4. Развитие организационной культуры
Развитие уже сформированной организационной культуры необходимо. Существуют специальные методы подобного развития.
1. Избрание руководством особого поведения. При принятии определенной культуры и для ее закрепления руководитель, как объект подражания, должен сам ее принять и усвоить. Руководитель, поступая по установленным правилам, выступает особой и основной ролевой моделью. Работник будет следовать примеру своего руководителя.
2. Выступление руководства для озвучивания конкретного призыва, заявления, декларации. При наличии устоявшихся правил и норм поведения руководитель обращается к работникам, пытаясь затронуть их мысли и чувства. Так, свое выступление руководитель может начать со слов: «В нашей организации работают лучшие специалисты…». Похвала выступает как определенный стимул.
3. Выработка руководством ответного поведения на поведение своих подчиненных в условиях экстремальной или критической ситуации. Большое значение имеет отношение руководства к людям, совершающим ошибки в экстренной ситуации. Работник, совершающий ошибки, набирается опыта и не может быть уволен, так как он уже научен опытом. Ошибка – это обучение и, следовательно, развитие.
4. Обучение работников организации способствует развитию организационной культуры, так как работники, обучаясь, повышают свою квалификацию и профессиональные навыки. Обучение является инструментом, используемым для закрепления и развития отношения к делу.
5. Применение руководством системы стимулирования. Основной целью является поддержание признанных норм поведения работников, поощрение полученных работниками результатов. Руководитель не должен позволять себе расхождений между словом и делом. Если он стимулирует работника путем денежного поощрения, он обязан выплатить это поощрение, иначе уже установленные принципы стимулирования будут подвержены жесткой критике, что приведет к недоверию по отношению к руководству.
6. Установление определенных критериев отбора в организацию способствует развитию организационной культуры. Например, уровень профессионализма работника и его способность принять организационную культуру данной организации.
7. Установление особых организационных традиций и порядков. Любые отклонения от уже принятых порядков и традиций оказывают большое влияние на организационную культуру в целом.
8. Применение и введение руководством особой корпоративной символики, что способствует повышению положительного отношения работников к организации и развитию ее организационной культуры.