Глава о сокрытии тайны
Одно из свойств любви – сокрытие ее языком и отрицание любящего, если его спросят. И старается он выказать стойкость и хочет, чтобы казалось, что он не занят женщинами и свободен, но это тонкая тайна, и огонь любви, пылающий меж его ребрами, непременно проявляется в поведении его и в глазах – любовь ползет, как огонь в угольках или вода в сухой глине. И можно провести в начале дела того, кто не обладает тонким чувством, но, когда любовь овладеет, это невозможно. Нередко бывает причиной сокрытия любви и то, что любящий остерегается отметить себя этим клеймом в глазах людей, ибо оно, по его словам, черта людей суетных, а сам он бежит от этого и держится в стороне. Но это не способ к исправлению себя. Достаточно мужу, предавшемуся Аллаху, воздерживаться от поступков, запрещенных Аллахом, великим и славным, которые совершает он по своей воле и за которые с ним будет сведен счет в день воскресения. Что же касается до одобрения красоты и подчинения власти любви, то это природное качество, не предписанное и не запрещенное, ибо сердца – в руке вращающего ими, и для них обязательно лишь знание и способность видеть разницу между ошибочным и правильным, и чтобы был человек убежден в истине с полной несомненностью. Любовь – свойство природы, а человек владеет лишь движениями своих стяжающих членов.
Я говорю об этом:
Упрекают за тебя люди, не знающие любви, но равны для меня и хулящий из-за тебя, и молчащий.
Они говорят: – Совершенно перестал ты охранять свою честь, – а ты выше их и стоек в законе.
И сказал я: – Вот истинное и явное лицемерие, а подобный мне ненавидит лицемеров.
Когда пришло запрещенье любви от Мухаммада, и установлено ли в ясном рассказе, что она запретна?
Раз я не совершил ничего недозволенного, чтобы бояться пришествия судного дня, когда будет мой лик смущен,
Не посмотрю я на речи хулящего за любовь – одинаковы, клянусь жизнью, и громогласный, и шепчущий!
Обязывает ли человека что-нибудь, кроме воли его, и за сокрытое слово взыщут ли с молчащего?
Я знаю человека, которого постигло кое-что из этого, и поселилась страсть между ребрами его. И стремился он отрицать это, пока не стало это дело великим, и узнавал об этом по чертам его тот, кто желал узнать и кто не желал. И того, кто чем-нибудь намекал ему, этот человек бранил и поносил так, что, наконец, те друзья, которые желали его расположения, стали ему внушать, что верят его отрицаниям и считают лжецами думающих иное, и влюбленный радовался этому. И, помню я, сидел он однажды, и с ним был один из наме кавших ему на то, что происходит у него в душе, а влюбленный отрицал сильнейшим отрицанием. И вдруг прошла мимо них та, в привязанности к кому его подозревали, и едва только упал глаз любящего на его возлюбленную, как он задрожал, и изменился его первоначальный облик, и пожелтел цвет его лица, и мысли его речей стали противоречивы, хотя раньше располагал он их стройно. И собеседник его оборвал свою речь, а потом случившееся с ним вызвало упоминание об этом, и ему сказали: – Он не ушел от того, что начал[48]. – Это то, что вы думаете, – ответил влюбленный. – Пусть простит тот, кто простит, и бранит тот, кто бранит!
Я скажу об этом стихотворение, где есть такой стих:
Он живет лишь потому, что жалеет его смерть, видя, как измучило его изнурение.
Я говорю еще:
Слезы любви изливаются, завесы любви разрываются,
И сердце, когда появится она, – точно куропатка, зажатая сетью.
О други, скажите же – ведь верное мнение бывает общим, –
Доколе буду я скрывать любовь, – мне нет от нее убежища!
Но случается это только тогда, когда свойство скрывать тайну и охранять себя восстает против природы влюбленного и одолевает ее, и пребывает тогда скрывающий в замешательстве между двух обжигающих огней.
Нередко бывает причиной сокрытия тайны и то, что любящий жалеет любимую, и поистине, это одно из доказательств верности и благородства природы. Об этом я говорю:
Знают люди, что я юноша влюбленный, огорченный, взятый в плен, – но только кем?
Видя, что со мною, убеждаются они, но начнут распытывать, и мысль берут назад.
Так и надпись, начертание которой ясно видно нам, но если поищут ее смысла, он неясен;
Или голос голубя в ветвях густых: повторяет он напев на все лады,
И услаждают его звуки наш слух, но смысл его непонятен, неясен.
Говорят они: – Ради Аллаха назови ту, любовь к кому прогоняет от тебя приятность сна!
Не бывать тому! Пред тем, чего хотят они, исчезает ум и входят люди в море смуты,
И постоянно сомнением они смущены; их мысли – уверенность, а уверенность – мысль.
О сокрытии тайны я скажу отрывок, где есть такие стихи:
Для тайны есть у меня место, и, поселись в нем живой, не дошли бы до него превратности гибели.
Я умерщвляю ее, но жизнь тайны – в ее смерти, как радость пленника любви – в любовной тоске.
А нередко бывает причиной сокрытия то, что опасается любящий для себя дурного, если объявит он о своей тайне, из-за высокого сана любимой.
Один из поэтов сказал в Кордове стихотворение, в котором воспевал он свою любовь к Субх, матери аль-Муайяда, – да помилует его Аллах! И пропела это стихотворение невольница, которую привели к аль-Мансу-ру Мухаммаду ибн Абу Амиру, чтобы он купил ее, и аль-Мансур приказал убить девушку.
Из-за подобного же произошло убиение Ахмада ибн Мугиса и истребление семьи Мугиса, и было постановлено, чтобы никого из них никогда не брали на службу, так что стало это причиною их гибели, и род их угас, и уцелел из них только гонимый беглец. И послужило поводом к этому то, что Ахмад ибн Мугис воспел свою любовь к одной из дочерей халифов.
Подобное этому многочисленно. Рассказывают про аль-Хасана ибн Хани[49], что он был увлечен любовью к Мухаммаду ибн Харуну, прозванному «сын Зубейды», и тот почувствовал в нем кое-что из этого и выбранил его за то, что он постоянно на него смотрит. И аль-Хасан, говорят, рассказывал, что он осмеливался долго смотреть на Мухаммада только тогда, когда того одолевало опьянение.
Нередко прибегают к сокрытию и для того, чтобы не отдалилась любимая и не была отдалена.
Я знаю человека, возлюбленная которого была ему подругой и проводила с ним время, но если бы открыл ей любящий малейшим поступком, что он ее любит, наверное, стала бы возлюбленная так же далека от него, как Плеяды – а звезды их высоко, – и такое сокрытие – способ умелого поведения. И достигала непринужденность упомянутого человека при его возлюбленной высших пределов и отдаленнейших границ, но едва лишь открыл он ей то, что испытывал, как стало для него недостижимо малое и ничтожное, и появилось высокомерие и надменность любви, и отказывалось доверие овладеть душой. И исчезла непринужденность, и началась неестественность и ложные обвинения, и был любящий братом и стал рабом, и был он равным и сделался пленником. А если бы открыл он любовь несколько более, так что узнали бы близкие любимой, – право, не увидел бы он ее иначе как во сне, и оборвалось бы малое и великое, и обратилось бы это ему во вред.
Но нередко бывает причиной сокрытия стыд, одолевающий человека, а иногда причина его в том, что любящий видит, что отвернулась от него возлюбленная и отошла, а душа его не терпит унижения, и скрывает он поэтому то, что чувствует, чтобы не обрадовать врагов и не показать им этого. Но кто действительно любит, для того ничтожно все это!
Конец ознакомительного фрагмента.