Введение
Создание онлайн курса сегодня является трендом в образовательной среде. Хотя технология электронного обучения зародилась в США очень давно.
Надо сказать, моя книга не претендует на универсальность. Историю развития электронного обучения я здесь не затрагиваю, так как меня там не было. В разных источниках я читала разные факты. По ходу рассказа я обращаюсь к терминологии, применяемой в среде электронного обучения (e-learning). Понятия, описание разных подходов создания онлайн курсов и другую общую информацию Вы найдете в большинстве книг на эту тему. Считаю, что более ценным станет толковый словарь терминов, который привожу в конце книги.
В этой книге я привожу пошаговое описание создания своего курса.
Тот факт, что создание онлайн курса, – это современный тренд, я узнала только тогда, когда начала его делать. Я стала изучать литературу, участвовать в вебинарах, проходить сама такие курсы, изучать зарубежный опыт, получать на почту рассылки со специальных ресурсов.
К созданию курса меня подтолкнуло участие в «грантовом конкурсе» преподавателей [битая ссылка] Благотворительного фонда В. Потанина, в который я отослала описание своего проекта о переводе курса «Управление рисками» для магистрантов в дистанционный онлайн формат. Роль данного фонда – в распространении в России новых и эффективных образовательных практик через инициативных преподавателей вузов. Конечная цель – повышение качества профессионального образования и развитие магистратуры. Получается, что онлайн образование представляется экспертному сообществу как средство повышения качества образования.
Если вы работаете с другим уровнем образования – бакалавриат, среднее профессиональное, основное, то не стоит закрывать эту книгу прямо сейчас. Уровень магистратуры встраивается в систему образования так же, как и другие уровни, начиная с дошкольного образования.
В отличие от разработки курса в офлайн среде, работа над онлайн курсом удивительным образом расширяет круг знакомств и кругозор. Это та самая глобализация, о которой много говорят. Поэтому прежде чем вы приступите к созданию своего онлайн курса, подумайте сейчас, что вы знаете о средствах, методах обучения и ресурсах по вашей дисциплине. Много ли вы знаете в мире людей, которые интересуются той же дисциплиной? Задайте себе тот же вопрос, когда ваш онлайн курс будет готов.
Содержание данной книги показывает, что для создания онлайн курсов нужно иметь ЗУН (знания, умения и навыки) по управлению проектами, педагогического мастерства и информационных технологий. Подходы, где предлагается быстро и легко сделать онлайн курс, совершенно не гарантируют качество этих курсов. Мы применяем классический подход ADDIE (Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation). Это переводится как анализ, дизайн, разработка, эксплуатация, оценка. Если вы – не сторонник такого подхода, то здесь уместно привести цитату гуру менеджмента Питера Дракера: «Если вы думаете, что обучение – это дорого, попробуйте обойтись без него».