Приемник голоса
Человеческий голос является привилегированным приемником и накопителем наших знаний; с самого раннего детства он подчинен нашему уху и нашему восприятию вибрационной среды.
Девятилетний Филипп входит ко мне в кабинет вместе с родителями. На нем рубашка в сине-белую клетку и синие джинсы, он выглядит спортивным, бодрым и уверенным. Не успел я спросить его, почему он пришел ко мне, как он уже сам спрашивает меня: «Доктор, а ты знаешь, почему мои приятели могут слушать телефон обоими ушами?» Вопрос неожиданный. Мальчик продолжает: «Я всегда беру телефон правой рукой и подношу его к правому уху. Когда мне надо что-нибудь записать, мне приходится брать телефон левой рукой, но я все равно подношу его к правому уху и никогда к левому. С той стороны ничего не слышно!» У ребенка явно опережающее для его возраста развитие. Родители подтверждают, что у него никогда не было особых проблем. Обследование барабанных перепонок анатомических дефектов не обнаружило. Мальчик здоров. Но слуховые тесты выявили глухоту левого уха. Действительно, Филипп никогда не слышал левым ухом. Для него это нормально. Родители никогда не отдавали себе в этом отчета, а сам мальчик никогда не жаловался. Иногда, когда он играет на фортепьяно, он плохо слышит ноты. Но разговаривает он нормально. С самого раннего детства у него односторонний приемник голоса. Следовательно, он отлично компенсировал глухоту левого уха за счет уха правого. Диагноз простой: односторонняя глухота нисколько не повлияла на социальную жизнь маленького Филиппа.
Напротив, врожденная двусторонняя глухота приводит к мутизму – немоте. Но мозг обладает удивительной способностью: ребенок плохо слышащих от рождения родителей будет говорить нормально – это означает, что изучение голоса, являющегося комплексом многофакторных составляющих, далеко от завершения.
Ухо: акустическая дорога
Человеческое ухо подразделяется на три части. 1. Внешний слуховой проход, через который звуковые колебания достигают барабанной перепонки. Проход покрыт тонким кожным покровом, который иногда воспаляется. 2. Среднее ухо, начинающееся от барабанной перепонки. В нем последовательно расположились мелки кости – молоточек, наковальня и стремечко. 3. Внутреннее ухо, состоящее из двух различных отделов: один, с тремя полукружными каналами, отвечает за наше равновесие, другой, с улиткой, ответственен за наш слух. Эти органы развиваются с самого начала жизни эмбриона и гарантируют наличие приемного устройства для нашего голоса.
Чтобы научиться говорить, необходим приемник звуков. Голос звучит внутри нас. Мы слышим самих себя, и это дает нам ощущение жизни в социуме; невозможность слышать изолирует нас не только от других, но и от нас самих.
Эмбрион, а потом плод, плавающие в амниотической жидкости, воспринимают не только вибрацию голоса матери, внутренние шумы материнского тела, но и звуки из внешнего мира, приглушенные и отфильтрованные их защитной средой. Эти голосовые колебания влияют на внутриутробное развитие. Чувство слуха уже востребовано, дабы потом стало возможным обучение слову.
С двух-трех лет ребенок стимулирует и конструирует свою голосовую личность. Одним из первых органов, развивающихся у эмбриона, является ухо; оно же одним из последних завершает свое развитие. Ухо воспитывает ребенка. Голос, который он воспринимает посредством собственного слуха, создает его культурную среду. Голос позволяет общаться, ориентироваться, приказывает или ласкает, укоряет, возмущает, нередко предает, однако без клавиши под названием «слух» обойтись никак нельзя. Чувство слуха окончательно оформляет способность соотносить мир внешний и мир внутренний. Разве не сказала Франсуаза Дольто, что «говорить означает жить»?
Рождение и высокие частоты
Рождаясь на свет, младенец испытывает подлинное потрясение, сходное с сейсмическим толчком. После того как его на протяжении девяти месяцев «кормили, предоставляли кров и обогрев», он покидает водный мир и отправляется на твердую землю. Он издает крик, первое дыхание жизни, сделанное в свободном воздухе. Его звуковой мир обретает контуры, но его голос еще находится в эмбриональном состоянии. К его мозгу устремляется огромный поток новой информации. Только что он пребывал в мире, где не было зрения. Как только глаза его открылись, в них тотчас хлынул свет. Он ослеплен. Правое и левое полушария его мозга уже знакомы с фотонным свечением. В тот момент, когда он начинает отчетливо различать дневной свет, его внутреннее ухо развивает способность слышать звуки высоких тонов. В мозге маленького человечка яркость и свет тесно связаны с высоким звуком. Акустический диапазон сосуществует с фотонным спектром. Возможно, этим объясняется, почему высокие частоты связаны с взором, обращенным в небеса, и с сакральным пением. Новорожденный предпочитает голос матери всем остальным голосам. Он узнает его тембр, его мелодику, его ритм. Затем, спустя несколько недель, он начинает различать голоса других женщин. Проходит еще несколько недель, и он узнает голос отца.
Открытие голоса – это способность слышать
Младенец кричит, плачет – это его способ изъясняться звуками. Он напрягает экспираторные мышцы, напрягает изо всех сил и «вопит». Его пронзительный крик имеет частоту от 400 до 500 Гц. Однако он не ломает свой голос. Пение и тихие слова ему не подходят. Он голоден. К четырем-шести неделям ласковый голос его мамы успокаивает его, а в его звуковой палитре появляется несколько звуков. В десять недель, когда с ним говорят, он смотрит на собеседника, слушает его, следит за ним взглядом; тело его мобилизуется, собирается. К трем-пяти месяцам появляется гуление. Набросок речи. Гортань все еще расположена высоко; младенец пьет и дышит одновременно. Его голос следует путем эволюции. Голос вырабатывается, формируется, создается. Крик уже не является единственной продукцией гортани. В шесть-восемь месяцев младенец слушает и узнает тембр голоса, реагирует на ритмическую музыку. Он понимает октаву, может слушать музыку. В эти замечательные моменты к младенцу обращаются, называют его по имени, он получает статус маленького человека. Он смеется, лепечет, хватает игрушки. Его речь находится в процессе становления, его голос постепенно формируется. Он, похоже, и сам удивляется, что может произносить гласные и рубленые слоги, ведь его дыхание еще не приспособлено к фонации. Гармония между дыханием и голосом складывается к девяти-двенадцати месяцам. Когда с младенцем разговаривают, от него ожидают ответа в определенных голосовых рамках. Младенец не произносит некоторые гласные, отдавая предпочтение, так сказать, голосовой жестикуляции. Появляются гармонические составляющие, они становятся более низкими. Младенец напевает, повторяет услышанные звуки и слова: «папа», «мама». Начиная со второго года жизни он пытается воспроизвести услышанные мелодии, запоминать слова, создает в голове свой собственный голосовой словарь. Просодия и голосовой ритм родного языка закрепляются на уровне коры головного мозга, это происходит благодаря приемнику голоса – уху. В два года голосовой аппарат оформился, завершается становление центральной нервной системы, многофакторные составляющие человеческого голоса уверенно приспосабливаются к предстоящей деятельности; младенец, сосунок, тот, который сосет, становится ребенком, infans, тем, кто учится говорить; также он учится петь, умеет использовать большую терцию, интервалы и правильный ритм.
В возрасте трех лет со своими знаменитыми «Почему?» и «Расскажи еще» он входит в мир подросшего ребенка. Речь-мысль превращается в мысль-речь. Он учится играть на музыкальном инструменте. Его слух становится тоньше, у некоторых формируется абсолютный слух. Он создает фундамент своего голосового здания. Он улучшает, обогащает, изучает и управляет этим новым инструментом на службе его мысли. Он изобретает слова или, точнее, произносит их на свой манер. Его левое полушарие напоминает губку, впитывающую слова: он становится «словофильным». Зона Вернике пуста. Она готова впитывать слова и размещать звуки и фонемы. Участок височной коры облегчает усвоение грамматики, помогает создавать фразы. Правое полушарие гармонично и благозвучно объединяет весь ансамбль. Маленький человек переживает зарю своего голоса. Он его сознает. Слушает свой голос и голоса других. В семь лет он может использовать голос для подражания, модулирует его, играет с ним. Частота его голосовых колебаний понижается. Его голос – это «голос ангела». В период полового созревания у него появляется половая принадлежность.
Половые гормоны еще не оказали своего воздействия на гортань. Период между семью и девятью годами благоприятен для приобщения к музыке. «Впитанная» в возрасте до пяти лет, в вышеуказанный период она «переваривается». Не случайно детские хоралы формируются из детей в возрасте после семи лет.
Математические способности и сольфеджио расположены в левом полушарии, полушарии речи. Обертоны находятся в правом полушарии, полушарии мира воображаемого и эмоций. Принимая во внимание богатое духовное содержание артиста, можно было бы ожидать, что душа музыканта станет причиной гипертрофии его правого полушария, ибо оно отвечает за мир эмоций, играющий для артистов первостепенную роль. Но этого не происходит. Обучение сольфеджио и музыкальной технике требует строгой дисциплины и организованности, так что командным по-прежнему остается левое полушарие. Исследование, проведенное певицей Агнес Чен и доктором Мей Чунь Чен с помощью визуализирующей аппаратуры, позволяющей заглянуть в мозг, показало, что у музыкантов левое полушарие не только развито больше, чем правое, но и в целом развито больше, чем у обычных людей. В самом деле, для занятий музыкой требуются более эффективные когнитивные способности, нежели обычный средний уровень. Стимуляция мозга является необходимым условием развития наших способностей, особенно вокальных и музыкальных, и увеличивает функциональную вместимость нашего кортекса.
Голос, слушание и зеркало
Голос, опора нашей речи, существует только с того момента, когда ребенок преодолел стадию зеркала и почувствовал себя отдельным существом: произнести «мама» означает признать, что существует некто, который «не мама». Сказать означает признать, что можно называть вещи, что внешний мир – это не только вкус и еда. Говорить означает использовать для выражения мысли изменяемые вербальные символы, ограждающие дорогу голоса и позволяющие нам иметь надежные ориентиры. Голосовая символика обособляет нас от животного мира. Можно поддерживать гипотезу о наличии речевой структуры в системе коммуникации собаки и ее хозяина, кошки и ее владельца; без сомнения, коммуникация существует и между попугаем, тигром или львом и их дрессировщиком, но поговорить о погоде, о комедии дель арте или нашей экзистенциальной участи можно только с человеком. Как считает Бергсон, животное инстинктивно становится сообщником окружающего его мира, это внутреннее соучастие позволяет ему адаптироваться, но размышлять на эту тему оно не способно. Вопрос «почему?», неустанно задаваемый шестилетним ребенком, свидетельствует о важности ответа, являющегося источником знаний, на основании которого будет строиться его будущее. Понятие слова, символа нашего общения, является единицей знания речи, подобно тому как ген является единицей ДНК – нашего генетического наследия.
Время встроено в поведение животных, будь то перелетные птицы, меняющие места обитания в зависимости от времени года, или киты, пересекающие океаны во время миграций. Наш голос не зависит от природного членения времени – дня, ночи, времени года – или климатических условий. Решающим фактором воздействия на него является наше эмоциональное и слуховое поведение.
Важно не то, что сказали вы, а то, что понял собеседник
Слышать другого далеко не всегда означает понимать его. «Он не понял, что я хотел ему сказать, он меня не слышал». Мы часто говорим эту фразу. Сообщение заключается не только в словах, но и в форме слушания другого. Важно не то, что говорите вы, а то, что понимает другой. Это суть вербальной коммуникации. Высказывая одну и ту же мысль, вы будете говорить по-разному с разными собеседниками. Действие говорения, факт слушания обязывают освоить ряд культурных навыков, индивидуальных и эмоциональных, передающихся посредством вибрации тела. Интуитивное восприятие вибрационной синусоиды звука позволяет чувствовать слова. Символика слов, которую младенцу предстоит усвоить, а потом воссоздать, предполагает наличие впечатляющего вокального онтогенеза, особенно у детей-билингвов (см. главу «Голос и речь»). Аффект получает выражение через обертоны. Ребенок всегда узнает мелодику голоса матери.
Разговорная речь требует координации между активностью моторной и активностью интеллектуальной, которую мы считаем приобретенной. Она предполагает неукоснительное обучение, неизбежно проходящее через фильтр нашего голоса, а именно через ухо.
Что можно сказать об аутисте, ребенке, который все слышит, но ничего не говорит? Когда он хочет что-либо сказать, его вполне можно понять. Он, без сомнения, разговаривает сам с собой, но другие для него пребывают где-то там, вне сферы его внимания. Согласно Линде и Рене Гандольфи, «тупики речи» ребенка-аутиста расположены в пограничной зоне физиологии и психиатрии, между телом и психикой, между координацией движений и мысли. Эти дети ведут себя так, словно у них парализовало речь. Слуховой рецептор существует, и ребенок реагирует на того, кто говорит. На хромосоме № 15 был обнаружен специфический ген аутизма. Но один ген не может все объяснить в симптоматологии столь сложного поведения. Он всего лишь элемент, содействующий поведению.
Луи Жуве, Роже Блен заикались, но стали знаменитыми актерами, научившись – и как талантливо! – управлять своим голосом на сцене. Энрико Карузо, Руджеро Раймонди, Марио Дель Монако, Мади Меспле или Мария Каллас посвятили свои голоса оперному пению. Такое возможно только при наличии превосходного слуха и строгом следовании определенной стратегии, позволяющей создать голос – результат объединенных усилий голосового инструмента (гортани), приемника (его роль отведена уху) и руководителя (мозга).
Как только наша эволюция создала первые слова, голос стал давать названия вещам и формулировать абстрактную мысль. На следующем этапе мысль стала повелительницей голоса: повелитель, бывший инструментом, в свою очередь стал повелителем самого себя. Подобно тому как Микеланджело, видевший в мраморной глыбе скульптуру, только отсекал лишнее, поэт, получивший слова, лишь приводит их в согласие, чтобы актер или певец могли с их помощью выразить свой эмоциональный мир.
Воспроизведение мелодии, точное исполнение песни зависит от голосового аппарата и наличия слуха. Вы поете фальшиво не потому, что у вас плохо работают голосовые складки, а потому, что «фальшивит» ваш настройщик – ухо. Почему? Разумеется, нельзя не принимать во внимание генетический фактор. Но главным образом речь идет о необходимости воспитывать орган слуха с самого раннего детства. Ухо должно распознавать ноты, улавливать обертоны и мелодию, чтобы уметь их воспроизводить. Дефекты нашего слуха могут создать изъян в голосе.
Мы убедились, что история эволюции уха согласуется с эволюцией гортани. Человек говорит о своем прошлом, своем настоящем, своем будущем. Он проецирует свое «я» не только на нашу планету, но и на Вселенную. Ухо – голосовой фильтр – также участвует в процессе эволюции видов, или филогенезе, происходящем на нашей Голубой планете. Животное не сообщает о своем будущем. Его язык служит для самозащиты, для информации о возникновении опасности, для соблазнения и последующего спаривания. И все же так происходит не всегда! Когда я предпринял это расследование, то, к своему великому удивлению, констатировал, что среди животных есть и теноры, и оперные исполнители, каковыми являются певчие птицы, дельфины и прочие китообразные, чья музыкальная деятельность, похоже, происходит просто ради удовольствия и красоты жизни.
Некоторые певчие птицы меньше чем за минуту воспроизводят до 50 односложных сочетаний. Их родичи, а особенно их подружки, прекрасно их распознают. С первого дня жизни птенец пищит. Он уже готов запеть. Необходимый ему язык он выучил, будучи еще в яйце. Его доминантным полушарием является левое. Его пение требует наличия особой церебральной структуры и обучения – это слаженное пение. Есть ли в птичьем языке синтаксис? В ходе наблюдения за синицами команда Дж. П. Хейлмана получила интересные результаты. На материале 3500 записей пения различных синиц они сумели выделить 362 «фразы». В этом случае музыкальная речь использует не только фразы, паузы, но и мелодическую кривую сообразно интенсивности звукопередачи. Этот вид птиц отличается от птиц, которые кричат, у которых звуковой сигнал служит исключительно целям добывания пищи или знаком беды, нападения или защиты. Так, из 8500 видов известных птиц менее 40 % являются певчими. Пение – гордость самцов. Как и у многих млекопитающих, оно, с одной стороны, служит для защиты территории, соблазнения одной или нескольких самок, а с другой стороны, напоминает о себе как о хозяине любимой опушки.
Пират стал дельфином
У дельфинов удивительный язык. Дельфин (от греч. delphis) означает «дух морей». Греки считали дельфина человеком. Согласно легенде, однажды чудесным летним днем Дионис возвращался с острова Икария на остров Наксос. Море было спокойным. Вдруг вдалеке показался корабль. Экипаж, состоявший из пиратов, переодевшихся честными моряками, захватил Диониса и его спутников, чтобы продать их в рабство. Но Дионис возмутился и, разгневанный, превратил ванты в змей. Потом он заиграл на флейте, и корабль весь покрылся плющом. Охваченные паникой, пираты попрыгали за борт. Дионис превратил их в безобидных существ, дельфинов, которые станут хранителями морских глубин.
Дельфин – обладатель двух систем звуковой коммуникации
Рот служит дельфину только для того, чтобы есть. Дышит он через дыхало, расположенное на теменной части головы. Дельфин – чудо природы. Его трахея проходит «через» пищевод и по воздухоносному пути достигает дыхалец. У дельфинов есть две речевые системы: они могут общаться ультразвуковыми сигналами и звуками, доступными нашему уху.
Ультразвуки позволяют дельфину ориентироваться с помощью эхолокации. Он с удивительной точностью определяет местоположение добычи, находящейся от него на расстоянии сотни метров, как днем, так и ночью, как в мутной воде, так и в прозрачной. Под дыхалом можно увидеть шесть маленьких мешочков, расположенных друг над другом, симметрично по обе стороны дыхала. Они сообщаются между собой, производя ультразвук. По воздухоносному пути воздух проходит из одного мешочка в другой. Изменяя диаметр канала между мешочками, дельфин изменяет частоту звукового сигнала. Это духовой инструмент. Чтобы достичь определенной громкости, сформированный звук задерживается внутри и в теменной части черепа, в лобном выступе, выгнутой поверхности, заполненной жировой тканью, настоящей акустической линзе, а потом идет в точно намеченном направлении. Данная система эхолокации, создающая ультразвуки, соседствует с другой системой, порождающей звуки, воспринимаемые на слух.
Частота звуков, доступных нашему слуху, воспроизводится посредством сложной системы, формирующей настоящий язык. Сегодня известно 400 различных звуковых сигналов. Без учета человеческого языка это, без сомнения, наиболее эффективный коммуникативный язык. В работу включается технический инструмент: гортань дельфина. Она имеет форму утиного клюва и выходит в трахею. Гортань позволяет воспроизводить звуковые сигналы частотой от 1000 до 20 000 Гц. Звуковые сигналы, различимые человеческим ухом, создаются путем вибрации двух внутренних псевдогуб, расположенных в трахее примерно как у птицы. Они не имеют ничего общего с ультразвуковыми сигналами, формирующимися в костных полостях ноздрей.
Карузо морей
Самым удивительным песенным репертуаром обладает Карузо морей: горбатый кит. Исполнительским даром наделены только самцы. Они издают звуки, разносящиеся на десять километров в округе. Петь они могут часами, особенно в воде; вода является их излюбленной певческой средой. Опустив голову вниз, они замирают. Согнутые хвостовые плавники, выставленные из воды, позволяют им отлично сохранять устойчивое положение. Поза принята, хорал морских глубин на месте, киты поют. Группы особей собираются вместе и подстраиваются друг под друга, чтобы образовать хор. В течение нескольких минут они согласуют свой «ключ соль». Если кто-то, проплывающий мимо, решит присоединить к ним свой голос, они возражать не станут. Но ему придется приспособить частоту своего голоса к частоте голоса новых товарищей. Горбатый кит принадлежит к одному из редких видов, который может изменять действия, которым он обучался на протяжении ряда лет. Этот Карузо морей обозначает границы своей территории и очаровывает самку своими обертонами и величественным исполнением. Похоже, он испытывает истинное удовольствие, распевая вокализы. Синица, горбатый кит, дельфин являются обладателями завораживающей речи.
Безошибочно распознавать высоту ноты означает обладать абсолютным слухом. Это бесспорный дар. Показав важность развития левых височной и лобной долей у музыканта, Ониши уточняет, что абсолютный слух не является наследственным. Его становлению способствует обучение музыке с самых ранних лет. Абсолютный слух зависит от левого полушария, где между локализацией звуков музыки и слова существует тесная связь.
Правое и левое полушария по-разному воспринимают звуки и обертоны. Слева звуковая информация захватывает широкие частотные полосы звукового спектра; они немногочисленны и способны быстро меняться. Правое полушарие также воспринимает обертоны, но выборочно, у него более строгий фильтр. Информация медленно движется к своему выражению. Так, ухо, воспринимающее речь и чтение сольфеджио, находится слева. Ухо, воспринимающее обертоны и мелодию, – справа. Когда вы поете, можете провести тест. Заткните правое ухо, а затем левое. Разными ушами вы слышите по-разному. С одной стороны вы слышите обертоны, с другой – исходные звуки.
Вибрация встречается с химией
Звуковые колебания – сила, переданная молекулам воздуха, которые здесь и там толкают друг друга и, соответственно, окружающие слои воздуха, создавая потоки волн. Вибрационная энергия сначала подхватывается ушной раковиной, затем через слуховой проход попадает на барабанную перепонку – это внешний слуховой канал. У человека ушная раковина принимает звуки. У собаки ушная раковина подвижна. При неподвижной голове она может направлять ее в разные стороны. Собака наделена удивительно чутким слухом. Мы утратили эту способность, хотя рудименты вращательного мускула в виде трех ушных мышц все еще наличествуют позади нашей ушной раковины.
Звуковая вибрация, произведенная силой многих молекул, толкает барабанную перепонку каждую четыреста сороковую долю секунды для ноты ля. Тонкая мембрана барабанной перепонки быстро трансформирует воздушный толчок в вибрацию заданной частоты этой мембраны. Внешний слуховой проход служит концентратором – это акустическая линза. Итак, вибрационная энергия, воздействующая на барабанную перепонку 8 мм в диаметре, будет передана в среднее ухо. Благодаря системе крошечных косточек на уровне среднего уха мы все еще говорим о механической передаче вибрации, ибо по-прежнему находимся в воздушной среде и голосовая вибрация передается без каких-либо изменений. Но вскоре мы попадем во внутреннее ухо, где среда жидкая.
Стремечко, имеющее овальную поверхность, передает механическое усилие жидкости, являющейся средой, принимающей вибрацию в кохлее (улитке). Жидкость, заполняющая кохлею, превращает механическую энергию в химическую на уровне волосковых клеток, покрывающих кохлею. В том месте, где стремечко перекрывает улитку, в нижней ее части, отчетливо более широкой, чем верхушка этой спирали, воспринимаются высокие звуки. На верхнем конце воспринимаются низкие звуки. Звуковые волны поглощаются волосковыми клетками, покрывающими кохлею снизу вверх. Это кохлеарный диапазон. Колебательная волна преобразовывает высоту голоса на уровне нашего мозга. Настоящее волшебство! С помощью нескольких миллиметров поверхности человек слышит частоты от 20 до 20 000 Гц! Когда вы прослушали громкую музыку, вы нередко продолжаете слышать пронзительный свист, который вас беспокоит. Почему? Травма, полученная в результате звукового удара, будет ослаблена начальными клетками кохлеи, у самого ее основания. Клетки кохлеарного цоколя ответственны за распознавание высоких звуков. Они первыми принимают на себя звуковой удар, воздействующий на волоски кохлеарных клеток. Свист свидетельствует о наличии остаточного повреждения, полученного от механического воздействия вибрации. Охотники и любители громкой музыки регулярно повреждают свою кохлею. В конце концов они разрушат ее клетки, а значит, потеряется часть высокочастотных диапазонов. Пик наибольшей чувствительности, встречающейся чаще всего, это 4000 Гц.
Звуковая волна, выступающая в роли специфического раздражителя нашего органа слуха, изначально представляет собой целенаправленный поток воздуха. (При температуре 16 °C скорость ее распространения равна 340 м/с. Каждый раз, когда температура увеличивается на 1 °C, ее скорость увеличивается примерно на 60 см.) На уровне частоты в 256 Гц мы можем отличить ее от частоты в 257,5 Гц. Но на уровне частоты в 64 Гц наш слух функционирует уже не столь эффективно и будет воспринимать разницу только в 3 Гц. При частоте выше 4096 Гц слух наш воспримет разницу в 23 Гц. Наиболее эффективно слух наш работает в диапазоне от 128 Гц до 1024 Гц. Это регистр человеческой речи.
Длина волны определяет высоту звука, а именно для ноты ля 440 Гц соответствуют 440 вибрациям в секунду. Высота ноты определяется локализацией волосковых клеток кохлеи. Клетка внизу кохлеарного диапазона распознает высокие звуки, клетка вверху – низкие. Волоски, покрывающие поверхность этих клеток, омываются кохлеарной жидкостью. Чем больше волосков, восприняв соответствующие колебания, начнут реагировать, тем больше сила звука. Клетка интегрирует и частоту, и мощность, а затем посылает двойную информацию в наш мозг.
Таким образом, во время своего путешествия звук проходит через ряд усилителей: через ушную раковину, а затем во внешний слуховой проход. Он достигает барабанной полости объемом 50 мм3: это ворота среднего уха. Затем слуховые косточки усиливают сигнал, а в конце цепочки совсем маленькая поверхность, расположенная у основания стремечка и называемая овальным окошком площадью 3 мм2, позволяет благополучно заменить воздух на жидкость кохлеи, которая доставит информацию к ресничкам клеток органа слуха.
Если вы прижметесь лбом к вибрирующему стальному стержню, то услышите вибрацию. Но звук в ухо не поступит. Проводником звука станет кость черепа. Это костная проводимость. Кохлея получает информацию непосредственно через окружающую ее кость, а не через обычную слуховую систему (внешнее ухо – среднее ухо), исполняющую роль воздухопровода.
Ухо защищается
Ухо умеет защищаться. С помощью проводящих косточек резкий звук поступает на барабанную перепонку. Если он слишком громкий, две маленькие мышцы послужат амортизаторами, что позволит избежать звукового травматизма. Одна из этих мышц – мышца стремечка, расположенная непосредственно там, где вибрационная волна передается на уровень кохлеи. Когда эта мышца воспаляется, у некоторых из нас начинаются болезненные проблемы со слухом. Все звуки кажутся слишком громкими, неконтролируемыми. Вторая мышца – мышца молоточка, расположенная возле барабанной перепонки. Эти две мышцы находятся на оконечностях цепочки косточек. Человеческое ухо нормально воспринимает частотный диапазон от 1000 до 3000 Гц, при мощности от 30 до 40 дБ.
Существенный элемент среднего уха – евстахиева труба. Это канал, соединяющий среднее ухо с носоглоткой, позволяющий проветривать полость среднего уха и выравнивать давление по обе стороны барабанной перепонки. Если в барабанной полости полно воды, давление с одной и с другой стороны мембраны будет разное. Колебания мембраны дают сбой, звук искажается. В самолете или при погружении подводной лодки вам иногда не удается «выровнять» давление. Вам кажется, что одно ухо у вас чем-то заполнено и слышит оно плохо, несмотря на резкий толчок на уровне носа, который вы в это время пощипываете. Из стремительно возникшей разницы между давлением на высоте и на земле, или низким и высоким давлением, вы начинаете слышать плохо. Почему? Чтобы процесс слухового восприятия происходил успешно, надо, чтобы – как в случае с барабанной полостью – давление по одну и по другую сторону барабанной перепонки было одинаковым. Если у вас давление разное, мембрана барабанной перепонки втягивается на сторону меньшего давления. Она перестает быть гибкой, становится жесткой и натянутой. Возникает боль, причиной которой является вынужденное натяжение барабанной перепонки. Вы хуже слышите, некоторые частоты становятся недоступными, и в частности высокие. Когда во время насморка страдает евстахиева труба, слушание затруднено, а певческий голос может исказиться из-за плохой обратной связи. Если насморк не прекращается, может начаться серозный отит (когда жидкость попадает в полость), который отрицательно скажется на профессионале голоса. На этой стадии боль исчезает, а слух ухудшается.
Впрочем, может быть и наоборот: евстахиева труба, оставаясь открытой, подгоняет к среднему уху слишком много воздуха. Когда певец берет верхние ноты, ухо отзывается болью. Он слышит сам себя, как его голос резонирует. В этом случае он сталкивается с двумя вибрационными потоками: один идет снаружи, а другой изнутри. Такое явление может быть следствием повреждения евстахиевой трубы на уровне глоточного отверстия, которое не закрывается в момент говорения. Ибо отверстие евстахиевой трубы открывается, когда мы зеваем, жуем или пытаемся высморкаться при забитом носе, а потом, когда начинает звучать речь или пение, естественным образом закрывается.
Слышать свой голос: два различных канала
Свой собственный голос можно услышать по двум различным каналам. Когда мы произносим слово, оно слетает с наших губ и летит к ушной раковине – это внешний канал. Внутренний канал напрямую связывает колебания нашей гортани с нашим собственным ухом посредством костного канала, а иногда посредством евстахиевой трубы. Чтобы правильно петь, наше ухо должно слушать, запоминать, а потом распознавать частоты. Самое существенное – это понимать слова. Иногда бывает, что мы услышали разговор, но не смогли понять, о чем он. Это голосовая внятность. Она может возникнуть из-за потери стереофонии при восприятии звуков, из-за разницы восприятия звуков правым и левым ухом или как вторичный фактор, возникший вследствие нарушения церебральной интеграции. И всегда есть третья возможность: у него «все с ног на голову».
Конец ознакомительного фрагмента.