Вы здесь

Одноминутный менеджер. Первый секрет: Одноминутные Цели (Спенсер Джонсон, 1983)

Первый секрет: Одноминутные Цели

Войдя в кабинет мистера Тренеля, молодой человек увидел перед собой улыбающегося мужчину средних лет.

– Значит, вы уже побывали у старика. Славный человек, не правда ли?

– Кажется, да, – ответил молодой человек.

– Он вам сказал, что он Одноминутный менеджер?

– Конечно. А что, это неправда? – спросил молодой человек.

– Не могу сказать. Я его почти не вижу.

– Вы хотите сказать, что никогда не получаете от него помощи? – изумился молодой человек.

– Почти никакой, хотя мы беседуем, когда он поручает мне какую-то новую работу. Он это называет Одноминутной Целеустановкой.

– Одноминутная Целеустановка – что это? – спросил молодой человек. – Он мне говорил, что он Одноминутный менеджер, но об Одноминутной Целеустановке речи не было.

– Это один из трех секретов Одноминутного Управления, – ответил Тренель.

– Трех секретов? – переспросил молодой человек, сгорая от любопытства.

– Да, – подтвердил Тренель. – Одноминутная Целеустановка – первый из таких секретов, основа Одноминутного Управления. Видите ли, в большинстве организаций, если вы спрашиваете людей, чем они занимаются, а затем задаете тот же вопрос их начальству, вы слишком часто получаете два совершенно разных списка. В некоторых организациях, где мне приходилось работать, любая связь между тем, что я считал своими служебными обязанностями, и тем, какими их считал мой начальник, была чисто случайной. И я регулярно оказывался в неприятном положении, не сделав чего-то, – мне и в голову не приходило, что это моя работа.

– Здесь такого не бывает? – спросил молодой человек.

– Нет! – ответил Тренель. – Здесь такого не бывает. Одноминутный менеджер всегда четко дает понять, каковы наши обязанности и за что мы отвечаем.

– Как он это делает? – поинтересовался молодой человек.

– Эффективно, – с улыбкой ответил Тренель.

– После того как он сказал мне, что должно быть сделано, – принялся объяснять Тренель, – или после того как мы договорились о том, что необходимо сделать, каждая цель записывается, занимая не более одной страницы. Одноминутный менеджер считает, что цель и план ее достижения должны быть выражены не более чем 250 словами. Он настаивает, что всякий должен успеть прочитать это не более чем за минуту. Он берет себе экземпляр, я беру себе экземпляр, так что мы оба четко представляем себе, что нужно делать, и периодически отслеживаем процесс.

– У вас есть эти одностраничные положения для каждой цели?

– Да.

– Надеюсь, на каждого человека приходится не так уж много этих страниц?

– Не много, – ответил Тренель. – Старик верит в правило «80/20». Это значит, что 80 % самых важных результатов получаются при достижении 20 % целей. Поэтому мы ограничиваем Одноминутную Целеустановку этими 20 %, то есть ключевыми сферами ответственности, так что получается всего от трех до шести целей. Разумеется, в каких-то особых случаях мы устанавливаем специальные Одноминутные Цели.

– Интересно, – произнес молодой человек. – Кажется, я начинаю понимать важность Одноминутной Целеустановки. Это своего рода философия «никаких сюрпризов»: каждый с самого начала знает, чего от него ожидают.

– Именно, – кивнул Тренель.

– Таким образом, Одноминутная Целеустановка – это просто определение круга обязанностей? – спросил молодой человек.

– Нет. Познакомив нас с тем, в чем состоит наша работа, менеджер всегда объясняет нам, в чем состоит хорошее ее выполнение. Иными словами, проясняет нам стандарты исполнения. Он показывает нам, чего ожидает от нас.

– Как он это вам показывает? – спросил молодой человек.

– Позвольте, я приведу пример, – предложил Тренель.

«Когда я только начинал здесь работать, одной из моих Одноминутных Целей была следующая: выявить проблемы исполнения и найти решение, которое изменило бы ситуацию.

Я понял, в чем состояла проблема, которую следовало решить, но что с ней делать, не знал. Поэтому я позвонил Одноминутному менеджеру. Когда он снял трубку, я сказал:

Сэр, у меня проблема.

Прежде чем я успел произнести еще хоть слово, он произнес:

Это хорошо! Ведь для решения проблем вас и наняли. – И на другом конце провода наступила гробовая тишина.

Я не знал, что делать. Молчание казалось мне оглушительным. Наконец я выдавил из себя:

– Но, сэр, я не знаю, как решить эту проблему.

Тренель, – сказал он, – одна из ваших задач – самому определять и решать свои проблемы. Но поскольку вы новичок, зайдите – поговорим.

Когда я зашел к нему, он сказал:

Расскажите, в чем ваша проблема, но только в поведенческих терминах.

В поведенческих терминах? – переспросил я. – Что вы имеете в виду?

Я имею в виду, – пояснил менеджер, – что я не хочу слушать об одних только установках и чувствах. Изложите происходящее в осязаемых, измеримых терминах.

Я постарался описать проблему наилучшим образом.

Он сказал:

Отлично, Тренель! Теперь расскажите мне, что вы хотите, чтобы произошло – опять же в поведенческих терминах.

Я не знаю, – сказал я.

– Тогда не отнимайте у меня времени, – отрезал он.

Я в изумлении застыл, не зная, что предпринять. Он милостиво нарушил молчание.

Если вы не можете сказать, что вы хотите, чтобы произошло, – сказал он, – у вас еще нет проблемы. Вы просто жалуетесь. Проблема существует только тогда, когда есть разница между тем, что фактически происходит, и тем, что вы хотите, чтобы происходило.

Будучи человеком сообразительным, я вдруг понял, что знаю, что мне хочется, чтобы происходило. Когда я сказал об этом Одноминутному менеджеру, тот предложил поговорить о том, чем могли быть вызваны расхождения между желаемым и действительным.

Он спросил:

– Ну и что вы собираетесь делать со всем этим?

Ну, я мог бы сделать А, – ответил я.

Если вы сделаете А, это будет именно то, что вы хотите, чтобы произошло? – спросил он.

Нет, – сказал я.

Тогда ваше решение никуда не годится. Что вы еще могли бы сделать?

– Я мог бы сделать В, – сказал я.

Но если вы сделаете В, случится ли то, что вы хотите, чтобы случилось? – снова спросил он.

Нет.

Я, наконец, понял.

– Значит, это тоже плохое решение, – сказал он. – Что еще вы можете сделать?

Я задумался на пару минут и сказал:

Я мог бы сделать С. Но если я сделаю С, то что я хочу, чтобы случилось, не случится, поэтому это тоже плохое решение, верно?

Да. Вы начинаете понимать, – сказал менеджер с улыбкой на лице. – Еще что-нибудь можете сделать?

Я, наверное, мог бы скомбинировать какие-то из этих решений, – сказал я.

Может, и стоит попробовать, – отреагировал он.

Точно! Если сделаю А на этой неделе, В – на следующей, а С – через две недели, все получится. Фантастика! Огромное вам спасибо. Вы решили мою проблему.

Он очень рассердился.

– Это не так, – перебил он меня, – вы решили ее сами. Я просто задал вам несколько вопросов – вопросов, которые вы сами могли себе задать. Теперь идите и начинайте решать свои проблемы в свое, а не мое время.

Я, конечно, понял, что он сделал. Он научил меня так решать проблемы, чтобы в будущем я мог это делать самостоятельно.

Потом он встал, посмотрел мне прямо в глаза и сказал:

– Вы молодец, Тренель. Помните, что в следующий раз вы уже решите проблему.

Помню, что, покидая его кабинет, я улыбался».

Тренель откинулся на спинку стула, и по лицу его было видно, что он заново переживает ту свою первую встречу с Одноминутным менеджером.

– Итак, – начал молодой человек, размышляя над тем, что только что услышал…


Одноминутные Цели: резюме

Одноминутная Целеустановка предельно проста:

1. Согласуйте свои цели.

2. Определите, какие действия представляются наилучшими.

3. Запишите каждую из своих целей таким образом, чтобы она уместилась на одной странице и использовала не более 250 слов.

4. Читайте и перечитывайте каждую из ваших целей, что всякий раз будет занимать у вас около минуты.

5. В дальнейшем каждый день уделяйте минуту на то, чтобы удостовериться, насколько быстро вы приближаетесь к той или иной цели.

6. Насколько ваше поведение соответствует вашей цели.

– Именно так, – воскликнул Тренель, – вы способный ученик.

– Спасибо, – сказал молодой человек, весьма довольный собой. – Но позвольте мне все это кратко законспектировать. Я хочу запомнить.

Конец ознакомительного фрагмента.