Глава 2. Организационная структура банка России
Одним из объектов управления и в то же время его инструментом является организационная структура учреждения. Правильно выбранная организационная структура построения центрального банка, своевременная ее трансформация в соответствии с меняющимися внутренними и внешними факторами – важные условия реализации им своих функций, его эффективной деятельности.
Организационная структура представляет собой вертикальный срез структуры учреждения, включающий в себя иерархию (соподчиненность) его подразделений.
2.1. Структурные подразделения банка России
Банк России представляет собой единую централизованную систему со следующей вертикальной системой управления:
■ центральный аппарат (в Москве);
■ территориальные учреждения Банка России;
■ расчетно-кассовые центры (РКЦ), созданные при территориальных учреждениях;
■ полевые учреждения Банка России;
■ образовательные учреждения Банка России;
■ Российское объединение инкассации.
В центральный аппарат Банка России входят первые заместители Председателя Банка России, заместители Председателя Банка России, секретариат Председателя Банка России, советники и помощники Председателя Банка России. Кроме того, основным звеном центрального аппарата являются департаменты (см. приложение).
Структурные подразделения Банка России не являются юридическими лицами, они функционируют на основании законодательства в соответствии с возложенными на Банк России функциями и решениями Совета директоров о распределении обязанностей между подразделениями центрального аппарата.
Ведущими структурными подразделениями, через которые реализуются функции Банка России в рамках компетенции, определенной для них соответствующими нормативными документами, являются территориальные учреждения Банка России. Это обособленные по территориям субъектов Федерации подразделения Банка России, действующие на основании Федеральных законов «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», иных нормативных правовых актов, в том числе Положения Банка России от 29 июля 1998 г. № 46-П «О территориальных учреждениях Банка России».
С учетом территориального деления России в системе Банка России действуют Национальные банки республик и Главные управления Банка России в краях, областях, автономных округах и автономных областях, а также в городах Москва и Санкт-Петербург.
Территориальное учреждение Банка России:
■ участвует в проведении единой государственной денежно-кредитной политики;
■ обеспечивает развитие и укрепление банковской системы России;
■ обеспечивает эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов;
■ осуществляет регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций;
■ обеспечивает организацию и контроль за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг;
■ обеспечивает организацию валютного контроля;
■ анализирует состояние и перспективы развития экономики и финансовых рынков региона.
Структура территориального учреждения формируется на принципах построения структуры центрального аппарата. Территориальные учреждения Банка России не имеют статуса юридического лица и не могут принимать решения, носящие нормативный характер.
Особое место в деятельности территориальных учреждений Банка России занимают РКЦ, которые функционируют в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол от 6 сентября 1996 г. № 45) и Приказом Банка России от 7 октября 1996 г. № 02-373 «О Типовом положении о расчетно-кассовом центре Банка России».
РКЦ и головной РКЦ (ГРКЦ) являются структурными подразделениями Банка России, действующими в составе территориального учреждения Банка России. Их создание, реорганизация и ликвидация производятся по решению Совета директоров Банка России. РКЦ (ГРКЦ) возглавляет начальник, назначаемый начальником территориального учреждения Банка России. Штатное расписание РКЦ утверждается также по вертикали начальником территориального учреждения Банка России.
Основной целью деятельности РКЦ является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы России.
РКЦ выполняют следующие основные функции:
■ расчеты между кредитными организациями и их филиалами;
■ кассовое обслуживание кредитных организаций и их филиалов;
■ хранение наличных денег и других ценностей, операции с ними;
■ обеспечение учета и контроля расчетных и кассовых операций;
■ расчетно-кассовое обслуживание всех ветвей государственной власти и органов местного самоуправления, счетов органов Федерального Казначейства Министерства финансов РФ, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России и др., если это предусмотрено федеральными законами;
■ обеспечение защиты ценностей, банковских документов, банковской информации от несанкционированного доступа;
■ разработка и представление в территориальное учреждение Банка России прогноза по эмиссионному результату на предстоящий квартал по обслуживаемой территории;
■ установление предельных остатков денежной наличности в операционных кассах кредитных организаций и их филиалов, других юридических лиц и оперативный контроль за их соблюдением;
■ контроль за достоверностью отчетности кредитных организаций о кассовых оборотах;
■ проверка в кредитных организациях работы по соблюдению порядка ведения кассовых операций;
■ регулирование обязательных резервов, депонируемых в Банке России, контроль за достоверностью расчетов, своевременностью и полнотой их перечисления.
Функции специализированных подразделений, входящих в единую систему Банка России, выполняют полевые учреждения Банка России. Они не имеют статуса юридического лица и действуют от имени Банка России.
Особенности правового положения полевых учреждений Банка России определены ст. 86 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Полевые учреждения Банка России имеют особое, двойственное положение: с одной стороны, они являются составной частью Банка России и осуществляют банковские операции в соответствии с федеральными законами и нормативными актами Банка России, а с другой стороны, полевые учреждения – воинские учреждения и руководствуются воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместно Банком России и Министерством обороны Российской Федерации.
В исчерпывающий перечень лиц, банковское обслуживание которых осуществляется полевыми учреждениями, включены воинские части, учреждения и организации Министерства обороны Российской Федерации, иные государственные органы и юридические лица, обеспечивающие безопасность страны, а также физические лица, проживающие на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно.
2.2. Принципы организационного построения банка России
Различаются следующие принципы организационного построения Банка России: централизация деятельности, разделение властных полномочий по соответствующим уровням управления, функциональный принцип и согласование с интересами других экономических субъектов.
Важнейшим является принцип централизации деятельности. Поскольку деятельность Банка России носит общенациональный характер, звенья его структуры должны руководствоваться указаниями одного главного центра, обладающего соответствующими полномочиями. Таким центром – высшим органом управления – выступает Совет директоров Банка России (см. приложение).
В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров, работающих в Банке России на постоянной основе. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ; члены Совета директоров – Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ. Совет директоров проводит заседания не реже одного раза в месяц. Срок полномочий членов Совета директоров – четыре года.
Наряду с принципом централизованного построения отчетливо просматривается принцип разделения властных полномочий по соответствующим уровням, образующим вертикальную структуру управления. Помимо первого уровня органов управления в иерархии власти и полномочий выделяются другие уровни (звенья): территориальные учреждения Банка России и РКЦ (второй уровень); полевые учреждения (третий уровень); учреждения инфраструктуры (вычислительные центры, инкассация, хранилища, образовательные учреждения и др.) (четвертое звено).
Назначение должностных лиц и их подчиненность осуществляются по вертикали. Нижестоящие структуры единой системы Банка России подчиняются вышестоящим органам Банка России, не имея каких-либо горизонтальных связей подчиненности местным органам власти и управления.
Важнейшим принципом организационного построения Банка России является функциональный принцип, обусловленный самим предметом его деятельности. Пример этого принципа в деятельности Банка России – распределение обязанностей между заместителями Председателя Банка России по направлениям деятельности, а также делегирование полномочий в области денежно-кредитного регулирования территориальным учреждениям Банка России и их РКЦ.
Большое значение в организации деятельности Банка России имеет принцип его согласования с интересами других экономических субъектов. При обособленности статуса Банка России он в своей деятельности неизбежно сталкивается с другими экономическими субъектами, их задачами и интересами. Этот принцип требует от Банка России такой организации управления, которая, с одной стороны, учитывала бы, насколько это возможно, интересы других субъектов, а с другой – не противоречила, не мешала бы выполнению его главных целей и задач.
Соблюдение баланса интересов достигается участием разных сторон в деятельности звеньев управления Банка России. Так, Министр финансов РФ и Министр экономического развития РФ (или, по их поручению, по одному из заместителей) принимают участие в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса.
Практика взаимодействия Банка России и Правительства РФ такова, что они информируют друг друга о предполагаемых действиях общегосударственного значения, координируют свою политику, организуют регулярные консультации.
При взаимодействии с кредитными организациями Банк России перед принятием наиболее важных решений нормативного характера проводит с ними консультации, дает необходимые разъяснения, обсуждает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.
2.3. Национальный банковский совет
Национальный банковский совет является коллегиальным органом Банка России. Его численность составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания РФ из числа членов Совета Федерации, трое – Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, по трое – Президентом РФ и Правительством РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.
Компетенция Национального банковского совета:
■ рассмотрение годового отчета Банка России;
■ утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год не позднее 15 декабря предшествующего года общего объема расходов на содержание служащих Банка России и на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, общего объема капитальных и прочих административно-хозяйственных расходов;
■ утверждение при необходимости на основе предложений Совета директоров Банка России дополнительных расходов на содержание служащих, на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, дополнительных капитальных вложений, а также утверждение прочих дополнительных административно-хозяйственных расходов;
■ рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы России;
■ рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
■ решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;
■ назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;
■ ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России: о реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, банковском регулировании и банковском надзоре, реализации политики валютного регулирования и валютного контроля, об организации системы расчетов в стране, исполнении сметы расходов Банка России, о подготовке проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;
■ определение аудиторской организации – аудитора годовой финансовой отчетности Банка России;
■ утверждение по предложению Совета директоров правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
■ внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений;
■ утверждение по предложению Совета директоров порядка формирования провизий Банка России и порядка распределения прибыли Банка России, остающейся в его распоряжении;
■ утверждение по предложению Совета директоров отчета о расходах Банка России на содержание служащих Банка России, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды.
1. Назовите основные элементы организационной структуры Банка России.
2. Перечислите принципы организационного построения Банка России.
3. Каковы основные цели деятельности и функции РКЦ?
4. Назовите основные вопросы, рассматриваемые Национальным банковским советом.