Вы здесь

Организация бизнеса с нуля. С чего начать и как преуспеть. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (В. В. Семенихин, 2010)

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Во время экономического кризиса кто-то теряет бизнес, а кому-то ситуация покажется самой подходящей, чтобы создать свое дело, т. е. стать предпринимателем.

Поэтому сначала уясним, что такое предпринимательская деятельность.

Сегодня это одно из ключевых понятий в гражданском, и конечно, предпринимательском праве. Понятие «предпринимательская деятельность» имеет общее значение для индивидуальных (физических лиц) и коллективных (юридических лиц) предпринимателей.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Физические лица и коммерческие организации по общему правилу участвуют в предпринимательской деятельности на равных правовых условиях.

В настоящее время нормативное определение понятия «предпринимательская деятельность» содержится в абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ: это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.

Самой существенной в понимании предпринимательства является норма ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, гласящая следующее: предпринимательская деятельность – это разновидность деятельности экономической. Данное обстоятельство почему-то не получило отражения в приведенном выше легальном определении предпринимательской деятельности, закрепленном в ГК РФ.

В рамках данной книги мы раскроем понятие предпринимательской деятельности, опираясь на определение, законодательно закрепленное в ГК РФ.

Из закрепленного в абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ определения понятия предпринимательской деятельности следует, что любую деятельность гражданина или организации можно отнести к предпринимательской, если эта деятельность содержит ряд непременных условий, признаков или, так сказать, особенностей, позволяющих отграничить ее от других видов деятельности. Такое отграничение имеет большое практическое значение, поскольку с наличием или отсутствием в конкретной деятельности признаков предпринимательства связано возникновение или прекращение определенных правовых отношений, регулируемых гражданским, налоговым, административным, уголовным, трудовым и другими отраслями законодательства.

Сегодня в Российской Федерации существует множество программ государственной поддержки законной предпринимательской деятельности.

Субъекты легальной предпринимательской деятельности и лица, имеющие намерение стать предпринимателями, всегда могут рассчитывать на защиту со стороны государства.

Помимо конституционных гарантий законной предпринимательской деятельности существует уголовно-правовой запрет на воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, причем данное деяние считается преступлением в сфере экономической деятельности (ст. 169 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ)).

Если воспрепятствование законной предпринимательской деятельности совершено в нарушение вступившего в законную силу судебного акта или причинило крупный ущерб, то в соответствии с вышеназванной статьей УК РФ это деяние квалифицируется как более тяжкое, а значит, по отношению к нему применяется более строгое наказание.

ПРИЗНАКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Законной предпринимательской деятельностью может признаваться только та деятельность, которая характеризуется всеми указанными ниже признаками в совокупности.

1. Самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности, которая предполагает, что физическое или юридическое лицо – предприниматель участвует в гражданском обороте непосредственно от своего имени и в соответствии со своим интересом.

2. Осуществление предпринимателем деятельности на свой риск, что предполагает экономическую самостоятельность и тесно связанную с этим ответственность предпринимателя за результаты своей деятельности.

Этот признак предпринимательской деятельности тесно связан с первым признаком. Ведь, образно говоря, самостоятельно выбирая путь движения, мы рискуем столкнуться с трудностями и проблемами. Выбранный курс определяет, в конечном счете, результат, который, к сожалению, не всегда соответствует нашим представлениям о нем.

Заметим, что понятие предпринимательского риска законодательно не закреплено. Однако в законодательстве все же есть попытки дать представление о предпринимательском риске. Так, в ст. 929 ГК РФ предпринимательский риск понимается как риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам. Это, например, риск неполучения ожидаемых доходов, а также другие страховые риски, т. е. предполагаемые события, обладающие признаками вероятности и случайности.

3. Предпринимательская деятельность имеет целью систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Для достижения этой цели, естественно, требуется и систематическое осуществление самой деятельности. Следует согласиться с мнением, что системность осуществления деятельности должна пониматься как наличие свойства, объединяющего все совершаемые действия в единое целое.

Значит, предпринимательская деятельность – это деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, для чего ее субъекту необходимо совершить ряд сделок, целью которых является получение прибыли.

Если же совершается единичная сделка, то она не может быть квалифицирована как предпринимательская деятельность, даже если по ней получены доходы, ведь единичная сделка не носит систематического характера. Интересно, что неоднозначное толкование этого признака предпринимательской деятельности на практике приводит к многочисленным неразберихам, которые зачастую заканчиваются судебными спорами.

Рассмотрим типичный пример.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В ст. 711 ГК РФ определен следующий порядок оплаты подрядных работ: если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок либо с согласия заказчика досрочно.

Подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда. Сегодня по различным причинам многие работники заняты в основном производстве неполный рабочий день или неполную рабочую неделю либо вынуждены заниматься подработкой в свободное от основного места работы время. Они периодически подряжаются на выполнение строительных или иных подрядных работ. Сколько же раз в месяц или год они должны выполнять их, чтобы такая деятельность могла быть расценена как предпринимательская? Или можно сформулировать вопрос по-другому: сколько раз в указанные отрезки времени работники должны получать оплату за выполненные работы?

Но возможна и ситуация, прямо предусмотренная ст. 711 ГК РФ: несколько человек в течение нескольких месяцев производят капитальный ремонт в жилом помещении или строят дом в деревне, баню, бассейн, а оплату получают только после полного окончания работ. Следовательно, нет систематического получения прибыли, а значит, и нет предпринимательства? А если бы они получали оплату ежемесячно, то такую деятельность можно расценивать как предпринимательскую?

Ответ представляется весьма неоднозначным. Видно, все-таки необходим индивидуальный подход в каждом конкретном спорном случае, так как существует грань между единичными случаями получения прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг и постоянной нацеленностью на получение прибыли от такой деятельности, непрерывное желание профессионально ею заниматься.

Приведем еще один любопытный пример.

Пожилая женщина уезжает погостить к своим родственникам в деревню на пару месяцев и в свое отсутствие решает сдать внаем свою однокомнатную квартиру.

А еще рассмотрим другую ситуацию: гражданин, имея в собственности квартиру, покупает еще одну, чтобы сдавать ее внаем на протяжении неопределенного времени неопределенному количеству лиц.

Разграничивая эти две ситуации, необходимо учитывать, как отмечалось выше, нацеленность на результат. А также в зависимости от различных ситуаций адекватно оценивать необходимость государственной регистрации такой сделки.

Обратите внимание: умение здраво оценивать ситуацию в подобных случаях, а также выделять для себя обстоятельства, которые обязывают к получению определенного гражданско-правового статуса, имеет большое значение на практике.

4. Субъектами предпринимательства могут быть лица (физические и юридические), зарегистрированные в установленном законом порядке, т. е. имеющие соответствующий гражданско-правовой статус. Иными словами, регистрация субъекта предпринимательской деятельности, постановка на учет в налоговом органе, а в особых случаях, предусмотренных российским законодательством, получение специального разрешения (лицензии) – это путь к началу предпринимательской деятельности.

ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В условиях современной российской действительности важно учитывать функции предпринимательской деятельности.

Начнем с функции ресурсной. Для любой хозяйственной деятельности необходимы экономические ресурсы – факторы производства. К ним относятся, прежде всего, естественные ресурсы (земля, полезные ископаемые, леса и воды). Важными представляются инвестиционные (машины, оборудование, инструменты, транспорт, другие средства, используемые для производства товаров и услуг и доставки их потребителю), а также финансовые ресурсы. Особый вид ресурсов – это человеческие трудовые ресурсы. Они определяются качественным и количественным составом рабочей силы, ее квалификацией, специализацией, уровнем занятости. За последнее время в теории и на практике все чаще акцент делается на значимость еще одного ресурса – предпринимательской способности.

Предприниматель, берущий на себя инициативу новаторского, нетрадиционного соединения факторов производства – земли, капитала и труда, способствует росту производства товаров и услуг, повышению эффективности экономики.

Добивается предприниматель этого, осуществляя вторую функцию предпринимательской деятельности, – организаторскую. Предприниматель использует свои способности, чтобы обеспечить такое соединение и комбинирование факторов производства, которое наилучшим образом приведет к достижению цели, которой является получение высоких доходов.

Третья функция предпринимательства – творческая, связанная с новаторством. Ее значение особенно возрастает в условиях современного научно-технического прогресса. В связи с усилением функции, связанной с инновациями, создается новый экономический климат для предпринимательства; растет рынок научно-технических разработок, или венчурного предпринимательства, занятого внедрением новинок техники и технологии; развивается информационная инфраструктура предпринимательства; расширяется доступ к полезной информации; укрепляются патентно-лицензионные службы и сеть банковских информационных данных.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Гражданско-правовой формой реализации этого права может являться деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Любой гражданин Российской Федерации вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ.

Согласно п. 2 ст. 23 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Согласно п. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц – коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений.

В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) индивидуальные предприниматели – это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

В п. 4 ст. 23 ГК РФ закреплена так называемая презумпция предпринимательской деятельности гражданина. Она состоит в том, что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований о регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

С позиции же публичного права (уголовного и административного) предпринимательская деятельность, осуществляемая лицом, не зарегистрированным в качестве предпринимателя, является незаконным предпринимательством.

Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную и иную деятельность. Предприниматель может осуществлять свою деятельность как с применением, так и без применения наемного труда.

Согласно ст. 24 ГК РФ предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством.

ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО, ЕГО ПРАВОСПОСОБНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Понятие юридического лица закреплено в п. 1 ст. 48 ГК РФ. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Для функционирования, несения обязанностей и осуществления своих прав юридическое лицо обязано иметь самостоятельный баланс или смету.

В целях раскрытия приведенного понятия юридического лица можно выделить следующие его признаки:

1) организационное единство, отражающее наличие:

– системы существенных социальных взаимосвязей, посредством которых происходит объединение физических лиц;

– внутренней структурной и функциональной дифференциации;

– определенной цели образования и функционирования;

2) обладание обособленным имуществом, т. е. закрепление за юридическим лицом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, имущества, обособленного от имущества всех третьих лиц, в том числе создавших имущественную базу деятельности юридического лица;

3) способность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени, способность от своего имени приобретать, иметь и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, а также самостоятельно нести имущественную ответственность по своим обязательствам (материально-правовой признак);

4) способность быть истцом и ответчиком в суде общей компетенции, арбитражном и третейском суде (процессуально-правовой признак).

Существуют различные организационно-правовые формы юридических лиц.

В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. Поэтому в п. 2 ст. 48 ГК РФ законодательно закреплено соотношение в правах учредителей и самого юридического лица на имущество последнего. Здесь поясняется, что к юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

А к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, согласно п. 3 ст. 48 ГК РФ относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) (подробнее см. постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Участие юридического лица в гражданских правоотношениях возможно лишь при наличии признанной государством правосубъектности. В составе правосубъектности всегда выделяют правоспособность и дееспособность. Существует еще одна составляющая правосубъектности – это деликтоспособность, хотя некоторые специалисты считают деликтоспособность разновидностью дееспособности. Это проблемы теоретические, на практике не имеющие особого значения. Хотя для общего представления это информация может быть полезна.

Правоспособность – это обусловленная правом способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности, т. е. быть участником правоотношения. Таким образом, может быть достаточно одной правоспособности, чтобы выступить стороной в правоотношениях.

Дееспособность – это обусловленная правом способность своими собственными действиями (бездействиями) приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их.

Правоспособность и дееспособность – это две стороны правосубъектности, которая по своей природе является единой праводееспособностью. Реальное разъединение правосубъектности на правоспособность и дееспособность происходит в основном в сфере гражданского права и не для всех субъектов – гражданская правосубъектность организаций едина.

Деликтоспособность представляет собой способность лица нести юридическую ответственность (исполнять соответствующие юридические обязанности) за совершенные правонарушения (деликты).

Общее представление о дееспособности юридического лица дается в понятии юридического лица, приведенном в п. 1 ст. 48 ГК РФ. А понятие правоспособности нашло отражение в ст. 49 ГК РФ. В п. 1 этой статьи отмечено, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Значит, в зависимости от вида юридического лица, а также рода деятельности законодатель указал некоторые ограничения правоспособности юридического лица. Нормы п. 2 ст. 49 ГК РФ свидетельствуют о том, что во всех остальных случаях юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в порядке, предусмотренном законом, а решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.

Обобщая, отметим, что все ограничения правоспособности юридического лица должны обязательно быть обличены в законодательную форму. Отступлений от этого правила быть не может.

Приведем несколько примеров ограничения правоспособности юридических лиц. Занятие отдельными видами деятельности разрешено только определенным юридическим лицам и тем самым считается запрещенным для всех остальных участников гражданского оборота, – такова деятельность, отнесенная к государственной монополии. Отдельные виды деятельности имеют установленный законом характер исключительных. Это означает, что юридическое лицо, осуществляющее такой вид деятельности, не вправе заниматься какими бы то ни было другими видами деятельности, за исключением определенных сопутствующих видов, устанавливаемых законом, – таковы инвестиционная, страховая, банковская деятельность.

Если у физического лица правоспособность возникает с рождения, то у юридического лица согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ – в момент его создания. Прекращается правоспособность юридического лица в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Составной частью правосубъектности юридического лица выступает способность создавать представительства и филиалы, которые являются не органами, а обособленными подразделениями юридического лица.

Остановимся подробнее на деликтоспособности юридического лица.

Общие положения об ответственности юридического лица законодательно оформлены в ст. 56 ГК РФ, в п. 1 которой говорится, что юридические лица, кроме учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Законодатель предусмотрел особенности в регулировании и ответственности казенных предприятий и учреждений. Они отвечают по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных п. 5 ст. 113, ст. 115 и 120 ГК РФ. Выделение подобных особенностей обусловлено своеобразием режима их имущества. В вышеназванных статьях отмечается, например, что унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, однако не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Если унитарное предприятие основано на праве оперативного управления (казенное предприятие), то собственник его имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам данного предприятия при недостаточности его имущества. У некоммерческих организаций – учреждений в случае недостаточности денежных средств, находящихся в их распоряжении, собственник имущества также несет субсидиарную ответственность по обязательствам данных учреждений.

В п. 3 ст. 56 ГК РФ есть общие положения, которые в отсутствие специальных норм законодательства, устанавливающих исключение из них (как в приведенных выше примерах), имеют общее применение ко всем юридическим лицам. Так, в абз. 1 п. 3 ст. 56 ГК РФ указано, что учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника. А там же в абз. 2 отмечено: если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, то на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Поддержаны и разъяснены нормы данной статьи относительно обязательности субсидиарной ответственности учредителя (участника) в подобных случаях в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6 и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Судебная практика показывает, что количество случаев, обозначенных в п. 3 ст. 56 ГК РФ, в последнее время резко возросло. Однако, чтобы суд привлек к субсидиарной ответственности учредителя (участника) юридического лица, истцу в суде необходимо обосновать и доказать, что именно действия учредителя (участника) привели в конечном итоге к несостоятельности (банкротству) юридического лица (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 7 августа 2008 г. по делу № A31-3295/2008).

ОРГАНЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ВСЕХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ

Юридическое лицо создается, чтобы выступать в гражданском обороте, приобретать права, принимать обязанности, в частности, участвовать в разнообразных сделках, операциях и т. д. Но организация не может сама по себе совершать все эти действия, так как состоит из работников, которые самостоятельно или коллективно при условии наделения их соответствующими полномочиями представляют организацию в гражданском обороте и действуют тем самым от ее имени.

Как уже говорилось выше, в п. 1 ст. 48 ГК РФ содержится законодательное определение юридического лица. Проанализировав его, наряду с различными признаками, характеризующими юридическое лицо, можно выделить такой признак, как организационное единство. Организационное единство проявляется по-разному. Одно из его проявлений – определенная иерархия, соподчиненность органов управления (единоличных или коллегиальных) и четкая регламентация отношений между ними.

Организационное единство закрепляется в учредительных документах юридического лица и нормативных актах, регулирующих правовое положение данного вида юридических лиц.

Однако необходимо заметить сомнительность признака организационного единства, которая особенно наглядно проявляется, например, в «компаниях одного лица». В данном случае участник организации может одновременно осуществлять функции и высшего органа управления, и исполнительного органа, и работников. И хотя юридически структурированность сохраняется и налицо внешние признаки организационного единства, фактически организация отсутствует, поскольку «организовывать», собственно говоря, некого. Да и юридически вся организация может сводиться лишь к тому, что один раз в год, исполняя функции общего собрания, участник действует как таковой, а во всех прочих ситуациях функционирует как директор.

Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

Нельзя не заметить, что деятельность юридического лица – это деятельность людей, составляющих организацию. Таким образом, орган юридического лица – это правовой термин, обозначающий лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими объектами права без специальных на то полномочий (на основании закона или учредительных документов). Действия этого органа рассматриваются как действия самого юридического лица.

Следовательно, структурные подразделения юридического лица (его участки, цехи, отделы и т. д.), его филиалы и представительства не могут выступать в гражданском обороте от своего имени. Хотя на практике они могут иметь свои счета в банках, а их долги могут погашаться за их собственный счет. Но в данном случае речь идет об имуществе и ответственности юридического лица в целом.

Участие в гражданском обороте от своего имени означает, что юридическое лицо от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, т. е. выступать в гражданских правоотношениях в качестве самостоятельного субъекта права, в том числе в качестве истца и ответчика в суде. Поэтому органы юридического лица могут выступать в гражданском обороте только от имени организации в целом, если они наделены законом или учредительными документами такими полномочиями.

Таким образом, именно органы юридического лица, представляющие собой его составную часть, согласно имеющимся у них полномочиям формируют и выражают волю юридического лица, руководят его деятельностью.

Состав, порядок образования органов юридического лица, а также распределение компетенции между ними зависят от организационно-правовой формы юридического лица и определяются гражданским законодательством и учредительными документами юридического лица.

Органы юридического лица не могут рассматриваться как самостоятельные субъекты гражданских правоотношений и являются частью юридического лица. Согласно общему правилу юридическое лицо имеет как минимум два органа:

– орган, объединяющий (представляющий) учредителей (участников) юридического лица;

– исполнительный орган.

Рассмотрим, какие органы могут действовать в рамках юридических лиц определенных организационно-правовых форм.

Согласно п. 4 ст. 113 ГК РФ единственным органом унитарного предприятия является его руководитель, который назначается собственником или уполномоченным собственником органом. В своих действиях руководитель унитарного предприятия подотчетен лицу, его назначившему.

Применительно к хозяйственным обществам и производственным кооперативам эти два органа, которые выделяют по общему правилу, именуются соответственно высшим и исполнительным.

Аналогичная классификация существует и в системе некоммерческих организаций. В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации; общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза). Порядок управления фондом определяется его уставом. Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии со специальными законами об их организациях (объединениях).

Исполнительный орган осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.

К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную законом и учредительными документами некоммерческой организации.

Задача высшего органа управления ограничивается формированием воли юридического лица по основополагающим вопросам деятельности юридического лица, отнесенным к компетенции такого органа.

Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией состоит в обеспечении соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

Исполнительный орган (директор, правление) некоммерческой организации при ведении текущих дел юридического лица призван осуществлять волю юридического лица, выраженную в решениях учредителей (участников).

Особым органом управления юридического лица, предусмотренным законодательством, является наблюдательный совет (совет директоров), создание которого является обязательным для производственного кооператива и акционерного общества с числом членов кооператива или числом акционеров общества более 50 (п. 1 ст. 110 и п. 2 ст. 103 ГК РФ соответственно).

Совет директоров решает вопросы общего руководства деятельностью юридического лица, осуществляет контроль над деятельностью исполнительного органа. Совет директоров избирается общим собранием учредителей для оперативного управления организацией и принимает на себя часть полномочий по принятию решений, относящихся к его компетенции. Наблюдательный совет – это постоянно действующий орган, он осуществляет руководство организацией и подотчетен общему собранию.

Говоря о том, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, законодатель имеет в виду, прежде всего исполнительный орган. Основное отличие исполнительного органа от других органов состоит в том, что именно он представляет юридическое лицо в гражданском обороте, без доверенности совершая от его имени действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей юридического лица.

Вместе с тем положение п. 1 ст. 53 ГК РФ касается и таких органов юридического лица, как общее собрание участников (акционеров, членов) и совет директоров (наблюдательный совет) хозяйственного общества, производственного кооператива. Указанные органы участвуют в приобретении юридическим лицом гражданских прав и обязанностей посредством образования исполнительного органа и принятия в рамках своей компетенции обязательных для исполнительного органа решений осуществления контроля над его деятельностью, в том числе путем дачи согласия на совершение каких-либо сделок юридического лица или последующего одобрения таких сделок.

Четкое и неукоснительное соблюдение органами юридического лица своей компетенции, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами, является необходимым условием для признания действительности сделок юридического лица, а также для его слаженной и продуктивной работы в целом.

В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности также и через своих участников (п. 2 ст. 53 ГК РФ). При этом имеются в виду участники полного товарищества и товарищества на вере, которые могут выступать в гражданском обороте от имени юридического лица без доверенности.

Согласно ст. 72 ГК РФ каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам. Однако при совместном ведении дел товарищества его участниками для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества. Также, если ведение дел товарищества поручается его участниками одному или некоторым из них, остальные участники для совершения сделок от имени товарищества должны иметь доверенность от участника (участников), на которого возложено ведение дел товарищества.

В соответствии со ст. 84 ГК РФ управление деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами без доверенности. При этом вкладчики (коммандитисты) не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере, выступать от его имени иначе, как по доверенности, и оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества.

В п. 3 ст. 53 ГК РФ закреплено положение, согласно которому лицо, в силу закона или учредительных документов юридического лица выступающее от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

Следовательно, п. 3 ст. 53 ГК РФ определяет, как должен действовать орган юридического лица и каковы последствия нарушения им своих обязанностей. Действия органа юридического лица должны осуществляться, во-первых, в интересах юридического лица, во-вторых, добросовестно и, в-третьих, разумно. При этом в силу положений п. 3 ст. 10 ГК РФ добросовестность и разумность действий этого органа предполагается. Несоблюдение хотя бы одного из приведенных выше трех требований является достаточным основанием для признания действий органа противоправными и виновными.

Если нарушение указанных требований повлекло за собой причинение юридическому лицу убытков, то его учредители вправе потребовать их возмещения.

ПОДГОТОВКА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Создание новой организации начинается с принятия соответствующего решения. Решение о создании организации принимает, как правило, владелец капитала. Если капитала одного лица недостаточно, осуществляется поиск партнеров по бизнесу. С момента принятия решения о создании юридического лица возникает необходимость выполнения ряда условий, определяемых законодательством.

Создание нового юридического лица – процесс весьма длительный, а его государственная регистрация – всего лишь определенный, не самый трудоемкий, но, пожалуй, самый ответственный его этап.

На первом этапе создания юридического лица, когда о государственной регистрации говорить еще рано, необходимо определить его организационно-правовую форму. Организационно-правовая форма юридического лица должна отвечать целям и задачам будущей компании, учитывать взаимоотношения между учредителями, а также степень контроля, которую они хотели бы иметь над компанией.

Далее разрабатываются проекты учредительных документов, формируется окончательный состав учредителей и образуется рабочая комиссия для разработки необходимой документации. Один из главных вопросов на этом этапе – определение размера уставного капитала, величина которого должна обеспечить нормальное функционирование юридического лица. Могут решаться и другие вопросы, например, уточняется уставный капитал, утверждаются оценки вкладов учредителей, сделанные в натуральной форме, льготы для некоторых учредителей и т. д.

После решения всех самых трудоемких дорегистрационных моментов наступает время для непосредственной государственной регистрации организации в регистрирующем органе. На этом этапе можно выделить, например, такие стадии:

– формирование пакета учредительных документов, необходимых для регистрации юридического лица;

– предоставление пакета документов в регистрирующий орган и последующее получение свидетельства о государственной регистрации.

А затем:

– утверждение эскиза печати и ее изготовление;

– предоставление необходимых документов во внебюджетные фонды в целях постановки на учет юридического лица;

– открытие расчетного счета в банке и др.

ШАГ 1. ВЫБИРАЕМ ВИД И ФОРМУ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Характеризуя особенности правового положения отдельных видов юридических лиц, российское гражданское законодательство использует следующие понятия:

– вид юридического лица;

– форма создания юридического лица;

– организационно-правовая форма юридического лица.

Анализ норм главы 4 «Юридические лица» ГК РФ позволяет сделать такой вывод: эти три понятия используются как синонимы. Несмотря на то что содержание и объем этих терминов официально не определены, все же возможно проводить анализ особенностей организационно-правовых форм отдельных видов юридических лиц. Под организационно-правовой формой обычно понимается такой вид юридического лица, который отличается от другого вида способом создания, объемом правоспособности, порядком управления, характером и содержанием прав и обязанностей учредителей (участников) в отношении друг друга и юридического лица.

Согласно ст. 50 ГК РФ юридические лица делятся на коммерческие (преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности) и некоммерческие (не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками). Классификаций юридических лиц по различным основаниям можно назвать множество, однако данное деление является общеизвестным и общепринятым, даже в какой-то степени основополагающим. Главный критерий разграничения в данном случае – основная цель деятельности, и абсолютно не имеют значения ни форма собственности, ни организационно-правовая форма, ни другие обстоятельства.

ФОРМЫ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме (п. 2 ст. 50 ГК РФ):

– хозяйственных товариществ и обществ;

– производственных кооперативов;

– государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Остановимся подробнее на вышеназванных формах коммерческих организаций и проанализируем их основные характеристики.

В соответствии с ГК РФ существует два вида хозяйственных товариществ: полное товарищество и товарищество на вере.

Участники товарищества в целом обязаны непосредственно участвовать в его деятельности, вследствие чего эта деятельность представляет собой объединенные действия участников товарищества, которые фактически ведут от имени товарищества самостоятельную предпринимательскую деятельность. И отчасти поэтому участниками полных товариществ могут быть только индивидуальные предприниматели, поскольку только эти лица вправе заниматься предпринимательской деятельностью.

В соответствии с п. 1 с. 69 ГК РФ полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Статус полного товарищества в наибольшей степени подходит для коммерческих организаций с небольшим количеством участников. Минимальное количество участников – двое, максимальное – не ограничено.

Товарищество на вере – это такое товарищество, в которое входят два типа участников (п. 1 ст. 82 ГК РФ):

– один или несколько полных товарищей, осуществляющих от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающих по обязательствам товарищества всем своим имуществом (как и в полном товариществе);

– один или несколько вкладчиков, не участвующих в управлении делами товарищества и несущих риск убытков, связанных с деятельностью товарищества лишь в пределах сумм внесенных ими вкладов.

Товарищество на вере называют еще коммандитным товариществом, а вкладчиков – коммандитистами.

Как и в полном товариществе, в товариществе на вере осуществляется строгий контроль изменения состава полных товарищей. Товарищество на вере, как и полное товарищество, может ликвидироваться по решению его участников или по решению суда. Кроме того, товарищество на вере подлежит ликвидации при выбытии всех участвовавших в нем вкладчиков.

Основным недостатком товарищества является, как представляется, ответственность его участников. В силу указанных обстоятельств товарищества предпочтительнее создавать в сферах предпринимательской деятельности, по своей природе связанных с небольшим риском. В основном хозяйственные товарищества – это, конечно, форма малого бизнеса.

Добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности именуется производственным кооперативом или артелью. Производственный кооператив функционирует в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» и своим учредительным документом, которым для артели является устав, утверждаемый всеми членами кооператива.

Подобно хозяйственным товариществам производственный кооператив представляет собой объединение лиц и их имущественных паевых взносов и предполагает личное участие его членов в деятельности кооператива.

В отличие от хозяйственных товариществ, имеющих простую и гибкую схему управления, непосредственное руководство деятельностью кооператива возлагается на его исполнительные органы – правление и его председателя. Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов, к исключительной компетенции которого относится решение самых основных и существенных организационных вопросов.

Производственный кооператив так же, как и хозяйственное товарищество, может ликвидироваться по решению его членов или суда.

Наибольшую популярность сегодня получили такие коммерческие организации, как хозяйственные общества. На практике их часто путают с хозяйственными товариществами. Между тем неотъемлемым признаком любого товарищества является непосредственное участие в его деятельности лиц, учредивших товарищество, в то время как в обществе объединяется имущество учредителей (их капиталы). Объединения имущества учредителей может и не быть (речь идет не о складочном капитале, а о другом имуществе). Участники общества наряду с объединением своих капиталов могут принимать участие в его деятельности, а могут и не принимать.

Хозяйственные общества классифицируются на общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерные общества. Их деятельность регламентируется, в том числе и специальными законами: Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон № 14-ФЗ) и Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон № 208-ФЗ).

Учрежденные одним или несколькими лицами коммерческие организации, уставный капитал которых разделен на доли определенных учредительными документами размеров, именуются обществами с ограниченной ответственностью (ООО) либо обществами с дополнительной ответственностью (ОДО).

В чем же принципиальная разница между ними? Отличие состоит в объеме ответственности участников этих хозяйственных обществ.

Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

А участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. К тому же при банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества такой организационно-правовой формы распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если учредительными документами не установлен иной порядок.

То есть учредители общества с ограниченной ответственностью в отличие от участников общества с дополнительной ответственностью не отвечают по его обязательствам – их риск ограничивается только потерей имущества, внесенного в качестве вклада в уставный капитал общества.

Однако размер ответственности участников общества с дополнительной ответственностью все же ограничен: он касается не всего их имущества, что характерно для полных товарищей, а лишь его части – одинакового для всех участников кратного размера от суммы внесенных ими вкладов. С этой точки зрения данное общество занимает как бы промежуточное положение между обществами и товариществами.

Также обратите внимание на следующее: в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2009 г. устанавливается солидарная ответственность учредителей общества по его обязательствам, связанным с его учреждением и возникшим до его государственной регистрации. При этом общество с ограниченной ответственностью будет нести ответственность по обязательствам учредителей общества, связанным с его учреждением, только в случае последующего одобрения действий учредителей общества общим собранием участников общества.

Общества с ограниченной ответственностью имеет смысл создавать для осуществления деятельности, сопряженной со значительными рисками. Среди преимуществ такой формы коммерческих организаций для создающих их лиц можно выделить:

– возможность членов общества принимать непосредственное участие в его предпринимательской деятельности;

– ограниченный количественный состав участников и возможность контролировать изменения в составе;

– отсутствие ответственности по обязательствам общества (как общее правило) и риск, ограниченный пределами принятой на себя доли участия в капитале.

Акционерными обществами признаются общества, уставный капитал которых разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества именуются акционерами. Они не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

В зависимости от порядка распределения акций и круга лиц, между которыми эти акции распределены, выделяют два типа акционерных обществ:

– открытое акционерное общество (ОАО);

– закрытое акционерное общество (ЗАО).

Открытыми признаются акционерные общества, участники которых могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров (п. 1 ст. 97 ГК РФ; п. 2 ст. 7 Закона № 208-ФЗ). Такие акционерные общества вправе вести открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Число акционеров открытого акционерного общества не ограничено.

Закрытыми признаются акционерные общества, акции которых распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц (п. 2 ст. 97 ГК РФ; п. 3 ст. 7 Закона № 208-ФЗ). Такие общества не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Обратите внимание: законодатель определяет максимальное количество участников, входящих в акционерное общество закрытого типа. В п. 3 ст. 7 Закона № 208-ФЗ указано, что число акционеров такого общества не должно превышать 50. Если число акционеров превысит данный установленный предел, указанное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое. Если это сделано не будет или если число акционеров не уменьшится до установленного законом предела, общество подлежит ликвидации в судебном порядке.

Для ведения предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса наиболее предпочтительными организационно-правовыми формами являются закрытое акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью.

Эти формы хозяйственных обществ имеют между собой много общего:

– одинаковые порядок и условия ведения хозяйственно-финансовой деятельности и правила налогообложения;

– примерно одинаковый размер минимального уставного капитала и порядок его формирования.

Назовем также несколько принципиальных различий, которые следует учитывать при выборе между этими двумя организационно-правовыми формами.

Имущественные интересы участников обществ с ограниченной ответственностью более защищены по сравнению с имущественными интересами акционеров закрытых акционерных обществ.

При выходе из общества с ограниченной ответственностью его участнику выплачивается действительная стоимость его доли в имуществе (определяемая на основании данных бухгалтерской отчетности) в денежной форме либо с согласия выходящего участника ему выдается в натуре имущество такой же стоимости.

В закрытом акционерном обществе имущество и активы могут распределяться среди акционеров лишь в случае его ликвидации, а выходящий акционер имеет право продать имеющиеся у него акции по рыночной стоимости, которая, несмотря на значительную величину чистых активов данного общества, может быть весьма малой. Хотя эти обстоятельства делают само закрытое акционерное общество в целом по сравнению с обществом с ограниченной ответственностью более защищенным в связи с меньшей вероятностью и возможностью «растаскивания» имущества общества выходящими акционерами «по кускам».

Закрытые акционерные общества считаются структурой с более высоким статусом, чем общества с ограниченной ответственностью, и воспринимаются с большим уважением и доверием, как деловыми партнерами, так зачастую и должностными лицами различных уровней.

Открытое акционерное общество имеет практически те же отличия от общества с ограниченной ответственностью, что и акционерное общество закрытого типа. Если же сравнивать типы акционерных обществ между собой, то можно сказать, что открытое акционерное общество воспринимается как организация более высокого делового статуса, нежели закрытое акционерное общество.

Также существуют специфические формы коммерческой деятельности, применимые лишь в государственном секторе экономики, – государственные и муниципальные унитарные предприятия. Для этой организационно-правовой формы коммерческих организаций предусмотрен Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон № 161-ФЗ).

Унитарными предприятиями признаются коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (п. 1 ст. 113 ГК РФ).

Заметим, что в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Согласно п. 2 ст. 113 ГК РФ имущество государственных или муниципальных унитарных предприятий находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит таким предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Можно условно выделить следующие виды государственных и муниципальных унитарных предприятий:

– унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения;

– унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, именуемое казенным предприятием.

Унитарные предприятия остаются сегодня единственной разновидностью коммерческих организаций, имеющих ограниченную (целевую) правоспособность. Такие предприятия не могут самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом, а также совершать многие другие сделки. Как известно, «никто не может передать другому больше прав, чем имеет сам». Но деятельность государственных предприятий искажает классические постулаты и конструкции в цивилистике.

Также в настоящее время распространена точка зрения, согласно которой некоторые унитарные предприятия, а именно основанные на праве оперативного управления, т. е. казенные заводы, следует признавать некоммерческими организациями в соответствии с целями их создания. Представляется, что рациональное зерно в этой позиции есть. Видимо, целесообразно разграничивать юридические лица не по целям их деятельности, а по целям их создания. Ведь извлечение прибыли не является основной целью деятельности казенных предприятий, более того, существование некоторых из них изначально подразумевается убыточным. Так, согласно п. 4 ст. 8 Закона № 161-ФЗ целью создания казенного предприятия может быть, к примеру, осуществление дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств. В целом основная задача таких предприятий заключается в удовлетворении государственных нужд.

В заключение, отмечаем, что коммерческие организации любых организационно-правовых форм имеют гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и несут связанные с этим обязанности.

Коммерческие организации могут осуществлять любые виды деятельности, прямо не запрещенные законом, они наделены общей правоспособностью, при этом не имеет значения, закреплены эти виды деятельности в учредительных документах организации или нет.

Нынешним российским законодательством установлен принцип, согласно которому юридические лица могут быть созданы только в какой-либо предусмотренной законом организационно-правовой форме. Для коммерческих организаций исчерпывающий перечень таких форм содержится в ГК РФ.

Учредители коммерческого юридического лица должны «облечь» свое зарождающееся «детище» в одну из предусмотренных законом форм. Придумать нечто, не предусмотренное законом, они не вправе. Этот принцип так называемого «замкнутого круга» юридических лиц прямо противоположен принципу неограниченного круга прав, вытекающих из принципа свободы договора, и имеет большое значение. Данное обстоятельство позволяет исключить возникновение ненадежных, не обладающих конструктивной устойчивостью коммерческих организаций, а также обеспечивает возможность контроля со стороны государства за экономическим оборотом.

Любая организация как юридическое лицо в соответствии с ГК РФ, независимо от организационно-правовой формы, обладает одинаковыми с другими организациями правами. Различия же, и весьма существенные, заключаются в правах их учредителей (участников, акционеров). Именно эти права и представляются определяющим. Выбор формы коммерческого юридического лица напрямую зависит от того, в какой степени законодательное регулирование соответствует предпочтениям учредителей и, конечно же, от их личных симпатий, желаний и стремлений. При этом не нужно забывать о том, что ни одна организационно-правовая форма не есть нечто застывшее, раз и навсегда данное. При определенных условиях и по определенным правилам каждая из них способна преобразовываться в другие формы.

ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления законодательно закреплены в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ).

В п. 1 ст. 2 Закона № 7-ФЗ указано, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в следующих формах:

– потребительский кооператив;

– общественные или религиозные организации (объединения);

– учреждения;

– благотворительные и иные фонды;

– другие формы, предусмотренные законом.

В п. 3 ст. 2 Закона № 7-ФЗ дан следующий перечень форм некоммерческих организаций:

– общественные или религиозные организации (объединения);

– общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;

– некоммерческие партнерства, учреждения;

– автономные некоммерческие организации;

– социальные, благотворительные и иные фонды;

– ассоциации и союзы;

– другие формы, предусмотренные законом.

Следовательно, законодательно закреплен не исчерпывающий перечень организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц. Поэтому в Российской Федерации допускается возникновение иных разновидностей подобных организаций (например, торгово-промышленные палаты, комитеты и фонды по управлению государственным и муниципальным имуществом).

Общая цель создания некоммерческих организаций заключается в служении интересам общества, в достижении общественно-полезных благ. Примерный перечень общественных благ, ради достижения которых создаются некоммерческие организации, приведен в Законе № 7-ФЗ. Они обозначены как цели социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные и управленческие.

Также некоммерческие организации могут создаваться в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Приведенный перечень также не является исчерпывающим. Каждая из перечисленных или подобных целей может трактоваться чрезвычайно широко, но общая цель всегда одна, и ее можно смело назвать социальной.

Важно заметить, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

Остановимся подробнее на некоторых формах некоммерческих юридических лиц и разберемся, на что следует обратить внимание при их сравнительной характеристике.

В соответствии с п. 1 ст. 116 ГК РФ потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Потребительский кооператив не предполагает обязательного личного участия в его делах. Любые ограничения участия в некоммерческих организациях каких-либо субъектов гражданского права должны быть прямо установлены специальным законом или уставом конкретного кооператива. Соответственно, не исключается возможность одновременного участия одного и того же участника в нескольких кооперативах.

Согласно ГК РФ особенности правового положения потребительских кооперативов должны определяться специальными законами об отдельных видах таких кооперативов – жилищный и жилищно-строительный кооператив, сельскохозяйственная и иная кооперация (см. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»; Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан»; Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»). Поэтому в ГК РФ содержатся лишь некоторые наиболее общие положения об особенностях имущественного и правового положения потребительских кооперативов.

Помимо общих положений и условий устав потребительского кооператива должен содержать условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки (в случае их возникновения) путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов. Причем члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого члена кооператива.

Устав потребительского кооператива может предусматривать осуществление им некоторых видов предпринимательской деятельности, а полученные доходы могут распределяться между членами кооператива либо идти на иные нужды, определенные его общим собранием. В данном случае эта деятельность не меняет в целом основных уставных задач и объема целевой правоспособности потребительского кооператива, а потому и не ведет к превращению его в производственный кооператив.

В соответствии со ст. 1 Закона № 7-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 278-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», вступившего в силу с 15 декабря 2007 г., специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций не распространяется на потребительские кооперативы; товарищества собственников жилья; садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан. Таким образом, государственная регистрация данных форм некоммерческих юридических лиц осуществляется в порядке, установленном Законом о регистрации (подробнее см. письмо ФНС России от 13 декабря 2007 г. № СК-6-09/963@ «Об изменении порядка регистрации товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан»).

В соответствии с п. 1 ст. 117 ГК РФ общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Они также являются некоммерческими юридическими лицами и лишь в этом качестве могут выступать как участники имущественных правоотношений. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

ГК РФ не затрагивает специфичных особенностей статуса таких объединений, включая их внутреннюю организацию и структуру управления.

Под общественным объединений понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Учредителями общественных организаций (объединений) могут быть граждане и юридические лица, но только такие, которые также являются общественными объединениями. И граждане, и юридические лица имеют равные права и равные обязанности.

В составе общественного объединения следует различать членов объединения и его участников. Членство имеет формальный характер – оно оформляется индивидуальными заявлениями или иными документами, позволяющими учитывать количество членов в целях обеспечения их равноправия и реализации прав и обязанностей, предусмотренных уставом. Участники связаны с объединением тем, что они выразили свою поддержку целям объединения, его конкретным акциям, они не обязаны формально подтверждать свое участие в объединении, если это прямо не предусмотрено уставом.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

– общественная организация;

– общественное движение;

– общественный фонд;

– общественное учреждение;

– орган общественной самодеятельности;

– политическая партия.

Гражданское законодательство регламентирует следующие основные положения правового статуса всех форм общественных и религиозных организаций (объединений).

1. Участники данных организаций не имеют ни вещных, ни обязательственных прав на имущество этих организаций. Таким образом, граждане как члены общественных и религиозных организаций не приобретают никаких имущественных доходов и выгод, а также не вправе требовать возврата членских взносов, пожертвований и иного имущества, переданного ими таким организациям.

2. Общественные и религиозные организации являются собственниками своего имущества и не несут ответственности по долгам своих членов. Также последние ни в субсидиарном, ни в каком-либо ином порядке не отвечают по долгам созданных ими организаций.

3. Юридическими лицами и собственниками своего имущества в соответствии с законом и уставами общественных и религиозных организаций могут признаваться как отдельные звенья этих организаций (например, территориальные), так и сами организации (объединения) в целом. ГК РФ допускает альтернативное решение этого вопроса в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях и уставами этих организаций.

4. Данные организации как собственники имущества участвуют в имущественном обороте исключительно для достижения своих основных уставных задач, т. е. имеют строго целевую правоспособность. Причем деятельность общественных и религиозных организаций должна не только служить достижению уставных целей, но и соответствовать им. Например, общественная организация может быть участником общества, занимающегося издательской или пропагандистской деятельностью (типографии, газеты, телестудии), но не может стать участником автомобильного комплекса либо страховой компании.

Фонды – это относительно новый вид некоммерческих юридических лиц, успевший широко распространиться в имущественном обороте современного российского общества.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Особенностью фонда и его отличительной чертой является то, что он не основан на членстве участников и последние не обязаны участвовать в его деятельности и поэтому лишены возможности прямо управлять его делами. Учредители фонда вынуждены доверять его руководящим органам в вопросе использования имущества. В целях же исключения возможных злоупотреблений введены два важных требования: во-первых, обязательное создание попечительского совета, контролирующего деятельность фонда и его должностных лиц, во-вторых, обязанность публично вести свои имущественные дела (ст. 118 ГК РФ).

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Имущество фонда, оставшееся после его ликвидации и расчетов с кредиторами, не подлежит распределению между учредителями. Например, имущество благотворительной организации (благотворительного фонда), оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на благотворительные цели в порядке, предусмотренном уставом.

Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями. Устав фонда помимо общих для всех видов юридических лиц сведений должен содержать: наименование фонда, включающее слово «фонд»; сведения о целях фонда; указания об органах, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда; порядок назначения должностных лиц фонда и их освобождения; указание на место нахождения фонда; описание судьбы имущества фонда в случае его ликвидации.

Важное положение, касающееся внесения изменений в устав фонда и его ликвидации, закреплено в ст. 119 ГК РФ. Органы фонда могут принять решение об изменении его устава, если такая возможность прямо предусмотрена в уставе его учредителями, а основания ликвидации фонда определены исчерпывающим образом. Если возможность внесения изменений в устав не предусмотрена учредительными документами, то такое право предоставлено только суду.

Благотворительная или иная общественная деятельность фондов нуждается в постоянных материальных затратах, которые невозможно финансировать в отсутствие членских взносов (как и в общественных организациях), ибо фонд не имеет фиксированного членства. Поэтому гражданское законодательство разрешает фондам, как и другим некоммерческим юридическим лицам, участвовать в предпринимательской деятельности непосредственно или через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.

Предпринимательская деятельность фонда должна соответствовать общественно полезным целям, т. е. его основным уставным задачам, носить строго целевой характер, соответствующий его специальной правоспособности, и подвергаться тем же ограничениям, что и участие в имущественном обороте общественных и религиозных организаций.

Учреждения представляют собой разнообразные виды некоммерческих организаций: органы государственного и муниципального управления, учреждения образования и просвещения, культуры и спорта, социальной защиты, основанных на государственной и муниципальной собственности, а также частные учреждения, созданные и финансируемые юридическими или физическими лицами – собственниками.

Учреждение – единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества (оно закреплено за учреждением на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ)). Оно представляет собой «остатки» прежней экономической системы, что, в принципе, не свойственно развитому товарному обороту.

Опасность участия в гражданском обороте таких юридических лиц для третьих лиц смягчается правилом о дополнительной (субсидиарной) ответственности финансирующего их собственника по их долговым обязательствам. Данное положение неоднократно подтверждалось материалами судебной практики (например, см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28 августа 2008 г. по делу № А43-26483/2007-8-697, на основании которого иск о взыскании задолженности по оплате работ, выполненных для муниципального учреждения, правомерно удовлетворен за счет казны муниципального образования, являющегося собственником данного имущества).

С учетом этого закон не определяет даже наименования учредительных документов этих организаций: это может быть как устав, таки общее положение об организациях данного вида либо положение о конкретной организации, утвержденное ее собственником. С учетом многообразия видов учреждений ГК РФ допускает регламентацию их правового статуса, как специальными законами, так и подзаконными актами, которые могут определять их статус.

Учреждение может быть реорганизовано или ликвидировано по воле собственника либо по решению суда в случаях, предусмотренных законом. В отношении государственных и муниципальных учреждений решение принимает уполномоченный собственником орган государственного управления либо орган местного самоуправления. Преобразование государственного или муниципального учреждения в коммерческую или некоммерческую организацию иной формы собственности допускается лишь в рамках законодательства о приватизации.

Ассоциации и союзы – это объединения юридических лиц, являющиеся некоммерческими организациями, хотя создаваться они могут как коммерческими, так и некоммерческими юридическими лицами. Анализ ст. 121 ГК РФ показывает, что не допускается одновременное участие в ассоциации или союзе коммерческих и некоммерческих организаций.

Ассоциации и союзы как коммерческих, так и некоммерческих организаций создаются для целей координации их деятельности, а также представления и защиты общих интересов, причем исключительно на добровольной основе. Участники такого объединения сохраняют полную самостоятельность, сами определяют характер созданного ими объединения и управляют его деятельностью, поэтому одно и то же юридическое лицо может состоять одновременно в нескольких ассоциациях и союзах.

Подобное объединение, как некоммерческая организация, не вправе участвовать в предпринимательской деятельности, но оно может создать хозяйственное общество либо участвовать в нем, однако полученные доходы должны использоваться на нужды ассоциации и не могут распределяться между ее участниками. Если же участники ассоциации возлагают на нее ведение какой-либо предпринимательской деятельности, то она подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество, участниками которого становятся члены ассоциации (п. 1 ст. 121 ГК РФ).

Ассоциации и союзы – собственники имущества, переданного учредителями, включая их взносы, являющиеся основным источником образования такого имущества, которое может использоваться только для достижения уставных задач в строгом соответствии с целевой правоспособностью. Остаток имущества ассоциации, образовавшийся в случае ее ликвидации после удовлетворения претензий кредиторов, не подлежит распределению между учредителями, поскольку они не имеют права на имущество ассоциации.

Ассоциация не несет ответственности по долгам своих участников, но последние обязаны нести такую ответственность по ее обязательствам. Характер и пределы такой ответственности должны определяться в уставе, в том числе с учетом особенностей положения юридических лиц – несобственников, которые могут быть участниками ассоциации. Наличие данной дополнительной ответственности исключает возможность признания данного вида некоммерческого юридического лица банкротом.

Субсидиарная ответственность члена ассоциации по долгам такого объединения сохраняется даже в случае выхода или исключения участника из ассоциации пропорционально его взносу в течение двух лет с момента выхода.

Рассматриваемая форма некоммерческих организаций действует в отличие от остальных форм некоммерческих организаций на основании двух учредительных документов – учредительного договора и устава, в которых участники договариваются о создании данной организации, включая компетенцию органов ее управления и порядок их формирования, условия и порядок ее реорганизации и ликвидации.

ГК РФ не предусматривает издания специальных законов, посвященных статусу и деятельности ассоциаций и союзов, поэтому необходимые детали их правовой регламентации должны предусматриваться в их учредительных документах, с помощью которых учредители сами могут определить многие вопросы деятельности создаваемых ими объединений.

УЧАСТИЕ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ В КАПИТАЛЕ

Создание юридического лица, равно как и последующее вступление в его состав участников посредством совершения гражданско-правовых сделок, является одной из форм осуществления иностранными физическими и юридическими лицами предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

В современной доктрине международного частного права принято выделять следующие основные режимы деятельности иностранных компаний на территории другого государства:

– режим недискриминации;

– национальный режим;

– режим наибольшего благоприятствования;

– преференциальный режим.

На основе выбора того или иного правового режима в дальнейшем формируется правовое положение определенной группы лиц или индивидуальный правовой статус конкретного субъекта.

В практике международной инвестиционной деятельности чаще всего применяется национальный режим. Подчинение деятельности иностранного инвестора этому режиму приравнивает объем его правосубъектности к объему правосубъектности физических и юридических лиц того государства, в котором осуществляется коммерческая деятельность. Так, согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Установление каких-либо ограничений правового статуса иностранного инвестора по сравнению со статусом национальных субъектов допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В п. 2 ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее – Закон № 160-ФЗ) содержится правило, согласно которому изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, данная формулировка дополняет правило, закрепленное в ГК РФ.

В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться, например, путем:

– создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);

– создания предприятий, их филиалов и представительств, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

– приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей, акций, облигаций и других ценных бумаг;

– приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав;

– предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и др.

Одной из проблем сегодня является стимулирование эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встают два вопроса: в какие сферы приток должен быть ограничен; в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь иностранный капитал привлекать.

Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех, которые находятся в пределах государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток, как правило, ограничен в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка лесов, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги), телекоммуникационную и спутниковую связь.

Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их может быть оправданным, во-первых, с точки зрения соблюдения национальных интересов и, во-вторых, быстрой окупаемости капиталовложений в названные сферы. Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов.

В современном российском законодательстве основным правовым актом, регулирующим права иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия их предпринимательской деятельности, является, как уже было отмечено выше, Закон № 160-ФЗ. Действие данного закона распространяется на все отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации, за исключением отношений, связанных с вложениями иностранного капитала в кредитные, страховые и некоммерческие организации.

Легальное определение понятия «иностранная инвестиция» закреплено в ст. 2 Закона № 160-ФЗ: это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с федеральными законами. Иностранными инвестициями могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, имеющие денежную оценку исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуги и информация.

Под прямой иностранной инвестицией понимается:

– приобретение иностранным инвестором не менее 10 % доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества;

– вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации;

– осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) некоторых видов оборудования.

Прямые зарубежные инвестиции – это нечто большее, чем простые капиталовложения в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо Российской Федерации. Прямые зарубежные инвестиции представляют собой также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в Российской Федерации, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.

Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных валютно-финансовых организаций.

Существуют также реальные инвестиции – это капиталовложения в землю, недвижимость, машины, оборудование и др. Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.

Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доходы за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор стремится взять в свои руки руководство предприятием. Обычно инвестор считает, что Россия – это самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (рестораны «Макдоналдс», например), либо на мировом рынке (некоторые зарубежные инвестиции в российскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему развитию экономики.

Помимо упомянутого Закона № 160-ФЗ отдельные нормы, касающиеся особенностей статуса иностранного инвестора, содержатся в других правовых актах. Также деятельность иностранных инвесторов регулируется и международными договорами, заключаемыми Российской Федерации с иностранными государствами.

Одним из наиболее значимых ограничений прямого характера и весьма рациональным является законодательное ограничение размера уставного капитала (доли уставного капитала), которым может владеть иностранный инвестор. Хотелось бы подчеркнуть, что правило, согласно которому установление любых ограничений возможно исключительно на уровне федерального закона, важно для целей гарантирования прав иностранных инвесторов на всей территории Российской Федерации, а также обеспечения стабильности гражданско-правового оборота.

Общей целью указанных ограничений является защита основ конституционного строя, обеспечение безопасности обороны страны и безопасности государства в целом. Ограничения эти создаются путем установления изъятий ограничительного характера для участия иностранных инвесторов в уставных капиталах коммерческих организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации, и совершения иностранными инвесторами иных сделок, имеющих целью установление контроля над указанными организациями. Они создают своеобразные нормативные барьеры для необоснованного увеличения степени влияния иностранных инвесторов, тем самым, предусматривая дополнительные защитные механизмы для российского предпринимателя.

О необходимости принятия специального закона, который бы ограничивал доступ иностранных инвесторов к отдельным стратегическим отраслям российской экономики, законодатели говорили давно. Поэтому и появился Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – Закон № 57-ФЗ). Данным законом устанавливаются изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении ими сделок, влекущих за собой установление контроля над указанными хозяйственными обществами.

В ст. 6 Закона № 57-ФЗ перечислены виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Среди них производство и оборот спецтехники, атомная, космическая и авиационная индустрия, разработка, производство и торговля вооружением, геологическое изучение недр и др. Одновременно под действие закона попали телерадиовещание, деятельность полиграфических предприятий и выпуск периодических печатных СМИ тиражом не менее 1 миллиона экземпляров.

Теперь в определенных данным Законом случаях зарубежные компании перед заключением сделки должны получить разрешение от федерального органа власти, осуществляющего контроль в конкретной отрасли.

ШАГ 2. ГОТОВИМ УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ВСЕХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ

Учредительными документами юридического лица принято считать документы, определяющие индивидуальные особенности статуса конкретного юридического лица в рамках действующего законодательства (приложения 1–3). В соответствии со ст. 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Таким образом, можно говорить о том, что законодатель предусмотрел несколько вариантов наличия учредительных документов юридического лица.

Конец ознакомительного фрагмента.