Глава 23
Дела повседневные
Металлургия и кузнечество не требуют постоянного внимания. При плавке достаточно периодически заталкивать по желобу в горловину плавильной колонны определенную порцию угля. Мишка подумал было, что эта процедура может выполняться и без его участия, поскольку необходимый период легко отсчитать по количеству всхлипов воздуходувного кессона, представил себе кинематическую схему и оставил эту затею в покое. Если уж совсем заскучает от безделья, тогда и займется.
Быт налажен. Женщины ведут хозяйство. Айн иногда охотится, а уж рыбачит регулярно. Кроманьонцы неплохо знакомы с местными ресурсами и черпают их по мере надобности, не особо напрягаясь. Кстати, Ника с удовольствием возится у гончарного круга. Разные посудинки вытворяет, детишкам куколок налепила.
А Мишка провел посевную. У него, кроме морковных семян, есть еще крупинки, из которых варят кашу. В мешочках изредка попадаются неошелушенные зернышки, их все равно при переборке выбрасывают. Он и показал – куда. Со стакан набралось. Когда отобрал неповрежденные, оказалось девяносто семь зерен.
Как всегда – потешил лень-матушку. Вскапывание земли лопатой – процедура не одухотворяющая. А вот рыхление оной крепкой палкой со стальным наконечником – дело существенно менее утомительное. Прикрепил к концу ножик, лезвие которого согнул буквой «Г», и за несколько минут взрыхлил узкие полоски, куда все и высадил. Морковные семена, поскольку мелки и воздушны, перемешал с озерным песочком. Крючком этим рыхлильным при случае и полоть, наверное, будет веселей, чем руками, стоя кверху пятой точкой.
Для обработки шкур обожгли ванну. Как раз под размер печи. Хотели сразу три сделать, но две раскололи, когда устанавливали на попа. Третья тоже не целая получилась, но тут от края совсем немного отломилось. Терпимо, в общем. С женщинами в доме жить намного интересней. Они всегда подскажут, чего нужно. Незачем голову ломать.
А еще в их разговоре подслушал, что он плохой мужчина. Одна сказала, другая согласилась. Видимо, не дотягивает горожанин до физических кондиций дикаря. Что же, где нельзя взять силой, можно старанием и выдумкой. К ночным встречам с женщинами стал готовиться, как к выступлению. Планировал мероприятия, копил вдохновение и в процессе старался чутко настроиться на «волну». Понять не мог, то ли подыгрывают ему, то ли хорошо справляется, но получалось неплохо. Кажется.
Обе женщины очень молоды. Они знакомы с детства. Дружили. Питамакан – брат их матерей, следовательно, сами они двоюродные сестры. Наблюдение за ними – важный момент. Они часть общества, для Мишки неведомого и глубоко чуждого. Слепок со сложившегося, наверное, за многие века уклада. Мужчина для них – вроде как гость в доме. Нормальное отношение к охотнику, кормильцу, для которого многие дни приютом служит лес. И неважно, что Мишка не добывает пропитания – стереотип действует.
Гигиенические традиции местных вполне понятны. Есть уголок, где можно вымыться в тепле, – плещутся каждый вечер и детишек намывают. Для него котел теплой воды всегда наготове, он нередко пачкается в саже. Кроме золы и мочалки при мытье используются запаренные травы. Ничего похожего на мыло или пену в обиходе не применяется, однако длинные черные волосы женщин всегда чистые и убираются в две косы, которые, впрочем, время от времени укорачивают ножом, чтобы не болтались и не мешались. Мужчины поступают аналогично.
Понял причину безбородости Питамакана. Она для него была одним из поводов принять человека за неандертальца. Во-первых, волосы на подбородке растут не слишком густо. А во-вторых, он их выдергивает расщепленной палочкой, которую носит с собой.
Керамика в этой культуре известна. В обиходе встречаются глиняные горшки и чашки. Но редко, потому что попадают сюда издалека и всегда случайно. Служат недолго – племя кочует, а при переездах всякое случается. Так что кожаный котел, согреваемый раскаленными в костре камнями, часто оказывается долговечней. Керамику и подземные домики называют одинаково – «мандан». Почему так – не знают его лапушки. Но скорее всего это название племени, живущего в землянках и знакомого с гончарным делом.
Еще в ходу приготовление пищи на горячих камнях. И животные жиры в кулинарии применяются. Поэтому глиняные сковородки оказались освоены в два счета. С другой стороны, привычка женщин к кочевой жизни проявляется во многом. В доме нет лишних предметов. Все сосчитано, все на своих местах. Изношенное или отслужившее мгновенно исчезает в пламени очага. Разбитая посуда не оплакивается, а добивается и укладывается в дорожки.
Создается впечатление, что, возникни в этом необходимость, женщины в считаные минуты возьмут все самое нужное и покинут жилище на своих каноэ. Их у озера теперь два лежат на ветвях кверху дном. Есть там и весла, и плетеные веревки, и меховые одеяла, и даже покрытия крошечных походных шатров. Ну и по мелочи кое-что.
Вот такие кроманьоночки.
Не весь металл переводится на ножи для дикарей. Дело в том, что Айн вернулась к нему вообще без подарков, которыми он ее пытался охмурить. Не стал спрашивать почему. Стал делать все заново. Сразу в двойном количестве – Ника ему тоже не чужая. Навыка-то прибыло, так что шила, крючки и резачки вышли отличные. И новый лук собрал, взамен старого, наверняка подаренного любезной отцу или брату. Собственно, нитки из сухожилий при работе требуют специфических навыков, так что будущая хозяйка оружия тоже к изделию руку приложила – изготовила тетиву. И плечи оклеила для эластичности.
Кроманьонские луки заметно меньше, и стрелы для них короче. Соответственно – бьют ближе и не так хлестко. Зато в лесу с ними ловчее. Такой «малыш» у подруги тоже имеется. Но на охоту она чаще берет новый – видимо, в зависимости от того, что планирует добыть. Скажем, гусей, что прилетели откуда-то с юга, она стреляла на озере из дальнобойного. Залюбовался, как управляется. Она, проказница, так метила, чтобы птица ему на голову валилась. Чтоб не пришлось искать добычу в траве. Так что Мишка просто наклонялся да поднимал двузубые стрелы. И птиц, конечно.
Потом уже, когда тащили добычу, расшалившаяся супруга показала на него и сказала:
– Плохой мужчина, – засмеялась, показала на себя и продолжила мысль: – Хороший мужчина.
Вот тут-то до Мишки и дошло, что его понимание слова «мужчина» на этом примитивном языке имеет смысл «охотник». А он-то о половых навыках по привычке подумал. И, кажется, сильно просветил своих жен в этой области. Обогнал, так сказать, время. Правда, влияния верований или суеверий на поведение здешних людей он не заметил, поэтому полагать, что в область, открытую для экспериментирования, он внес нечто новое, скорее всего, опрометчиво.
Схватил женщину за косу, получил чувствительный толчок в грудь, поднялся, отряхнулся. Интересно все-таки общаться с Айн. Ника сразу сдается.
Мишка потихоньку выяснил, что племя, с которым он встретился, довольно большое, что его роды кочуют вдоль реки, весной вверх по течению, осенью – вниз. У них самые лучшие лодки из коры, они едят много рыбы, но и охотиться не забывают. Роды часто встречаются, иногда собираются сразу по несколько в одном месте. Живут здесь и другие племена. Есть среди них и охотники, обитающие в обширных лесах. И рыбаки, что кочуют по берегу Соленой Воды. Люди на земле есть повсюду, на безлесных равнинах и на суровом севере, но про тех, что живут далеко, известно мало. Людей, которые бы там побывали, Мишкины женщины не встречали, а если что-то многократно пересказывалось, то вряд ли этому можно доверять.
Когда человек уходит в чужое племя, например, замуж выходит или женится, то попадает он к соседям, про которых и так многое известно. Бывает, из-за обиды уходят.
Случаются ли между племенами стычки? Не без этого. В голодные годы обычное дело – распря за угодья. А потом, когда уже на всех еды становится достаточно, из чувства мести нападают, вырезая иногда целые стоянки. У Речных Выдр, так называется их племя, таких врагов нет. Раньше Равнинные Волки, случалось, набегали. Но Питамакан мудр. Два года назад в ужасные холода, когда, казалось, все живое попряталось в глубоком снегу, он собрал всех самых сильных охотников племени и привел их к стоянкам давнего недруга с волокушами, наполненными мороженой рыбой.
Больше Равнинные Волки не нападают. Айн из того похода вернулась непраздной. Один молодой Волк сильно простудился, а женщины Выдр – хорошие врачевательницы. Ей пришлось тогда надолго задержаться, чтобы поставить парня на ноги. От этого лечения и получился у нее Крян. Только оставаться в том племени она не стала. Не понравилось ей там. А Волк этот идти к Выдрам не захотел. Не сладилось у них, одним словом.
Детей же в племени Речной Выдры считают по матери. Брат родительницы является детям более близким родичем, чем отец, про которого у женщины даже не всегда и спрашивают. Вообще-то и охотятся хозяйки домашнего очага нередко, и рыбачат, и гребут наравне с мужчинами. Но не многие это любят. Большинству привычней у огня в шатре время проводить. Айн просто шебутная.
На очередную плавку в дне тигля сделал углубления для наконечников. Тут нужен очень точный расчет, чтобы после разбивания формы из лепешки шлака торчал лесок сужающихся пластинок. Отличные острия отковал. И инструмент сделал для того, чтобы не в расщеп это вставлялось, а в пропил. Вроде маникюрной пилочки, но вызубрена только кромка. Он это зубилом насек. Ширкать торец древка надо долго, зато крепление – залюбуешься. А главное – держит очень крепко.
Из нового лука младшая жена этими стрелами за сотню шагов попадает в цель – вдвое дальше, чем из обычного.