Вы здесь

Онтология православия. Мышление. Топологический материализм. Чего хочет Бог? (Александр Иванушкин)

Чего хочет Бог?

Священное Писание утверждает, что Бог хочет от человека изменений к лучшему. То есть Богом дарована человеку свобода изменяться. Раздел «Чего хочет Бог?» тоже стоит разделить на два подраздела. «Что такое хорошо?» и «Свобода воли», соответственно.

Что такое хорошо?

«Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!» (Иез. 18:32)


«Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений.» (Ос. 6:6)


«О, человек! сказано тебе, чтó – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.» (Мих. 6:8)


«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.» (Мф. 5:6) Милостивые, жаждущие правды, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду – мы ли это?


«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:38) Эта сильно популярная формула становится прозрачнее, если сразу после нее прочесть следующее:


«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.» (Мф. 6:14) Эти две формулы рядом являют нам абсолютную логику без тени компромисса.


«но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя тó, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.» (Лк. 9:53) Оказывается «хорошо» имеет масштаб. И при уменьшении масштаба превращается в «плохо».


«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.» (Мф. 5:48) То есть будьте «вечной частью конечного мира», ради которой этот мир и был создан, которая одна этот мир и переживет.


«Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.» (Ин. 3:19) Что же мешает злому делать доброе, а доброму делать злое? Ключевое слово здесь – «возлюбили».


Как не механизируй (не детерминируй) свой личный выбор, сколько ни возведи ему «железных» оправданий, все едино он исходно иррационален. Возлюбил, и ищу творить то, что возлюбил. Вся механическая логика сверх того – служебное оперение маскирующее от ума его «не участие в исходном импульсе выбора».


Считающим, что это не так, стоит поразмышлять о свободе, как о феномене «абсолютно ни от чего не зависящего выбора». Мы же посмотрим, что говорит о свободе воли (свободе выбора) Священное Писание.

Свобода воли

«Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Если будешь слушать заповеди Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по всем путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею;


если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им, то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, которую Господь Бог дает тебе, для овладения которою ты переходишь Иордан.


Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие.» (Втор. 30:15) Бог предоставляет свободный выбор прямым текстом.


«И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою; итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними.


И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя, и сказал: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его; и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его; и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы; и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и отдаст слугам своим;


и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим; и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела; от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами;


и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда. Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши» (1Цар. 8:6) Здесь Бог предоставляет людям свободный выбор формы государственного строя.


«Меня они отвергли, чтобы Я не царствовал над ними» – вот так. То есть прямое правление Бога над свободными праведниками – идеальная форма гос устроения. То, что называется ныне красивым словом «анархия». Духовный регресс общественных формаций потому выглядит так: по ступеням нисходящие – анархия, царство, ужасы разного рода демократий.


Естественно православное желание – вернуться из «ужасов демократии» хотя бы на одну ступень вверх. Мало того, и «функция царства», оказывается может быть осмысленна не только, как сохранение/удержание наличного духовного потенциала, но и как воспитание/наращивание критической массы свободных праведников способных вернуться в «анархию» прямого правления Бога. Чтобы только Он царствовал над людьми.


Не смотря на тотально апокалиптические настроения все же напомню, что никто сроков не знает, а Бог сказал и такое: «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его.» (Иер. 18:7)


Монархия Священного Писания, оказывается, вовсе не высшая форма гос устроения, но плод общей духовной деградации народа призванного Богом быть праведниками поголовно. Поскольку православие, это по сути «комплекс движений к Богу», у православной монархии только одна цель – привести народы к прямому правлению Абсолюта (вернуть нам анархию праведников) и самоуничтожится. Это реально масштабная цель, для реально масштабной империи. Но вернемся к свободе воли.


Крайне нелепо выглядят грешность/праведность и Страшный Суд при отсутствии свободы воли. То есть семантика Писания такова, что заводить разговоры о предопределении (отсутствии выбора), мягко скажем, нехорошо.


«Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов.» (3Цар. 9:4) Собранное Богом, Бог и рассеял, но не произвольным капризом, а по чесноку (по свободному выбору самих людей).


«Пути твои и деяния твои причинили тебе это; от твоего нечестия тебе так горько, что доходит до сердца твоего» (Иер. 4:18) Без комментариев.


Следующая цитата вхожа и в подраздел «Что такое хорошо?», и в подраздел «Свобода воли». Оказывается резать неверных или промывать им мозги под давлением – не есть билет в жизнь вечную (кто бы сомневался).


«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.


Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.


Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.


Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.


Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?


Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в мýку вечную, а праведники в жизнь вечную.» (Мф 25:31)


Вот в Евангелии от Матфея сказано, что козлы царства небесного не наследуют, и четко описано, кто же именно здесь у нас козел.


«Так говорите и тáк поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Послание Иакова 2:12) Свобода миловать, на злого человека, часто снисходит, как озарение. Оказывается я свободен не только прижимать, грести под себя, гадить походя словом и делом, но и свободен прощать, отдавать, помогать и утешать, свободен забыть себя и «положить душу за други своя».


Кроме прямых формул описывающих свободу воли, как неотменимый Божий Дар, Священное Писание переполнено историями о свободе, точнее ситуациями внятно свободного выбора. Приведу здесь кратко несколько из них.


Адаму Бог сказал: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.» (Быт. 2:16) Адам съел и умер (утерял бессмертие), а также расстался с видением духов и властью над животными и растениями. Показательно, что тут же Адам обрел стыд. То есть точное чувство «неправильности своего выбора» (по русски – совесть).


Стыд неотделим от свободы (сам выбрал – сам виноват). Православная формула «грех стыдом сгорает» о том же. Собственно первый раз воспользовавшись свободой выбора, Адам выбрал то, о чем горько сожалел весь остаток жизни. Писание внятно ставит знак равенства между «познавать добро и зло» и «уметь испытывать стыд». Без свободы воли в принципе невозможно испытывать стыд (Чего стыдиться, если мне не дано совершать выбор?).


Аврааму Бог сказал: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.» (Быт. 22:2) И Авраам привел сына в указанное место, связал и занес над ним нож. Ангел (вестник) Божий остановил его: «Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.» (Быт. 22:12)


«И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.» (Быт. 22:15)


Мог ли Авраам заплакать и не послушаться Бога? Да легко. Такая свобода у него была (Писание переполнено примерами непослушания Богу). Однако между любовью к сыну и любовью к Богу, Авраам свободно выбрал то, что выбрал – послушание Создателю своему. Отдать сына в жертву Богу, это отдать в жертву Богу всех кто от этого сына произойдет. То есть вся кровь потомков Исаака – жертвенная, свободным выбором Авраама в жертву Богу отданная.


Зачем Творцу неба и земли, видимых всех и невидимых, свободное согласие человека? Затем, что Создатель не уничтожает суть своего создания, а хранит и умножает ее. Божий дар (свобода выбора), собственно отличает человека от макаронины. «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений.» (Ос. 6:6)» А что там может ведать механическая марионетка, раб обстоятельств и жертва чужих решений? А ничего.


Архангел Гавриил и Пресвятая Богородица: «Мария же сказала Ангелу: кáк будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.» (Лк. 1:34) Что ответила Дева? «Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.» (Лк. 1:38)


Дала Пресвятая Богородица свое свободное согласие. Зачем же еще Архангелу благовестить? Если все предопределено, то механические куклы и без благовестий отработают свои механические роли (ток кому и зачем это надо?) Вся линия событий ведущая к воплощению Христа, есть последовательный свободный выбор людей.


Авраам свободно отдал Богу в жертву кровь потомков, родители Богородицы свободно посвятили ее Богу (трехлетнюю кроху отдали в храм), сама Дева свободно избрала послушание такому непростому волеизъявлению Всевышнего. Истина другими путями не ходит. Бог есть любовь, а любовь не насилует. Любовь – любит.


В этом ключе осмысленно говорить не о предопределении, а о «промысле Божьем». Вот Сиддха́ттха Гота́ма (или Гаутама) свободным выбором под дерево сел решать задачу избавления человечества от страданий, как он их понял. Но промысла Божия не было и его гордостный порыв остался без ответа вращаться сам в себе. Это великий человеческий эксперимент весьма полезный нам, как «отрицательный опыт пребывания вне промысла Божия».


Мне же, как «писателю стихов изредка», то есть моему семантическому чутью, ясна внятная связь: «Авраам отдал сына» и «Бог отдал Сына». Ничего не могу поделать с очевидной цельностью двух заветов. Ведь нет поэта большего, чем сказавший: «Да будет свет!».


Итого, Бог хочет нашего свободного обращения к Нему, как к подателю благ, в том числе и «блага свободного изменения к лучшему», блага изменения в праведника способного свободно пребывать в «анархии» прямого царства Божия, блага восстановления образа Божьего в человеке. Бог хочет нашего свободного благочестия. Отсюда любое «принуждение к благочестию» человека человеком, есть богохульство, потому как уничтожает в другом Божий Дар (свободу). Не надо путать с искренним, свободным (добровольным) послушанием. Вот задачка для православного царства, ежели оно будет, но не ходить по лезвию – сидеть в грязи.


Всепобеждающая тайна православия, это дарованный Богом человечеству «прокол извне в мир», Сын Божий (Слово Божие) Иисус Христос, чья двуединая природа абсолютно логично вытекает из «нежелания Бога превращать людей в марионеток». То есть ни один человек в истории не был «изнасилован» Богом, не был превращен в бессмысленный репродуктор, некритичный механизм вещания божественных истин. Но Сам пришел (из чистого извне) и прожил «икону слов и дел» бережно сохраняя драгоценную суть человеков – свободу воли. И что может быть честнее в этом деле, чем «самоограничение человеческой природой»?


Если вспомнить о стыде, как инструменте познания добра и зла, то крайне полезно проверить, вызывает ли у вас чистый, мучительный стыд ряд следующих обстоятельств: Бог создал человека и даровал ему свободу воли. Затем пришел в мир (родился от Девы) и позволил реализовать людям свободу, которую дал им на Себе. Кто хотел у Него учился, кто хотел от Него лечился, кто хотел Его хулил и бил, и плевал в Него, кто хотел Его распял и от Него отрекся.


А еще Бог сына Авраамова пожалел, а люди Сына Божия – нет. Не стыдно копошиться и бровки хмурить перед Абсолютной Честностью Бога, перед Его Бережной Кроткой Любовью? Если кому стыдно, значит процесс познания добра и зла еще идет на земле и «православный смысл» существования мира еще не растворился окончательно в аморфном безбожии (свобода воли в своем абсолютном смысле еще не окончательно утеряна людьми).