Вы здесь

Опасные люди, их почерк и психологические маски. Глава 2. Некоторые особенности почерков, их математическая структура и психологическое содержание (Юрий Аргентов, 2017)

Глава 2

Некоторые особенности почерков, их математическая структура и психологическое содержание

Почерк с точки зрения физики и математики – это семантически и статистически организованная волна – колебательное движение по горизонтали и по вертикали.

Психофизиология установила, что это двумерное колебательное движение формируется альфа-ритмом, основным биоритмом мозга в его состоянии бодрствования. Переход от одного измерения графологического движения к другому – от горизонтали к вертикали, их взаимосвязь, осуществляется волевыми механизмами пишущего человека (воля – разум в действии – А.Ю.), механизмами регулирования усилий. Таким образом, в написании слов выражаются особенности регуляторных механизмов человека. Статистически доказано, что отличительные признаки почерка как двумерного колебательного движения при написании семантических знаков – букв, соединяемых в слова, связаны с психологическим и физиологическими особенностями пишущего человека. Интересующихся я отсылаю к специальной литературе по этому вопросу.

Ниже я покажу, что даже наглядные признаки почерка отражают психологические черты человека, его интеллект, волю, устремленность и преобладающие психические состояния. Уже беглый взгляд на почерк сообщает об очень многих особенностях личности. Математические признаки букв и слов ещё глубже и доказательнее вскрывают эту связь.

Поскольку почерк – колебательное движение по горизонтали и по вертикали на плоскости, я буду его исследовать хорошо разработанным в наше время математическим аппаратом для анализа колебательного движения, а также хорошо известными и общепринятыми методами математической статистики.

В графологии есть теоретические разработки, показывающие, что горизонтальное движение – это графологическое отображение движения по жизни: связь настоящего, прошлого и будущего; вертикальное движение – отношение прошлого, настоящего и будущего с менталитетом пишущего человека. Эту гипотезу я встретил у венгерского графолога Ч. Чабы и она мне нравится, так как находит своё подтверждение в математическом анализе почерка.

Ниже я покажу одно из основных графологических правил: почерки банальные принадлежат банальным личностям, почерки оригинальные принадлежат оригинальным личностям.

Познакомьтесь с приводимыми ниже иллюстрациями, и вы, читатель, сделаете первый шаг на пути овладения графологией. Она вам в определённой степени поможет ориентироваться в людях, а это в жизни очень полезно.


Почерк упорядоченный, хорошо организованный


Психологические признаки почерка: дисциплинированность, продуманность поведения, внешняя уравновешенность, способность к мобилизации, тщательно маскируемая внутренняя противоречивость, подавляемая эмоциональность, порождающая постоянное стрессовое состояние.

Венгерская школа графологии предлагает в анализе почерка следующую концепцию: слева – «Я» (Self concept), справа – поток жизни, вверху фантазия, менталитет, внизу – реальность. Обратите внимание на первую букву первого слова. По смыслу этот знак и.о. заглавной буквы «В» (слово «Ввиду»). Вне слова она не распознаётся. Это – нестандартный Self concept. Далее следует достаточно стереотипное выписывание букв. То есть с нестандартности человек волевыми усилиями вынужден переключиться на социальную стереотипность (здесь сразу же рождается предположение, что природа нестандартности, как минимум, не одобряема в обществе, иначе, зачем бы переключение).

На противоречивость этой личности указывают две последние буквы первого слова: «д», «у». У них петли разной длины (у буквы «д» петля практически отсутствует), а первая буква второго слова (и.о. прописной «т») опять нестандартна, да ещё и с нетипичной длинной нижней петлей. Вне слова этот знак вы не сможете идентифицировать, но следующие буквы опять стандартны. То же самое явление в последнем слове первой строчки. Это сообщает о том, что представления человека о самом себе не соответствуют нормам социального окружения. Поэтому он вынужден держаться на волевом сверхконтроле, а это постоянный стресс.

Почерк принадлежит работоспособной, интеллектуально развитой женщине, специальность – научный работник, имеет учёное звание, должность – секретарь учёного совета научно-исследовательского института.




Движение по горизонтали в её почерке (гистограмма слева) равномерно. Движение по вертикали (гистограмма справа) неравномерно и несимметрично: гистограмма в левой части “обрублена”. Связь между горизонтальным и вертикальным движениями отрицательная: r = -0.11, то есть вертикальное и горизонтальное движение не взаимосвязаны. Это психологический признак выпадения из осмысления отдельной части физического бытия, что обыкновенно проявляется в игнорировании проблем здоровья.

У автора почерка достаточно высокая, но односторонняя развитость интеллекта. Этот человек приспосабливался к жизни эрудицией, организованностью, дисциплиной, трудолюбием, имеет постоянную готовность повернуть в новое направление и находится в стрессовом состоянии.

Смерть этой женщины наступила от инфаркта в возрасте сорока пяти лет. Хорошо организованные почерки с признаками внутреннего противоречия личности сообщают нам о волевых и интеллектуально развитых натурах, одновременно об их высоких энергетических затратах. Они живут в состояниях постоянного нервного напряжения, которое рано или поздно их убивает. Чаще, однако, рано.

Ниже приводится пересечение размаха горизонтального и вертикального движений рассматриваемого почерка. Резкие скачки в его графологических амплитудах всегда свидетельствуют о сильных и маскируемых эмоциях пишущего, приведших его к раннему инфаркту.




Пересечение амплитуд графологического движения – размаха по горизонтали и по вертикали – неритмично. Это – свидетельство глубоких личностных коллизий. Автор почерка очень эмоциональный человек, маскирующий свои переживания. Если такие волевые натуры не подвергаются психотерапии, то душевный разлад порождает у них соматические недуги, которые маскируются волевым поведением, и люди с такими почерками уходят из жизни одномоментно – на лету, что и произошло в нашем примере.

Почерк неупорядоченный, плохо организованный

Психологические признаки почерка: одарённость, эмоциональность, неуравновешенность, неорганизованность, болезненность, психические отклонения.

Почерк принадлежит физически хрупкой, психически неуравновешенной и капризной молодой женщине с противоречивым и непоследовательным характером, низкой общей работоспособностью, с соматическими и психическим заболеваниями. Специальность – скрипачка.

Через полгода после исполнения рукописи она поставлена на психиатрический учёт. Отягощённая наследственность, брат этой женщины комиссован из армии как неспособный проходить армейскую службу в связи с психическими отклонениями. Взлохмаченность почерка говорит о развитых способностях, она была хороший музыкант.




Гистограмма движения по горизонтали (слева) как бы “лесенка” вниз, в этом автором почерка проявляется болезненное ожидание будущего, пишущий желает как бы затормозить движение вперёд, оно для него чревато непредсказуемостью.

В движении по вертикали (справа) очень крупные единицы, интеллектуально человек выделяет в жизни очень крупные блоки – грубость мышления, тонкой различительности в процессах собственного внутреннего и внешнего мира нет. Связь горизонтального и вертикального движений отрицательная: r = – .223. Это свидетельство того, что бытие недостаточно контролируется интеллектом.




Неравномерность пересечения амплитуд по горизонтали и по вертикали – несбалансированная психика, противоречивый характер, выраженная эмоциональность, психическая неуравновешенность.

Почерк крупный

Психологические признаки почерка: открытость, активность, высокая работоспособность, хорошо развитый интеллект, одарённость, доброта, уравновешенность.

Почерк принадлежит энергичному экстравертированному, предприимчивому человеку. Специальность: хирург, кандидат медицинских наук, гипнолог.




Горизонтальное движение (гистограмма слева) сглаженное с отдельными выбросами: человек движется по жизни ровно и уверенно, но бывают отдельные важные энергетические рывки вперёд. Однако есть что-то и такое, по направлению к которому он движется чрезвычайно осторожно, он чего-то опасается (см. правую часть гистограммы горизонтального движения, она минимальна).

Графолог может выяснить, чего именно человек опасается. Для этого необходимо на всех словах почерка построить гистограммы горизонтального движения и все слова, имеющие такую особенность, как приведённая гистограмма, собрать воедино и образовать из них осмысленные высказывания. Ассоциации к этим словам покажут, что настораживает человека.

Вертикальное движение достаточно симметрично и его единицы мелкие, ум пишущего равномерно связан со всеми аспектами жизни, автор почерка скрупулёзен в своём аналитическом мышлении, есть отдельные проблемы, которым уделяется особое внимание.




Пересечение амплитуд горизонтального и вертикального движений идёт до определённого предела с нарастанием. Это говорит об адекватности прилагаемых и распределяемых интеллектуальных усилий, эмоциональность выраженная.

Почерк мелкий

Психологические признаки почерка: высокая чувствительность, вдумчивость, уравновешенность, тщательность, социабельность.

Почерк принадлежит педагогу по специальности математика, характер спокойный – интроверт, уравновешенный, это работоспособный, добрый и умный человек.




Горизонтальное графологическое движение (гистограмма слева) обнаруживает равномерность и мелкие единицы – человек размеренно и осмотрительно идёт по жизни, вертикальное (справа) – имеет достаточную симметрию и крупные единицы – пишущий всё осмысливает в своем бытии, у него ничего не остаётся без критического анализа, что жизненно важно, приёмы осмысления довольно однотипны и просты.

Это – спокойная натура с выраженным практическим интеллектом. Некоторая, едва уловимая “взлохмаченность” почерка свидетельствует об определённых способностях. Биография автора почерка: преподаватель математики средней школы, директор этой школы, руководитель сельскохозяйственного кооператива, руководитель профсоюза дистанции на железной дороге – 250 тысяч членов профсоюза. Работал до глубокой старости и умер от старости.




Пересечение амплитуд передаёт, что у человека в его размеренном движении по жизни есть единая эмоциональная ценность. Этой ценностью у него была семья, он воспитал образованных и трудолюбивых детей.

Нестабильность движений в связном почерке

Психологические признаки почерка: высокая работоспособность, энергичность, единство развитых умственных действий, изворотливость и хитрость, эгоистичность, расчётливость, способность к дипломатии, весёлый неунывающий характер, широкий размах в жизни.

Почерк принадлежит хорошо сложенной женщине, в молодости внешне привлекательной, рост один метр восемьдесят сантиметров, с весом в восемьдесят пять килограммов, с хорошо развитым практическим интеллектом и высокой работоспособностью. Это – физически крепкий напористый сангвиник себе на уме: кандидат педагогических наук, должность – декан факультета, в прошлом и в другом институте – проректор по учебной работе. Энергичный и способный администратор.

Обратите внимание на две особенности почерка: это связность – слова выписываются единым графологическим движением (между букв нет разрывов), и наличие лево окружного движения – против часовой стрелки. Это особенно заметно в буквах “р” и “т” в слове “радостей” – второе слово в третьей строчке сверху. При этом в букве “т” – её верхняя часть – как шляпка – направлена вогнутостью вверх, а в той же букве “т” в слове “счастьем” – последнее слово во второй строчке сверху – эта “шляпка” смотрит вогнутостью вниз. Это свидетельство находчивости и изворотливости ума, что может проявляться как положительная либо отрицательная черта характера в зависимости от его моральной направленности.




Как видим, горизонтальное движение (гистограмма слева) достаточно ровное, единицы движения – крупные, движение по жизни уверенное – мотивация однотипная. Есть особенности жизненного движения, которые её настораживают. В должности проректора по учебной работе “перегнула палку”, возникли крупные конфликты с преподавательским коллективом. На новом месте работы была более осмотрительной, но осталась такой же энергичной и весёлой.

Вертикальное движение (гистограмма справа) вскрывает гармоничную связь ума и движения по жизни – гистограмма симметрична, единицы мелкие – человек скрупулёзен в своем мышлении и действиях.




Пересечение амплитуд имеет как равномерные участки, так и неравномерные – человек дипломатичен, но внутренне эмоционально напряжён.

Почерк недостаточно выработанный

Психологические признаки почерка: слабое физическое здоровье, неразвитый интеллект, низкие мобилизационные возможности, нервное заболевание.

Почерк принадлежит ученику 11 класса со слабым прилежанием в учёбе, некрепким здоровьем, с уровнем интеллекта ниже среднего.




Горизонтальное движение (гистограмма слева) выдаёт неуверенность автора рукописи в будущем – гистограмма “лесенкой” спускается вправо. Вертикальное движение (гистограмма справа) достаточно симметрично: пишущий осмысливает жизнь крупными “интеллектуальными блоками” – мышление ещё не очень развито.




Эмоциональные спады и подъёмы характеризуют эту жизнь на её старте.

Почерк сложноорганизованный

Психологические признаки почерка: высоко развитый интеллект, высокая работоспособность, дипломатичность, доброта.

Почерк принадлежит человеку с крепким физическим здоровьем, доктору философских наук, профессору психологии.




Как горизонтальное, так и вертикальное движение обнаруживают тенденцию к симметричности – у человека в жизни есть иерархия значимостей, и согласно ей распределяются умственные усилия.




Пересечение амплитуд показывает, что этот человек достаточно уравновешен, он может как мобилизоваться, так и отступать.

Почерк простой, школьный, банальный

Психологические признаки почерка: банальный интеллект, эмоциональность, плохо развитый практический интеллект, попытки быть расчётливой.

Почерк принадлежит студентке второго курса института культуры: слабое физическое здоровье, хорошее прилежание в учёбе, интеллект ниже среднего уровня, специальность: экономист-бухгалтер.




Горизонтальное движение (гистограмма слева) выдаёт неуверенность движения по жизни – гистограмма спадает справа, вертикальное – свидетельствует о гармоничном осмыслении жизненных реалий – гистограмма имеет тенденцию к симметрии.

Взлохмаченный почерк с низкой координацией графологических движений

Психологические признаки почерка: стремительность жизни, одарённость, неорганизованность и разбросанность, низкая ответственность, некритичность, весёлый неунывающий характер. Это одарённый сангвиник.

Почерк исполнен очень талантливым человеком: музыкантом и композитором без музыкального образования. Его песни были в свое время популярны, пелись в России и в Германии известнейшими исполнителями, обладатель бельканто – исполнитель итальянских и испанских песен. Базовое образование – институт иностранных языков. Иностранцы, чьи языки он изучал, при общении с ним принимали его за соплеменника. Корреляция горизонтального и вертикального движений: r =.0423. Практически это равно нулю – движение по жизни осмысливается плохо.




Горизонтальное движение (гистограмма слева) идёт на спад: будущее этому человеку не представляется безоблачным, при всей талантливости у него безответственный взбалмошный характер.

Вертикальное движение (справа): гистограмма в своей левой части как бы обрублена: интеллект связан не со всеми аспектами текущих событий. В реальной жизни этот человек при всей своей талантливости был совершенно безалаберным и многое не понимал и не признавал в человеческих и социальных отношениях. Со своего первого места работы – старшего преподавателя пединститута был уволен за систематические романтические приключения со студентками.




Пересечение амплитуд происходит на всём интервале их изменения в общем с нарастанием. Это говорит о возможном нарастании продуманной мобилизации усилий. Действительно, через двадцать лет после своего первого выхода на трудовую арену он заканчивал Московскую консерваторию, хорошо зарабатывал в заграничных кабачках пением под гитару и этим очень хорошо себя обеспечивал.

Большое разнообразие движений в почерке

Этот почерк – свидетельство высокой разносторонней одарённости, целеустремленности и высокой работоспособности. Он принадлежит известной балерине Майе Плисецкой.




Горизонтальное движение достаточно равномерно, но писала Майя уже на склоне своих лет, горизонтальное движение выдаёт утрату перспективы – гистограмма немного спускается лесенкой вправо. Вертикальное движение очень симметрично – распределение усилий по жизненным задачам и в этом возрасте у Плисецкой осталось в высшей степени адекватным. Такая симметрия вертикальных движений свойственна разносторонне одарённым натурам.




Пересечение амплитуд в почерке М. Плисецкой показывает исключительную неравномерность – это человек бурных и глубоких эмоций. Уместно заметить, что в молодости она правильно сорентировалсь: став балериной, она “сжигала” свои эмоции в движении танца. Выбери она другой вид деятельности – она бы ”сгорела” в пламени своих чувств.

Почерк с высокой координацией графологических движений

Психологические признаки почерка: банальность интеллекта, общительность (экстраверт), показная доброта, завистливость, хитрость, расчетливость, маниакальная структура характера.

Писала сборщица на конвейере мотоциклетного завода: среднее образование, слабое состояние здоровья, воспалительные процессы внутренних органов. Экстраверт, хорошая физическая работоспособность, завистлива, с хитрецой и расчётливостью в жизни, демонстративно добра, но интеллект банальный. Корреляция горизонтального и вертикального движений: r = – .33 – нет тесной связи интеллекта с движением по жизни.




Горизонтальное движение (слева) в целом идёт на спад при отдельных выбросах: человек испытывает неуверенность в завтрашнем дне, но способен к мобилизации. Действительно, обстановка на предприятии была очень нестабильной и возникали проблемы с оплатой труда. Надо принять во внимание у автора почерка и процесс ухудшения физического здоровья.

Вертикальное графологическое движение (справа) достаточно стройно, но гистограмма резко обрублена как слева, так и справа: интеллект подвержен эмоциональной “эрозии”, автором почерка в жизни не всё критически осмысливается. Связь ума с жизнью происходит в очень узкой полосе реалий, человек слеп к своему внутреннему миру – интровертивный дальтонизм. Такие люди считают, что их мысли, чувства, стремления не могут быть предметом критического анализа – это для них некая не воспринимаемая и неизменяемая данность.




Эмоциональность не очень выражена. В точках максимального перекрещения амплитуд – спад: человек при максимальных нагрузках физически и психически ломается.