Вы здесь

Организационное поведение. Раздел III. ЛИЧНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ (К. Э. Оксинойд, 2019)

Раздел III

ЛИЧНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ

Глава 5

ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ПОВЕДЕНИЯ

5.1. БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ

Биологическая обусловленность поведения человека. Значительная часть поведенческой активности людей связана с действием биогенных элементов их личности. К их числу относятся:

• врожденные (безусловные) рефлексы, которые могут становиться условными;

• врожденные анатомические особенности;

• индивидуальные особенности физиологических процессов, происходящих в организме (обмен веществ, работа желез внутренней секреции);

• особенности нервной системы;

• побуждения (голод, жажда, половые импульсы);

• половые различия;

• процессы созревания и развития организма и пр.

В основе любого поведения людей лежат вполне определенные, более или менее фундаментальные биологические потребности, определенные побуждения или импульсы, вызывающие поведение, направленное на их удовлетворение. Эти потребности, побуждения часто сопрягаются с психогенными импульсами, поэтому в ряде случаев уместно говорить о биопсихических импульсах [109, с. 66].

Вопрос о том, в какой степени эти факторы влияют на поведение индивида в разных ситуациях, несмотря на многолетнюю историю его исследования и обсуждения, остается одним из самых дискуссионных в обществоведении. Вместе с тем важность и, следовательно, необходимость учета действия этих факторов в управлении поведением персонала организации не вызывает сомнения.

Психологическая обусловленность поведения. Как отмечено выше, индивидуальное поведение людей в целом детерминируется факторами биологической, психической и социальной природы. В данном разделе речь пойдет о поведенческих реакциях человека, обусловленных индивидуальными свойствами его психики, что является предметом психологии. В отличие от социологии, интересующейся социально обусловленными, массовыми формами поведения индивидов и групп, психологию интересует внутренняя обусловленность поведения людей, связанная с их душевными свойствами (греч. psychе – душа). Эта наука изучает психические явления безотносительно к конкретным людям как особый класс явлений природы, свойственных человеку и животным. Однако знания, полученные психологами, позволяют анализировать и предсказывать поведение конкретных людей в конкретных обстоятельствах, а также целенаправленно воздействовать на него в нужном направлении.

5.2. БИОПСИХИЧЕСКИЕ ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Целый ряд известных типологий личности основан на идее о том, что отдельные черты личности обусловлены теми или иными биологическими или психическими базовыми свойствами индивида.

Американский психолог У. Шелдон, исходя из того, какой из трех видов органических тканей (костной, мышечной или жировой) доминирует в строении человеческого тела, выделил три психологических типа:

1) эктоморфный, или астенический;

2) мезоморфный, или атлетический;

3) эндоморфный, или пикнический.

Индивиды, относящиеся по своим физическим признакам к тому или иному из этих типов, должны обладать соответствующими психическими и поведенческими чертами. В частности, «люди эктоморфного типа (высокие и худые) чаще всего будут робкими, заторможенными, склонными к одиночеству и умственной деятельности. Сильные, мускулистые люди мезоморфного типа должны, как правило, отличаться динамичностью и стремлением к доминированию. Невысокие же люди с признаками тучности, относящиеся к эндоморфному типу, скорее всего, будут общительными, веселыми и спокойными» [15, т. 2, с. 30]. Эта гипотеза, построенная на основе наблюдения за психически больными людьми, в дальнейшем не получила строгого подтверждения, но тем не менее стала стимулом для проведения новых исследований связи между строением тела и психическим складом личности.

Темперамент. Особенности поведения в значительной мере обусловлены темпераментом – индивидуальными динамическими особенностями нервной системы и проистекающими из них психическими свойствами людей, проявляющимися в поступках и поведении [121, с. 538]. Согласно И.П. Павлову, в темпераменте отражается соотношение процессов возбуждения и торможения в работе нервной системы, характеризующихся, в свою очередь, значениями трех динамических параметров: силы, уравновешенности и подвижности. В результате их комбинации образуются четыре основных типа высшей нервной деятельности, которым соответствуют широко известные названия темпераментов: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Поведенческие черты, соответствующие этим типам представлены в табл. 5.1. Фактическая структура основных свойств нервной системы значительно сложнее, а число возможных комбинаций гораздо больше. Тем не менее названные четыре типа темперамента как наиболее обобщенные вполне походят для первичного наблюдения, изучения и объяснения поведения людей вообще и на работе в частности.


Таблица 5.1

Типы и признаки темпераментов


Темперамент личности относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания. Однако он может изменяться в детском возрасте в процессе формирования основных структур психики.

Маскировка темперамента. Важно понимать, что темперамент не является фактором, характеризующим социальные свойства личности, такие как ценностные ориентации, направленность мотивов, мировоззрение. Другими словами, темперамент сам по себе не определяет социально значимые черты личности. В определенной обстановке человеком могут осознанно сдерживаться проявления сторон его темперамента, способные отрицательно повлиять на социальный статус данного субъекта поведения – замедлить освоение профессиональных навыков, карьерный рост, помешать реализации других жизненных планов. Например, меланхолик под влиянием обстоятельств и необходимости взаимодействовать с плохо воспитанными и грубыми людьми способен выработать умение не реагировать или меньше реагировать на подобные действия, сохраняя нормальную коммуникабельность и работоспособность.

Свойства темперамента могут благоприятствовать или препятствовать формированию определенных черт личности. Поэтому их следует учитывать при распределении заданий, при отборе кандидатов на замещение вакансий и собственном выборе вида профессиональной деятельности и места работы. Человек с холерическим темпераментом едва ли будет успешен в работе, требующей уравновешенности и ритмичности. Зато он может быть удовлетворен работой там, где нужны быстрая реакция и энергичные действия.

Характер представляет собой совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в различных видах деятельности, обусловливая типичные для нее способы поведения [121, с. 587]. Он является результатом совместного воздействия трех групп факторов:

• врожденных, природных предпосылок развития индивидуальности;

• непосредственной социализации (воспитания, обучения, особенностей непосредственного обучения);

• более широкой общественной среды, ее основных институтов. Для оценки вариативности и выраженности характера используются также показатели силы (энергии, направляемой на достижение целей), твердости (упорства в достижении целей и преодолении препятствий) и цельности. Характер формируется также под влиянием содержания деятельности, ее личностного смысла от объективно оцениваемой успешности деятельности и от субъективного отношения индивида к своим успехам и неудачам. Конкретные индивидуальные черты характера проявляются в поведении и поступках, связанных с отношением человека к четырем универсальным факторам жизни:

1) к другим людям (родственникам, знакомым, посторонним, коллегам по работе, начальникам и подчиненным; возможные черты: общительность, откровенность, подозрительность, дружелюбие и т. д.);

2) самому себе (самолюбие, уверенность / неуверенность в себе, эгоизм, самоуважение и др.);

3) делу (ответственность, исполнительность, трудолюбие, точность и др.);

4) вещам (бережливость, аккуратность, скупость, щедрость).

Зафиксировав соответствующие особенности поведения путем внимательного наблюдения, можно получить достаточно адекватное общее представление о характере интересующих нас людей и самих себе.

Связь между понятиями личности и характера изучена пока недостаточно. В основном в литературе встречаются четыре варианта взглядов на эту проблему:

• понятия личность и характер употребляются как синонимы;

• характер рассматривается как структурный элемент личности;

• личность понимается как специфическая часть характера;

• характер и личность рассматриваются как «пересекающиеся» образования.

Компромиссная точка зрения состоит в более узком толковании понятий личности и характера исходя из различий между ними в целях и способах действия. Такой подход позволяет рассматривать черты характера как нечто, определяющее то, как действует индивид, а черты личности – то, ради чего он действует [115, с. 216].

Проявления характера по сравнению с проявлениями личности гораздо более непосредственны. Действуя согласно характеру, индивид делает то, что ему «хочется», что для него как бы естественно, или не делает того, что «не хочется». Напротив, поступая как личность, он скорее руководствуется должным, ожидаемым от него социумом.

Так, К. Юнг, опираясь на собственный огромный психотерапевтический опыт, выявил два различных типа людей – экстравертов и интровертов, противоположных по источникам детерминации поведения. Судьба первых «более обусловлена объектами его интереса, тогда как судьба других – собственной внутренней жизнью, их собственным субъектом» [113, с. 29 – 34]. В качестве еще одного основания типологии личности Юнг использовал доминирование одной из четырех основных психологических функций: мышления, чувства, ощущений и интуиции как способа восприятия и, соответственно, реагирования на ситуацию. Преобладание того или иного способа восприятия / реагирования приводит к формированию одного из четырех типов личности:

1) мыслительного;

2) чувствующего;

3) ощущающего;

4) интуитивного.

Каждый из этих типов может быть как интровертным, так и экстравертным, таким образом, в целом получается восемь комбинаций психических свойств и соответствующих им типов личности.

Современная психология выделяет промежуточный между интровертом и экстравертом тип – амбиверт. Мысли, чувства и энергия амбиверта, в отличие от интроверта, сосредоточенного на процессах и состояниях своего внутреннего мира, и от экстраверта, погруженного в обстоятельства внешнего мира, распределены примерно поровну между первым и вторым. Амбиверт – сбалансированный тип, которому в равной степени присущи черты и интроверта, и экстраверта. При замкнутости, склонности к самоанализу и неторопливости интроверта и общительности, импульсивности, предприимчивости экстраверта амбиверт будет действовать исходя из ситуации, в зависимости от конкретных обстоятельств.

На основе концепции психологических типов, предложенной Юнгом, была создана тестовая методика определения типа личности, широко применяющаяся в ряде стран в целях диагностики особенностей восприятия и прогнозирования поведения в различных ситуациях, известная как индикатор типов личности Майерс – Бриггс [78, с. 64]. Исходя из ответов, полученных на тестовые вопросы этой методики, личность классифицируется по четырем шкалам:

• экстраверсии (extroverted – Е) – интроверсии (introverted – I);

• сенсорности (sensing – S) – интуитивности (intuitive – N);

• мышления (thinking – Т) – чувствования (feeling – F);

• решения, взвешивания (judging – J) – понимания (perceiving – Р). Соответствующие полярные типы личности определяются и описываются следующим образом (табл. 5.2).

На основе этой классификации определяются 16 комбинаций и качеств и соответствующих им типов личности. Список этих комбинаций и наименований подходящих профессий можно найти в [30, с. 29 – 30].


Таблица 5.2

Характерные черты типов личности


Ниже приводятся следующие примеры типов личности, выделенных по методике Майерс – Бриггс, и их качеств.

Личности типа INTJ (интроверты, интуитивные, думающие, рациональные) склонны к созерцательности и фантазированию. Они отличаются также оригинальностью мышления и креативностью. С другой стороны, личностям этого типа присущи скептицизм, критический настрой, независимость, непреклонность, зачастую упрямство.

Личности типа ESTJ (экстраверты, сенсорные, думающие, рациональные) – хорошие организаторы. Им присущ реализм, логический и аналитический образ мышления, решительный характер; они часто проявляют склонность к ведению бизнеса и точным наукам. Им нравится организовывать работу других людей и руководить ими.

Личности типа ENTP (экстраверты, интуитивные, думающие, иррациональные) склонны к формулированию концепций. Эти люди – новаторы, индивидуалисты, которые увлекаются предпринимательскими идеями. Как правило, они проявляют незаурядную изобретательность при решении сложных задач, однако могут пренебрегать исполнением рутинных обязанностей.

Вместе с тем в литературе отмечается, что, несмотря на широкое применение, «существуют немалые сомнения в отношении того, действительно ли эта методика позволяет надежно и достоверно установить тип личности, и немало фактов действительно дают повод сомневаться. Лучшее, что мы можем сказать об индикаторе типов личности Майерс – Бриггс, это то, что он представляет собой полезный инструмент для самопознания и для выбора карьеры. Однако поскольку использование индикатора, как правило, не позволяет с достаточной точностью спрогнозировать эффективность работы испытываемого, эта методика не годится для отбора кандидатов на вакантную должность» [30, с. 29 – 30].

5.3. ПРИКЛАДНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ

Модель (от франц. modele – образец) – в данном контексте общенаучное понятие, применяемое широко в современной научной лексике для схематического обозначения объектов исследования самой различной природы.

Модель – универсальный и незаменимый инструмент научного познания, эвристическое средство, представляющее собой либо физический аналог интересующего ученых объекта (явления), либо его логически обоснованную мыслительную конструкцию, непротиворечивую схему (способ) словесного описания объекта с помощью некоторой системы взаимосвязанных символов, параметров (характеристик). Определив тем или иным путем значения этих параметров, можно описать состояние исследуемого объекта в статике или динамике. Затем сравнить данное описание с другими объектами аналогичного класса и при необходимости спрогнозировать изменения.

Создание «работающей» модели, т. е. позволяющей ученым получать новую информацию и знание, является результатом длительных серьезных исследований, экспериментов, обобщения накопленных знаний в соответствующей области науки. Вместе с тем создание или совершенствование модели составляет содержание любой научной деятельности и одну из ее основных целей.

Науки о поведении, психология и социология, создали и продолжают (по мере накопления новых результатов исследований) совершенствовать и создавать свои модели личности и поведения, в равной степени полезные, в частности, для исследования ОП. Разумеется, модель личности может использоваться в целях объяснения поведения. В свою очередь, модель поведения в той или иной мере, так или иначе опирается на определенную модель личности.

Слово «личность» в русском языке и обыденной речи. Слово «личность» происходит от слова «лицо», имеющего самые разные значения. Одни из них относятся к внешнему облику, другие к качествам человека – обладателя этого облика. Народная мудрость давно заметила несовпадение этих характеристик у конкретных людей как различие между внешним и внутренним, поверхностным и глубоким, а также обманчивость первого. Именно об этом хорошо известная поговорка «Встречают по одежке, а провожают по уму». Менее известны, но не менее точны и уместны поговорки, приводимые В.И. Далем: «Непригож лицом, да хорош умом», «Имя свое всяк знает, а в лицо себя никто не помнит», «Не гляди на лицо, а гляди на обычай», т. е. на поступки и поведение [17, т. 2, с. 219].

Согласно Далю, слово «личность» обозначает человека как «самостоятельное, отдельное существо» в его социальном, статусном проявлении: «Дело не в личности, а в наличности», «Служба с личностями несовместна». Вместе с тем в русском языке есть слово «личина», используемое как негативный синоним слова «маска». От него, возможно, и произошло понятие «личность», обозначающее человека как субъекта социальных отношений и деятельности.

В современной обыденной речи слово «личность» чаще всего употребляется в оценочном смысле. Например, в зависимости от впечатления, которое на нас произвел данный человек, мы можем сказать «яркая личность», «выдающаяся личность», «оригинальная личность», «странная личность» и т. п.

Научное понятие личности. Личность как совокупность социальных свойств индивида. Изучая человека, поведенческие науки обращают главное внимание на свойства, которые характеризуют его как субъект поведения. Понятие «личность» используется в поведенческих науках для обозначения именно этой грани человеческого существа. Вместе с тем есть существенные различия в подходах психологов и социологов к изучению личности.

Психологические прикладные модели личности. Психологи, изучая личность, интересуются в первую очередь индивидуальнотипическими особенностями психических процессов восприятия, запоминания, мышления, эмоциональными и волевыми процессами, а также другими психическими свойствами человека, формирующимися вследствие взаимодействия с окружающими. При этом используется специальный, присущий психологии исследовательский инструментарий, свои особые методы сбора данных, которые служат эмпирическим (опытным) основанием для построения теоретических моделей – системных описаний свойств личности, интересующих исследователя – психолога.

Профиль личности Кеттела. Американский психолог Дж. Кеттелл (1956) предложил 16 параметров и соответствующих измерительных шкал, с помощью которых и созданного им известного теста можно построить профиль личности конкретного человека. Измерительными шкалами Кеттелла можно продуктивно пользоваться в качестве приблизительного аналитического средства, не обязательно прибегая к помощи профессионального психолога. При определенной наблюдательности, жизненном опыте и достаточном знакомстве с конкретным человеком профиль его личности может быть построен менеджером самостоятельно с помощью табл. 5.3 путем проставления точек или балов в соответствующих строках и ячейках матрицы и их последующего соединения. Разумеется, эта оценка по точности будет уступать профессиональной тестовой процедуре, однако она вполне пригодна в качестве предварительного шага и средства проверки собственной психологической наблюдательности.


Таблица 5.3

Матрица для построения профиля личности по методике Дж. Кеттела


Повысить точность подобной интуитивной психодиагностики можно, если попросить сделать подобную оценку еще несколько человек, достаточно знакомых с тестируемым. Для развития навыков психодиагностики полезно сравнивать оценки личностных качеств, полученные описанным способом, с результатами профессионального тестирования в процессе подбора персонала.

Модель личности Г. Айзенка (1963) основана на применении двух взаимно дополняющих шкал оценки личностных черт: интроверсии – экстраверсии (замкнутости или открытости) и стабильности – нестабильности (уровня возбудимости). Эти шкалы, расположенные перпендикулярно по отношению друг к другу, образуют четыре подпространства психологических координат, каждое из которых состоит из признаков, соответствующих одному из классических типов темперамента, описанных И.П. Павловым (рис. 5.1). Таким образом, Айзенк установил связь между типологией личности, предложенной Юнгом, и типологией темпераментов по Павлову, предложив тем самым более полную модель личности (табл. 5.4).


Таблица 5.4

Соответствие типологий личности Юнга и Айзенка


Рис. 5.1. Распределение черт личности по Айзенку в пространстве координат «интроверсия – экстраверсия» и «стабильность – нестабильность»


Как можно видеть из таблицы, сочетание свойств интроверсии и стабильности соответствует флегматическому темпераменту, сочетание свойств интроверсии и нестабильности – меланхолическому, нестабильности и экстраверсии – холерическому, а экстраверсии и стабильности – сангвиническому темпераменту.

«Большая пятерка». Так называется известная пятифакторная модель базовых свойств личности, созданная с помощью кластерного и факторного анализа психологами П. Коста, Р. МакКраем, Л. Голдбергом и другими. «Большая пятерка» состоит из следующих характеристик личности:

1) открытости опыту (оpenness for experience);

2) добросовестности (сonscientiousness);

3) экстраверсии (еxtraversion);

4) дружелюбности (аgreeableness);

5) нейротизма (neuroticism).

Для удобства их запоминания специалисты используют акроним ОCEAN, составленный из первых букв английских названий факторов и подчеркивающий их универсальный характер. Исследования, проведенные с помощью вопросников (версии NEO), показали, что в разных культурах, несмотря на их сильные различия, воспроизводится очень похожая пятифакторная структура качеств личности. Это сходство стало основанием для разработки пятифакторной теории личности, «постулирующей общечеловеческую универсальность такой структуры, генетическую детерминацию черт личности и хода их онтогенетического развития, иммунность черт личности к прижизненному опыту и т. д.» (Costa, McCrae, 1996, 1999) [116, с. 64].

Пример. Для диагностики названных факторов разработаны несколько опросников: 181-пунктный NEO Personality Inventory (NEO-РI, Costa, McCrae, 1985, 1989), измеряющий пять основных личностных параметров. Причем три из них (N, Е, О) определяются по шести более специфическим параметрам. В 1992 году эти же авторы создали так называемый ревизованный NEO-личностный опросник NEO-PI-R, состоящий из 240 пунктов и позволяющий, помимо основных параметров, определять 30 дополнительных (по шесть на каждый фактор). NEO-P1-R переведен (с адаптацией) более чем на 30 языков, в том числе на русский, немецкий, голландский, эстонский, китайский и корейский [там же].

Каждое из свойств личности, входящих в состав «большой пятерки», представляет собой континуум (шкалу) разных степеней выраженности данного свойства. Другими словами, «большая пятерка» – это пятимерное пространство координат свойств личности, в котором личность конкретного индивида занимает свое собственное место.

5.4. КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ

Как уже отмечалось, согласно когнитивному подходу характер реакций человека на возникающие ситуации и события обусловлен в основном тем, как он их интерпретирует исходя из своих познавательных возможностей и сложившихся ранее представлений. Одно из практических применений когнитивного подхода – модель когнитивного диссонанса, разработанная в 1960-x гг. американскими учеными Л. Фестингером, Р. Абельсоном и другими с целью объяснения механизма формирования мнений и мотивации действий на основе внутренних психологических импульсов.

Когнитивный диссонанс – это конфликтное состояние сознания и связанное с ним психологическое напряжение, возникающие вследствие столкновения личности с фактами, резко противоречащими ее ранее сложившимся представлениям, убеждениям или установкам [122, с. 184].

Состояние когнитивного диссонанса побуждает человека найти некое компромиссное решение, позволяющее уменьшить степень психологической несогласованности «нового» со «старым» и тем самым поддержать психическое равновесие (гомеостазис) в процессе дальнейших коммуникаций. Человек, находящийся в состоянии когнитивного диссонанса, стремится сбалансировать свое поведение, руководствуясь логикой актуальной системы общих мнений и убеждений. При этом несогласованность во мнениях выполняет функцию наказания, а согласованность – функцию поощрения.

Источники когнитивного диссонанса разделяются на две группы.

К первой группе относятся внутренние конфликты индивида с самим собой, являющиеся следствием неправильного решения, соблазна, неэффективности затраченных усилий, свершившегося неприятного факта и т. п.

Вторую группу образуют противоречия из-за разногласия во мнениях разных людей, несоответствия действия ожиданиям других лиц, несовпадения личных убеждений с требованиями нормативной регуляции вследствие существенных различий в субкультурах и т. д.

Снятие диссонансных напряжений возможно несколькими способами:

• путем отказа от цели;

• изменением направления действия (модификация цели);

• изменением установки (радикальным или частичным);

• заменой средств достижения цели;

• насильственным устранением препятствий;

• добавлением к существующему когнитивному диссонансу нового по принципу «меньшее зло излечивается большим» [там же].

Локус контроля – еще один пример продуктивности когнитивной методологии, продемонстрированный американским психологом Д. Роттером (1966). Предложенное им понятие «локус контроля» (лат. locus – место) обозначает способы, посредством которых люди приписывают причины и ответственность за результаты своей и чужой деятельности [115, с. 219].

Локус контроля – одно из устойчивых свойств личности, формирующихся в процессе социализации. Его проявление позволяет разделить людей на две полярные категории:

1) ориентируемых изнутри – интерналов;

2) ориентируемых извне – экстерналов.

Интерналы – люди с внутренним локус-контролем; склонны объяснять свое поведение внутренним причинам.

Экстерналы – люди с внешним локус-контролем; предпочитают искать причины своего поведения во внешних обстоятельствах.

Психологи установили также, что интерналы более уверены в себе, убеждены в своей способности влиять на окружение и берут на себя ответственность за то, что с ними происходит. Они активны и динамичны, склонны к самоанализу, общительны, уравновешенны, доброжелательны и независимы. В случае неудачи упрекают себя, что действовали неправильно либо приложили недостаточно усилий или не проявили нужной настойчивости.

Экстерналы, как правило, уверены, что в сложившихся обстоятельствах их жизни и в том, как они на них реагировали, повинны другие люди, удача или случай. Людей с внешним локус-контролем отличают неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию собственных планов на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность.

В отечественной литературе вместо термина «локус контроля» часто используется термин «локус субъективного контроля», а модифицированный опросник Роттера именуется опросником уровня субъективного контроля (опросник УСК). С помощью данного опросника можно определить значения свойств тестируемого по шкале «интернальность – экстернальность» [42, с. 86].

Достоинство когнитивного подхода заключается в его способности учесть всю неоднозначность взаимодействий между человеком и возникающими ситуациями. Однако когнитивный подход не объясняет, почему один человек предпочитает видеть причины своего поведения в себе самом, а другой – в окружающих. Попытки такого объяснения содержат психодинамические, гуманистические и психосоциальные модели.

5.5. ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ

Психодинамические теории объясняют особенности социального поведения человека постоянно существующим в его психике конфликтом между силами подсознания и социальной среды. Среди теорий, обосновывающих данную точку зрения, следует прежде всего отметить психоанализ З. Фрейда, индивидуальную психологию А. Адлера и аналитическую психологию К. Юнга.

Психоаналитическая модель личности З. Фрейда объясняет поведение человека как интегральный результат взаимодействия трех сфер сознания, выступающих в качестве самостоятельных побудительных сил (рис. 5.2).

Первую сферу составляет комплекс бессознательных инстинктивных побуждений, названный Фрейдом Id (лат. «оно»), образует базовые, исходные движущие силы личности.

Вторую сферу образует Ego (Я). Это организованная часть сознания личности, охватывающая такие психические функции, как восприятие, обучение, память, мышление. Ego выступает как центральная часть личности, контролирующая стихийные, спонтанные, слепые силы Id и вместе с тем удовлетворяющая их требования согласно нормативным предписаниям внешнего мира.

Третья сфера сознания личности – Super ego (сверхЯ) – представляет собой продукт общественной жизни, который формируется как определенный комплекс моральных черт и норм поведения, благодаря которым «сверхЯ» устанавливает моральные образцы для «Я».

Основным элементом этого комплекса выступает совесть, осуществляющая независимый контроль соответствия действий «Я» этим образцам.

Казалось бы, модель Фрейда можно интерпретировать в терминах взаимодействия трех функциональных элементов личности, рассмотренных выше: биогенного, психогенного и социогенного. Однако это было бы неправильно, поскольку принципиальное отличие данной модели заключается в учете феномена подсознания – сферы психической активности, часто неподконтрольной индивиду со стороны его «Я». Модель Фрейда – это именно психосоциальная модель, учитывающая противоречивую по своей природе сущность человека, внутренняя жизнь которого заключается в конфликтном взаимодействии трех различных по направленности подсистем. Вместе с тем она достаточно ясно указывает на определенную возможность рационального самоконтроля личности и гармонизации человеческого поведения.


Рис. 5.2. Психоаналитическая модель личности З. Фрейда


Индивидуалистическая модель А. Адлера. Будучи учеником Фрейда и в основном разделяя основные постулаты психоанализа, Адлер в то же время не отводил энергии либидо (полового влечения) столь же важной роли в развитии личности, как его учитель. Роль главного жизненного импульса он отдал фактору воли к власти, которая, по его мнению, присутствует в каждом человеке с момента рождения. Воля к власти неизбежно вступает в неравный конфликт с давлением мира взрослых, заставляя ребенка испытывать чувство своей неполноценности. Именно из этого чувства впоследствии развивается специфический для каждого человека стиль жизни, реализуя который, он пытается приобрести качества, необходимые для решения социальных, профессиональных и любовных проблем – важнейших, по Адлеру, проблем существования.

«У ребенка, страдающего от сознания черт своей физической неполноценности (маленький рост, физическая слабость или неполнота физического развития, недостаточное развитие и т. п.), чересчур опекаемого семьей или, наоборот, не получающего достаточно внимания, легко может сложиться комплекс неполноценности, делающий человека неспособным бороться с трудностями жизни. У других людей, напротив, такой комплекс, в результате сверхкомпенсации, может перерасти в комплекс превосходства, заставляющий в любых обстоятельствах стремиться к доминированию. Потребность любой ценой вызывать восхищение, систематические опоздания на встречи или бесконечные жалобы на здоровье, по мнению Адлера, тоже являются примерами индивидуальных стратегий человека, позволяющих ему самоутверждаться, привлекая внимание других людей к важности собственной персоны» [15, т. 2, с. 37].

5.6. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ

Ключевым понятием гуманистического подхода, развитого К. Роджерсом и А. Маслоу в теориях самоакутализации, служит стремление людей к личностному росту.

Теория самоактуализации К. Роджерса. В результате продолжительных клинических исследований «трудных детей» этот американский психолог пришел к выводу, что всякий человек наделен стремлением заботиться о своей жизни с целью сохранять и улучшать ее. Человек обладает всеми необходимыми компетенциями, чтобы успешно решать возникающие перед ним проблемы и направлять должным образом свое поведение. Однако эта способность может развиться только в таком контексте социальных целей, в котором индивидуум получает возможность устанавливать положительные связи [115, с. 398].

Представление ребенка о самом себе (его концепция Я) эволюционирует по мере его встречи с новыми ситуациями и его собственными действиями. Другими словами, «Я-концепция» индивида формируется благодаря тому разнообразному опыту, который ему, начиная с первых шагов жизни, приходится переживать в процессе общения с другими людьми, и их реакций по отношению к нему. Роджерс называет эту систему представлений о самом себе «реальным Я».

Кроме того, человек склонен видеть себя таким, каким ему хотелось бы стать в случае реализации своих возможностей («идеальное Я»). К этому «идеальному Я» и стремится приблизиться «реальное Я» (рис. 5.3).

Наряду с этими составляющими самосознания поведением каждого из людей движет сильная потребность в самоуважении, заставляющая добиваться положительного отношения к самому себе или к тому, что он делает. «При этом если другие одобряют наши эмоции, чувства, мысли и поведение только при условии, что они соответствуют их собственным, то высока вероятность, что мы будем скрывать свои истинные мысли и чувства, демонстрируя вместо них лишь те, которые получат одобрение окружающих. В итоге мы будем все меньше оставаться самими собою, и это приведет к разладу между реальным Я, формируемым средой, и той частью психики, от которой мы вынуждены отказаться, что станет для нас источником тревоги. Напротив, если мы почувствуем, что нас принимают такими, каковы мы есть, то мы будем склонны раскрывать свои подлинные эмоции, чувства и мысли. Таким образом, личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия между реальным Я человека и его чувствами, мыслями и поведением, позволяющего ему приблизиться к своему идеальному Я. Именно в этом заключается суть актуализации» [15, т. 2, с. 39].


Рис. 5.3. Формирование «реального Я» согласно концепции К. Роджерса


Модель поведения А. Маслоу. Эта модель, неизменно и повсеместно присутствующая в учебниках по менеджменту, известна больше под названием «иерархическая теория потребностей Маслоу» [49, с. 367]. Согласно данной теории человек может прийти к самоуважению и тем самым достичь самоактуализации лишь после того, как в значительной мере будут удовлетворены его более простые и очевидные нужды, связанные с обеспечением нормального функционирования организма и его бытия в качестве социального существа. Более подробно модель Маслоу рассматривается ниже в разделе, посвященном трудовой мотивации.

5.7. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ

В социологии личность понимается как системное качество индивида, обусловленное его взаимодействиями с другими и участием в отношениях, на которых основано существование различных объединений людей. Другими словами, личность изучается социологами как определенная целостность социальных свойств, представляющая собой продукт общественного развития и участия данного индивида в социальных отношениях посредством деятельности: игровой, учебной, трудовой, политической, научной, религиозной и др.

Общественная природа личности отнюдь не отменяет роль индивидуальности и уникальности отдельно взятого человека в результатах его деятельности и поведения.

С точки зрения социологии личностью нельзя родиться. Личностью можно лишь стать, взаимодействуя с другими людьми в процессе освоения средств коммуникации, усвоения образцов мышления, поведения и деятельности, позволяющих человеку полноценно участвовать в общественной жизни и являющихся условием ее самой.

Сущностный признак поведения человека состоит в социальности, т. е. в том, что поведение всегда в той или иной мере, тем или иным образом затрагивает интересы других людей, групп, общностей, институтов, всего общества. Поведение членов общества, в силу того что оно затрагивает интересы других социальных субъектов, является предметом социального контроля со стороны соответствующих групп. Основу механизма социального контроля составляет система как формальных, так и неформальных норм и санкций. Не меньшее значение принадлежит самоконтролю, опирающемуся на усвоенные ценности и социальные нормы.


Рис. 5.4. Структура личности


Социологический анализ поведения индивида приводит к выводу о существовании некоторой особой совокупности его свойств, возникающих и формирующихся исключительно благодаря взаимодействию с другими людьми. Именно эту совокупность свойств человека принято обозначать понятием «социальная личность».

Личность человека представляет собой системную целостность элементов биологического, психического и социального происхождения. Другими словами, в личности каждого человека, если ее рассматривать как определенную сложноорганизованную систему, можно выделить три подсистемы: биогенную, психогенную и социогенную (рис. 5.4).

Социогенная подсистема обозначается понятием «социальная личность» – это комплекс устойчивых свойств индивида, влияющих на его поведение, вырастающих на основе биологических и психических свойств и сформированных под влиянием культуры и структуры тех социальных общностей, в которых индивид воспитан и в которых он участвует.

Структура социальной личности. Модель Я. Щепаньского. В свою очередь, социальная личность как комплекс социогенных элементов образуется из следующих составляющих:

1) культурного идеала личности;

2) совокупности социальных ролей, выполняемых индивидом в различных группах, в которых он участвует (ролевой набор);

3) «концепции Я» (рис. 5.5).


Рис. 5.5. Социологическая модель социальной личности по Я. Щепаньскому [107, с. 75]


Культурный идеал личности. Это понятие обозначает принятый или усвоенный индивидом идеал человека, существующий в данном обществе, социальном слое, группе. Это синтетический образец для подражания, влияющий на общую направленность поведения.

Культурный идеал личности не следует смешивать с так называемой базисной личностью – комплексом черт, относительно чаще проявляющихся у членов данного общества независимо от того, насколько он считается желательным. Культурный идеал личности – это комплекс желательных черт, которыми должен обладать член данной социальной общности, чтобы заслужить ее признание и положительную оценку.

Культурный идеал личности как идеал человека является продуктом общественной жизни и одновременно характеристикой данного общества. Механизм формирования культурного идеала личности мало изучен. Можно предположить, что он рождается в результате усилий мысли выдающихся людей, неудовлетворенных состоянием современного им общества и создающих своим творчеством образы, которые многими воспринимаются как достойные подражания.

Примером такого рода культурного идеала личности могут служить предложенные известными философами Ф. Шеллингом (1775 – 1854) и О. Шпенглером (1880 – 1936) фаустовский и аполлоновско-дионисийский типы личности, отражающие два принципиально разных человеческих начала.

Фаустовский тип – это тип личности западного человека, характерной чертой которого является никогда не удовлетворяемое стремление к познанию истины, чего-то, имеющего абсолютную значимость, первоначала всего. Фаустовский тип противоположен аполлоновско-дионисийскому идеалу личности, присущему греческой античности.

Аполлоновско-дионисийский тип выражает конфликтное сочетание в одной личности сущностей бога Аполлона, олицетворяющего формы порядка, и бога Диониса, воплощающего бурные творческие порывы, разрушающие все формы. «В человеке мы находим слепую по своей природе неограниченную производительную силу, которой в том же самом субъекте противостоит осмысленная, себя ограничивающая и формирующая таким образом собственно управляющая сила… Быть в одно и то же время опьяненным и трезвым – в этом заключается тайна истинной поэзии. Этим и отличается аполлоновское воодушевление от просто дионисийского». Определение «апполновско-дионисийский» использовали Г. Гегель, Ф. Ницше и Р. Вагнер для обозначения соответствующего типа личности [118, с. 25].

Социальные роли личности. Ролевой набор. Любой человек, начиная с ранних лет, невольно становится участником разных социальных групп, в которых он занимает те или иные социальные позиции (сын, дочь, брат, сестра, товарищ по играм, школьный друг и т. д.) и выполняет соответствующие эти позициям стандартизированные действия.

Социальная роль – это определенная система предписанных и ожидаемых группой действий и поступков со стороны своих членов, зависящая от позиции, которую они в ней занимают. Разумеется, что по мере взросления и социализации состав исполняемых социальных ролей увеличивается, а характер разнообразится, накладывая существенный отпечаток на качества личности, проявляющиеся в ее поведении в разных ситуациях. Поэтому совокупность выполняемых индивидом социальных ролей, каждая из которых характеризуется определенным объемом прав и обязанностей, служит одной из важнейших составляющих его социальной личности. Эта совокупность называется ролевым набором личности и является одним из решающих факторов ее поведения в целом.

Ролевой набор взрослого человека существенно отличается от ролевого набора школьника или студента. Важнейшими элементами ролевого набора взрослого выступают социальная роль работника и тесно связанные с ней должностные и профессиональные роли. Индивидуальное исполнение этих социальных ролей зависит, помимо прочих характерных свойств личности, также от того, в каких еще группах (помимо рабочей) участвует данный человек, и какие роли он в них выполняет. Отсюда нетрудно сделать вывод, что поведение сотрудников организации зависит во многом не только от официально занимаемой ими должности, но и от их участия в других социальных группах.

Концепция Я имеет несколько определений, суть которых заключается в идее о том, что сознанию каждого человека присущ некоторый интегральный образ самого себя – «образ Я», комплекс представлений и отношений к самому себе, задающий общую направленность его поведения.

В сложном социально-психологическом феномене, «образе Я», выделяются два функционально разных элемента: «субъективное Я» и «отраженное Я». Каждый из них по своей психологической природе является относительно автономным интегральным представлением индивида о самом себе. Однако данное сходство лишь этим и ограничивается. У «субъективного Я» и «Я отраженного» принципиально разные источники происхождения.

Субъективное Я складывается на основе и в результате опыта взаимодействия индивида с другими людьми, выполнения им различных социальных ролей, самостоятельного переживания и осмысления собственных успехов и неудач. Субъективное Я – это относительно устойчивое ядро его личности, служащее опорой в трудных жизненных ситуациях, средством поддержания собственной идентичности и преодоления препятствий на пути к поставленным целям.

Отраженное Я формируется на основе представлений других людей о данном индивиде, выражающихся в их реакциях на его облик, манеры, действия, поступки и т. п. Отраженное Я играет важную роль как средство ориентации в пространстве социальных отношений, помогающее выбрать нужную линию поведения в новой социальной среде, в незнакомой группе, в организации.

Способность контролировать свое поведение с помощью правильного отражения реакций на наши поступки других людей – важная черта личности человека как участника коллективной деятельности, члена рабочей команды, проектной группы, деловой организации.

Рассмотренные компоненты личности в норме существуют как единое целое, в интегрированном виде, будучи приспособлены друг к другу структурно и функционально. Однако эта устойчивость не является гарантированно постоянной. Поскольку человеческая активность предполагает систематическое взаимодействие с другими людьми, постольку степень интеграции личности находится в режиме постоянного тестирования, испытания на устойчивость и дееспособность, эксперимента, который непрерывно меняющаяся ситуация взаимодействия ставит на людях. В связи с этим полная гармония элементов личности – это скорее исключение, чем правило.

Ситуация и поведение. Рассмотренные структурные элементы личности могут по-разному реагировать на одну и ту же ситуацию. Поэтому не всегда можно предвидеть линию поведения, которую человек выберет в новой для него социальной обстановке. Этот выбор зависит не только от объективного содержания данной ситуации, но и от индивидуального прочтения ее, от восприятия. От того, какой именно представляется конкретная ситуация – благоприятной, приемлемой или, напротив, угрожающей и абсолютно неприемлемой, требующей немедленной реакции, направленной на ее изменение, – зависит поведение человека.

В организации конфликтные ситуации нередко возникают именно в связи с различным определением одних и тех же официальных социальных ролей со стороны группы и исполнителя или со стороны руководителя и подчиненного. Разрешение подобной конфликтной ситуации зависит, таким образом, от социально-психологической грамотности сторон.

Социальные потребности личности. К числу базовых элементов личности, в решающей степени определяющих ее поведение, относятся потребности – нужда в чем-либо необходимом для жизнедеятельности организма и личности. Потребность проявляется как ощущение недостатка в чем-либо и стремление действовать с целью его восполнения.

Различают два вида потребностей: биологические и социальные. В свою очередь, социальные потребности можно разделить на те, которые непосредственно вытекают из биологических потребностей – естественные (еда, одежда, жилье) и собственно социальные, обусловленные участием в общественной жизни. Это потребности в труде, других видах деятельности, общении, информации и во всем, что является продуктом общественной жизни. В конечном счете все социальные потребности произрастают из биологических и в той или иной степени являются их модификацией.

Интересы – одна из важнейших предпосылок поведения конкретного индивида. Интересы формируются на базе потребностей и определяются как актуализированная потребность, проявляющаяся как «мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане». Интересы тесно связаны с освоением действительности в форме знаний.

Изучение интересов личности предполагает различение двух составляющих – эмоциональной и волевой. Эмоциональная составляющая связана с переживанием ожидания и удовлетворения от нового знания, касающегося предмета интереса. Волевая составляющая заключается в необходимости затраты интеллектуальных и иных обязательных усилий, необходимых для получения удовлетворения от нового знания. По мере развития познавательной деятельности субъекта содержание его интересов обогащается за счет включения новых элементов и связей осваиваемого им предметного мира.

Интересы личности характеризуются также определенной предметной направленностью: экономической, политической, социальной, религиозной, эстетической, гедонистической и т. д.

Для понимания и регулирования организационного поведения ведущее значение имеют интересы персонала, связанные с актуализацией потребностей в труде и работе, в профессиональном и должностном росте и других социальных потребностей. Поэтому менеджер должен знать интересы своих работников и стремиться к созданию условий и возможностей для их развития, поддержания и удовлетворения исходя из целей и стратегии организации.

Ценности и цели как критерии выбора и регуляторы поведения. В ситуации выбора опорой поведения личности служат ценности и критерии их ранжирования. Ценность – в социологии – это любой предмет, материальный или идеальный, действительный или воображаемый, которому индивид или социальная общность приписывают особо важную роль в своей жизни и ощущают как необходимость стремления к обладанию этим предметом.

Каждая социальная общность характеризуется определенной иерархией ценностей, которые выполняют целый ряд важных функций, влияющих на результат ее деятельности. В частности, ценности социальной общности:

• являются регуляторами стремлений и поступков своих участников;

• позволяют оценивать поступки других;

• служат основой оценки пригодности членов группы;

• определяют принципы внутренней социальной иерархии;

• определяют основы совместных действий.

Ценности, разделяемые личностью, играющие роль целей жизни и основных средств их достижения, определяются как ценностные ориентации личности. Этот регулятор поведения формируется в процессе социализации и является ее итогом. Непротиворечивость ценностных ориентаций служит предпосылкой и признаком социальной устойчивости личности.

В контексте организационного поведения особый интерес представляют трудовые ценности – те компоненты трудовой деятельности, которые данный индивид или группа ставят на первое место, принимая решение о выборе места работы. Трудовые ценности играют основную роль в трудовой мотивации и формировании трудовых установок работника. Более детально вопрос о мотивах и трудовых ценностях будет рассмотрен ниже при рассмотрении темы «Мотивация поведения на работе» (глава 8). Здесь лишь обратим внимание читателя на то, что в социологической теории труда принято различать две группы трудовых ценностей:

1) терминальные, связанные с личностной значимостью труда как деятельности, придающей смысл человеческой жизни;

2) инструментальные, заключающиеся в тех материальных благах, которые достаются посредством труда.

Потребности, интересы и ценности отражаются в мотивах поступков, поведения и целях деятельности личности.

Цели как регуляторы поведения. Цель, понимаемая как планируемый результат деятельности, единство ее мотивов и средств – основной фактически существующий идеальный генератор активности личности, подчиняющий себе ее отдельные действия и виды поведения.

Цели напрямую связаны с конкретной деятельностью и культурой, они образуются в результате оценки, сравнения и выбора способов удовлетворения соответствующей потребности. Такая процедура, осуществляемая сознательно, возможна лишь при определенной степени укорененности личности в культуре. Цель, которую ставит перед собой человек, представляет собой исключительно социальное явление как результат его самоопределения в воспринимаемой социальной ситуации. Целеустремленность, осознанное целеполагание (обоснование и формулирование цели) свойственно не только индивидуальным, но и коллективным субъектам (группам, организациям и более широким социальным общностям).

Модель поведения Э. Берна. Согласно этой модели структура личности состоит (так же, как в модели Фрейда) из трех элементов [6, с. 15 – 19]. Однако в модели Берна личность – это то, что у Фрейда обозначается термином Ego. Кроме того, в рассматриваемой модели в качестве трех элементов структуры личности выступают «ребенок», «родитель» и «взрослый». Каждый из них представляет собой некоторое психическое образование (состояние «Я»), обладающее определенной функциональной самостоятельностью и по-своему регулирующее поведение индивида. Таким образом, в целом поведение личности предстает как определенная комбинация соответствующих стилей или образов поведения, взаимно и гармонично дополняющих друг друга либо находящихся в отношениях доминирования одного и подчинения остальных. Важно отметить, что все структурные элементы данной модели и их соотношение, проявляющееся в поведении в последующие годы жизни, формируются в детстве.

Первый структурный элемент личности в модели Берна обозначается термином «ребенок». Действие этого элемента проявляется в таких чертах поведения, как непосредственность, спонтанность, открытость, раскованность, игривость, фантазирование и т. п. То есть с теми чертами, которые характерны для поведения большинства людей, как правило, в детстве.

Вторая субструктура личности называется «родитель». Она формируется в результате подражания детей своим родителям и ответственна за правильное поведение, подчиняющееся определенным, четко сформулированным требованиям, правилам, нормам и стандартам. Функция этой субструктуры заключается в том, чтобы регулировать поведение человека в шаблонных, рутинных, стабильных социальных условиях и ситуациях.

Третий элемент структуры личности по Берну – «взрослый» – определяет способность людей поступать осознанно, быть ответственным за принимаемые решения и действия, быть лидером, находить рациональные решения в нестандартных ситуациях.

Диспозиционная модель личности В.А. Ядова. В данной модели интегральным фактором регуляции индивидуального социального поведения служит система диспозиций личности.

Термин «диспозиция» в данном случае обозначает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и соответствующему этим условиям поведению [122, с. 183 – 184].

Система диспозиций личности имеет иерархическую структуру, состоящую из четырех элементов, выполняющих соответствующие регулятивные функции:

• высшие диспозиции, состоящие из жизненной философии (концепции) и ценностных ориентаций;

• общую направленность личности;

• обобщенные социальные установки на стандартные социальные объекты и ситуации;

• ситуативные социальные установки как предрасположенности к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, предметной и социальной среде.

«Высшие диспозиции личности регулируют общую направленность социального поведения, низшие – поведение в определенных сферах деятельности и направленность поступков в типичных ситуациях», при этом ведущими являются те, которые соответствуют условиям и цели деятельности в данном социальном масштабе. Сравнительное преимущество диспозиционной модели состоит в том, что она позволяет связать социально-психологический и социологический подходы к объяснению социального поведения личности.

Базовые детерминанты поведения личности включают в себя совокупность основных факторов, определяющих ее социальное поведение. Среди них необходимо различать внешние факторы, или факторы среды, и внутренние факторы – свойства присущие самой личности, являющиеся предпосылками и непосредственными побудителями ее социального поведения. Внутренние факторы были рассмотрены в описанных выше моделях личности. Они, в свою очередь, подразделяются на две группы.

1. Генетически обусловленные, переданные через механизм наследственности биопсихические или психофизические черты личности.

2. Свойства, приобретенные в процессе социализации и направленного воспитания личности.

Среди последней группы факторов следует выделить общесоциальные черты, характерные для большинства представителей данного общества, и частно-социальные, сформировавшиеся в результате их взаимодействия с членами разнообразных социальных общностей (классовых, профессиональных, культурно-этнических, территориальных, гендерных, поколенческих). Совокупность частно-социальных черт обусловливает индивидуальное своеобразие, неповторимость личности. Культура становится фактором поведения личности в результате усвоения ею основных составляющих культуры общества: его базовых идей и ценностей, образцов восприятия, реагирования, мышления и деятельности.

Интеграция и дезинтеграция личности. Поведение человека не в последнюю очередь зависит от того, как взаимодействуют между собой рассмотренные элементы его личности. Их взаимодействие может носить как гармоничный, так и резко противоречивый, конфликтный характер. Понятия интеграции и дезинтеграции личности означают соответственно состояния, при которых структурные элементы личности либо находятся в относительном равновесии, т. е. взаимодействуют друг с другом без существенного нарушения психического равновесия, либо противодействуют друг другу, что проявляется в существенном нарушении данного равновесия [109, с. 76 – 79].

Например, причиной нарушения психического равновесия сотрудника организации могут быть требования коллег или руководителя, несовместимые с ранее усвоенными им нормами поведения.

Причины дезинтеграции личности могут быть различны. Например, одной из них может быть противоречие между завышенной самооценкой «субъективного Я» и фактическим результатом выполняемой работы.

Другая серьезная причина дезинтеграции личности – попадание в маргинальную, пограничную социальную ситуацию, связанную с промежуточным положением между двумя или более социальными общностями. При этом ни в одной из них она не может чувствовать себя полноправным субъектом. Личность, оказавшаяся в маргинальной ситуации, постоянно испытывает непосильное психическое напряжение, чреватое срывами, связанными с покушениями на общественный порядок. Крайняя форма проявления и явный признак маргинальной ситуации – терроризм. В сетях идеологов и вербовщиков террористических групп оказываются в первую очередь люди, по той или иной причине находящиеся в маргинальной ситуации.

Маргинальная ситуация весьма характерный признак значительной части членов обществ, находящихся в переходных, неопределенных состояниях. Очевидно, что члены эмигрантских сообществ также находятся в маргинальной ситуации.

Вопросы и задания

1. Как соотносятся в поведении биологические, психические и социальные свойства личности?

2. Какие особенности личности характеризует понятие «темперамент»?

3. Какие виды темпераментов вам известны?

4. Как вы понимаете, что такое характер? Попробуйте описать характеры людей, которых вы хорошо знаете.

5. Как соотносятся между собой понятия «характер» и «личность»?

6. Что лежит в основе типологии личности У. Шелдона? Как данная типология согласуется с вашими личными наблюдениями?

7. В чем состоит особенность модели личности, предложенной Г. Айзенком?

8. В чем состоят особенности типологии личности, предложенной К. Юнгом?

9. Раскройте значения понятий «экстраверсия» и «интроверсия».

10. Какие черты поведения свойственны амбиверту?

11. Назовите четыре типа психического реагирования на ситуацию, выделенные К. Юнгом.

12. В чем состоит различие между концепцией К. Юнга и методикой Майерс – Бриггс?

13. Попробуйте, воспользовавшись классификацией типов личности К. Юнга, проанализировать собственное поведение и поведение своих знакомых. Сделайте то же самое вместе со своими знакомыми. Обменяйтесь мнениями относительно результатов ваших наблюдений.

14. В чем состоит различие в понимании феномена личности в психологии и социологии?

15. В чем заключается различие понятий «личность» и «социальная личность»?

16. Из каких структурных элементов состоит «социальная личность»?

17. Что означает термин «культурный идеал личности»?

18. Какие стороны личности характеризует термин «ролевой набор»?

19. Раскройте значение термина «концепция Я».

20. В чем состоят сходство и различие понятий «субъективное Я» и «отраженное Я»?

21. От чего зависит поведение человека в новой для него ситуации?

22. Какова роль потребностей в поведении личности?

23. Как связаны между собой потребности и интересы личности?

24. Каково значение цели как регулятора поведения?

25. Как соотносятся друг с другом ценности и цели, выступая в качестве регуляторов поведения?

26. Опишите механизм поведения, представленный в модели поведения Э. Берна.

27. Раскройте смысл диспозиционной модели личности В.А. Ядова.

28. Что означают понятия «интеграция» и «дезинтеграция» личности?

Глава 6

ЛИЧНОСТЬ НА ПОРОГЕ ОРГАНИЗАЦИИ

6.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРАКТ

Как выяснили исследователи ОП, получению статуса сотрудника конкретной организации предшествует не только официальная процедура заключения трудового договора, но и особая процедура «составления» психологического контракта.

Психологический контракт – ключевой элемент и понятие модели регулирования организационного поведения, предложенной Э. Шейном [32, с. 1005]. В отличие от официального договора найма оно обозначает юридически не оформленное, но тем не менее взаимно соблюдаемое соглашение между работником и администрацией.

Содержание психологического контракта образуют воображаемые условия взаимовыгодного сотрудничества, вытекающие из взаимных ожиданий сторон. «Заключение» психологического контракта предшествует оформлению официального договора найма, составляя его мнимую основу. Несмотря на неофициальный статус психологического контракта, соблюдение его условий играет весьма важную роль в процессе успешной организационной адаптации работника. Более того, несоблюдение психологического контракта той или иной стороной ведет, как правило, к нарушению обеими контракта официального и, возможно, в дальнейшем к его разрыву.

Две грани психологического контракта. Содержание психологического контракта характеризуется двумя аспектами, отражающими отсутствие тождества между восприятием ситуации найма работником и администрацией.

Для работника перечень ожидаемых условий включает представления о приемлемых для него параметрах «трудовой ситуации»: форме оплаты и условиях труда, возможности обучения и карьерного роста, самовыражения и самоактуализации, поддержания чувства собственного достоинства и т. п.

Для администрации психологический контракт содержит свои требования, предъявляемые работнику, такие как добросовестное отношение к работе, лояльность, умение хранить коммерческую тайну, действия в интересах организации и др.

Последствия нарушения психологического контракта. Невыполнение психологического контракта служит причиной нарушения отношений сотрудничества между работником и организацией, роста взаимной отчужденности и неудовлетворенности. Несоблюдение психологического контракта со стороны администрации ведет к текучести кадров, забастовкам, саботажу, снижению производительности, абсентеизму, а со стороны работников – к административным дисциплинарным санкциям, увольнениям, торможению профессиональной и должностной карьеры. В то же время, если психологический контракт взаимно выполняется, то создаются условия для взаимовыгодного обмена между работником и организацией. В этом случае сотрудники в компании работают ответственно, с энтузиазмом, испытывают чувство удовлетворения.

Пересмотр условий психологического контракта. В связи с тем, что потребности и ожидания работников и администрации со временем, как правило, изменяются, периодически возникает необходимость «заключения» нового психологического контракта, учитывающего изменившиеся потребности и ожидания сторон.

Одним из наиболее продуктивных способов изменения содержания психологического контракта служит создание прозрачной для персонала системы карьерного роста. Функцию исходного элемента данной системы выполняет управляемая организационная адаптация.

6.2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ АДАПТАЦИЯ

Понятие адаптации в общем случае означает процесс приспособления самоорганизующихся систем к условиям среды.

Организационная адаптация – одна из составляющих процесса трудовой социализации, в который современный человек вовлечен (иногда не задумываясь об этом) в течение большей части его жизни, непрерывно приспосабливаясь к быстро меняющимся условиям трудовой деятельности. Главное из них – технологические инновации, требующие от работника в течение всей трудовой жизни постоянной готовности к обучению, неоднократной смене специальности, а также места работы.

В условиях конкретной фирмы организационная адаптация связана с социальным процессом приспособления вновь принятых работников к незнакомой им трудовой среде. Процесс приспособления заключается в усвоении норм поведения, характерных для данной организационной культуры. Оно происходит как взаимодействие между новичками и их непосредственными коллегами, «старожилами». Существенное значение для успешного приспособления имеет социально-психологическая компетентность менеджера первичного производственного звена, непосредственного начальника нового работника.

Конец ознакомительного фрагмента.