномочия входят:

• установление номенклатуры продукции, товаров и услуг, на которые применяются фиксированные государственные цены и регулируемые цены, в том числе предельные уровни рентабельности по отраслям экономики, а также установление государственной монополии на продажу отдельных видов товаров;

• разработка и реализация программ обеспечения населения продуктами питания, жилищно-коммунальными, бытовыми, торговыми и другими услугами;

• организация и координация работы по изучению и разработке нормативов потребительских бюджетов для разных социально-демографических групп населения.

Непосредственное руководство торговлей возложено на Министерство торговли Республики Беларусь.

Являясь ведущим государственным органом в области торговли, Минторг регулирует торговую деятельность других министерств и ведомств. Он несет ответственность за состояние и дальнейшее развитие торговли, за научно-технический прогресс в торговле и за качество торгового обслуживания населения.

Главными задачами Минторга являются:

• формирование единой государственной политики в сфере торговли, включая регулирование торговой и торгово-производственной деятельности субъектов хозяйствования, независимо от форм собственности, с использованием своих прав, экономических рычагов и стимулов в целях удовлетворения потребностей населения в товарах и торговых услугах, повышения культуры обслуживания;

• анализ и прогнозирование тенденций развития потребительского рынка, разработка на их основе концепции и определение приоритетных направлений развития торговли, разработка предложений по экономическому, финансовому и правовому регулированию деятельности субъектов хозяйствования, независимо от форм собственности, в сфере торговли;

• обеспечение в соответствии с законодательством защиты прав потребителей в сфере торговли.

Минторг в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующее:

• обеспечивает разработку проектов республиканских программ развития и совершенствования торговли и представляет их в установленном порядке Совету Министров Республики Беларусь;

• организует в установленном порядке изучение спроса и конъюнктуры рынка республики, определяет на этой основе его емкость и потребность в товарах, разрабатывает товарные балансы и дает заинтересованным министерствам, другим центральным органам управления, юридическим лицам рекомендации об объемах производства и поставке товаров, их ассортименте, качестве, а также о завозе недостающих товаров из-за пределов республики;

• в установленном порядке разрабатывает и вносит министерствам, другим центральным органам управления предложения по сбалансированию объемов розничного товарооборота с денежными доходами населения и товарными ресурсами;

• принимает в соответствии с законодательством участие в осуществлении мер по приоритетному продвижению на рынок республики товаров отечественного производства;

• заключает в установленном порядке государственные контракты с субъектами хозяйствования, независимо от форм собственности, на поставку товаров и торгово-технологического оборудования для республиканских государственных нужд;

• участвует в установленном порядке в организации импорта и экспорта товаров;

• организует внутриреспубликанские выставки, ярмарки по продаже товаров и торгово-технологического оборудования, обеспечивает участие в них субъектов хозяйствования всех форм собственности;

• осуществляет в соответствии с законодательством накопление товаров сезонного производства и потребления, участвует в формировании государственного резерва товаров;

• согласовывает в установленном порядке нормативную документацию на производимые в республике товары и торгово-технологическое оборудование;

• взаимодействует с заинтересованными министерствами, другими центральными органами управления по вопросам совершенствования организации и технологии общественного питания, а также разрабатывает совместно с ними рационы питания с учетом физиологических потребностей различных категорий населения;

• устанавливает порядок отнесения предприятий общественного питания к соответствующим категориям по уровню обслуживания;

• в установленном законодательством порядке регулирует деятельность находящихся в подчинении Министерства юридических лиц путем утверждения их уставов (положений), управления имуществом, а также осуществляет создание, реорганизацию и ликвидацию указанных юридических лиц;

• принимает участие в разработке и реализации программ разгосударствления и приватизации государственных объектов, находящихся в республиканской собственности, содействует облисполкомам и Минскому горисполкому, министерствам, другим центральным органам управления, имеющим торговую сеть, в разработке и реализации мероприятий по демонополизации, разгосударствлению и приватизации объектов торговли и общественного питания;

• осуществляет экономический анализ состояния торговли в республике и выработку мер и рекомендаций, направленных на ее совершенствование, на основе использования экономических методов регулирования;

• в соответствии с законодательством создает в установленном порядке централизованные инвестиционные фонды, специальные отраслевые, межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, освоения новых видов наукоемкой продукции, иные целевые фонды;

• обобщает практику применения законодательства Республики Беларусь, регулирующего торговую и торгово-производственную деятельность, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь;

• осуществляет в целях защиты прав потребителей контроль за соблюдением занимающимися розничной торговлей и торгово-производственной деятельностью субъектами хозяйствования, независимо от форм собственности, норм и правил торговли, требований к качеству и безопасности реализуемых товаров и продукции общественного питания;

• определяет основные направления научно-технического развития торговли, обеспечивает проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и внедрение их результатов на предприятиях торговли и общественного питания;

• организует в установленном порядке строительство объектов торговли и общественного питания, осуществляемое за счет средств республиканского бюджета;

• осуществляет в пределах своих полномочий международное сотрудничество;

• проводит государственную кадровую политику, направленную на комплектование центрального аппарата министерства, подведомственных ему юридических лиц высококвалифицированными специалистами, обеспечивает их подбор и расстановку, формирует в пределах своей компетенции руководящий кадровый состав и его резерв, принимает участие в организации подготовки кадров и повышения их квалификации через систему непрерывного обучения;

• оказывает методологическую и консультационную помощь юридическим и физическим лицам по вопросам, относящимся к компетенции министерства;

• заключает отраслевое тарифное соглашение;

• рассматривает предложения, заявления, жалобы граждан по вопросам, относящимся к компетенции министерства, добиваясь правильного решения поставленных в них вопросов, осуществляет прием граждан.

Руководство торговлей в областях осуществляют областные исполнительные комитеты через управление потребительского рынка и услуг (далее – Управление).

Управления (главные) потребительского рынка и услуг в своей деятельности подчиняются областным исполнительным комитетам и подотчетны им. В пределах установленной компетенции Управление подотчетно Минторгу.

Управления направляют и координируют деятельность подразделений горисполкомов области, ведающих вопросами торговли, общественного питания и услуг, оказывают им необходимую методическую и практическую помощь, взаимодействуют с ними в выполнении республиканских и областных программ и заданий по производству и поставке товаров народного потребления, насыщению ими потребительского рынка области, управлении товарными ресурсами, улучшении торгового обслуживания населения, соблюдении правил торговли и по другим вопросам государственного регулирования торговой деятельности.

В городах областного подчинения повседневное руководство торговлей осуществляют отделы торговли городских (районных) исполнительных комитетов.

Их задачи ограничены регулированием торговли на территории города или района, а также контролем за соблюдением торговыми субъектами действующего законодательства. Система управления торговлей показана на рис. 2.8.


Рис. 2.8. Система управления торговлей в Республике Беларусь


Руководство торговлей в сельской местности осуществляет Белкоопсоюз.

Торговля как отрасль народного хозяйства нуждается в наличии постоянно действующих систем контроля, что позволяет ей развивать свою деятельность в рамках закона, экономической политики государства и при этом учитывать интересы потребителей.

В организациях торговли контроль заключается в том, чтобы проверить, все ли выполняется в соответствии с утвержденными плановыми заданиями, разработанными правилами, инструкциями и установленными принципами. Его цель – выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить их и не допускать повторений.

Основными требованиями, предъявляемыми к организации контроля, являются систематичность, своевременность, гласность, объективность, экономичность.

Различают государственный, ведомственный и общественный контроль за деятельностью субъектов торговли.


Государственный контроль осуществляют уполномоченные на то государственные органы.

Основными органами, осуществляющими государственный контроль за деятельностью субъектов торговли, являются следующие:

Комитет государственного контроля (Главное управление контроля потребительского рынка и сферы услуг; Департамент финансового мониторинга);

Государственный комитет по стандартизации (Центры стандартизации и метрологии (ЦСМ));

Министерство здравоохранения (центры гигиены и эпидемиологии);

Министерство экономики (Департамент антимонопольной и ценовой политики; Департамент экономики, агропромышленного, лесного комплексов и потребительского рынка);

Министерство торговли (Управление организации торговли и услуг, защиты прав потребителей и контроля за рекламой);

Министерство по налогам и сборам (налоговые инспекции);

Министерство финансов;

Национальный банк;

Министерство внутренних дел (Управление по борьбе с экономическими преступлениями);

Министерство по чрезвычайным ситуациям (Управление государственного пожарного надзора (инспекции));

Прокуратура;

Хозяйственный суд.

Контроль за деятельностью организаций осуществляется путем ее проверки.

Проверка – способ контроля, в процессе которого устанавливаются законность, достоверность и экономическая целесообразность совершаемых хозяйственных операций по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности.

Основными задачами, разрешаемыми в ходе проведения проверки, являются:

• проверка соблюдения субъектом предпринимательской деятельности законодательства в сфере экономических отношений;

• проверка законности совершаемых субъектом предпринимательской деятельности хозяйственных и финансовых операций, обеспечения сохранности государственного имущества;

• своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, наносящих ущерб экономическим интересам Республики Беларусь, установление причин и условий, способствующих их совершению;

• принятие мер по возмещению причиненного ущерба;

• выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности субъекта предпринимательской деятельности.

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Внеплановые проверки проводятся по поручению Президента Республики Беларусь, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, правоохранительных, судебных и иных уполномоченных на то государственных органов.

Основанием для проверки торговых организаций являются плановые задания органов исполнительной власти и внеплановые проверки по заявлениям, жалобам, обращениям потребителей, по публикациям в средствах массовой информации о нарушениях в деятельности организаций, а также по обращениям других контролирующих органов и участников потребительского рынка.

Проверка торговых организаций заключается в обследовании их общих характеристик, условий реализации товаров и предоставления услуг, наличия и использования необходимой документации, фактического соблюдения правил реализации товаров и предоставления услуг, в контроле качества и безопасности товаров и услуг, выполнения предписаний контролирующих проверок и требований Закона «О защите прав потребителей».

Проверка проводится по письменному приказу (распоряжению) руководителя контролирующего органа. На проведение каждой проверки выдается предписание, в котором указываются наименование контролирующего органа, проводящего проверку, и субъекта предпринимательской деятельности, в отношении которого проводится проверка, фамилия, имя, отчество проверяющего, его должность, цель проверки и срок ее проведения. Общий срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней, который может быть продлен руководителем контролирующего органа.

Во время проведения проверок проверяемые (субъекты торговой деятельности) имеют право:

• требовать предъявления служебного удостоверения у проверяющих и предписания на проведение проверки (ревизии);

• обжаловать обоснованность назначения проверки (за исключением проводимых по решению некоторых органов и лиц (Президент, Совет Министров и др.));

• присутствовать при проверке ценностей, контрольных обмерах объемов выполненных работ, а также других действиях, направленных на проверку их деятельности;

• знакомиться с документами, составленными по материалам проверок;

• обжаловать незаконные действия лиц, проводящих проверку, и др.

В то же время проверяемые обязаны:

• обеспечить допуск проверяющих в организации, учреждения;

• предоставлять по требованию проверяющих письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки;

• выполнять предписания контролирующих органов (их должностных лиц), данные в пределах их компетенции;

• принимать меры к устранению недостатков, выявленных в ходе проверок, в том числе привлекать к ответственности виновных лиц, и др.

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения норм действующего законодательства в сфере экономики, составляется акт. Результаты проверки, в которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой. Акты и справки подписываются должностным лицом, проводящим проверку, руководителем юридического лица (индивидуальным предпринимателем) и лицом, выполняющим функции главного (старшего на правах главного) бухгалтера проверяемого субъекта.

В случае отказа уполномоченного представителя субъекта предпринимательской деятельности от подписания акта проверки в нем делается соответствующая запись. Представитель субъекта предпринимательской деятельности вправе письменно изложить мотивы отказа от подписания акта и не позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта представить в письменном виде возражения по его содержанию в контролирующий орган, назначивший проверку.

Ведомственный контроль за работой объектов торговли осуществляется вышестоящими органами соответствующих министерств и ведомств.

В целях усиления ведомственного контроля в кооперативной торговле созданы торговые инспекции. Они не являются структурным подразделением аппарата управления Белкоопсоюза, облпотребсоюзов или райпо, а формируются из числа работников управления (отдела) торговли. В своей деятельности торговые инспекции руководствуются законодательством в торговле, решениями и постановлениями Совета и Правления Белкоопсоюза.

Основными задачами торговой инспекции являются:

Контроль за:

• соблюдением на объектах торговли и общественного питания законодательных и нормативных актов, касающихся правил торговли, порядка формирования и применения цен;

• правильностью пользования весоизмерительными приборами, контрольно-суммирующими аппаратам и, торговым и технологическим оборудованием;

• соблюдением обязательных ассортиментных перечней товаров;

• качеством поступающих и реализуемых товаров и продукции собственного производства;

• организацией торгового обслуживания льготных категорий покупателей, жителей малых населенных пунктов;

• санитарным состоянием магазинов и соблюдением установленного режима работы;

• реагированием на жалобы и предложения населения, на публикации в средствах массовой информации по вопросам организации торгового обслуживания населения;

• выработка мер и оказание практической помощи по предотвращению негативных проявлений в торговле.

В соответствии с основными задачами торговая инспекция выполняет следующие функции:

• производит оперативные проверки работы кооперативных организаций и принимает практические меры по устранению вскрытых недостатков, повышению культуры обслуживания и качества реализуемых товаров;

• обобщает материалы проверок и вносит предложения по совершенствованию торгового обслуживания населения.

Общественный контроль за деятельностью торговых организаций осуществляют:

• общественные организации потребителей, создаваемые по территориальному признаку (республиканские, областные, городские, районные);

• общества (клубы, группы) потребителей (граждан) по интересам: общества автолюбителей, садоводческие и др.;

• органы рабочего и общественного контроля профсоюзных организаций, трудовых коллективов предприятий, учреждений.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие факторы предопределяют развитие торговли?

2. В чем заключается главная цель развития торговли?

3. Дайте определение торговли.

4. Перечислите признаки организационного построения торговой отрасли и кратко охарактеризуйте их.

5. Обоснуйте необходимость лицензирования торговой деятельности.

6. Дайте определение понятиям «лицензирование», «лицензия», «лицензиат».

7. Укажите порядок получения лицензии на осуществление торговой деятельности.

8. Перечислите лицензирующие органы и лицензионные условия и требования к осуществлению розничной и оптовой торговли.

9. Дайте определение понятия «розничная торговля».

10. Дайте определение понятия «оптовая торговля».

11. Какие министерства и ведомства осуществляют оптовую торговлю в Республике Беларусь?

12. Охарактеризуйте роль и задачи потребительской кооперации в организации торгового обслуживания сельского населения.

13. Какие факторы оказывают влияние на торговую деятельность потребительской кооперации в современных условиях?

14. Укажите организационно-хозяйственные звенья кооперативной торговли.

15. Перечислите органы руководства в торговле.

16. Охарактеризуйте основные функции Министерства торговли Республики Беларусь.

17. В чем заключается необходимость осуществления контроля за деятельностью торговых организаций?

18. Назовите права и обязанности проверяемых и проверяющих.

19. Перечислите государственные контролирующие органы.

20. Как осуществляется ведомственный контроль в кооперативной торговле?

21. Кто осуществляет общественный контроль за деятельностью торговых организаций?