Введение
В трансформационной российской экономике на современном этапе формируются капиталистические (рыночные) отношения между трудом и капиталом.
Наблюдается стремительное развитие неоинституциональной экономической теории. Это новое направление анализа получило большое развитие в институциональной экономической теории фирмы, обосновав важную роль организации в ограничении потерь от оппортунистического поведения индивидов.
От снижения оппортунистического поведения работников зависят экономические результаты каждого предприятия и, в конечном счете, эффективность национальной экономики.
Необходимость выявления причин возникновения оппортунистического поведения работников в условиях трансформационных процессов, возникающих противоречий в отношениях труда и капитала делают данную проблему наиболее актуальной в настоящее время в России.
Проблема ограничения оппортунистического поведения в современных условиях приобретает особую остроту в силу высоких трансформационных и трансакционных издержек.
Практическая потребность выработки комплекса мер по снижению оппортунистического поведения работников обусловливает также актуальность данной проблемы.
Истоком проблемы оппортунистического поведения работников принято считать возникновение разделения труда и отделение собственности от управления. Наиболее глубоко теория трудовых отношений исследована основоположниками марксизма – Марксом К. и Энгельсом Ф., которые вскрыли в теории эксплуатации труда острые противоречия между собственником средств производства и рабочей силой.
В экономической литературе проблемы оппортунистического поведения и формирование в связи с этим трансакционных издержек нашли отражение в научных трудах Алчиана А., Демсеца Г., Норта Д.
Исследование оппортунистического поведения работников в связи с увеличением трансакционных издержек в рамках этой проблемы принадлежит американскому экономисту Уильямсону О.
Современные исследователи, такие, как Меклинг У., Дженсен М., и др., изучают меры, необходимые для снижения степени отклонения агентов от интересов принципалов.
Сущность оппортунизма работников и его причины рассматриваются отечественными экономистами: Безобразовой Ю. В., Богдановой Н. Ю., Бодровым О. Г., Лебедевой Н. Н., Мартинец В. В., Одинцовой М. И., Олейником А., Поповым Е. В и Симоновой В. Л и др.
Проблемы трансформации экономических субъектов, определение природы и функции субъектов трансформационной экономики исследуются Булганиной С. Н.
Основные закономерности развития и трансформации собственности, перспектив ее развития в России исследуются Ивлевой Г. Ю.
Различные аспекты формирования оппортунистического поведения в условиях трансформационной российской экономики рассматриваются в работах Баса А. В., Козловой Е. В. и Плетневым Д. А., Ламанова А. В. Нестеренко А., Олейника А., и др.
Особенности формирования отношений труда и капитала в условиях трансформационных процессов в российской экономике исследуются Гафаровой Л. А.
Изучение теоретических работ дает возможность определить сущность, причины оппортунистического поведения работников в системе формирующихся отношений труда и капитала в трансформационной российской экономике.
Реальные процессы, происходящие в российской экономике, характеризующиеся усилением противоречий между работниками и работодателями, увеличение потерь на уровне предприятий делают необходимым разработку механизма ограничения оппортунистического поведения работников на российских предприятиях.
Объектом исследования является оппортунистическое поведение работников на российских предприятиях.
Предметом исследования являются экономические отношения между работником и капиталистом (работодателем), возникающие в системе отношений труда и капитала.
В учебном пособии раскрываются сущность и содержание оппортунистического поведения работников и выработки механизма по ограничению оппортунистического поведения работников.
Целевая направленность исследования определила решение следующих задач:
– изучить теоретические подходы к определению понятия «оппортунистическое поведение»;
– выявить природу понятия «оппортунистическое поведение»;
– выявить причины возникновения оппортунистического поведения работников в системе отношений труда и капитала;
– определить причины оппортунистического поведения работников в аспекте теории отношений «принципала – агента»;
– провести анализ оппортунистического поведения работников на «Предприятии 1» и на «Предприятии 2» г. Оренбурга;
– разработать механизм ограничения уровня оппортунистического поведения работников в деятельности коммерческих предприятий.