Вы здесь

Олег Шубинский на каждый день. Эпос (Олег Шубинский, 2016)

Эпос

Ностальгия по непережитому

Посвящается памяти моего деда, красного командира, прошедшего три войны.

Конец двадцатых годов прошлого века. В маленьком ресторане на окраине Парижа небольшая компания русских эмигрантов справляет пятидесятилетний юбилей своего лидера, полковника Садовникова. Гражданская война давно проиграна. Уже не совсем молодые люди сидят без формы, орденов и знаков различия.

Как и каждая встреча, сегодняшний вечер приправлен горечью изгнания и чуждостью французскому обществу. Но официант вежлив, еда отменно-изыскана, водка холодна, а соседи, по-прежнему, куртуазны и задушевны.

Вдруг в ресторан входит человек средних лет в поношенном пальто, явно знавшем лучшие времена. Он направляется прямиком к столу, за которым сидит виновник торжества. Держа правую руку в кармане, он указывает слегка дрожащей левой рукой на полковника и, уже не на шутку дрожащим голосом, спрашивает: «Господин Садовников?»

Полковник не ожидал никаких подарков, но привык с честью нести свое имя и не прятаться за спины других. Он спокойно вымолвил: «Честь имею». «Убийца!» – почти взвизгивает незнакомец и выхватывает из кармана револьвер. Из вывернутого наизнанку кармана, как конфеты, посыпались патроны. Дворянки завизжали, а младшие офицеры повскакали с мест, машинально ища на боку давно уже отсутствующую кобуру. Садовников уже не раз смотрел в дуло пистолета, винтовки и даже пушки. Он медленно промолвил: «Ну что, умрем в одном месте, или будем жить, правда, далеко друг от друга?»

Все замолчали. Вдруг профессор-египтолог Картов, вертя в руках один из выпавших патронов, задумчиво говорит: «Посмотрите – холостые. Он не хочет никого убивать, он пришел пугать». Офицеры, пристально посмотрев на без пяти секунд убийцу и без шести секунд трупа, не увидели блестящих в барабане револьвера остриев пуль. Неудавшийся мститель опустил револьвер в левый карман пальто и, ссутулившись, пошел к выходу. У дверей он обернулся и выкрикнул: «Есть божий суд, сволочи!»

Белогвардейцы, молча, сидели переглядываясь. Вдруг корнет, разглядывая оброненный незнакомцем патрон, прорвал мертвую тишину своим почти юношеским голосом: «Черт возьми, профессор! Это не холостые патроны. Это пули со сточенным острием, для нанесения наибольшего урона при стрельбе с малой дистанции. Вы, профессор, вне области ваших научных интересов – бестолочь».

Могила моего деда

Я не знаю, когда точно и где конкретно произошло это, но, как папа говорил, мой дед, Илья Яковлевич Шубинский, пропал без вести осенью 1941 года где-то под Можайском. Зато я точно знаю, как погиб мой дед, хоть опять-таки не знаю, откуда знаю.


Его батальон стоял насмерть на одной из дорог, очевидно ведущих, как и все дороги, в Рим. Шли проливные дожди. Все вокруг превратилось в жижу глубиной по колено. Не о каких окопах не могло быть и речи. Но и фашистские танки не могли слезть с бетонного полотна шоссе районного значения. Они вязли в грязи и буксовали, разбрасывая во все стороны куски земли. Легкая добыча для четырех противотанковых ружей, которые с неотвратимостью судьбы дырявили легкую броню тогдашних немецких танков.

Танки все перли и перли, мой дед был снайпер. Он уже превратил в стальные костры три танка к тому часу, когда появился вражина – Ме-109. Он вынырнул из-за леса, и с первого захода стал методично расстреливать русских солдат, которым некуда было бежать или прятаться. Пока враг не расстрелял весь боезапас, было убито и ранено более двадцати ополченцев.

Выжившие с облегчением смотрели на то, как «Мессер» скрылся за лесом. Мой дед был на вершине развития нашей семейной болезни – циклотимии. Он стрелял без промаха, грел едким юмором замерзающие от ужасов войны сердца пехотинцев, и даже предсказывал будущее. Так у нас, Шубинских, протекает маниакальное состояние. Илья Яковлевич сказал однополчанам: «Маскируйтесь, как можете, кровосос вернется через полтора часа». А куда прятаться, когда кругом хлюпает грязь.

Сутулясь и покашливая в кулак, к моему деду подошел капитан и говорит: «Илья Яковлевич, тебе больше всех сейчас удача прет. Мы тебе добавим везенья до твоего «больше не лезет». Ты должен этот стервятник сбить. А то он нас всех до одного положит. У тебя один шанс, один выстрел. Либо завалишь урода, либо ты урод и все мы трупы. Рванут фашистские танки по этой дороге в подбрюшье Советского Союза давить наших баб и детишек. Далеко твое Голосково, не на пути группы армий Центр, но и туда доползут эти тараканы. Покажи, как силен твой Бог.

Моему деду было 42 – расцвет мужественности и продуктивности человека. Он не сомневался ни секунды. Из четырех ружей взял самое неизношенное, тщательно выбрал самый симметричный патрон, хлебнул из фляги батальонного сквалыги грамм тридцать водки, и начал принимать удачу из глаз русских мужиков, добровольно ушедших на фронт, защищать свои духовные ценности, которых, к слову сказать, было немало.

Самолет появился на пять минут раньше, чем ожидали солдаты. Дед был не совсем готов. Пехотинцы попадали в грязь, а Илья встал во весь рост с противотанковым ружьем на перевес. Его указательный палец дрожал на спусковом крючке. Немец был не дурак, он сразу увидел стоящего солдата и понял, что тот хочет его сбить. Летчик саркастически ухмыльнулся и начал пикировать на деда, что последнему было и нужно.

Дед знал, что шансы малы, и обратился к Богу, существование которого всю жизнь отрицал. Диалог между ними длился одну-две секунды, хоть вместил в себя тысячи слов. Вкратце, Бог поставил мужчину перед выбором: ты сейчас погибнешь и твой сын в твоем теперешнем возрасте получит два инфаркта, но ты собьешь самолет; или ты выживешь, но «Мессер» до темноты будет расстреливать твоих однополчан. У деда не было лишнего времени решать эту дилемму, но он выбрал точный выстрел.

«Мессер» пикировал на маленького человечка и палил из всех своих трех пулеметов. Дед начал поднимать ружье навстречу супостату. Но тут две пули пробили ему грудь, швырнув его на землю. Когда он падал, ружье задралось вверх, и дед рефлекторно нажал на курок. Ответ советской удачи на совершенство произведения немецкой военной промышленности превратил в мочалку хвостовое оперение самолета. Через десять секунд после смерти моего деда, вражеский истребитель завалился в кусты.

В тот же день, как рубильником, выключило дождь. Через два дня почва настолько высохла, что можно было копать могилы. Тогда было не принято писать на табличках фамилии погибших. Было не ясно, чем кончится война, и все боялись мести родственникам. Политрук настоял на том, чтобы на табличке над могилой деда написали одно слово – «Еврей».

Кому был товарищем товарищ Лазовский

Мой дед со стороны матери, Абрам Соломонович Лазовский, был убежденный коммунист. Ему нужен был партбилет для того, чтобы реализовывать свои взгляды и идеи, почерпнутые в своем большинстве из работ Маркса-Энгельса-Ленина. Ему красная книжица была нужна не для доступа в спец распределители. Он был убежден, что добился «от каждого по возможностям, каждому по труду», и борется, чтобы наступило «от каждого по возможностям, каждому по потребностям». Только 1963 году он начал сомневаться в идеалах коммунизма. Зная, что скоро умрет, он лежал на больничной койке и думал над своей жизнью, видимо ища свои ошибки, чтобы их не повторили уже взрослые дети. Не знаю, к каким выводам он пришел, но его последние слова он произнес при своей жене: «Никому, никому не верю!». Сказав это, он испустил дух, а моя бабушка еще несколько минут не могла понять, что он умер, и многословно пыталась его убедить, что так нельзя и все утрясется.

Но я хочу рассказать о том, что было более чем за двадцать лет до этого, во время Финской компании 1939–1940 годов. Когда сталинская шайка погнала советский народ отнимать у финского народа Карелию, мой дед был отцом трех маленьких детей. Но он не стал заламывать руки и лить слезы, получив повестку, которая его призывала стать политическим руководителем батальона, направлять мысли и чаянья трехсот коммунистов и беспартийных.

Во многом эта война была позорной. И не только в том, что великий Советский Союз вероломно напал на маленькую и скромную Финляндию. Погибло более ста тысяч советских солдат, а большевики так и не выполнили свою задачу – полностью поработить Финляндию. Часть позора досталось и деду – его батальон попал в окружение.

Они долго шли по полу заросшей лесной просеке. Карта была неактуальная, разбитые компасы показывали в разные стороны, никто не знал, где находятся свои, а где чужие. Вдруг из леса вышел невысокий мужичок и завел беседу на чистом, без акцента, русском о загнивании капитализма и желании всех прогрессивных сил человечества влиться в дружную семью социалистических народов. Когда ему объяснили, что сейчас вопрос стоит о том, чтобы не влиться в стройные ряды небожителей, мужичок поцокал языком и предложил нашим вывести батальон к нашим полкам. Командир батальона обрадовался и скомандовал следовать за финским товарищем.

Мой дед был не только очень умным, но и довольно прозорливым человеком. Ему что-то не понравилось в проводнике. То ли идеальный выговор, то ли готовность рисковать жизнью ради враждебных его стране военнослужащих, то ли как во время зимнего мороза потели виски само назначенного проводника. Дед попытался убедить офицеров пойти в обратную сторону от указанного финном направления. Но офицеры стали говорить, что финн явно сознательный, а Абрам Соломонович мнительный, как все евреи. Нужно двигаться, чтобы дойти, пока не стемнело, а то ночью превратимся в сосульки на этом морозе.

Дед подумал и сказал: «Я не могу объяснить, откуда у меня на сердце такая тяжесть, но моя интуиция мне подсказывает, что надо здесь закопать партбилеты и командирские книжки». Вы себе не представляете, что такое было потерять партбилет. Я только смутно представляю, но сейчас вам расскажу. За потерю партбилета исключали из партии и переводили на менее оплачиваемую работу – в сибирские лагеря лесорубом. А за потерю командирской книжки разжаловали до солдата и отправляли в штрафбат. Лучше лесорубом. Но мужики поверили дедовой интуиции и закопали документы.

Через пару часов ходьбы проводник сказал, что надо остановиться на отдых, а сам пошел в лес оправиться. Через полчаса стало ясно, что он не вернется, или вернется не один. Командир догадался, что, скорее всего, батальон оказался в ловушке. Он приказал срочно бежать в обратную сторону. Солдаты, неуклюже топая, ринулись назад по просеке. Но они добежали до ближайшего изгиба дороги и остановились. На них смотрели дула станковых пулеметов. С казенной части эти пулеметы держали финны, лица которых навряд ли можно было бы назвать дружелюбными.

Оказывать сопротивление было бесполезно. У наших было мало патронов, а лес ощетинился сотнями карабинов в руках финнов, которые, по слухам, не мазали. Финны отличались любовью к спорту, и, несмотря на то, что тогда биатлон не был олимпийским видом, им не составляло большого труда положить одним залпом весь батальон.

Финны отобрали у советских оружие и построили их в одну шеренгу. Сказали, что хотят разделить военнопленных на привилегированный барак и обычный. Поэтому они приказали выйти из строя офицерам и коммунистам. Дед прошипел: «Всем стоять!» Опять интуиция, и опять мужики поверили. Позже выяснилось, что коммунистов и офицеров финны расстреливали на месте. Хозяева площадки обшмонали всех военнопленных в поисках командирских документов. После пытались колоть солдат, но те не кололись.

Не знаю, почему никто не попал в привилегированный барак (читай на небеса), но думаю, что в этом была неоспоримая заслуга политруководства в исполнении моего дедушки. Вообще, где бы ни был мой дед, он пользовался большим уважением окружающих. В частности, в финском лагере для военнопленных.

Там пленных солдат гоняли на физически тяжелую работу. Норма выработки была хоть и высокой, но вполне выполнимой. Но того, кто ее не выполнял, расстреливали. Дед мой был не атлетического телосложения, он с трудом справлялся. В какой-то момент он просто заболел так, что с трудом мог дойти из барака до сортира. Русские мужики перетерли ситуацию, и пошли к лагерному начальству. Предложили следующее: они выполняют за деда норму, а он по вечерам учит их бухгалтерии. Уроки были необходимы, чтобы не показать, что Абрам Соломонович духовный лидер барака, так как финны считали это зачатком коммуны, и расстреливали главу общака.

Потом эти уроки сыграли хорошую службу ученикам. В разрушенной стране не хватало не только мужчин, но и специалистов. Некоторые заводили по две семьи, а дедовых учеников избирали в председатели колхозов, потому, что они умели вести бухгалтерию и разговаривать по-научно-коммунистически с упырями из райкома. Надо отметить, что и учитель остался не в накладе, кроме того, что не остался в холодной финской земле. В голодные пятидесятые годы на дедовом семейном столе то и дело появлялись то трехлитровая банка меда из далекой сибирской пасеки, а то и огромный, по бабушкиным представлениям, копченый окорок из украинской полуголодной(!) деревни.

В заключении я скажу, что мой дед не был стандартным коммунистом, и не был евреем, соблюдающим все заповеди. Но во всем остальном он был человеком, каким должен быть еврей, и гражданином, каким должен бы быть коммунист.

Пища богов – мелодрама в четырех действиях

Действие первое – Дон Кихот Краснопресненский

В 1969 году мой отец, восходящая звезда советской экономики во втором полутяжелом весе, попытался в одиночку научить Госплан не строить Потемкинские деревни.

Конечно, вменяемые люди его загрызли. Папу, физически здорового, спортивно закаленного, мужчину свалили два обширных инфаркта, Он даже в клинической смерти побывал. Мама была начеку, забила тревогу, и врачи вернули его с того света.


Действие второе – Маресьев – инвалид второй группы и Летучий Голландец.

Несколько лет после своей временной смерти отец не мог толком работать. Он останавливался, задыхаясь, каждые сто метров пути на службу, не мог сосредоточиться, сильно уставал, даже, после несложного задания.

Вообще врачи дали ему лет пять прожить, и уверили маму, что он никогда не вернется и к половине прежней работоспособности. Все вело к тому, что папе дали вторую группу инвалидности без права на работу.

Папина пенсия приносила в семью 50 рублей в месяц, и мамина ставка младшего научного сотрудника в Институте Железнодорожной Гигиены оплачивалась 120 рублями.

Мама любила ездить в командировки. Во-первых, суточные были существенным подспорьем семейному бюджету. А во-вторых, я в отдельном рассказе опишу другие причины.

Чтобы вы правильно поняли 200 рублей на четверых человек в 70е годы, это было довольно мало. Конечно, нам помогали. Например, моя бабушка Стефанья Яновна, мамина мама, после папиных инфарктов каждый день вставала в 4 утра и ехала на электричке в какое-то село, покупать свежие яйца для папы. Как сказал врач, должны были зарубцеваться разрывы сердечной мышцы.


Действие третье – Пир

Один из последних дней маминой командировки. Кончилась наваренная и после замороженная снедь, которую мама приготовила, чтобы мы не испортили свои желудки едой всухомятку, пока она отсутствует.

Два птенца, я и моя старшая сестра, разевая клювики, пищат, что хотят позавтракать. Отец заглянул в холодильник, в кухонные шкафы, и не нашел ни чего убедительного. Тогда он достает литровую пирамидку молока (10 копеек) и нарезной белый батон высшего качества (25 копеек). Он торжественно декламирует: «Сегодня мы будем есть Пищу Богов».

Отец разливает по трем кружкам молоко, разрезает на четыре части буханку, четверть кладет обратно в хлебницу, а остальное, после некоторой борьбы за заветную горбушку, раздает участникам пирушки.

Мы с радостью крошим хлеб в молоко, предвкушая праздник вкуса. Ведь так едят боги на олимпе. Какие мы счастливые, что наш папа выкрал секрет божественной трапезы. И мы, хоть горячо и за дело любимые, но, все же, смертные, сейчас, когда хлеб намокнет, вкусим эту, всеми желанную, Пищу Богов.

Для зануд реалистов скажу, что это незатейливое блюдо имело и более прозаичное название – тюрька.


Действие четвертое – Денег больше, действующих лиц меньше.

Отец умер в 2001 году, прожив после инфарктов 32 года из пяти, что отпустили ему врачи.

Я живу в холостяцкой квартире один, зарабатываю достаточно на то, чтобы питаться, чем захочу, включая осетровую икру. Я могу каждый день на завтрак кушать тюрьку. По сути дела и пищевой ценности тюрька мало отличается от хлопьев с молоком, а их едят на завтрак миллионы.

Но я не ем тюрьку каждый день, хоть до сих пор очень люблю. Как же, это не примитивная тюрька, это Пища Богов. Чтобы праздник выжил, он не должен повторяться каждый день. Я ем Пищу Богов пару раз в месяц.

Да благословенны будут мои покойные родители, да прибудут они в райских кущах, и пусть все, что они пьют и едят, будет Пища Богов, которая обычно не перепадает душам смертных. Вы научили меня доброте и мужеству, и я постараюсь передать своим детям уверенность в том, что даже если нет денег на масло, всегда, всегда есть Пища Богов, которой можно утолить любой голод.

Над кем господствовал господин Тамаркин

В родной деревне в 50 километрах от Челябинска его звали «Господин Тамаркин». Именно «Господин», не «товарищ» и не «гражданин». Семейная легенда гласила, что они ведут род от бывшего графа Тамаркина, который в последней четверти девятнадцатого века попал в Сибирь и лишился всех титулов зато, что в пылу ярости забил насмерть хлыстом управляющего своей усадьбой. Вызвало этот гнев не постоянное воровство, а то, что управляющий спьяна изнасиловал пятнадцатилетнею крестьянскую дочь. Но, что особенно страшно, он заразил ее сифилисом. Так как тогда не было антибиотиков, болезнь ставила крест на девичьих мечтах о муже и детях.

Но, может быть, Тамаркины так въедливо и грамотно вели хозяйство, что их сам Бог велел называть «господами». Так или иначе, когда формировались знаменитые Сибирские дивизии, из их деревни призвали Господина Тамаркина и его друга Ивана. Тот и разболтал эту, тогда не самую почетную, кличку – Господин. Тамаркин отличался не только недюжинной силой и цепким, ясным и острым умом, но и некоторой аристократичностью в поведении. Как-то не верилось, что этот мужик ходил один, вооруженный только ножом, на медведя. Короче, в роте его тоже все звали Господин Тамаркин.

Дивизия Тамаркина формировалась в Челябинске и была очень хорошо экипирована. На каждые десять солдат приходилось по четыре автомата ППШ и шесть карабинов Мосина. А еще сотрудники Челябинского тракторного на сэкономленные ресурсы (рабочее время, сталь, электричество) выковали некоторое подобие бронежилетов для бойцов подопечной дивизии. У этого бронежилета, который я буду в дальнейшем называть «кираса», кроме всего прочего был один существенный недостаток – он весил почти сорок килограммов. Так определили Челябинские инженеры толщину, все-таки не самой лучшей стали, чтобы ее не пробивали вражеские пули.

Челябинская дивизия перебрасывали с Дальнего Востока под Москву поздней осенью, и сибиряки захватили с собой лыжи, так как каждый из них охотился круглый год, и по снегу мог бежать километры за раненым зверем. Но когда они попробовали побегать в кирасах по снегу Средней Полосы, их результаты сильно разочаровали. Тяжелые лыжники проваливались в снег, потому, что наст был не такой прочный, как в Сибири, а солдаты были намного тяжелей, чем охотники из-за кирас, оружия и полного боекомплекта. Большая часть бойцов сразу отказалась от кирас, справедливо рассудив, что из-за медленного хода они более подвержены вражескому огню, и шансы схлопотать пулю выше кирасы слишком велики. Господин Тамаркин кирасу однако не бросил.

Самым страшным врагом красноармейцев в эту зиму были пулеметы, в изобилии имеющиеся у противника. Сибиряки выработали удачную тактику атаки на боевые порядки немцев. Дело в том, что эффективная дальность стрельбы ППШ была 200 метров, а из карабина охотник мог отправить к праотцам пулеметчика с расстояния 400 метров. В принципе, если бы были оптические прицелы, то и 600 метров был бы не предел. Но оптики в их дивизии ни у кого не было. Так автоматчики и вооруженные карабинами солдаты бежали на пулеметы, не стреляя. Они падали и вставали, а иногда не вставали, пулеметчики противника тоже знали свое дело. Когда сибиряки добегали на лыжах до расстояния 400 метров от вражеских укреплений, солдаты с карабинами падали в снег и, немного отдышавшись, начинали хладнокровно и расчетливо гасить врагов, начиная со снайперов и пулеметчиков. В это время автоматчики на большой скорости скользили в пространство между пулеметами, чтобы не закрывать сектор обстрела для охотников. Когда они сокращали расстояние до врагов до 200 метров, они открывали шквальный огонь по немецким окопам. Очень тяжело бежать на стреляющего противника и не открывать ответный огонь, но ни один сибиряк не потратил ни одного патрона, стреляя за пределом эффективности своего оружия. Так наступали сибиряки, неся потери, но отбрасываю фашистов все дальше и дальше от столицы.

Девятое января 1942 года застало батальон Тамаркина у одной из деревень под Клином. С утра у них было совсем мало патронов, и воины лежали в вытоптанных в снегу ваннах и молились о том, чтобы фашисты не пошли в контратаку. К полудню привезли патроны, но только для ППШ. Снабженцы сказали, чтобы еще неделю ничего другого не ждали. Сибиряки решили, что застряли здесь надолго, и готовились под прикрытьем темноты строить нужники.

Но тут майору, командиру батальона, по войсковому телефону позвонил начальник штаба дивизии. Он стал требовать немедленного захвата деревни и импровизированной взлетно-посадочной полосы для «Юнкерсов». Командир батальона начал возражать. Тон дискуссии все поднимался и поднимался, и в какой-то момент майор прочеканил, что генерал может дать приказ его расстрелять, но командир батальона не даст приказа своим подчиненным идти под расстрел на вражеские пулеметы без патронов. Генерал после долгого молчания ответил спокойным голосом, что если майор не подчинится приказу, его, конечно, расстреляют, но он хочет его попросить, как мужик мужика, подчиниться. Ситуация такова: с обсуждаемого аэродрома немцы могут долететь до Москвы с полутонной бомбой под брюхом, их в нескольких хорошо спрятанных и охраняемых складах в окрестностях, грубо говоря, до хрена. А вот с более удаленных аэродромов Юнкерс может взять только 250 и 50 килограммовые бомбы, а они, по сведеньям разведки, на исходе. У генерала жена и трое детей находятся в Москве, Сталин решил, что так генерал будет защищать родину упорнее. И генерал каждый день смотрит как «Юнкерсы» над головами солдат и офицеров летят бомбить московские жилые кварталы. Они даже не пытаются найти военные склады и штабы, они знают, что для большинства русских больнее, когда подвергают опасности его родных. Генерал каждый день звонил своей жене в Москву проверить все ли живы, а вот сегодня никто ему не ответил. Если они не перепашут эту гребанную взлетно-посадочную полосу, сотни москвичей вернутся с войны и не найдут своих домов и близких. Майор помолчал три секунды и сказал, вдруг помолодевшим, голосом: «Есть перепахать эту гребанную взлетно-посадочную полосу!»

Майор созвал офицеров, и они начали обсуждать, как захватить деревню и не положить весь личный состав батальона. Они подсчитали боеприпасы, и оказалось, что для карабинов осталось по 2–3 патрона на ствол. После непродолжительных споров решили атаковать так: бойцы идут парами, впереди солдат в кирасе, но абсолютно без оружия и амуниции, чтобы быть максимально легким для прокладывания лыжни с максимальной возможной скоростью. Ведомый должен был бежать, дыша в затылок ведущему, прячась за ним. Второй нес два автомата, карабин и кучу дисковых магазинов для автомата. Так они должны были добежать до воображаемой отметки 200 метров, а там разобрать оружие и боеприпасы и открыть кинжальный огонь по позициям противника. Если же кирасира валила вражеская пуля, то второй залегал с карабином, и, тщательно целясь, расходовал свои два-три патрона на подавление вражеских пулеметчиков и снайперов.

Как я и рассказывал, Господин Тамаркин свою кирасу не выбросил, а его друг был более щуплым, и кираса была ему непосильной ношей. Они образовали пару. В сумерках, по команде осветительной ракетой, сибиряки побежали по несжатому полю в сторону почти непрерывной линии огоньков вражеского стрелкового оружия. Пара Господин Тамаркин и Иван скользила по снегу первой в ряду бойцов, хотя и другие бежали не медленно. Тамаркин получил, отправленное четыре месяца назад, письмо жены, в котором та писала, что родила сына. Мужчине представлял, что он несется по родной тайге с подстреленным кабанчиком на плечах и торопится подоспеть домой к ужину. «Вот война кончится, по тайге набегаюсь», – думал он.

Пули перемещались в пространстве с такой плотностью, что, казалось, воздух пропах свинцом. Первая пуля попала в грудь Господина Тамаркина. Она не пробила кирасу, но сбила солдата с ног. Он быстро поднялся, чтобы не оголить бескирасного напарника. Еще две пули попали в кирасу, а Господин Тамаркин также быстро поднимался и продолжал двигаться в сторону вражеских позиций. Но на расстоянии примерно 300 метров от фашистов, выпущенная снайпером, пуля попала ему в голову.

Иван упал за телом друга и потратил сорок секунд на то, чтобы смахнуть слезу и отдышаться. Потом он аккуратно положил карабин на кирасу мертвого земляка как на бруствер. Сказал спасибо другу, что он был мужчина большой и тяжелый, и пули, попадающие в кирасу, гасили свой импульс, не мешая целиться. Иван с полной самоотдачей сотворил три выстрела. Два пулемета немцев замолчали. Затем побратим Тамаркина взял ППШ и четыре магазина к нему и ринулся на врага, рыча от ненависти и горя. Пуля того же снайпера свалила его через девяносто метров.

Я не буду рассказывать дальше, как сибиряки освободили деревню и распахали взрывчаткой взлетно-посадочную полосу. Батальон потерял больше половины личного состава. Но не на следующий день, и не месяц спустя из этого сектора «Юнкерсы» не летали бомбить Москву.

Остальные однополчане Тамаркина погибли в июле 1942 года, когда их дивизия стояла, в буквальном смысле, до последнего солдата на защите горловины Ржевско-Вяземского выступа от фашистских танков, неумолимо замыкающих окружение советских армий. Благодаря им, вырвалось из котла около семи тысяч советских военнослужащих.


Стоит упомянуть, что я рассказал про 371 стрелковую дивизию, сформированную в основном из семей вольнопоселенцев, бывших каторжных и политических заключенных. Вот такие сукины дети были эти потомки декабристов и народовольцев.

Любовь – антитеррор

У этой истории три части, которые разнесены по времени на двадцать один год, а по пространству на четыре тысячи километров. Я хочу начать эту сагу с 1985 года, когда мне было 17, а милой Оленьке 15. Я был кардинально влюблен в нее, а она думала, что хочет в моем лице видеть старшего брата. Оленька, обчитавшись Мопассана, была склонна к инцесту, а я, черпая моральные принципы из Чехова и Тургенева, ратовал за чистую любовь, не понимая, что такая любовь чиста от здравого смысла и естественной природы отношений между мужчиной и женщиной.

Мы сидели у памятника Пушкину, Олю душил кашель, ее мучила астма. Это сейчас я взрослый мужчина и экстрасенс мирового масштаба. А тогда я не знал, что обладаю силой, а то бы просто нежно обнял ее и попытался вместе представить солнечную поляну такую тихую, что слышен бабочки полет. Но в 1985 году я начал читать Оле лекцию, что ей нельзя крутиться рядом с курящими людьми. Моя речь была настолько нудная и банальная, что Оленька встала, подошла к какому-то доброму молодцу и попросила у него сигарету. Она сунула в зубы горящую сигарету и начала, давясь кашлем, ею дымить. Вот тут-то мне нужно был заключить ее в объятия, заставить ее визжать и отбрыкиваться. Сигарета, как сыр из клюва вороны, вывалился бы из ее ненакрашенных губ, и все бы были удовлетворены и не только эстетически. Но я был юн и принципиален, я сказал, что если она не выбросит сигарету, нашей дружбе гайки.

Оленька была вздорной девчонкой, как все нормальные пятнадцатилетние девчонки. Кроме того, как все женщины ее ума, она знала свою силу. Два эти фактора привели ее к выводу, что мне из ее сетей не выпутаться, и можно побыть немножко злодейкой. Оля набрала в рот дыма и выпустила мне его в лицо. Я был семнадцатилетним пацаном и понимал мужественность не совсем так, как сейчас. Мне казалось, что за наше счастье я должен биться с (против) партнером, а не с (вместе) партнером. Я, молча, поднялся и пошел в сторону подземного перехода, ведущего в метро.

Моя пассия смотрела на меня с деланным презрением, как снайпер в спину, тяжелораненому врагу, де далеко не уйдешь. Но тут я начал спускаться вниз, и моя фигура начала укорачиваться. Сначала исчезли колени, потом филейная часть тела, и, наконец, остался только бюст, но и он скоро исчез. Оленька испугалась и побежала за мной, чтобы признать меня как врача табакофоба, мудреца, настоящего мужчину и еще все, что пожелаю. Но я уже прошел турникеты и растворился в толпе пассажиров.

История весьма безобидная, если не учитывать тот факт, что после нее мы не виделись несколько месяцев и настолько охладели друг к другу, что я попал в психушку, а Оля столь же катастрофично вышла замуж. А в 1991 году я уехал на постоянное место жительство в Израиль, что забило последний гвоздь в крышку гроба наших отношений.

Вторая часть моего повествования описывает события 8 августа 2000 года. Место действия тоже – метро Пушкинская. Честно говоря, не могу объяснить, какой именно из его входов. Оля с другом приближается к ступеням, ведущим в подземный переход, и, вдруг, видит мою спину, которую не видела уже девять лет. Она не успела сообразить, что я в Израиле и не могу спускаться в Московское метро, разве что подниматься из него как приведение. Моя первая любовь окрикнула меня: "Олег!" Обернулось три четыре человека, но обладатель моей спины хладнокровно проигнорировал Олин вопль отчаяния, и также как я пятнадцать лет назад, углубился в недра метрополитена. У женщины закружилось голова, и она предложила своему спутнику сесть на скамейку и перекурить, пока нахлынувшие переживания перестанут заставлять асфальт подпрыгивать и стукать по лицу.

Они с другом сели, возможно, именно на ту лавочку, на которой сидели мы в перестроечные времена. Достали сигареты, друг вынул зажигалку, и, вдруг, раздался громкий хлопок. Мужчина инстинктивно отбросил зажигалку. Из входа в переход, в котором скрылись я и мое приведение, повалил черный дым. Это террористы взорвали бомбу, 800 грамм ТНТ. В тот день там погибло 13 человек, и были ранены 61. По всей видимости, если бы Оленька не увидела меня и не задержалась наверху, она бы была среди пострадавших.

Теперь перенесемся в 2007 год. Время когда происходило то, что впоследствии народы назовут третьей частью нашего повествования. Время, конечно, другое, зато и место изменилось – Израиль. Мы с Олей не виделись 16 лет. И вот теперь встретились в саду психиатрической клиники Шар Менаше. Я – сумасшедший, а Оля – туристка. Мы сидели за деревянным столом напротив друг друга и вели тихую беседу. Над макушкой Оли стоял столб из мошкары, как бы купающийся в энергии Ци, избыток которой Оля сбрасывала в небеса. Одна мошка села на щеку Оли, я неодобрительно на нее посмотрел, и она лишилась чувств (мошка, не Оля) и упала вниз. Вот тут Оленька и рассказала, как мое привидение спасло ее от мрачной возможности искать свои пальцы в мусоре около горящего киоска.


Да, милая Оленька, это, видимо, мой дубль предупредил тебя о трагедии. Если бы он умел говорить, или был виден другим людям, он бы спас их всех. Но в 2000 году я был неумелый маг. Как я сейчас предполагаю, в моем подсознании выделены места, которые заняты обеспечением безопасности людей, которые мне дороги. Не знаю, как, но Оленькин процесс удачно выступил и уберег свою подопечную, не подав рапорта в сознание. Скромный такой. И впредь я буду думать и беспокоиться о тебе, тем самым подкрепляя этот подсознательный процесс.

Обратный билет с того света

Лёка чувствовал приближение войны. Когда обстановка накалялась, общество становилось нетерпимо агрессивным. Все искали врагов не только за границей, но и среди соседей. В воздухе пахло недоверием, граничащим с паранойей. Так как Лёка остро чувствовал чужие переживания и сильно зависел от психического состояния окружающих, он начал сходить с ума.

Начало боевых действий ожидалось со дня на день. Маленький человек Лёка искал путь избежать большой войны. Он не мог обратиться к политикам и убедить их найти бескровное или, хотя бы малокровное решение. Неотвратимо надвигалась насильственная смерть для миллионов мужчин, женщин, детей и стариков. Кто мог это предотвратить? Только Бог с его милосердием и безграничным могуществом. Но ему о мире молятся миллиарды, а он как будто не внемлет. Что же еще можно сказать, что ни кто не говорил до сего момента, так, чтобы Бог передумал наказывать так жестоко людей за неумение соперничать без вражды и смертоубийства.

В воспаленном уме юноши родилась бредовая идея: выразиться на многоэтажном мате так, что только он сам и Бог могли понять хвала это или хула. Конечно, Лёке не приходило в голову обматерить всевышнего, просто он думал, что создателя еще никто так не хвалил, и, тот обратит внимание на его смиренную просьбу сохранить зыбкий мир в регионе.

Молодой человек начал осторожно, а потом продолжал все смелее и смелее. Используя всего четыре-пять корней, зато бесчисленное количество различных суффиксов и приставок. Как будто, накручивая виток за витком. Страстно, как Отелло душил Дездемону, и нежно, как Ромео нашептывал Джульетте, Лёка формулировал свои претензии к Богу в течение трех долгих минут. Небеса не разверзлись. Молнии не посыпались на богохульника. Но Лёка как-то понял, что его услышали. Не только соседи, разумеется. Слипались глаза, и по всему телу разлилась предательская усталость. Но душа пела, и сердце билось радостно и уверено, особенно по сравнению с тревогой и страхом, которые владели Лёкой десять минут назад.

Ноги понесли Лёку в ванную комнату, где можно было освежиться и посмотреть себе в глаза с помощью зеркала. Молодой человек поплескался пару минут в рукомойнике и взглянул на свое отражение, и аж присел от испуга. На него кровожадно смотрел бог войны Марс. Парень понял, войны не миновать. Но в его, не совсем адекватно отряжающее действительность сознание, пришла мысль, что это он не смог, что это он основная причина того, что разгорается пожар новой страшной войны. Моральную задачу: кто должен умереть, – ты или миллион китайцев, парень всегда решал в пользу жизни миллиона. Лёка решил отправиться к господу лично, для того, чтобы лоббировать интересы антивоенного меньшинства.

Лёка быстренько взбил две подушки, положил их у спинки кровати, сел в постель, прислонившись к подушкам, и уставился в неподключенный к кабелю телевизор. Перед его мрачным взором бегала, отражаясь от границ экрана, полная сарказма надпись "Нет сигнала". У него начали слипаться глаза. Лёка даже не пытался вспомнить самое дорогое, что произошло в его жизни. Самое дорогое произойдет сейчас: он отдаст свою жизнь в обмен на жизни миллионов, которые не унесет Молох войны. Слегка раздражало, что о его подвиге никто не узнает. Но он, конечно, жертвовал самым дорогим не для славы, так, из бескорыстного гуманизма. Но конечно, хорошо было бы, чтобы и о его героизме узнали отвергнувшие его Дульсинеи. Но и на это рассчитывать не приходилось. Лёка погрузился в забытье, а, может быть, уже в небытие.

Что произошло дальше, Лёка помнил отрывочно. Полную картину удалось восстановить по рассказам о снах, которые видели лекины соседи в ту жуткую ночь. Бог не захотел пугать Лёку своим величием, и принял образ простого дипломата среднего ранга или очень богатого и хорошо воспитанного бизнесмена. И хоть фигура создателя излучала мощь и силу, Лёка не испугался и посмотрел Богу прямо в глаза. Люди до него не осмеливались делать это, боясь умереть или, на худой конец, потерять себя. Но юноша рассудил, в силах всемогущего стереть человека, даже если тот не заглядывает в его священные очи. А с другой стороны, если всевышний не желает визитеру зла, то он не даст своим глазам испепелить наглеца, который, по сути, не хочет оскорбить творца, а просто ищет в его глазах любовь, истину и убежище от страха конечного создания перед бесконечностью мироздания.

Бог, конечно, знал все наперед, но сделал вид, что удивлен и восхищен смелостью пацана, граничащей с наглостью, и его рассудительностью, граничащей с мудростью. И так весело говорит: "Еще одного спасителя человечества мне Бог послал. То есть я сам себе послал. Ну, выкладывай, сколько злата или пушек тебе не хватает, чтобы сделать всех счастливыми"

Лёке уже давно казалось, что социальные, экономические и политические законы определены неправильно, но он понимал, что не обладает ни достаточными знаниями ни необходимыми вычислительными способностями, чтобы придумать что-то удачнее. Но у него хватило наглости предложить Богу "вместе перетереть" этот вопрос (Как изменить законы общества и человеческой психологии для того, чтобы, хотя бы, избежать больших войн?) Всевышний с улыбкой предложил задействовать в дискуссии души великих ученых, сформировавших современные представления в общественных науках. Лёка вежливо заметил, что никто из них не знает ничего, что не знает сам Бог. На самом, деле юноша не смог вспомнить ни одной соответствующей ситуации фамилии.

Бог любезно сотворил кресло для Лёки, тот сел, насупившись, и они повели молчаливую беседу, скорость передачи информации в которой отличалась от простого разговора, как отличается битрейт ADSL от соответствующего показателя dialup модема. Пацан предлагал различные принципы управления человеческим стадом, а Бог находил исторические прецеденты, когда люди применяли их, и из этого не получалось ничего настолько хорошего, что можно было бы снова осуществить, и было бы не жалко потратить на это оставшуюся жизнь.

Наконец, исчерпав все мыслимые варианты, Лёка сел насупившись и стал ждать, когда, наконец, Бог сжалится, и предложит что-нибудь мудреное, что решит проблему – и волки сыты, и овцы целы. Создатель ничего не ждал, он наслаждался созерцанием своего творения редкой внутренней красоты. Наконец юноше, знакомому с информационными технологиями, пришла в голову идея решать эту нерешабельную задачу процедурным методом. То есть определить базовый алгоритм и получить от Бога начальный капитал средств достижения успехов в решении текущих подзадач, когда продвигаться не получается, запрашивать новые инструменты и/или менять алгоритм частично или полностью.


Бог сделал вид, что удивился прозорливостью юноши и сказал, точнее, промыслил, у тебя всего девять возможностей вернуться в мир, на десятый раз прейдешь ко мне, неважно по какой причине, даже поскользнулся и упал на вражескую амбразуру, я тебя не отпущу, останешься на том свете до следующей реинкарнации. Кроме того каждый раз ты можешь, кроме навыков, забрать то, что можешь унести на расстояние шесть километров. Не вернуться, не поставить ношу на землю, чтобы отдохнуть, ты не можешь. К тому же у тебя только девяносто минут, чтобы пройти этот путь. Если не уложишься, жди здесь следующей жизни. Единственное что ты можешь, это отказаться от части или всей ноши, чтобы успеть вернуться в жизнь. Вообще, Создатель советовал хорошенько подумать, прежде чем брать что-либо громоздкое или на земле бесполезное.

Например, Пушкин взял золотой тридцатикилограммовый слиток. Через пять километров и 80 минут он понял, что если продолжит со слитком, не успеет к промежуточному финишу, а окончательно финишировать в тридцать два года у него не было резона. Бросив золото, побежал вприпрыжку в объятья Натальи Сергеевны. Так и умер в долгах как в шелках.

Белинский увидел на iPad Бога вторую часть «Мертвых Душ» Гоголя, сказал, что кроме этой таблетки ему ничего не надо. У Создателя было шутливое настроение, он насовал в 64 GB памяти всяческих современных и будущих для великого критика книг. Последний без проблем ушел с того света, сел за стол на этом свете и начал читать, как все думали, навсегда утерянный роман. Всё бы ничего, но через двенадцать часов села батарейка. Белинский долго пытался восстановить изображение, даже залил в разъем для наушников изрядную для планшетного компьютера дозу подсолнечного масла. Но, конечно, ничего не помогло. Тогда разъяренный мужчина схватил кочергу и разворотил несчастный компьютер. Но он не нашел среди ошметков славы американской электронной промышленности ни клочка тончайшей папирусной бумаги, которая по его, казалось бы, гениальной догадке, должна была быть носителем информации в этом, по его мнению, ненадежном устройстве. Он впал в ярость, переходящую в отчаяние. В течение нескольких часов Виссарион Григорьевич носился по своей квартире, вырывая волосы из своей бороды клочьями, проклиная Бога и все мироздание. Под утро он выскочил из дома и «солдатиком» нырнул в Фонтанку.

Разумнее всех получилось у Достоевского. По пути из Сибири в Санкт Петербург с Федором Михайловичем случился эпилептический припадок, кончившейся комой. Когда новоиспеченный свободный гражданин предстал перед взором всевышнего, тот заявил, что не собирается оставлять Достоевского у себя, но только при условии, чтобы вший каторжанин сменит левый радикализм на правый консерватизм, ну и конечно, заменит профессию террорист на более социально близкую. Мужчина на все согласился и выбрал специальность – великий русский писатель.

Ну что ж, вот тебе возможное полное собрание сочинений, выбирай, что хочешь и можешь дотащить. Федор Михайлович читал себя много небесных месяцев. Уже с первых томов он понял, что он действительно гений, но пронести тяжеленные книги шесть километров он не сможет. Тогда он стал конспектировать то, что прочитал. Ушел с небес великий знаток человеческих душ с двумя пачками тетрадок, исписанных мелким почерком. Когда он начал записывать свои романы, он не смог восстановить великолепный слог того, что читал на небесах. Поэтому романы Ф.М. Достоевского отличаются божественным психологическим анализом, но стиль у них, как у бывшего каторжника.

Послушав эти страшные истории, Лёка надолго задумался. Наконец он выбрал то, что считал самой большой ценностью – человеческие жизни. Он где то прочитал о синдроме внезапной смерти детей. На каждые 1500 младенцев один не просыпается по неизвестным причинам. Молодой человек решил доставить несколько тысяч душ таких детей обратно на землю. Но Бог скептически посмотрел на тщедушное тело юноши и сказал, что больше чем девять душ парню не донести. Лёка на этот раз не стал спорить, получил требуемое и двинулся в обратный путь.

Парень шел со своей поклажей небыстрым шагом, рассчитанным на то, чтобы потратить почти все отведенное время на ходьбу, а не час на ходьбу, а остальное на попытки отдышаться. Но чем дальше, тем тяжелее становился груз, и тем меньше резвости ног оставалось в его походке. К концу маршрута наш герой был похож на бурлака, который вышел из Нижнего Новгорода с баржей, которую нужно доставить в Верхний Новгород. И вот уже десятки километров бедолага ищет по берегам надпись «Добро пожаловать в Верхний Новгород» и тащит, и волочет свою баржу все выше и выше по течению Волги, до самых вершин Экзистенции. Короче, перед Лёкой встала дилемма: либо бросить здесь пару душ и бегом добраться до телепорта в конвенциональную действительность, либо волочить свою ношу до того момента, когда истечет время и потерять все, включая свою жизнь.

Лёка выбрал третий вариант: он побежал со всей бесценной поклажей, которую взял на себя в начале пути. До телепорта юноша добрался вовремя. Души детей, не сказав не спасибо, ни до свидания, куда-то скрылись. А он еще долго стоял, жадно вкушая кислород и расправляя позвоночник.

Как и обещал Бог, народы в последний момент договорились, и война не произошла. Но у Лёки было достаточно более мелких, но, все же, достаточно крупных для того, чтобы самому не справиться проблем, и он ходил к Богу еще семь раз. Забегая вперед настоящего далеко в будущее, я расскажу, что произошло в бодрой старости Лёки. Он воспользовался последней, девятой возможностью попросить изменить мир по его сценарию с помощью. Ему надо было вызволять из тюрьмы балбеса внука, нанюхавшегося кокаина и учинившего дебош в продуктовой лавочке, в которой, как ему казалось, зажали его кошелек, который пацан оставил на прилавке, после того, как расплатился за Red Bull. «Кокаин какой-то разведенный мне втюхали» На самом деле он приперся в лавочку находящуюся в двух кварталах от местонахождения его, кстати сказать, пустого кошелька. Парень сказал, что все лавочки одинаковы, везде продается израильское полускисшее молоко, и везде стоят за прилавком вонючие марокаки.

Судья был сефардом, и он хладнокровно вкатил внуку Лёки максимальный срок за употребление наркотиков и хулиганство.

Лёка немного стеснялся того, что спасал на этот раз не мир, а только своего бестолкового внука. Но Бог не стал его попрекать, а просто напомнил, что в следующий раз он не отпустит его в юдоль печали, а посадит его как сына рядом с собой, чтобы вместе посудачить и посмеяться над малоперспективными попытками других героев сделать мир счастливым и справедливым одновременно.


Лека решил взять на этот раз десять душ. Он был очень упорный и сильный человек, почти как осел. Он дотащил все десять душ детей до нашего мира, но когда он стал восстанавливать дыхание после своего достойного занесения в анналы подвига, его хватил инфаркт и Лёка отправился к праотцам помогать оттуда дельным советом прасынам.

Братская могила, где нет праха моего деда

Мой дед, Абрам Соломонович Лазовский, попал в финский плен еще в 1940 году. Но я писал про это в другом рассказе. Сейчас я расскажу о том, что было, когда он вышел из этого плена в 1944 году, когда состоялся обмен пленными между Советским Союзом и Финляндией. Не знаю, как поступили финны со своей частью обмена, а Советская власть отправили всех своих бывших военнопленных в штрафбаты. Причем мой дед, показавший себя во время отсидки в финском трудовом лагере умелым лидером и мудрым командиром, был направлен полит руководителем батальона, сформированного из заключенных, как политических, так и уголовников.

Дед имел репутацию человека который мог даже для такого контингента заменить заградительный отряд совестью и коммунистическим самосознанием каждого бойца и всего подразделения, как одного целого.

Они воевали уже несколько месяцев, когда жарким летом 1944 года в Белоруссии поступил приказ готовиться к наступлению. Но почему-то перестали отвечать военно-полевые телефоны соседей, подруга одного из бойцов, жившая в близлежащем городке, рассказала, что ночами по окружным путям отправляются составы платформ с танками, накрытыми маскировочными сетями. Но пушек на этих составах не видно.

За местом расположения батальона находился городок, а за ним болото. Пораскинув мозгами, дед пришел к выводу, что их батальон находится на острие ложного наступления. И единственная поддержка, которую можно ожидать, это массированный заградительный огонь артиллерии, который не даст пройти никакому противнику, включая обескровленные после неравного боя отступающие штрафные батальоны.

Дед вспомнил свою жену, своих троих детей и сел писать прощальное письмо. Когда оно было готово, он собрал батальон на последнее политзанятие. Политрук сказал, что за эту речь он может быть расстрелян как пораженец, но это не важно, так как из завтрашнего боя никто не вернется. А важно, чтобы все написали последнее письмо своим близким. Он попросил грамотных бывших политзаключенных помочь в этом некоторым бывшим уголовникам, которые не умели писать, а порой и устно выражать свои мысли.

В обязанности офицеров входило цензура писем. Мой дед посоветовал комбату ложиться спать, так как от остроты его мышления уже не зависело, сколько бойцов вернется из боя. Было ясно, что погибнут все. От его тактической сметливости зависело то, какую цену заплатит за гибель штрафбата враг.

Дед начал читать письма солдат не без равнодушия. У него самого осталась в Москве семья, он думал, что все его мысли будут обращены на заботу о том, чтобы Стефания Ивановна не загнулась от непосильной работы, пытаясь прокормить детей. А Инна, Эмиль и Руфа выросли достойными людьми, а не стали мелкими преступникам или даже крупными бандитами.

Но когда Абрам Соломонович начал вчитываться в то, что писали его однополчане, боль, нежность и печаль солдат переполнили его, начинающее отряхивать корку безразличия, душу. Слезы подступили к его глазам. Он не мог плакать на виду у подчиненных – в блиндаже находилось еще с полдюжины штрафников. Эти суровые, закаленные в сибирских лагерях и тяжелых позиционных боях люди, нашли такие проникновенные слова для своих близких, что мой дед, знающий, что никто не вернется к адресатам, испытал глубокое чувство горя. И он гордился, что поведет этих людей в последний бой.

И он так распереживался, что его застарелый геморрой резко ухудшился, открылось такое кровотечение, что дед оставлял кровавый след на всем, на что садился. К утру дед понял, что не сможет бежать в атаку, и пошел в мед часть мелкими, осторожными шажками, чтобы получить обезболивающие. Ведь как коммунист комиссар он должен был нестись впереди своего батальона, а в текущем состоянии он мог только ползти, да и то медленно.

Когда комиссар доковылял до палатки медсанчасти, там не было никого, кроме медперсонала. Все знали, что батальон идет умирать, но не было ни одного самострела, ни одного симулянта, ни одного действительно захворавшего солдата. Никто не считал свою жизнь более ценной, чем жизни его товарищей.

Врач и медсестра посмотрели на гроздья геморроидальных узлов в дедовой заднице. Опытные медики поняли, что этот офицер взял, каким-то непостижимым для им современной науке способом, горе своих солдат, а оно выперло в этом, мешающем быстро двигаться, недуге. "Да вам, Абрам Соломонович, нужно в тыл ехать, вы сегодня не боец, а обуза. Езжайте с нами, нас через двадцать минут увозят в расположение медсанбата в десяти километрах отсюда"

Дед мой еще более помрачнел и говорит: "Ну, вы, товарищ доктор, хорошо понимаете, что значит ваш отход с линии фронта перед наступлением – даже раненых не будет, батальон ляжет костьми весь. И как буду выглядеть я, если один на весь батальон, останусь жив?! Да еще благодаря геморрою?! И детей, и внуков моих задразнят – потомки педераста. Так что делайте, что хотите: колите, режьте, но чтобы на первые полчаса атаки мне хватило прыти бежать впереди и, как подобает коммунисту и политруководителю, схлопотать пулю в грудь. Это приказ!"

Медики переглянулись и по их бессловесной, выработанной годами совместной работы связи промелькнула примерно такая мысль: да, настоящий мужик этот Абрам Соломонович, поукокошили подавляющее большинство таких за двадцать пять лет Советской власти и три года войны. Ну, не сделает его смерть погоды на этом участке фронта, а положим всех мужиков, кто будет страну из руин поднимать, кто будет генофонд восстанавливать?" Про генофонд я не уверен, что они обсуждали. Тогда о нем было даже думать опасно: Вавилова уже сгноили, генетика была под запретом.

Врач вслух и говорит медсестре: "Сделаем товарищу Лазовскому обезболивание по-Пироговски. Это сейчас все, посмотревшие соответствующий фильм, знают, что Пирогов – родоначальник практики применения в России эфира для общего наркоза. А тогда только медики могли догадаться, что сейчас на моего деда нахлобучат маску и он погрузится в забытье. Абрам Соломонович поздно понял, что его лишают воли, для того, чтобы злодейски утащить в тыл. Он принялся взывать к политическому самосознанию медработников, но только надышался паров эфира и погрузился в сон.

Проснулся дед на белой больничной койке медсанбата от грохота канонады. Он оказался прав, все его подчиненные погибли в этот день. Через несколько дней, его отправили во вновь сформированный штрафбат, в котором он довоевал до победы. Но домой он попал только в 1948 году, так как из штрафбата его послали на лесоповал.


«Да, были люди в наше время»…

Царский полтинник

Сперва краткое описание биологического казуса, произошедшего не так давно где-то в жаркой и, казалось бы, далекой от наших проблем Африке. Захотели экологи создать новую слоновью коммуну в одном, только что открытом, заповеднике. Для этой цели решили переместить несколько слонов из другой местности, в которой те слишком расплодились и мешали не только друг другу, но и, хозяйствующим поблизости, крестьянам. Так как перевозка слона дорогое, сложное и опасное приключение, старых слонов не стали брать, а переместили только молодых и здоровых особей.

Через несколько лет оказалось, что молодой коллектив слонов склонен к хулиганству, граничащему с преступной агрессивностью. Слоны дрались межу собой, нападали без причин на представителей других видов, и, даже, совершали лихие набеги на окрестные деревни. Биологи высказали гипотезу, что пожилые особи являются средоточием совести стада и гарантами его умеренности.

Теперь опустим на 50 градусов по Цельсию температуру нашего повествования, чтобы попасть в зимнюю Москву начала восьмидесятых годов прошлого века (все время вздрагиваю, когда осознаю, что большая часть прожитой мной жизни осталась в прошлом веке)

Я стоял в булочной в очереди, как догадались самые прозорливые из вас, за хлебом. Булочная была самообслуживания и, по сути, мы стояли не за булками, а за тем, чтобы их оплатить. Батоны были уже выбраны, взяты со специальных поддонов и лежали в наших сумках и авоськах, дожидаясь счастливого момента, когда они станут окончательно нашими после оплаты их, установленной социалистическим государством, невысокой стоимости.

Передо мной стояло еще человек десять, когда подошла очередь ветхой старушки, одетой в каракулевую шубу, которая видала свои первые виды еще до того как я родился. Бабулька предъявила полбуханки ржаного хлеба (6 копеек) и белую булочку (3 копейки). Дрожащей рукой она протянула кассирше полтинник (50 копеек). Кассирша пристально посмотрела на монету, и брезгливо отодвинула ее назад старушке. "Это дореволюционный полтинник, сейчас это не деньги" – с некоторым злорадством проворковала женщина.

«Как же так?» – причитала старушка, – «Пенсия придёт только завтра, и молоко не купить на сдачу. Значит опять голодать как в войну» люди в очереди смотрели на это горе с деланным безразличием или бездеятельным сочувствием. Один я созерцал, в тот момент непонятное мне несчастье, с алчностью, граничащей со злодейством. Мой папа был нумизмат, и я знал, что царский полтинник сделан из серебра, и даже не имея коллекционной ценности, стоит четыре рубля современных.

Я со сладостной улыбкой подобрался к старушке и предложил свои нумизматические услуги по обмену устаревшего полтинника на современные пятьдесят копеек. Старушка была счастлива, возможно, последний раз в жизни. А я понесся домой фиксировать доход. Мои родители выслушали удалой рассказ о храброй финансовой ситуации. Папа отнесся со спокойствием, только спокойствием, дело житейское. А вот мама очень расстроилась.


Она, как всегда, точно расставила точки над и. "Представь – говорит она, – твоя бабушка, по независящим от нее причинам, не имеет трех детей и семи внуков, и вот она сейчас стоит и считает копейки, выбирает, что купит молоко или кефир, так как на то и другое ей не хватает. Хоть она работала всю свою сознательную жизнь, ее пенсия 20 рублей в месяц, и это все на что приходится ей рассчитывать" Я медленно сел на диван и заплакал. Я был готов бежать на улицу и искать старушку, чтобы вернуть ей три с половиной рубля, тем более, деньги были папины. Но ночь была темная и снежная, а Москва была большая и многоквартирная. Этот груз остался на моей совести навсегда.