Глава 2
Чем питается организация
Все живые существа нуждаются в пище, поскольку без нее они не могут существовать. Пища равнозначна энергии и силе. При этом нам всем необходима определенная пропорция твердой и жидкой пищи, такой как сок, вода или суп. В контексте организации пища приобретает форму материальных и нематериальных ресурсов. Казалось бы, любой опытный управленец с легкостью определит, какие ресурсы являются наиболее ценными для его организации. Однако достаточно часто менеджеры оказывается не в состоянии распознать ресурсы, особенно те, которые являются ключевыми для оптимального функционирования их организаций. Как результат, они уделяют меньшее внимание получению и работе с важнейшими или критически необходимыми ресурсами, концентрируясь на получении неценных или менее значимых ресурсов. Современный быстроразвивающийся бизнес не может себе позволить испытывать трудности при выявлении приоритетных и ключевых ресурсов, особенно когда приходится действовать в быстроменяющейся среде. Увы, бизнес далеко не всегда работает в стабильной и предсказуемой среде.
Что такое ресурсы? В общем плане ресурсы определяются как сырье, человеческий капитал, финансовые ценности, технологии, высокие технологии, экспертное знание, информация, способности, процессы, знания и прочие материальные и нематериальные ценности. Рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов представляет собой сложный процесс, ведущий либо к успеху, если им правильно и корректно управлять, либо к неудаче, если им управлять некорректно. По нашим представлениям, хороший обед подразумевает два, три, а то и четыре блюда, ведь мы хотим получить суп, второе блюдо, салат и напиток. Аналогичным образом организациям требуется длинное и разнообразное меню, состоящее из обширного списка ресурсов, представленного в виде определенного набора, или ассортиментного пакета. К сожалению, управленцы часто впустую тратят тысячи долларов там, где речь идет о второстепенных ресурсах и активах, но экономят центы на получении и использовании жизненно важных ресурсов. Игнорируя прагматичный подход, основанный на систематическом знании, менеджеры зачастую заняты непродуктивным жонглированием ресурсами. К сожалению, за такое представление жонглеры не платят, а оплачивать расходы приходится организации. Причины этого, видимо, кроются в том, что индивидуальные показатели работы конкретного менеджера ставятся в приоритет над показателями организации в целом. Такой подход ведет к утрате конкурентного преимущества, добытого долгим и тяжким трудом.
Конкурентное преимущество представляет собой нечто произведенное или «сваренное» внутри любой организации. Каждая организация «варит» такое преимущество по «тайному» рецепту, используя имеющиеся ингредиенты, как это делают все хорошие повара. Рецепты могут быть похожими, как взятые из одной кулинарной книги, но мастерство управления и работы с доступными ингредиентами всегда индивидуально, что влияет на вкус созданного блюда. Умение организации эффективно использовать ресурсы непосредственно влияет на ее конкурентное преимущество. Таким образом, конкурентное преимущество отражает наличие у фирмы наилучших ресурсов и мастерство их высокоэффективного использования.
Какие же ингредиенты являются необходимыми для эффективного и полезного питания организации? Существует три вида ресурсов, необходимых для обеспечения продуктивности и развития организационного потенциала:
– физические ресурсы в виде технологий, производственных помещений и оборудования, географическое расположение, доступное фирме сырье;
– человеческие ресурсы в форме профессиональных знаний, опыта, подготовки, компетенции и производственных отношений;
– организационные ресурсы, включающие формальную систему подчинения, формальное и неформальное планирование, систему контроля, внешние и внутренние формальные и неформальные организационные связи.
Ресурсы имеют различную ценность, которая варьируется с учетом различных процессов и организационных задач. Другими словами, ресурсы могут рассматриваться как источник конкурентного преимущества только тогда, когда они позволяют использовать возможности или нейтрализовать угрозы внешней организационной среды. Чтобы считаться источником конкурентного преимущества, ресурсы должны обладать рядом свойств.
Ресурсы должны быть редкими. Если они легкодоступны конкурентам, их значение невелико. Конкуренты существуют и оперируют в том же ресурсном пространстве и охотятся за теми же ресурсами. Именно в этой точке ресурсного пространства интересы конкурентов пересекаются. Это примерно то же самое, что кормить собаку и кошку из одной миски.
Ресурсы, которые не могут быть легко скопированы, позволяют рассматривать фирму как стратегического новатора и благодаря управленческой изобретательности в использовании ресурсов и манипулировании ими дают ей преимущество «первого шага». Способность извлечь максимальный эффект из незамеченных или обойденных вниманием ресурсов часто является ключом к успеху, да еще с минимальными финансовыми затратами.
Если же ресурс может быть заменен чем-то более дешевым, более доступным и имеющим такие же характеристики, тогда в относительно короткий срок он может быть замещен или имитирован, что обязательно и произойдет. Например, если возникнут проблемы с поставками одного вида рыбы, то ему на смену придет другой вид рыбы, более дешевый и доступный. Например, атлантический лосось может уступить место на полках супермаркетов вследствие резкого подорожания более дешевому тихоокеанскому лососю.
Важность организационных ресурсов определяется их конкретной ролью в удовлетворении «фокального ресурса». Фокальный ресурс определяется как человеческий спрос на услуги или продукцию организации. Будет логичным заключить, что наиболее ценными ресурсами являются те, которые используются для удовлетворения фокального ресурса организации – обычно ее клиентов. В наши дни потребитель становится все более изощренным и требует высококачественных товаров, возможно, произведенных с привлечением уникальных ресурсов, включая композитные материалы, высококачественные детали, сложные информационные технологии, экспертный опыт и тому подобное. Глобальные изменения за последние два-три десятилетия указывают на то, что подобный спрос растет по экспоненте, вызывая необходимость группирования ресурсов, происходящих из разных частей планеты, как необходимое условие увеличения конкурентоспособности организации. Simon, Hitt and Ireland (2007) заметили, что «ресурсы, находящиеся в ресурсном портфолио фирмы, должны быть интегрированы (т. е. связаны) между собой. Целью этого является создание способности, при наличии которой каждая уникальная комбинация ресурсов позволяет фирме эффективно осуществлять специфичные действия (т. е. маркетинг, R amp;D и т. п.), что, прежде всего, должно вести к созданию ценности для потребителей. В основном, потребители ожидают получение некой ценности от товаров или услуг фирмы в форме решения их проблемы или удовлетворения их потребности».
Материальные ресурсы
Наиболее легкой задачей для менеджеров является задача распознавания и использования материальных ресурсов, и, как следствие, этот тип ресурсов зачастую рассматривается как имеющий наибольшее значение для деятельности организации. Мы можем физически пощупать материальные ресурсы, будь то здания, оборудование или средства передвижения. Однако эффективное использование материальных активов с целью непосредственного воздействия на конкурентное преимущество может быть трудно воспроизводимым. Проблема заключается в том, что стоимость материальных ресурсов нефиксированная, так как связана с рыночной и стратегической ценностью. По этой причине изменения в оценочной стоимости происходят в зависимости от рыночной ситуации, что, в свою очередь, влияет на остаточную стоимость финансового потока. Заметьте, что мы разделяем стратегическую стоимость и финансовую. Также раскрываемая финансовая стоимость материальных ресурсов не всегда отражает их истинную стоимость для организации, поскольку внутренние правила и налоговые законы оказывают на нее свое влияние. С другой стороны, стратегическую ценность трудно определить и учесть в балансе. Недооценка или переоценка может привести к неэффективному использованию ресурсов и ошибкам в оценке стоимости компании.
Нематериальные ресурсы
Нематериальные ресурсы включают интеллектуальную собственность, организационные и репутационные активы. Сюда относятся патенты, товарные знаки, авторское право, зарегистрированные промышленные образцы, контракты, коммерческая тайна, публичные знания, научные труды, ноу-хау, системы формальных и неформальных связей, организационная культура и репутация продукции или компании. Нематериальные активы также рассматриваются как ценности и навыки. Хотя это и может показаться прямолинейным утверждением, но нематериальные активы не всегда легко определить. Трудности возникают из-за функциональных и культурных разночтений при определении роли организационных компетенций или таких навыков, как рекламная деятельность или бездефектное производство. При этом необходимо учитывать, что позиционные и регулирующие различия относятся к таким ценностям, как бренд или физическое местонахождение, то есть к тому, чем непосредственно владеет бизнес.
Товарные знаки
Товарные знаки были придуманы римлянами для того, чтобы юридически защитить потребителей от поддельных товаров. В те времена кузнецы ставили свои клейма на мечах, и теперь такие знаки считаются самыми первыми товарными знаками. Значительно позднее, в 1266 году, король Генрих III обязал английских булочников использовать специальные знаки для того, чтобы различать хлеб, который они выпекали и продавали. Функцией товарного знака стала защита прав производителей, их имен, подписей и особых изображений, которые стали использовать при описании продукта или услуги. Торговый знак представляет собой крайне распространенное указание на качество и индивидуальное отличие предлагаемого продукта. Однако оценить стоимость товарного знака сложно, поскольку он относится к числу нематериальных активов и зачастую прячется в общей оценочной стоимости компании (goodwill).
Патенты
Исторически патенты являлись еще одним способом юридической защиты нематериальных активов. Происхождение этого термина связано с латинским словосочетанием «literae patentes», что означает «открытое письмо» или «быть раскрытым». Первое известное формальное свидетельство такого рода было выдано властями Венеции в пользу Филиппо Брунеллески в 1421 году как знак признания его исключительных прав на изобретение плавающего строительного крана. Английская корона последовала этому примеру, и в 1499 году король Англии Генрих VI даровал Джону из Ютимана исключительное право устанавливать витражные окна в часовне Итонского колледжа.
Патент представляет собой сделку между государством и изобретателем или производителем, в соответствии с которым последнему предоставляются исключительные права извлекать прибыль от продажи изобретения или товара в течение определенного периода времени. В качестве примера приведем патенты на производство и продажу медикаментов.
Авторское право
Первой компанией, применившей авторское право в XVI веке, была английская книготорговая компания Stationers Company. Сам термин «авторское право» возник в связи с расширением печатного дела и как результат желания издателей юридически защитить свои права. Первоначально авторское право использовалось в рамках только этой области предпринимательства. Последние десятилетия охарактеризовались бурным развитием программного обеспечения, появлением электронных книг и игр, производством игрушек на основе персонажей мультфильмов, что привело к увеличению роли авторского права. Его применение стало более широким, поскольку интеллектуальные и юридические права авторов и издателей требуют четкого признания и защиты. Как пример: все права и интересы автора данной книги защищены в соответствии с законодательством об авторских правах, и, соответственно, все необходимые меры приняты для соблюдения прав автора.
Зарегистрированный дизайн
Изделия, имеющие эстетическую ценность и вызывающие интерес в соответствии с нашим вкусом и предпочтениями, представляют коммерческую ценность, и имеют двух- или трехмерную природу, и могут претендовать на то, чтобы их дизайн был зарегистрирован как уникальный. Это может быть новинка от модного обувщика или последняя модель мобильного телефона. Дизайн является ценностью, за которой гоняются многие, что и определяет поле битвы для промышленных пиратов. В этой борьбе не берут заложников, а лишь доказывают, что креативность и талант стоят многого.
Контракты
Контракт представляет собой соглашение между двумя или более сторонами, как, например, права на дистрибуцию, кредитный договор, договор на лизинг имущества, договор франшизы и тому подобное. Мы зачастую склонны упускать из виду то обстоятельство, что контракты часто имеют наивысшую ценность для фирмы. Например, трудно точно определить ценность соглашения о разработке недр для добывающей компании или контракта на эксклюзивную дистрибуцию для торговой фирмы.
Коммерческая тайна
Коммерческая тайна распространяется на любую ценную или конфиденциальную информацию, которая может повлиять на успех фирмы и даже ее существование. Имея разные формы, коммерческая тайна может касаться технологии, стратегии, клиентской базы, ноу-хау, алгоритма бизнес-процесса, личных данных персонала и так далее. Даже логику принятия стратегических решений можно рассматривать как коммерческую тайну. Едва заметное расхождение в образе мышления может определить громадную разницу между организациями, и поэтому коммерческая тайна имеет большое значение и ее следует всячески оберегать.
Организационные связи
Весь спектр организационных отношений, которые связывают организацию с рынками и иерархиями, создает системы связей организации. Это происходит благодаря выраженным структурным особенностям формальных и неформальных связей. Нобелевский лауреат Оливер Уильямсон еще в 1975 году указывал, что рынки и иерархии играют главную роль в распределении ресурсов. Внешние системы связей имеют определяющее значение, поскольку они отвечают за это. Внешние организационные системы связей крайне важны, так как они аккумулируют ресурсы вовлеченных в них организаций, предоставляют стратегические возможности и содержат колоссальный объем знаний, накопленных внутри них. Такие системы предоставляют очень серьезную стратегическую силу, которая дает непревзойденные преимущества тем, кто знает, как ими пользоваться, и позволяют организациям вести поиск новых удаленных ресурсов, получать к ним доступ, создавать социальный капитал, открывать новые рынки, обнаруживать новые возможности и добиваться более широкого признания.
Связи обеспечивают доступ к активам, расположенным на рынке, которые в принципе являются внешними по отношению к организации и имеют двойную природу – относительную и интеллектуальную. Такие ценности остаются внешними по отношению к фирме, нематериальными по своей природе, но организация может пользоваться ими для увеличения прибыли и общей капитализации. Эти активы не учитываются в балансовом отчете, но представляют значительную ценность для организаций и могут быть увеличены и даже оценены. Относительные рыночные активы по характеристикам в основном аналогичны самим связям, поскольку выполняют те же функции, то есть отражают результаты взаимодействия с поставщиками, потребителями, дистрибьюторами, партнерами, регулирующими органами государства и местным населением.
Важность интеллектуальных рыночных активов становится очевидной тогда, когда организации требуется информация об индустрии и социальной среде, то есть информация о рыночных условиях, конкурентах, потребителях, поставщиках, социальных группах, контролирующих доступ к различным ресурсам, местных обычаях и особенностях деловой практики на данной территории. Они позволяют получать нужные рекомендации и создавать базу лояльных клиентов.
Навыки как ценность
Организации нацелены на овладение специфическими навыками, которые помогают устанавливать и сохранять плодотворные отношения с потребителями, управлять изменениями, адаптироваться к изменениям на рынке и обеспечивать эффективную передачу знаний. Такие навыки также рассматриваются как нематериальные активы, включающие в себя организационную культуру, репутацию и ноу-хау. Проблема заключается в том, что этим ценным активам часто уделяется недостаточно внимания. Они не учитываются при оценке компании даже несмотря на тот факт, что их созданию и развитию уделяется огромное внимание в контексте каждой организации. Обсуждая роль нематериальных ресурсов, ученые Carmeli и Tishler (2004) отмечают, что «нематериальные элементы крайне важны для организации, если она стремится достичь своих целей и добиться результатов выше обычно принятых, причем организационная культура и созданная организационная репутация представляются гораздо более значимыми, нежели прочие нематериальные ресурсы». Каждый из этих нематериальных активов, включая культуру, человеческие ресурсы, корпоративную структуру, экспертный уровень управленцев и корпоративную политику, в огромной мере влияет на выживание и успех любой организации.
Репутация
Никто не в состоянии купить или продать репутацию, но всякий может ее заработать или потерять. На самом деле мы отдаем себе отчет в том, что репутацию гораздо легче утратить, чем завоевать. Олицетворяя бренд или операционное совершенство, репутация служит своего рода гарантией доверия к фирме. Репутация, как зеркало, отражает все, что приобретено или достигнуто организацией в течение ее существования в финансовом, социальном, техническом или стратегическом плане. Репутация либо усиливает положительную реакцию стейкхолдеров, либо увеличивает количество негативных комментариев относительно усилий, действий, продукции, внутренних и внешних связей или достижений, которые нельзя стереть или легко забыть в короткое время. Обсуждая важность репутации, управляющий директор одной из ведущих компаний, производящих продукты питания, заметил:
«Вы не можете положить свою репутацию на хранение в банк, но с ее помощью вы можете добиться лучших условий на переговорах. Репутация также влияет на принятие решения о том, с кем подписывать контракт».
Ноу-хау
Ноу-хау, созданное сотрудниками (равно как и поставщиками, дистрибьюторами), не является материальным ресурсом, но является тем, что в результате становится той самой исключительной организационной компетенцией. Ноу-хау позволяет оторваться от конкурентов через предоставление различных преимуществ и дополнительных ценностей для потребителей. Например, можно утверждать, что конкурентное преимущество, которым пользуется «Apple», является отражением репутации. На самом деле, это результат исключительного качества и высокой конкурентоспособности ее продукции, которая была создана внутри компании трудом ее сотрудников. Ноу-хау, как ресурс, не может быть привлечено извне или получено на стороне, но должно быть сгенерировано внутри фирмы на основе уникальных навыков и компетенций собственного персонала.
Долгие годы роль ноу-хау рассматривалась как сугубо техническое преимущество. Однако за последнее десятилетие роль и понимание ноу-хау как преимущества существенно расширились. В современном бизнесе ноу-хау относится не только к технологиям или производству, но также и ко всем процессам и функциям организации. Спрос на ноу-хау в операционной деятельности, сбыте и маркетинге постоянно растет, поскольку оно дает непосредственные и уникальные преимущества там, где управленцы ценят его выше других видов функциональных навыков, и не может быть легко скопировано конкурентами. Например, управляющий директор компании по производству строительных материалов заметил:
«На данном этапе мы все предлагаем первоклассную продукцию. Но главным вопросом остается, кто может знать, как оперировать наиболее эффективно. Оперировать до такой степени операционного совершенства, которая позволит оперировать продуктом и клиентскими отношениями легко и эффективно».
Появление ноу-хау зависит от креативности и серьезного уровня самоотдачи, при которой сотрудники готовы создавать нечто великое и важное для компании. Это не чудо, но результат внутренней культуры, в которой культивируется соответствующая атмосфера и сотрудники мотивированы на творчество, будь то техническое или управленческое.
Организационные компетенции
Все организации создаются с определенными целями и задачами, и изначально имеют способности, которые были заложены во внутренние процессы с момента их основания. Со временем организация развивает такие способности и компетенции, поднимая их на более высокий и даже утонченный уровень совершенства. Как результат, организационная способность делать что-то лучше других становится ресурсом как таковым. Здесь уместна аналогия с талантом или даром, который есть у каждого, но требует тяжелого труда и оттачивания, прежде чем его обладатель станет экспертом. Видный эксперт в бизнес-стратегии Robert Grant (2005) подчеркивает, что «ресурсы представляют собой принадлежащие фирме производственные активы, тогда как организационные компетенции являются тем, что фирма может сделать сама. Индивидуальные ресурсы не предоставляют конкурентных преимуществ, они должны быть объединены для создания организационных компетенций».
С практической точки зрения организационная компетенция представляет собой то, что может быть создано или сгенерировано внутри фирмы без привлечения дополнительных ресурсов. Это все равно что умение приготовить восхитительное блюдо из самых обычных ингредиентов. Например, глобализация диктует большинству организаций необходимость действовать на международном уровне. Это требует соответствующего набора специальных квалификаций и способностей, каждая из которых рассматривается как ресурс сам по себе. Knight и Kim (2009) определили «международную бизнес-компетенцию (IBC) как нематериальный, преобладающий ресурс фирмы, который порождает высшую производительность у организаций, ведущих внешнеторговую деятельность, и определяет, что международная транснациональная ориентация, международные маркетинговые навыки, международная инновационность и международная рыночная ориентация являются наиглавнейшими показателями IBC. Для малых и средних предприятий IBC играет определяющую роль при ведении внешнеторговой деятельности». Авторы объясняют, что эти четыре компетенции – международная ориентация, международные маркетинговые навыки, международная инновационность и международная рыночная ориентация – дают возможность компаниям становиться из обычных локальных предприятий международными.
Организации с правильной международной ориентацией должны иметь соответствующее управленческое видение, прогрессивную организационную культуру, которая позволяет развивать необходимые ресурсы и быть готовыми идти на риски, которые всегда присутствуют на международных рынках. Международные маркетинговые навыки определяют способность фирмы создавать стоимость для зарубежных потребителей, интегрировать маркетинговую деятельность посредством ее контролирования и оценки маркетинговых акций, и исполнения всего этого на самом высоком уровне. Международная инновационность основана на способности фирмы создавать новые продукты и услуги и предлагать их на другие рынки, где они будут положительно восприняты зарубежными потребителями. Международная рыночная ориентация основана на способности организации собирать высококачественные рыночные данные и реагировать на них соответствующим образом. Это позволяет ориентироваться на зарубежных потребителей, предлагая товар лучше, чем у конкурентов, и при этом обладать непревзойденным управленческим мастерством, соответствующим требованиям международного рынка.
Организационные компетенции генерируются и развиваются внутри организации и не могут быть легко воспроизведены другими компаниями, тем самым отражая уникальность каждой фирмы. Здесь особенно важную роль играет то, каким образом вырабатываются неформализованные знания внутри организации, что определяется эффективностью внутренних организационных связей и желанием людей сотрудничать. Все мы талантливы в определенных областях, и роль менеджеров заключается в том, чтобы использовать эти способности с наилучшей отдачей, соединяя таланты сотрудников в уникальные компетенции организации.
Использование ресурсов
Эффективное использование ресурсов также является сложной задачей. Поскольку ресурсы соединены в единый пакет, как ингредиенты в хорошем блюде, ошибочный или несоответствующий метод использования одного ресурса обычно влечет к потере ценности других ресурсов или несоответствующее использование всего ресурсного пакета. Мы не получим вкусный суп используя плохое мясо или не добавляя достаточное количество ингредиентов. Кто-то может предположить, что получение и использование ресурсов напрямую коррелируют с величиной компании. Однако известный бизнес-стратег Robert Grant (2005) утверждал, что «размер ресурсной базы компании не является основным показателем возможностей фирмы, но способность фирмы использовать имеющиеся у нее ресурсы является ключевым фактором». Grant определил четыре основных способа использования ресурсов:
– Концентрирование ресурсов в процессе их фокусирования для решения ряда точно определенных последовательных задач. Усилия каждой группы сотрудников, подразделения и бизнес-единицы должны быть последовательно сфокусированы на достижении конкретных приоритетов в последовательной манере, причем с упором на те виды деятельности, которые имеют наибольшее значение для увеличения стоимости с точки зрения потребителей.
– Накопление ресурсов происходит через накопление реального опыта, что позволяет достичь более быстрого обучения и заимствования у других компаний – доступ к их ресурсам и навыкам через альянсы, аутсорсинг и тому подобное.
– Увеличение эффективности ресурсов через связывание их с дополнительными ресурсами и способностями. Это может потребовать смешивания способностей в области промышленного дизайна с маркетинговыми действиями и с учетом того, что вторые необходимы для вывода на рынок первых, и достижения требуемого баланса, когда недостаточные ресурсы и возможности в одной области не ограничивают эффективность ресурсов и возможностей в другой.
– Сохранение ресурсов подразумевает исчерпывающее использование потенциала каждого из ресурсов и возможностей их возобновления в иных товарах, использование на других рынках и развитие новых продуктов путем объединения ресурсов в рамках соглашений о сотрудничестве с другими компаниями.
Все выгоды от наличия конкурентного преимущества напрямую связаны со способностью управленцев трансформировать имеющиеся у компании ресурсы в продукцию или услуги наиболее эффективным образом. Это возможно только тогда, когда в организации протекают здоровые процессы, что в результате позволяет организации стать богатой.
Обсуждение
Классические труды по стратегии традиционно утверждают, что при разработке стратегии управленцы, прежде всего, должны оценивать имеющиеся у организации ресурсы или те, которые относительно легкодоступны. К сожалению, проблемой является то, что менеджеры часто не думают о нематериальных ресурсах и организационных компетенциях как о чем-то важном и влияющем на стоимость компании. Тщательное рассмотрение таких случаев показывает, что результатом такого менеджмента становятся неоправданное расходование усилий компании, потеря времени, а также благодарность конкурентов за легкую борьбу.
Прежде чем анализировать ценность конкретного ресурса для организации, следует определить, как этот ресурс будет применен или использован в интересах высшего арбитра – фокального ресурса организации, то есть потребителя.
Ценой, которую платит организация за игнорирование или недостаточное внимание менеджеров к нематериальным ресурсам и организационным компетенциям, становится замедленное развитие. Дело в том, что эти два вида активов часто оказывают большее влияние на деятельность организации, чем материальные активы. Этот аспект особенно очевиден в компаниях, оперирующих в развивающихся экономиках, менеджеры в которых прежде всего озабочены приобретением физических ресурсов, как наиболее ликвидных и быстро превращающихся в привлекательные цифры в балансовых отчетах. Однако в таком случае присутствует риск создать компанию «с ограниченными возможностями», то есть близорукую и с неразвитой двигательной функцией, которая не будет иметь перспектив, несмотря на ее размеры.
Обсуждение того, какие ресурсы являются наиболее важными для организации, по-прежнему остается на повестке дня. Давайте подумаем о самом простом сценарии, при котором всем организациям, как и организмам, необходима конкретная диета со сбалансированным содержанием всех необходимых элементов. Подобно животным и людям, организации достаточно чувствительны к недостатку питательной ценности, и если некоторые ресурсы отсутствуют на их обеденном столе, это напрямую сказывается на уровне производительности или качестве организационного продукта. Например, производство современного авиалайнера не может быть закончено без ковров или простых болтов, несмотря на то что самые современные технологические новшества имеются в наличии.
Странно или нет, менеджеры зачастую игнорируют тот факт, что значительная часть внешних ресурсов необходима для того чтобы питать сами управленческие и функциональные процессы. Это как отдельная порция пищи и кислорода в форме знаний, информации, навыков, ноу-хау, офисного оборудования и прочего. Каждая клетка организационного тела должна получать свою порцию пищи, и только тогда она сможет быть такой же производительной, как и другие части тела. В противном случае из-за одного ослабленного органа пострадает общая работоспособность организма. Таким образом, все организационные отделы должны получать соответствующие ресурсы, и это является не делом выбора, а крайней необходимостью. Давайте задумаемся об интересном факте: человеческий мозг потребляет 20 % поступающих в организм кислорода и калорий, хотя на него приходится всего лишь 2 % массы тела. Что случится, если мы решим, что ему будет достаточно 10 % кислорода? То же самое происходит в каждой организации, и мы не можем позволить себе уменьшить снабжение каждого отдела и организации в целом, ограничивая ее в ресурсах, важных для ее успешного функционирования.
Потребление и использование ресурсов непосредственно зависят от архетипа организации, поскольку архетипы отражают природу и специфические цели организации и то, что влияет на определение соответствующего тому или иному архетипу баланса, или коэффициента эффективности потребления ресурсов. По словам Barney (1991), «специальные управленческие навыки необходимы для анализа потенциального экономического результата, возникающего от использования имеющихся и требуемых ресурсов, что в результате влияет на успешное создание устойчивого конкурентного преимущества».
Представляя себе ресурсы как пищу организации, мы должны в таком случае подразумевать сбалансированную и здоровую диету, поскольку голодный паек, или недостаточное выделение ресурсов, может привести организацию к общей слабости, то есть дистрофии. Аналогичным образом, потребление неправильной или нездоровой пищи, то есть несоответствующих ресурсов, может вызвать у организации ожирение. В этом смысле такие лекарственные средства, как креативность и применение лучших мировых практик, могут помочь менеджерам найти новые способы питания организации и сохранения ее здоровья.