16 ЗАПРОСЫ ДРУГИХ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ОСНОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» в качестве основания для проведения ОРМ предусмотрены запросы других органов, осуществляющих ОРД, которые являются таковыми только тогда, когда сами базируются на основаниях, установленных в указанном законе. Запрос может направляться в ОРО по месту, где предположительно будут проводиться ОРМ. При этом учитывается подведомственность и компетенция ОРО. Не все ОРО имеют полномочия на проведение ОРД в полном объеме. Поэтому одни органы дознания вправе направлять поручения в другие органы, у которых есть соответствующие полномочия, а именно по проведению ОрМ, ограничивающих конституционные права граждан.
Под другими органами понимаются:
1) оперативные подразделения и службы этого же ведомства;
2) органы других федеральных ведомств и министерств, в компетенцию которых входит осуществление ОРД. К ним относятся:
а) оперативные подразделения органов ФСБ России, осуществляющие ОРМ по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя России;
б) оперативные подразделения органов внутренних дел, действующие согласно Закону РФ «О милиции»;
в) оперативные подразделения таможенных органов РФ, осуществляющие ОРД в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправные деяния, признаваемое законодательством России преступлением, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов России.
При выполнении запросов у органов, осуществляющих ОРД, возникают взаимные обязанности. Они определяются в межведомственных соглашениях и нормативных актах, которые утверждаются руководителями этих органов.
Запросы других оперативных аппаратов о проведении ОРМ оформляются в письменном виде и подписываются руководителем органа соответствующего уровня. В них должны быть указаны конкретные основания для проведения ОРМ, а также перечислено, какие именно мероприятия следует провести.