Глава 2 Лариса окаянная
Лев Троцкий назначил ее комиссаром. Сначала в декабре 1918 года Нарком по военным и морским делам Лев Троцкий временно назначил её с 20 декабря 1918 года.
Разве мог Троцкий отказать красивой энергичной девушке? В своих мемуарах («Моя жизнь») он так вспоминал о ней:
«Ослепив многих, эта прекрасная молодая женщина пронеслась горячим метеором на фоне революции. С внешностью олимпийской богини она сочетала тонкий иронический ум и мужество воина. После захвата белыми Казани она, под видом крестьянки, отправилась во вражеский стан на разведку. Но слишком необычна была её внешность. Её арестовали. Японский офицер-разведчик допрашивал её. В перерыве она проскользнула через плохо охранявшуюся дверь и скрылась.
С того времени она работала в разведке. Позже она плавала на военных кораблях и принимала участие в сражениях. Она посвятила гражданской войне очерки, которые останутся в литературе. С такой же яркостью она писала об уральской промышленности и о восстании рабочих в Руре. Она все хотела видеть и знать, во всем участвовать. …Пройдя невредимой через огонь и воду, эта Паллада революции внезапно сгорела от тифа в спокойной обстановке Москвы, не достигнув тридцати лет».
Уже с 29 января 1919 года ее назначили постоянно комиссаром Морского генерального штаба РСФСР после службы комиссаром Разведывательного отряда штаба 5-й армии, принимавшим участие в боевых действиях Волжско-Камской флотилии.
Командующий флотилией сразу влюбился в неё. На фоне разрухи гражданской войны, на фоне рваных рогож, зипунов и телогреек она была словно внеземного происхождения. Рафинированная дочка петербургского профессора Лариса была из другого мира, того хрустально чистого, о котором он всегда мечтал. В отличие от мятежной Александры Коллонтай с Дыбенко это была самая красивая пара революции!
Валькирия древнегерманских саг
Она была не просто красавицей номер один с неким особым ореолом таинственности. Она не могла поначалу соперничать с решительной дамой света, Александрой Коллонтай, любовницей молодого Павла Дыбенко, с её теорией стакана любви, но со временем Лариса заняла своё место в обществе. Это «была не то античная богиня, не то валькирия древнегерманских саг». Как утверждал знавший её Виктор Шкловский, у независимой и вольнолюбивой Ларисы была «жадность к жизни».
Ослепительно красивая комиссарша вышла замуж за командующего флотилией Фёдора Раскольникова. «Не было ни одного мужчины, который бы прошёл мимо, не заметив её», писал В. Андреев, сын писателя Леонида Андреева.
«Стройная, высокая, в скромном сером костюме английского покроя, в светлой блузке с галстуком, повязанным по-мужски, – так живописал её поэт Всеволод Рождественский. – …. В правильных, словно точёных, чертах её лица было что-то нерусское и надменно-холодноватое, а в глазах острое и чуть насмешливое».
С июня 1919 по середину 1920 бесстрашная чета участвует в боевых действиях Волжско-Камской флотилии, с лета 1920 прекрасная комиссарша становится сотрудником Политуправления Балтийского флота.
Надежда Мандельштам, несколько раз их навещавшая, рассказывала, что Раскольников с Ларисой жили в голодной Москве по-настоящему роскошно – «особняк, слуги, великолепно сервированный стол». С самого детства Лариса привыкла к такой жизни.
Детство и родители
Родилась Лариса Рейснер в семье юриста, профессора права Михаила Рейснера в Польше (Люблин). Она всю жизнь гордилась тем, что родилась 1 мая! Официальные документы указывают 1 мая как дату рождения Ларисы Михайловны Рейснер. В действительности Лариса родилась в ночь с первого на второе число 1895 года, но предпочла указывать в дальнейшем своим днём рождения 1 мая. Во-первых, на этот день приходится большой праздник, отмечаемый в Германии – Вальпургиева ночь (с 30 апреля на 1 мая), а Лариса никогда не забывала о своих немецких корнях, во-вторых, 1 мая – это международный день солидарности трудящихся.
Михаил Андреевич Рейснер (7 марта 1868 года, г. Вилейка Виленской губ. – 3 августа 1928 года, Москва) был не только учёным, юристом, публицистом, но историком и участником революционного движения. Родился он в семье чиновника и происходил из рода остзейских баронов фон Рейснер. Его жена, Екатерина Александровна, урождённая Хитрово, также происходила из известного дворянского рода.
После петербургской гимназии в 1893 году Михаил Рейснер окончил юридический факультет Варшавского университета. В 1893—1896 годах преподавал в Ново-Александровском институте сельского хозяйства и лесоводства. В 1896 году был командирован в Гейдельберг, где проработал два года.
Раннее детство Лариса провела в Германии, где её отец преподавал в университете. Там в Германии по бедности семьи девочка носила мальчишескую обувь своего брата, позже Лариса будет страдать и проходить курс ортопедического лечения.
В 1898—1903 годах Михаил Рейснер назначен профессором юридического факультета Томского университета. В 1901 году был в годичной заграничной научной командировке. В результате студенческих беспорядков 1903 года ему пришлось подать в отставку, он был вынужден эмигрировать в Германию и Францию.
В конце 1905 года Рейснер возвратился в Россию. Михаил Рейснер участвовал работе Первой конференции РСДРП в Таммерфорсе, сотрудничал с Е. Н. Трубецким.
После разгрома революции 1905 года профессор вновь уезжает за границу и возглавляет высшую школу социальных наук в Париже. В 1907 году Рейснер вернулся в Российскую империю и стал преподавателем в Санкт-Петербургском университете.
В Россию семья вернулась после Первой русской революции. Семья Рейснер жила в Петербурге в достатке и уюте. Отец и брат Ларисы увлекались идеями Маркса и социал-демократии. Профессор права Михаил Рейснер был знаком с Августом Бебелем, Карлом Либкнехтом, В. И. Ульяновым-Лениным. Это определило круг интересов и мировоззрение девочки.
В Петербурге Лариса окончила с золотой медалью гимназию и в 1912 году поступила в Психоневрологический институт, где преподавал её отец. Рафинированная эффектная, тяжёлая германская красота Ларисы исходила, по мнению современников, от благородного происхождения матери и отца. Сам Михаил Рейснер не только учёный-правовед, профессор нескольких учебных заведений Санкт-Петербурга, но был тесно связан с немецкими социал-демократами.
Отец Михаил Алексеевич дружил с писателем Леонидом Андреевым, который занимался с Ларисой историей литературы. Первым произведением Рейснер была героико-романтическая пьеса «Атлантида» (альманах «Шиповник», 1913). В 1913 году в возрасте восемнадцати она окончила гимназию, писала, как было модно, декадентские стихи.
Руку на меч положив изощрённый,
Юноша, в звонкие зори влюблённый,
Так говорил…
В том же 1913 году она опубликовала в издательстве «Шиповник» пьесу «Атлантида», посвященную идее самопожертвования. В то время она была под сильным влиянием кумиров времени – Блока и Гумилёва. Анна Ахматова справедливо отметила: «Знаю, что она писала стихи, совершенно безвкусные. Но она всё-таки была настолько умна, что бросила писать их».
«Её серо-зелёные огромные глаза, белые прозрачные руки, … сияние молодости, окружавшее её, – всё это было необычным. Когда она проходила по улицам, казалось, она несёт свою красоту, как факел. … не было ни одного мужчины, который прошёл бы мимо, не заметив её, и каждый третий врывался в землю столбом и смотрел вслед, пока мы не исчезали в толпе», – вспоминал Вадим Андреев, сын писателя.
Вся семья, включая жену профессора маленькую, худую Екатерину и двух детей – Ларису и Игоря, была отмечена знаком успеха и благополучия. Семья, где каждый боготворил друг друга и свою семью, жила на Большой Зелениной, 25Б. Однако вскоре профессора заподозрили в связях с Охранным отделением. Из-за этого обвинения семью стали избегать. Это наложило особый отпечаток на дочь, её основными чертами становятся гордость, чрезмерная внешняя чопорность, на грани снобизма и недоверие к людям.
Замкнутость в кругу семьи вела к инфантильности, в двадцать один она стала сотрудницей легально-марксистской «Летописи» Горького. Все её увлечения были в духе того времени – стихи, коньки и увлечение марксизмом. На коньках она блистала всем на загляденье.
Лариса и Николай Гумилев
Её, несмотря на холодность и неприступность, считали любовницей самого Троцкого. Она же, как девчонка влюбилась в Николая Гумилёва. Да, да в мужа самой Анны Ахматовой, с которой у него были уже чисто формальные отношения. Видимо, знаменитого поэта, дворянина утомили многочисленные влюблённые в него восторженные поклонницы и начинающие поэтессы. Но не мог он отказаться от красивой образованной дочки профессора.
С Гумилёвым Лариса познакомилась в начале Первой мировой войны в одном из литературных кафе. Лариса училась в том же Психоневрологическом институте, где преподавал её отец. Николай Степанович Гумилёв обратил внимание на молоденькую свежую студентку, которая восприняла знаки его внимания как нечто из ряда выходящее. Гумилёв водил влюблённую в него юную Ларису в номера.
В 1916 году, по словам Ахматовой, они были любовниками. Однажды при встрече Анна Ахматова сама заговорила с юной Ларисой. Та была растрогана, со слезами на глазах она подошла к Анне Ахматовой и заговорила. Лариса не хотела разрушать их брак, но брак был давно обречён. Не зря в свое время Анна Ахматова отказывалась быть женой Гумилева, он постоянно изменял ей. Кумир назначал профессорской дочке свидания на Гороховой в доме свиданий. Через пять лет Лариса сама призналась Анне Ахматовой: «Я так любила его, что пошла бы куда угодно».
В сентябре 1916 году Гумилёв уехал на фронт, год они переписывались, Гумилёв продолжал красиво играть в любовь к Лере, писал о своём «пугливом мечтанье о ваших сладостных глазах».
«Лера, Лера, надменная дева, ты, как прежде, бежишь от меня». Лариса звала его «Гафиз». И в жизни, и в стихах они оба искали неких мечтаний, приключений и романтики.
Я был у Вас, совсем влюблённый,
Ушёл, сжимаясь от тоски, —
Ужасней шашки занесённой
Жест отстраняющей руки…
В отличие от бесстрашной Ларисы, которая скучает и жаждет риска, Николай Гумилёв сторонился политики. «Развлекайтесь, но не занимайтесь политикой», – предупреждал он.
Открытка Н. Гумилева Ларисе
Что я прочёл? Вам скучно, Лери,
И под столом лежит Сократ,
Томитесь Вы по древней вере?
– Какой отличный маскарад!
В то время, когда в войну Гумилев был в рядах действующей армии, Лариса в бурное время находилась в Петербурге. И там совсем не было скучно!
Петербург в 1917 году
2 марта 1917 года Царь Николай Второй подписал Манифест об отречении от престола в пользу своего младшего брата Михаила. Депутаты Думы Гучков и Шульгин привезли Манифест в Петроград, однако на следующий день популярный в армии Михаил Романов отрёкся от престола в пользу Учредительного собрания. Те же депутаты Думы Гучков и Шульгин пообещали Михаилу передать всю до последней капли власть Учредительному собранию. Так в стране закончилось 300 – летнее правление династии Романовых, Россия отказалась от самодержавия.
2 марта было сформировано Временное правительство, председатель и министр внутренних дел стал князь Г. Е. Львов, министр иностранных дел – кадет П. Н. Милюков, военный и морской министр – октябрист А. И. Гучков, министр торговли и промышленности – прогрессист А. И. Коновалов. Портфель министра юстиции получил эсер А. Ф. Керенский. Формально его главной задачей было созыв Учредительного собрания, созданное 13 марта Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание начало работу 25 мая, а закончило работу в начале сентября 1917 года. В это совещание входили кадет Ф. Кокошкин (председатель), от большевиков – П. Красиков.
В период с марта по июль 1917 года в Петрограде сложилось двоевластие. С одной стороны, действовало Временное правительство, с другой – Петроградский Совет. В период хаоса революции общество было в состоянии агонии, буржуазия (4 миллиона человек) пыталась сохранить свою собственность, крестьянство (130 миллионов) требовало землю, рабочий класс (18 миллионов) боролся за свои права. Особую силу обрела армия (15 миллионов), она была против войны.
Временное правительство обещало ввести политические свободы, амнистию, запретить дискриминацию и смертную казнь, подготовить выборы в Учредительное собрание. В апреле 1917 года П. Н. Милюков обратился к союзным державам с заверением о решимости страны довести войну до победного конца. Массовые митинги и демонстрации требовали убрать из правительства Милюкова и Гучкова. В новое коалиционное правительство вошли 6 меньшевиков и эсеров. Новый взрыв недовольства состоялся в июне 1917 года и был связан с подготовкой наступления на фронте.
Конец ознакомительного фрагмента.