Вы здесь

Организационное поведение. Шпаргалка. 6. МОШЕННИЧЕСТВО. САБОТАЖ (О. Ю. Грачева)

6. МОШЕННИЧЕСТВО. САБОТАЖ

Организации часто становятся жертвами различного рода мошенничества. Нанимая работника, руководители не могут быть уверены, что перед ними честный, добропорядочный человек. Проверка характеристик с прошлого места работы и анализ трудовой книжки не всегда могут гарантировать достоверную и объективную информацию о будущем работнике организации. Поэтому современные организации часто терпят большие убытки от мошенничества своих работников. Основные виды мошенничества на современных организациях:

1) воровство денег;

2) хищение и порча имущества организации;

3) работа на конкурентов. Работник получает так называемую заработную плату от конкурента за представление ему достоверной информации о целях организации, копии документов, планов и стратегий относительно выпускаемых услуг и продуктов. Как правило, заработная плата от конкурента в разы выше той, что работник получает на своем предприятии. Это становится основным фактором, стимулирующим работника на предательство;

4) невыполнение своих трудовых обязанностей в своих личных целях в ущерб организации (сговор с конкурентами, поставщиками, подрядчиками);

5) взлом компьютерных программ. Возрастающее число мошенников делают необходимым изучать причины, по которым люди идут на мошенничество. Это могут быть разного рода причины.

Основные из них:

1) финансовая нестабильность, когда человек идет на мелкое преступление ради выживания;

2) вредные привычки (алкогольная, наркотическая зависимость);

3) различные психологические причины (человек хочет совершить преступление для поднятия собственной самооценки). Существует теория, что человек пойдет на мошенничество при наличии трех факторов:

1) человек в душе оправдывает свое преступление;

2) у него есть возможность его совершить;

3) обстоятельства, побуждающие и вынуждающие человека пойти на преступление.

В целях минимизации мошенничества в организации руководство должно соблюдать простые, но обязательные правила:

1) введение мер оперативного контроля за денежными средствами, имуществом предприятия;

2) разработку мер, наказаний и штрафов за выявленные акты мошенничества;

3) внимание к личной жизни работников, раскрытие их личностного и трудового потенциала, внимание к их проблемам и привычкам. Саботажем называется любая деятельность,

снижающая эффективность работы организации. Это могут быть искусственно вызванные забастовки, не имеющие под собой почвы, отсутствие работников в рабочее время на своих местах, сговоры работников и т. д. Саботаж может быть организован как одним человеком, так и группой. Работники, как правило, не преследуют личные цели. Целью саботажа является выражение протеста существующим условиям работы, попытка обратить на себя внимание руководства.