Вы здесь

Организационная культура. Шпаргалка. 10. Типы организационных обрядов (И. Ю. Руденко, 2009)

10. Типы организационных обрядов

Типы организационных обрядов относятся к искусственно созданной форме культуры. Организационные обряды представляют собой признанный руководством и коллективом организации комплекс регулярно повторяющихся мероприятий, которые проводятся в заранее определенное время и по определенному поводу.

Обряды вводятся в организационную культуру руководством организации с целью сплочения коллектива, а также для корректировки поведения сотрудников. Обряды оказывают на людей большое эмоциональное и психологическое воздействие. Во время проведения обрядов сотрудник может усвоить принятые в данной организации ценности, нормы и идеалы. Сплочению коллектива способствует осуществление участниками обряда каких-либо действий, так как во время этого действа происходит эмоциональное сопереживание.

Существует несколько типов организационных обрядов.

Обряд усиления проводится с целью усиления власти руководства и регуляции поведения сотрудников. Обряд указывает на ценность правильного поведения сотрудников. Пример такого обряда – проведение конкурса или соревнования.

Обряд ухода сотрудника при его увольнении или понижении в должности осуществляется с целью подтверждения необходимости требуемого от сотрудников поведения. Обряд ухода может сократить власть и статус руководства.

Обряд продвижения производится при обучении или переподготовке сотрудника. Этот обряд направлен на обеспечение лучшего восприятия новой должности сотрудником. Обряд продвижения минимизирует существующие отличия в осуществляемых сотрудником ролях.

Обряд обновления осуществляется на собрании сотрудников о делегировании полномочий. Этот обряд проводится с целью коренной перемены стиля работы сотрудников, перемены стратегии руководства организации.

Обряд единения проводится с целью сплочения коллектива для выполнения более эффективной работы в будущем. Пример обряда единения – проведение застолий на рабочем месте, празднование дней рождения сотрудников и т. п.

Обряд разрешения конфликтов направлен на снижение напряженности в коллективе. Пример такого обряда – достижение между сотрудниками консенсуса, поиск компромисса и т. п. Некоторые управленческие решения носят характер организационных обрядов. Организационный обряд является неотъемлемой частью организационной культуры. Система обрядов носит наименование ритуалов. Такие обряды отличаются своей организованностью. Чаще всего они планируются заранее. Функцией ритуалов является укрепление или ослабление существующей структуры организации. Ритуалы отражают принятые в организации нормы и ценности. Пример положительного ритуала – проведение юбилеев.