6. МОШЕННИЧЕСТВО. САБОТАЖ
Организации часто становятся жертвами различного рода мошенничества. Нанимая работника, руководители не могут быть уверены, что перед ними честный, добропорядочный человек. Проверка характеристик с прошлого места работы и анализ трудовой книжки не всегда могут гарантировать достоверную и объективную информацию о будущем работнике организации. Поэтому современные организации часто терпят большие убытки от мошенничества своих работников. Основные виды мошенничества на современных организациях:
1) воровство денег;
2) хищение и порча имущества организации;
3) работа на конкурентов. Работник получает так называемую заработную плату от конкурента за представление ему достоверной информации о целях организации, копии документов, планов и стратегий относительно выпускаемых услуг и продуктов. Как правило, заработная плата от конкурента в разы выше той, что работник получает на своем предприятии. Это становится основным фактором, стимулирующим работника на предательство;
4) невыполнение своих трудовых обязанностей в своих личных целях в ущерб организации (сговор с конкурентами, поставщиками, подрядчиками);
5) взлом компьютерных программ. Возрастающее число мошенников делают необходимым изучать причины, по которым люди идут на мошенничество. Это могут быть разного рода причины.
Основные из них:
1) финансовая нестабильность, когда человек идет на мелкое преступление ради выживания;
2) вредные привычки (алкогольная, наркотическая зависимость);
3) различные психологические причины (человек хочет совершить преступление для поднятия собственной самооценки). Существует теория, что человек пойдет на мошенничество при наличии трех факторов:
1) человек в душе оправдывает свое преступление;
2) у него есть возможность его совершить;
3) обстоятельства, побуждающие и вынуждающие человека пойти на преступление.
В целях минимизации мошенничества в организации руководство должно соблюдать простые, но обязательные правила:
1) введение мер оперативного контроля за денежными средствами, имуществом предприятия;
2) разработку мер, наказаний и штрафов за выявленные акты мошенничества;
3) внимание к личной жизни работников, раскрытие их личностного и трудового потенциала, внимание к их проблемам и привычкам. Саботажем называется любая деятельность,
снижающая эффективность работы организации. Это могут быть искусственно вызванные забастовки, не имеющие под собой почвы, отсутствие работников в рабочее время на своих местах, сговоры работников и т. д. Саботаж может быть организован как одним человеком, так и группой. Работники, как правило, не преследуют личные цели. Целью саботажа является выражение протеста существующим условиям работы, попытка обратить на себя внимание руководства.