Вы здесь

Организационное поведение. Глава 1. Основы теории личности (М. Н. Кулапов, 2013)

Глава 1. Основы теории личности

Слово «личность» происходит от латинского persona. Первоначально оно означало маску, которую надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. В.Н. Глумаков подчеркивает: «Таким образом, с самого начала в понятие „личность“ был включен внешний, социальный образ, который индивид принимает, когда играет определенные жизненные роли»[13].

Однако в настоящее время понятие «личность» наполнено более глубоким содержанием и представляет собой целостную систему, объединяющую в себе множество психосоциальных качеств, характеризующих конкретного человека (табл. 1.1).

Основные понятия различных теорий и подходов к личности

Основные понятия различных теорий и подходов к личности*

* Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования. М., 2000


Основой для бихевиоризма (от лат. behavior – поведение) послужила теория И.П. Павлова (1849–1936) об условно-рефлекторной деятельности коры головного мозга. Он описал поведение и адаптивную деятельность к внешней среде в терминах условных и безусловных рефлексов.

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды. Безусловные рефлексы имеют следующие характеристики: они врожденные (передаются по наследству), видовые, относительно постоянные, центр рефлекса лежит в подкорке. Условные рефлексы – приобретенные, индивидуальные (приобретаются в результате индивидуального жизненного опыта), относительно непостоянные (могут затухать, если нет постоянного подкрепления), центр лежит в коре головного мозга.

Проведя серию опытов с собаками, И.П. Павлов показал, что если каждый раз, давая собаке мясо, звонить в звонок, то через определенное время у собаки возникает на звонок условный рефлекс в виде выделения слюны. Хотя эта теория была основана на опытах с животными, она стала базой для понимания механизмов адаптации живых организмов, в том числе и человека, к окружающей среде.

В 1929 году И.П. Павлов выступал с докладом на IX Международном психологическом конгрессе в США, где его теория получила всеобщее признание и была воспринята как образец точного естественно-научного знания. Павлов создал и разработал значительную часть методологии, терминологии и законов экспериментальной теории научения.

Американский психолог Джон Уотсон (1878–1958) применил концепцию об условных рефлексах к теории научения и сформулировал основные принципы поведенческой психологии. Уотсон утверждал, что поведение людей можно описать в терминах стимулов и реакций (SR). При этом стимулом может быть любое изменение внешней среды, а реакцией – действие организма в ответ на этот стимул. Он считал, что психология как наука о поведении должна заниматься предсказанием и управлением действиями человека, а не анализом его сознания[14].

Дальнейшее развитие психология поведения получила в трудах американского психолога Барреса Скиннера (р. 1904).

В основе учения Б. Скиннера лежит теория условных рефлексов И.П. Павлова, которую он развил, установив различие между двумя типами реакций – ответными, или автоматическими, возникающими в ответ на определенные внешние стимулы (выделение слюны при виде пищи), и оперантными, которые самопроизвольно вырабатываются организмом (например, ползание ребенка, начинающего изучать окружающий мир) (рис. 1.1).


Рис. 1.1. Механизм поведения по Б.Ф. Скиннеру


На возникновение оперантных условных реакций можно воздействовать путем наказания или поощрения. При этом появление оперантной реакции можно усилить позитивным воздействием или наградой, а снизить – негативным воздействием или наказанием.

Закон эффекта Торндайка

Закон эффекта Торндайка – обоснование принципа подкрепления, которое повышает интенсивность и стимулирует повторяемость ответной реакции при научении.

Согласно закону эффекта Торндайка[15], из нескольких реакций индивида на одну и ту же ситуацию с большей вероятностью будут повторены те из них, которые сопровождаются или за которыми следует удовлетворение (подкрепление); те же, которые сопровождаются дискомфортом (наказанием), будут повторены с меньшей вероятностью. Соответственно поведению можно обучить.

Канадский ученый Альберт Бандура[16] (1925 г.р.) считает, что на поведение личности влияет не только внешняя среда, но и сам человек. По его мнению, психическое функционирование лучше понимать как непрерывное взаимодействие между открытым поведением, окружающей средой и личностными факторами (вера, ожидание, самовосприятие). Свою теорию А. Бандура назвал взаимным детерминизмом. Согласно этой теории, каждая из составляющих представленной триады способна влиять на другие. Это означает, что иногда более сильно влияние внешнего окружения, иногда – внутренних сил, а иногда ожидание и вера формируют и направляют поведение. В целом же, по мнению А. Бандуры, люди являются и продуктом, и производителем своего окружения из-за двойной направленности взаимодействия между открытым поведением и окружающими обстоятельствами. При этом человек формирует когнитивный (познавательный) образ определенной поведенческой реакции, наблюдая окружающие модели поведения. Затем именно эта закодированная в долговременной памяти информация служит ориентиром в его последующих действиях.

Убежденность человека относительно способности управлять событиями, влияющими на его жизнь, А. Бандура определил как сам эффективность. Она зависит от изменения представления человека о своих умениях для решения той или иной стоящей перед ним задачи. На нее влияют четыре фактора:

1) опыт непосредственной деятельности («Что я уже делал и что и как у меня получалось»);

2) наблюдение за деятельностью других людей («Что они делали и как у них получалось»);

3) мнение других людей обо мне («Как меня оценивают другие, на что, как они считают, я способен»);

4) физическое и эмоциональное состояние («Сейчас я не могу потому, что болен или не в том настроении»).

Самоэффективность может сочетаться с благоприятными или неблагоприятными условиями среды, и тогда возможно возникновение ситуаций:

1) при высокой самоэффективности и благоприятной ситуации наиболее вероятен позитивный результат деятельности человека;

2) когда самоэффективность низкая, а ситуация благоприятная, человек может глубоко переживать, что другие преуспевают в делах, которые для него кажутся очень сложными;

3) при высокой самоэффективности и неблагоприятной ситуации человек будет умножать усилия, стремясь изменить ситуацию, преобразовать ее, найти новое решение проблемы;

4) когда самоэффективность низкая и ситуация неблагоприятная, человек ощущает апатию, считает себя не способным изменить ситуацию и склонен мириться со своим положением, оправдывая свое бездействие тем, что ничего изменить нельзя.

Самоэффективность существенным образом влияет на успешность трудовой деятельности.

Человек с низкой самоэффективностью будет проявлять мало инициативы и настойчивости в достижении целей, поэтому работа по повышению самоэффективности работников – важная задача менеджмента.

Американский психолог Джулиан Роттер (р. 1916) сделал попытку спрогнозировать поведение человека на основе анализа взаимодействия четырех переменных: потенциала поведения, ожидания, ценности подкрепления и психологической ситуации[17].

Под потенциалом поведения Дж. Роттер понимал вероятность определенного поведения, встречающегося в какой-то ситуации или ситуациях в связи с каким-то одним подкреплением или подкрепления ми. Если, например, в ответ на оскорбления человек выбирает вариант поведения – не обращать на это внимания, значит, потенциал этой реакции сильнее, чем у любой другой возможной реакции.

Ожидание означает, что, принимая какое-то решение, человек рассчитывает на определенное подкрепление, т.е. на то, что в результате получит какую-то выгоду. Роттер считал, что величина силы ожидания может варьироваться от 0 до 100% и зависит от прошлого опыта человека. Если опыт был удачным, то ожидание может составить 100%, в противном случае ожидание может равняться нулю. Роттер ввел также понятие генерализованных ожиданий, которые подходят для прогноза поведения. Это ожидания, которые являются наиболее общими, а не характерными только для конкретной ситуации.

Ценность подкрепления – это степень, с которой человек при равной вероятности получения подкрепления предпочитает одно из них другому. При этом ценность подкрепления соотносится с мотивацией, а ожидание – с познавательными процессами.

Для прогнозирования поведения Д. Роттер предложил следующую формулу:

Потенциал поведения = Ожидание + Ценность подкрепления.

Следует иметь в виду, что при всей привлекательности эта формула применима только для прогноза поведения в условиях тщательного контроля, например в психологическом эксперименте.

Для прогноза целенаправленного поведения в различных ситуациях, с которыми люди сталкиваются повседневно, Д. Роттер использует более общую формулу:

Потенциал = Свобода деятельности + Ценность потребности.

Формула показывает, что потенциал выстраивания поведения определяют два фактора:

1) свобода деятельности человека или общее ожидание, что данное поведение приведет к удовлетворению потребности;

2) ценность, которую человек придает потребности, связанной с ожиданием, для достижения каких-то целей.

Таким образом, общая формула прогноза означает, что человек склонен стремиться к целям, достижение которых будет подкреплено, и ожидаемые подкрепления будут иметь высокую ценность. Д. Роттер считал, что, зная эти факторы, можно дать точный прогноз поведения человека.

Интересный подход к теории личности предложил американский психолог и социолог Джордж Келли (1895–1967), который особое значение придавал когнитивным процессам: мышлению, осознанию, суждению, считая их основными чертами функционирования человека. Согласно его теории, базовыми элементами личности являются так называемые конструкты – понятийные системы или модели, которые человек создает и затем приспосабливает к объективной действительности. Он считал, что люди мотивированы уже очевидностью того факта, что они живы, и желанием прогнозировать события, которые они переживают. В связи с этим не требуется никаких специальных концепций (влечения, поощрения, потребности) для объяснения мотивации человека. В когнитивной теории Дж. Келли человек представлен как свободный и зависящий от собственного поведения. Для выбора же своего поведения он располагает громадным набором конструктов, которые он приобрел и в пределах которых действует.

Что касается объективных внешних факторов, то они воздействуют на людей по-разному, но люди интерпретируют их в соответствии со своими личностными особенностями, своей конструктной системой, поскольку полезное для одной конструктной системы может не подойти для другой. Интересен факт, что Келли изобрел специальный реп-тест для оценки личностных конструктов, используемый в различных исследованиях.

Американский психолог Карл Роджерс[18] обратил внимание на то, что многие поступки человека направлены на поддержание «образа Я»: «Если я такой, значит, я должен так делать». Если информация или чувства не соответствуют этому образу, то человек испытывает состояние неконгруэнтности – рассогласование между опытом и Я, что может привести к формированию дезорганизованной, неудовлетворенной личности. Согласно К. Роджерсу, чем больше рассогласование между тем, каким человек себя видит (реальным Я), и тем, каким хотел бы быть (идеальным Я), тем больше напряжение и тревога, которую он переживает. Формирование «образа Я» в большой степени зависит от информации, которую человек получает от своего окружения. То же, как человек оценивает себя, приводит к формированию самооценки и позитивного самоуважения. Для этого его поведение должно соответствовать ценностям, которых он придерживается, и встречать позитивную оценку окружающих.

Ряд ученых, признавая значительную роль внешней среды в формировании поведения человека, основной акцент в своих исследованиях сделали на изучении самой личности со стороны ее черт.

Так, Ганс Айзенк (р. в 1916 г.) выделил два основных типа личности:

1) экстраверты – интроверты;

2) стабильный – невротичный.

Сочетание этих типов дает четыре категории людей (табл. 1.2).

Категории людей, описанные Г. Айзенком на основе выраженности двух независимых параметров[19]

Таблица 1.2


Айзенк считал, что при анализе этих четырех типов необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

• оба диапазона типов имеют нормальное распределение, являются непрерывными и предусматривают широкий спектр индивидуальных различий;

• описанные черты, свойственные каждому типу, представляют собой крайние случаи. Большинство же людей обычно располагаются ближе к средней точке и поэтому имеют не такие экстремальные характеристики, как это представлено в таблице. Так, стабильные интроверты – это спокойные, уравновешенные, надежные люди; в то же время интроверт невротичный – тревожный, пессимистичный, замкнутый. Стабильный экстраверт – общительный, дружелюбный, отзывчивый; невротичный экстраверт – беспокойный, агрессивный, возбудимый.

Айзенком было сконструировано множество опросников, в том числе личностный, который позволяет выявить существенные различия в поведении интровертов и экстравертов. Например, экстраверты делают больше перерывов в работе, возбуждение только повышает эффективность их поступков. Интровертам же оно только мешает.

Гордон Оллпорт (1897–1967) развил теорию черт личности, которую считал динамической организацией тех психофизических систем, которые формируют характерное для человека поведение и мышление. Личностные черты он определил как предрасположенность вести себя сходным образом в различных ситуациях.

Личностные черты Г. Оллпорт разделил:

на общие, включающие любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры (например, менталитет);

кардинальные, определяющие все поступки человека, которые можно назвать страстью, одержимостью;

центральные, являющиеся строительными блоками индивидуальности (например, пунктуальность, внимательность, ответственность). Г. Оллпорт считал, что у человека таких черт может быть от пяти до десяти;

вторичные, которые являются менее заметными и устойчивыми, а потому менее пригодными для характеристики личности (например, предпочтения в еде или одежде).

Объединяющим началом каждого индивида Оллпорт считал Я, Мое (самость), состоящие из шести субъективных аспектов личности: ощущения собственного тела, самоидентичности, самоуважения, саморазвития, самооценки и рационального управления собой.

Поведенческие черты – это характеристики поведения, отличающиеся относительной устойчивостью и постоянством проявления. Попытки выделить и исследовать все возможные варианты поведенческих черт привели к выявлению их в количестве 18 000. Г. Оллпорт и Х. Одберг еще в 1936 г. составили список слов английского языка, означающих устойчивые характеристики поведения человека и черты его личности. В этот список вошло 4500 слов.

Реймонд Кеттел[20] (1905—1998) первоначально исходя из 171 черты счел возможным сократить этот список до 16, разделив их на два типа: поверхностные и исходные.

Поверхностные черты Р. Кеттел не считал значимыми для объяснения поведения человека, поскольку они не имеют единой основы и временнóго постоянства, а лишь представляют собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении проявляются в «неразрывном» единстве.

Исходные черты определяют поведение человека, поскольку являются основополагающими структурами, которые образуют блоки самой конструкции личности (табл. 1.3). Они подразделяются на два типа:

1) конституционные – формируются на базе физиологических и биологических данных индивида;

2) сформированные окружающей средой, т.е. обусловленные влиянием внешней среды.

Основные исходные черты, выявляемые с помощью опросника Р. Кеттела «Шестнадцать личностных факторов» (16PF)
[21]

Таблица 1.3


Р. Кеттел вывел формулу для предсказания поведения с определенной степенью точности:

R = f (S, P),

где R – природа специфической ответной реакции человека, означающей, что он делает, или думает, или говорит; f – неопределенная функция от стимулирующей ситуации S в конкретный момент времени и от структуры личности P.

Эта формула свидетельствует об убежденности Р. Кеттела в том, что поведение человека можно определить и предсказать.

Зигмунд Фрейд[22] (1858–1939) является основателем школы психоанализа. В отличие от господствующей в то время точки зрения на человека как на разумного и осознающего свое поведение субъекта З. Фрейд выдвинул теорию о том, что поведение человека не может быть произвольным или случайным, оно контролируется неосознаваемыми психологическими конфликтами.

З. Фрейд выделил три основные психические инстанции:

1) Суперэго (Superego) – Сверх-Я: собственно сознание человека, его моральные принципы, определяющие возможность или невозможность того или иного варианта поведения. Оно формирует сначала мораль родителей, а затем – учителей и авторитетов;

2) Ид (Id) – Оно: противоположность Суперэго. Является источником человеческих желаний, которые требуют немедленного удовлетворения. Именно это бессознательное служит источником всех психических сил и энергии личности, на основе которых формируются эмоциональные переживания и комплексы, например эдипов комплекс (царь Эдип убил своего отца и женился на собственной матери. З. Фрейд объяснял его поведение вытесненным из детской жизни половым влечением к матери и связанным с этим влечением агрессивным отношением к отцу). По мнению З. Фрейда, исходящие из полового инстинкта влечения человека под воздействием моральных, религиозных и других ограничений и запретов вытесняются в область бессознательного, но все равно продолжают действовать даже без ведома человека, поскольку никогда не перестают стремиться к полному удовлетворению;

3) Эго (Ego) — Я: находится между сознательным и бессознательным. Эго подчиняется реальности, стремится поддержать равновесие между Ид и Суперэго, удовлетворить желание Ид с учетом внешних факторов. Если Эго не справляется со своей задачей, то происходит дестабилизация личности, сопровождающаяся отрицательными эмоциями.

Чтобы помочь человеку справиться с отрицательными эмоциями и переживаниями, З. Фрейд разработал способы психической защиты:

вытеснение в область бессознательного неприятной информации или чувств;

перенесение: человек переносит свои ощущения или чувства на других людей (не «я ненавижу его», а «он ненавидит меня»);

сублимация: личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, поставленной взамен первой; при этом замещение цели приносит личности равное удовлетворение;

рационализация предполагает поиск удобных причин для оправдания невозможности совершить те или иные действия.

Личность и индивидуальные различия

Личность имеет общие и уникальные черты. Каждая личность имеет отличия от другой личности в одном, но в другом может быть схожа с ней (рис. 1.2).

Уровни нравственного развития цивилизаций отражают нравственные нормы, являющиеся ценностной основой социальных связей и культуры межличностных отношений.

Особенности физиологии высшей нервной деятельности (ВНД) человека – это специфика функционирования нервной системы человека, характеристика деятельности основных нервных процессов – возбуждения и торможения и т.д.

Анатомо-физиологические особенности – особенности анатомической и физиологической структуры тела человека.


Рис. 1.2. Источники различий в характеристиках личности[23]


Задатки – анатомо-физиологические особенности строения головного мозга, оказывающие влияние на развитие способностей человека.

Темперамент – устойчивая система динамических особенностей психической деятельности человека.

Природно-географическая среда оказывает значительное воздействие на развитие личности, ее индивидуальные черты. Так, люди, выросшие на Крайнем Севере, более сдержанны и организованны, а южане – более эмоциональны, подвижны и легковозбудимы.

Социально-культурный фактор и прежде всего общество и окружающая макро- и микросреда как основные детерминанты формирования личности отражены на рис. 1.3 (А.В. Либин, 1995).


Рис. 1.3. Формально-динамическая модель личности


1 – моторные стили, перцептивные стили (стили восприятия);

2 – стили операций и действий;

3 – когнитивные стили (устойчивые способы приема и переработки информации, проявляющиеся в индивидуальной специфике организации познавательных процессов, влияющей на все уровни ментальной иерархии, включая личностные особенности), стили мышления;

4 – эмоциональные, мотивационные, защитные стили (способы снижения уровня тревожности; замещающие формы разрешения внутриличностных конфликтов), стили совладания (конструктивные способы поведения в ситуации, оцениваемой как угрожающая, позволяющие справиться со стрессом), стили поведения и деятельности;

5 – стили жизни – устойчивая характеристика иерархии жизненных ценностей и предпочитаемых индивидом способов их достижения (А. Адлер, 1927)

В настоящее время все большее распространение получает подход, в котором выделяются пять основных групп качеств, названных «большой пятеркой» (О – С – Е – А – N): открытость опыту — О; сознательность — С; экстраверсия — Е; доброжелательность — А; нейротизм — N, или эмоциональная стабильность (табл. 1.4).

Факторы черт личности, образующих «большую пятерку»

Таблица 1.4

Источник: Costa&McCrae, 1985. Р. 2, составлено по: Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования. С. 289.


Факторы, приведенные в табл. 1.4, имеют следующие характеристики:

нейротизм – черта эмоционально неустойчивого человека. Означает степень эмоциональной стабильности. Люди с высоким показателем нейротизма отличаются повышенной эмоциональной нестабильностью, раздражительностью;

экстраверсия – черта общительного человека, ориентированного преимущественно вовне, на окружающий мир. Люди с низкой выраженностью этого качества (интроверты) склонны к уединению, замкнуты;

склонность к согласию, доброжелательность показывает, насколько человек участлив и внимателен к другим людям. Низкие показатели данного фактора говорят о безучастности, подозрительности, высокой критичности по отношению к другим;

сознательность характеризует человека самодисциплинированного, ответственного, настойчивого в достижении целей. Люди с низкой выраженностью данного фактора безответственны, небрежны, неорганизованны;

открытость к опыту. Высокий показатель по данному фактору свидетельствует о том, что человек обладает высоким интеллектом и открытостью к новым идеям, что он мечтателен и способен к творчеству. Люди противоположных качеств нелюбопытны, отличаются приземленностью.

В каждом из факторов «большой пятерки» выделяются шесть специфических граней (более конкретные черты, компоненты, из которых складывается обобщенный фактор). Они оцениваются по шкале измерения грани.

Психологи считают, что индивидуальные оценки по шкале «большой пятерки» остаются стабильными где-то после 30 лет. До этого возраста возможны значительные изменения и рост, что позволяет некоторым психологам утверждать, что «подобно интеллекту и физическому росту черты личности, видимо, имеют свою точку полной зрелости… развитие личности не завершено до окончания третьего десятилетия жизни» (Costa&McCrae, 1994).

Российский вариант модели был разработан в 2000 г. Л.Ф. Бурлачуком[24]. Современные исследования посвящены изучению взаимосвязи между факторами «большой пятерки» и показателями трудовой деятельности[25]. Например, было обнаружено, что добросовестность и экстраверсия в высокой степени являются прогностическими признаками успешной работы агентов по торговле недвижимостью, продавцов и в целом способности человека работать в команде, а нейротизм – отрицательный прогностический признак для менеджеров по финансам. Исходя из полученных данных строятся личностные профили определенных профессиональных групп, которые показывают, наличие или отсутствие каких качеств может высоко коррелировать с успешностью выполнения тех или иных профессиональных обязанностей.

Определенный интерес в выявлении особенностей поведения человека в организации имеет модель К. Арджириса «от незрелости – к зрелости»[26] (рис. 1.4).


Рис. 1.4. Модель «от незрелости – к зрелости» К. Арджириса


В добавление к различным теориям и моделям формирования личности, созданным психологами, существует специальная модель развития личности, разработанная К. Арджирисом специально для организационной среды. Он предложил модель работающего человека, которая сочетает в себе как стадии развития личности, так и ее черты (латентные характеристики личности, которые могут не совпадать с наблюдаемым поведением).

Согласно Арджирису, человеческая личность в любом возрасте не столько развивается (сознательно и бессознательно) от стадии к стадии, сколько в разной степени и по разным аспектам преобразуется на пути от незрелого до зрелого состояния, характеризующегося соотносительностью и субъективной значимостью семи основных параметров для самой личности.

Арджирис утверждает, что по мере приобретения людьми опыта и уверенности в своей работе они могут быть описаны скорее всего параметрами, соответствующими зрелому возрасту (разная степень активности, независимость, разнообразие поведенческих моделей и т.д.).

Эта модель дает метод описания и измерения роста отдельной личности в условиях определенной организационной культуры и ценные рекомендации для менеджеров, которые должны стараться стимулировать активность, независимость, карьерный рост личности и способствовать раскрытию ее способностей.

Г.Р. Латфуллиным и О.Н. Громовой были выделены основные переменные, влияющие на индивидуальное поведение[27] (рис. 1.5).


Рис. 1.5. Основные переменные, влияющие на индивидуальное поведение


Внешняя окружающая среда – совокупность политических, природно-климатических, правовых, научно-технических, коммуникационных и экономических условий, оказывающих прямое и косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, организации (например, семья, различные организации, уровень безработицы и средней заработной платы в регионе, увлечения, общественно-политическая деятельность и т.д.).

Внутренняя организационная среда – совокупность организационных условий трудовой совместной деятельности человека. Наиболее существенными и значимыми для восприятия являются организационная политика, организационная структура, организационная культура, система поощрений и санкций, организация труда, роли работника, рабочая группа, организационный статус, лидерство, ресурсы организации.

Ценностные ориентации – идеологические, моральные, эстетические и другие основания оценок личностью окружающей действительности и ориентации в ней. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношения личности к действительности и формирует систему социальных установок человека.

Установка – готовность чувствовать и вести себя по отношению к чему-либо или к кому-либо. Наиболее существенными для организации являются установки личности по отношению к себе (самооценка и самоэффективность), к трудовой деятельности (удовлетворенность трудом), к организации (преданность организации) и др.

Способности. Условиями успешного осуществления того или иного вида деятельности являются способности человека, определяемые природными данными, а также опытом, навыками, умениями. Способности можно развить в процессе обучения (научения), воспитания, активной общественной деятельности, если существует соответствие работы (характера, содержания, степени самостоятельности, сложности, ответственности и т.д.) способностям и компетенции работника, т.е. основания ожидать повышения производительности труда и удовлетворенности им, улучшения взаимопонимания сотрудника с коллегами.

Образ ситуации – обобщенная картина (индивидуальное видение) фрагмента (предметов и явлений внешней и внутренней организационной среды) реального мира, воспринимаемого человеком с помощью пяти органов чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния, складывающаяся и проектируемая в результате переработки информации о нем.

Личность – относительно устойчивое множество характеристик, которые определяют общность (похожесть на всех людей, в некоторой степени похожесть на отдельных людей) и различия в поведении людей.

Мотивация – побуждение, заставляющее человека действовать определенным образом.

Восприятие – процесс, посредством которого человек придает значение элементам и явлениям окружающей среды. Включает отбор, организацию, хранение и интерпретацию в психологическом опыте различных стимулов в значащую и логически последовательную картину мира.

Научение – процесс и результат приобретения человеком знаний, умений и навыков посредством жизненного опыта (эмоционального, теоретического, практического).

Индивидуальное поведение человека в организации

Индивидуальное поведение человека в организации зависит от психологического компонента личности, который состоит в определенном сочетании психологических явлений (рис. 1.6).


Рис. 1.6. Основные группы психологических явлений


Отечественная психология выделяет три группы психических явлений. К первой группе относятся познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление), которые обеспечивают динамическое отражение и связь личности с действительностью (рис. 1.7). Их характеризует относительная кратко временность, наличие начала и окончания действия, протекание в виде реакции.


Рис. 1.7. Познавательные психические процессы


Вторую группу составляют психические эмоциональные состояния (жизнерадостность, восторженность, печаль, грусть и т.п.), которые повышают или понижают уровень общей активности личности и оказывают влияние на результаты ее трудовой деятельности.

Третья группа – психические свойства, т.е. наиболее общие индивидуально-психологические особенности, характеризующие личность в целом и во многом определяющие поведение человека в той или иной трудовой ситуации. К психическим свойствам личности относятся способности, потребности, характер и темперамент.

Объективная действительность, воздействуя на человека, отражается в коре головного мозга в виде образов, а возникающие при этом в мозге психические процессы – формы отражения. Отражение человеческим мозгом предметов и явлений адекватно реальной действительности. Таким образом, психика – свойство высокоорганизованной материи – мозга, заключающееся в отражении объективной действительности.

Отражение объективной действительности происходит при активной деятельности человека, в первую очередь трудовой. Процесс отражения является познанием объективной действительности, свойств окружающих человека предметов и явлений. Так, рабочий-станочник узнает цвет и форму деталей, их размеры и т.д.

Важен вопрос о соотношении психики и сознания. Известный психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал, что в ходе исторического развития «с переходом к человеку меняется общий тип психического отражения… возникает новый, высший тип психики – сознание… переход к этому высшему типу психики совершается вследствие возникновения производственных отношений людей. Особенности психики людей и определяются особенностями этих отношений, зависят от них»[28].

Понятие «психика» шире понятия «сознание», так как к психическим относятся как осознанные, так и неосознанные явления. Нужно иметь в виду, что психика – достояние всего животного мира. Ее появление связано с возникновением простейшей нервной системы. Сознание же свойственно лишь человеку. Отечественные психологи отмечают такие черты человеческого сознания, отличающие его от психики животных, как активность, целенаправленность, опора на обобщенный опыт познания действительности человечеством, прогнозирующий характер и самосознание, т.е. осознание человеком самого себя.

Все психические явления – психические процессы, психические состояния, психические свойства человека – являются неразрывной составной частью любой трудовой деятельности, ее психологическим компонентом.

Под влиянием трудовой деятельности происходит перестройка психологического компонента личности, его активизация и приспособление к существующим условиям организации. Знание закономерностей изменения психологических функций человека под влиянием конкретной трудовой деятельности, внутрифирменной системы мотивации и стимулирования позволяет прогнозировать организационное поведение персонала.

При исследовании познавательных процессов в первую очередь речь идет об изучении ощущения – первичного психического процесса, фундамента психики человека, так как через ощущение человек получает исходную информацию из внешней и внутренней среды.

Ощущение представляет собой отражение отдельных свойств предметов или явлений, непосредственно воздействующих на анализаторы.

В организационном поведении ведущее значение имеют зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, кинестезические, статические и органические ощущения (рис. 1.8).


Рис. 1.8. Виды ощущений


Зрительные ощущения особо актуальны для водительских профессий (летчиков, машинистов железнодорожного транспорта и метро, шоферов и т.п.), операторов ЭВМ и электроподстанций, художников и т.д.

Слуховые ощущения – речевые, музыкальные – могут быть связаны с профессиональной деятельностью, например, музыканта, педагога. Такие слуховые ощущения, как шумы, особенно сильные, являющиеся составной частью элемента «среда» в эргономической системе, могут являться препятствием успешного трудового процесса и отрицательно воздействовать на работника.

Обонятельные ощущения у человека развиты недостаточно. Вместе со вкусовыми они имеют немаловажное значение для работников пищевой промышленности и общественного питания.

Практически в любой трудовой деятельности работники испытывают кожные ощущения. Это либо тактильные ощущения, либо температурные, либо болевые. Особое место среди них занимают тактильные ощущения (ощущения прикосновения и давления), позволяющие определить качество предмета и возникающие, например, при взятии заготовок, инструмента, включении станка, работе с клавиатурой компьютера и т.д.

Учитывая воздействие температуры на организм человека и то, что наиболее благоприятной для трудовой деятельности, комфортной температурой считается в среднем 18–20 °С, в каждой фирме необходимо обеспечивать среду с оптимальными условиями труда.

Статические ощущения, отражающие положение тела в пространстве, и кинестезические, т.е. ощущения движения и положения отдельных частей тела, постоянно сопутствуют трудовой деятельности. Для ряда профессий, например летчика, монтажника-высотника, нормальное функционирование органов равновесия является условием профессиональной пригодности.

Через кинестезические ощущения работник узнает о силе, скорости и траектории движений, совершаемых рабочими органами. Высокий уровень развития кинестезических ощущений способствует росту профессионального мастерства, возможности совершать меньшее количество приспособительных движений. К этой же группе относятся речедвигательные ощущения, идущие от речевого аппарата и являющиеся ведущими для ряда профессий, связанных, например, с лекторской, преподавательской деятельностью.

Каждому человеку присущи органические ощущения, определяемые функционированием внутренних органов: голод, жажда, болевые ощущения. Органические ощущения оказывают большое влияние на самочувствие человека во время выполнения работы и общий уровень его работоспособности, что следует учитывать при формировании социальной инфраструктуры в компании.

Знание основных закономерностей процесса ощущения – порогов ощущения и различения, адаптации, синестезии, сенсибилизации и контраста – позволит создать оптимально комфортные психологические условия на рабочем месте каждого сотрудника фирмы, способствовать формированию оптимального организационного поведения.

Более сложный познавательный психический процесс – это восприятие, состоящее в отражении предметов или явлений реального мира в целом при их непосредственном воздействии на анализа торы.

Например, если рабочему, закрывшему глаза, положить на ладонь деталь, то первоначально возникнет ощущение отдельной стороны этой детали. При взаимодействии ряда анализаторов – зрительного, тактильного, температурного, двигательного (рассмотрение и ощупывание детали) – возникает образ детали в целом: ее формы, цвета, шероховатой или гладкой поверхности, температуры и т.д. Это уже образ восприятия на основе межанализаторных связей.

В основе восприятия согласно учению академика И.П. Павлова лежат сложные системы врéменных нервных связей, что обеспечивает целостность образа предмета или явления. Хотя базой для восприятия является ощущение отдельных сторон предметов или явлений объективной действительности, нельзя его сводить к простой сумме ощущений. Восприятие – это новый, более высокий качественный уровень психической деятельности. Кроме того, оно тесно связано с другими психическими процессами и явлениями: мышлением, поскольку оно является осмысленным; чувством, так как у человека вырабатывается то или иное отношение к предметам; с па мятью, с таким ее компонентом, как узнавание.

И.М. Сеченов указывал, что в процессе узнавания человек как бы накладывает образ того, что он видит в настоящий момент, на образ прежних восприятий, которые сохраняет его память, – если эти образы совпадают, человек узнает.

В процессе восприятия один анализатор обычно является преобладающим. Так, при прослушивании лекции ведущим является слуховой анализатор, при создании картины или скульптуры – зрительный. Этот признак лежит в основе выделения видов восприятия: слуховых, зрительных, обонятельных и т.д. Но при этом необходимо помнить, что любое восприятие определяется деятельностью не одного, а нескольких анализаторов.

Восприятие – не пассивное отражение. Оно находится под влиянием суммы знаний, направленности интересов, отношения к жизни, т.е. субъективной установки личности. Подобная зависимость восприятия человека от его прошлого опыта получила название апперцепции и способствует целенаправленности восприятия.

Успешность целенаправленного восприятия, или наблюдения, зависит от ряда условий: четко определенной задачи наблюдения, разработанного плана его проведения, предварительной подготовки и высокой активности мышления личности.

Менеджерам по персоналу следует учитывать, что важное место в жизнедеятельности и трудовой деятельности человека занимает восприятие времени и пространства.

Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности явлений или событий. И.П. Павлов считал, что физиологической основой восприятия времени являются условные рефлексы на время, которые вырабатываются в течение всей жизни человека. Они базируются на внутренних ритмах жизнедеятельности организма, в частности ритмах сердца и дыхания.

Экспериментально доказано, что в практической деятельности быстро развивается способность к оценке малых интервалов. Достаточно пятидневных специальных упражнений, чтобы человек смог хорошо оценивать время в 0,01–0,02 с и точно определять разницу во времени между 0,15 и 0,2 с. Это важно для профессий летчиков, космонавтов, парашютистов, десантников.

Комплекс зрительных, вестибулярных, двигательных и кожных ощущений обеспечивает восприятие пространства, т.е. положения тела по отношению к вертикали, пространственного расположения и расстояния до других объектов.

Важнейшей специфической особенностью восприятия является возможность иллюзии восприятия. Иллюзия – это ошибочное, искаженное восприятие. Оно встречается у различных анализаторов, но особенно часто – у зрительного. Существуют такие иллюзии зрительного восприятия, как оптико-геометрические, света и окраски, перенесения свойств целого на отдельные части. Они проявляются в том, что длина вертикальных линий обычно переоценивается по сравнению с длиной горизонтальных; зеркальная стена расширяет помещение, создавая иллюзию простора; на темном фоне фигуры кажутся более светлыми, чем на менее темном; восприятие части фигуры определяется целостностью всей фигуры.

Существование иллюзий восприятия необходимо учитывать в профессиональной деятельности художников-оформителей, декораторов, дизайнеров. Практическая деятельность позволяет отделить ошибочное восприятие от реального. В ряде случаев иллюзии восприятия могут быть причиной получения искаженной информации. В связи с этим там, где требуется высокая точность в определении размеров, параллельности, расстояния, необходимо пользоваться измерительными приборами, техническими средствами.

Насыщение жизни современного человека все возрастающей информацией предъявляет особые требования к памяти, которая является основой его психической деятельности. Без памяти были бы невозможны процесс существования человека, его ориентация в окружающем мире, так как с каждым предметом или явлением приходилось бы встречаться всегда как бы в первый раз.

Память – это отражение объективной действительности, заключающееся в запоминании, сохранении и воспроизведении прошлого опыта человека.

В процессе трудовой деятельности неоднозначна роль компонентов памяти, к которым относятся запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение информации.

При анализе психологического компонента трудовой деятельности сотрудника в целях, например, профессионального отбора следует обратить внимание на существование типов памяти в зависимости от содержания информации: моторная, эмоциональная, смысловая, образная.

Так, моторная (двигательная) память, проявляющаяся в запоминании и воспроизведении движений, лежит в основе выработки двигательных навыков, закрепления рабочего динамического стереотипа. В результате индивидуальных различий людей в темпе и координации движений вырабатывается индивидуальный стиль работы.

Эмоциональная – память на переживания, позволяющая при определенных условиях воссоздать пережитые положительные и отрицательные чувства. Наличие такого типа памяти можно назвать профессионально важным признаком для работников творческого труда. Эмоциональную память можно назвать регулятором человеческого поведения на основе прошлых чувств и переживаний.

Образная – память на предметы и явления объективной действительности. Можно выделить зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую память. У большинства людей преобладает зрительная и слуховая память. Обычно образная память особо развита у людей творческих профессий.

Смысловая (словесно-логическая) – память на мысли. Люди, обладающие хорошо развитым этим типом памяти, легко запоминают логические и математические схемы, символику. У них обычно преобладает вторая сигнальная система. Несмотря на наличие обширной компьютерной сети, представителям современных деловых кругов приходится хранить большие объемы информации в памяти. Сами менеджеры по персоналу в лучшем варианте должны помнить данные о работниках, особенностях их трудовой деятельности и т.п.

Современные тестовые методики позволяют выявить в случае необходимости индивидуальные особенности памяти работников (естественно, если эти индивидуальные особенности являются профессионально важными качествами для их успешной деятельности). К таким индивидуальным особенностям относятся сила памяти, точность воспроизведения информации, готовность памяти и др.

Ведущим направлением исследования психологического компонента в организационном поведении все более становится исследование процесса мышления, что связано с возрастающей интеллектуализацией труда, со значительным увеличением роли мыслительного компонента в структуре трудовой деятельности. Это относится как к умственному, так и к физическому труду. Работа на станках с числовым программным управлением, рабочих-многостаночников и т.п. требует решения многих мыслительных задач. Мышление – высший познавательный психический процесс, заключающийся в обобщенном и опосредованном отражении действительности. Психофизиологической основой познания в процессе мышления является сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга.

В процессе подбора персонала менеджер должен ориентироваться на то, что в ряде конкретных ситуаций сотрудник должен обладать определенным типом мышления.

Так, наглядно-действенное мышление связано с практической деятельностью человека, с решением мыслительной задачи по планированию, прогнозированию или контролю конкретным действием. Этот вид мышления проявляется наиболее ярко в экстремальных аварийных ситуациях, когда задача подчас решается только на основе имеющегося практического опыта.

Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что решение задач осуществляется с помощью образов, предметов или явлений окружающей действительности, уже встречавшихся человеку в его деятельности. Специалист по маркетингу часто прослеживает в уме весь путь товара от его изготовления через хранение, транспортировку – до реализации.

Словесно-логическое мышление – это понятийное мышление, осуществляемое в вербальной (словесной) форме, когда работник оперирует наиболее обобщенными, отвлеченными понятиями. Так, в рыночной системе хозяйства экономисту не обойтись без таких научных абстракций, как цена, стоимость, прибыль и т.д.

Очевидно, что такие индивидуальные особенности мыслительной деятельности, как глубина мысли, широта, гибкость, быстрота и критичность ума, нужны практически каждому работнику. Особенно это относится к самостоятельности мышления, которая определяет поведение человека в различных ситуациях, его умение найти оригинальные способы решения проблемной ситуации. Это качество вместе с гибкостью и критичностью ума обеспечивает творческий подход к делу.

Внимание, не являясь самостоятельным психическим процессом, организует другие психические процессы и выступает обязательным условием любой профессиональной деятельности. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте, обеспечивающие более четкое его отражение, оно бывает непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Обеспечить комфортные условия для поддержания произвольного внимания каждым работником – задача специалистов по персоналу. Хотя здесь можно сделать серьезную ошибку: длительное поддержание произвольного внимания вызывает утомление и сонливость. Следовательно, еще одна задача менеджеров – обеспечить разработку грамотного чередования периодов работы и отдыха для снятия неблагоприятных симптомов, для увеличения удовлетворенности трудовой деятельностью.

Следует иметь в виду, что непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без заранее поставленной цели, как ответ на особенности раздражителя. К таким особенностям относятся сила и новизна раздражителя, начало и окончание его действия. Так, сильный звук, яркий свет непроизвольно привлекают внимание человека, вызывают ответную реакцию в его поведении. Учитывая это, с целью предотвращения аварий на производстве используют сирены для сигнала об экстремальной ситуации, а на пульте управления оператора лампа сигнала опасности – красная.

Любая профессиональная деятельность человека имеет определенное эмоциональное содержание, которое непосредственно воздействует на его организационное поведение. Эмоции – это психические состояния, отражающие отношение человека к себе, другим людям, реальному миру. Источником эмоций и чувств служат предметы и явления объективной действительности, процесс познания, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в организме.

Физиологический механизм эмоций связан с возбуждением подкорковых центров мозга, с соответствующими изменениями в вегетативной нервной системе, что внешне проявляется в покраснении или побледнении кожи, расширении зрачков, усиленном потоотделении, изменении пульса и давления. Кора головного мозга контролирует проявление эмоций и чувств, оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры.

Современные исследования привели к заключению, что эмоции высших животных и человека определяются какой-либо актуальной потребностью и оценкой вероятности (возможности) ее удовлетворения (П.В. Симонов, 1975, 1986)[29]. Низкая вероятность достижения цели ведет к отрицательным эмоциям (страх, тревога, гнев, горе и т.д.), активно минимизируемым субъектом. Увеличение вероятности того, что потребность будет удовлетворена (по сравнению с ранее имевшимся прогнозом), порождает положительные эмоции удовольствия, радости и торжества, которые субъект стремится максимизировать, т.е. усилить, продлить, повторить. Эта зависимость получила название «общая закономерность человеческих эмоций».

Эмоции выполняют две функции: регулирующую и сигнальную. Регулирующая функция выражается в том, что стойкие эмоции и чувства направляют и регулируют поведение работника. Сигнальная – в том, что эмоции возникают и изменяются в соответствии с изменениями, происходящими во внешней и внутренней среде, т.е. сигнализируют о них. Стойкие эмоции и чувства оказывают влияние и на работоспособность сотрудников. По этому признаку выделяют две группы эмоций:

1) стенические (бодрящие) – эмоции, повышающие жизнедеятельность, активность человека, его работоспособность;

2) астенические (угнетающие) – эмоции, понижающие жизнедеятельность, активность и работоспособность человека.

Но динамика работоспособности является физиологической основой изменения индивидуальной производительности труда. Их взаимосвязь прямая: рост работоспособности при прочих равных условиях ведет к увеличению производительности труда. Учитывая эту закономерность и влияние эмоций на работоспособность, прямая задача менеджеров по персоналу – создание условий для возникновения и поддержания у работников стенических эмоций. Сюда относятся: грамотно разработанная система мотивации и стимулирования; четкая организация производства и труда; рациональные режимы труда и отдыха; использование функциональной музыки и т.д.

Конец ознакомительного фрагмента.