Вы здесь

Один. 5. Душа (Константин Исааков)

5. Душа

Когда душа поселяется в теле? Принято считать: при рождении. Но ведь в этом случае только что выбравшийся на свет младенец должен испытывать ту самую гамму чувств и переживаний, что свойственна (увы или к счастью?) лишь зрелой человеческой натуре.

Или душа «вызревает» постепенно, как бы в параллель с телом: год за годом, опыт за опытом? Сегодня – одна ячейка, неделей позже – другая, а следующая, может, даже через год: у каждого, говорят, своя динамика. Но тогда почему она, душа, зрелая и утомленная познанием, покидая плоть на смертном одре и поскитавшись затем, неприкаянная, в неведомых нам эмпиреях, избирает новое тело – и при этом вдруг оказывается той самой tabula rasa, чистым листом бумаги, не обремененным горестными заметами прошлого? Душа-младенец в теле-младенце.

А если идея о переселении душ, на самом деле, придумана человеком в качестве терапевтической сказки, смиряющей его с неизбежностью смерти? И никуда, ни в кого она, наша душа, потом не инкарнирует? А каждая новая душа возникает в каждом новом теле просто как некое Божье послание, мессидж, чистая матрица, которой предстоит обогатиться индивидуальным и, увы, разовым, не передающимся от тела к телу, опытом? А то и вовсе, вдруг нет её, души?

В этом, конечно, наблюдается определённая схоластическая логика. Только вот почему она, душа наша – возлюбленная и треклятая, иногда так болит? Ведь знакомое же всем чувство: болит душа. Если болит, значит, она есть. Или, по крайней мере, была. Фантомные боли ампутированной души – тоже, знаете ли, многих замучили до смерти.

Поэтому пусть уж болит. Пусть изнемогает под невыносимостью реалий. Всё лучше, чем вовсе без неё.