Вы здесь

Онкология для пациентов. Вступление (Ю. А. Захаров)

Посвящается самоотверженному труду настоящего героя, который спас не одну тысячу детских жизней, Л.А.Дурнову – доктору медицинских наук, профессору, академику РАМН, создателю и директору НИИ детской онкологии и гематологии.

Автор-составитель Юрий Захаров


ISBN 978-5-4485-9167-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вступление

В наше время, когда героями считаются крашеные блондинки в инстаграме с миллионной аудиторией, мало кто обращает внимание на тех, кто ежедневно из года в год спасает чужие жизни.

Наверное, на всех центральных ТВ-каналах рассказали историю (рассказывает до сих пор сам продюсер) о том, как получала заслуженную артистку СССР Алла Пугачева. Напомню: ее продюсер, будучи в Министерстве культуры, приписал в приказ «примадонну», где ее просто не было, а была ее вечная соперница С. Ротару.

Но мало кто знает, что похожая история возникла в Министерстве здравоохранения, когда Л. А. Дурнов написал представление о необходимости выделения детской онкологии в отдельную специальность и настоял на создании отдельной клиники.


Профессор Лев Дурнов с Юрием Захаровым


Но высокое начальство наложило резолюцию: «ВОЗРАЖАЮ». Лев Абрамович, понимая, чем ему это может грозить, дописал в резолюцию: «НЕ ВОЗРАЖАЮ» – и отвез в Минздрав. Как и в случае с певицей, никто ничего не заметил. Случаи похожие, но разница есть. Я не знаю, насколько творчество «примадонны» нужно людям, но деятельность Льва Абрамовича до сих пор спасает детские жизни.

Об авторе-составтеле




Захаров Юрий Александрович (MD, Ph. D, professor), онколог, научный руководитель международной сети клиник «Эквилибриум» – помимо классического образования, прошел многолетнее обучение в странах Юго-Восточной Азии (КНР, Индии, Шри-Ланке) на государственных кафедрах традиционной медицины.

Применение самых современных методов диагностики и терапии наряду с незаслуженно забытыми аутентичными традиционными методами ТКМ (традиционной китайской медицины) и Аюрведы позволило радикально изменить ситуацию с наблюдением пациентов, которым ранее была рекомендована только паллиативная помощь (улучшающая состояние, но не предполагающая излечение).

Теперь смертельно опасное заболевание, по сути, переводится в не менее сложное и опасное хроническое течение, но уже контролируемое и несмертельное. Значительно повышается качество жизни и прогноз для стадии III – IV, что еще два года назад было невозможным.

Юрий Захаров – автор более 100 научно-популярных книг по медицине, главный редактор ТВ-проекта «Здравый смысл» (http://znat.ru/) в простой и доступной форме объясняет пациентам и родственникам, как они могут значительно повысить эффект терапии, получаемый в клинических условиях, и победить болезнь как с помощью самых современных методов, так и традиционных, попадающих в категорию медицины, основанной на доказательствах.

Эпилог

Эта книга создана на основе 20-летнего анализа многочисленных форумов и многолетней переписки с родственниками онкопациентов и клинического опыта. Это были разные блоги и форумы: от женских «про все» до специализированных, где модераторы – практикующие онкологи. Анализ информации на этих форумах таков:

1. Пациенты хотят получить максимально достоверную информацию на стороне, так как у своего врача они ее не получают по разным причинам.

2. Врачи, как правило, консультируют на форумах для того, чтобы привлечь пациента именно в свою клинику независимо от формы собственности: частная она или бюджетная.

3. Пациенты не готовы услышать достоверную информацию, и, если полученная информация не отвечает их представлениям, они ищут более «опытного» специалиста, чтобы услышать от него именно свой вариант ответа.

4. Несмотря на наличие интернета и глобальный обмен информацией, пациент не в состоянии сам осмыслить встречающиеся научные публикации, порой противоречивые и взаимоисключающие.

Эта книга ставит своей целью сориентировать пациента в правильном направлении, сделав обзор наиболее частых вопросов и ситуаций, с которыми встречается пациент и его родственники в повседневной жизни для успешной борьбы с болезнью.

Это должен знать каждый!

В норме у любого здорового человека до 500 000 раковых клеток в организме! При этом собственная иммунная система успешно справляется с мутациями и атипичными клетками самостоятельно (см. видео http://equilibr.ru/oncology/). Но если клеток становится больше, и иммунитет не может справиться, то увеличение до 1 миллиарда клеток приводит к состоянию, которое называют «предрак»; на этой стадии максимально возможное удаление опухоли (хирургическая стадия) может привести к длительной ремиссии на годы и десятилетия, формально период без рецидива 5 лет считается «условным излечением». Но это не так. Я понимаю, что пациенты очень хотят услышать, что все позади, но, если с этим согласиться, – мы потеряем пациента. Многолетний опыт показал, что после проведения радикального хирургического лечения или вывода после комбинированной терапии в состояние стойкой ремиссии необходимо более тщательно наблюдать и обследовать пациента, что невозможно в условиях обычного стандартного наблюдения по программам ОМС.

Превышение количественного порога свыше 1 млрд атипичных клеток приводит к манифестации и быстрому прогрессированию процесса, когда замедлить процесс может уже только системная химиотерапия. При этом процесс метастазирования начинается задолго до манифестации заболевания.

До недавнего времени считалось, что чем раньше выявлена болезнь на самой ранней стадии, тем больше шансов вылечить болезнь. Но и врачи, и пациенты столкнулись с очень странной ситуацией, когда по прошествии пяти и даже десяти лет заболевание вновь атаковало организм. Позже стали появляться еще более странные официальные объявления головных исследовательских центров (Американский институт рака), что подобная тактика в ряде случаев ошибочна и что, скажем, при раке простаты или щитовидной железы (если процесс не вышел за пределы капсулы, является локальным) единственное правильное решение – это не делать вообще ничего! В этом случае гибель пациента наступала от любых иных причин, но не от рака… А выполнение операции, облучения приводит, наоборот, к распространению процесса и вторичной малигнизации.

Новые данные позволили переосмыслить проблему в целом. Оказалось, что рак – это управляемый процесс. Организму можно вернуть способность контролировать количество атипичных клеток за счет воздействия на так называемые «раковые стволовые клетки» с помощью влияния на иммунитет. Заметьте – я не сказал «иммунотерапия», я уточнил, что именно за счет влияния на иммунитет, это важно. Классические онкологи относятся к иммунотерапии очень поверхностно и настороженно. При этом не нужно забывать, что иммунология – это совершенно отдельная врачебная специальность «Аллергология и иммунология», как и «Онкология». Влиять на иммунитет можно разными способами, это вовсе не обязательно таблетки и инъекции, к которым мы привыкли, это в том числе и совершенно новые клеточные препараты на основе стволовых клеток и вакцины, которых еще пять лет назад просто не было.

Но какие бы самые новые и передовые технологии ни использовались, необходимо помнить, что никто и никогда не пытается изменить саму причину манифестации заболевания, исключить из повседневной жизни те негативные влияния на организм, которые привели к манифестации. Стоит ли удивляться при этом, что радикально проведенная операция через некоторое время не дает эффекта, а химиотерапия сдерживает натиск болезни только на время.

Эта книга впервые рассматривает проблему целостно и отвечает на главный вопрос: что делать практически сегодня, сейчас, чтобы победить болезнь?

От автора – составителя

Когда лично тебя не касается этот диагноз, все видится в несколько ином свете. Много надежд, иллюзий, заблуждений, страха. Что знает о раке «средний» человек без медицинского образования?

1. Это смертельный приговор.

2. Если выявлен на ранней стадии, то это полностью излечимо.

Что знает о раке «средний» врач не онколог? То же самое, только порядок цифр нумерации пунктов наоборот.

И первое, и второе утверждения неверны. Почему? Потому что:

1. Если спокойно, шаг за шагом предпринимать правильные действия, смертельно опасное заболевание из молниеносной формы переходит в не менее опасное, но управляемое и контролируемое состояние наподобие некоторых хронических заболеваний. Не всех форм (у рака очень много «лиц»), но многих.

2 Онкологическое заболевание может формироваться в организме десятилетиями и никак себя не проявлять, вся проблема в том, что, когда о нем становится известно, – это совсем не ранняя стадия. Тем не менее, уже сейчас существуют методы, которые, хотя и известны обычным онкологам «на местах» в России, но не применяются, так как они не включены в систему ОМС, а рекомендация их пациенту вне бесплатной системы грозит доктору очень большими проблемами. То же касается не только диагностики, но и выбора как метода лечения, так и препаратов. Естественно, государство закупает то, что дешевле, а не то, что лучше. Почему? Потому, что в системе обычного государственного стационара провести полноценный курс терапии невозможно. Доказательства? Пожалуйста – все чиновники проводят лечение исключительно за пределами РФ. Не в знаменитой «Кремлевке» (ЦКБ), а только за границей. Так, совсем недавно разразился скандал с губернатором крупной области, у которого был обнаружен непростой диагноз, а я прекрасно помню многочисленные билборды на трассе Москва – Домодедово с лозунгами «обогнать и перегнать», «увеличить штаты врачей» и прочее. Но лечился он в Германии! Вот так. Этим и объясняется системный кризис. Пока чиновники не начнут с себя, ничего не изменится. Примеры есть. Иногда курьезные и положительные. Один из губернаторов лет 10 назад заболел. Нужно было ставить банальный одноразовый катетер (мочевыводящая система), но губернатор всегда летал лечиться в Швейцарию, а тут ситуация экстренная – до Москвы и Швейцарии не успеть. А в родном (небедном) городе и всем регионе катетеров просто нет! Поставили б/у (интересно, у кого вытащили…). Но выводы были сделаны, и через полгода ситуация с медициной в регионе изменилась в лучшую сторону.

То и дело в сети появляются популистские публикации блогеров двух видов:

1. Рак побежден!

2. «Если бы у меня был рак, я бы делал…», – пишет доктор-американец.

С блогерами все понятно, люди, не имеющие ни малейшего представления о том, о чем пишут, во имя накрутки рейтинга и рекламы своего блога напишут что угодно. А вот со вторым сложнее. На моей памяти ко мне на прием с онкодиагнозом обращалось огромное количество врачей, которые проходили три психологические фазы:

1. Беспомощность.

2. Через месяц – попытка переосмыслить свои собственные знания и, взяв волю в кулак, бороться с болезнью.

3. Спокойная планомерная борьба, но не только средствами доказательной медицины на основании изучения новейших международных публикаций, а глубокий пересмотр своего мировоззрения и обращение к традиционным системам Индии, Китая, Тибета, которые еще вчера они считали мошенническими и шарлатанскими. Но, как ни странно, именно такой интегральный подход в самом прямом смысле СПАСАЕТ. Только не нужно думать, что после этих слов я буду рекламировать некие БАДЫ или гомеопатию, вовсе нет. И первое, и второе не имеет никакого отношения к традиционной медицине.

Вы думаете, я говорю о неких фтизиатрах или эпидемиологах, которые имеют поверхностное некоторое представление об этом заболевании, но не столько глубокое понимание, как онкологи? Вовсе нет. Пару десятков лет назад звонок из РОНЦ, просили проконсультировать академика Блохина именно по этому заболеванию… Я в то время всего лишь к. м. н., а тут «светило» – академик, диссонанс… Они искали все возможности, но консультация не состоялась, было уже поздно. Я это к тому, что люди, которые открыто выступают против «антинаучных» методов, которые не вписываются в модель их миропонимания, как правило, делают это не по глубокому убеждению, а как дань своему научному и официальному статусу, но ровно до тех пор, пока дело не коснется их лично. На самом деле это не единичный случай, еще как минимум три академика РАН и РАМН меня просили: «Юрий Александрович, я вам очень благодарен, но очень прошу не афишировать, что я пользуюсь подобными методами». Речь шла всего лишь о фитотерапии, а люди были руководителями ведущих федеральных центров – сплошь академики и доктора наук.

Совсем недавно встречаю одного из профессоров в коридоре «башни» (РОНЦ), который познакомился с исследованиями коллег из Швейцарии в отношении многолетнего опыта применения препаратов омелы белой в клинической онкологии. Он встретил меня со словами: «Вот теперь я понимаю, как действуют травы – они растворяют липидную оболочку раковой стволовой клетки…». А ведь еще 10 лет назад, когда я рассказывал об этом, встречал минимум недопонимание. Все в этой жизни от недостатка информации. А ведь это было известно больше 30 лет назад, скольким людям можно было бы помочь! Ведь клиники Швейцарии много лет занимаются этим, и никто не упрекает их в шарлатанстве! При этом оплата идет по линии страхования. Только не нужно думать, что в Европе и Швейцарии все так идеально – нет, неидеально. Мало кто расскажет, что пациент, которому делают химию в частном известном и очень дорогом стационаре (они не такие большие, как у нас в стране), может неделю жаловаться на проблемы, а врача увидит только через… 3—5 дней – у нас и представить себе такое невозможно. Но оперативное лечение, я уверен, пока лучше проводить в Европе. Почему? Они в основном малоинвазивные, органосберегающие, через 3—4 дня пациент уже на ногах! Стоимость не всегда настолько высокая, как об этом говорят.

Эта книга ориентирована, прежде всего, на пациента и родственников. Так как с того момента, как вы узнаете о непростом диагнозе, пойдет совершенно иной отсчет времени – или в пользу пациента, или в пользу болезни. Появится масса «помогал», которые будут предлагать вам:

– новые методы диагностики (пересмотр диагноза) обычно вне РФ, это посредники;

– новые методы лечения (посредники) за рубежом;

– БАДы под видом лекарств;

– «только что разработанные прорывные технологии» на той или иной кафедре онкологии в крупных городах, которые, тем не менее, находятся только во 2—3 фазе клинических испытаний, и это совершенно не говорит об их эффективности безопасности;

– самый страшный «помогала» – это интернет с армией вымышленных вылеченных «пациентов», блогеров-«популяризаторов», находящихся в тесном взаимодействии с теми или иными «специалистами», особенно из области приема «синего йода», перекиси водорода и соды.

Я постараюсь объективно объяснить вам, почему и что надо делать и что не надо делать. Это сэкономит вам средства, которых с этой минуты у вас будет катастрофически не хватать. И самое главное – время!