Глава 2. Теогнозия как наука о деятельности Божества
1. Предварительные понятия
Эзотериэм даёт о Божестве понятие особенно важное тем, что оно является доминирующим во всей священной науке. Выше была дана о нем первая идея, когда надо было установить в качестве основной гипотезы первую формулу предания; но эта идея ещё не была дана во всем своём объёме, так как она должна охватить мир абсолюта и проявление его воспроизводящей силы.
Это теологическое понятие, изображённое нижеприводимым схематическим кватернером, представляет своим крестом то, что происходит внутри изображаемого круга, то есть всеобъемлющую жизнь.
Два противоположных принципа содействуют величественной гармонии универсальной жизни: – принцип «единства» и принцип «множества» (индивидуальности различия). Первый из них, доведённый до крайних своих пределов, приводит к совершенному покою бытия без формы, в абсолютной пустоте (это самый совершенный образ небытия); тут, за отсутствием границы и различения, нет ни сознания, ни жизни, ни ума, ни любви; здесь полная смерть, изображённая нулём. Принцип различия вносит сюда сознание, посредством дуалистического противоположения. Если бы это противоположение, в свою очередь, дошло до крайности, оно через абсолютное множество привело бы к несвязному, беспорядочному хаосу, к бесплодному и беспорядочному заполнению пустоты.
Но принцип единства не отказывается от своей деятельности; он соединяет, таким образом, все то, что разделило дуалистическое начало; этот принцип сохраняется посредством гармонического союза множественности, который никогда не теряет из вида бесконечно возрастающей идеи единства; такова цель этого бесконечно возрастающего динамического равновесия, образующего эволюцию жизни, выраженной высшим законом тройственности.
Уже из указаний этой таблицы можно заметить, насколько связаны между собой термины обоих кватернеров, и каким образом во всех этих элементах мы находим элементы, указанные нами в основной космической гипотезе.
Простое сравнение может дать нам точное изображение этого процесса и тем самым доказать, что его действие не имеет ничего химерического. На месте небытия, изображённого внизу нашего креста, вообразите себе вольтов столб; в нем заключены оба электричества со всей силой, которую сможет произвести элемент, но только в потенциальном состоянии, пока его не привели в действие; две горизонтальных ветви нашего основного креста (с промежуточными определениями пересекающего его креста) изображают проводники элемента, по которым пройдут оба противоположных электричества, когда элемент начнёт действовать. Вверху, в вертикальной ветви креста, произойдёт сближение этих двух противоположных токов, тогда и обнаружится действие электрических флюидов в виде силы двигательной – теплоты, света, химического действия и т. д., словом, вся та жизнь, которая находилась в скрытом состоянии, была неподвижна и невидима в элементе до его действия[23].
Сила в действии (Деятельность)
БЫТИЕ (посредством синтеза множественности). Динамическое равновесие. Мир осуществления (и тройственности).
Сопротивление в действии (Пассивность)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (Активность) (Принцип движения)
Разделение через принцип различия (деление, дезинтеграция двойственности) Соединение посредством принципа единства (интеграции).
БЕЗДЕЙСТВИЕ (Пассивность)
(Принцип сопротивления)
Потенциальная сила (Вся сила).
Мир абсолюта (и нуля). Статическое равновесие (благодаря противодействию двух сил: движения и сопротивления).
Потенциальное сопротивление.
НЕБЫТИЕ (Бесконечное пространство).
Представьте себе теперь, что элемент обладает бесконечной неистощимой силой, – истечение его флюидов вдоль проволок ограниченного диаметра будет вечно продолжаться, производя электродами безграничную, бесконечно возобновляемую энергию.
Точно также по отношению к космосу можно сказать, что абсолют, бесконечное, осуществляется в безграничности пространства и времени, и такова божественная жизнь, охватывающая все существующее.
Бог – есть абсолют (Бытие и Не-Бытие), проявляющийся в вечности бессмертием индивидуализированного бытия, исторгнутого из мрака Не-Бытия[24].
Это теоретическое определение абсолюта мы можем постигнуть мыслью, но не в состоянии дать ему реальной формы. Поэтому предание, столько же из благоговения к этой непостижимой силе и вследствие невозможности изобразить её понятиями, заимствованными из реального мира, совершенно отказывается её назвать и только обозначает терминами «Непостижимый», «Неизъяснимый» или другими соответственными именами[25].
Из этого следует, что, несмотря на знания и исследования, мы не можем постичь абсолюта и должны ограничиться его проявлением посредством этого вечного истечения, Бытия и He-Бытия одного из другого, производящего совокупность живого реального мира; это будет чисто биологическое изыскание.
Конец ознакомительного фрагмента.