2 Теории поведения человека в организации
2.1 Научная и административная школы управления
2.2 Школа человеческих отношений
2.3 Бихевиоризм в системе человеческих отношений
2.4 Школа поведенческих наук
2.1 Научная и административная школы управления
Предмет «Организационное поведение» основывается на достижениях и результатах работы, как школы поведенческих наук, так и других школ. Рассмотрим их более подробно.
Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф.Тейлором, который возглавил движение научного управления. Учение Тейлора базируется на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления.
Главная заслуга Тейлора состоит в том, что он разработал ряд методов научной организации труда и внедрил систему организационных мер, таких как:
1) хронометраж – измерение каждой операции технологического процесса во времени и установление оптимальной продолжительности их протекания;
2) инструкционные карточки;
3) методы переобучения рабочих;
4) плановое бюро;
5) сбор социальной информации;
6) новую структуру функционального администрирования.
Все эти организационные меры способны гарантировать рабочему, что повышение им производительности труда не будет уничтожено произвольно администрацией через понижение расценок.
Основные принципы научного управления по Тейлору состоят в следующем:
1) разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий;
2) абсолютное следование разработанным стандартам;
3) подбор, обучение и расстановка рабочих на те места, где они могут дать наибольшую пользу;
4) оплата по результатам труда;
5) использование функциональных менеджеров;
6) поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами. Именно Тейлор внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.
Ф. Гильбрет считается последователем Тейлора. Он разрабатывал наилучший метод выполнения работ и определил условия, необходимые для этого: целесообразное устройство рабочего места, рациональные способы подачи материалов, необходимые приспособления, инструкции, инструменты и т.д.
Работа Г. Эмерсона «12 принципов производительности» имела большой успех в 20-30 гг., считается классической работой по рационализации производства и базируется на следующих принципах:
1) точно поставленная цель;
2) здравый смысл;
3) компетентная консультация;
4) дисциплина;
5) справедливое отношения к персоналу;
6) оперативный, надежный, постоянный, полный, точный учет;
7) диспетчирование;
8) нормы и расписание;
9) нормализация условий;
10) нормирование операций;
11) написанные стандартные инструкции;
12) вознаграждения за производительный труд.
Основоположником административной школы управления по праву считается Файоль. Центром внимания Файоля была управленческая деятельность. Предметом его научных исследований в отличие от Тейлора были вопросы управления на уровне высшей администрации.
Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые до сих пор используются в управлении организацией: планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль.
Файоль разработал четырнадцать принципов управления, которым он следовал в своей практике и от которых, как он считал, зависит успех управления:
– разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы);
– власть (право отдавать команды и нести ответственность за результаты);
– дисциплина (четкое и ясное взаимопонимание между рабочими и менеджерами, базирующееся на уважении к правилам и договоренностям, существующим в организации; в основном результат возможностей руководства);
– единство распорядительства (распоряжение только от одного руководителя и подотчетность только одному руководителю);
– единства руководства (один руководитель и единый план для каждого набора действий по достижению каких-то единых целей);
– подчинение индивидуальных интересов общим интересам (менеджер должен добиваться с помощью личного примера и жесткого, но справедливого управления того, чтобы интересы индивидов, групп и подразделений не превалировали над интересами организации в целом);
– вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать рабочих на работу с отдачей);
– централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбираться таким образом, чтобы давать лучшие результаты);
– цепи взаимодействия (четкое построение цепей следования команд от руководства к подчиненным);
– порядок (все должны знать свое место в организации);
– равенство (к рабочим следует подходить справедливо и по-доброму);
– стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации);
– инициатива (менеджеры должны поощрять подчиненных выдвигать идеи);
– корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, развивать бригадную форму работы).
Из других представителей административной школы выделяют Блюмфилда, разработавшего концепцию (менеджмента персонала), или управления рабочей силой (1917), и М.Вебера, предложившего концепцию «рациональной бюрократии» (1921). Он дал характеристику идеальных типов господства и выдвинул положение, согласно которому бюрократия – порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации.
Вебер считал, что бюрократическая система должна обеспечить скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость. Основными элементами построения организации, обеспечивающими эти качества, по Веберу, должны быть следующие:
– разделение труда на базе функциональной специализации;
– хорошо определенная иерархическая система распределения власти;
– система правил и норм, определяющих права и обязанности работников;
– система правил и процедур поведения в конкретных ситуациях;
– отсутствие личностного начала в межличностных отношениях;
– прием в организацию на основе компетентности и потребностей организации;
– продвижение внутри организации на основе компетентности и широких знаний организации, которые приходят с выслугой лет;
– стратегия пожизненного найма;
– четкая система карьеры, обеспечивающая продвижение наверх для квалификационных работников;
– управление административной деятельностью состоит в разработке и установлении доскональных письменных инструкций по внутриорганизационным действиям.
Таким образом, авторы научного управления и административного подхода признавали значение человеческого фактора, однако в своих работах ограничивались изучением таких вопросов, как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений.
2.2 Школа человеческих отношений
Движение за человеческие отношения зародилось, как реакция на неспособность классического подхода полностью осознать человеческий фактор, как основной элемент эффективности организации.
Школа человеческих отношений зародилась в 20-30 годы 20-го века. Основной отличительной характеристикой является – перенос центра тяжести решения задач управления на человека. В ее основу положены достижения психологии и социологии – наук о человеческом поведении.
Первым, кто обратил внимание на роль личности в организации, был Р.Оуэн. Его идея состояла в том, что фирма много времени тратит на уход за станками и машинами (смазка, ремонт и пр.) и мало заботится о людях.
Родоначальником «школы человеческих отношений» принято считать профессора Школы бизнеса Гарвардского университета Элтона Мэйо. Она обнаружил, что группа рабочих – это социальная система, в которой есть собственные системы контроля.
Мэйо в отличие от Тейлора считал, что если создать соответствующие отношения, человек будет трудиться с интересом и энтузиазмом. Менеджеры, по мнению Мэйо, должны доверять рабочим и основное внимание уделять созданию благоприятных взаимоотношений в коллективе.
Один из основателей школы человеческих отношений Ф. Ротлисберген дал определение неформальной структуры как совокупности норм, неофициальных правил, ценностей, убеждений, а также сети различных внутренних связей в группе и между группами, центров влияния и коммуникаций.
Другие ученые У.Френч и Ч. Белл сравнивали организацию с айсбергом, подводная часть которого несет в себе элементы неформальной структуры, а верхняя часть является формальной системой. Так они подчеркивали приоритет «социального человека» в производственном процессе и приоритет социально-психологических методов в управлении.
В результате движение «человеческих отношений» стало противовесом всему научному движению, так как акцент в движении «человеческих отношений» переносится на людей, а в движении научного управления – на заботу о производстве. Так как даже простое проявление внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда.
2.3 Бихевиоризм в системе человеческих отношений
Перенос центра тяжести в управлении на человека породил развитие различных бихевиористских теорий менеджмента, развивающих или дополняющих идеи школы социальных систем.
Бихевиоризм – это одно из направлений в американской психологии, возникшее в начале 20 века. Его основателем считается Джой Уотсон. Он же сформулировал, что предметом психологии в отличие от других теорий является поведение, а не сознание или мышление.
Личность человека с точки зрения бихевиоризма есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку.
С позиции бихевиоризма личность – все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакций для приспособления к среде, т.е. навыки, социально регулируемые инстинкты, социализированные эмоции плюс способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки, а также способность удержания, сохранения навыков.
Таким образом, личность – организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.
Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.
В 70-е годы бихевиоризм представил свои концепции в новом освещении – в теории социального научения. Одна из главных причин, по мнению Бандуры, сделавших человека таким, какой он есть, связана со склонностью человека подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для него. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки.
Согласно теории социального научения Роттера социальное поведение можно описать с помощью следующих понятий:
– поведенческий потенциал – каждый человек обладает определенным набором действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни;
– на поведение человека влияют его ожидание, его субъективная вероятность, с какой, по мнению человека, определенное подкрепление будет после определенного поведения в определенной ситуации;
– на поведение человека влияют характер подкрепления, его ценность для человека;
– на поведения человека влияет его «фокус» контроля: экстернат либо интернат, чувствует ли он себя «пешкой» либо считает, что достижение его целей зависит от собственных усилий.
Поведенческий потенциал, по мнению Роттера, включает 5 основных блоков поведенческих реакций, «техник существования»:
– поведенческие реакции, направленные на достижение успеха, результата, служат основанием социального признания;
– поведенческие реакции приспособления, адаптации – это техника согласования с требованиями других людей, общественных норм и т.п.;
– защитные поведенческие реакции – используются в ситуациях, требования которых превышают возможности человека в данный момент;
– техники избегания – поведенческие реакции, направленные на «выход из поля напряжения», уход, бегство, отдых и т.п.;
– агрессивные поведенческие реакции – это может быть и реальная физическая агрессия, и символические формы агрессии: ирония, критика другого, насмешка, интриги, направленные против интересов другого человека и т.п.
2.4 Школа поведенческих наук
Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившись, прежде всего на методах налаживания межличностных отношений.
Она изучает поведение человека в производственной среде и зависимость производительности труда от морально-психологического состояния исполнителя.
Основной принцип этого подхода заключался в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом.
Среди представителей поведенческого направления можно выделить Дугласа Макгрегора, Фредерика Херцбергера, Ренсиса Лайкерта и др.
К основным вопросам, относятся вопросы социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.
Макгрегор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что менеджер может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя: задания, которые получает подчиненный, качество выполнения задания:
– время получения задания;
– ожидаемое время выполнения задания;
– средства, имеющиеся для выполнения задания;
– коллектив (окружение) в котором работает подчиненный;
– инструкции, полученные подчиненными;
– убеждение подчиненного в возможности выполнения задания;
– убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;
– размер вознаграждения за проведенную работу;
– уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой. Также он сформулировал два различных подхода к управлению, которые назвал теорией «Х» и теорией «Y».
Для организаций типа «Х» характерны следующие предпосылки:
– обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избегать работы;
– по причине нежелания работать большинство людей только путем принуждения, с помощью приказов, контроля и угроз наказания могут быть побуждены к тому, чтобы осуществлять необходимые действия и затрачивать должные усилия, необходимые для достижения организацией своих целей;
– средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации.
Теория «Y» имеет следующие предпосылки:
– выражение физических и эмоциональных усилий на работе для человека так же естественно, как и во время игры или на отдыхе. Нежелание работать не является наследственно присущей чертой человека. Человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или как наказание в зависимости от условий труда;
– ответственность и обязательства по отношению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда;
– обычный человек, воспитанный определенным образом, не только готов брать на себя ответственность, но даже стремится к этому.
Данные теории были разработаны применительно к отдельно взятому человеку.
Американский профессор Уильям Оучи, как бы дополняя идеи Макгрегора, предложил свое понимание рассматриваемого вопроса.
Исходным пунктом концепции Оучи является положение о том, что человек – это основа любой организации, и от него в первую очередь зависит успех функционирования организации. Его идеи в сжатом виде сводятся к следующему:
– долгосрочный наем кадров;
– групповое принятие решения;
– индивидуальная ответственность;
– медленная оценка кадров и их умеренное продвижение;
– неопределенный, неформальный контроль четкими и формализованными методами;
– неспециализированная карьера;
– всесторонняя забота о работниках.
Ренсис Лайкерт, проводя интенсивное изучение общих образцов управления, используемых лидерами, обнаружил, что они уделяют основное внимание человеческому фактору и стараются развивать групповой подход к выполнению работы по достижению целей.
Им были выделены две категории лидеров:
– лидеры, ориентированные на работников;
– лидеры, ориентированные на работу.
Обзор теорий поведения показывает, что творческая мысль постоянно развивалась, выдвигая все новые и новые идеи о том, каковы принципы поведения человека в организации. Отмечая вклад школы человеческих отношений и школы поведенческих наук в развитие организационного поведения, необходимо отметить, что проведенные исследования впервые позволили использовать приемы управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности человека результатами труда и повышения его производительности. Как отмечается многими исследователями в области организационного поведения, эволюция теории поведения будет идти в направлении все большего признания определяющей роли человека и его социальных, психологических и других особенностей в эффективной деятельности организаций.
1 Какие принципиально важные положения научных школ используются в современном менеджменте?
2 Назовите периоды развития науки об управлении.
3 Охарактеризуйте школу научного менеджмента (Ф.Тейлор, Ф. и Л. Гилбреты).
4 Дайте характеристику классической школы управления (А.Файоль, Г.Эмерсон, М.Вебер).
5 Назовите отличительные характеристики школы человеческих отношений (Э.Мэйо, М.П.Фоллет, Д.МакГрегор).
6 Что общего между различными подходами к управлению?
7 Охарактеризуйте современные учения об управлении.
8 Охарактеризуйте научные взгляды на управление в России.
9 Составьте хронологию научных подходов к управлению.
10 Поясните сущность управленческих подходов на различных этапах развития общественного производства.
1 Алиев, В.Г. Организационное поведение: учебник для вузов /В.Г. Алиев, С.В.Дохолян; Минобразования РФ, учеб. – метод. объед.вузов России по обр. в обл. менеджмента. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. – 310 с.
2 Вершигора, Е. Е. Менеджмент: учеб. пособие / Е. Е. Вершигора. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 283 с.
3 Коротков, Э.М. Концепция менеджмента: учебное пособие. /Э.М.Коротков. – М., 1996.
4 Кравченко, А. И. История менеджмента: учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М.: Акад. Проект, 2003. – 560 с.
5 Мескон, М. Основы менеджмента: учебник: пер. с англ. / М. Мескон, М.Альберт, Фр. Хедоури; АНХ при Правительстве РФ. – М.: Дело, 2002. – 704 с.
6 Мухин, В.И. Основы теории управления: учебник для вузов /В. И. Мухин. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 256 с.
7 Попов, С.А. Стратегическое управление. Модульная программа для менеджеров. Модуль 4. /С.А. Попов – М., 1999.
8 Румянцева, З. П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник для вузов / З. П. Румянцева. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 304 с.
9 Теория управления: учебник /под общ.ред. А. Л.Гапоненко, А. П. Панкрухина. –М.: Изд-во РАГС, 2004. – 558 с.
10 Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент: учебник / Р. А. Фатхутдинов. – 9-е изд., испр. и доп. – Москва: Дело, 2008. – 448 с.