Вы здесь

Оправдание OSS. Миф об универсальной ценности информации (Игорь Бакланов)

Миф об универсальной ценности информации

Третья научно-техническая революция возвысила значимость информации до высочайшего предела. Некоторые философы говорят уже не о техногенной, а об информационной цивилизации. Объем информации объявляется стратегической ценностью, что порождает большое количество мифов и ересей.

Одна из таких ересей связана с верой в абсолютную ценность информации вне зависимости от ее структуры, связи с технологией и условиях использования. Миф об универсальной и абсолютной ценности информации порождает большое количество ошибок в области построения систем управления и мониторинга. Эти ошибки связаны с попытками построения системы «снизу».

Механика заблуждения выглядит следующим образом:

1. Поскольку информация имеет универсальную значимость, ценность системы напрямую зависит от того, сколько информации она собирает

2. Чем больше информации передается в систему управления, тем более совершенной и функциональной она будет

3. Поскольку все современные устройства связи имеют функции самодиагностики, то можно построить систему «снизу», от оборудования.

4. Сопряжение с оборудованием через интерфейс управления, сбор информации со всех устройств и помещение ее в единый центр позволит получить современную систему управления (рис. 2).

5. Чем больше информации будет собрано, тем совершеннее будет система управления.

Горькая правда состоит в том, что ни одна удачная система не была построена «снизу». Попытка построения подобной системы: от оборудования, от информационного обмена, от возможностей самодиагностики оборудования – это заведомо тупиковый путь. Пройдя по этому пути, приходится долго сопрягаться с оборудованием по всем деталям его системы самодиагностики, потом заниматься передачей, хранением, обработкой и отображением огромного количества показателей, которые большей частью ничего не значат


Рис. 2. Построение системы «снизу» – тупиковая идея


Все удачные системы были построены по схеме «сверху»: от задачи, от применения, от бизнес-процесса, от любой взвешенной установки.

Здесь хорошим примером может служить диалог автора с Владимиром Левиным – одним из практикующих специалистов по построению систем мониторинга и управления, лидером новой революции, моим коллегой и другом. Один из заказчиков попросил проанализировать возможность разработки централизованной системы мониторинга ADSL, тогда доминирующей технологии систем ШПД (широкополосного доступа).

Я: Оборудование DSLAM полностью контролирует показатели обмена с ADSL-модемом. Можно снять до 150 показателей на одного абонента. Это очень интересно!

В.Л.: Не так. В чем применение? Зачем эта система? Кто будет пользоваться ей?

Я: Ну, например, специалисты линейно-аппаратного цеха. Вечером прошел дождь, а утром они видят поля замокания абонентских кабелей.

В.Л.: Отлично. Это хороший вариант. А сколько показателей нужно контролировать, чтобы анализировать поля замокания?

Я: Скорее всего один – отношение сигнал-шум с накоплением.

В.Л.: Вот это нормально. Контролируем только один показатель, сопрягаемся с оборудованием быстрее, показываем поля замокания, пытаемся продать специалистам по кабелям. Это вариант.

Это хороший пример диалога двух точек зрения на построение системы: «снизу», от полноты информации, и «сверху» – от задач использования собранной информации. Подход «сверху» оказывается более концентрированным, ориентированным на реальные задачи эксплуатации и по этой причине результативным. Подход «снизу» скорее всего будет безрезультатен по следующим причинам:

• Построение системы «снизу» – тупиковая идея Система, построенная «снизу», ограничена техникой и нужна только нескольким энтузиастам.

• В системе нет заинтересованности коммерческих служб оператора, поэтому на ней невозможно или очень трудно заработать.

• В системе, построенной «от информации», отсутствует понятие любых бизнес-процессов. По этой причине она не может рассматриваться как полноценная система управления, поскольку не ясно, чем она управляет.

• Система ориентирована на оборудование, а не на услуги. При появлении новых услуг, оператору скорее всего придется делать новую систему.

• Система статична, едва ли она адаптируется к бурному развитию технологии.

• …и никакого шанса на самоокупаемость.

Таким образом, миф об универсальной ценности информации приводит к глобальной ошибке построения системы управления «снизу». Это очень распространенная ситуация, приводящая к тупиковым проектам даже в наше просвещенное время. Многие проекты OSS провалились исключительно по причине того, что в основу ставились вопросы сбора и обработки данных, а не решение конкретных практических задач.