Вы здесь

Организационное поведение. Раздел II НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ (К. Э. Оксинойд, 2019)

Раздел II НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Глава 2

ЗНАНИЕ О ПОВЕДЕНИИ

2.1. ОБЫДЕННОЕ И НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ О ПОВЕДЕНИИ

В этой главе речь идет об особенностях поведения как вида человеческой активности вообще. Для начала предлагаем обратить внимание на важное различие между смыслом слова «поведение», широко употребляемого в бытовой лексике, с одной стороны и содержанием научного понятия «поведение», обозначающего особое явление мира живых организмов, изучаемое специальными методами науки, с другой (рис. 2.1).

Обыденное знание о поведении. В бытовой лексике слово «поведение» используется чаще всего в оценочно-нормативном контексте в сочетании с такими полярными прилагательными, как правильное / неправильное, подобающее / неподобающее, плохое / хорошее, и т. п. Школьные педагоги, для которых выставление оценок учащимся есть обязательная часть профессии, используют также прилагательные удовлетворительное, отличное, примерное. Очевидно при этом, что смысл, вкладываемый в подобные слова – определения, и критерии оценки, как правило, субъективны, расплывчаты и поверхностны. Что, правда, не исключает их уместность в конкретных случаях.


Рис. 2.1. Различия смысла слова «поведение» в быту и науках о поведении


Обыденные суждения, касающиеся чьего-либо поведения, опираются в основном на нормы и правила, разделяемые соответствующими социально-культурными слоям или конкретными людьми, имея опять-таки оценочную окраску. Они не связаны со специальными знаниями психологии или социологии, а вызваны сугубо частными, ситуативными поводами. Характер оценочных суждений, касающихся поведения зависит в основном:

1) от особенностей социального контекста, в котором делается оценка;

2) собственных представлений оценивающих об уместности того или иного поведения в данной социальной ситуации (состав участников взаимодействия, место, время);

3) преобладающих мнений о сообразности поведения, возрасту, полу, статусу и другим социально значимым признакам его субъекта;

4) ценностей и социальных норм, принятых в данной социальной группе или круге.

В организациях поведение людей оценивается исходя, прежде всего, из того, насколько профессионально и качественно они работают, насколько правильно и своевременно выполняют служебные и должностные обязанности.

Можно быть отличным парнем, милой девушкой, душой компании, но едва ли одних этих качеств будет достаточно, чтобы заслужить уважение коллег по работе, если они убедятся, что эти приятные в общении сотрудники не всегда хорошо справляются с обычными производственными заданиями. Наше поведение на работе оценивается окружающими иначе по сравнению с поведением в компании друзей.

Особенности реальных жизненных ситуаций, порождающих те или иные высказывания их участников о поведении других или своем собственном, задают известное фактическое разнообразие определений, которые часто сопутствуют слову «поведение». Вместе с тем независимо от условий и ситуаций, в которых они были высказаны, все эти суждения в одном отношении одинаковы: они никогда не преследуют обязательную для научного исследования цель систематического анализа поведения как особого явления человеческой жизни.

Повторимся, что в быту слово «поведение» используется в контексте обывательской, чаще всего стереотипной оценки поступков других, и имеет, таким образом, оценочный смысл. В бытовых суждениях о поведении фиксируется лишь степень соответствия того, что обозначается словом «поведение», некие условные стандарты, шаблоны, образцы действия, принятые и одобряемые в данной социальной среде.

Научное знание о поведении предполагает понимание смысла и различий терминов «объект» и «предмет» научного исследования, которые довольно часто используются как синонимы. Однако это не всегда корректно, поскольку затрудняет процесс познания и понимание сущности исследуемого явления, смешивая отражаемое с его отражением.

Поведение как объект научного исследования – явление, характерное для активности живых организмов, которое выражается в наблюдаемых и устойчивых реакциях на изменения среды обитания. Способностью к поведению обладает все живое независимо от уровня организации: от растений и инфузорий до высших приматов и человека. Как объект научного анализа и исследования поведение существует независимо от воли, интересов и намерений ученых, которые его исследуют.

Поведение как предмет исследования – совокупность специальных знаний в области биологии, психологии, социологии и экономики, относящихся к реакциям живых существ, включая человека, на изменение условий среды.

В отличие от объекта предмет исследования представляет собой определенным образом упорядоченное знание об объекте исследования. Если объект исследования относительно расплывчат и в своем существовании независим от человеческих намерений и воли, то предмет дифференцирован согласно определенным правилам и является продуктом организованной познавательной деятельности.

Каждая из наук, изучающих поведение, делает это с помощью собственных, понятий, теоретических моделей и методов. Отсюда, кстати, не следует, что между разными науками о поведении существуют непреодолимые преграды. Напротив, для настоящего времени характерны исследования, проводимые на стыке разных наук, предполагающие синтез, кооперацию знаний, методических средств и усилий представителей разных научных дисциплин.

Поведение как предмет психологии. В психологии поведение вообще (безотносительно к субъекту поведения) понимается как процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредованный их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью [121, с. 276].

Сравнительные исследования сложности поведенческих реакций живых организмов выявили наличие прямой зависимости между усложнением форм организации жизни и прогрессивными изменениями форм поведения. Оказалось, что по мере повышения уровня организации животных их врожденные, простые и стереотипные реакции на внешние воздействия (таксисы, рефлексы и инстинкты) все в большей и большей степени сменяются более сложными формами поведения, приобретаемыми в течение индивидуальной жизни и основанными на обучении и рассудочной деятельности [15, т. 1, с. 46].

Пример. «Если, например, у насекомых преобладает инстинктивное поведение, то у низших млекопитающих, таких как крыса, оно замещается способностью обучаться. Что же касается способности к умозаключениям, почти отсутствующей у крыс, то она вместе с научением представляет собой главный тип поведения у человека, утратившего большую часть стереотипных реакций» [там же]. Здесь требуется небольшое, но важное уточнение: в данной цитате речь идет о человеке как виде, а не о конкретных представителях рода Homo sapiens, характеризующихся возрастом, состоянием физического и психического здоровья, а также степенью социализации. Понятно, например, что именно рефлексы и инстинкты, а не рассудочная деятельность являются основными «пружинами» поведения людей в младенческом возрасте или в ситуациях, связанных с ограниченностью возможностей или деградацией личности.

Поведение человека определяется как деятельность, имеющая природные предпосылки, но в своей основе социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаковосмысловыми системами [121, с 276]. Это означает, что поступки людей – в основном есть результат их социализации, усвоения обусловленных культурой данного социума определенных образцов реагирования, поведения и деятельности. Одна из наиболее типичных для людей форм поведения – трудовая деятельность, осуществляемая в рамках трудовых организаций.

Психология изучает поведение человека как одну из форм его активности, проявляемой на индивидуальном уровне. Описывая ее, она пользуется понятиями психических процессов, состояний и свойств. В отечественной психологии исследования поведения человека основаны преимущественно на методологии деятельностного подхода, состоящего в том что, сознание людей, его формирование и развитие исследуются путем анализа различных форм их предметной деятельности [116, с. 434 – 435].

Поведение как предмет социологии. Изучая поведение людей, социологи различают три уровня сложности поведения исходя из того, что именно является его источником: функционирование организма, психические свойства или социальная активность субъекта поведения. Соответственно, они различают три вида поведения: биологическое, психическое и социальное, уделяя главное внимание последнему.

Биологическое поведение – это поведение, обусловленное функционированием организма, инстинктами и рефлексами.

Психологическое поведение – это поведение, источником которого являются психические свойства, процессы и состояния.

Социальное поведение – это поведение, в котором проявляется сущность человека как общественного существа при его взаимодействии с другими людьми, малыми и большими группами. Более подробно оно рассматривается ниже.

Экономические аспекты социального поведения служат предметом экономической социологии. Предмет этой относительно недавно возникшей научной дисциплины – основные виды экономического поведения. К основным видам экономического поведения относятся производственное поведение, предпринимательское, инвестиционное, распределительное, потребительское, обмен (Верховин В.И. Экономическая социология / под ред. В.И. Демина. М.: ИМТ, 1998).

2.2. ТИПОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ

Поведение как форма человеческой активности характеризуется огромным разнообразием. В частности, исследователи поведения выделяют не менее 15 критериев классификации и соответствующих им видов поведения (табл. 2.1).


Таблица 2.1

Типология поведения людей


2.3. СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Социальное поведение – один из главных предметов исследования социологии. Данное понятие в социологии обозначает внешнюю сторону деятельности, в которой выявляются конкретная позиция человека, занимаемая им в группе или обществе, и его установки [122, с. 549].

Слово «деятельность» в этом контексте означает особый вид активности, присущий исключительно человеку, а также чрезвычайно сложное социально-психологическое явление. Наряду с внешне наблюдаемыми действиями деятельность обязательно включает в себя соответствующие им внутренние, недоступные прямому наблюдению процессы, протекающие в сознании и организме действующего субъекта: эмоциональные, познавательные, волевые и пр.

Социальное поведение выступает как последовательность реальных действий по отношению к социально значимым объектам. Оно затрагивает интересы других людей, коллективов, групп, всего общества, отражая потребности самого субъекта поведения. Таким образом, социальное поведение можно определить как внешне наблюдаемую последовательность действий (поступков) людей, в которых реализуются их внутренние побуждения, обусловленные принадлежностью к определенной социальной общности.

Субъекты социального поведения. В качестве субъектов социального поведения выступают не только отдельные люди, но и объединения, различные социальные общности, например, целевые группы, к числу которых принадлежат интересующие нас организации. Для описания и изучения субъектов социального поведения используются психологические и социологические теории, применяющие такие понятия, как личность, социальные общности, общество, социальные группы, социальные категории и др.

Виды социального поведения. Как следует из табл. 2.1. социальное поведение в своем массовом проявлении имеет много граней, каждая из которых может быть предметом специального исследования и оценки. Выбор в качестве предмета исследования того или иного аспекта социального поведения зависит от его общественной значимости и актуальных потребностей общества. В отечественной социологии в качестве относительно самостоятельных форм социального поведения исследуются следующие его виды:

• демографическое;

• нравственное;

• девиантное;

• политическое;

• коллективное (групповое);

• ролевое [122, с. 543 – 549].

Демографическое поведение проявляется в действиях индивидов, супругов, семьи, отдельных групп населения, связанных с процессами рождаемости, смертности, сохранения здоровья, заключения и расторжения браков. Соответственно, демографическое поведение подразделяется на три разновидности: репродуктивное, самосохранительное и брачное.

1. Репродуктивное поведение реализуется в системе действий, направленных на рождение определенного числа детей или на отказ от их рождения.

2. Самосохранительное поведение связано с системой действий, преследующих цель сохранения здоровья и продления жизни.

3. Брачное поведение раскрывается в действиях, направленных на заключение и сохранение брака или его расторжение.

Очевидно, что различные стороны демографического поведения находят свое проявление и в организационной среде. Нередко на работе мужчины и женщины встречают спутника жизни, с которым создают семью. Бывает и так, что это сопровождается распадом другой семьи. Еще один пример соприкосновения демографического поведения с жизнью организаций связан с необходимостью выполнения администрацией требований трудового законодательства, касающихся соблюдения прав работниц, ждущих ребенка, или родителей, воспитывающих малолетних детей.

Нравственное поведение проявляется в активном участии людей в духовной жизни общества и других социальных общностей, в их личностном самоопределении как социально ответственных и сознательно действующих субъектов. Нравственное поведение выражается в направленности действий человека в критических жизненных ситуациях, отличающихся необходимостью выбора и поступка. В зависимости от степени согласованности сделанного выбора с принятыми нормами поведения, моралью и ценностями группы, социального слоя или общества поведение оценивается как нравственное либо безнравственное. Нравственная сторона организационного поведения заключается в соблюдении общепринятых норм морали в отношениях с коллегами и адекватном реагировании на нарушения этих норм другими сотрудниками независимо от занимаемой ими должности и объема власти.

Девиантное поведение. Термин «девиантное поведение» происходит от английского слова deviation (отклонение) и служит для обозначения любых форм поведения, которые по тем или иным признакам отличаются от того, что именно принято считать правильным в данной социальной среде.

Поведение человека или группы можно называть девиантным (отклоняющимся), если оно не соответствует официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или образцам. Безнравственное поведение – одна из форм отклоняющегося поведения по отношению к моральным нормам, имеющим для большинства людей высший приоритет независимо от их конфессиональной и национальной принадлежности.

Девиантное поведение не всегда связано с негативными действиями. Различные формы инноваций в области науки, техники, искусства, образования, досуга и т. д. иногда воспринимаются как отклонения от устоявшихся образцов соответствующей профессиональной деятельности. По этой причине они встречают неприятие как самой профессиональной среды, так и потребителей продуктов труда ее членов, хотя по своей сути носят позитивный характер. Однако именно благодаря таким «отклонениям» происходят совершенствование, развитие и движение вперед. Без них в любом деле наступают застой и деградация.

Политическое поведение связано с разнообразными проявлениями гражданской активности, участием людей в деятельности политических объединений и партий. Разновидность политического поведения – электоральное поведение людей, или их поведение как избирателей во время выборов в органы государственного и муниципального управления.

Коллективное поведение отличается от других видов поведения по своему субъекту, в лице которого выступает то или иное объединение людей. Например, персонал компании или члены профсоюза, совместно добивающиеся улучшения условий труда, акционеры, избирающие новый состав совета директоров АО и др.

2.4. РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Особое внимание к феномену ролевого поведения объясняется тем, что организационное поведение или поведение на работе – это поведение, жестко связанное с исполнением особого набора социальных ролей, характерных для совместного труда.

Ролевое поведение – это поведение, обусловленное социальным положением или статусом, занимаемым некоторым человеком в какой-либо группе. Оно непосредственно определяется функциями, выполнение которых вытекает из данного положения. Понятие ролевого поведения производно от понятия социальной роли, обозначающего в социологии совокупность требований, ожиданий определенных действий, поступков от лица, занимающего ту или иную социальную позицию в группе, со стороны других членов группы.

Например, от человека, занимающего должность руководителя структурного подразделения организации, остальные сотрудники данного подразделения ждут таких действий и такого поведения, которые должны прежде всего обеспечить решение задач этого подразделения как функционального элемента организации. В частности, он должен представить задачу в виде отдельных работ и распределить их в качестве частных заданий между подчиненными в соответствии с их квалификацией и опытом работы, предложить систему стимулов, побуждающих подчиненных к добросовестному и инициативному труду. Наконец, он должен организовать контроль, обеспечить координацию и согласованность трудовых действий своих сотрудников.


Рис. 2.2. Три аспекта социальной роли личности


Несмотря на кажущуюся простоту, понятие социальной роли имеет достаточно сложную структуру. Дело в том, что социально-психологический феномен, обозначаемый этим понятием, существует одновременно в двух формах: в форме предположений о действиях определенных индивидов и в форме фактического поведения или некоторых действий. В связи с этим принципиальным обстоятельством возникают три принципиально разные составляющие данного феномена (рис. 2.2):

1) представляемая роль как система ожиданий (экспектаций) индивидов и определенных групп;

2) субъективная роль как представления лица, занимающего данную позицию в группе, о том, как он должен действовать, чтобы ей соответствовать;

3) играемая роль как фактически наблюдаемое поведение лица с данным статусом. Именно она и является ролевым поведением.

Применительно к ролевому поведению используется такой термин, как «стиль поведения». Он обозначает индивидуальные черты, «личностную окраску» исполнения данной социальной роли, зависящую от темперамента, характера, профессиональной подготовки, кругозора и других черт исполнителя.

Важная характеристика ролевого поведения – степень его соответствия социальным ожиданиям группы и субъективным представлениям личности. Если данное соответствие достаточно высоко, то взаимодействие с остальными участниками группы протекает, как правило, бесконфликтно. В противном случае возникает ролевой конфликт.

Любой сотрудник организации, так же как и любой другой человек, исполняет, как правило, не одну социальную роль, а совокупность или набор социальных ролей. Среди совокупности исполняемых сотрудником организации социальных ролей важно уметь различать роли, обусловленные участием в организации, и роли, связанные с участием в других группах и видах деятельности.

Противоречия между разными ролевыми требованиями к поведению данной личности, связанные с ее участием в деятельности нескольких групп, служат одной из главных причин типичных внутриорганизационных напряжений и конфликтов, из суммы которых формируется психологический климат организации.

Вопросы и задания

1. Что характерно для представлений о поведении в обыденном сознании?

Приведите примеры высказываний, в которых слово «поведение» употребляется в оценочном смысле.

2. Дайте характеристику поведения как объекта и предмета научного исследования.

3. Назовите основные уровни поведенческой активности.

4. В чем состоит существенное различие биологического, психического и социального поведения?

5. Что характерно для поведения как формы человеческой активности?

6. Чем объясняется разнообразие поведения людей? 7. Какие стороны поведения изучает социология?

8. Раскройте значение термина «социальное поведение». 9. Кого можно назвать субъектом социального поведения?

10. Назовите уровни изучения социального поведения личности.

11. Перечислите и дайте краткую характеристику видов социального поведения.

12. Почему поведение в организации следует рассматривать как разновидность ролевого поведения?

13. Почему организационное поведение можно рассматривать как поведение коллективного субъекта?

Глава 3

МИКРОАНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

3.1. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ АКТ И ЕГО СТРУКТУРА

С целью детального анализа структуры поведения на личностном уровне известный социальный психолог Т. Шибутани использовал понятие «акт» [106]. Не меняя смысла данного понятия, автор счел целесообразным дополнить это понятие определением «поведенческий». Это дополнение дает возможность подчеркнуть, что речь идет об элементарной структурной единице поведения, и тем самым избежать возможной путаницы, связанной с многозначностью употребления слова «акт» в других контекстах, например, в правовом.

Знакомство с понятием поведенческого акта позволяет более глубоко анализировать и изучать механизм человеческого поведения. Согласно концепции Шибутани поведение человека при детальном рассмотрении предстает как последовательность актов – относительно элементарных социально-психологических процессов (рис. 3.1), каждый из которых имеет собственное содержание, начало и завершение. Рассматриваемый в динамическом аспекте как структурный микроэлемент поведения социально-психологический феномен акта образуется из нарушения психического равновесия индивида – субъекта поведения и последующего восстановления нарушенного равновесия.

Пример. Представьте спешащего на лекцию студента, который неожиданно споткнулся, но при этом не падает, а как-то восстанавливает равновесие и продолжает движение к намеченной цели. Аналогично мог выглядеть поведенческий акт, если бы его удалось представить визуально. Однако это сложно сделать, поскольку мы имеем дело со сложным сплетением невидимых психических процессов и явных действий.

Рис. 3.1. Поведение как последовательность поведенческих актов


Рис. 3.2. Упрощенная структура поведенческого акта


Структура поведенческого акта. Каждый отдельно взятый поведенческий акт оказывается сам по себе достаточно сложным социально- психологическим процессом, состоящим из четырех следующих фаз разного содержания (рис. 3.2):

1) импульса (побуждения);

2) восприятия (перцепции);

3) манипуляции (действия);

4) удовлетворения (консумации).

Рассмотрим подробно в той же последовательности содержание каждой из перечисленных фаз поведенческого акта.

3.2. ИМПУЛЬС

Импульс (побуждение) проявляется как ощущение неудобства, психологического дискомфорта, вызывающего усилия, направленные на то, чтобы от него освободиться. По своей природе импульсы разнообразны. Они могут иметь как внешнее, так и внутреннее происхождение, быть связаны с функционированием организма или вызываться внешними социальными факторами. Например, изменениями взаимоотношений с коллегами по работе, с руководителем, с подчиненным.

Для понимания динамики акта в целом существенно, что сам по себе импульс нейтрален по отношению к последующим фазам акта. Он никак не влияет на содержание последующих фаз акта. Содержание последующих фаз акта зависит от индивидуальных особенностей субъекта поведения и смысла ситуации, в которой в данный момент он находится. Так, страх в равной степени может стать причиной агрессии, бегства или обращения за посторонней помощью.

Функцию импульса в процессе работы могут выполнять разные стимулы. Например, ими могут быть необычно трудное задание руководителя, одобрительное или сомнительное замечание коллеги, случайное опоздание на работу, сознание допущенного промаха в работе, положительная оценка выполненного задания или неожидаемая похвала руководителя, объявление взыскания или, напротив, благодарности и т. п. В каждом из этих конкретных случаев импульс будет иметь самые различные продолжения в зависимости от индивидуальных свойств восприятия.

3.3. ВОСПРИЯТИЕ

Вторая фаза акта – восприятие – представляет собой социально- психологический процесс формирования субъективного образа ситуации, в которой оказывается субъект поведения вследствие воздействия импульса.

Дело в том, что разными людьми одна и та же ситуация воспринимается и определяется, как правило, по-разному. Психологическая сущность восприятия заключается в переживании состояния повышенной чувствительности к тем аспектам социальной среды, которые, как кажется, могут устранить дискомфорт, вызванный импульсом. Восприятие как структурный элемент поведенческого акта выполняет функцию социального определения или формирования субъективного образа ситуации. В связи с этим восприятие представляет собой ключевой момент поведенческого акта, определяющий его направленность.

Основные объективные свойства восприятия вообще – предметность, целостность, константность, категориальность и избирательность. В субъективном плане восприятие характеризуется осознанностью, осмысленностью и преднамеренностью. Восприятие всегда индивидуально и субъективно, поскольку детерминировано сложным комплексом биологических, психических и социальных свойств воспринимающего субъекта, его жизненным опытом и характером.

Социальное восприятие. В контексте организационного поведения особое значение имеет социальное восприятие, понимаемое как восприятие субъектами поведения друг друга. Социальное восприятие принципиально отличается от восприятия людьми элементов материальной среды, так как сильно зависит от социальных свойств личности, особенностей ситуации взаимодействия и свойств объекта восприятия (рис. 3.3). Свойства социального восприятия подробно будут рассмотрены ниже.

В зависимости от того, кто конкретно – индивид или группа – выступает в качестве субъекта восприятия, различают два принципиально разных вида социального восприятия – межличностное и межгрупповое.

Межличностное восприятие связано с непосредственным пониманием и оценкой одного человека другим. В отличие от восприятия неодушевленных предметов межличностное восприятие характеризуется взаимностью, как правило, повышенной эмоциональностью, ценностной окраской, сильной зависимостью от мотивационной структуры личности и ситуативных условий общения и взаимодействия.


Рис. 3.3. Факторы, влияющие на социальное восприятие


Важно знать, как происходит восприятие других людей. Главная особенность межличностного восприятия состоит в том, что «другой» воспринимается не изолированно, а в круге его общения и взаимодействия, в группе, в сети отношений. Наряду с этой особенностью межличностного восприятия выявлено несколько основных способов его осуществления:

• идентификация, или отождествление воспринимаемого (другого) с объектом восприятия;

• понимание через размышление за воспринимаемого («на его месте»);

• понимание через сочувствие и сопереживание воспринимаемому;

• перенос на воспринимаемого свойств известной социальной группы.

Межгрупповое восприятие отличается от межличностного тем, что в качестве субъектов взаимного восприятия выступают социальные общности (малые группы, структурные подразделения организаций или сами организации, фирмы, компании, политические партии и т. п.). Для межгруппового восприятия характерны такие черты, как:

1) коллективное представление субъекта восприятия о воспринимаемых объектах, не сводимое к механической сумме представлений отдельных членов группы;

2) сравнительно большая длительность процесса формирования образа воспринимаемого объекта и его повышенная устойчивость;

3) дифференцированность, упорядоченность и одновременно упрощенность диапазона восприятия сторон общения;

4) внутригрупповой фаворитизм;

5) межгрупповая дискриминация.

Коллективная основа межгруппового восприятия не обеспечивает точности и объективности образов объекта восприятия. Напротив, групповое восприятие часто отличается особой пристрастностью, обилием эмоциональных и стереотипных характеристик.

3.4. СВОЙСТВА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Социальное восприятие обладает целым рядом важных свойств, знание которых позволяет лучше понять особенности поведения персонала в рабочей группе и организационной среде в целом. К социальным свойствам восприятия, влияющим на поведение, относятся стереотипизация, селективность (избирательность), атрибуция, проекция и гало-эффект (рис. 3.4).

Стереотипизация социального восприятия проявляется в стремлении судить о поведении других исходя из того, к какой социальной категории они принадлежат. В частности, в организации лица, принадлежащие к должностной категории исполнителей, могут считать, что руководители никогда не бывают правы, а те, кто занимают должности руководителей, в свою очередь, предпочитают действовать, заранее предполагая, что подчиненные всегда пытаются работать не в полную силу, и поэтому необходим жесткий контроль их поведения.


Рис. 3.4. Свойства социального восприятия (социального определения ситуации)


Чтобы проверить, в какой мере должностной статус сотрудников, принадлежащих к разным по статусу должностным категориям, влияет на их восприятие поведения друг друга, американский психолог Р. Лайкерт опросил представителей трех основных категорий персонала: рядовых сотрудников, руководителей среднего и высшего звена. Заполняя опросные листы, респонденты должны были оценить, в какой степени в процессе принятия управленческих решений они учитывают идеи и мнения друг друга. Для оценки использовалась измерительная шкала, состояцщая из трех градаций:

• «учитывают всегда или почти всегда»;

• «учитывают довольно часто»;

• «учитывают иногда или редко».

Обработка результатов опроса выявила заметные расхождения во взаимных оценках, сделанных представителями разных должностных категорий. Так, 70 % руководителей высшего звена считали, что при принятии решений они всегда или почти всегда учитывают мнение подчиненных. В то же время среди их подчиненных такого же мнения придерживались лишь 52 %. Еще больший разрыв (73 и 16 %) обнаружился между оценками руководителей среднего звена и рядовых сотрудников (табл. 3.1).

Избирательность, или селективность восприятия проявляется в непроизвольном учете и фиксации внимания людей преимущественно лишь на тех элементах ситуации, с которыми наиболее часто им приходится иметь дело в силу прежнего профессионального опыта или личного интереса.


Таблица 3.1

Влияние должностного статуса сотрудников организации на их взаимное восприятие, %

Источник. [21, с. 59].


Атрибуция (англ. attribution – приписывание, наделение). Данное понятие обозначает способ, с помощью которого люди объясняют поведение других социальных субъектов, индивидов или групп, состоящий в наделении их чертами, фактически отсутствующими в поле восприятия.

В процессе атрибуции приписываться могут свойства личности, черты поведения, поступки, а также их причины. В современной психологии атрибуция рассматривается как механизм сознания, дающий возможность наблюдателю компенсировать дефицит непосредственно воспринимаемой информации о наблюдаемом субъекте поведения или самом поведении. Атрибуция понимается как основной механизм восприятия, обеспечивающий включение наблюдаемых объектов в определенную смысловую систему. Особый интерес для объяснения, понимания и предсказания поведения представляет приписывание причин поведения. Такой вид приписывания получил название каузальной атрибуции. [116, с. 46].

Каузальная атрибуция (лат. causa – причина) – это интерпретация причин и мотивов поведения других. Основные виды этой атрибуции – межличностное восприятие, восприятие самого себя (самовосприятие) и восприятие любых других социальных объектов. Исследования каузальной атрибуции позволили выявить:

1) существование систематических различий в объяснениях, которые люди дают своему поведению и поведению других людей;

2) наличие отклонений каузальной атрибуции от норм логики вследствие действия субъективных, мотивационных и информационных факторов;

3) на мотивацию и деятельность оказывают стимулирующее воздействие объяснения неудач внешними факторами, а успехов – собственными действиями или достоинствами.

Каузальная атрибуция имеет место и в тех случаях, когда личная ответственность за успехи или неудачи в совместной деятельности возлагается или принимается членами группы. Исследованиями установлено, что в группах с высоким уровнем развития – коллективах – каузальная атрибуция соответствует реальному вкладу ее членов в общие результаты. Свойства атрибуции подробно будут рассматриваться при рассмотрении темы трудовой мотивации в главе 8.

Особо нужно остановиться на двух разновидностях каузальной атрибуции: диспозиционной и ситуационной.

Диспозиционная атрибуция заключается в склонности к объяснению причин поведения кого-либо исходя из свойств его личности. Например, коллеги считают, что «сотрудник Н не выполняет рабочие задания, поскольку он в принципе ленив». Хотя причина его неудовлетворительной работы совсем иная. Ему просто не интересна работа, поручаемая начальником, и он, систематически не выполняя ее, хочет таким способом добиться перевода на другой участок, где будет не так скучно.

Ситуационная атрибуция связана с поиском причин отклоняющегося от нормы поведения в особенностях ситуации, в которой данное поведение имеет место. Например, в описанной выше ситуации, коллеги стали бы искать причины плохой работы Н не в свойствах его личности, а в содержании работы, поручаемой ему руководителем. Их суждение относительно наблюдаемой ситуации было примерно таким: «Н не выполняет задания, которые ему поручаются, потому, что в них нет ничего такого, что требовало бы проявления смекалки или инициативы».

Очень распространенную разновидность атрибуции представляет собой проекция, состоящая в непроизвольном приписывании другим собственных социально неодобряемых черт поведения. Например, агрессивно настроенный человек, не способный признать этот факт, в конфликтных ситуациях склонен указывать на агрессивность других.

Согласно М. Айзенку, проекция представляет собой защитный механизм, позволяющий уходить от неприятного сознания собственных негативных черт личности. Особенно часто проекция проявляется в конфликтных организационных ситуациях. Сотрудники подразделений организации, ставшие участниками такой ситуации, возникшей в связи с невыполнением совместного производственного задания, могут, например, обвинять друг друга в недобросовестном отношении к работе и нарушениях технологического процесса и т. п. действиях.

Гало-эффект, или эффект ореола – распространенный психологический феномен, заключающийся в неосознаваемом влиянии первого впечатления о человеке (как правило, поверхностного и весьма общего) на выводы о других чертах его личности или характера. В силу действия гало-эффекта делается умозаключение о наличии несуществующих качеств. Причем, нужно подчеркнуть, как отрицательных, так и положительных.

Например, наблюдая необщительность какого-нибудь человека, некоторые люди могут сделать поспешный вывод о том, что этот человек вообще робок и неискренен. Увидев человека опрятного, хорошо одетого, люди могут приписать ему деликатность и порядочность, хотя на самом деле эти качества у него отсутствуют, и не всегда второе сопровождает первое, и наоборот.

Несовпадение социальных определений одной и той же ситуации разными субъектами может служить и часто становится причиной организационных конфликтов.

3.5. МАНИПУЛЯЦИЯ И УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

Третья фаза поведенческого акта – манипуляция – представляет собой ряд целенаправленных действий, связанных с попытками изменить ситуативно значимые аспекты среды или собственного состояния. Психологическая функция манипуляции состоит в том, чтобы восстановить равновесие, нарушенное импульсом. Содержание манипуляции заключается в попытках приспособиться к новому состоянию окружающей среды. Эти действия, в случае положительного результата, могут привести к созданию так называемой «эффективной среды». В социальной психологии данное понятие используется для обозначения такого социального окружения субъекта поведения, последовательное взаимодействие с которым дает ему ощущение равновесия, удовлетворенности и благополучия.

Четвертая фаза – удовлетворение – представляет собой положительную эмоциональную реакцию, позитивное психическое состояние, вызванное снятием напряжения, с которого начался данный поведенческий акт. Удовлетворение – это своего рода площадка для «отдыха». Однако попасть на нее не всегда просто и возможно лишь в относительно элементарных случаях, когда импульсы и создаваемые ими напряжения имеют стандартный характер и сравнительно легко снимаются. Значительно сложнее обстоит дело, когда происходит столкновение с неожиданными препятствиями, на которые нет готовой адекватной реакций.

Пример. Попытайтесь представить себя в ситуации, когда кто-то вас обидел, обманул, поступил несправедливо, оскорбил и т. п. или вы сами совершили поступок, за который вам неловко. Очевидно, в подобных ситуациях найти точку психического равновесия не так просто, как, например, утолить чувство голода или желание выкурить сигарету.

Следует также учитывать и то обстоятельство, что прежде чем будет найдена точка равновесия, нарушенного непредвиденными событиями, может пройти достаточно много времени, в течение которого возможно немало других наполняющих рутинную повседневность актов, связанных с другими импульсами.

Как известно, поведение людей не всегда рационально. Подчас необдуманные действия совершаются потому, что «так поступают все», или удобно думать, что «так поступают все». Что же касается поведенческих актов, то большинство из них целенаправленны в том смысле, что они подчинены, хотя и неосознанно, цели устранения психологического дискомфорта и восстановления нарушенного равновесия.


Рис. 3.5. Прерывание поведенческого акта блокирующими (неожиданными) событиями


Блокада. В целом поведение людей как биологического вида отличается особой гибкостью, проявляющейся в высокой способности в процессе взаимодействия со средой создавать все более разнообразные и эффективные средства психического приспособления, позволяющие восстанавливать равновесие.

Данная способность отчетливо наблюдается, когда нарушение равновесия происходит уже в процессе поведенческого акта, на стадиях восприятия или манипуляции. Речь идет о внезапном прерывании акта, обозначаемом термином «блокада» (рис. 3.5).

Пример. Один из примеров блокады, типичный для жизни организаций – ситуация, когда сотрудник, оформивший полагающийся ему отпуск, вдруг получает от руководителя срочное задание. Ситуация меняется на 180º. И по сути, и психологически. Почти начавшийся отпуск оказывается под угрозой, позитивный настрой сменяется негативным, психическое равновесие резко нарушено.

Вторичное приспособление. Блокада вызывает необходимость так называемого вторичного приспособления, т. е. переосмысления и конструирования нового образа ситуации и построения новой схемы действия. Психологическая сущность блокады заключается в осознании субъектом невозможности выполнить уже начавшиеся реальные действия и связанном с этим осознанием замешательстве. Чаще всего в таких случаях реакция большинства людей органична, непроизвольна и, разумеется, эмоциональна. При этом сила эмоций будет зависеть от природы (органической, психической или социальной) прерванного действия, характера и значимости его цели.

Образы удовлетворения. Наряду с эмоциональной реакцией на блокаду возникает реакция, состоящая в создании воображаемых картин завершения блокированного акта – образов удовлетворения (образы). Работник, переживающий состояние блокады из-за неожиданного отказа в предоставлении отпуска, может, например, воображать, как он убедил начальника в том, что задание не настолько важно, чтобы из-за него откладывать отпуск. Другой сотрудник, занимающий более высокую должность, может вообразить, как сумел отстоять интересы компании в сложных переговорах с клиентами, как нашел удачное решение проблемы, над которой бьется руководство фирмы, и тем самым помог ему забыть о своих промахах. Во всех этих случаях чувство удовлетворения будет следствием лишь переживания воображаемых событий, а не реальных результатов своих действий. Экспериментальные исследования и наблюдения позволили сделать вывод, что образы возникают и оказывают влияние на сознание и поведение людей тем больше, чем сильнее напряжение, испытываемое ими вследствие блокады.

Изучая значение образов как элемента механизма поведения, возникающего как реакция на блокаду, известный американский психолог и философ Дж. Дьюи пришел к выводу, что создание образов лежит в основе мышления. Человек начинает думать лишь тогда, когда его действия, связанные со стремлением к определенной цели, сталкиваются с каким-либо препятствием. Процесс мышления начинается под действием блокады с создания образов удовлетворения и завершается, когда найден выход, точнее, мысленный образ выхода, ведущего к завершению блокированного действия.

Процесс поиска выхода заключается в создании некоторого числа конкурирующих образов удовлетворения, их сопоставлении, комбинировании деталей и, наконец, в выборе из них наиболее подходящего для успешного завершения действия. Таким образом, мышление можно рассматривать как сложившуюся эволюционно особую форму поведения, заключающуюся в манипулировании образами удовлетворения с целью преодоления блокады и достижения удовлетворения как завершающей фазы действия. Оно обеспечивает возможность контроля социальной ситуации со стороны субъекта поведения и может служить инструментом психологического приспособления к непредвиденным изменениям.

Мотивы. Как подчеркивает Шибутани, «то, что обычно именуется мотивами и рассматривается как „причины“ поведения, есть в большинстве случаев лишь образы успешно завершенного акта». Другими словами, мотивы можно определить как осознанные намерения или цели.

На первый взгляд может показаться, что мотивы – это своего рода вторичные импульсы, возникшие вследствие блокады, появления образов и мыслительных действий. Однако между импульсами и мотивами есть принципиально различие. Напомним, что импульс – это нечто, вызывающее ощущение внутреннего дискомфорта, дающее толчок ряду психических процессов и действий, направленных на восстановление равновесия. Мотивы же по своей природе содержательны. Они содержательны настолько, насколько могут быть содержательны цели, которые мы ставим перед собой. В свою очередь, содержание целей и мотивов поведения – это в известной мере продукт мышления, поэтому во многом зависит от прошлого опыта, адекватности оценки образов, логических способностей и уровня интеллекта, позволяющих предвидеть последствия возможных решений.

3.6. ЭМОЦИИ И ПОВЕДЕНИЕ

Эмоциональные реакции оказывают значительное влияние на действие механизма поведения.

Слово «эмоция» имеет общий латинский корень – movere («двигаю») с другим иностранным словом – «мотив». Неслучайно оба термина в психологии используются для обозначения явлений, рассматриваемых в качестве побудительных сил поведения, правда, сил, имеющих несколько разную природу и место в эволюции.

Эмоции (от лат. emovere – волновать, возбуждать) «возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий» [116, с. 622]. Воздействия, воспринимаемые как благоприятные, вызывают положительные эмоции, побуждающие, в свою очередь, стремление к таким воздействиям, их повторению и продолжению. Отрицательные эмоции, напротив, заставляют фиксировать вредные воздействия, чтобы избегать их в дальнейшем, выполняя тем самым функцию обратной связи и способствуя отбору и накоплению эффективных форм поведения.

Процессы эффективного поведения и мышления могут быть нарушены под влиянием эмоций, сопровождающих любые поведенческие акты, как простые, так и сложные. При этом важно учесть, что роль эмоций может быть двоякой: позитивной, когда они, находясь в оптимальных границах, энергетически способствуют формированию образов и поиску оптимального решения, и негативной, дезорганизующей мыслительный процесс. Дезорганизация мышления происходит в аффективных состояниях, связанных с необычно сильным волнением.

Фрустрация. Так называется особое аффективное состояние, вызванное сознанием неуспеха или непреодолимого препятствия на пути к достижению цели. Фрустрация сопровождается длительными отрицательными переживаниями и проявлениями: раздражением, тревогой, отчаянием. Как правило, она дезорганизует поведение и снижает эффективность труда. Причина фрустрации может корениться в неправильной оценке жизненной или рабочей ситуации, своих реальных возможностей, стремлении к заведомо недостижимой цели.

3.7. ЗАМЕСТИТЕЛИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ

Состояние фрустрации порождает особые защитные механизмы поведения, призванные компенсировать блокаду и обеспечить устойчивость нервной системы. «Если блокада слишком сильна, возникает непреодолимая потребность в замещающей деятельности». Механизмы поведения, выполняющие данную функцию, изучала аналитическая психология, предложившая понятие заместителей удовлетворения – символов первоначального образа удовлетворения. Заместители удовлетворения могут выступать в двух основных формах – агрессии и отступления.

Агрессия (от лат. agressio – нападение) – вид поведения, связанного с враждебными вербальными или физическими действиями. В основе агрессии обычно лежат эмоции гнева или страха. Как правило, агрессия направлена на предмет, вызвавший фрустрацию, или его символ – «заместитель».

На работе таким «предметом» может стать не всегда добросовестный подчиненный, попавший под «горячую руку» руководителя, получившего выговор от более высокого начальника. Среди специалистов существует мнение, что в случае блокады агрессивная реакция возникает всегда, хотя и не всегда проявляется как таковая.

Отступление. В случаях, не связанных прямо с агрессивными действиями, возникает ряд типичных приспособительных реакций, в совокупности называемых отступлением. Отступление может быть таким в действительности, когда один из соперников фактически покидает «поле боя» под натиском более сильного, или проявляться как признание собственной неправоты. Психологам известны следующие виды отступления.

Сдерживание – поведенческая реакция, связанная с осознанным отступлением. В современном урбанистическом обществе, особенно на работе, людям часто приходится сдерживать агрессивные и другие импульсы, уступка которым чревата нарушением принятых норм поведения и трудовой этики, способным, в свою очередь, повлечь за собой негативные официальные санкции со стороны администрации.

Существует известный разброс мнений относительно того, какие желания следует сдерживать на людях. Однако в любом случае сдерживание связано со следованием определенным групповым стандартам. Некоторые психологи обращают внимание на то, что проистекающее из таких стандартов сдерживание, связанное с переживаниями стыда, может привести к развитию чувства собственной неполноценности.

Подавление происходит в тех случаях, когда сдерживание переживается остро и в то же время неосознанно. Это результат внутреннего конфликта между противоположными тенденциями поведения: социально одобряемыми и осуждаемыми. Однако, по мнению сторонников психоаналитической психологии, подавленные импульсы продолжают существовать в подсознании и проявлять себя в «замаскированном виде», в как бы случайных шутках, оговорках и сновидениях.

Сублимация – другой вид отступления. Согласно логике психоанализа она представляет собой психологическую форму разрешения внутреннего конфликта личности за счет направления энергии запретных желаний и чувств (сексуальных, агрессивных) на достижение социально приемлемых целей. В другом, возникшем позднее понимании сублимация трактуется как форма неосознаваемого замещения одного действия индивида другим, произошедшего вследствие того, что замещаемое оказалось чреватым опасностью, превышающей благо удовлетворения.

Рационализация – еще один вид компенсаторной реакции на фрустрацию, заключающейся в оправдании действий выдуманными причинами. Самый распространенный пример рационализации – потерпевший неудачу человек, успокаивающий себя тем, что ценность того, к чему он стремился (новая работа, должность, благосклонность начальника или понравившейся девушки и т. д.), не так уж велика. В общем случае рационализация проявляется в виде попыток логического осмысления возникшего препятствия и его объяснения как неподвластного влиянию субъекта действия.

Фантазия – не редкая реакция на неудачу, при которой функцию заместителей удовлетворения выполняют образы, весьма далекие от реальности. Например, неопытный сотрудник, получивший замечание от коллег за некачественно выполненную работу, может получить удовлетворение, воображая себя лучшим работником, которого постоянно ставят в пример всему отделу или даже фирме. Фантазии не следует путать с образами мышления (о которых речь шла выше), используемыми в качестве средств преодоления блокады. Образы фантазии – это скорее цели, чем средства.

Регрессия – разновидность компенсаторной реакции на фрустрацию, состоящая в возврате к простым стандартам поведения, сформировавшимся и применявшимся на ранних стадиях психосоциального развития. Психологическая суть регрессии состоит в неадекватном восприятии ситуации, выражающемся в использовании упрощенных шаблонов поведения, свойственных более ранним этапам жизненного цикла личности.

Например, в психологии применяется понятие «возрастная регрессия», обозначающее характерное для людей преклонного возраста преобладание детских форм логики, мышления и реагирования на происходящее. Проявления возрастной регрессии чаще всего возникают в стрессовых ситуациях, поскольку упрощенное восприятие действительности снимает или уменьшает внутреннее напряжение.

Рассмотренные виды компенсаторных реакций на фрустрацию по своей природной сущности представляют психологические механизмы защиты нервной системы человека от возможного разрушения. Повторение фрустраций может послужить причиной целого ряда болезненных проявлений: головных болей, заикания, язв, кожных болезней, болей в мышцах и различных аллергий.

Каждый использует собственный, индивидуальный набор способов, с помощью которых ему удается преодолевать возникающие время от времени трудности, встречающиеся на жизненном пути.

3.8. САМОКОНТРОЛЬ

Я-образы. Действия людей в организациях, как правило, одновременно независимы и согласованы с группой. Независимы потому, что они сами принимают решения исходя из своей оценки ситуации. Согласованность же обусловлена давлением группы, стремящейся к достижению коллективных целей. Взаимное приспособление членов группы становится возможным «благодаря способности людей формировать «Я-образы» – представления о самих себе» как объектах восприятия. Создавая образ самого себя, человек получает возможность представить, как он выглядит в глазах других участников группы и более широкого окружения и оценить соответствие того, что он собирается делать, их ожиданиям. На этой основе фиксируется очень важный для совместной трудовой деятельности и поведения на работе феномен индивидуального сознания – личная ответственность, посредством которого действия отдельных участников взаимно приспосабливаются.

Отчетливо воспринимаемый образ «Я» возникает в особых условиях. Как показывают исследования, степень самосознания зависит от ситуации и может быть различной – от полной сосредоточенности на том, какое впечатление данный индивид производит на других, до самозабвения и полного поглощения делом, которым он занят в данный момент или в основном. В социальной психологии, изучающей подобные ситуации, есть термин «замещающее участие». Он относится к знакомой ситуации, когда человек настолько поглощен происходящим на мониторе, что оторваться (осознать себя) может лишь по прошествии нескольких часов, уже под действием более сильных импульсов. Такого рода самозабвение возможно, как правило, в обстановке свободы от обязанностей, налагаемых согласованным участием в организованных группах. «Человек особенно ясно осознает себя в тех ситуациях, где люди очень зависимы друг от друга» [106, с. 83]. Именно с такой ситуацией мы преимущественно имеем дело в организованных рабочих группах и более крупных трудовых (деловых) организациях.

Действие «Я-образа» не обязательно зависит от наличия реального окружения: человек с развитым самосознанием находится в социальном окружении и при физическом отсутствии тех, чьи мнение и оценки для него небезразличны. Люди могут осуждать себя за глупые действия, которых никто не видел, человек способен хвалить, оправдывать или ругать самого себя подобно тому, как он это делает в отношении других. В этом, собственно, и заключается функция самоконтроля, выполняемая «Я-образом».

Самоконтроль делает возможным поведение, изменяющееся «в зависимости от того, как оно выглядит с точки зрения, приписываемой другим участникам совместной деятельности». Действия, способные вызвать негативную, враждебную реакцию, могут быть задержаны или «направлены на другое». Способность большинства людей к самоконтролю позволяет создавать организованные группы, способные решать сложные задачи, избегая серьезных конфликтов.

Вопросы и задания

1. Раскройте содержание понятия «поведенческий акт».

2. Из каких элементов состоит поведенческий акт и как они между собой связаны?

3. Каковы место и роль импульса в поведенческом акте?

4. Раскройте значение восприятия в поведенческом акте.

5. В чем состоит значении манипуляции?

6. Что означает понятие «блокада», когда речь идет о поведенческом акте?

7. Как вы понимаете значение термина «вторичное приспособление»?

8. Какую функцию в поведенческом акте выполняют образы?

9. В чем состоят психологическая сущность и функция мотивов в поведенческом акте?

10. Какую функцию выполняют эмоциональные поведенческие реакции?

11. Назовите основные виды эмоциональных поведенческих реакций, опишите кратко их содержание.

12. Раскройте понятие фрустрации.

13. Как вы понимаете значение термина «заместители удовлетворения»?

14. Приведите примеры поведенческих актов и блокады, взятые из своего опыта.

15. Какие способы преодоления блокады вы использовали, наблюдали?

Глава 4

БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ

4.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ

Сущность подхода психологической науки к объяснению поведения людей состоит в том, что роль главного фактора поведения отводится внутреннему миру человека.

При этом в процессе развития психологического знания сформировались методологически разные способы описания людей, используемых для объяснения и прогнозирования их поведения. Речь идет о таких широко известных психологических школах, как теория личностных черт, бихевиоризм, теория социального научения, психоанализ, когнитивная методология, гештальтпсихология и теория групповой динамики.

Остановимся коротко на каждой.

Теории личностных черт. Согласно теории личностных черт наблюдаемую вариативность поведения людей, находящихся в одинаковых условиях, например, участвующих в выполнении общего производственного задания, следует объяснять индивидуальными (врожденными или приобретенными в ходе социализации) чертами работников.

Пример. Если работающая на конвейере сборки электрических выключателей девушка не выполняет норму выработки, то приверженец теории личностных черт объяснит этот факт ее врожденной медлительностью или следствием неудачной социализации.

Согласно взглядам известного американского психолога Г. Олпорта, понимавшего поведение личности как борьбу за реализацию имеющихся у нее возможностей, человек может иметь от двух до десяти главных черт, характеризующих его образ жизни. Среди них такие, например, как трудолюбие или склонность к праздности, честность, деловые качества, любовь к музыке и т. п. Другие многочисленные второстепенные черты связаны скорее с установками личности в отношении конкретных ситуаций [15, с. 29].

Бихевиористская модель поведения. Слово «бихевиоризм» (от англ. behavior – поведение) обозначает науку или учение о поведении. Методология бихевиоризма – главная теоретическая база современных западных концепций организационного поведения. В целом бихевиоризм отрицает возможность удовлетворительного объяснения причин поведения с помощью механизмов сознания. Именно этим путем шла классическая психология, оперируя такими понятиями, как «сознание», «воля», «мышление» и т. п.

Бихевиоризм упрощенно понимает поведение человека как совокупность двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на воздействия, в совокупности называемых стимулами внешней среды. При этом субъекты поведения сознательно выбирают такую линию действий, которая им позволит избежать негативных санкций и повысить вознаграждение. Таким образом, единицей наблюдения для психолога-бихевиориста служит конкретная связь стимула S и вызванной им реакции R:

S → R.

Основатель бихевиоризма Дж. Уотсон разделил все поведенческие реакции на две основные группы. К первой группе он отнес наследственные реакции: рефлексы и простейшие эмоции. Во вторую включил приобретенные реакции: привычки, мышление, речь, чувства, социальное поведение («Психология с точки зрения бихевиориста», 1913).

Развитие (усложнение) поведения в индивидуальном плане происходит благодаря приобретению новых реакций на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы – стимулы, вызывающие строго определенные реакции. Например, эмоцию страха у младенца вызывают лишь два безусловных стимула – потеря равновесия и громкий звук. По мере накопления опыта жизни безусловные стимулы дополняются условными, способными вызывать аналогичную реакцию. Так, у взрослого человека страх может быть вызван новыми – условными – стимулами, порожденными индивидуальным социальным опытом: угрозой наказания, возможностью потери близкого человека, вероятности увольнения с работы и т. п. В процессе социализации элементарные реакции на разные стимулы связываются друг с другом, образуя сложные системы поведенческого реагирования.

Поведенческие реакции, исходя из критерия доступности для наблюдения, делятся на внешние и внутренние. Первые доступны для обычного, простого наблюдения. В частности, это речь, эмоции, рефлексы с особенностями их проявления. Вторые фиксируются косвенным путем с помощью специальных приборов. Это скрытые мускульные движения, изменения в процессах обмена веществ в организме.

Существенный вклад в развитие бихевиористской теории поведения применительно к внутренней организационной среде внес Б. Скиннер, разработав концепцию оперантного поведения. Суть данной концепции, основанной на результатах эксперимента нобелевского лауреата И.П. Павлова, состоит в том, что человек, подобно дрессируемому животному, может научиться выполнять те или иные требуемые от него действия в процессе реагирования на определенные стимулы. Для этого необходимо создать условия, чтобы в каждом случае проявления желательной реакции он получал так называемое положительное подкрепление (вознаграждение) либо в натуральной форме, либо в виде избавления от болевых или других травмирующих факторов. Таким образом, сами по себе совершаемые им действия выполняют функцию инструмента, обеспечивающего получение какого- либо значимого блага.

Оперантное обусловливание. Скиннер поставил эксперимент. Голодную крысу помещали в изолированную от звуков, тускло освещенную клетку (ящик Скиннера), в одной из стенок которой находится рычажок. Если на него нажать, то из специального отверстия появляется съедобный шарик и крыса может частично утолить голод. Таким образом, для того чтобы насытиться, крыса должна выполнить определенную процедуру – оперант. До этого крыса несколько дней получала пищу с помощью автоматической кормушки, включение которой сопровождалось характерным звуком. Если бы кормушка включилась, а пища вдруг не появилась, то крыса все равно побежала бы к кормушке, поскольку образовался условный рефлекс (устойчивая психологическая связь между возникновением шума от включения кормушки и появлением пищи). И вот кормушка включается, а пищи нет. Для того чтобы она появилась, нужно нажать на рычаг, но крыса этого не знает, пока. Как только она узнает об этом, случайно нажав на рычаг, то начинает выполнять это действие снова и снова. Рычаг можно закрепить, чтобы при нажатии пища не появлялась. Если подобная ситуация продлится достаточно долго, то происходит угасание операнта – шаблонного действия, ведущего к достижению полезного результата.

В развитие концепции оперантного поведения П. Лоуренс и Дж. Лорш сформулировали закон ожидаемого результата. В практике управления закон ожидаемого результата в разной модификации используется для разработки систем и организации стимулирования труда наемного персонала. В соответствии с данным законом для того, чтобы добиться желательного трудового поведения персонала (т. е. результата, ожидаемого менеджером) и обеспечить устойчивость его в будущем, необходимо разработать систему постоянно действующих позитивных стимулов (подкреплений).

Теория социального научения. Бихевиоризм стал методологической основой теории социального научения. Согласно данной теории «социальные, и в особенности сексуальные роли людей, а также большинство форм социального поведения, составляющих основу адаптации к окружению, складываются в результате наблюдений за значимыми социально-ролевыми моделями, такими как родители, учителя, товарищи по играм или герои романов и телевизионных фильмов» [15, т. 2, с. 32]. Таким образом, личность как субъект социального поведения складывается в итоге взаимодействия между индивидом (с его способностями, прошлым опытом, ожиданиями и т. д.) и окружающей средой, которую он стремится узнать. Знание среды окружения настоятельно необходимо для дифференцированного восприятия, позволяющего понимать, в каких ситуациях его поведение будет адекватным, а в каких – неприемлемым или опасным. Индикаторами оценки правильности, адекватности или неадекватности поведения и отбора полезных способов реагирования при этом служат поощрения или наказания.

Теория социального научения объясняет зависимость между изменениями поведения человека в процессе социализации и теми последствиями, которые они вызывают в определенных ситуациях. Вместе с тем, по мнению критиков этой теории, она «не позволяет понять личность в целом и те константы, которые характеризуют личность данного индивида. Особенно она мало пригодна для того, чтобы объяснить тот контроль, которому столь многие люди пытаются подвергнуть свое существование с целью придать ему какой-то смысл» [там же].

Психоаналитическое объяснение поведения выступает как альтернатива бихевиористскому подходу. Психоаналитики рассматривают поведение как определенный результат разрешения индивидом внутриличностного конфликта, объективно обусловленного человеческой сущностью и являющегося следствием напряженного взаимодействия между тремя подсистемами психики:

• подсознанием – Id (Оно);

• самосознанием – Ego (Я);

• Super ego (сверхЯ), представляющим «социальную» часть психики [101, с. 335 – 349].

В этом внутриличностном конфликте, открытом и описанном З. Фрейдом, ведущая роль (с его точки зрения) принадлежит подсознанию. Вследствие этого психологического факта активность людей следует понимать прежде всего как совокупность реакций на действие разных по своей направленности импульсов подсознания, функционирующего по своей собственной, не вполне доступной пониманию логике. Таким образом, наблюдаемое поведение людей по своей сути неосознанно и, следовательно, должно анализироваться и описываться как следствие внутренних конфликтов и противоречивых стремлений личности.

Когнитивная концепция поведения видит сущность механизма поведения людей в их непреодолимом стремлении придать смысл своему существованию путем контроля своего поведения с помощью накопленного знания. Согласно когнитивной методологии поведение человека рассматривается не как механическая, неосознаваемая реакция на тот или иной стимул, а как результат интерпретации конкретной ситуации, осуществляемой с учетом всей суммы его знаний и совокупного опыта жизни.

Авторы когнитивной концепции поведения считают, что по своей природе человек никак не является пассивным созданием, действия которого полностью зависят от стимулов внешней среды. Отсюда следует, что характер реакций человека на разные ситуации и события определяется, как правило, той когнитивной, опирающейся на его знания интерпретацией происходящего с ним и в его окружении. В соответствии с таким пониманием механизма поведения предмет когнитивной психологии составляют процессы и свойства личности, связанные с получением информации: восприятие, создание и распознавание образов, внимание, мышление, речь, воображение, принятие решений и пр. Именно эти свойства личности играют роль доминирующих факторов поведения.

В соответствии с когнитивным подходом поведение сотрудников организации правильно трактовать не как прямую реакцию на объективную рабочую ситуацию, а скорее как результат воздействия субъективного образа данной ситуации. Отсюда следует, что предметом управленческого воздействия на поведение персонала должны быть не столько объективные условия работы, сколько результаты их восприятия – субъективные образы данных условий.

Хороший управляющий тот, кто «господствует прежде всего над эмоциональными реакциями подчиненных» (Д. МакГрегор).

Гештальтпсихология. Приверженцы гештальтпсихологии (нем. Gestalt – форма, структура, фигура) – еще одной из наиболее известных психологических школ – видят в поведении человека реализацию его жизненной стратегии, корректируемой с учетом жизненных стратегий других. Основные понятия гештальтпсихологии «фон» и «фигура». Согласно основному постулату гештальтпсихологов человек воспринимает окружающий мир не путем последовательного накопления и суммирования ощущений, а в виде целостных образов, выступающих на некотором фоне. Например, музыкальную мелодию мы воспринимаем целиком, а не отдельными звуками; решение какой-либо задачи появляется одномоментно в целом виде; упражнения в спорте, танцы, трудовые операции воспринимается в формах слитных плавных движений, а не в виде рядов перемещений тела, рук и ног в пространстве.

«Человек, входящий в комнату, где находятся другие люди, воспринимает не передвигающиеся пятна цвета и даже не лица и тела по отдельности. Он воспринимает комнату и находящихся в ней людей как некоторое единство, в котором один из элементов, выбранный из многих других, выделяется, в то время как остальные составляют фон» [68, с. 15]. Можно ожидать, что при этом для разных людей будет иметь место несовпадение между фигурой и фоном.

Согласно методологии «гештальта» поведение людей в организации нужно рассматривать как следствие ее восприятия в виде некоторого целостного субъективного образа с персональными фигурами и фоном.

Для одного сотрудника служебное помещение, в котором он работает, будет выступать в качестве фигуры, а все остальное (включая сотрудников) – как фон. Для другого фигурой будет являться личность руководителя, а остальные сотрудники – фоном, для третьего наоборот и т. д. Аналогично сама организация не для всех ее сотрудников будет являться целостным объектом восприятия и отношения. Для гештальтпсихологов, изучающих феномен организационного поведения, описание происходящего «здесь и теперь» более важно, чем поиск объяснения его причин.

Концепция групповой динамики строится на утверждении о прямой обусловленности поведения человека коллективным поведением группы, в первую очередь малой, членом которой он является. Исходя из такой точки зрения, правомерно сделать вывод, что поведение человека в организации непосредственно связано с коллективной деятельностью, в которой он участвует, является ее продуктом. В связи с этим анализировать и прогнозировать поведение людей на работе необходимо в контексте процессов группообразования в организации, внутригруппового взаимодействия и стадий развития группы.

4.2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ

Напомним, что социология изучает главным образом поведенческую активность не отдельных индивидов, а различных объединений людей – социальных общностей. Это обстоятельство совсем не означает, что отдельно взятые люди не представляют интереса для социологов. Напротив, одним из главных направлений социологических исследований и базовых структурных элементов социологических теорий является социология личности.

Согласно своим взглядам на природу человеческой активности социология объясняет характерные черты поведения людей двумя факторами:

1) принадлежностью людей к тем или иным социальным общностям, отличающимся размером, культурой, целями, видами деятельности, образом жизни, интересами и пр.;

2) положением, которое данные люди занимают в определенных общностях.

В социологии (так же как и в психологии) пока не сложилось единого целостного представления о собственном предмете исследования – обществе. В частности, существуют два противоположных взгляда на соотношение человека и общества. В соответствии с первым человек, точнее, его личность, – продукт того общества, в котором он появился на свет, рос, воспитывался, учился и работал.

Исходя из противоположной точки зрения, общество и другие, менее масштабные социальные общности непрерывно создаются деятельностью людей и, таким образом, являются ее результатом.

Не вдаваясь в детали этой достаточно серьезной научной дискуссии, напрямую выходящей на идеологию и, следовательно, политику, согласимся пока с тем, что реальное поведение людей является в конечном счете итогом очень сложного и все еще недостаточно изученного взаимодействия многих факторов. Факторы реального поведения людей и групп могут иметь различное происхождение: как внешнее, так и внутреннее, как естественное (природное), так и искусственное (социальное), как случайное, так и закономерное, постоянно повторяющееся в определенных обстоятельствах (рис. 4.1).

О разнообразии социологических взглядов на природу поведения человека в организации дает представление краткий обзор основных теоретических концепций, следующий ниже.

Теория типичности социальных свойств. Поведение индивидов и групп в организации объясняется наличием у них как субъектов организационных отношений социально типичных черт, обусловленных принадлежностью к определенной социальной категории (культурной, профессиональной и др.). Согласно данной логике факт социальной принадлежности членов группы и группы в целом к более широким общностям служит достаточным основанием для объяснения их конкретных действий и прогнозирования поведения в организации.


Рис. 4.1. Типология факторов поведения людей


Теория социального действия. В соответствии с теорией социального действия (М. Вебер, Т. Парсонс и другие) поведение в организации необходимо рассматривать как следствие в основном рациональных и скоординированных коллективных действий, при которых каждый субъект поведения учитывает интересы, особенности восприятия и ожидания других участников взаимодействия.

В развитие данной теории возникла концепция ограниченной рациональности (Г. Саймон), исходящая из объективного факта существования предела возможностей человека вообще и менеджера в частности в принятии полностью рациональных решений. Речь о решениях, требующих от субъекта управления, действующего в реальных условиях постоянного дефицита времени и других ресурсов, учета всей совокупности факторов, от которых зависит обоснованность данных решений, возможность их принятия и выполнение. В условиях реального управления (в силу указанных обстоятельств) фактически возможно принятие лишь условно, т. е. ограниченно рациональных решений.

Институциональная теория предполагает рассмотрение организационного поведения в контексте функционирования единой социальной системы и составляющих ее институтов, действие которых, в свою очередь, обеспечивается наличием заданных целей, набором соответствующих социальных ролей, норм и санкций. Другими словами, поведение в организации понимается как обусловленный наличием определенной цели результат принятия (соблюдения) субъектом установленных в данном социуме ролевых требований и санкций за нестандартные действия. Соблюдение данных институциональных требований обеспечивает необходимый уровень социального порядка и предсказуемости поведения персонала организации.

Функциональная теория объясняет поведение в организации, рассматривая его в качестве функционального элемента единой социальной системы. Другими словами, утверждается, что поведение в организации сводится к выполнению определенной функции или нескольких функций. При этом предполагается, что взаимодействующим субъектам – индивидам (группам) – свойственно изначальное стремление к сохранению и укреплению целостности данной системы, поэтому все процессы, включая процессы в организациях, осуществляются в целях ее выживания. Соответственно, они направлены на обеспечение интеграции, сотрудничества, равновесия и т. п. Поведение же при таком понимании удобно анализировать и оценивать с помощью одномерной шкалы на континууме «функциональное – дисфункциональное». Ключевые понятия функциональной теории – «выживание организации», «социальные функции организации», «дисфункции в организации».

Интеракционизм видит главный предмет социологии в совокупности взаимодействий индивидов в малых группах. Отсюда поведение в организации определяется как поведение, связанное прежде всего с взаимодействием между сотрудниками формальных структурных подразделений и внутри малых неформальных групп. Поведение субъектов взаимодействия строится, как правило, исходя из учета фактического состава социальных позиций, ролей, ролевых предписаний и ожиданий. Соответственно, при изучении поведения на работе основное внимание должно уделяться четкому описанию процессов взаимодействия сотрудников. Их обусловленности системой ролей и ролевых предписаний и ожиданий в формальных и неформальных группах, участником которых они являются.

Теории социального конфликта занимают видное место среди социологических объяснительных моделей поведения. Рассматривая поведение в организации, приверженцы данной теории главное внимание уделяют организационным конфликтам, которые, в свою очередь, они объясняют наличием и столкновением противоположных интересов и социальных позиций коллективных субъектов трудового взаимодействия. Варианты этой теории различаются в зависимости от того, какой именно социальный феномен рассматривается в качестве объекта конфликта: власть, собственность, материальные и другие ресурсы, право на достойное вознаграждение. Теории социального конфликта стремятся также ответить на естественные вопросы о степени его неизбежности и возможных способах разрешения.

Теории социального обмена основное внимание уделяют механизму поведения индивидов и групп. При этом они видят основную движущую силу поведения в рациональном, взаимовыгодном обмене деятельностями и вознаграждениями. Выявление и изучение правил, обеспечивающих такого рода обмен, составляет основную задачу сторонников данной теории. Соответственно, нарушение правил обмена рассматривается в качестве главной причины наблюдаемых фактов распада групп и организаций.

Феноменологический подход к описанию поведения в организации предполагает опору на идеи феноменологической социологии, порожденной стремлением социологов адекватно описать заметно усложнившуюся социальную реальность. При этом речь идет о повседневной жизни в ее индивидуальном восприятии и интерпретации. Еще одно название этого направления социологических исследований – социология повседневности.

Феноменологическая социология в качестве главного предмета социологического анализа выделяет сознательные аспекты поведения, характеризующиеся соотнесением собственного потока сознания с восприятием сознания других. Ключевое понятие феноменологического подхода – жизненный мир, или мир повседневности, одновременно разделяемый многими людьми и вместе с тем содержащий частные, биографически конкретные аспекты социального бытия. Соответственно, в жизненном мире различают интимные отношения лицом к лицу, обозначаемые понятием «мыотношения», и сдержанные безличные отношения, обозначаемые термином «ониотношения».

Жизненный мир организации, с точки зрения феноменологической социологии, – это интерсубъективный, межличностный мир, непрерывно воссоздаваемый сотрудниками организации в процессе повседневного трудового взаимодействия и межличностного общения под влиянием текущих событий, составляющих повседневность рабочих будней. Стремясь к личным целям, сотрудники объединяются в коалиции или конфликтуют друг с другом. При этом они постоянно интерпретируют и конструируют конкретную социальную ситуацию с помощью элементов традиционной и формирующейся культуры более широких социальных общностей.

Этнометодология иногда отождествляется с феноменологическим подходом, хотя существенно отличается от него. Если социологов-феноменологов интересует в первую очередь, что люди думают, то этнометодологи сосредоточивают свое внимание скорее на том, что люди делают. В отличие от традиционной социологии, оперирующей понятиями бюрократии, капитализма, общественного разделения труда, социальной системы и др., этнометодологию интересуют способы, посредством которых соответствующие структуры воссоздаются в повседневной жизни в результате поступков и поведения рядовых людей, как правило, мало интересующихся, что обозначается этими понятиями, а то и вовсе не знакомых с ними.

Пример. Этнометодолога, изучающего конфликты на работе, в организации, будет интересовать не столько сам феномен организационного конфликта вообще, сколько факт агрессивного поведения конкретного сотрудника по отношению к своему коллеге.

Феноменологический подход и этнометодология являются частью так называемой интерпретативной социологии, предмет которой подробно освещается в работе известного немецкого социолога Х. Абельса «Интеракция, идентификация, презентация» (СПб.: Алетейя, 1999).

Социально-экологические (инвайронментальные) теории отличаются от других социологических концепций повышенным вниманием к свойствам социальной среды субъекта как главным и решающим факторам его поведения. Само же поведение, точнее, его сущность, раскрывается в процессе поиска наиболее рационального способа взаимодействия со средой. Следовательно, пытаясь объяснить и спрогнозировать поведение индивидов и групп в организации, нужно исходить из учета существенных свойств их рабочей среды.

Таким образом, формирование теории ОП опирается на результаты исследований, проводимых представителями не одной, а целого ряда рассмотренных выше психологических и социологических школ. Эта познавательная ситуация представляется вполне закономерной, если учесть, что данная сфера социальной реальности достаточно сложна для того, чтобы ее можно было адекватно описать и объяснить, находясь в узких рамках одной-единственной методологической позиции и концептуальных предпосылок.

Вопросы и задания

1. Назовите базовые науки, изучающие поведение людей.

2. В чем заключается сущность психологического подхода к объяснению поведения людей?

3. Перечислите основные способы (теории) психологического объяснения поведения людей.

4. Объясните поведение людей в какой-либо ситуации с помощью двух любых из рассмотренных психологических теорий.

5. В чем заключается сущность социологического подхода к объяснению человеческого поведения?

6. В чем состоит главное различие психологического и социологического подходов к объяснению поведения людей?

7. Перечислите основные социологические теории поведения.

8. Попробуйте объяснить поведение людей в той или иной ситуации с помощью психологической и социологической теорий одновременно.