День второй. Музейное пространство или «не писай против ветра»
Сегодня хочется продолжить разговор о парках. Если около Tropenmuseum, на остановке Alexanderplein сесть на десятый трамвай, то можно доехать до Vondelpark. Впрочем, любителям пеших прогулок, рекомендую пройти этот маршрут пешком. Sarphatistraat – улица, ведущая к парку одна из самых живописных в Амстердаме. По ней можно выйти к мосту Hogesluis соединяющему берега реки Амстель. Он, как и многие другие мосты в городе разводится. Для того чтобы увидеть это восхитительное зрелище не обязательно ждать наступления ночи, так как и днем по реке проплывают сухогрузы, и они не ждут сумерек, мне же придется подождать, пока мост снова сведут. Обычно это занимает максимум десять минут, так что не стоит расстраиваться, никто никуда не опоздает, зато какое останется воспоминание. С моста открывается восхитительный вид на Амстель. Hogesluis – величественное сооружение, воплотившее в себе славные архитектурные традиции мостостроения.
И вот пешком через полчаса или через десять на трамвае мы оказываемся у парка. Открыт он был в 1865 году и изначально назывался Nieuwe Park (Новый парк). Позднее он был переименован в Vondelpark в честь нидерландского поэта и драматурга Йоста ван ден Вонделя, своими произведениями заслужено получившего прозвище «нидерландского Шекспира», памятник которому был установлен здесь в 1867 году архитектором Лоуисом Ройером, (который так же является архитектором памятника Рембрандту на Rembrandtplein).
Еще в парке установлена скульптура работы Пабло Пикассо – Рыба. И еще работают музей кино и театр под открытым небом. В самом центре парка в 1936 году был разбит сад роз, который и до сих пор радует посетителей всевозможными сортами розовых кустов, конечно, зимой все это смотрится не так живописно, как летом, но от этого парк не становится менее привлекательным. Vondelpark – излюбленное место для велосипедных прогулок, а так же для занятий спортом у жителей Амстердама.
В День Королевы здесь проходят гуляния, традиционно открыт блошиный рынок, весь парк заполняют люди, продающие старые вещи, все можно приобрести за копейки, а иногда и получить вовсе бесплатно, сама я не любитель «секонд хендов», однако не смогла удержаться и купила за десять центов издание роман Диккенса «Дэвид Копперфильд» с великолепными иллюстрациями. В этот день большинство жителей Амстердама одеваются во все оранжевое в облике практически всех горожан присутствуют аксессуары оранжевого цвета. Все вокруг окрашено в апельсиновые цвета: футболки, куртки, кепки, шарфы. Вот уже несколько веков начиная с 1550 года этот цвет является символом династии Оранских-Нассау. Вечером, когда рынок сворачивается, начинается вторая часть праздника – концерты, которые устраиваются, разумеется, не только в парке, но и в центре города. Выступают на них обычно местные знаменитости, народ к этому времени уже слегка навеселе, все устремляются к сценам. К чести голландцев надо отметить, что, не смотря на их пристрастие к пиву и легким наркотикам, ведут они себя вполне достойно, и потасовок на таких мероприятиях, лично мне, видеть не доводилось. Перед тем как снова вернуться к рассказу о Vondelpark еще два слова об этом дне, точнее даже о ночи ему предшествующей, называется она соответственно Ночь Королевы, центр города превращается в огромную танцплощадку, вот уж где настоящее веселье. Все очень доброжелательны и запросто можно оказаться в очень необычной обстановке, непредставимой в другие дни, например, меня как-то занесло в гей-клуб где я уж точно не ожидала оказаться. К сожалению, мне не всегда удается побывать в Амстердаме в этот день, являющийся для голландцев праздником не менее важным, чем Рождество.
С недавних пор в Вондельпарке разрешено публично заниматься сексом, не знаю кому как, а мне такое решение голландских властей не очень-то по душе. Но видимо и до этого некоторые особо нетерпеливые занимались этим здесь. Что ж, теперь это могут делать все желающие, соблюдая лишь несколько правил: не заниматься сексом рядом с детскими площадками и в дневные часы. Как видите, каждый здесь найдет себе занятие по душе, я же больше всего люблю просто прогуливаться здесь, в любое время года. Пожалуй, теперь буду ходить с большей внимательностью, дабы не наткнуться на совокупляющуюся парочку.
Поскольку я оказалась в этом районе, то правильно будет рассказать о нем, он очень живописный. В пяти минутах ходьбы от парка находится Leidseplein, площадь, пользующаяся особой популярностью у любителей ночной жизни: бары, кафе, дискотеки и кинотеатр, все это открыты допоздна. Между парком и площадью есть ворота, надпись на которых гласит «Homo sapiens non urinat in ventum», дословно это можно перевести так: «Человек не писает против ветра».
Днем это так же популярное место: в зимнее время здесь открыт каток, а летом людей развлекают уличные танцоры, клоуны, фокусники.
Центр площади окружен небольшой оградой, за ней притаились десятки рептилий, увы, не настоящих.
Но, конечно же, самым красивым на этой площади является здание муниципального театра Stadsschouwburg, построенное в 1894 году с стиле неоренессанса. Архитекторами были Ян Л. Спрингер и Адольф Леонард ван Гендт.
В самой непосредственной близости от Vondelpark находится Museumplein, такое название площадь получила не случайно, вокруг нее открыты для посещения целых четыре музея: Rijksmuseum, Van Gogh Museum, Stedelijk Museum Amsterdam, Diamond Museum Amsterdam.
Лично мне больше всего нравится Rijksmuseum (государственный музей), Он был основан в 1800 году в Гааге, но в 1808 по желанию Луи Бонапарта (брата Наполеона I), коллекция переехала в Амстердам в королевский дворец. В 1885 году музей перебрался в здание, построенное по проекту Петруса Й. Х. Кейперса. Здесь представлены работы величайших художников Голландии.
Наибольший интерес у посетителей вызывают картины Рембрандта, такие как «Ночной дозор» и «Синдики», к ним помимо обычного пояснения прилагаются и буклеты с просканированным изображением картин, по которым можно проследить, как они создавались.
Яна Вермеера: «Молочница» и «Улочка». Наибольшей известностью в России пользуется его картина «Девушка с жемчужной сережкой», новая волна интереса к которой была вызвана появлением одноименного фильма.
Так же здесь представлены работы других художников, не менее значительных для истории фламандского искусства Якоба Рейсдала впервые добавившего драматизм в жанр пейзажной живописи: «Мельница в Вейке близ Дорстеде», «Вид на Харлем» и Франса Хальса: «Весёлый бражник», «Семейный портрет Исаака Массы и его жены», написанный в 1622 году, Исаак Массы путешественник и картограф, побывавший во многих странах, в том числе и в России, на картине они с женой удобно расположились у подножия дуба оплетенного вьюном. В истории картографических знаний о России, созданные и изящно отпечатанные им изображения русских земель сыграли значительную роль.
Помимо этого в музее собрана одна из наиболее представительных коллекций эстампов и рисунков старых европейских мастеров, модели кораблей времен Голландской империи, изделия из стекла и делфтского фарфора, средневековые скульптуры, бронзовые китайские статуэтки VII века, мозаичные корейские шкатулки.
Временные экспозиции, представленные в музее не только занимательные, но и подчас шокирующие; к примеру мне довелось побывать на выставке состоящей всего из одного экспоната – платинового черепа с бриллиантами работы Дэмиена Херста. Череп находился в темном маленьком зале, где лучи света падали только на объект, зрелище надо сказать действительно завораживающее. Столько бриллиантов одновременно мне пожалуй еще не доводилось видеть.
Недалеко от государственного музея – музей Ван Гога. Это здание построено по проекту нидерландского архитектора Геррита Томаса Ритвельда в 1973 году, а крыло, где представлена основная экспозиция – по проекту Кисе Курокавы, который известен в Санкт-Петербурге, как архитектор стадиона «Зенит». В музее представлена самая большая в мире коллекция картин и рисунков великого художника, среди которых «Едоки картофеля», «Спальня в Арле», «Подсолнухи». Помимо работ ван Гога здесь так же можно увидеть картины его гениальных современников Поля Гогена, Клода Моне, Пабло Пикассо, Анри Тулуз-Лотрека. В свете современных тенденций сближения музейного пространства и широкой публики не обошлось и без оригинальных нововведений: с недавних пор, по пятницам, музей работает до 22.00, центральный холл превращается в уютный зал для встреч, здесь играет живая музыка, выступают ди-джеи, транслируются видеопроекты и т. д.
Третий, Stedelijk Museum, изначально был задуман, как музей истории города, в нем демонстрировались предметы быта старых домов Амстердама, но в 1970 году преобразован в музей современного искусства, в его залах можно увидеть работы Поля Сезанна, Василия Кандинского, Марка Шагала и самую большую коллекцию, за пределами России, картин Казимира Малевича.
И, наконец, музей алмазов, который не очень заинтересовал меня, к тому же в мой самый первый приезд в Амстердам я побывала на одной из фабрик по огранке алмазов. Я плохо помню подробности той экскурсии, но вот один эпизод врезался в память. Все женщины, у которых были с собой бриллиантовые украшения, захотели проверить их подлинность. Специалист долго изучал один из камней и наконец вынес свой вердикт – подделка. Бедная дама чуть ли в обморок не упала, пришлось вызывать главного эксперта, который конечно успокоил всех, заверив, что камень настоящий, для меня так и осталось загадкой, кто же из них сказал правду.
Diamond Museum я все же советую посетить, так как Амстердам является крупнейшим центром производства бриллиантов с XVII века, к тому же первым гранить алмазы в 1475 году предложил голландец Людвиг ван Беркен.
И еще об одном важном культурном заведении, мимо которого нельзя пройти просто так – это Concertgebouw, известный во всем мире благодаря своей великолепной акустике и оркестру под руководством Риккардо Шайи. Здание, построенное в 1888 году два раза претерпевало реконструкцию. В первый раз из-за просадки почвы пришлось поднять его над землей и заменить старые сваи на новые бетонные. При следующей перестройке было добавлено стеклянное крыло. Помимо концертов здесь проходят выставки, конференции, политические митинги и т. п.