Вы здесь

Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ. Издание 1. Тема 4. Понятие государственной системы социального обеспечения (В. П. Щеглов)

Тема 4

Понятие государственной системы социального обеспечения

План:

1) Понятие государственной системы социального обеспечения;

2) Государственная пенсионная система:

а) Страховая и бюджетная пенсионная системы;

б) Источники финансирования пенсионных систем;

в) Круг лиц, подлежащих пенсионному обеспечению;

г) Виды пенсий;

д) Условия предоставления пенсий;

е) Нормативно-правовые акты (НПА), регулирующие пенсионные отношения;

ж) Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение.

1) Понятие государственной системы социального обеспечения

При определении понятия системы социального обеспечения мы исходим из того, что под системой понимается множество элементов, образующих определенное единство.

В основу определения системы социального обеспечения и выделения ее отдельных элементов могут быть заложены различные признаки (критерии):

– Форма организации;

– Круг лиц;

– Виды обеспечения;

– Условия предоставления социального обеспечения;

– Размеры обеспечения и т. д.

Например, по формам организации систему социального обеспечения можно представить в виде 2 элементов:

1) Обязательное социальное страхование (ОСС);

2) Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета.

Чаще всего в научной литературе систему социального обеспечения делят по видам социального обеспечения. Эти виды в свою очередь тоже являются системами. Система социального обеспечения состоит из:

– Пенсионной системы;

– Системы социальных пособий и социальных компенсационных выплат;

– Системы социально обслуживания;

– Системы медицинской помощи и лечения;

– Системы государственной социальной помощи;

– Системы социальных льгот и преимуществ.

Указанные системы являются составляющими элементами российской системы социального обеспечения и регулируются нормами ПСО.

2) Государственная пенсионная система

Государственная пенсионная система в РФ в настоящее время не имеет единства. Согласно действующему пенсионному законодательству она состоит 2 относительно самостоятельных пенсионных систем:

1) Обязательное пенсионное страхование (ОПС);

2) Государственное пенсионное обеспечение.

Законодатель провел такое деление исходя из существующей организации финансирования пенсионного обеспечения.

Исходя из этого назовем эти 2 системы следующим образом:

а) Страховая пенсионная система;

б) Бюджетная пенсионная система.


А) Страховая и бюджетная пенсионная система

Страховая пенсионная система – система создаваемых государством правовых, экономических, организационных мер, которая направлена на возмещение гражданам заработка или других доходов, получаемых ими до установления пенсии в порядке обязательного страхового обеспечения.

Бюджетная пенсионная система – система правовых, экономических, организационных мер, создаваемых государством в целях компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы, либо компенсация вреда, нанесенного им здоровья при прохождении военной службы, в результате радиационных, техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности, потери кормильца, при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств существования.

Различий между 2-мя пенсионными системами много, поэтому назовем главные из них:

1) Источники их финансирования;

2) Круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями;

3) Виды пенсий;

4) Условия предоставления пенсий;

5) Нормативно-правовые акты (НПА), регулирующие пенсионное обеспечение;

6) Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение.


Б) Источники финансирования пенсионной системы

В рамках страховой пенсионной системы таким источником является бюджет Пенсионного Фонда (ПФ). Он формируется из разных источников, основным является – уплата страховых взносов, а также ассигнования из федерального бюджета, суммы пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств ОПС. В последние годы появились и другие источники пополнения бюджета фонда – добровольные взносы физических и юридических лиц.

Финансирован7ие пенсий по бюджетной пенсионной системе производится за счет средств государственного бюджета, включающего: федеральный, региональный и местный бюджеты. Эти средства формируются за счет налогов, предусмотренных налоговым законодательством, а также иных финансовых источников.


В) Круг лиц, подлежащих социальному обеспечению

Различие пенсионных систем можно наблюдать и по категориям лиц, обеспечивающихся пенсиями.

Страховая пенсионная система охватывает граждан, застрахованных ОПС, которые имеют право на трудовые (страховые) пенсии. К этим гражданам относятся:

1) Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору;

2) Самостоятельно обеспечивающие себя работой (ИП, частные детективы, адвокаты, нотариусы, частная практика);

3) Граждане, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

4) Граждане, являющие членами родовых семейных общин малочисленных народов севера, занятые традиционными отраслями хозяйства;

5) Лица, работающие за пределами территории РФ, если они выплачивают страховые взносы.

Право на получение пенсии по бюджетной пенсионной системе имеют только российские граждане, к ним относятся:

1) Федеральные государственные служащие, государственные служащие субъектов РФ, государственные служащие местного самоуправления (МСУ);

2) Военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, участники ВОВ, участники боевых действий;

3) Пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф и нетрудоспособные граждане, не имеющие прав на трудовые (страховые) пенсии.

Для граждан, имеющих одновременно право на различные пенсии (страховые и бюджетные) устанавливается одна пенсия по их выбору (исключение составляют только несколько категорий граждан, например, участники ВОВ).


Г) Виды пенсий

По страховой пенсионной системе в настоящее время назначаются и выплачиваются следующие виды пенсий:

1) Трудовая пенсия по старости;

2) Трудовая пенсия по инвалидности;

3) Трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

С 1 января 2015г. вместо трудовых пенсий будет назначатся, и выплачиваться страховые и накопительные пенсии. Эти 2 новых вида пенсии будут назначаться тем гражданам, которые начали свою трудовую деятельность в 2015г.

По бюджетной пенсионной системе назначаются и выплачиваются следующие виды пенсий:

1) Пенсия по старости;

2) Пенсия по инвалидности;

3) Пенсия за выслугу лет;

4) Социальная пенсия.


Д) Условия предоставления пенсий

Условия предоставления пенсий по 2 пенсионным системам зависят и от категории лиц, которым они назначаются.

Право на пенсию по страховой пенсионной системе зависит от условий, установленных для каждой категории ее получателей. Право на трудовую пенсию по старости мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет, и имеющие продолжительность страхового стажа не менее 5 лет. Для некоторых категорий граждан трудовая пенсия по старости назначается досрочно, т.е. со снижением возраста. Это право возникает у граждан, занятых на работах с особыми условиями труда, работавших в особых природно-климатических условиях, являвшихся безработными перед назначением пенсии или имевших особе медико-биологические особенности.

Трудовая пенсия по инвалидности предоставляется лицу, признанному органами медико-социальной экспертизы (МСЭ) инвалидом с установлением ему III, II, I группы инвалидности и при наличии страхового стажа любой продолжительности.

Для получения трудовой пенсии по случаю потери кормильца, необходимо иметь статус нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, состоявшего на его иждивении.

Для получения пенсии по бюджетной пенсионной системе для каждой категории граждан устанавливаются свои условия:

1) право на пенсию за выслугу лет федеральные государственные служащие получают при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет и при условии их увольнения с федеральной государственной службы.

2) пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшими инвалидами:

а) В период прохождения военной службы по призыву;

б) Не позднее 3-х месяцев после увольнения с военной службы;

в) В случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, увечья, заболевания, полученного в период прохождения военной службы.


Е) Нормативно-правовые акты (НПА), регулирующие пенсионные отношения

В РФ отсутствует единая система пенсионного обеспечения, поэтому существует много разных законов, регулирующих пенсионное обеспечение. К основным законам относятся:

1) По страховой пенсионной системе:

а) ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;

б) ФЗ от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об Обязательном пенсионном страховании в РФ»;

в) ФЗ от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

г) ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях»;

д) ФЗ от 28.12.2013г. №424-ФЗ «О накопительной пенсии».

2) По бюджетной пенсионной системе:

а) ФЗ от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;

б) Закон РФ от 12.02.1993г. №4468—1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах Внутренних Дел, государственной противопожарной службе, органов по контролю за оборотом наркотических веществ и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и их семей».


Ж) Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение

По страховой пенсионной системе органами, осуществляющие пенсионное обеспечение являются органы ПФ. К ним относятся: правления и дирекция ПФ, расположенные в Москве, Отделения ПФ, расположенные в субъектах РФ.

Управления ПФ в городах и районах, пенсионные отделы в небольших населённых пунктах.

Бюджет пенсионной системы осуществляется пенсионным обеспечением комбинировано, то есть часть бюджетных пенсий через свои органы назначается и выплачивается в ПФ, а другая часть бюджетных пенсий назначает и выплачивает пенсионное Управление, отделы, службы, Министерства обороны, внутренних дел, МЧС, ФСБ, ФСИН, служба наркоконтроля и другие ведомства.