Глава 4
Схема квадрантов, или матриц, как диалектический инструмент
Если нет своей цели в жизни, то приходится работать на того, у кого она есть.
Только сам человек может найти для себя цель своей жизни и способы ее достижения.
Еще раз поговорим о познании путем проживания и путем узнавания. «Проживать на уровне знания» отличается от «знать что-то». Когда мы выбираем элементы жизненного пути, намечаем цели или размышляем о своем призвании, мы отождествляем себя с какой-то истиной, которая есть часть жизни. Мы сливаемся со своей истиной в момент выбора и понимаем, что эта истина есть часть нашего «Я». Субъективно принятие другой истины переживается как отказ от предыдущей, от фундаментальной части своего «Я» и прошлого проживания. Новая истина тем более ценна, чем более глубоко прожиты переход к ней и предыдущее «Я». Проживание на уровне знания дает полноту ощущения ткани жизни. Это и есть использование разума как гибкого инструмента изучения мира.
Вы приходите в мир ни с чем, и цель вашей жизни состоит в том, чтобы сделать что-нибудь из ничего.
Альтернатива проживанию знания – это создание умозрительных конструкций. Нормально, когда человек, услышав какую-то новую мысль, ищет полочку, на которой можно ее разместить. Побочный эффект от этой вполне позитивной деятельности называется эффектом узнавания. Обычно, получив какое-то знание, человек теряет отличие новой идеи от старой, известной ему раньше. Он говорит: «В этом нет ничего нового», или: «Новое не имеет значения, это детали». Или: «Теперь я понял, о чем идет речь, это я слышал раньше». Кажется, что в такой момент он углубляет и обобщает свою картину мира. На деле это не так, строго наоборот. Знание о мире примитивизируется: он видится все менее разнообразными штрихами, под старую схему подыскиваются новые примеры.
Эффективнее всего – не создавать умозрительных концепций, а проживать новое знание на своем опыте.
Хороший пример дает нам эпизод в пьесе Стругацких «Понедельник начинается в субботу». К главному герою попадает в руки «неразменный» пятак, и он начинает экспериментировать с ним. В результате многочисленных мелких покупок у героя скапливается мелочь, полученная на сдачу. За этим занятием его застает милиционер. И на вопрос милиционера про кучу мелочи, герой отвечает контрвопросом: «А вы думаете, я ее на паперти собирал?» Милиционер слышит ключевое слово «паперть», находит в своем сознании соответствующую полочку с этим словом, и видит, что на ней лежит только фраза: «С нищенством мы боремся», что он и отвечает герою, игнорируя существо вопроса.
Если прислушаться к спору знакомых или к теледебатам, легко заметить, что каждый стремится перенести обсуждение поставленного вопроса на свою полочку. Не все замечают это, ведь нужно знать, что искать и уметь видеть.
Блажен, кто выбрал цель и путь
И видит в этом жизнь и суть.
Например, когда читаете книгу о призвании, вы невольно сравниваете ее с другими такими же книгами и обозначаете одним из известных ярлычков. Например: «Психология», «Мотивирующий текст», «Истории успеха» или даже «Духовный рост». Опредмечивающий ярлык формирует ваши ожидания. Допустим, вы хотите прочитать, как другие люди выходили из положений, аналогичных вашим, или читаете, чтобы исправить свое настроение. Если книга отличается от ваших ожиданий, есть вполне понятный соблазн закрыть ее. Однако, возможно, какой-то из книг повезет, и вы включитесь полностью в ту игру, которую предлагают ее авторы. Время остановится, и вы будете жить этими страницами. Когда вы проживаете новое знание, появляется надежда измениться, а ведь именно этого вы и хотели бы, не так ли?
Но жалок тот, кто все предвидит, Чья не кружится голова, Кто все движенья, все слова В их переводе ненавидит, Чье сердце опыт остудил И забываться запретил!
В этой связи возникает закономерный вопрос, а как же углубить свое понимание мира, добиться полноты модели и выйти на уровень обобщения? Для этих целей используется философский и методологический инструмент, особый тип мышления, который называется диалектикой. Статистически диалектическое мышление используют в повседневной практике не более 3 % людей. Оно отличается от научного нелинейностью. Человек, склонный к научному мышлению, или формальной логике (а таких людей уже больше, 20–30 %), идет из точки 1 в точку 2, а затем в точку 3. Каждая следующая мысль вытекает из предыдущей. Сталкиваясь с ложным выводом, формальный логик ищет ошибку в своих умозаключениях или останавливается. Противоречие воспринимается как непреодолимое препятствие. Основную сложность представляет переход на новый уровень, который включал бы в себя как исходное, так и противоположное ему предположение. Нужно стать диалектиком. Если формальный логик выбирает «или то или другое», то умница-диалектик говорит «и то, и другое, но на новом системном уровне».
Яркий прикладной пример диалектического подхода – известная технология переговоров «win-win», или «мы оба в выигрыше». Чтобы найти решение спора, переговорщик «win-win» сначала переводит обе стороны на новую точку зрения, когда победой перестает считаться исключительно проигрыш соперника. Затем он вырабатывает позицию, при которой обе стороны существенно выигрывают. Обычно это предложение включает в себя обе изначальные позиции, но не сводится к их сумме. Это всегда новый подход.
Приходит на ум иллюстрация из фильма «Красотка» с Джулией Робертс и Ричардом Гиром. Герой Гира занимается недружественными поглощениями компаний, затем дробит их на части и продает по более высокой цене. Уникальный опыт компаний теряется. Это становится особенно заметно, когда очередной целью Гира становится семейное предприятие с неравнодушными владельцами, которые к тому же по-человечески симпатизируют герою фильма. Что же делать? Ведь в жизни Гира нет места человечности, проявления которой воспринимаются бизнесменом как слабость. Любовь расширяет горизонты героя. Он предлагает семье инвестиции и совместный бизнес, который унаследовал бы старый. Ресурсы и опыт обеих сторон объединяются. Все в выигрыше, 2+2 не равно 4, 2+2=5.
Истина – то, что нужно каждому человеку для жизни и что, тем не менее, он не может ни у кого получить или приобрести. Каждый человек должен непрерывно рождать ее из самого себя, иначе он погибнет. Жизнь без истины невозможна. Может быть, истина и есть сама жизнь.
Умение работать с противоречиями очень важно, поскольку, как учит нас родитель диалектики Г. В. Ф. Гегель, мир устроен таким образом, что единство состоит из противоположностей. Противоречие – это не обязательно дилемма, из которой вы не можете найти выход. Противоположности всегда принадлежат к 2 типам: тождество и различие. Задача состоит в том, чтобы назвать стороны противоречия (противоположности) своими именами на диалектическом языке и найти единство за этими понятиями. Из этой мысли следуют интересные выводы:
1. Во-первых, к целостности и полноте картины мира можно прийти, только научившись объединять свои противоречивые представления.
2. Во-вторых, вы полны противоречий, и это правильно и нормально. Противоположности надо искать, находить их синтез и наслаждаться новым решением.
3. В-третьих, как только вы заметили в своей жизни противоречие, ваш отказ от одной из его сторон автоматически приведет к самоликвидации второй.
Рис. 5. Научный и диалектический типы мышления
Например, вы не можете выбрать между работой и семьей, ощущаете их противоречие. Откажетесь от работы, уйдете в хобби или блаженный отдых – потеряете семью. Откажетесь от семьи – чувство вины и потери может привести к демотивации и общему разладу дел. Надо искать объединяющее решение.
В каждой силе есть слабость… и наоборот.
Или более глобальный пример. Двуполярный мир с противоборством США и СССР, как единственных сверхдержав, пошел по пути ликвидации СССР. Но американцы рано радовались. Сейчас Америка имеет все шансы лишиться статуса сверхдержавы, поскольку бесконтрольное распространение недостатков не только делает ее образ все менее привлекательным, но и лишает народ и правительство США стимулов и инструментов для развития через снятие противоречий. Кто дальше будет в выигрыше по диалектике? Правильно. Тот, кто сумел новым образом совместить достоинства обеих систем. И кто же это? Конечно, Китай, что мы и видим невооруженным взглядом. А ведь в выигрыше могли бы быть и США, и СССР, причем наша страна – куда вероятней, если бы мы в 80-х смогли выйти за рамки своих ограничений.
Еще один пример: вы, как решительный человек, хотите отказаться от прошлого и начать жизнь с чистого листа. Осознавая противоречие между прошлым и будущим, вы думаете, что прошлое помешает вам прийти к намеченным целям. Стоп. По диалектике, отвергая прошлое, вы лишаетесь будущего. Блудный сын в своих странствиях и исканиях обречен жить в настоящем. Лишь вернувшись домой и отдав все долги, мы освобождаемся для нового. А казалось бы, все наоборот. Так и хочется забыть все, что было, и начать жизнь с чистого листа.
Отрицание прошлого закрывает для вас все пути, а его осознанное проживание открывает дорогу будущему.
Обратимся снова к рис. 1. Человек начинает развитие, когда выделает себя из Мира, проводит границу. Он вступает в диалектическое противоречие с Миром за счет его отрицания. В этот момент картина мира и понимание реальности человека усложняется. Вся реальность состоит для него уже не из него самого, тотального «Я». Новая реальность – это единство «Я» и «не-Я» (Мира), двух противоположных половин. Дальше мы будем считать, что «Я» и Мир – две стороны противоположности, находящиеся в противоречии друг с другом. Строго говоря, в таком утверждении есть некоторая условность, которую мы обсудим позже, в главах «Выбор жизненной концепции» и «Эволюция идей жизнетворчества».
Отличным диалектическим инструментом является методика матриц и квадрантов. Мы рисуем карту реальности из двух осей координат. По одной оси (Y) будем откладывать характеристики Мира, по другой (Х) – характеристики «Я». За счет рассмотрения обеих сторон противоречия мы будем иметь полную картину реальности. Характеристики «Я» и Мира мы определяем особым образом. Искусство строить матрицы – это навык найти такие характеристики, которые дадут в областях пересекающихся противоречий новое системное решение вашей задачи.
В качестве тестового примера в следующей главе мы рассмотрим в высшей степени интересную и полезную матрицу «Выбор профиля деятельности», а дальше инструмент матриц мы будем широко использовать для построения наших карт реальности.
Все матрицы, которые мы дальше будем использовать в книге, созданы авторами на основе противоречия «Я» – Мир, которое на этом этапе для нас представляет единство «Реальность». Эти матрицы составляют основу методики, которую вам надо тщательно проработать. Все матрицы или карты реальности – это материал для самотестирования.
Как тестировать себя?
1. Сначала вы отвечаете на вопросы о характеристиках вашего «Я» и вашего Мира.
2. Затем вы определяете ячейку матрицы, в которой находитесь. Возможно, тем, кто имеет на сегодня приоритет в области «Я», будет проще определиться с этой характеристикой, чем с Миром, и наоборот. Только после ответов вы смотрите на название ячейки и читаете ее описание.
3. Ни в коем случае не ищите слова и определения, которые вам нравятся или каким вы хотели бы быть. Например, «я с детства хотел быть художником, а теперь юрист, поэтому я буду относить себя к художникам». Функцию узнавания призываем отключить, чтобы узнать о себе новое, а не попасть на полочку.