29 августа 1939 г.
16.20. Четвертый обер-квартирмейстер.
Содержание письма, которое привез Гендерсон: Германия должна отдавать себе отчет, что Великобритания имеет обязательства по отношению к Польше. С другой стороны, с удовлетворением отмечается тот факт, что Германия стремится к ослаблению напряженности в отношениях с Англией. Британское правительство разделяет такое стремление. Существуют две различные проблемы – отношения между Германией и Польшей и немецко-британские отношения. Первую из них следует разрешить до того, как перейти к рассмотрению второй. При этом ее решение должно быть достигнуто исключительно мирным путем. В этой связи необходимо, чтобы Германия и Польша вместе рассмотрели спорные вопросы и пришли к решению, которое могло бы получить международные гарантии. Великобритания связана обязательствами по отношению к Польше. Для нее неприемлемо любое решение, ущемляющее польские интересы. Великобритания готова участвовать в работе над подготовкой решения, которое, по собственному заявлению фюрера, защищало бы интересы Польши.
Последующий разговор с Гендерсоном. Гендерсон не оспаривает доводов фюрера о том, что вопрос Данцига вообще не является проблемой. Автострада тоже не проблема. Относительно коридора. Суть проблемы завуалирована цветистыми фразами, но, по крайней мере, признается факт ее существования. Есть предложение расселить в коридоре представителей национальных меньшинств (фюрер заметил по этому поводу: «Совсем не плохая мысль»). Германия может подготовить свой вариант решения когда угодно и в любой форме. Англия не устанавливает каких-либо сроков относительно ответа немецкой стороны. Однако нынешнее состояние отношений между странами не может дальше продолжаться. Ожидается, что к 3 или 4 сентября обстановка станет более понятной.
Заявление фюрера. Эта идея отвечает и моим чаяниям. Отныне я всегда буду действовать только на международной основе. Ввод войск международного контингента, в том числе и русских. Фюрер надеется вбить клин между англичанами, французами и поляками.
Сегодня. По требованию Германии и по настоянию Англии Польша направляет свою делегацию в Берлин. Фюрер намерен принять ее завтра.
Стратегия: выстроить заслон из встречных претензий в области демографии и демократии. Настаивать на проведении в течение 6 месяцев плебисцита под контролем международных наблюдателей. Каждый из тех, кто проголосует за Германию, станет немецким гражданином (то же самое и в отношении Польши). Поляки не захотят терпеть на своей территории граждан Германии. Польская делегация прибудет в Берлин 30 августа. 31 августа переговоры будут сорваны. 1 сентября начало вооруженного конфликта.
МИД. Там находятся под впечатлением, что их маневры делают военные приготовления ненужными.
Литва. Никакой инициативы со стороны литовских официальных лиц. Литовское правительство не делало никаких заявлений. Мы заверили их в уважении суверенитета их страны. Упоминался вопрос о Вильнюсе.
Голландия. Болезненно реагирует на то, что никто не обращает на нее внимания.
Россия. Фон Риббентроп предупредил их, что на западной границе что-то должно произойти.
Англия. Неподтвержденные данные об отправке транспортных судов на континент.
Болгария. Брукман сообщает, что 40 вагонов с боеприпасами и несколько вагонов с пулеметами, предназначенными для Болгарии, задержаны Югославией.
Сообщается о приземлении в полосе действий группы Вартенберга (8-я армия) польских летчиков.
Буле. Во второй половине сентября ожидается поступление в войска еще семи батарей тяжелой артиллерии (в том числе четырех из резерва (?). Предлагается использование в операции полка СС «Фельдхернхалле». Нужен ли он нам?
18.00. Йодль (по телефону): главнокомандующий был извещен обо всем напрямую.
Письмо Чемберлена написано с позиции умиротворения. (Мнение кабинета министров разделилось.) Возвышенный тон. Ясно одно – Англия не сможет отступиться от своих обязательств по отношению к Польше. Определение понятия «жизненно важные интересы». Целостность. Все это весьма растяжимо. Англия сама по себе подбирает нужное ей определение. Им нужно спасти лицо. Англичане дают гарантии прибытия поляков для переговоров.
Фюрер намерен сегодня же ответить на письмо. Данциг больше не рассматривается в качестве важной проблемы, не является проблемой и коридор через польскую территорию. Вопрос большого коридора остается открытым. Фюрер собирается использовать все проволочки демократической системы (плебисцит, обмен населением, международные наблюдатели для расследований случаев проявления жестокости с той или иной стороны). Он ждет от англичан, что те употребят все свое влияние для обеспечения прибытия в Берлин полномочной польской делегации к полудню завтрашнего дня. Крайний срок для ответа вечер 31 августа.
Общее впечатление, что Англия «смягчилась» перед лицом большой войны.
Скоро поступит директива в наш адрес: на Западе первый выстрел придется сделать нашему противнику. Границы нейтральных стран останутся в неприкосновенности.
[...]