Вы здесь

Онлайн-курс: от идеи до воплощения. Пошаговое руководство. Глава 1. Проектирование и дизайн (Т. А. Любимова)

Глава 1. Проектирование и дизайн

Фазы и этапы реализации проекта

Начнем с того, что создание онлайн курса – это проект, требующий серьезного подхода. Каждому проекту нужны цели, ресурсы, ограничения и результаты, чтобы обеспечить реалистичность его реализации.

Я применяю логико-структурированный подход к проектированию. Это означает, что должно быть четкое соотношение цель – задачи – результаты. Задачи должны отражать, как они помогают приблизиться к цели. В нашем примере задачи соответствуют фазам и этапам. Конечная цель – это образовательный продукт.

Далее из каждой задачи вытекает результат. А результат – уже обычно измеримый. На основе этого рождаются критерии оценки эффективности.

Если курс создается с нуля, то необходимо сначала разработать уникальное образовательное предложение (УОП). Уникальное образовательное предложение позволит вызвать интерес у обучающихся, иначе ваш курс растворится в массе других курсов. Чтобы лучше понять, что вызывает интерес, вспомните, на чем основаны сюжеты для книг, шоу, видеофильмов. Конечно, на человеческом любопытстве, как у других, как в иной незнакомой нам сфере деятельности, как в другой стране или регионе, как в других фирмах. Поэтому не забывайте создавать аутентичный образовательный продукт, основанный на вашем опыте, о вашем регионе, предлагайте интересные кейсы.

Вы можете взять за основу мой план для примера и разработать свой.

План работы над онлайн курсом (пример)

Фаза 1 – Планирование проекта

Этап 1. Оценка возможностей выполнения проекта (системный анализ, анализ потребностей, разработка опций и сценариев, предварительная управленческая оценка)

Цель этапа: определить стратегию преобразования курса в электронный.

Необходимые ресурсы: человеческие, знаниевые, информационные

Результаты этапа: Определена стратегия преобразования курса в электронный. Создан документ «Постановка задачи». Повышение квалификации.

Этап 2. Разработка спецификации внешнего интерфейса (с учетом целевой аудитории, задач, целей верхнего уровня, формулирование концепции, определение стандартов качества)

Цель этапа: разработка проекта внешнего дизайна электронного курса.

Необходимые ресурсы: человеческие, знаниевые, информационные, финансовые, программные.

Результаты этапа: Сформулирована концепция внешнего дизайна электронного курса.

Этап 3. Анализ рисков проекта и план управления рисками

Цель этапа: запланировать методы управления имеющимися и потенциальными рисками с целью минимизации потерь.

Необходимые ресурсы: человеческие, знаниевые, информационные

Результаты этапа: сформированы центры ответственности, построена карта рисков.

Фаза 2. – Разработка функционала

Этап 4. Педагогический дизайн (задачи, тесты для студентов, наброски содержания, наброски аудио-видео-контента, проект геймификации, подбор кейсов, фотографии, картинки, определение технических стандартов и стандартов визуализации)

Цель этапа: сформулировать концепцию содержания курса.

Необходимые ресурсы: человеческие, программные, знаниевые, информационные.

Результаты этапа: собраны данные для создания курса, разработан функционал.

Этап 5. Детальная проработка дизайна (операции и действия преподавателя, планы уроков, аудио-видеоконтент, геймификация, дизайн управления курсом)

Цель этапа: проработать полностью сценарий курса.

Необходимые ресурсы: человеческие, программные, знаниевые, информационные.

Результаты этапа: созданы проекты каждой страницы электронного курса, завершена постановка задачи, отсняты видеоматериалы, записан звук.

Фаза 3 – Проектирование

Этап 6. Создание электронного курса (проектирование архитектуры, создание аудио-видео контента, учебный материал, программы и интеграция, альфа-тестирование продукта)

Цель этапа: монтаж, обработка данных, внедрение интерактивного функционала.

Необходимые ресурсы: человеческие, программные, информационные.

Результаты этапа: получена полнофункциональная программа, найдены и исправлены ошибки.

Этап 7. Управление качеством: анализ качества продукта, анализ качества процессов

Цель этапа: оценить уровень качества электронного курса.

Необходимые ресурсы: человеческие, программные, информационные.

Результаты этапа: продукт приведен в соответствие со стандартами качества продукта и процессов.

Фаза 4 – Обучение

Этап 8. Навигация, пользование, оценка

Цель этапа: бета-тестирование продукта.

Необходимые ресурсы: финансовые, человеческие, информационные.

Результаты этапа: изданы методические рекомендации по работе с дистанционным и онлайн курсом, проведен контроль по результатам обучения.

Фаза 5 – Подготовка к эксплуатации и опытно-промышленная эксплуатация

Этап 9. Настройка инфраструктуры и опытная эксплуатация.

Цель этапа: внедрение электронного курса в эксплуатацию.

Необходимые ресурсы: человеческие, информационные, технические.

Результаты этапа: сдача продукта и отчетности.


Во время проработки каждой из фаз необходимо глубже рассмотреть все возможные ограничения по ресурсам. Если есть проблемные места, напишите их. Это будет относиться к рискам проекта.

Одним из существенных ограничений является время. Время – самый дефицитный и базовый ресурс в управлении.

Временные рамки проекта

Чтобы результат Вас порадовал, надо зафиксировать временные рамки реализации проекта.

У меня потраченное время на непосредственную работу по созданию первого онлайн курса составило полгода. С учетом основной занятости. Прибавьте к этому время, необходимое для получения знаний. В университетах США преподавателям выделяют и оплачивают 3 месяца только на создание онлайн курса (со слов преподавателей университета Аляски).

Под временными рамками проекта подразумеваются сроки завершения каждой из фаз. Пример планирования сроков реализации проекта приведен в таблице 1.


Таблица 1. Планирование сроков выполнения проекта

Цели, структура и последовательность курса

Здесь надо отличать цели проекта от целей курса.

Цели проекта в нашем случае образовательные:

– разработка и внедрение образовательного курса «Управление рисками» в дистанционной и онлайн формах;

– вовлечение преподавателей и студентов в новые современные формы организации образовательного процесса.

Но нельзя забывать и о коммерциализации. О продаже курсов есть специальные вебинары и обучающие программы.

С целями курса, несмотря на то, что вы его лучше всех знаете, может быть посложнее.

Для ее формулирования обратимся к программе обучения, которая у вас уже должна быть. Составим на ее основе «каскад» целей.

Глобальная цель программы обучения – это есть то, каким вы хотите видеть своего ученика в идеале в профессиональной деятельности. Глобальная цель программы обучения по курсу «Управление рисками» – это построение и контроль процесса управления рисками в организации.

Цель курса в профессиональном образовании – это всегда формирование профессиональных компетенций, то есть ЗУН (знаний, умений, навыков). Далее остается только конкретизировать их, ссылаясь на профессиональный стандарт или иной стандарт. Нужно четко представлять себе весь перечень профессиональных компетенций, формируемых вашим курсом.

Цель курса «Управление рисками» – формирование профессиональных компетенций, предусмотренных [битая ссылка] профессиональным стандартом «Специалист по управлению рисками» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «07» сентября 2015 г. №591н).

Для определения цели и структуры курса применяется метод каскадирования учебной цели. Каскадирование учебной цели выполняется для того, чтобы каждый слайд или задание отвечали целям курса и программы, чтобы минимизировать риск избыточности материала и риск неадекватного содержания курса.

В общем виде это выглядит следующим образом (рис. 1):


Рис. 1 Каскадирование учебной цели на схематичном виде


Оформим каскад наших целей по разделам и темам в таблицу 2 (по сути это основа планов уроков):


Таблица 2. Каскадирование учебной цели в табличном виде


Таблица 2. Каскадирование учебной цели в табличном виде (продолжение)


Таблица 2. Каскадирование учебной цели в табличном виде (продолжение)


Как вы могли заметить, некоторые цели повторяются. Это нормально, поскольку профессиональный стандарт содержит ЗУН для различных уровней по международной рамке квалификаций: от специалиста без опыта до председателя совета директоров с большим опытом работы. Поскольку наша целевая аудитория – магистранты, нам нужен пока только уровень магистратуры. Целеполагание на этом этапе имеет важное значение, чтобы обеспечить обучающихся необходимым и достаточным набором ЗУН. Не больше и не меньше.

Критерии эффективности

Эффективность курса оценивается по критерию достижения целей курса. Мы определили следующие количественные и качественные критерии эффективности (табл. 3). Для оценки эффективности реализации проекта отбираются «тестеры» среди студентов и профессорско-преподавательского состава, которым на определенном этапе предлагается ответить письменно на вопросы по интерфейсу, по наличию ошибок, по затратам времени на обучение, по уровню интерактивности, о технических удобствах и прочих критериях.


Таблица 3. Количественные и качественные критерии эффективности проекта


Таблица 3. Количественные и качественные критерии эффективности проекта (продолжение)


Кроме того, необходимо в тестировании оценить методическую сторону проекта. Для этого мы применяем технологию RCMD, о которой я узнала из курса методического мастерства [битая ссылка] «Как оценить и повысить качество учебно-методических материалов» Александра Саломатина и считаю его наиболее простым и одновременно охватывающим все аспекты методики разработки тренингов и курсов.

В итоге для экспертов разработана такая анкета, где каждый вопрос оценивается по шкале Ликерта.

Блок 1. Практическая ориентация курса.

Цели обучения сформулированы в терминах бизнес-результата (Насколько обучение повлияет на бизнес-показатели)

Соответствие текущему состоянию бизнеса, актуальность информации, нормативных документов

Задачи курса отражают развитие по трем направлениям ЗУН (знания, умения, навыки)

Соответствие целевой аудитории (Насколько студенту заявленного профессионального и образовательного уровня эта программа необходима для успешной работы)

Блок 2. Системность.

Прозрачность концепции (Насколько заявленные темы необходимы внутри данной программы, и насколько очевидно они связаны с собой).

Наглядность концепции (Может ли ключевая идея курса быть отображена в виде схемы)

Достоверность материала (Прошел ли взятый материал проверку временем)

Необходимость и достаточность (Хватает ли данного материала, чтобы на основе него можно действовать успешно. Весь ли теоретический материал отрабатывается практически)

Блок 3. Методическая грамотность.

Соблюдение цикла Колба (Отсутствуют ли типичные методические ошибки)

Учет этапов групповой динамики (На своем ли месте каждая активность)

Разнообразие форматов (Происходит ли смена активностей)

Пролонгированный эффект (Описаны ли в инструкциях домашние задания, самостоятельная работа и прочие мероприятия для закрепления результата)

Блок 4. Проработанность.

Однозначность и недвусмысленность инструкций (Насколько описанные инструкции могут быть понятны без дополнительных консультаций)

Соответствие пособий друг другу (учебного пособия, слайдов)

«Побуждающая» рабочая тетрадь (Пустографки в р.т. и рекомендации в курсе, как их заполнять)

Визуализация (Насколько понятные инструкции по визуализации)

Блок 5. Дизайн.

Грамотность (Отсутствуют ли грамматические и орфографические ошибки)

Стиль (Соответствуют ли тексты законам копирайтинга: структурированные списки, простые предложения…)

Форматирование (Соответствуют ли материалы принципу единства шрифтов, интервалов, абзацев и т.д)

Инфографика (Могут ли фрагменты материалов курса быть сохранены и распечатаны как памятки в работе)

Блок 6. Мои критерии эффективности проекта.

Есть заинтересованность в подобных проектах и в создании своих онлайн курсов

Материал легок для восприятия и усвоения

Достаточный объем обучающих средств для формирования профессиональных компетенций

Применение игровых методик

Применение метода кейс-стади

Удобный пользовательский интерфейс

Аппаратно-технических проблем при работе с данным курсом (ПК, скорость передачи данных) не возникло

Время на обучение не превышает объема часов по рабочей программе

Анализ рисков проекта

В таблице 4 приведены источники рисков, которые обычно возникают в ходе выполнения проектов по созданию онлайн курсов.

Последствия указанных рисков выражаются в задержках сроков сдачи готового продукта, дополнительных трудозатратах, поэтому необходим периодический оперативный контроль состояния проекта и своевременное принятие решений для минимизации ущерба.

Построим карту рисков методом мозгового штурма, определим уровень значимости и вероятности рисков.


Таблица 4. Источники рисков при создании онлайн курсов


Вероятность риска обозначена на карте цветами (красный – наиболее вероятный риск, зеленый – наименее вероятный риск) (рис 2). Наибольшее ожидание и внимание нужно проявлять красным квадратам (зона «нетерпимости»). Зеленые квадраты отражают наименьший риск, т.к. на исход данных событий сложно повлиять с учетом утвержденных рамок реализации проекта.

На карте рисков все риски сгруппированы по степени значимости. Группа А составляет основу для проекта и потому наиболее значимая и сложная с точки зрения общего управления, группа Б – средства, группа В – результат. Успешное управление рисками группы А позволит минимизировать риски группы Б, а профилактика / минимизация рисков группы Б, в свою очередь, позволит минимизировать риски группы В.

Конец ознакомительного фрагмента.