Вы здесь

Ожерелье голубки. Глава о полюбивших по описанию (Ибн Хазм)

Глава о полюбивших по описанию

Один из необычайных корней любви, когда любовь возникает от описания, без лицезрения. От этого возвышаются до всей любви вообще, и бывает обмен посланиями и переписка, и забота, и страсть, и бессонница без того, чтобы видеть. Поистине, рассказам, и восхвалению красот, и описанию событий присуще явное влияние на душу, а когда ты услышишь пение девушки из-за стены, бывает это причиной любви и озабоченности разума. Все это случалось не с одним человеком, но, по-моему, это здание шаткое, без основания. Ведь когда тот, кто отдал весь свой ум любви к человеку, которого он не видел, остается один со своими мыслями, непременно возникает в душе его образ, который он себе представляет, и существо, которое он ставит перед собою в своих помыслах. В его мыслях не рисуется ничего другого, и он устремляется воображением к этому образу, и если случится в какой-нибудь день его увидеть, тогда дело становится крепче или совсем уничтожается, – оба эти исхода случались и известны.

Чаще всего это случается между затворницами из благородных домов, живущими во дворцах, за завесой, и близкими им мужчинами; любовь женщин при этом упорнее, чем мужская любовь, ибо они слабы и их природные свойства быстро отвечают в этом деле, и любовь овладевает ими. Об этом я скажу стихотворение, где есть такие стихи:

О хуливший меня за любовь к той, кого глаз мой не видел,

Ты перешел меру, приписывая мне в любви слабость!

Скажи мне, узнается ли когда-нибудь рай иначе как по описанию?

Я скажу также стихи о восхищении песней без того, чтобы упал взор на самого поющего; вот один из них:

Войско страсти расположилось в моем слухе, и выступает оно против моих зрачков.

И еще скажу я о том, как расходится истина с предположениями любящего, когда случится увидеть любимую:

Мне описывали тебя, и когда увидел я то, что они описали, я понял, что это вздор.

Барабан – пустая кожа, но от гула его и страшится человек, и пугается.

А о противоположном я говорю:

Мне описывали тебя, и вот мы повстречались, и стала мысль очевидной истиной.

Ведь описание райских садов не в силах сказать правду о их великолепии.

Такие обстоятельства часто случаются между друзьями и приятелями. О себе я расскажу.

Рассказ

Между мной и одним человеком из шерифов[33] была крепкая дружба, и мы часто друг к другу обращались, но никогда не виделись. Потом Аллах даровал мне с ним встречу, и прошло лишь немного дней, как между нами возникла великая неприязнь и сильное отчуждение, которое продолжается до сей поры. Я сказал об этом отрывок, где есть такой стих:

Ты изменил наши прежние свойства на отвращение и крайнюю ненависть, как изменяются страницы рукописи при переписке.

Противоположное этому случилось у меня с Абу Амиром, сыном Абу Амира[34], милость Аллаха над ним! Я испытывал к нему истинное отвращение, и он ко мне также, хотя он не видел меня и я не видел его; основанием этого были постоянные сплетни, которые переносились к нему от меня и ко мне от него, и подкрепляла их неприязнь между нашими отцами, соперничавшими из-за благосклонности султана и мирских почестей, которыми они пользовались. Потом Аллах помог с ним свидеться, и он был для меня любимейшим из людей, и я для него также, пока не встала между нами смерть.

Об этом я скажу отрывок, где есть такие стихи:

Вот брат, с которым мне досталась встреча, и создала она к нему благородную дружбу.

А раньше не терпел я с ним соседства и не желал иметь его своим другом.

И был он ненавистен и стал любимым, и был тягостен и сделался легким.

И прежде всегда от него убегал я; теперь же я постоянно бегу к нему.

Что же касается Абу Шакира Абд ар-Рахмана ибн Мухаммада аль-Кабри, то он долго был моим другом, не видев меня, а потом мы встретились, и дружба укрепилась и стала неразрывна и продолжается до сих пор.